Что такое малая социальная группа. Научная электронная библиотека. Смотреть что такое "Малая группа" в других словарях

План ответа:

    Понимание малой социальной группы

    Количественные границы малой группы

    Виды малой социальной группы

    Структура малой социальной группы

    Функции групп

1) Основные акты жизнедеятельности человека протекают в малых группах (в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях). Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества. Центральный психологический феномен, характеризующий малую группу как предмет социально-психологического исследования, - психологическая общность. Группа (социальная) - объединения людей , имеющие общие значимые специфические признаки, основанные на их участии в некоторой деятельности , связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными . Малая социальная группа - немногочисленная группа людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений. Основными критериями феномена психологической общности группы выступают: явления сходства, общности индивидов, входящих в малую группу (общность мотивов, ценностных ориентаций и социальных установок); идентификация индивидов со своей группой (осознание принадлежности к данной группе, единства с ней – чувство «мы»); осознание членами группы имеющегося сходства, общности входящих в нее индивидов и отличий (в том числе психологических) своей группы от других; наличие социально-психологических характеристик, присущих группе в целом (а не характеризующих отдельных индивидов), таких как совместимость, сработанность, сплоченность, социально-психологический климат и др.

2) Количественные границы малой группы: За «нижнюю границу» размеров малой группы большинство специалистов принимают 3 человека. Это связанно с тем, что в группе из двух человек не могут формироваться групповые социально-психологические феномены в случае отсутствия согласия, единства членов диады. Поэтому группу из 2 человек можно рассматривать как специфическую разновидность малой группы. «Верхняя граница» малой группы определяется не столько количественными характеристиками, сколько качественными характеристиками, основной из которых является контактность, т.е. возможность каждого члена группы регулярно вступать в непосредственный контакт с другими ее представителями, общаться, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями.

3) Виды малых социальных групп: по роду деятельности (промышленные, учебные, любительские); п о способу возникновения: формальные - возникающие для выполнения определенных функций внутри систем более высокого уровня (3 - 20 чел) и неформальные или контактные - возникающие на основе взаимных симпатий, интересов, предложенные Э. Мэйо . Пределами их численности являются пределы эмоциональных возможностей человека (3 - 8 чел); по степени развития межличностных отношений; по значимости индивида: группы членства (все люди в группе); референтные группы (значимый для индивида круг общения). По времени существования принято выделять группы временные и постоянные . Этот признак важен с психологической точки зрения, т.к. устойчивость контактов в группе – важный фактор формирования ее психологических характеристик.

4) Структура группы – это совокупность связей, складывающихся в группе между отдельными индивидами или микрогруппами как элементами этой структуры. Наиболее часто выделяют структуру функциональных связей , т.е. отношений, определяемых характером распределения функций между членами группы, и структуру эмоциональных связей или межличностных отношений. Формальная (должностные инструкции и т.п.) и неформальная структуры (структура связей, коммуникаций и влияний) группы или структуры формальных (официальных) и неформальных (неофициальных) связей. Социометрическая структура группы (Дж. Морено , взаимные предпочтения, симпатии и антипатии) , коммуникативная структура группы (процессы приема и передачи информации в группе) , ролевая структура малой группы ( распределение групповых ролей) , структура социальной власти и влияния в малой группе (совокупность связей между ее членами, характеризуемых направленностью и интенсивностью их взаимного влияния. Основные характеристики: системы связей, лежащих в основе руководства группой (если речь идет о формально организованной группе), и неофициального (неформального) влияния, выраженного феноменом лидерства.

5) Для референтных групп характерны функция сравнения и функция нормативная. Функция сравнения подразумевает, что группа формирует эталон поведения и оценки самого индивида и окружающих.

Инструментальные функции групп связаны с организацией совместной деятельности.

Экспрессивная и поддерживающая функции связаны с эмоциональными потребностями индивида.

Дополнительно:

Групповая динамика

Групповая динамика включает следующие процессы:

сплочение или разобщение групп;

процесс образования неофициальных групп внутри групп формальных;

становление групповых норм (это важнейший процесс), т.е. спонтанно складывающихся стандартов поведения индивида. Такие нормы - стандарты делают поведение индивида предсказуемым, способствуют эффективности групповой деятельности.

Становление групповых норм повышает сплоченность группы и одновременно усиливает групповое давление на индивида.

Конформность - характеристика позиции индивида относительно позиции группы, мера подчинения индивида групповому давлению.

Конформность может проявиться в изменении мнения и поведения человека в направлении большего согласия с группой.

Противоположная сторона конформизма - негативизм.

Одним из важнейших процессов в динамике групп является выделение лидера. Лидер - член малой группы, имеющий определенное влияние на стороны ее жизни. Влияние основано на авторитете (признании групповых и личностных качеств человека). Выдвижение лидера связано с функциональной задачей управления.

Управление - набор действий, включающих:

целеполагание (в т.ч. принятие решений)

координацию совместных действий

контроль за соблюдением стандартов группового поведения и выполнением принятых решений.

Управление задает отношение субординации (упорядочение сверху вниз), координации (упорядочение горизонтально), реординации (упорядочение снизу вверх).

Управление необходимо для оптимизации совместной деятельности, однако, каждая из сфер жизни группы может инициировать своих лидеров и тогда сплоченность группы будет зависеть от взаимоотношений между ними.

Малая группа - системный социальный объект. Ее элементами (как и элементами других соц. систем) выступают люди и возникающие между ними отношения.

Применительно к малым группам действует принцип иерархичности. Это подразумевает. что малая группа выступает частью систем более высокого уровня (например, учебная группа включается в факультет), выступает как подсистема.

Малая группа - динамическая система, об этом свидетельствуют процессы групповой динамики. Это открытая система, т.е. она осуществляет обмен с внешней средой веществом, энергией, информацией

Основоположником учения о малых группах считают американского социолога Ч. Х. Кули , который в начале XX века ввел понятие "первичная группа". Его концепция до сих пор является классической теоретической основой для анализа малых групп. Последние он классифицировал как первичные группы, понимая под ними такие, которые характеризуются тесными взаимными контактами "лицом к лицу", интимными связями.

Американский социолог Э. Шилз выделяет три типа таких малых первичных групп. "Первоначальные группы", имеющие прочные, долголетние связи и традиции. К этим группам индивид может принадлежать независимо от его желаний. Примером такой группы является семья. "Личные группы", группы друзей, основывающиеся на взаимной симпатии. Такие группы создаются на базе личных потребностей в объединении. "Идеологические группы", объединяют людей с общими ценностями.

Содержательная сторона классификации малых групп наиболее цельно представлена в работе М. Шоу "Групповая динамика». Проанализировав более полутора десятков определений малой социальной группы, М. Шоу классифицировал их по следующим основаниям:

    с точки зрения восприятия членами группы отдельных партнеров и группы в целом;

    с точки зрения мотивации членов группы;

    с точки зрения групповых целей;

    с точки зрения организационных (структурных) характеристик группы;

    с точки зрения взаимозависимости;

    с точки зрения характера взаимодействия членов группы.

Значительное число отечественных ученых-психологов (К. К. Платонов, Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская) сходятся на том, что нижним пределом группы является диада (два человека), хотя в научной литературе высказывается мнение, что группа начинается только с триады (три человека) . Последнее связывается с тем, что диада не может претендовать на роль универсальной модели малой группы, представляя собой лишь одну из разновидностей последней.

«Под ма­лой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является ос­новой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов ». При таком понимай и малая группа - это группа, реально существующая не в вакууме, а в определенной системе обществен­ных отношений, она выступает как субъект конкретного вида со­циальной деятельности, «как звено определенной общественной системы, как часть общественной структуры». Определение фиксирует и специфический признак малой группы , отличающий ее от больших групп: общественные отношения вы­ступают здесь в форме непосредственных личных контактов .

Практически все равно приходится считаться с тем фактом, что малая группа «начинается» либо с диады, либо с триады. Остро стоит вопрос и о «верхнем» пределе малой груп­пы . Были предложены различные решения этого вопроса. Доста­точно стойкими оказались представления, сформированные на основе открытия Дж. Миллером «магического числа» 7±2 при ис­следованиях объема оперативной памяти (оно означает количест­во предметов, одновременно удерживаемых в памяти). Для соци­альной психологии оказалась заманчивой определенность, вноси­мая введением «магического числа», и долгое время исследователи принимали число 7+2 за верхний предел малой группы. Если обратиться к практике исследований, то там находим са­мые произвольные числа, определяющие этот верхней предел: 10 15, 20 человек. В некоторых исследованиях Морено, автора социо­метрической методики, рассчитанной именно на применение в малых группах, упоминаются группы и по 30-40 человек, когда речь идет о школьных классах.

Обилие малых групп в обществе пред­полагает их огромное разнообразие, и поэтому для целей исследований необ­ходима их классификация . В принципе допустимы самые различные основания для класси­фикации малых групп: 1) группы различаются по времени их суще­ствования: долговременные и кратковременные, 2) по степени тес­ноты контакта между членами , по способу вхождения индивида и т.д. В настоящее время известно около пятидесяти различных ос­нований классификации.

Целесообразно выбрать из них наиболее распространенные, каковыми являются три классификации: 1) де­ление малых групп на «первичные» и «вторичные», 2) деление на «формальные» «неформальные », 3) деление на «группы членст­ва» и «референтные группы». Как видно, каждая из этих трех клас­сификаций задает некоторую дихотомию.

Деление малых групп на первичные и вторичныевпервые было предложено Ч. Кули, который вначале дал просто описательное определение первичной группы, назвав такие группы, как семья, группа друзей, группа ближайших соседей. Позднее Кули предло­жил определенный признак , который позволил бы определить су­щественную характеристику первичных групп - непосредствен­ность контактов . Вторичные группы в этом случае те, где нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные «посредники» в виде средств связи.


Второе из исторически предложенных делений малых групп - это деление их на формальные и неформальные.Впервые это деле­ние было предложено Э. Мэйо. Согласно Мэйо, формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов , они предписаны групповыми нормами. Соответственно в формальной группе также строго распределены и роли всех членов группы , в системе подчинения так называемой структуре власти: представ­ление об отношениях по вертикали как отношениях, определен­ных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкрет­ной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д. Внутри формальных групп Э. Мэйо обнаружил еще и «неформальные» группы , которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотношений по вертикали нет. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школь­ном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом , таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отноше­ний. Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее: люди, случайно объединив­шиеся для игр в волейбол где-нибудь на пляже, или более тесная компания друзей, принадлежащих к совершенно различным фор­мальным группам. Иногда в рамках такой группы (скажем, в группе туристов, отпра­вившихся в поход на один день), несмотря на ее неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа при­обретает некоторые черты формальной группы: в ней выделяются определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли. Практи­чески было установлено, что в реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные груп­пы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возника­ли в рамках формальных.

Третья классификация разводит так называемые группы член­ства и референтные группы. Она была введена Г. Хайменом, кото­рому принадлежит открытие самого феномена «референтной группы». В экспериментах Хаймена было показано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это были студенчес­кие группы) разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нор­мы которых они принимают, Хаймен назвал референтными груп­пами . Еще более четко отличие этих групп от реальных групп членства было отмечено в работах М. Шерифа, где понятие рефе­рентной группы было связано с «системой отсчета», которую ин­дивид употребляет для сравнения своего статуса со статусом дру­гих лиц. В дальнейшем Г. Келли, разрабатывая понятия рефе­рентных групп, выделил две их функции : сравнительную и нор­мативную, показав, что референтная группа нужна индивиду или как эталон для сравнения своего поведения с ней, или для норма­тивной оценки его.

В настоящее время в литературе встречается двоякое употреб­ление термина «референтная группа» : иногда как группа, проти­востоящая группе членства, иногда как группа, возникающая внутри группы членства. В этом втором случае референтная группа опре­деляется как «значимый круг общения», т.е. как круг лиц, выбран­ных из состава реальной группы как особо значимых для индиви­да.

При изучении малой группы большое значение придается процессу становления групповых норм и ценностей при условии одновременного вступления в группу многих индивидов и последующее все более полное принятие этих норм, разделение всеми членами группы групповых целей. Этот феномен получил в социальной психологии наименование феномена конформизма . Само слово «конфор­мизм» имеет в обычном языке совершенно определенное содержа­ние и означает «приспособленчество». В литерату­ре чаще говорят не о конформизме, а о конформности или кон­формном поведении, имея в виду чисто психологическую характе­ристику позиции индивида относительно позиции группы, при­нятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свой­ственного группе, меру подчинения индивида групповому давле­нию. Противоположными конформности понятиями являются понятия «независимость», «самостоятельность позиции», «устойчивость к групповому давлению» и т.п.

Конформность констатируется там и тогда, где и когда фикси­руется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Мера конформности - это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось инди­видом как конфликт. Различают внешнюю конформность , когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называется подлинным конформизмом), когда индивид дей­ствительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформ­ность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу. В исследованиях конформности обнаружилась еще одна воз­можная позиция, которую оказалось доступным зафиксировать на экспериментальном уровне. Это - позиция негативизма. Когда группа оказывает давление на индивида, а он во всем сопротивля­ется этому давлению, демонстрируя на первый взгляд крайне не­зависимую позицию, во что бы то ни стало отрицая все стандарты группы, то это и есть случай негативизма. Можно сказать, что это специфический случай конформ­ности, так сказать, «конформность наизнанку ». Если индивид ставит своей целью любой ценой противостоять мнению группы, то он фактически вновь зависит от группы, ибо ему приходится ак­тивно продуцировать антигрупповое поведение, антигрупповую позицию или норму, т.е. быть привязанным к групповому мнению, но лишь с обратным знаком. Поэ­тому позицией, противостоящей конформности, является не нега­тивизм, а самостоятельность, независимость.

Дальнейшие исследования феномена конформности привели к выводу о том, что давление на индивида может оказывать не только большинство группы, но и меньшинство. Соответственно М. Дойчем и Г. Джерардом были выделены два вида группового влияния : нормативное (когда давление оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом группы как норма) и информационное (когда давление оказывает меньшинство, и член группы рассматривает его мнение лишь как информацию, на основе которой он должен сам осуществить свой выбор).

Второй стороной проблемы формиро­вания малой группы является пробле­ма групповой сплоченности. В данном случае исследуется сам про­цесс формирования особого типа связей в группе, которые позво­ляют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам.

Существуют различные подходы в объяснении групповой сплоченности. Так, в русле социометричес­кого направления сплоченность прямо связывалась с таким уров­нем развития межличностных отношений, когда в группе высок процент выборов, основанных на взаимной симпатии. Другой подход был предложен Л. Фестингером, когда сплоченность анализировалась на основе частоты и прочности комму­никативных связей, обнаруживаемых в группе. Буквально спло­ченность определялась как «сумма всех сил, действующих на чле­нов группы, чтобы удерживать их в ней».

Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем психологии. В русском языке для обозначения этих двух различных явлений существуют два специальных терми­на и определены разли­чия в содержании этих понятий.

Б. Д. Парыгин называет следующие различия лидера и руководи­теля :

1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию меж­личностных отношений в группе, в то время как руководитель осу­ществляет регуляцию официальных отношений группы как неко­торой социальной организации;

2) лидерство можно констатиро­вать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), Руководство - элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений;

3) лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо на­значается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не яв­ляется стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляе­мым под контролем различных элементов социальной структуры;

4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в боль­шой степени зависит от настроения группы, в то время как руко­водство - явление более стабильное;

5) руководство подчиненны­ми в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;

6) про­цесс принятия решения руководителем значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно кореня­щихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельнос­ти;

7) сфера деятельности лидера - в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, по­скольку он представляет малую группу в более широкой социаль­ной системе.

Как видно из приведенных соображений, лидер и руководи­тель имеют тем не менее дело с однопорядковьм типом проблем , а именно, они призваны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помо­щи которых эти задачи могут быть решены. Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы , руководство в боль­шей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения.

Одна из важных функций руководителя - это процесс принятия группового решения. Существует несколько тактик принятия группового решения . В психологии наиболее исследована роль групповой дискуссии , пред­шествующей принятию группового решения. В ходе экспериментальных исследований были выявлены две важные за­кономерности: 1) групповая дискуссия позволяет столкнуть про­тивоположные позиции и тем самым помочь участникам увидеть разные стороны проблемы, уменьшить их сопротивление новой информации, 2) если решение инициировано группой, то оно яв­ляется логическим выводом из дискуссии, поддержано всеми при­сутствующими, его значение возрастает.

Широко практикуемой формой являются различного рода совещания , что является своеобразной формой групповой дискуссии. Наряду с этим в исследованиях по проблемам групповых ре­шений выдвинуты и новые формы групповых дискуссий. Одна из них, введенная А. Осбормом, получила название «брейнсторминг» («мозговой штурм»). Суть дискуссии такого плана заключается в том, что для выработки коллективного решения группа разбивается руководителем на две части: «генераторов идей» и «критиков». На первом этапе дискуссии действуют «генераторы идей», задача ко­торых состоит в том, чтобы набросать как можно больше предло­жений относительно решения обсуждаемой проблемы. Предложе­ния могут быть абсолютно неаргументированными, даже фантас­тическими, но обязательно условие, что на этом этапе их никто не подвергает критике. Цель - получить как можно больший массив самых разнообразных предложений.

Другой метод групповой дискуссии, разработанный У. Гордо­ном, - это метод синектики , буквально - метод соединения раз­нородного . Почерк этого метода напоминает брейнсторминг, так как ос­новная идея та же - выработать на первом этапе как можно боль­ше разнообразных, а в данном случае - и прямо противополож­ных, взаимоисключающих предложений. Для этого в группе выде­ляются «синекторы» - своеобразные затравщики дискуссии. Дис­куссию ведут именно они, хотя и в присутствии всей группы. Си­некторы - это люди, наиболее активно заявляющие свою пози­цию в группе. Экспериментально установлено, что их оптималь­ное число - 5-7 человек. Они начинают дискуссию, впоследствии в нее включаются и другие члены группы, но задача синекторов - наиболее четко формулировать противоположные мнения: группа должна «видеть» две возникшие крайности в решении проблемы с тем, чтобы всесторонне оценить их. В ходе дискуссии отбрасыва­ются эти крайности, принимается решение, удовлетворяющее всех. При применении метода синектики широко используется логи­ческий прием рассуждения по аналогии.

Все динамические процессы, происхо­дящие в малой группе, обеспечивают определенным образом эффективность групповой деятельности . Эффективность деятельности малой группы может быть исследована на различных уровнях. В действительности же производительность труда группы есть лишь один показатель эффективности. Дру­гой, не менее важный показатель - это удовлетворенность членов группы трудом в группе.

4. Личность в группе .

Один из главных фокусов анализа личности в психологии - ее взаимодействие с группой. И прежде всего, необходимо выявление того, через посредство каких групп осу­ществляется влияние общества наличность. Для этого важно изу­чение конкретного жизненного пути личности, тех ячеек микро- и макросреды, через которые проходит путь ее развития. Это, прежде всего, проблема социализации .Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.

Сущность социа­лизации заключается в том, что это двусторонний процесс, включаю­щий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду

Вопрос о стадиях процесса социализации имеет свою историю в системе психологического знания. В отечественной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельнос­ти. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую .

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жиз­ни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных пе­риода : а) ранняя социализация , охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства; б) стадия обучения , включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе.

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста ус­ловны; фиксация такой стадии не представляет затруднений - это весь период трудовой деятельности человека. Вопреки мысли о том, что социализация заканчивается вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею про­должения социализации в период трудовой деятельности. Более того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии. Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности.

Послетрудовая стация социализации представляет собой еще более сложный вопрос. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Увеличение продолжи­тельности жизни - с одной стороны, определенная социальная политика государств - с другой (имеется в виду система пенсион­ного обеспечения) приводят к тому, что в структуре народонаселе­ния пожилой возраст начинает занимать значительное место. В психологии эта проблема присутствует как про­блема послетрудовой стадии социализации. Основные позиции в дискуссии полярно противоположны: одна из них полагает, что само понятие социализации просто бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его социальные функ­ции свертываются. С этой точки зрения указанный период вообще нельзя описывать в терминах «усвоения социального опыта» или даже в терминах его воспроизводства. Крайним выражением этой точки зрения является идея «десоциализации», наступающей вслед за завершением процесса социализации. Другая позиция, напро­тив, активно настаивает на совершенно новом подходе к понима­нию психологической сущности пожилого возраста.

При исследовании личности в социальнойпсихологии важнейшее место занимает проблема социальной установки . Если процесс социализации объяс­няет, каким образом личность усваивает социальный опыт и вмес­те с тем активно воспроизводит его, то формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социаль­ный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках.

Проблема установки была специальным предметом исследова­ния в школе Д.Н. Узнадзе . Определение установки, данное Д.Н. Уз­надзе: «Установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, со­стоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребнос­тью субъекта и соответствующей объективной ситуацией». Настроенность на поведение для удовлетворения данной потребности и в данной ситуации может закрепляться в случае повторения ситуации, тогда возникает фиксированная установка в отличие от ситуативной. Установка в контексте концепции Д.Н. Уз­надзе более всего касается вопроса о реализации простейших фи­зиологических потребностей человека. Она трактуется как бессо­знательное, что исключает применение этого понятия к изучению наиболее сложных, высших форм человеческой деятельности.

Традиция изучения социальных установок сложилась в западной социологии. В западной социальной психологии для обозначения социаль­ных установок используется термин «аттитюд» , который в ли­тературе па русском языке переводится либо как «социальная ус­тановка», либо употребляется как калька с английского «аттитюд».

Были выделены четыре функции аттитюдов :

1) приспособительная (иногда называемая утилитарной, адаптивной) - аттитюд направ­ляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

2) функция знания- аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;

3) функция выражения (иногда называемая функцией цен­ности, саморегуляции) - аттитюд выступает как средство осво­бождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;

4) функция защиты - аттитюд способствует разре­шению внутренних конфликтов личности.

Все эти функции аттитюд способен выполнить потому, что обладает сложной структурой. В 1942 г. М. Смитом была определе­на трехкомпонентная структура аттитюда , в которой выделяются: а) когнитивный компонент (осознание объекта социальной уста­новки); б) аффективный компонент (эмоциональная оценка объ­екта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему); в) пове­денческий компонент (последовательное поведение по отношению к объекту). Теперь социальная установка опреде­лялась как осознание, оценка, готовность действовать . Но многие проблемы, касающиеся аттитюда, так и остались не­решенными.

Две рассмотренные проблемы личнос­ти социализация и социальная установ­ка - раскрывают как бы две стороны существования личности в социальном контексте: усвоение ею социального опыта и его реализация. Те­перь необходимо интегрировать эти две стороны и проанализиро­вать реальное поведение личности в системе связей с другими людь­ми, принадлежащими прежде всего к той же самой группе.

Каковы же именно социально – психологические качества личности? Ответить на этот вопрос достаточно сложно, особенно при условии, что сами по себе личностные качества не имеют четкого наполнения. Исследователи объединяют социально-психологические свой­ства в четыре группы :

1) обеспечивающие развитие и ис­пользование социальных способностей (социальной перцепции, воображения, интеллекта, характеристик межличностного оцени­вания);

2) формирующиеся во взаимодействии членов группы и в результате ее социального влияния;

3) более общие, связанные с социальным поведением и позицией личности (активность, ответ­ственность, склонность к помощи, сотрудничеству);

4) социаль­ные свойства, связанные с общепсихологическими и социально-психологическими свойствами (склонность к авторитарному или демократическому способу действия и мышления, к догматичес­кому или открытому отношению к проблемам и т.д.).

Малая группа

социологическое и социально-психологическое понятие, обозначающее простейший вид социальной группы с непосредственными личными контактами между всеми её членами, сложившимися эмоциональными отношениями симпатий и антипатий и специфическими групповыми ценностями, установками, нормами и правилами поведения. Обычно М. г. объединяет от 2 до 15 человек (семья, трудовая бригада), но при устойчивом составе может включать и несколько десятков человек (школьный класс).

М. г. складываются во всех сферах деятельности человека. Если М. г. представляет собой низовую ячейку трудовой, учебной, военной, спортивной, общественной или иной организации, отношения между членами которой регламентируются правилами, фиксированными в соответствующих положениях, уставах и других документах, то такую М. г. называют формальной. Если же М. г. возникает преимущественно на почве личных симпатий (дружеская компания), то её называют неформальной. В рамках формальной М. г. могут складываться одна или несколько неформальных групп.

Состояние М. г. характеризуется прежде всего её сплочённостью, то есть степенью единства поведения членов группы при возможности выбора этого поведения. Поскольку в М. г. всякое поведение преломляется через межличные отношения, обобщённым показателем сплочённости М. г. служит её структура и величина симпатий и антипатий её членов друг к другу, измеряемая социометрическими методами (см. Социометрия). Различаются сильно сплочённые, слабо сплочённые и разобщённые М. г. Чем больше позитивных выборов (симпатий) получает тот или иной член группы, тем выше его статус в группе.

М. г. оказывает важное влияние на развитие личности. Уже в раннем детстве человек оказывается членом нескольких М. г. (семья, игровые группы), через которые происходит его первоначальное приобщение («первичная социализация») к ценностям, нормам и правилам поведения в обществе; на этом основании такие группы называются первичными. По мере развития личности меняется характер и число М. г., членом которых является индивид; в современном обществе взрослый человек одновременно является членом семьи и трудовой группы, а также нередко членом нескольких общественных организаций, имеет компанию друзей и т. д. В различных М. г. индивид имеет различный статус, причём невысокий статус в одних видах групп может компенсироваться более высоким статусом в других М. г., что весьма важно для формирования общего позитивного самочувствия индивида; в противном случае может развиваться склонность к асоциальным формам поведения. При этом индивид иногда включается в антиобщественные М. г. (хулиганские компании, воровские шайки).

Наряду с внутренней структурой, придающей М. г. относительную самостоятельность, М. г. обладает внешней структурой, выражающей её зависимость от более крупных социальных групп и организаций.

При капитализме характер отношений в М. г. в сфере труда и других сферах определяется антагонистическими производственными отношениями на капиталистическом предприятии и в обществе в целом. При социализме коллективистские отношения сотрудничества и взаимной помощи пронизывают все сферы и уровни деятельности членов общества и превращают М. г. в сфере труда в первичные трудовые коллективы, где непосредственно сочетаются интересы общества, коллектива и личности.

Буржуазные социологи объявляют М. г. «обществом в миниатюре» (Г. Зиммель), а первичные группы - фундаментом всей общественной структуры (Ч. Кули). Подобные интерпретации искажают реальные социальные связи, игнорируют обусловленность М. г. существующими общественными, в первую очередь классовыми, отношениями. См. также статью Группы социальные и литературу при ней.

Н. И. Лапин.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Малая группа" в других словарях:

    См. ГРУППА МАЛАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    См. в ст. Социальная группа. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983 … Философская энциклопедия

    В социологии, психологии простейший вид социальной группы с непосредственными личными контактами и определенными эмоциональными отношениями между всеми ее членами, специфическими ценностями и нормами поведения; складываются во всех сферах жизни… … Большой Энциклопедический словарь

    - (социол., психол.), простейший вид социальной группы с непосредственными личными контактами и определёнными эмоциональными отношениями между всеми её членами, специфическими ценностями и нормами поведения; складываются во всех сферах жизни (семья … Энциклопедический словарь

    МАЛАЯ ГРУППА - относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями или задачами; в малой группе, как правило, имеется авторитетный лидер, вокруг которого объединены остальные члены группы. Если малая группа занята… … Профессиональное образование. Словарь

    малая группа - mažoji grupė statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Palyginti nedidelė tarpusavyje tiesiogiai bendraujančių ir sąveikaujančių žmonių visuma. Svarbiausias mažosios grupės požymių yra grupės struktūra, t. y. tarpusavyje sureguliuotų… … Sporto terminų žodynas

    МАЛАЯ ГРУППА - группа, реально существующая в определенной системе общественных отношений; выступает как субъект конкретного вида социальной деятельности, "как звено определенной общественной системы, как часть общественной структуры" (Буева, 1968, С … Глоссарий по политической психологии

    Малая группа - (см. Группа малая) … Экология человека

    Малая группа - социальная группа, члены которой находятся в непосредственном межличностном взаимодействии. Количественный состав М. г. не превышает нескольких десятков человек. Совокупность М. г., функционирующих в различных сферах жизнедеятельности общества,… … Социологический справочник

    Малая группа - (общеславянск., имеет соответствие в других индоевропейских языках, например, лат. malus – незначительный, слабый, негодный, плохой, дурной) условно принятая величина социальной группы в составе 10 и менее человек. Обычно групповая психотерапия… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    МАЛАЯ ГРУППА - В соответствии с произвольным соглашением, группа численностью приблизительно в десять или менее человек. Большинство исследований малых групп иключает изучение таких малых количеств людей, непосредственно контактирующих друг с другом, в… … Толковый словарь по психологии

Книги

  • За пределами русских словарей , А. Флегон. По вышеуказанным причинам, также как и по другим, менее важным, я считаю, что назрело время выпустить словарь, содержащий и неприличные слова русского языка. Слова, вошедшие в настоящее…

Малая группа – это немногочисленная по составу достаточно устойчивая общность людей, объединенных общей социальной деятельностью и находящихся в непосредственном личном взаимодействии и общении.

Все люди являются членами тех или иных групп: учеником класса, членом бригады, студенческой группы и т. д. Минимальная численность малой группы составляет 2–3 человека, максимальная – 20–40 человек. Оптимальной считается группа в 5–7 человек.

Чаще всего указываются следующие признаки малой группы:

1. Ограниченное число членов группы. Верхний предел составляет 20 человек, нижний - 2. Если группа превышает "критическую массу", то распадается на подгруппы, группировки, фракции. Согласно статистическим расчетам, большинство малых групп включает не более 7 человек.

2. Стабильность состава. Малая группа в отличие от большой держится на индивидуальной неповторимости и незаменимости участников.

3. Внутренняя структура включает систему неформальных ролей и статусов, механизм самоутверждения индивида и социального контроля, санкции, нормы и правила поведения, которые часто устанавливаются самой группой или ее лидером.

4. Чем меньше по размерам группа, тем интенсивнее в ней взаимодействие. Чем крупнее группа, тем чаще отношения теряют личностный характер, формализуются и перестают удовлетворять членов группы. В группе из 5 человек ее члены получают больше личного удовлетворения, чем в группе из 10 человек.

5. Размеры группы зависят от характера социальной активности ее представителей и направленности самой группы. Финансовые комитеты крупных банков, отвечающие за конкретные действия, обычно состоят из 6-7 человек, а парламентские комитеты, занятые теоретическим обсуждением вопросов, включают 14-15 человек.

6. Принадлежность к группе побуждается надеждой найти в ней удовлетворение личных запросов, осуществить самоутверждение. Малая группа, в отличие от большой, удовлетворяет наибольшее число непосредственных и жизненно важных индивидуальных потребностей человека в общении и поведении. Если размер удовлетворения, получаемый в группе, падает ниже желаемого уровня, индивид покидает ее.

Основные результаты в исследовании малых групп были по лучены на трех основных направленияях:

1.социометрическое;

2.социологическое;

3.школа групповой динамики. основывается на следующих взглядах. Все напряжения и конфликты имеют своей причиной несовпадение микро- и макроструктур социальной среды; то есть система симпатий и антипатий индивида не совпадает с рамками макроструктуры, а ближайшим окружением оказываются люди, неприемлемые для него в психологическом отношении. Следовательно, достаточно только перестроить макроструктуру в соответствии с микроструктурой, и конфликты исчезнут.

Теория наивная, но популярная. Основным результатом ее является социометрия - методика изучения эмоциональных отношений в малой группе (измеряется уровень позитивных и негативнрых оценок, которые дает индивид членам группы, и на этой основе выделяютя звезды, отверженные и др.).

Принципиальные недостатки такой методики:

Оценивает только эмоциональные отношения, но не совместную деятельность;

Не учитывает мотивы выбора.

2. Социологическое направление (концепция Мейо, 1928) ставит своей целью выявить внутри формальной группы структуру неформальных отношений и использовать ее в интересах организаций. На базе этих рекомендаций возникла доктрина "человеческих отношений", которая является официальной программой управления и преподается в качестве учебной дисциплины во всех школах бизнеса.

3. Школа групповой динамики (Курт Левин, 1950) изучала процессы, происходящие в группе, и на этой основе исследовала проблемы внутригрупповых конфликтов, эффективность групповой деятельности в условиях кооперации и конкуренции, способы вынесения групповых решений и т.д. Именно это направление сейчас развивается активнее всего. Его результаты мы и будем рассматривать далее.

7. Взаимодействие в группе лишь тогда устойчивое, когда оно сопровождается взаимным подкреплением участвующих в нем людей. Чем значительнее чей-то индивидуальный вклад в успех группы, тем сильнее он стимулирует других поступать так же. Если один перестает вносить необходимый вклад в удовлетворение потребностей других, то он устраняется из группы.

8. Группа предоставляет каждому максимум доступных преимуществ, поскольку являет собой объединение равно полезных или интересных друг другу индивидов. Каждый из них получает от пребывания в данной группе больше пользы, чем в любой другой, хотя эта польза может иметь негативное содержание и направленность.

Классификация малых групп

1.Формальные / неформальные группы

В формальной группе четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами (рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д.). Другими словами, формальная группа в отличие от неформальной обладает чертами организации.

Неформальные группы складываются и возникают стихийно, в них нет заданной системы взаимоотношений по вертикали, заранее не предписаны ни роли, ни статусы.

Неформальная группа может создаваться внутри формальной (группировки в классе) или сама по себе (компания, играющая в пляжный волейбол; компания друзей, работающих в разных местах, и т.д.).

Основная и достаточно успешная исследовательская работа в рамках этой классификации проводилась по такому направлению - как использовать неформальную структуру отношений в интересах организации.

2.Группы членства / референтные группы.

Экспериментально показано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это были студенческие группы) разделяют нормы поведения, принятые не в этой группе, а в какой-то другой, на которую они ориентируются.

Такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают, называются референтными.

Другими словами, референтная группа образует систему отсчета, которую индивид употребляет для сравнения своего статуса со статусом других лиц.

Второй вариант определения, также принятый в литературе - референтная группа как значимый круг общения (круг лиц, выбранных из состава реальной группы как особо значимых для индивида). При этом может возникнуть ситуация, когда нормы, принятые группой членства, становятся лично приемлемыми для индивида только тогда, когда они приняты значимым кругом общения.

Пример: подросток, включенный в такие группы членства, как школьный класс, спортивная команда и др., начинает вдруг ориентироваться не на те нормы, которые приняты в них, а на нормы совсем других групп, в которые он первоначально совсем не включен (сомнительная компания с улицы и др.). Это, скорее всего, означает, что группа членства потеряла свою привлекательность для индивида, он сопоставляет свое поведение с другой группой. Однако, как ни прискорбно, пока в рамках социальной психологии еще нет ответа на вопрос - почему так произошло, то есть почему именно эта группа потеряла, а именно та приобрела для него важное значение.

Уровень развития группы – это такой качественный этап, который характеризует ее социально-психологическую зрелость. Группа развивается в пределах континуума – начиная с низшего уровня, проходя несколько этапов и достигая высшего уровня.

В отечественной психологии существует несколько классификаций уровней развития группы. Так, Е.С. Кузьмин выделяет три уровня:

· Номинальная группа.

· Кооперация.

· Коллектив.

Н.Н. Обозов подразделяет развитие группы на четыре этапа:

· Диффузная группа.

· Ассоциация.

· Корпорация.

· Коллектив.

Л.И.Уманский еще более дифференированно подходит к данной класификации и вычленяет шесть уровней:

· Конгломерат

· Номинальная группа

· Ассоциация

· Кооператив

· Автономия

· Коллектив

Нетрудно заметить, что в подходах названных авторов много общего. Развитие группы начинается с низшего уровня – аморфное образование, и заканчивается высшим уровнем – коллектив.

Взяв за основу классификацию Л.И. Уманского как наиболее разработанную и проверенную на практике, опишем уровни развита» группы, опираясь на три главных критерия:

· общность целей совместной деятельности;

· четкость структуры группы;

· динамика групповых процессов.

На основе этих критериев можно охарактеризовать социально-психологическую зрелость группы.

Конгломерат (лат. conglomerates – собранный, скопившийся) – это группа ранее непосредственно не знакомых людей, оказавшихся в одно и то же время на одной территории. Каждый член такой группы преследует свою индивидуальную цель. Совместная деятельность отсутствует. Структуры группы также нет либо она крайне примитивна. Примерами такой группы могут служить небольшая толпа, очередь пассажиры вагона поезда, автобуса, салона самолета и пр. Общение здесь кратковременно, поверхностно и ситуативно. Люди, как правило, не знакомятся друг с другом. Такая группа легко распадается, когда каждый участник решил свои индивидуальные проблемы.

Номинальная группа (лат. nominalis – именной, существующий только по названию) – это группа людей, собравшихся вместе и получивших общее название, наименование. Например, поступившие в вуз абитуриенты собираются в первый день занятий и получают наименование группы первокурсников. На производстве начальник цеха может собрать вновь поступивших рабочих и объяснить им, что они являются бригадой ремонтников. Такое наименование группы необходимо не только для того, чтобы она получила официальный статус, но и для того, чтобы определить цели и виды ее деятельности, режим работы, взаимоотношения с другими группами. Так, деятельность бригады ремонтников является сервисной, обслуживающей деятельность других групп рабочих, которые выполняют основную работу по производству продукции.

Номинальная группа может остаться группой – конгломератом, если собравшиеся вместе люди не примут предложенных им условий деятельности, официальных целей организации и не вступят в межличностное общение. В таком случае номинальная группа распадается. Но если цели и условия понятны и люди с ними согласны, то номинальная группа приступает к началу деятельности и поднимается на следующий уровень развития. Поэтому номинальная группа – это всегда кратковременный этап группообразования. Характерным для нее является то, что для того чтобы группа стала номинальной, необходим организатор – один человек или целая организация, которые собрали бы людей вместе и предложили бы им цели совместной деятельности.

Основное, чем занимаются члены номинальной группы, – это общение, т.е. знакомство друг с другом и с целями, способами и условиями предстоящей совместной деятельности. До тех пор, пока не начата сама деятельность, а идет процесс обговаривания и согласования, группа будет номинальной. Как только люди приступят к совместной работе, группа переходит на другой уровень развития.

Ассигнация (лат. associatio – соединение) – это группа людей, объединенных совместной деятельностью. На этом уровне начинает формироваться групповая структура и развиваться групповая динамика. Для ассоциации характерно появление общих интересов группы с учетом интересов каждого. Совместная деятельность стимулирует групповую динамику, которая начинается с выработки требований к элементарным нормам поведения. Эти элементарные нормы чаще всего бывают дисциплинарными и определяют режим работы. На уровне ассоциации происходит развитие неформальной структуры на основе симпатий и антипатий. Появляются первые попытки лидерства (пробное лидерство), поскольку некоторые члены группы претендуют на роль лидера – делового или популярного.

Характерной особенностью группы – ассоциации является такой групповой процесс, как консолидация. Именно на этом уровне развития возможно достижение таких состояний, как подготовленность к совместной деятельности и направленность на решение задачи.

В терминах индустриальной социальной психологии ассоциацию можно обозначить как группу работников.

Определенное время малая группа может находиться на уровне ассоциации, однако происходящие групповые, процессы стимулируют ее переход на более высокий уровень развития. Как только группа решает хотя бы первую из поставленных задач, т.е. добивается первого результата своей совместной деятельности, она с уровня ассоциации переходит на уровень кооперации.

Кооперация (лат. cooperatio – сотрудничество) – это группа активно взаимодействующих людей, добивающихся определенного результата в своей деятельности. На уровне кооперации происходит принятие, интериоризация каждым членом группы общей цели с учете собственных целей и интересов. Характерными для группы-кооперации являются процессы лидерства и конкуренции. Лидерство идет успешно и эффективно: в группе определяются лидеры, способные организовать ее для решения следующих, более сложных задач. Ее структура четко обозначается. Каждый член группы занимает свою статусную позицию и играет соответствующую этой позиции роль. Группа достигает состояния организованности. Структура группы кристаллизуется и четко оформляется в результате процесса конкуренции между членами группы, что способствует повышению общегрупповой активности.

Динамика группы на этом этапе характеризуется началом выработки внутригрупповой морали – сложных норм регуляции поведения, групповых ценностей и ценностных ориентации, с применением санкций за нарушение групповых норм и правил. От того, какое направление приобретет внутригрупповая мораль, зависит дальнейшее развитие группы.

В целом группу-кооперацию можно охарактеризовать как группу сотрудников – людей, которые совместными усилиями добиваются общих целей.

Автономия (от греч. autonomia) – это целостная и обособленная группа людей, работающих для достижения общих целей и получающих не только материальный результат совместной деятельности, но и удовлетворение от участия в ней. Группа – автономия характеризуется тем, что в процессе совместной деятельности практически полностью удовлетворяются социальные потребности и интересы членов группы. Кроме того, индивидуальные цели каждого участника взаимодействия достигаются только в результате его участия в совместной групповой деятельности. Происходит как бы поглощение групповой целью индивидуальных целей участников.

На этом уровне активизируется процесс адаптации людей друг к другу и происходит их эмоциональная идентификация с группой. Таким образом достигаются состояния сплоченности и референтности группы для ее членов. Эмоциональная идентификация членов группы осуществляется тогда, когда появляется осознание целостности, автономности, самодостаточности, сплоченности группы, возникает чувство «мы» - наша группа, в отличие от «они» - другие группы.

Группа-автономия характеризуется тремя основными социально-психологическими особенностями:

обособленностью, закрытостыо от других групп. Члены группы действуют в соответствии с правилом «сор из избы не выносить». Поскольку группа является для них референтной, ее нормы, стандарты, ценностные ориентации становятся ведущими регуляторами их поведения; негативные и критикующие высказывания в адрес своей группы не допускаются;

внутренней спаянностью, слитностью, совместимостью членов группы, их лояльностью друг к другу;

внутригрупповой моралью, требующей от каждого члена группы, во-первых, однотипного поведения: «будь как мы все», т.е. каждый должен придерживаться сложившихся ценностей, норм, стереотипов поведения, а во-вторых, действий в интересах своей группы. Член группы, нарушивший этот императив, бывает каким-либо образом наказан (от самой жесткой меры – исключение из группы, до более мягких и гуманных способов наказания: отказ группы в рекомендации продвижения по службе, понижение в должности или неформальном статусе, отстранение от участия в разрешении групповых проблем и пр.).

Группу-автономию можно охарактеризовать как группу соратников, поскольку она действует как единое целое, и это целое доминирует над каждым, в какой-то мере подавляя его индивидуальность.

С этого уровня развитие группы может пойти в двух направлениях. Если группа полностью подавит индивидуальность, то образуется корпорация. Если же будет достигнуто гармоничное сочетание индивидуальных и групповых интересов и ценностей, то сформируется коллектив (в социально-психологическом смысле).

Корпорация (лат. corporatio – объединение, сообщество) – это группа, которая характеризуется гиперавтономией, замкнутостью, закрытостью, изолированностью от других групп. Она начинает противопоставлять себя другим группам, удовлетворять свои потребности и интересы любой ценой: и за счет интересов членов своей группы, и за счет интересов других групп. Члены группы вынуждены полностью подчиняться жесткой групповой морали, отказавшись от собственных индивидуальных интересов. В группе преобладают эффекты группового эгоизма и фаворитизма. Если же группа-корпорация начинает удовлетворять свои интересы за счет общественных, она превращается в преступную организацию.

Коллектив (от лат. collectivus) – это группа людей, осуществляющих совместную деятельность и добивающихся конечного результата на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов и ценностей. На этом уровне в процессе коллективного принятия решения достигается групповое состояние интегративности, ростки которого появляются на каждом из низших уровней. Однако коллективом можно назвать только ту группу, которая своей деятельностью способствует удовлетворению всех интересов: и индивидуальных, и групповых, в общественных.

Достижение уровня коллектива – трудная задача для любой группы. Далеко не каждая группа может подняться на этот уровень и долго удерживаться на нем. Коллектив – это пик, вершина развития группы, дальше двигаться некуда, а продолжительное время работать на пределе сил невозможно. Появление социально-психологических черт коллектива необходимо группе прежде всего в трудных конфликтных, стрессовых условиях. Преодолев очередную трудность, справившись с конфликтом, сложной задачей, коллектив переходит на более работоспособный, спокойный, стабильный уровень - автономию или кооперацию. По нашему мнению, группа достигает высшего уровня своего развития на короткий отрезок времени, а затем вновь опускается на тот уровень, на котором она привыкла стабильно работать. В случае необходимости группа снова может мобилизовать свои резервы и достигнуть высшего уровня. Однако постоянно поддерживать высокое напряжение в группе в нет необходимости, иначе моральные и физические силы ее членов могут быстро иссякнуть.

В терминах организационной социальной психологии коллектив можно охарактеризовать как группу единомышленников.

Каждая социальная группа имеет свою социальную структуру , которая основывается на трех «китах»: статусно-ролевые отношения, профессионально-квалификационные характеристики и половозрастной состав.

Если мы хотим дать оценку группе, прогнозировать ее развитие, то обязательно надо рассмотреть и проанализировать динамику развития социальной группы с психологических позиций. Статусно-ролевые отношения отражают систему взаимосвязей, которая складывается в группе. Каждый человек занимает определенное социальное положение в своей группе: по вертикали - руководство и подчинение (начальник и подчиненный), по горизонтали - сотрудничество (сотрудник). Это отражается на статусе каждого члена группы.

Статус же человека раскрывается в целом наборе ролей, которые он играет в данной группе. Роль - это социально-психологический феномен, связанный с выполнением, вхождением личности в ту или иную деятельность в соответствии со своими психологическими возможностями. Она является связующим звеном между социальными явлениями и психологическими особенностями человека.

Мы часто не можем понять, откуда исходят отрицательные эмоции, конфликтные ситуации в группе. Оказывается, их источники можно найти, если рассмотреть схему ролевого поведения человека, предложенную американским психологом Олпортом. Все начинается с необходимости выполнения социальной роли. Например, человека хотят назначить на должность руководителя. Первое, что при этом нужно сделать, - определить, насколько он отвечает представлению об идеале руководителя, ролевому ожиданию. Критерии ожидания могут быть разными в разных группах: одни ждут демократического или даже либерального руководителя (особенно в творческих и научных группах), другие - более строгого и авторитарного (в производственных группах). Далее роль передается человеку и очень важным становится фактор его личности и индивидуальности. Человек должен как бы понять, чего от него хотят и какие требования к нему предъявляют. Без понимания своей роли и основных функций очень трудно справиться со своей ролью. Часто на это не обращают внимания, а при возникновении конфликта оказывается, что человек даже не понял, чего от него ждут. Некоторые люди сознательно принимают на себя ту или иную роль, заранее понимая, что они не будут делать того, чего от них ждут, но надеются, что «авось пронесет».

После того, как человек понял роль, он должен ее принять или отклонить, как не соответствующую его индивидуально-психическим особенностям.

Принятие роли сопровождается процессом обучения новым функциям, выработки определенных позиций, стиля поведения и общения. Понимание и принятие новой роли очень сложное дело, требующее напряжения умственных и нравственных сил, внутренней перестройки, осознания своего нового положения. В этот момент человеку нужно знание о себе, знание своего психологического портрета, умение использовать свои плюсы и нейтрализовать минусы. Надо дать время человеку на это сложное дело и не сбить его с толку, пока не закончился процесс вхождения в роль. Это применимо не только к деловым отношениям, но и к личным. Следующий этап в системе ролевого поведения - исполнение роли - имеет две стороны: поведение человека, исполняющего роль, и оценка окружающих. Последняя производится как самим человеком, в виде самооценки, так и другими людьми, занимающими разное статусное положение по отношению к оцениваемому, как говорят: сверху (начальником), сбоку (сотрудниками) и снизу (подчиненными). Когда составляют специальные экспертные анкеты, то обычно используют эти три типа оценки. Часто бывает, что самооценка и оценка другими людьми очень расходятся, поэтому рекомендуется иметь все время как бы обратную связь, т. е. интересоваться, особенно руководителю, что о нем думают «сверху, сбоку и снизу», и в соответствии с этим корректировать свое поведение.

Мы говорили, что в системе ролевого поведения можно найти источники конфликтов. Где же их искать? Оказывается, они могут возникнуть буквально на всех ключевых моментах: человек может не понять роль, не принять ее, плохо ее исполнять и не оправдывать ожиданий группы. Чтобы помочь человеку, надо найти главный источник внутриролевого конфликта, а не действовать по принципам Питера - «ударная возгонка», «пас в сторону» и т. д.

Второй «кит» в социальной структуре группы - профессионально-квалификационные характеристики. В них включаются образование, профессия и уровень квалификации членов группы. Эта важная составляющая говорит об интеллектуальном, профессиональном потенциале группы.

Третий «кит» - половозрастной состав группы. Для руководителя понимание особенностей этой составляющей очень важно с психологической точки зрения, ибо, как мы уже говорили, каждый возрастной период имеет свои психологические особенности, которые нельзя не учитывать руководителю. Кроме того, при формировании группы должны рассматриваться перспективы ее развития по возрастному составу и периоду профессиональной деятельности (начало или завершение) и зрелости.

Особенности мужской и женской психологии также накладывают отпечаток на характер внутригрупповых взаимоотношений. Женские коллективы более эмоциональны, ситуативны, в них чаще возникают ролевые конфликты. Мужские группы более жестки, иногда даже жестоки, рациональны, но и ригидны (инертны) прагматичны, т. е. имеют тенденцию к деловым и престижным конфликтам.

Поэтому сочетание мужчин и женщин в группе является благоприятным фактором для развития группы и хорошего психологического климата.

До сих пор мы говорили о социальной структуре группы, которая формируется официально. Но в любой группе независимо от нашего желания и желания руководства складывается невидимая на первый взгляд внутренняя социально-психологическая структура. Как же она возникает, из чего состоит?

Давайте рассмотрим ее возникновение на примере новой группы, только что сформировавшейся. С чего все начинается? В группе собираются люди, каждый из которых обладает индивидуальностью, имеет присущий ему темперамент и характер, определенный склад ума и интеллекта, мир своих ценностей и интересов. И вот эти индивидуальности знакомятся друг с другом, вступают в общение и постепенно в группе складываются межличностные отношения, которые строятся на восприятии и понимании людьми друг друга.

Психологи А. А. Бодалев, В. Н. Панферов специально изучали в экспериментальных условиях, что производит наиболее сильное впечатление при знакомстве. Оказалось, первое, что бросается в глаза и запоминается человеку - это прическа, которая может менять лицо до неузнаваемости. Например, если женщина надевает парик и долго его носит, стоит ей появиться без парика - она становится неузнаваемой. Обычно экстравагантная мода, особенно среди молодежи, начинается с прически, вспомним панков, хиппи и других. Это резко выделяет их на фоне других людей. Практический совет: если вы хотите, чтобы на вас обратили внимание в обществе смените прическу. И еще: всегда следите (особенно женщины) за своей прической, чтобы производить хорошее впечатление.

После прически мы обращаем внимание на глаза человека, которые, как известно, зеркало души. Глаза могут быть добрыми, холодными, лучистыми, хитрыми, злыми, колючими. Они как бы настраивают другого человека на определенный лад: доверительный, настороженный, агрессивный. И, конечно же, улыбка человека нас очень привлекает, особенно, если она добрая и приветливая, а не злая, натянутая. Не зря известный американский специалист по общению Дейл Карнеги в качестве первой заповеди хорошего общения провозгласил: если хотите понравиться человеку - улыбайтесь, учитесь улыбаться, делайте специальные упражнения перед зеркалом.

В целом, выражение лица формируется мимикой, которая у одних людей очень динамичная, разнообразная, а у других - бедная, от чего создается впечатление угрюмости, неприветливости, скрытности.

Каждого-человека отличают также определенная манера поведения, жесты, походка, движения тела. Интересно, что, когда люди долго не видятся (допустим, сокурсники встречаются через 30 лет после окончания института), они узнают друг друга чаще всего не по лицу, которое очень изменилось, а по отдельным жестам и манере движения. Один как-то особенно пожимал плечами, другой размахивал руками, третий вздергивал головой.

Когда мы начинаем с человеком говорить, то в речи выделяются две стороны: сам текст (слова) - что говорится, и подтекст - как говорится, с какой интонацией. Одно и то же слово: «да», «здравствуйте» - можно произнести приветливо, уважительно, а можно - зло и сердито. Интонация является могучим выразительным средством, она всегда богаче, полнее и сложнее текста. Для людей чувствительных часто более значимо не что говорят, а как говорят.

Руководители не всегда это понимают. «Ведь я никаких обидных слов не сказал», - жалуются они. А обидеть можно и без слов, не текстом, а подтекстом. Последите, пожалуйста, за своими интонациями, и вы увидите, как сразу изменится отношение к вам людей.

Внешнее впечатление составлено. Можно добавить: одежда человека тоже влияет на его восприятие, не зря существует пословица «по одежке встречают, по делу провожают». Но в «одежду», по нашему мнению, включается все внешнее впечатление от человека.

А дальше мы уже присматриваемся к личностным качествам. Кто он? Что из себя представляет? Можно ли довериться этому человеку? И тут в ход, как правило, идут сложившиеся социальные стереотипы, установки и эталоны восприятия, житейские представления, сформированные у каждого человека и, конечно, уровень психологической культуры в части умения воспринимать и оценивать другого.

Пример социального стереотипа: многие люди считают, что профессор рассеян, близорук и не приспособлен к повседневной жизни; студент всегда остроумен, подвижен и никогда не готов к экзамену; все англичане худощавы, надменны и хладнокровны, а французы только и думают о любви.

Внешние признаки: большой лоб - умный, квадратный подбородок - сильная воля, полные люди - добродушные, худые - сердитые и замкнутые.

Встречая нового человека, мы сразу относим его к определенной категории и строим свое поведение в соответствии со сложившимся стереотипом.

Психологи различают три типа установки на восприятие другого человека: позитивная, негативная и адекватная. При позитивной установке мы переоцениваем положительные качества и даем человеку большой аванс, который проявляется в неосознаваемой доверчивости. Негативная установка приводит к тому, что воспринимаются в основном отрицательные качества другого человека, что выражается в недоверчивости, подозрительности.

Лучше всего, конечно, адекватная установка на то, что у каждого есть как положительные, так и отрицательные качества. Главное, как они сбалансированы и оцениваются самим человеком. Наличие установок рассматривается как неосознаваемая предрасположенность воспринимать и оценивать качества других людей. Эти установки лежат в основе типичных искажений представления о другом человеке.

Позиция члена малой группы - устойчивая система ее отношений к внутригрупповым явлениям. Зрелость позиции определяется ее устойчивостью, непротиворечивостью и социальной значимостью.

Статус члена группы (групповой статус) - положение члена группы в системе внутригрупповых отношений, его авторитет в группе.

Роль - выполняемая индивидом социальная функция, способ поведения индивида в системе межличностных отношений (роль лидера, аутсайдера и др.).

Малую группу характеризуют как статические (состав, границы, композиция), так и динамические процессы. Главной задачей социально-психологических исследований является изучение динамических процессов. В результате этих исследований выявляются общие закономерности общения и взаимодействия, реализуемые в малой группе; раскрываются механизмы связи с общественными отношениями и доведения до личности общественных норм, ценностей, установок. Важный аспект исследования – это изучение процесса развития группы, изменения групповых свойств на различных этапах становления группы, а также, каким образом активность личности реализует усвоенные влияния и осуществляет их отдачу.

Понятие групповая динамика может употребляться в трех значениях:

2) обозначение методик, используемых при изучении малых групп, разработанных в школе К. Левина (особый вид лабораторного эксперимента);

3) совокупность процессов, которые происходят в малой группе.

Групповая динамика – совокупность динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какой-то период ее существования.

Важнейшими динамическими процессами являются: образование малых групп (способы формирования групп, психологические групповые механизмы: феномен группового давления, развитие групповой сплоченности); групповая сплоченность; лидерство; принятие группового решения; эффективность группы.

Конформизм – социально-психологическое явление изменения поведения или убеждения под влиянием давления группы.

Конформизм является одним из феноменов групповой динамики.

Виды конформизма:

1) уступчивость или внешний публичный конформизм – подчинение мнению группы при сохранении несогласия с ее позицией;

2) одобрение или внутренний личный конформизм – изменение поведения и убеждений под воздействием группы в результате внутреннего принятия ее позиции;

3) нонкомформизм или негативный конформизм – реактивное сопротивление групповому давлению. Проявляется в упрямой, неконструктивной позиции человека, даже по общепринятым вопросам.

Групповое давление - это процесс влияния установок, норм, ценностей и поведения членов группы на мнения и поведение индивида. Нормативное влияние характеризуется принятием индивидом мнения большинства в качестве групповой нормы, зависимостью индивида от группы и его стремлением к согласованию своего поведения и своих установок с поведением и установками группы. Информационное влияние характеризуется влиянием других членов группы как источника информации, важной для принятия решения и учитываемой индивидом.

Конформизм - изменение мнений, установок и поведения индивидов под влиянием окружающих.

Групповое давление -процесс влияния установок, норм, ценностей и поведения членов группы на мнения и поведение индивида.

Совместимость - это эффект сочетания, взаимодействия индивидов, который показывает максимальную удовлетворенность партнеров друг другом при достаточно высоких энергетических затратах и значительной взаимной идентификации. Различают психофизиологическую и социально-психологическую совместимость.

Сработанность - это эффект сочетания, взаимодействия индивидов, который показывает максимально возможную успешность (в совместной работе) при минимальных энергетических затратах (на деятельность, взаимодействие) на фоне значительной субъективной удовлетворенности совместной работой и высокого взаимопонимания. Сработанность - результат взаимодействия конкретных людей в конкретной деятельности. В туристской группе тоже существует сработанность, которая проявляется в момент каких-либо совместных усилий: борьба с течением при гребле, преодоление горных хребтов в связке и т. д.

Сплоченность - это характеристика единства, взаимосвязанности индивидов. Она предстает как динамическая характеристика развития внутри групповых связей, которые нужно изучать на трех уровнях: эмоциональной привлекательности, ценностно-ориентационного единства, устойчивости к деструктивным (разрушающим) воздействиям.

Социально-психологический климат – степень удовлетворенности основных социальных потребностей членов спортивного коллектива. (СНОСКА: См.: Джамгаров Т.Т., Румянцева В.И. Лидерство в спорте. – М., 1983.)

Социально-психологическую атмосферу определяет прежде всего характер нигде не зафиксированных, но достаточно высоких требований, предъявляемых коллективом к личности, содержание нравственных критериев, которыми коллектив регулирует поступки своих членов. Другими словами, в каждой группе существует коллективное мнение, которое призвано поощрять дисциплинированных, работоспособных, отзывчивых, инициативных спортсменов и осуждать ленивых, искоренять антиобщественные проявления, сплачивать коллектив. Тренеру следует контролировать коллективное мнение.

Благоприятный социально-психологический климат группы складывается из:

1. наличия уз товарищества;

2. взаимопонимания;

3. доброжелательности и поддержки (что формирует у спортсменов чувство уверенности, стимулирует проявление положительных эмоций);

Каждый человек, независимо от своего возраста и рода деятельности, состоит в нескольких малых группах - это семья, школьный класс, спортивная команда. Взаимоотношение индивидуума с другими членами коллектива играет ключевую роль в формировании его личности. Разнообразие видов объединений демонстрирует классификация малых придает особую важность изучению особенностей небольших коллективов и их роли в социуме.

Что такое малая социальная группа

На основе небольших коллективов возможно подробное изучение связи индивидуума с его окружением, влияние общества на его членов. Поэтому в социологических исследованиях важное место занимают понятия «группа», «малая группа», «классификация групп». Дело в том, что большую часть жизни человек проводит в небольших коллективах, которые оказывают сильное влияние на формирование его ценностей.

Социальная группа - это объединение людей, связанных совместной деятельностью и системой межличностных отношений. Такие коллективы классифицируются по величине, то есть по количеству участников.

Малая группа - небольшое объединение людей, связанных совместной деятельностью и находящихся в прямом общении друг с другом. Особенностью такого коллектива является то, что количество его членов не превышает двадцати, а потому они могут беспрепятственно контактировать друг с другом и устанавливать эмоциональную связь.

Признаки

Существует ряд положений, наличие которых может говорить о том, что объединение является малой социальной группой:

  • соприсутствие людей на одной территории в определенное время;
  • эмоциональный контакт между членами коллектива, наличие устойчивых отношений;
  • совместная деятельность, направленная на достижение общей цели;
  • разделение между членами групповых ролей;
  • наличие организационной и управленческой структуры;
  • формирование своих норм и ценностей.

На этих признаках и характере их проявления строится понятие и классификация малых групп. Установление между отдельными членами эмоциональных отношений может привести к появлению подблоков и внутренней структуры.

Виды объединений

Существует несколько аспектов, относительно которых формируется классификация малых групп. Таблица, представленная ниже, демонстрирует виды небольших социальных объединений.

Признак

Типы

Возникновение

Официальные (сознательно организованные) и неформальные.

Способ взаимодействия

Первичные (высокий уровень сплоченности) и вторичные (отсутствие сильных отношений, совместная работа).

Продолжительность существования

Временные (созданные для достижения единичной цели) и стабильные (рассчитанные на длительную работу).

Характер деятельности

Трудовые, исследовательские, развлекательные, идеологические, эстетические, коммуникативные, политические.

Личная значимость

Элитарные и референтные.

Характер внутренних связей

Определяющей является классификация малых социальных групп относительно способа ее возникновения. Формальные объединения создаются руководством и имеют юридический статус. Их деятельность регламентируется определенной документацией. Управление такой группы происходит по принципу «сверху вниз», а ее членов определены организацией.

Неформальные группы возникают спонтанно на основе эмоциональных связей участников. Такие общества не имеют официального статуса, а ее деятельность направлена «снизу вверх». Тем не менее в них также формируются некоторые нормы и ценности, разделяемые всеми членами группы и предопределяющие их поведение. Если в формальных организациях лидер имеет официальные полномочия, то в контактных он действует за счет признания других участников.

Референтный коллектив

На факторе значимости объединения для отдельной личности базируется иная Малая группа, нормы которой играют для человека важную роль, называется референтной (эталонной). Член коллектива перебирает ее ценностную систему, формирует соответствующие стандарты. Такая группа разделяется на два подвида:

  • Идеальная . Индивид не состоит в объединении, однако в своем поведении ориентируется на его нормы.
  • Группа присутствия. Человек является членом этого коллектива и разделяет ценности.

Малые сообщества играют решающую роль в формировании Ребенок видит нормы, принятые в семье и среди друзей. При этом малые социальные группы могут оказывать и негативное влияние на индивида - подавлять его личностные качества (ингибиция), навязывать неверные идеалы.

Социальная значимость

Небольшие организации могут играть разную роль в обществе, в зависимости от ценностей и целей, которые преследует малая группа. Классификация малых групп, основанная на критерии общественной значимости, предполагает существование трех видов объединений: социально ориентированных, асоциальных и антисоциальных. Соответственно, они играют положительную, нейтральную и негативную роль. К социально ориентированным малым группам относят учебные, общественные, производительные организации. Не принимаются людьми различные преступные объединения, которые тем не менее сохраняют авторитет для их членов.

Руководство группой

Управление включает в себя ряд действий, необходимых для организации деятельности объединения. В это понятие входят принятие решений, постановка целей, разработка планов, контроль, координация и прочее. Существует условная классификация малых групп относительно способа управления. Выделяют такие виды отношений:

  • субординация (сверху);
  • координация (горизонтальная система);
  • реординация (снизу).

Успешная организация деятельности базируется на совмещении этих принципов, поиске оптимального варианта построения внутренних отношений.

Глава коллектива

Особенностью организации малых групп является выделение лидера. Это член объединения, который оказывает сильное влияние на ее деятельность. Он пользуется уважением среди других участников благодаря своим личностным качествам и играет важную роль в управлении группы. Деятельность лидера распространяется как на внутреннее, так и на внешнее общение. Он обеспечивает вовлечение членов коллектива в совместную деятельность, осуществляет контроль над принятием решений. Существует классификация малых групп, основанная на уровне вмешательства лидера в деятельность объединения и степени вовлеченности каждого члена в процесс управления сообществом. В наиболее успешных организациях (как контактных, так и формальных), соблюдается баланс между двумя крайностями.

Стили управления

Условная классификация малых групп, берущая за основу вовлеченность членов объединения в процесс ее управления, включает в себя три позиции, представленные в таблице ниже.

Также существует теория X и Y. В первом случае человек изначально избегает работы и предпочитает, чтобы им руководили. Теория Y предполагает, что индивидуум имеет высокий уровень самоконтроля и стремится к ответственности. Соответственно, здесь применимы два разных способа управления.

Давление коллектива

Нормы, принятые в объединении, оказывают влияние на образ жизни ее отдельного члена. Всем известен эксперимент, проведенный с группой детей, где заранее подговоренные участники неверно отвечали на поставленный вопрос, а последний испытуемый повторял слова своих сверстников. Такое явление называется конформизмом. Мнение большинства членов малой группы оказывает на отдельного индивидуума. Противоположностью этому явлению может служить самостоятельность, то есть независимость установок человека от мнения окружения.

При этом важна классификация малых групп относительно того, какую роль она играет для отдельной личности. Чем выше референтность объединения, тем сильнее проявляется конформизм.

Формирование малой социальной группы

Каждый коллектив проходит несколько этапов развития. Психологи Г. Стэнфорд и А. Роарк разработали теорию, которая включает в себя 7 стадий формирования социальной группы. Исследование основано на двухфакторной модели развития коллектива, где существуют противоречия между деловой и эмоциональной активностью.

  1. Знакомство, первые попытки межличностного взаимодействия.
  2. Создание
  3. Стадия конфликта.
  4. Состояние сбалансированности, появление чувства сплоченности.
  5. Формирование единства - повышается деловая активность, ставятся общие цели.
  6. Доминирование не рабочих, а межличностных отношений отдельных членов объединения.
  7. Актуализация, баланс деловой и эмоциональной активности.

Социальные роли в малой группе

За членами объединения могут закрепляться определенные способы поведения, связанные с решением задач или коммуникацией с другими участниками. Роли проявляются как в деловой, так и в эмоциональной активности группы. Например, в процессе решения задач «инициатор» предлагает новые идеи, а «критик» оценивает работу всей группы и находит ее слабые стороны. Роли проявляются и в сфере межличностных отношений коллектива. Так, вдохновитель активно поддерживает идеи других членов, а примиритель отказывается от своего мнения и улаживает конфликтные ситуации.