Творческие навыки и умения. Творческие способности: особенности и развитие. Общие навыки и умения

Демченко Наталья Вильевна, преподаватель первой категории МБОУ ДОД «ДМШ №3»

Структура программы учебного предмета

    Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Срок реализации учебного предмета

Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Цели и задачи учебного предмета

Обоснование структуры программы учебного предмета

Описание материально – технических условий реализации учебного предмета

Оснащение занятий

- учебно – тематический план

- распределение учебного материала по годам обучения

III . Методические рекомендации

IV . Формы и методы контроля, система оценок

Контроль знаний и оценка результатов освоения учебного предмета

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения, критерии выставления оценок

Планируемые результаты освоения программы

Требования к организации творческой деятельности

V . Список литературы

I . Пояснительная записка

Программаучебного предмета «Развитие творческих навыков» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе, и составляет её вариативную часть.

Одним из важнейших разделов в процессе обучения детей в ДМШ является воспитание и развитие творческих навыков.

Программа направлена на развитие практического освоения закономерности музыкальной организации в форме творческих заданий на уроке. Основные направления этой работы – импровизация, сочинение, подбор аккомпанемента, музицирование. Творческие упражнения на уроках активизируют слуховое внимание, тренируют музыкальную память и различные стороны музыкального слуха, а также развивают вкус и наблюдательность. Систематические занятия по сочинению повышают общую музыкальность учащихся, помогают им глубже понимать и лучше исполнять профессиональную музыку, развивают и обогащают духовный мир ученика.

Для развития творческих способностей учащихся на уроках используются пособия и материалы: набор детских инструментов (бубен, деревянные ложки, треугольник, металлофон, погремушка, трещётка, барабан, деревянные палочки, карточки). Возможно использование различных компьютерных программ и технологий.

Необходимым условием для реализации данной программы является воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности.

Срок реализации учебного предмета «Развитие творческих навыков» для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1 класс в возрасте с 6 лет 6 месяцев до 9 лет, составляет 8 лет. Для поступающих в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок реализации может быть увеличен на 1 год.

Объём учебного времени , предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Развитие творческих навыков»:

Аудиторные занятия

Самостоятельная

работа

Промежуточная аттестация

1,2 полугодие

1,2 полугодие

Нормативный срок обучения – 8 (9) лет

Форма проведения занятий - Основной формой занятий является урок. Предмет «Развитие творческих навыков» подразумевает индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Режим занятий проходит в индивидуальной форме, по расписанию (1 академического часа в неделю). Продолжительность образовательного процесса проводится согласно учебному плану.

Цели и задачи учебного предмет а

Цели: Основная цель программы – изучение и постижение музыкального искусства, достижение уровня развития знаний, умений и навыков в области сочинительства, развитие творчески активных способностей детей, формирование общих способностей личности, умение творчески мыслить и созидать.

Задачи: формирование творческих умений и навыков, направленных на развитие у обучающегося музыкального слуха, памяти, воображения, формирование знаний музыкальных стилей.

Самостоятельная работа учащихся включает в себя такие виды неаудиторной работы, как: выполнение домашнего задания, посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.

Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

* сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

* распределение учебного материала по годам обучения;

* описание дидактических единиц учебного времени

* требования к уровню подготовки учащихся

* формы и методы контроля, системы оценок;

* методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Описание материально – технических условий реализации учебного предмета.

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Реализация программы учебного предмета «Развитие творческих навыков» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет, использование методической и учебной литературы, музыкальных словарей, дополнительные источники: музыкальная энциклопедия, поисковые системы, сайты издательств.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Развитие творческих навыков», оснащаются фортепиано, синтезатором. Звукотехническим оборудованием (наличие аудио и видеозаписей), учебной мебелью (досками, столами, стеллажами, стульями, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.

Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.

Оснащение занятий

В младших классах активно используется наглядный материал – карточки с римскими цифрами, обозначающие ступени, «лесенка», изображающая строение мажорной и минорной гаммы, карточки с названиями интервалов и аккордов, музыкальные инструменты (для работы над партитурой шумового оркестра). В старших классах применяются плакаты с информацией по основным теоретически сведениям.

II . Содержание учебного предмета

Учебный предмет «Развитие творческих навыков» неразрывно связан с другими учебными предметами, поскольку направлен на развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, творческого мышления. Умения и навыки сочинять, импровизировать, подбирать и записывать музыкальный материал, музицировать (петь под собственный аккомпанемент, или аккомпанемент, изложенный в учебном пособии), являются необходимыми для успешного овладения учениками других учебных предметов (сольное и ансамблевое инструментальное исполнительство, хоровой класс, и другие.)

Учебно – тематический план

Учебно - тематический план содержит примерное распределение учебного материала каждого класса в течении всего срока обучения.

Преподаватель может спланировать порядок изучения тем исходя из особенностей каждого ученика, собственного опыта, сложившихся педагогических традиций.

При планировании содержания занятий необходимо учитывать, что гармоничное и эффективное развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, музыкального воображения возможно лишь в случае систематических занятий по развитию творческих навыков.

Распределение учебного материала по годам обучения

Срок обучения 8 (9) лет

* изображение на бумаге впечатлений от прослушанных произведений в виде линий, орнамента, рисунка;

* импровизация на белых клавишах на заданный стих;

* определение лада;

* определение тембров музыкальных инструментов;

* повторение ритмического рисунка;

* музыкальное движение в сопровождении ударных инструментов;

* определение динамики;

* шумовая аранжировка;

* сочинение слов и фраз на заданный ритм, досказывание зарифмованных двустиший;

* музыкальный диалог с педагогом;

* выкладывание ритмических карточек, исполнение выложенных мелодий;

* импровизация по нотам до мажора;

* музыкальное сопровождение на ударных инструментах к мелодиям;

* сочинение песенок без записи (можно за фортепиано), мелодий из 2-х-5 звуков с общим обсуждением;

* применение «лесенки» для первых импровизаций;

* ритмические импровизации к песенкам с учётом динамики и тембра звучащего произведения;

*сочинение музыкальных ответов и допевание до тоники;

* досочинение песни - свободное и на заданный ритм;

* сочинение на мелодическую формулу – например, тоническое трезвучие в разных вариантах;

* сочинение песенок на заданный текст;

* подбор баса из I и V ступеней;

* составление партитур для шумового оркестра.

* сочинение мелодии на заданный ритм, размер, лад, может быть жанр;

* сочинение национально окрашенных пьесок (условно говоря, цыганской - на основе гармонического вида минора, китайской – на основе пентатоники);

* сочинение песенок на стихи с обязательным анализом образного содержания;

* подбор сопровождения из трезвучий I ,V ,IV ступеней;

* исполнение знакомых мелодий с басом;

* сочинение мелодии по заданной мелодической формуле со свободным ритмом;

* пение под аккомпанемент учителя;

* сочинение ритмического остинато;

* запись музыкального ответа с вариациями;

* работа над партитурой шумового оркестра.

* гармонизация мелодий (начинать следует с тонического органного пункта с постепенным включением всех ступеней);

* сочинение гармонических фигураций на заданную формулу;

* сочинение и исполнение мелодии на заданный бас;

* сочинение и исполнение ответа в параллельном ладу;

* использование различных форм исполнения собственных сочинений (соло, ансамбль, группа и солист);

* применение различных форм варьирования со сменой регистра, темпа, лада, размера, а также приёмов подголосочной полифонии;

* пение музыкальных примеров под аккомпанемент (T , S , D );

* запись ритмического рисунка знакомой мелодии;

* работа над партитурой шумового оркестра;

* сочинение музыкальных ответов;

* использование в аккомпанементе гармонических оборотов (автентического, плагального, полного и кадансового);

* гармонизация мелодий;

* сочинение песен на стихи с аккомпанементом;

* пение под аккомпанемент (T , S , D );

* использование полифонических средств варьирования в сочинении мелодий (имитация, канон), непременно соблюдая единство гармонической функции и принцип комплиментарности;

* гармонизация мелодий с отклонением;

* сочинение музыкальных ответов с модуляцией;

* работа над партитурой шумового оркестра (с применением пройденных ритмов);

* сочинение ритмического рисунка с учётом пройденных ритмических групп;

* пение под аккомпанемент;

* запись ритмического рисунка знакомой мелодии;

* сочинение канона;

* подбор аккомпанемента с пройденными аккордами;

* пение с листа под импровизируемый преподавателем гармонический аккомпанемент.

* продолжение сочинения подголосков с использованием выученных интервалов (ув. 4, ум. 5), аккорды главных ступеней в мелодии;

* сочинение ответа с транспонированием на заданную мелодию;

* ритмическое оформление записанных на доске нот (с учётом пройденных ритмических фигур);

* сочинение ритмической вариации на музыкальную тему;

* сочинение на заданный текст, ритм;

* подбор аккомпанемента с D 7 , и пройденных аккордов;

* сочинение и исполнение с инструментом и с преподавателем канона.

* сочинение ответной фразы с модуляцией в Доминанту, VI ступень;

* сочинение распева слогов в духе народных мелодий;

* подбор аккомпанемента к песне (запев-припев) с использованием К 6 4 ;

* сочинения мелодий «внутренним слухом», «про себя», пение этих мелодий.

* использование в собственных сочинениях модуляции из мажора в параллельный минор, тональность D , в VI ст.;

* использование в аккомпанементе на заданную мелодию отклонения в тональности побочных ступеней мажора: II ст. – параллельная S , III ст. – параллельная D , VI ст. – параллельная минорная тональность;

* в сочинениях (а может и уже в полноценных импровизациях), используются модуляции, мотивные разработки с применением септаккордов, и т.п.;

* сочинения мелодий «внутренним слухом», «про себя», пение этих мелодий;

* сочинение инструментальных пьес: мазурки, вальса, польки, марша;

* исполнение песни под собственный аккомпанемент, с соответствующим ее характеру, аккомпанементом различных видов;

* пение с листа под импровизируемый преподавателем гармонический аккомпанемент;

* играть модулирующие секвенции из пройденных аккордов в разных размерах.

* играть модулирующие секвенции из пройденных аккордов в разных размерах;

* буквенная система обозначения аккордов (исполнение мелодий по данному цифрованному басу);

* исполнение музыкальных примеров с листа под импровизируемый преподавателем гармонический аккомпанемент;

* подбор аккомпанемента к знакомым мелодиям, пение мелодий с аккомпанементом;

* сочинение инструментальных пьес: мазурки, вальса, польки, марша;

* импровизация на самые разнообразные темы, на всё, с чем знакомы учащиеся: характерные интервалы, тритоны, хроматизмы, аккорды, модуляция, различные ритмические группы, гармонический мажор, 3 вида минора;

* исполнение песни под собственный аккомпанемент, с соответствующим ее характеру, аккомпанементом различных видов.

* играть мелодию с указанным басом;

* играть мелодию с буквенным обозначением аккордов в аккомпанементе;

* исполнение знакомых и сочинённых мелодий под собственный аккомпанемент;

* пение музыкальных примеров с листа под аккомпанемент преподавателя и собственный аккомпанемент;

* сочинение мелодии на заданный текст с собственным аккомпанементом.

Развитие творческих способностей учащихся играет в процессе обучения огромную роль. В творческих заданиях ученик может реализовать свою индивидуальность, психологически раскрепоститься, испытать радостные эмоции. Творческие задания активизируют слуховое внимание, тренируют различные стороны музыкального слуха, музыкальную память, развивают художественный вкус. Творческие задачи положительно влияют на развитие музыкального слуха, памяти, воображения, а также эмоциональной восприимчивости к музыке. Всё более очевидным становится, что на уроках творческие упражнения помогают учащимся овладевать голосом, развивать внутренний слух, наделяют их музыкальное мышление более глубоким образно-эмоциональным содержанием.

Систематические занятия по сочинению повышают общую музыкальность учащихся, помогают им глубже понимать и лучше исполнять профессиональную музыку. Наконец, подобные занятия развивают и обогащают духовный мир ученика.

Одной из начальных ступенек творческого развития может быть тембровое фантазирование:

Создать тембровые импровизации на тему природы;

Сочинить сказку, излагая ход событий и имитируя голоса героев;

Составить музыкальную партитуру, используя тембры шумового оркестра;

Для развития творческих способностей на начальном этапе хочется отметить важную роль наглядного пособия «Лесенка» как эффективного средства, которое не только облегчает познавательную деятельность, но и организует восприятие, активизирует процесс запоминания. Восприятие изменения движения мелодии опирается одновременно на слуховое, зрительное и двигательное ощущение.

Примерные формы работы :

Выкладывание мелодий новых песенок, попевок с помощью учителя, уже знакомых - по памяти;

Исполнение выложенных мелодий «по нотам» голосом или на инструменте;

Транспонирование выученных песенок, попевок («переселение» на другую высоту);

Узнавание их по «нотному тексту»;

Мелодический диктант (выкладывание коротких мелодических фраз);

Сочинение мелодии на 2-3 ступенях на стихи.

Результат : множество вариантов, которые пропеваются вместе с учителем либо исполняются на фортепиано. После накопления детьми определённого опыта, от устного исполнения необходимо переходить к письменному, предварительно определяя основные моменты – тональность, может быть размер или заданный ритм и даже форму. В силу того, что на первых порах обычная нотная запись вызывает у детей затруднения, следует познакомить учащихся с современными способами записи, т.к. нам необходимо, чтобы творчески мыслящий ученик мог выразить свои фантазии в звуках и закрепить их в нотной записи, пусть даже и схематической. Проанализировав первые опыты самостоятельного сочинения, нужно ознакомить детей с элементарными правилами композиции, которые необходимо соблюдать при сочинении мелодий:

Минимум средств - максимум выразительности (т.е., звуков как можно меньше, а красоты и смысла - как можно больше);

Единство ритма;

Единство интонации;

Повторность музыкальных построений: мотивы, фразы, предложения, из которых состоит тема, повторяются либо без всяких изменений (остинатность), либо с изменениями высотного или ритмического характера (варьирование, секвенция). Если нет повторности музыкальных построений, то возникает ощущение неоднородности целого, бесформенность;

Оригинальность мелодии: в ней должна быть какая-то изюминка.

Сочинённые мелодии обязательно исполняются авторами, т.к. творческое соревнование на уроках (кто лучше?) вызывает положительные эмоции, интерес, которые способствуют лучшему запоминанию музыкального материала на уроке. Важной стороной развития гармонического мышления и музыкального творчества детей является овладение ими навыками подбора аккомпанемента. Для этой цели используется ряд пособий.

К изучению основ гармонии можно приступать с первого года обучения после приобретения учащимися некоторого слухового опыта и навыков игры двумя руками. На начальном этапе лучше использовать музыкальные примеры со словами, поскольку пение мелодий с текстом не только способствует расширению музыкального кругозора детей, но и позволяет исключить дублирование исполняемой голосом мелодии игрой её на фортепиано. Не менее важная сторона музыкального воспитания – выявление и развитие сочинительских возможностей учащихся.

Импровизация помогает выявить индивидуальные способности каждого учащегося. Начинают с импровизаций на короткие тексты, с подбором их на фортепиано. Возможна импровизация на шумовых ударных инструментах. Творчество заключается не только в сочинении ритмических рисунков: учащиеся сами решают инструментовку разных частей пьесы, подбирая к ним подходящие инструментальные тембры. Желательно, чтобы импровизации и домашние сочинения звучали на общешкольных концертах, праздниках. Творчески одарённым ученикам – более сложные задания (импровизация второго голоса, ритма).

В старших классах по мере усложнения учебного материала в сочинениях (а может и уже в полноценных импровизациях), используются модуляции, мотивные разработки с применением септаккордов.

В настоящее время в музыкально-образовательной деятельности применяются различные программы для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы: музыкальные проигрыватели, музыкальные конструкторы, музыкальные энциклопедии, обучающие программы, программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки, программы для пения караоке.

Обучающие программы - презентаторы, справочники, тесты - способствуют развитию самостоятельности в музыкально-познавательной деятельности детей. Это направление помогает эффективно решать традиционные задачи освоения необходимых знаний, умений и навыков и применять их на практике. Главная цель – пробудить у ребёнка интерес к глубокому и разностороннему изучению музыки и всего искусства в целом, и сформировать устойчивую и безусловную потребность в развитии своих дарований.

IV . Контроль знаний и оценка результатов освоения

учебного предмета

Оценка качества реализации программы «Развитие творческих навыков» включает в себя:

Текущий контроль успеваемости ;

Промежуточную аттестацию .

По завершении изучения предмета по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ДМШ.

В конце каждой четверти проводится контрольный урок;

В конце каждого полугодия проводится урок-концерт.

Оценка знаний по учебному предмету проводится в устной и письменной форме:

Устная форма предполагает знание и умение использовать теоретические и практические основы на дисциплине, согласно тематическому плану предмета «Сольфеджио».

Письменная форма предполагает владение навыками творчества, умение грамотно создать и оформить свою творческую работу (сочинить мелодию, аккомпанемент, уметь импровизировать, свободно музицировать).

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Формы:

1. Поурочные оценки за письменную работу и устные ответы.

2.Контрольные уроки.

3. Уроки – концерты.

4.Участие в конкурсах по музыкально – теоретическим дисциплинам.

Методы:

1.Обсуждение устных ответов и выполнения письменных заданий.

2.Выставление оценок.

3.Награждение грамотами, дипломами, благодарственными письмам, если ученик участвовал в конкурсах по музыкально – теоретическим дисциплинам.

Оценка уровня усвоения дисциплины отражается в индивидуальных планах (личных карточках), где фиксируется профессиональный рост ученика за учебный год.

Для текущего контроля успеваемости предусмотрены следующие формы: проверка домашней (самостоятельной) работы, проведений

устных и письменных работ. Текущий контроль успеваемости учеников проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в виде контрольных уроков, уроков - концертов. Контрольные уроки - концерты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Оценки учащимся могут выставляться в конце каждой четверти.

Критерии выставления оценок

«Отлично»:

Учащийся продемонстрировал прочные теоретические и практические знания. Письменная работа – без ошибок.

«Хорошо»:

Ученик показал хорошие теоретические и практические знания (с допустимыми погрешностями). В письменной работе - незначительные недочёты.

«Удовлетворительно»:

Практические навыки продемонстрированы на низком уровне, неуверенные, с подсказками педагога. В письменной работе много мелодических и ритмических ошибок.

С учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Планируемые результаты освоения программы

Уровень знаний по предмету «Развитие творческих навыков» должен соответствовать требованиям вступительных экзаменов в средние профессиональные учебные заведения.

В результате освоения данной программы ученик должен продемонстрировать:

Знание основных элементов музыкального языка (понятий – звукоряд, лад, интервалы, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);

Умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;

Первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального материала;

Приобретение навыков подбора по слуху, импровизации и сочинения в простых формах;

Приобретение первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

Приобретение навыков записи музыкального текста по слуху;

Приобретение навыков и умений по сочинению музыкального текста.

Требования к организации творческой деятельности.

Организация творческой деятельности учеников путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад);

Организация посещений учащимися учреждений культуры (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);

Организация творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими учреждениями дополнительного образования, средними образовательными школами и дошкольными учреждениями, а так же с образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования.

V . Список литературы

1. Андреева М. «От примы до октавы», ч. I . - М., 1979

2. Андреева М. «От примы до октавы», ч. II . - М., 1980

3. Зебряк Т. «Сочиняем на уроках сольфеджио». М.: «Музыка», 1998

4. Калугина М., Халабузарь П. «Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио». – М.: « Советский композитор», 1989

5. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио, ч. I . – М., 2005

6. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио, ч. II . – М., 2005

7. Металлиди Ж., Перцовская А. « Мы играем, сочиняем и поём»

8. Сиротина Т. «Подбираем аккомпанемент» 1 - 4 классы ДМШ. – М.: «Музыка», 2007

9. Сиротина Т. «Ритмическая азбука». – М.: «Музыка»

10. Тверитнева Т.И. Методическая работа «Формирование и развитие творческих навыков импровизации на уроках сольфеджио в младших классах ДМШ». - Первомайский, 2008

11. Тютюнникова Т.Э. «Нескучные уроки». - М., 2004

12. Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. – М., 2005

13. Фридкин Г. Музыкальные диктанты. – М., 2002

14. Шатковский Г. Методическое пособие «Развитие музыкального слуха». - М.:«Музыка», 1996

15.Шеломов Б. Методическое пособие «Импровизация на уроке сольфеджио». – М.: «Музыка», 1977

Значение мастер-классов в развитии творческих
способностей детей

Наименование ОУ: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 33»

Должность: учитель технологии

Город: Дзержинск Нижегородской области

Перед школой сегодня, как никогда, остро встаёт важная задача развития творческого потенциала детей с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей.

Творчество – постоянный спутник детства. Сегодня ребенок – это личность, которая стремиться к познанию, к чему-то новому и интересному, им хочется пробовать себя в самых различных направлениях и хочется достигать высот уже сейчас. В результате творческой деятельности ребенка обогащается его внутренний мир, развиваются фантазия и воображение, творческий вкус. К тому же, детям необходимо общение со сверстниками. Они должны учиться играть в команде, слышать других и уметь проявлять себя.

Большую роль в развитии творческих способностей детей играют мастер классы.

В педагогической литературе существует немало определений понятия «Мастер - класс». Вот одно из них: «Мастер – класс» – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.

Мастер-классы популярны и их популярность возрастает стремительными темпами потому, что мастер-классы – это сочетание увлеченности с пользой, командной работы и творчества, это возможность подарить ребенку самые яркие и положительные эмоции и при этом, это возможность получить какой-то новый опыт в жизни, получить новые навыки.

Говоря о мастер-классах для детей, хочется отметить все преимущества, которые касаются данного направления:

1. все мастер-классы – это многообразие, ведь у них тематика может быть самой разной и перечислить все просто невозможно. Выбирая тот или иной вид работы, нужно учесть возраст и увлечение вашего ребенка, ведь одному малышу нравится творческая направленность, кто-то любит готовить, поэтому будет рад всем мастер-классам, касающихся кулинарии и так далее.

2. Попадая на урок к умельцу, у ребенка появляется шанс приобрести свое хобби, которое впоследствии он сможет даже превратить в прибыльное дело, ведь всегда есть вероятность того, что вашему ребенку понравятся новые приобретенные навыки.

3. Мастер-классы помогают детям находить друзей, ведь любая командная работа, она способствует сплочению, к новым знакомствам

4. Именно профессиональные мастер-классы, возможно, помогут ребенку найти себя.

Занятие декоративно – прикладным творчеством является едва ли не самым интересным видом творческой деятельности детей младшего и среднего школьного возраста. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» - утверждал В. А. Сухомлинский. Занимаясь творчеством, ребенок развивает себя как физически, так и умственно. Проявление и развитие творческих способностей учит ребенка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью.

Сегодня просто необходимо наличие у педагогов нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности. «Меньше обучать – больше взаимодействовать», «Учимся, делая и творя»- эти девизы способствуют созданию условий для развития творческих способностей детей, раскрепощению индивидуально-творческих сил ребенка.

Чем больше будет таких педагогов как в школе, так и в системе дополнительного образования, тем больше будет условий, возможностей для того, чтобы ребёнок творил, чтобы в это действие включалась вся его личность: способности, чувства, разум.

Как показывает практика, для интересного и качественного проведения мастер-класса, необходимо подготовить и иметь:

  • положение о мастер-классе;
  • памятка для педагога для проведения мастер-класса;
  • информационная справка о мастер-классе;
  • план-конспект мастер-класса;
  • рекомендуемая литература о мастер-классе;
  • список рекомендуемых Интернет-ресурсов;
  • опрос-анкета для участника мастер-класса.

Каждый мастер-класс обладает яркими отличительными чертами. Объясняется этот феномен тем, что у каждого Мастера, проводящий мастер-класс, сложился свой собственный стиль творческой педагогической деятельности. Он представляет собственную систему работы, комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно ему. Действия его взаимосвязаны между собой, оригинальны и обеспечивают эффективное решение учебно-воспитательных задач.

Положительный результат обучения в работе мастер-класса, состоит в том, что активный педагог использует механизм обучения, с помощью которого он анализирует свой педагогический опыт и находит способы обновления своей профессиональной потенции. Пассивный педагог, выполняя определенный алгоритм действий, включается в активную познавательную деятельность.

Активизация познавательной деятельности всех участников работы мастер-класса, как уже говорилось ранее, обеспечивается тем, что эта форма обучения является средством создания 3-х типов условий:

  • обеспечивается формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности;
  • стимулируется познавательный интерес, и отрабатываются умения по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности;
  • осуществляется индивидуальный подход по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживаются позитивные результаты учебно-познавательной деятельности каждого ученика.

Мастер-класс это «Знаешь сам – научи другого». Он позволяет не только передавать и обмениваться опытом, но и дает возможность посредством активной деятельности участников, широкой наглядности, образности, быстрой смены учебной деятельности, тесного взаимодействия с участниками, получать немедленный результат, вызывает желание сделать так, как мастер, сделать лучше. Такая форма профессионального обучения являются жизненной необходимостью для педагога и учителя, который не стоит на месте.

Мастер-класс позволяет не только творчески подойти к анализу своей работы, но и спланировать дальнейшую работу.

Формула мастер-класса: «успешная технология + компетентный специалист + доступность для детей = мастер класс»

Список литературы:

1. Мастер-класс как современная форма аттестации в условиях реализации ФГОС. Алгоритм технологии, модели и примеры проведения, критерии качества/сост. Н.В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2013.

2. Мастер-классы и педагогические семинары в дополнительном образовании детей. Теоретические и организационные аспекты / Сост.: Кленова Н. В., Абдухакимова С. А. / Ред.: Постников А. С., Прыгунова А. П. – М.: МГДД(Ю)Т, 2009

3. Клиентов А. Народные промыслы. – Белый город, М, 2003г.

4. Боровиков Л. И. Как творчески работающему педагогу дополнительного образования подготовить и провести мастер-класс // Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области. – 2004. – № 1.


УДК 37.036.5: 373.5

А. В. Скворцов, Т. С. Комиссарова

Профессиональные творческие умения учителя-предметника как условие формирования творческих способностей учащихся

В статье рассматриваются профессиональные творческие умения учителя-предметника, которые являются показателем его готовности к профессиональной творческой деятельности по формированию творческих способностей учащихся.

The article deals with the creative skills of a teacher, which are indicative of its readiness for creative professional activity on the formation of creative abilities of pupils.

Ключевые слова: профессиональные творческие умения, профессиональная творческая деятельность, проблемные задания, проблемные ситуации, творческие способности, готовность к профессиональной творческой деятельности.

Key words: professional creative skills, professional creative activity, problem tasks, problem situations, creative abilities, readiness for creative professional activity.

В современном российском обществе значительная роль отводится образованию, выдвигаются все новые требования к качеству обучения и профессиональной подготовке выпускников. Сегодня система высшего образования нацелена на формирование профессиональной творческой деятельности личности, способной совершенствоваться в своей профессиональной и социальной деятельности. Современная образовательная стратегия предполагает вхождение обучающегося в процесс обучения, который предоставит ему возможность свободно выбрать образовательный маршрут, соответствующий его личностным интересам, индивидуальным потребностям и познавательным способностям.

Перемены в системе образования отчётливо прослеживаются в таких государственных документах, как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2016), федеральные государственные стандарты высшего образования (ФГОС ВПО третьего поколения и ФГОС ВО 3+), Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы» и «Государственная программа РФ "Развитие образования" на 2013-2020 годы». Так, в ФГОС ВО 3+ 44.03.01 по направлению «Педагогиче-

© Скворцов А. В., Комиссарова Т. С., 2016

ское образование» (уровень бакалавриата) отмечается, что выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями в области педагогической деятельности, в том числе умениями формировать творческие способности учащихся (ПК-7) .

Проблема развития профессионального творчества студентов обусловлена несколькими аспектами. Современное образование прежде всего должно способствовать развитию самостоятельной, творческой личности студента, которая, в свою очередь, будет обеспечивать успех его учебно-познавательной, поисковой творческой деятельности. Однако, согласно исследованиям в области педагогической психологии, одной из негативных тенденций современной высшей школы является преобладание традиционного вербально-логического обучения над синтетическим образным, проблемным, творческим.

Специфика педагогической деятельности определяется необходимостью воспроизведения накопленного социально-знаниевого опыта в личности обучающегося. Деятельность учителя представляет собой метадеятельность, так как она направлена на организацию и управление деятельностью других. Эффективность профессиональной деятельности учителя определяется в первую очередь успешностью усвоенности знаний обучающимися.

При традиционном типе обучения мотивация обучения и организация продуктивной деятельности студентов носит в большей мере внешний (риторический характер), а под качественным усвоением материала подразумевается запоминание и воспроизведение обучающимися определённого количества готовых знаний.

Однако этого недостаточно. На сегодняшний день аттестация выпускников школ в нашей стране осуществляется путём единого государственного экзамена (ЕГЭ), включающего в себя типы тестовых заданий как базового уровня, так и повышенного и высокого уровней сложности. Выполнить такие задания может только выпускник, обладающий творческим, критическим, логическим мышлением, владеющий системой интегративных знаний и умений, а также готовый применять эту систему знаний на практике, зачастую в новой для себя ситуации.

Очевидно, что сформировать творческие умения у обучающихся может лишь учитель, сам владеющий профессиональным творчеством, являющийся творчески развитой личностью. Такой учитель должен не только обладать знаниями и умениями в рамках своего предмета, но и иметь сформированную систему профессиональных творческих умений.

Эти тенденции развития системы высшего образования обращают нас к проблеме формирования готовности бакалавров к творчеству в профессиональной деятельности учителя. Различные аспекты формирования готовности выпускников педагогических вузов к профессиональной деятельности рассмотрены в работах ученых. При этом основная часть имеющихся научных трудов в этом направлении касается формирования готовности к профессиональной творческой деятельности учителей начальных классов. Другие исследователи рассматривают формирование профессиональной творческой деятельности учителя только в рамках внеаудиторной работы. Таким образом, анализ литературы по проблеме формирования профессиональной готовности бакалавров, а также образовательной практики высшей школы позволяет утверждать, что касательно развития готовности к творческой профессиональной деятельности бакалавра образования имеется недостаточно работ, и в этом проблемном поле существуют задачи, требующие исследования.

Наряду с этим следует отметить, что в исследованиях проблемы творчества в профессиональной педагогической деятельности установлено, что одним из его компонентов является совокупность умений решать нестандартные задачи, которые формируются в процессе проблемного обучения. Следовательно, необходима разработка системы приёмов формирования профессиональных творческих умений будущего учителя в процессе его обучения в университете, так как именно на этой стадии формируется его готовность к предстоящей профессиональной творческой деятельности.

По сути, вся педагогическая деятельность представляет собой сочетание репродуктивного и творческого компонентов, так как вначале всегда происходит применение знаний и умений в знакомой ситуации, т. е. воспроизведение и закрепление известного. Затем, после достижения определённого уровня знаний и умений, происходит их перенос в новую незнакомую ситуацию, что подразумевает применение уже профессиональных творческих умений и переход к профессиональной творческой деятельности. Иными словами, репродуктивная деятельность играет роль определённой стартовой площадки для будущей творческой деятельности бакалавров.

При этом важно отметить, что репродуктивная деятельность переходит в творческую только при условии, если она воспринимается как обязательный начальный этап накопления знаний, умений и опыта. Поэтому при подготовке бакалавров особенно важно ориентироваться на формирование у них профессиональной творческой деятельности.

Творческая деятельность начинает формироваться ещё в школьные годы, когда обучающиеся овладевают способностью творчески мыслить, выполняя различные виды творческих заданий, таких как написание рефератов, подготовка докладов, организация школьного самоуправления, занятия в предметных кружках, секциях при школе и т. п.

Задачей высшего образования является выведение этой творческой активности обучающегося на качественно новый уровень в рамках конкретной будущей профессии, т. е. формирование готовности к профессиональной творческой деятельности.

По результатам анализа имеющихся в педагогике и психологии определений понятия «творческая деятельность» в контексте проблемного обучения в образовательных организациях высшего образования, в качестве профессиональной творческой деятельности учителя понимается совокупность его педагогических действий на основе теоретических знаний, практических умений и сложившейся системы ценностей, направленных на творческое самостоятельное решение профессиональных задач.

Развитию творческой личности в значительной мере способствует проблемное обучение, так как оно непосредственно нацелено на развитие профессиональной творческой мысли, творческой межличностной коммуникации и профессиональных творческих умений при освоении материала учебного предмета. Проблемное обучение даёт возможность творческого участия обучающихся в процессе получения новых знаний, формирования познавательной самостоятельности и творческого мышления, высокого уровня их мотивации и успешного усвоения знаний. Цель проблемного обучения, в отличие от традиционного, заключается не только в усвоении учебных программ, достижении результатов процесса обучения, но и способе получения этих результатов, которые приводят к развитию познавательной самостоятельности обучающегося, активизируют его творческие способности. Проблемное обучение в образовательных организациях высшего образования организует учебную деятельность с позиций продуктивного мышления, включающего в профессиональный творческий процесс и преподавателя, и обучающихся.

Таким образом, несмотря на то что проблемное обучение рассматривается исследователями как значимый фактор при формировании творческой личности, недостаточно исследованным остается вопрос об использовании возможностей проблемного подхода в процессе подготовки бакалавров и формировании их профессиональных творческих умений.

Показателем готовности бакалавров к профессиональной творческой деятельности учителя является в значительной мере освоение профессиональных творческих умений. Профессиональные творческие умения бакалавров развиваются средствами проблемного обучения.

Профессиональные творческие умения представляют собой четырёхступенчатую структуру (рис. 1).

Рис. 1. Общая структура профессиональных творческих умений

К начальным профессиональным творческим умениям прежде всего относится постановка проблемы на основе изучаемого предметного материала, с предварительной проблематикой учебного материала, что позволяет на самой ранней стадии обучения активизировать познавательный интерес обучающихся и обеспечить необходимый уровень познавательной рефлексии. Работа с текстом учебника позволяет получить главным образом знания и обеспечивает теоретическое видение проблемы. Чтобы вывести эту проблему на практику необходимо ещё одно профессиональное творческое умение - на основе выявленной проблемы конструировать проблемные задания. Причём проблемные задания могут быть

составлены учителем «с нуля», используя текст учебника, а могут быть получены путём проблематизации уже существующих заданий учебника.

Решение проблемных заданий на практических занятиях позволит обучающимся вывести поставленную проблему в личностное поле. Обучающийся не только знает о проблеме, но и предпринимает первые самостоятельные шаги по её решению.

Целью постановки проблемных заданий является заключительное профессиональное творческое умение - создание проблемной ситуации, т. е. состояние умственного затруднения у обучающихся.

Важно отметить, что составление проблемных заданий не подразумевает автоматического создания проблемной ситуации на их основе. Для этого необходимо соответствие проблемных заданий двум значимым критериям: интересу обучающихся и их умственным возможностям.

Если задание интересно, но непосильно для бакалавров, то после нескольких безуспешных попыток его выполнить интерес быстро пропадёт ввиду осознания бесполезности собственных действий. Если же задание посильно для обучающихся, но неинтересно для них, то его выполнение станет рутинной работой. Только соответствие проблемных заданий обоим критериям позволяет вывести исследуемую проблему через задания в проблемную ситуацию. В таком случае результатом выполнения проблемных заданий являются как новые знания, так и активизация проблемного мышления, усвоения приёмов разрешения ситуаций затруднения.

Профессор А.М. Матюшкин всесторонне исследовал умственную деятельность обучающихся и выделил в ней четыре типа проблемных ситуаций: информационный тип, гештальт-тип, поведенческий тип и вероятностный тип. Значимость этой классификации в том, что она учитывает все возможные виды мыслительного интеллектуального затруднения. Главные отличия каждого типа проблемных ситуаций заключаются в приёмах из разрешения. Мы использовали классификацию А.М. Матюшкина при разработке проблемных заданий в целях освоения обучающимися основных приёмов выхода из трудных ситуаций, принятия нестандартных решений, дополнив её ещё одним существенным пространственно-графическим типом заданий , и предлагаем пять типов проблемных заданий (рис. 2).

Рис. 2. Типы проблемных заданий и приёмы разрешения проблемных ситуаций

Все типы проблемных ситуаций тесно взаимосвязаны, поэтому каждое проблемное задание не просто формирует один или несколько приёмов их разрешения, но и активизирует мыслительное поле для формирования других, напрямую или косвенно с ним связанных. Действия преподавателя и обучающихся при конструировании проблемных ситуаций любого типа зависят от уровня развития профессиональных творческих умений бакалавров, а также изучаемой в данный момент темы.

Таким образом, для реализации в своей будущей профессиональной деятельности требований ФГОС ВО 3+, касающихся формирования творческих способностей учащихся, бакалавры педагогических направлений должны владеть системой профессиональных творческих умений. Сформированность у бакалавров профессиональных творческих умений является значимым показателем их готовности к профессиональной творческой деятельности учителя.

Список литературы

1. Комиссарова Т.С., Скворцов А.В. Пространственно-графический тип проблемных заданий при профессиональной подготовке специалистов - психолого-педагогический подходы // Академическая наука - проблемы и достижения: материалы V междунар. науч.-практ. конф. 1-2 дек. 2014 г. - SC, USA. North Charleston: LaCross Road, 2014. - Т. 1. - С. 33-37.

2. Скворцов А.В. Этапы формирования готовности бакалавров к профессиональной творческой деятельности // Науч. обозрение: гуманитар. исслед. -СПб., 2016. - № 11. - С. 66-74.

Резюме (CV) — это Ваша визитная карточка, от правильного составления которой зависит, получите ли Вы желаемую работу или нет. Очень важно подходить к написанию резюме ответственно, потому как именно оно может оказаться решающим фактором при найме Вас на работу.

В данной статье мы рассмотрим конкретные навыки и умения для резюме, а также дадим Вам советы и рекомендации по правильному заполнению этих граф резюме. В конце статьи вы можете скачать стандартный шаблон резюме.

Если вас интересует вопрос, то можете подробнее об этом почитать в статье.

Образование, стаж, занимаемые должности на прошлых постах — обязательные части CV. Хорошее резюме недопустимо составлять без описания важнейших умений специалиста. Описать эти умения нужно так, чтоб у потенциального начальника появилось непреодолимое желание нанять на работу не кого-то, а именно Вас.


1. Ключевые навыки и умения для резюме

Те ключевые навыки, которые отражены в Вашем резюме, обязательно станут объектом внимания со стороны работодателя. Опыт прежней работы и наличие образования, не всегда смогут раскрыть информацию о тех умениях, которыми обладаете именно Вы.

Правильный подход к заполнению этого блока резюме даст возможность работодателю понять даже без личного общения, что Вы именно тот, кто ему требуется.

Не существует таких общих ключевых умений, которые подошли бы для любой из должностей и профессий. Тем, кто не может сформулировать собственные профессиональные достоинства, может указать следующие навыки и умения:

  • способности к межличностному деловому общению;
  • организация и планирование рабочего времени;
  • внимательность к мелочам;
  • анализаторские способности, необходимые для нахождения вариантов решения проблемных ситуаций;
  • проявление гибкости;
  • управленческие навыки
  • навыки делового лидерства.

Не забывайте, что работодателю может требоваться лишь наличие части таких навыков, о чем он обычно указывает в собственном предложении о работе. Гораздо проще переформулировать требования работодателя в свои ключевые навыки.

2. Навыки и умения для продавцов, консультантов, секретарей, банковских работников…

Претенденты на должности продавцов, менеджеров и консультантов, а также иных должностей, требующих регулярного общения с людьми, могут указать в качестве собственных навыков и умений:

  • наличие успешного опыта в продажах;
  • навыки управление временем;
  • грамотная речь, умение убеждать;
  • навыки эффективного общения;
  • нахождение подхода к клиенту и достижение компромиссов;
  • способность к обучению и восприятию информации;
  • умение выслушать собеседника и дать ему компетентный совет;
  • проявление тактичности и толерантности;
  • творческий подход.

Если Вы имеете информацию о том, что работодатель сотрудничает с иностранными клиентами, знания иностранных языков станут Вашим преимуществом. Обязательно укажите об этом в резюме.

Работники сферы обслуживания должны быть носителями качественных навыков, связанных с общением, анализом и принятием решений, требуемых для оказания помощи. Любая деятельность таких работников должна быть направлена на удовлетворение интересов клиента, что требует от соискателя нацеленности на результат, способностей к работе при наличии личностного давления и инициативности.

Также работодателя непременно привлечет резюме того кандидата, который будет обладать знаниями иностранных языков, владеть ПК, вести деловую переписку, быть внимательным и заинтересованным в общем результате работы компании.

3. Лидерские умения и навыки: менеджер, управленец, директор, администратор…

Начать работу над резюме стоит с определения тех навыков, наличие которых имеет принципиальное значение для конкретной должности.

Работодатели с особой тщательностью проверяют управленцев, предъявляя к ним часто завышенные требования. Тем, кто желает занять управленческую должность, стоит указать в качестве навыков:

  • способность к разрешению конфликтов;
  • оптимальную организацию рабочего процесса;
  • самостоятельное принятие решений и ответственность за них;
  • наличие критического мышления;
  • эффективность управления временными и трудовыми ресурсами;
  • навыки мотивации персонала;
  • стратегическое мышление;
  • эффективное ведения переговоров;
  • навыки коммуникации и способность к завоеванию доверия.

Соискатель может добавить в эту группу те профессиональные черты, которые считает своей сильной стороной.

Профессиональные умения и личные качества в этом случае должны иметь четкое разграничение, ведь вопрос о личных качествах претендента непременно поступит от работодателя, а их идентичность с профессиональными навыками не позволит создать о себе положительное впечатление.

Список навыков может быть дополнен способностью к одновременному выполнению нескольких задач, умением распределять обязанности и контролировать их исполнение.

4. Навыки и умения для учителей, ведущих на семинарах и тренингах…

Немного другие навыки и умения должны быть характерны учителям, ведущим на семинарных занятиях. Такие люди должны быть:

  • способными к мотивированию;
  • высоко инициативны и энергичны;
  • мастерами по концентрации внимания людей на определенных явлениях в течении требуемого времени;
  • гибкими и терпеливыми;
  • способными к организации процесса работы.

Кроме этого можно указать учителя должны обладать грамотной речью и четким произношением, быть хорошими собеседниками в личном общении.

Основная задача данной категории работников состоит в налаживании контактов.

5. Навыки и умения для технических специалистов: программистов, системных администраторов…

Навыки, которые должны быть присущи техническим специалистам, абсолютно индивидуальны.

К примеру, системные администраторы обязаны осуществлять контроль за работой всех компьютеров компании, что требует от него:

  • проведение диагностических мероприятий относительно подведомственной техники;
  • постоянной мониторинг возможных рисков;
  • владения английским языком на техническом уровне;
  • легкость к восприятию информационных потоков.

6. Навыки и умения для бухгалтеров, аудиторов…

Профессионалы, которые нацелены на получение должностей, связанных с учетом, должны иметь четкое представление о требованиях работодателя. Бухгалтеру должно быть присуще:

  • аналитическое мышление;
  • организаторские способности по созданию алгоритма работы;
  • постоянный анализ;
  • грамотное планирование;
  • повышенное внимание к деталям и мелочам;
  • способность определения степени приоритетов;
  • определение первостепенных задач;
  • навыки по работе с представителями органов контроля.

7. Навыки и умения — примеры для юристов

Работники в области юриспруденции могут указать в резюме:

  • знание законодательства;
  • навыки составления договоров и документации;
  • пользование правовыми электронными базами;
  • умение работать с органами контроля;
  • поиск компромиссных решений;
  • постановка целей и стремление к их достижению.

8. Особые навыки и умения для резюме

Способности по налаживанию устного и письменного контакта с контрагентами, высокие достижения в области обслуживания, организованности рабочего процесса, наличие навыков оратора и многие другие умения, будут в обязательном порядке оценены работодателем.

Каждый из них ищет такого сотрудника, который будет мотивирован на общий результат, проявит инициативность и высокую энергичность в решении возникающих вопросов, будет приятным и грамотным собеседником, способным незамедлительно принять решение, дать ответ и быть ответственным за каждое свое слово.

Соискатели могут указывать в собственных резюме:

  • наличие лидерских качеств;
  • наличие технических знаний;
  • навыки организации проектов и управления ими;
  • маркетинговые способности.

9. Общие навыки и умения

Существует ряд общих навыков, которыми могут обладать специалисты. Их перечень обобщен и подойдет не для всех специальностей.

Однако, думаю этот список для Вас будет полезным, возможно Вы найдете именно те навыки и умения, которые захотите указать в своем резюме. К таковым относятся:

  • владение иностранным языком (язык и степень владения им);
  • способности к программированию;
  • бюджетирование;
  • грамотное деловое общение (устное и письменное);
  • работа с базами клиентов, в том числе с уровня их создания;
  • оперативность относительно поиска сведений;
  • разработка планов;
  • анализаторские действия по факту продаж (в т.ч. выполненных конкурентными организациями);
  • навыки по закупкам;
  • навыки проведения инвентаризационных процессов;
  • наличие способностей в мерчендайзинге;
  • работа с предложениями коммерческого направления;
  • переговорные навыки;
  • обучение и мотивация коллег;
  • составление прогнозов;
  • навыки в ценообразовании;
  • навыки в прямых продажах;
  • навыки убеждения;
  • навыки продаж по телефону;
  • умения по работе с отдельными компьютерными программами: Excel, Word, Photoshop, 1С и т.д. ;
  • способность возражать;
  • использование первичных данных;
  • обращение с оргтехникой;
  • разработка и проведение кампаний по рекламе и исследованию рынка;
  • правовая экспертиза;
  • скрупулезность при подготовке отчетных материалов;
  • сбор и подготовка статистической информации;
  • способность к организации процессов;
  • готовность к командному труду;
  • самостоятельность решений;
  • организационные навыки;
  • способность к применению методов убеждения.

Каждая отдельная специальность характеризуется определенными способностями. Среди представленных непременно найдутся именно те, которые подойдут Вам и той должности, которая стала Вашим выбором. Эти умения могут быть использованы для включения в резюме.

10. Правильное составление базового перечня навыков и умений

Совет: во время поисков желаемой должности не стоит ограничиваться единственным резюме, лучше постоянно видоизменять его в соотношении с вакансией. Представления умений в основном резюме и в том, которое вы создаете для отдельной должности, должны иметь отличия.

В основной версии CV, подходящей для большинства должностей, расписать умения нужно так: графа «Навыки и достижения» является завершением графы «Стаж работы», т.е. умения являются следствием профессионального стажа.

Допустим, вы работали маркетологом и сейчас ищите вакансию на эту должность, вам необходимо написать перечень преимуществ, которые новый начальник получит, взяв вас на эту должность.

Профессиональные навыки и умения для резюме пример для маркетолога:

  • проведение исследований маркетинга;
  • анализирование рыночной ситуации и потребительских желаний;
  • умение разрабатывать идеи для ассортимента.

Перечень должен быть не сильно долгим и детальным – хватит основных пунктов. Рекрутер, читающий ваш CV, должен понимать, что ваши главные умения – следствие профессионального опыта, так что не придумывайте ничего. Представим, что вы были простым сотрудником, а пишите, что умеете организовывать работу. Никто не поверит вам, и рекрутер просто вас проигнорирует.

11. Не путаем описание своих способностей и личностных черт

О пунктуальности, коммуникабельности и ответственности указывать надо в графе «О себе». Графа «Навыки и достижения» нужна только для информации, связанной со служебными обязательствами.

В разделе «Профессиональные навыки» необходимо указать основные умения, полученные на прошлом рабочем месте либо в вузе. Здесь же вы можете указать свои достижения. Раздел должен раскрыть вас как специалиста. Иначе говоря этот раздел должен описывать вашу «Квалификацию».

Если вы распишите свои умения, вы сделаете свое CV заманчивее. Прочитав этот раздел, возможный начальник должен четко понять, что именно вы нужны компании и вас обязательно нужно позвать на собеседование. Его необходимо привлечь своими познаниями и способностями. Если же хотите, чтобы это случалось чаще, прислушайтесь к нашим советам:

  • Пункт «Квалификация» должен быть размещен точно после пункта «Образование». Это как минимум логично.
  • Этот раздел нужно изменять под любую новую вакансию. Записывать нужно только способности, подходящие искомой должности.
  • Не стоит делать из себя человека-оркестра , тщательно указывая весь перечень своих плюсов. Укажите несколько (4-8) ключевых, этого достаточно. Хотите выразить одни навыки – придется жертвовать другими.
  • Первоначально расписывайте те способности, больше других согласовывающиеся должностью, которую вы ищите.
  • Пишите список так, чтобы просто было прочитать.
  • Использовать нужно те определения и фразы, употребляемые потенциальным начальником в объявлении.
  • Расписывая навыки и способности, нужно начинать фразы со слов «имеется стаж», «знаю», «владею», и т.д.
  • Не нужно писать про свои черты, в резюме есть специальный раздел для них.

Внимание: так называемые «хедхантеры » ищут редких сотрудников. Они, как правило, не интересуются опытом кандидата, им нужны конкретные преимущества, предоставляемые им.

12. Навыки и умения для резюме пример для HR-директора:

Способность построить коммуникации внутри компании. Умение оперативно управлять подразделениями и проектами. Организация консультаций и бизнес-тренингов .

Новый навык можно писать с красной строки, это сделает ваш текст легче для прочтения, хоть он и займет больше места. Если вы правильно опишите свои умения и способности, это значительно увеличит шанс того, что на собеседование позовут именно вас.

Образование и стаж хоть и очень важная часть резюме, но они не могут создать впечатление о нужном сотруднике.

Наемщику недостаточно знать, где вы учились и получали профессиональный стаж. Ему необходимо точное знание того, чем вы можете заниматься, и чем вы можете быть полезны его фирме. Так что правильно расписанные основные умения сильно приумножают вероятность получения заветной работы.

Основные умения — это объединение, состоящее из ваших навыков и способностей, нужное для добротного исполнения предъявленных вам должностных требований. Так что досконально выбранные и правильно сформулированные фразы могут помочь вашему резюме хорошо отличиться от множества похожих документов.

Во время работы пытайтесь получить умения, дополнительно учитесь и получайте сертификаты. В таком случае у вас получится реально вызвать интерес у наемщика и получить более высокую вероятность принятия на работу.

Мы надеемся, что примеры навыков и умений для резюме помогут вам.

13. Указываем конкретные навыки и умения в резюме

Теперь представим, что вы пишите CV для отдельной должности, к которой у вас повышенный интерес. Тогда к списку основных умений стоит относиться как к перечню конкретных, а не общих навыков.

Очень внимательно прочитайте объявление. Что вам нужно уметь, дабы вас взяли на эту должность? Соответствуют ли эти запросы вашим умениям и вашему опыту? Это нужно указать в графе «Навыки».

Однако простая перепись требований в резюме и оформление их как своих собственных навыков – плохая идея. Рекрутер сразу догадается, что вы решили отнестись к резюме на «отвяжись». Измените эту информацию, сделайте ее конкретнее, добавьте то, чего не было указано работодателем, но может принести пользу этой компании.

К примеру, если вы видите требование — свободное владение английским языком, то упомяните о способности к организации получении визы для начальника (если конечно это так). Ведь если работодатель и его подручные переписываются на английском языке, это может говорить о том, что есть деловые партнеры из других стран, а в таком случае умение организовывать получение визы вызовет интерес возможного начальника.

Также помните, что в наше время рекрутер наверняка будет искать кандидатов по ключевым словам, так что составлять описание умений надо так, чтоб в нем были фразы, которые есть в тексте описания должности.

Способности к творчеству, к созиданию нового всегда высоко ценились в обществе. И не удивительно, так как люди, обладающие этим даром, являются своеобразными генераторами развития человеческой цивилизации. Но творческие способности имеют и субъективную ценность. Наделенный ими человек создает себе наиболее комфортные условия для существования, преобразует мир, приспосабливая его к своим запросам и интересам.

Казалось бы, все просто: нужно активно развивать у себя эти способности. Однако человечество в течение сотен лет бьется над вопросом, в чем секрет креативности, что делает человека творцом.

Прежде чем говорить о творчестве, давайте сначала разберемся в том, что такое способности в целом.

  • Есть общие способности, необходимые в различных областях, например, .
  • А есть специальные, связанные только с одним конкретным занятием. Например, музыкальный слух нужен музыканту, певцу и композитору, а высокая чувствительность к цветоразличению – художнику-живописцу.

Основой способностей являются врожденные, природные задатки, но проявляются и развиваются способности в деятельности. Чтобы научиться хорошо рисовать, нужно осваивать живопись, рисунок, композицию и т. д., чтобы добиться успехов в спорте, нужно этим спортом заниматься. Иначе никак, сами по себе задатки не станут способностями и тем более не превратятся в .

Но как со всем этим связано творчество, ведь это не особый вид деятельности, а, скорее, ее уровень, и проявляться творческий дар может в любой области жизни?

Структура творческих способностей

Совокупность творческих способностей и их активное проявление в жизнедеятельности личности называют креативностью. Она имеет сложную структуру, которая включает в себя как общие, так и специальные способности.

Общий уровень творческих способностей

Как и любые другие способности, творческие связаны с психофизиологическими задатками, то есть особенностями нервной системы человека: активностью правого полушария головного мозга, высокой скоростью нервных процессов, устойчивостью и силой процессов возбуждения и торможения.

Но они не сводятся только к врожденным качествам и не являются особым даром, полученным нами от природы или посланным свыше. В основе креативности лежит развитие и активная, упорная деятельность человека.

Основной областью, в которой проявляются творческие способности, является интеллектуальная сфера. Для креативного человека характерно особое , отличающееся от стандартного, в том числе логического. Разные исследователи называют это мышление нешаблонным или латеральным (Э. де Боно), дивергентным (Дж. Гилфорд), радиантным (Т. Бьюзен), критическим (Д. Халперн) или просто творческим.

Дж. Гилфорд – известный психолог, исследователь творчества, одним из первых описал своеобразный тип мыслительной деятельности, присущий креативам. Он назвал его дивергентным мышлением, то есть направленным в разные стороны, и оно отличается от конвергентного (однонаправленного), к которому относится и дедукция, и индукция. Главная особенность дивергентного мышления в том, что оно ориентировано не на поиски одного единственно правильного решения, а на определение множества путей решения задачи. Эту же особенность отмечают и Э. де Боно, и Т. Бьюзен, и Я. А. Пономарев.

Творческое мышление – какое оно?

Изучали в течение всего XX века, и было выявлен целый спектр особенностей умственной деятельности людей, которым свойственен этот тип мышления.

  • Гибкость мышления, то есть не только способность быстро переключаться с одной проблемы на другую, но и умение отказываться от неэффективного решения, искать новые пути и подходы.
  • Смещение фокуса – умение человека взглянуть на объект, ситуацию или проблему с неожиданного ракурса, под другим углом зрения. Это дает возможность рассмотреть какие-то новые свойства, особенности, детали, незаметные при «прямом» взгляде.
  • Опора на образ. В отличие от стандартного логического и алгоритмического мышления, творческое носит образный характер. Новая оригинальная идея, замысел, проект рождаются как яркий объемный образ, лишь на этапе разработки обрастая словами, формулами и схемами. Недаром же центр творческих способностей находится в правом полушарии головного мозга, которое отвечает за работу с образами.
  • Ассоциативность. Способность быстро устанавливать связи-ассоциации между поставленной задачей и информацией, хранящейся в памяти – это важная особенность умственной деятельности творческих людей. Мозг креатива напоминает мощный компьютер, все системы которого постоянно обмениваются импульсами, несущими информацию.

Хотя творческое мышление часто противопоставляется логическому, но они не исключают друг друга, а дополняют. Без логического мышления невозможно обойтись на этапе проверки найденного решения, воплощения замысла, доработки проекта и т. д. Если же рациональное логическое мышление неразвито, то и замысел, даже самый гениальный, чаще всего остается на уровне задумки.

Творчество и интеллект

Говоря о способностях человека к мыслительной деятельности, чаще всего имеют в виду . Если связь между интеллектом и развитостью логического мышления самая прямая, то о творческом потенциале этого сказать нельзя.

По стандартному тесту, определяющему коэффициент интеллекта (IQ), люди, имеющие менее 100 баллов (ниже среднего), не отличаются и творческими способностями, но и высокий интеллект не гарантирует креативность. Самые творчески одаренные люди находятся в диапазоне от 110 до 130 баллов. Среди личностей с IQ выше 130 креативы встречаются, но нечасто. Чрезмерный рационализм интеллектуалов мешает проявлению творчества. Поэтому наряду с коэффициентом интеллекта был введен и коэффициент креативности (Cr), и, соответственно, разработаны тесты для его определения.

Специальные способности в творчестве

Наличие общих способностей в творческой деятельности обеспечивает новизну и оригинальность ее продукта, но без специальных способностей невозможно достичь мастерства. Недостаточно придумать оригинальный сюжет книги, нужно еще уметь его литературно изложить, построить композицию, создать реалистичные образы героев. Рожденный в воображении образ художник должен воплотить в материале, что невозможно без владения техникой и навыками изобразительной деятельности, а разработка научно-технического изобретения предполагает владение основами точных наук, знания в области механики, физики, химии и т. д.

Творчество имеет не только духовную, мыслительную, но и практическую сторону. Поэтому креативность включает в себя и прикладные, специальные способности, которые развиваются сначала на репродуктивном (воспроизводящем) уровне. Человек под руководством учителя или самостоятельно овладевает специфическими методами, приемами деятельности, которые были выработаны до него. Например, учит нотную грамоту, осваивает игру на музыкальном инструменте или технику изобразительной деятельности, изучает математику, правила алгоритмического мышления и т. д. И только овладев основами конкретной деятельности, выработав нужные навыки и получив знания, человек может перейти на уровень творчества, то есть создать свой, оригинальный продукт.

Специальные способности нужны, чтобы креатив стал мастером, а его деятельность (причем любая) – искусством. Отсутствие или неразвитость специальных способностей часто приводит к тому, что в творчестве не удовлетворяется, а творческий потенциал, даже довольно высокий, так и остается нереализованным.

Как определить у себя наличие творческих способностей

Предрасположенность к творчеству есть у всех людей, однако, творческий потенциал, как и уровень креативности, у всех разный. Причем поставленный в определенные жесткие условия (например, выполняя задание) человек может использовать творческие методы, но не применять потом их ни в профессиональной, ни в повседневной жизни и не испытывать никакой потребности в творчестве. Такого человека сложно назвать творческой личностью.

Для того чтобы определить наличие и степень развития творческих способностей, существует множество разработанных психологами методик-тестов. Однако для того чтобы адекватно оценить полученный по этим методикам результат, нужно владеть знаниями в области психологии. Но есть ряд критериев, по которым каждый сам может оценить уровень своей креативности и решить, насколько ему необходимо развивать творческие способности.

Уровни интеллектуально-творческой активности

Креативность предполагает высокий уровень интеллектуально-творческой активности, то есть не только способность к мыслительной деятельности, но и потребность в ней, самостоятельное, без давления со стороны использование приемов творческого мышления.

Выделяют 3 уровня такой активности:

  • Стимульно-продуктивный. Человек, находящийся на этом уровне, добросовестно решает поставленные перед ним задачи, старается добиваться хороших результатов. Но делает это он под влиянием внешних стимулов (приказ, задание свыше, необходимость заработать и т. д.). Познавательный интерес, увлеченность делом и внутренние стимулы у него отсутствуют. В деятельности он использует готовые решения и методы. Этот уровень не исключает каких-то случайных оригинальных решений и находок, но использовав один раз найденный им метод, человек впоследствии не выходит за его рамки.
  • Эвристический уровень. Он предполагает способность человека делать открытия эмпирическим, опытным путем, часто сводящимся к методу проб и ошибок. В своей деятельности индивид опирается на надежный, проверенный метод, но старается доработать его, усовершенствовать. Такой усовершенствованный метод оценивается им как личное достижение и повод для гордости. Любая найденная интересная, оригинальная идея, чужая задумка становится толчком, стимулом для мыслительной деятельности. Результатом такой активности могут быть очень интересные и полезные изобретения. В конце концов, и самолет человек изобрел, наблюдая за птицами.
  • Креативный уровень предполагает не только активную интеллектуальную деятельность и решение задач на теоретическом уровне. Главное его отличие – умение и потребность выявлять и формулировать проблемы. Люди, находящиеся на этом уровне, способны замечать детали, видеть внутренние противоречия и ставить вопросы. Причем они любят это делать, обладая своеобразным «исследовательским зудом», когда возникшая новая интересная проблема заставляет их отложить уже начатую деятельность.

Несмотря на то, что высшим считается креативный уровень, наиболее продуктивный и ценный для общества – эвристический. Более того, самой эффективной является работа команды, в которой есть люди всех трех типов: креатив рождает идеи, ставит проблемы, эвристик их дорабатывает, адаптирует к реальности, а практик воплощает в жизнь.

Параметры творческой одаренности

Дж. Гилфорд, создавший теорию дивергентного мышления, выделил несколько показателей уровня творческой одаренности и продуктивности.

  • Способность к постановке проблем.
  • Продуктивность мышления, которая выражается в рождении большого количества идей.
  • Семантическая гибкость мышления – быстрое переключение мыслительной деятельности с одной проблемы на другую и включение в мыслительный процесс знаний из разных областей.
  • Оригинальность мышления – способность находить нестандартные решения, рождать оригинальные образы и идеи, видеть необычное в обычном.
  • Способность изменять назначение объекта, усовершенствовать его, добавляя детали.

К выделенным Дж. Гилфордом характеристикам позднее добавили и еще один важный показатель: легкость и скорость мышления. Быстрота нахождения решения не менее, а иногда и более важна, чем его оригинальность.

Как развивать творческие способности

Развивать творческие способности лучше начинать с детства, когда потребность в творчестве очень сильна. Вспомните, с каким восторгом малыши воспринимают все новое, как радуются новым игрушкам, занятиям, прогулкам в незнакомых местах. Дети открыты миру и, как губка, впитывают знания. Их психика очень гибкая и пластичная, у них еще нет стереотипов, стандартов, на основе которых строится мышление взрослых. И главным инструментами мыслительной деятельности детей являются образы. То есть имеются все предпосылки и возможности для эффективного развития творческих способностей. Особенно успешно проходит этот процесс, если взрослые поощряют проявление творчества детей и сами организуют совместные занятия и игры.

Что касается взрослых, то и в этом случае возможно повысить уровень креативности, сделать профессиональную деятельность более творческой или найти возможность реализовать свою потребность в творчестве в каком-то искусстве, хобби или увлечении.

Главное для взрослого – именно наличие потребности, так как часто люди сетуют на то, что Бог их обделил талантом, но ничего не делают, чтобы найти область, в которой их личность могла бы реализоваться. Но если вы осознали необходимость развития своего потенциала, то такая возможность есть.

Любые способности развиваются в деятельности и предполагают овладение навыками, то есть тренировку. Учитывая, что творческие способности – это в первую очередь набор качеств и свойств мышления, тренировать нужно именно мыслительные способности.

Специально для развития креативности, мышления и разработаны целые тренинги, и упражнения из них можно выполнять самостоятельно, тем более что они часто напоминают увлекательную игру.

Упражнение «Цепочка ассоциаций»

Ассоциативное мышление играет важную роль в творчестве, но оно чаще всего непроизвольно, спонтанно, поэтому нужно учиться им управлять. Вот одно из упражнений по развитию навыков осознанной работы с ассоциациями.

  1. Возьмите лист бумаги и ручку.
  2. Выберите какое-то слово. Выбор должен быть произвольный, можно просто открыть словарь на первой попавшейся странице.
  3. Как только вы прочитали слово, сразу же «поймайте» в голове первую ассоциацию на него и запишите ее.
  4. Далее в столбик запишите следующую ассоциацию, но уже на записанное слово и так далее.

Следите за тем, чтобы ассоциации были последовательными, на каждое новое слово, а не на предыдущее или самое первое. Когда их в столбике наберется 15-20, остановитесь и внимательно прочитайте, что у вас получилось. Обращайте внимание на то, к какой сфере, области действительности относятся эти ассоциации. Это одна сфера или их несколько? Например, к слову «шляпа» могут быть ассоциации: голова – волосы – прическа – расческа – красота и т. д. В данном случае все ассоциации находятся в одном смысловом поле, вы не смогли выйти из узкого круга, перескочить через стереотипное мышление.

А вот другой пример: шляпа – голова – мэр – дума – мышление – интерес – чтение – уроки и т. д. Здесь есть ассоциативная связь, но мышление постоянно меняет свою направленность, выходя в новые сферы и области. Несомненно, второй случай свидетельствует о более творческом подходе.

Выполняя это упражнение, добивайтесь подобных переходов, но не задумывайтесь над рождением ассоциаций слишком долго, ведь процесс должен быть непроизвольным. В игру с ассоциациями можно играть в компании, соревнуясь, у кого за определенный промежуток времени будет больше ассоциаций и оригинальнее переходы.

Упражнение «Предмет-универсал»

Это упражнение помогает развивать целый комплекс качеств: оригинальность мысли, семантическую гибкость, образное мышление и воображение.

  1. Представьте какой-то простой предмет, например, карандаш, крышку от кастрюли, ложку, коробок спичек и т. д.
  2. Выбрав предмет, подумайте, как его можно использовать, кроме прямого назначения. Постарайтесь найти как можно больше вариантов применения и старайтесь, чтобы они были оригинальными.

Например, крышку от кастрюли можно использовать как щит, как ударный инструмент, как основу для красивого панно, как поднос, как форточку при ее отсутствии, как шляпу, как зонт, как карнавальную маску, если в ней провертеть дырки для глаз… Сможете продолжить?

Точно так же, как и первое упражнение, это можно выполнять в группе, придав ему форму соревнования. Если группа достаточно большая, например, класс, то можно предложить называть новые функции предмета по очереди. Тот игрок, который не может придумать нового, выбывает. И останутся в конечном счете самые креативные.

Это только примеры упражнений на . Попробуйте придумать такие игры сами, и это тоже будет хорошим тренингом.