Разработка и внедрение стандартов. Порядок разработки и изменения государственных стандартов Порядок разработки государственных стандартов в рф

Порядок разработки установлен ГОСТ 1.2.

В целях обеспечения организационного единства и создания условий для своевременной подготовки к применению стандартов предусматриваются, как правило, следующие стадии разработки:

1) организация разработки стандарта;

2) разработка проекта стандарта (первой и после­дующих редакций);

3) разработка проекта стандарта (окончательной редакции) и представление его для принятия;

4) принятие и государственная регистрация стан­дарта;

5) издание стандарта.

Международные и национальные организации по стан­дартизации большое внимание уделяют участию потребителей в работах по созданию стандартов. Некоторые из них находят средства для участия потребителей в заседаниях рабочих групп ТК. В этом плане интересен американский опыт, в частности ASTM, создавшей свыше 10 тыс. стандартов в самых разных областях, в том числе стандарты на продукцию для детей. В ASTM образован фонд в 50 тыс. дол. для изучения и обобще­ния интересов потребителей. Иногда расходы на присутствие представителей в ТК берет на себя промышленность. Так, присутствие трех представителей потребителей в ТК ASTM по пылесосам субсидируется компаниями.

С целью поддержания соответствия стандарта по­требностям населения, народного хозяйства и оборо­ны страны проводится его проверка. С учетом ре­зультатов проверки осуществляются в необходимых случаях разработка изменений к стандартам, пересмотр (разработка новых стандартов взамен действу­ющих) или отмена стандартов.

Изменение к стандарту разрабатывают при заме­не, дополнении или исключении отдельных требова­ний стандарта. Изменение к стандарту на продукцию разрабаты­вают при введении в него новых, более прогрессив­ных требований, которые не повлекут за собой нару­шение взаимозаменяемости и совместимости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действу­ющему стандарту.

При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего. При этом действую­щий стандарт отменяют, а в новом стандарте указы­вают, взамен какого он разработан. Новому стандар­ту присваивают обозначение старого стандарта с за­меной двух последних цифр года принятия. Пересмотр стандарта на продукцию осуществля­ют при установлении новых, более прогрессивных требований, если они приводят к нарушению взаи­мозаменяемости новой продукции, изготовляемой по действующему стандарту, и (или) изменению основ­ных показателей качества продукции.

Госстандарт (Госстрой России) принимает реше­ние об

ГОСТ Р 1.2-92

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственная система стандартизации
Российской Федерации

Порядок разработки государственных стандартов

ГОССТАНДАРТ РОССИИ

Москва

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России, доработан с участием рабочей группы специалистов отраслей народного хозяйства ВНЕСЕН Главным управлением технической политики в области стандартизации Госстандарта России 2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 1 июля 1992 г. № 7 3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ 4 ПЕРЕИЗДАНИЕ (май 1999 г.) с Изменением № 1, принятым Постановлением Госстандарта России от 15 декабря 1993 г. № 21

ГОСТ Р 1.2-92

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственная система стандартизации Российской Федерации
Порядок разработки государственных стандартов

State System for Standardization of Russian Federation.
Procedure for developing state standards

Дата введения 1993-01-01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к разработке, согласованию, принятию, государственной регистрации, изданию, обновлению (изменению, пересмотру) и отмене государственных стандартов Российской Федерации (далее - стандарты). Положения настоящего стандарта подлежат применению техническими комитетами по стандартизации, государственными органами управления, предприятиями, предпринимателями, научно-техническими, инженерными обществами и другими общественными объединениями.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована ссылка на следующий стандарт: ГОСТ Р 1.5-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов

3 Разработка стандарта

3.1 Общие положения

3.1.1 Разработку государственных стандартов Российской Федерации осуществляют технические комитеты по стандартизации (ТК), а также предприятия, общественные объединения в соответствии с заданиями планов государственной стандартизации Российской Федерации, программ (планов) работ ТК и договоров на разработку стандартов или в инициативном порядке. 3.1.2 При разработке стандартов следует руководствоваться законодательством Российской Федерации, государственными стандартами государственной системы стандартизации Российской Федерации и другими нормативными документами по стандартизации. При разработке стандартов используют научно-технические результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ, результаты патентных исследований, международные, региональные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации, прогрессивные национальные стандарты других стран и иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии. 3.1.3 В целях обеспечения организационного единства и создания условий для своевременной подготовки к применению стандартов предусматривают, как правило, следующий порядок разработки стандарта: 1-я стадия - организация разработки стандарта; 2-я стадия - разработка проекта стандарта (первая редакция); 3-я стадия - разработка проекта стандарта (окончательная редакция) и представление его для принятия; 4-я стадия - принятие и государственная регистрация стандарта; 5-я стадия - издание стандарта. Примечание - Допускается совмещение стадий разработки стандарта, что отражают в договоре на его разработку. 3.1.4 Построение, изложение, оформление, содержание и обозначение стандартов - по ГОСТ Р 1.5.

3.2 Организация разработки стандарта

3.2.1 Разработке стандартов предшествуют, как правило, подготовка и представление заявок на разработку стандартов в ТК по закрепленным за ними объектам стандартизации. В заявке приводят обоснование необходимости разработки стандарта. К заявке может быть приложен в качестве исходного материала проект стандарта, подготовленный заявителем. Заявки могут представлять ТК, научно-технические, инженерные общества и другие общественные объединения, государственные органы управления Российской Федерации, предприятия и предприниматели. Подготовку и рассмотрение заявок, формирование годового плана государственной стандартизации Российской Федерации, заключение договора на разработку стандарта осуществляют в порядке, установленном Госстандартом России (Госстроем России). При этом может быть разработано как приложение к договору на разработку стандарта или в качестве самостоятельного документа техническое задание, в котором, например, устанавливают: - стадии разработки и сроки их выполнения; - разделы стандарта и примерную номенклатуру основных требований, устанавливаемых стандартом; - перечень документов, представляемых со стандартом; - перечень государственных органов управления и (или) предприятий, которым проект стандарта должен быть разослан на рассмотрение или согласование; - дополнительные требования заказчика. 3.2.2 ТК организует разработку проекта стандарта: - определяет подкомитет (ПК), в котором будут разрабатывать стандарт; - определяет рабочую группу или предприятие для разработки проекта стандарта; - устанавливает сроки выполнения работ по стадиям разработки стандарта в соответствии со сроками, установленными договором. ТК направляет информацию о начале разработки стандарта (с краткой аннотацией) для опубликования в специализированном издании Госстандарта России (Госстроя России) для получения от заинтересованных предприятий заявок на направлениеим на отзыв проекта стандарта (первой редакции).

3.3 Разработка проекта стандарта (первая редакция)

3.3.1 Рабочая группа (предприятие) готовит проект стандарта и пояснительную записку к нему. В наименовании пояснительной записки приводят наименование проекта стандарта и наименование стадии разработки стандарта. В пояснительной записке к проекту стандарта в общем случае приводят: - основание для разработки стандарта с указанием соответствующего документа; - краткую характеристику объекта стандартизации; - сведения о соответствии проекта стандарта законодательству Российской Федерации, международным, региональным стандартам, правилам, нормам и рекомендациям по стандартизации (их проектам), а также прогрессивным национальным стандартам других стран; - сведения о патентной чистоте проекта стандарта; - сведения о взаимосвязи проекта стандарта с другими нормативными документами по стандартизации и предложения по их пересмотру, изменению или отмене; - сведения о рассылке на отзыв и опубликовании аннотации о проекте стандарта, а также краткую обобщенную характеристику принципиальных замечаний и предложений (для окончательной редакции); - сведения о согласовании, если оно проводилось; - источники информации. 3.3.2 ТК (ПК) проверяет проект стандарта на соответствие условиям договора на разработку стандарта, требованиям законодательства и стандартов государственной системы стандартизации Российской Федерации и направляет его с пояснительной запиской членам ТК (ПК). 3.3.3 Члены ТК (ПК) рассматривают проект стандарта (на заседании, путем переписки, переговоров) и подготавливают свои предложения по нему в порядке, определяемом ТК (ПК). 3.3.4 ТК (ПК) с учетом полученных предложений подготавливает проект стандарта в качестве первой редакции. Примечание - Номенклатуру и уровень требований, включаемых в проекты стандартов, ТК (ПК) определяет в соответствии с 3.1.2. 3.3.5 ТК (ПК) направляет проект стандарта (первую редакцию) с пояснительной запиской заказчику разработки стандарта и в соответствующую научно-исследовательскую организацию Госстандарта России (Госстроя России), если она не является членом ТК (далее - научно-исследовательская организация). ТК (ПК) с учетом полученных заявок на проект стандарта рассылает его на отзыв. 3.3.6 После получения проекта стандарта на отзыв заинтересованные предприятия и специалисты составляют отзывы на проект стандарта и направляют их ТК (ПК) в двух экземплярах не позднее чем через 2 месяца со дня получения проекта стандарта. Замечания и предложения по проекту стандарта излагают в последовательности: - по проекту в целом; - по разделам, подразделам, пунктам, подпунктам, перечислениям, приложениям в порядке изложения стандарта. Предложения по введению новых, исключению или изменению требований, предусмотренных в проекте стандарта, должны быть обоснованы.

3.4 Разработка проекта стандарта (окончательная редакция) и представление его для принятия

3.4.1 ТК (ПК) с учетом поступивших отзывов готовит окончательную редакцию проекта стандарта. 3.4.2 Проект стандарта (окончательную редакцию) с пояснительной запиской ТК (ПК) направляет: - членам ТК (ПК); - органам государственного контроля и надзора, если они не являются членами ТК (ПК), и если это необходимо; - в научно-исследовательскую организацию (в двух экземплярах). Члены ТК (ПК) рассматривают проект стандарта в порядке и в сроки, установленные ТК (ПК). Органы государственного контроля и надзора, которые не являются членами ТК (ПК), в месячный срок со дня получения проекта стандарта согласовывают этот проект или дают по нему заключение с обоснованными предложениями по требованиям проекта стандарта, относящимсяк их компетенции. Научно-исследовательская организация готовит заключение на проект стандарта, обеспечивает его издательское редактирование, направляет в ТК (ПК) заключение и экземпляр проекта стандарта, прошедшего издательское редактирование, в срок, не превышающий месяца со дня получения проекта. 3.4.3 ТК (ПК) с учетом предложений членов ТК (ПК), согласования с органами государственного контроля и надзора, заключения научно-исследовательской организации и результатов издательского редактирования дорабатывает проект стандарта. При наличии разногласий по проекту стандарта ТК (ПК) организует рассмотрение и снятие этих разногласий. 3.4.4 ТК (ПК) на заседании рассматривает проект стандарта и проводит по нему голосование. Решение заседания оформляют протоколом. В протоколе должны быть указаны результаты голосования каждого предприятия (организации) - члена ТК (ПК). Допускается подтверждение согласия с проектом стандарта предприятий (организаций) - членов ТК (ПК) письмом, телеграммой, телефаксом, телетайпограммой, подписанной руководителем (заместителем руководителя) предприятия (организации) - члена ТК (ПК), или подписью руководителя (заместителя руководителя) предприятия (организации) на проекте стандарта, если постоянный полномочный представитель предприятия (организации) - члена ТК (ПК) не имел возможности присутствовать на заседании. При получении согласия всех членов ТК (ПК) с проектом стандарта допускается не проводить заседание ТК (ПК). Запись «Согласовано с замечаниями» не допускается. 3.4.5 ТК (ПК) одобряет проект стандарта, рекомендует его для принятия Госстандартом России (Госстроем России) и направляет в Госстандарт России (Госстрой России), если с этим проектом согласны не менее двух третей предприятий (организаций) - членов ТК (ПК). При этом проект стандарта не может быть направлен для принятия в следующих случаях: - если за него не проголосовали члены ТК (ПК), являющиеся полномочными представителями органов государственного контроля и надзора; - если его не согласовали органы государственного контроля и надзора, не являющиеся членами ТК (ПК). 3.4.6 ТК направляет для принятия в Госстандарт России (Госстрой России) проект стандарта (окончательную редакцию) в трех экземплярах, один из которых должен быть первым, с сопроводительным письмом, подписанным председателем ТК, и следующей документацией в одном экземпляре: - пояснительной запиской к проекту стандарта (в соответствии с 3.3.1); - протоколом заседания ТК (ПК) по рассмотрению окончательной редакции проекта стандарта; - подлинными документами, подтверждающими согласование окончательной редакции проекта стандарта, если оно проводилось; - экземпляром проекта стандарта, прошедшего издательское редактирование. Одновременно проект стандарта (окончательную редакцию) с приложением пояснительной записки и протокола заседания ТК (ПК) или документов, подтверждающих согласование проекта стандарта с членами ТК (ПК), направляют заказчику стандарта. 3.4.7 В случае разработки стандарта вне рамок ТК предприятия, общественные объединения разрабатывают проект стандарта с учетом порядка, предусмотренного подразделами 3.2- 3.4. При наличии ТК по данному объекту стандартизации предприятие (организация)-разработчик направляет ему проект стандарта на отзыв, а по решению Госстандарта России (Госстроя России) и на согласование. Примечание - Согласование проекта стандарта в ТК (ПК) осуществляется в соответствии с 3.4.4.

3.5 Принятие и государственная регистрация стандарта

3.5.1 Госстандарт России (Госстрой России) рассматривает проект стандарта, принимает его и вводит в действие Постановлением Госстандарта России (Госстроя России). Перед принятием стандарта Госстандарт России (Госстрой России) проводит его проверку на соответствие законодательству Российской Федерации, требованиям государственных стандартов, метрологическим правилам и нормам, применяемой терминологии, правилам построения, изложения и оформления стандартов. При принятии стандарта устанавливают дату его введения в действие с учетом мероприятий, необходимых для внедрения стандарта. Срок действия стандарта, как правило, не устанавливают. 3.5.2 Государственную регистрацию стандарта осуществляет Госстандарт России в установленном им порядке.

3.6 Издание стандарта

3.6.1 Госстандарт России публикует информацию о принятых стандартах в ежемесячном информационном указателе «Государственные стандарты Российской Федерации». Госстандарт России и Госстрой России издают и распространяют стандарты в установленном ими порядке.

4 Обновление, отмена стандарта

4.1 Общие положения

4.1.1 Обновление стандарта проводят для поддержания его соответствия потребностям населения, экономики и обороноспособности страны. ТК (ПК) анализирует и обобщает предложения по обновлению стандарта, поступившие от предприятий - членов ТК, других предприятий, предпринимателей, научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений, государственных органов управления, в том числе от органов государственного контроля и надзора. В качестве предложения может быть представлен проект изменения или проект пересмотренного стандарта. 4.1.2 С учетом поступивших предложений ТК разрабатывает и направляет в Госстандарт России (Госстрой России) проект изменения к стандарту (предложения по пересмотру стандарта) или предложение по отмене стандарта, решение по которым принимает Госстандарт России (Госстрой России). 4.1.3 Госстандарт России (Госстрой России) принимает решение об отмене стандарта: - в связи с прекращением выпуска продукции или проведения работ (оказания услуг), осуществлявшихся по данному стандарту; - при разработке взамен данного стандарта другого нормативного документа; - в других обоснованных случаях.

4.2 Разработка изменения к стандарту

4.2.1 Изменение к стандарту разрабатывают при замене, добавлении или исключении отдельных требований стандарта. Изменение к стандарту на продукцию разрабатывают при введении в него новых, более прогрессивных требований, которые не влекут за собой нарушение взаимозаменяемости и совместимости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту. Изменение к стандарту только редакционного и (или) ссылочного характера в форме самостоятельного документа не разрабатывают. Такого характера изменение включают в изменение, обусловленное заменой (добавлением, исключением) требований к качеству продукции (услуг), а также в изменение, связанное с применением международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации или прогрессивных национальных стандартов других стран. 4.2.2 Разработку изменения к стандарту проводят в порядке, установленном в разделе 3 для стандартов, и с учетом требований настоящего раздела. 4.2.3 При разработке изменения к стандарту одновременно осуществляют подготовку предложений по изменению взаимосвязанных нормативных документов по стандартизации. 4.2.4 Проект изменения к стандарту допускается не согласовывать с органами государственного контроля и надзора, которые не являются членами ТК (ПК), если изменение не затрагивает требований, относящихся к их компетенции. 4.2.5 Проект изменения к стандарту направляют для принятия в Госстандарт России (Госстрой России), как правило, не позднее чем за 9 месяцев до предполагаемой даты введения изменения в действие. 4.2.6 Каждому вносимому в стандарт изменению Госстандарт России (Госстрой России) присваивает порядковый номер и устанавливает дату введения изменения в действие (как правило, не менее чем через 6 месяцев со дня принятия изменения). 4.2.7 Информация об изменении к стандарту и текст этого изменения публикуются в информационном указателе «Государственные стандарты Российской Федерации», ежемесячно выпускаемом Госстандартом России. Опубликование в информационном указателе информации о замене (отмене) стандарта является официальным основанием для замены ссылки на него в нормативных документах по стандартизации.

4.3 Пересмотр стандарта

4.3.1 При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего. При этом действующий стандарт отменяют, а в новом стандарте указывают, взамен какого стандарта он разработан. Новому стандарту присваивают обозначение старого стандарта с заменой двух последних цифр года принятия. Пересмотр стандарта на продукцию осуществляют при установлении новых, более прогрессивных требований, если они приводят к нарушению взаимозаменяемости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту, и (или) изменению основных показателей качества продукции. 4.3.2 При пересмотре стандарта на конкретную продукцию (невзаимозаменяемую по новому и действующему стандартам) в случае, если необходимо изготовлять запасные части и выполнять ремонт ранее выпущенных изделий, находящихся в эксплуатации, действующий стандарт не отменяют. В этом случае разработчик подготавливает проект изменения к действующему стандарту, в котором уточняет область его применения: «Настоящий стандарт применять только для изготовления запасных частей и ремонта изделий, находящихся в эксплуатации». При этом сохраняют регистрационный номер стандарта, к которому разработано такое изменение. 4.3.3 При пересмотре стандарта одновременно осуществляют подготовку предложений по обновлению или отмене взаимосвязанных нормативных документов по стандартизации.

4.4 Отмена стандарта

4.4.1 При согласии с предложением об отмене стандарта ТК направляет в Госстандарт России (Госстрой России) с сопроводительным письмом, подписанным председателем ТК, следующую документацию в одном экземпляре: - протокол заседания ТК (ПК), содержащий предложение об отмене стандарта, а также информацию о том, какой документ будет действовать взамен, или информацию об отмене стандарта без замены; - подлинные документы, подтверждающие согласование возможности отмены стандарта с органами государственного контроля и надзора, ранее согласовавшими стандарт, если они не являются членами ТК (ПК). 4.4.2 Госстандарт России регистрирует документ об отмене стандарта и публикует эту информацию в информационном указателе государственных стандартов Российской Федерации, как правило, не позднее чем за 3 месяца до даты отмены стандарта. Ключевые слова: стандарты государственные Российской Федерации; порядок разработки, согласования, принятия, государственной регистрации, обновления, отмены

1. Стадии разработки государственных стандартов

2. Изменения, пересмотр и отмена стандартов

Создание стандарта от планирования его разработки до издания осуществляется в определенной последовательности, которая предусматривает, как правило, следующие стадии (ГОСТР 1.2-92):

1-я стадия - организация разработки стандарта и составление технического задания на разработку,

2-я стадия - разработка проекта стандарта (первой, при необходимости последующих редакций);

3-я стадия - разработка окончательной редакции проекта стандарта и представление его в Госстандарт России для принятия стандарта;

4-я стадия - принятие и государственная регистрация (присвоение номера) стандарта;

5-я стадия - издание стандарта

Особенности разработки других категорий стандартов (ОСТ, СТО, СТП) изложены в ГОСТ Р 1 4-93 с учетом специфики предприятий и организаций - разработчиков стандартов.

2. Государственный стандарт в процессе его применения может подвергаться проверке, в необходимых случаях в него вносят изменения, стандарт может быть пересмотрен или отменен.

Изменения к стандарту составляют при замене, дополнении или исключении отдельных требований стандарта.

Пересмотр стандарта означает замену его новым стандартом. В новом стандарте при этом указывают, взамен какого стандарта он вводится, обозначение стандарта при этом сохраняется с заменой цифр года принятия (утверждения) стандарта.

Отмена стандарта осуществляется Госстандартом (Госстроем) России, как правило, в связи с прекращением выпуска продукции или проведения работ (услуг) по данному стандарту.

Информация о действующих стандартах, о введении новых государственных стандартов, изменениях к ним заинтересованные предприятия и организации получают через годовые и ежемесячные информационные указатели «Государственные стандарты Российской Федерации», которые они получают по подписке.

Вопрос 11 Международное сотрудничество России в области стандартизации

1. Важнейшие международные и региональные организации по стандартизации

2. Сотрудничество по стандартизации,

метрологии и сертификации в рамках СНГ

1. Успешное развитие торгового, экономического и научно-технического сотрудничества различных стран становится в настоящее время невозможным без международной стандартизации.

Главной целью международного сотрудничества России в области стандартизации является гармонизация, т. е. согласование, увязка национальных стандартов с международными, региональными и прогрессивными национальными стандартами зарубежных стран в целях повышения научно-технического уровня российских стандартов, качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Международное сотрудничество осуществляется по линии международных и региональных организаций по стандартизации.

Из общего числа четырех с лишним тысяч международных организаций (всемирных и региональных), действующих в современном мире, более 400 в той или иной мере занимаются вопросами стандартизации.

Наиболее представительной из них является международная организация по стандартизации (ИСО). ИСО была создана в 1940 г. по решению ООН.

В уставе ИСО записано, что «целью организации является содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности».

Для достижения этой цели ИСО может:

Принимать меры для облегчения гармонизации во всемирном масштабе стандартов и связанных с ним областей;

Разрабатывать и публиковать международные стандарты при условии, что в каждом случае стандарт будет одобрен, если за него было отдано две трети голосов активных членов технического комитета или подкомитета и против - не более четверти общего числа голосов;

Организовывать обмен информацией о работе комитетов - членов и технических комитетов;

Сотрудничать с другими международными организациями, заинтересованными в смежных вопросах.

Органами ИСО являются. Генеральная Ассамблея, Совет, Комитеты Совета, технические комитеты (ТК) и Центральный секретариат.

В ИСО установлены два вида членства - комитеты-члены и члены-корреспонденты. Комитетами-членами являются национальные органы по стандартизации. Российскую Федерацию в ИСО представляет Госстандарт России.

Основным видом деятельности ИСО является разработка международных стандартов. Поэтому главным структурным подразделением - рабочими органами этой организации являются технические комитеты, подкомитеты.

В соответствии с представленными Законом «О стандартизации» полномочиями Госстандарт России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, организациями и общественными объединениями участвует в работе ИСО. Представители России активно участвуют в работе 134-х ТК ИСО и возглавляют работы 52-х ТК ИСО.

Сегодня практически нет такой области, в которой не были бы разработаны стандарты ИСО. Из общего количества стандартов, разработанных ИСО, более 8000 действуют в различных областях техники.

2. Большая работа по стандартизации, сертификации и метрологии проводится в рамках СНГ - независимых государств, входящих в свое время в состав СССР. В марте 1992 г. представители этих государств подписали Соглашение о проведении единой политики в области стандартизации, метро-

логии и сертификации, которое является межправительственным и действует с 1992 г. Был создан Межгосударственный Совет стран - участниц СНГ (МГС), в котором представлены все национальные организации по стандартизации, метрологии и сертификации этих государств. МСГ обладает правом принятия межгосударственных стандартов (ГОСТ).

Принимаемые Советом решения обязательны для государств, представители которых вошли в МГС. Основной рабочий орган МГС - постоянно действующий Технический секретариат с местом пребывания в Минске.

Работа технического комитета начинается со сбора заявок на разработку стандарта. Заявителями могут быть государ­ственные органы и организации, общественные объединения, научно-технические общества, предприятия, фирмы, предпри­ниматели, которые направляют заявки в ТК согласно закреп­ленным за ними объектам стандартизации.

В заявке обязательно должна быть обоснована необходи­мость разработки нормативного документа, не исключено так­же приложение к ней уже разработанного заявителем проекта стандарта.

На основании заявок Госстандарт РФ (Госстрой РФ) фор­мирует годовой план государственной стандартизации России.

Дальнейшая работа проводится на основе договоров на раз­работку стандарта между заявителем и соответствующим ТК и включает следующие этапы: составление технического задания (организацией-разработчиком или ТК), разработку проекта стандарта, представление окончательного варианта проекта в Госстандарт РФ (Госстрой РФ) для принятия, обновление стандарта, пересмотр и отмену стандарта.

Рассмотрим содержание этапов разработки государствен­ного стандарта.

В техническом задании определяют: сроки вы­полнения каждой стадии, включаемой в содержание работы в целом; содержание и структуру будущего стандарта и перечень требований к объекту стандартизации; список заинтересован­ных потенциальных потребителей этого стандарта (государст­венные органы, предприятия, фирмы и т.п.). Отобранным для списка организациям проект стандарта в дальнейшем, возможно, будет разослан на отзыв либо при необходимости на согласование; могут быть выделены особые или дополнительные предложения заказчика нормативного документа и другие све­дения, имеющие отношение к процедуре разработки, содержа­нию стандарта и др.

Разработке проекта стандарта предшествует организацион­ная работа, которую должен проделать ТК. Это связано с чет­ким размещением заданий в подкомитеты и рабочие группы сообразно объектам стандартизации. Кроме того, на этой ста­дии ТК стремится более определенно обозначить организации, от которых целесообразно получить отзыв на проект стандарта. Для этого краткая информация о разрабатываемых норматив­ных документах публикуется в специализированном издании Госстандарта РФ (или Госстроя РФ), чтобы заинтересованные стороны могли заявить о своих намерениях.

Разработка проекта проходит две стадии. Вначале создается первая редакция. Основные требования к первой ре­дакции касаются соответствия проекта законодательству Рос­сии, международным правилам и нормам, а также националь­ным стандартам зарубежных стран при условии прогрессивно­сти этих документов и более высокого научно-технического уровня. Важный момент на этой стадии - определение па­тентной чистоты объекта стандартизации, для чего необходимы соответствующие исследования и надлежащее информационное обеспечение.

Проект в первой редакции, составленный подкомитетом и рабочей группой, члены ТК должны рассмотреть либо на спе­циальном заседании, либо путем переписки, чтобы удостове­риться в его соответствии условиям договора на разработку стандарта, требованиям российского законодательства и поло­жениям Государственной системы стандартизации. После этого проект рассылается на отзыв заказчикам стандарта и выявлен­ным ранее заинтересованным организациям.

Вторая стадия разработки заключается в анализе получен­ных отзывов, составлении окончательной редакции проекта нормативного документа и подготовке его к принятию. Окон­чательная редакция должна быть рассмотрена членами ТК, ор­ганами государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований стандарта, научно-исследователь­скими институтами Госстандарта (Госстроя). Если с окончательной редакцией проекта согласны не менее двух третей чле­нов ТК, то документ считается одобренным и рекомендуется для принятия. Проект стандарта должен быть направлен в Госстан­дарт РФ (Госстрой РФ), а также и заказчику нормативного до­кумента.

Принятие стандарта осуществляет Госстандарт РФ (Госстрой РФ). Процедура принятия включает обязательный анализ содержания проекта на соответствие законодательству России, метрологическим правилам и нормам, терминологиче­ским стандартам, а также ГОСТ Р 1.5-91 «ГСС. Общие требо­вания к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов». Стандарт принимается консенсусом, после чего устанавливается дата его введения в действие. Срок действия стандарта, как правило, не определяется.

Все перечисленные выше функции выполняет Госстандарт РФ (Госстрой РФ) в установленном им порядке.

Стандарт не должен быть тормозом для развития экономи­ки в соответствии с достижениями научно-технического про­гресса. Но поскольку срок действия его не устанавливается, не­обходима постоянная работа всех членов ТК и заинтересованных сторон, направленная на своевременное обновление норматив­ного документа. Согласно ГСС РФ обновление стандарта про­водится с целью поддержания его соответствия потребностям населения, экономики и обороноспособности страны. Резуль­татом анализа действующего стандарта может быть внесение изменений в его содержание, либо пересмотр, либо отмена нормативного документа.

С целью получения информации для актуализации стандар­тов технические комитеты ведут постоянную работу по под­держанию обратной связи с предприятиями и организациями, принимающими стандарты, а также анализируют предложения, поступающие от членов ТК по внесению изменения в дейст­вующие нормативные документы. При необходимости об­новления стандарта ТК разрабатывает проект изменения, проект пересмотренного стандарта или предложения по отмене действующего нормативного документа и вносит предложение в Госстандарт РФ (Госстрой РФ). Изменение, вносимое в стан­дарт на продукцию, обычно касается более прогрессивных тре­бований к ней. Но они не должны нарушать взаимозаменяе­мость и совместимость продукции, производимой по обнов­ленному стандарту, с выпускаемой по действующему.

Пересмотр государственного стандарта по существу явля­ется разработкой нового взамен действующего. Необходимость пе­ресмотра возникает в том случае, если вносимые изменения свя­заны со значительной корректировкой основных показателей ка­чества продукции и затрагивают ее совместимость и взаимозаме­няемость.

Отмена стандарта может осуществляться как с заме­ной его новым, так и без замены. Причиной, как правило, слу­жит прекращение выпуска продукции (оказания услуг), которая производилась по данному нормативному документу, либо принятие нового стандарта.

Принятие окончательных решений о внесении изменений, пе­ресмотре и отмене государственных стандартов, а также соответ­ствующая публикация в Информационном указателе стандартов находятся в ведении Госстандарта РФ (Госстроя РФ).

Решение о внесении изменений, пересмотре или отмене стан­дарта отрасли принимает орган государственного управления, утвердивший данный нормативный документ. Отмена стандарта отрасли обычно связана либо со снятием продукции с производ­ства, либо с введением в действие государственного стандарта на тот же объект стандартизации с такими же или более высоки­ми требованиями и нормами.

Обновление или отмена стандарта предприятия осуществля­ется по решению руководства самого субъекта хозяйственной деятельности, принявшего этот стандарт.

Стандарты научно-технических обществ, общественных объединений пересматривают с целью внесения в них новых результатов научных исследований или производственных дос­тижений, связанных с внедрением изобретений и научных от­крытий. Отмена этой категории нормативных документов свя­зана с моральным устареванием объекта стандартизации.

Все субъекты хозяйственной деятельности, которым предос­тавлено право разработки, обновления и отмены стандартов, обязаны информировать о проделанной работе и ее результатах Госстандарт РФ.

2.4. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов*

Правовые основы, задачи и организация госнадзора. Государ­ственный контроль и надзор за соблюдением обязательных тре­бований государственных стандартов осуществляются в России на основании Закона РФ «О стандартизации» и составляют часть государственной системы стандартизации.

На современном этапе государственный контроль приобре­тает социально-экономическую ориентацию, поскольку основ­ные его усилия направлены на проверку строгого соблюдения всеми хозяйственными субъектами обязательных норм и пра­вил, обеспечивающих интересы и права потребителя, защиту здоровья и имущества людей и среды обитания.

К основным задачам госнадзора можно отнести: предупре­ждение и пресечение нарушений обязательных требований го­сударственных стандартов, правил обязательной сертификации и Закона «О единстве измерений» всеми субъектами хозяйст­венной деятельности; предоставление информации органам ис­полнительной власти и общественным организациям по резуль­татам проверок. Проводят госнадзор должностные лица Гос­стандарта и подведомственных ему центров стандартизации и метрологии, получивших статус территориальных органов гос­надзора, - государственные инспекторы.

Главный государственный инспектор России - Председа­тель Госстандарта РФ, а главные государственные инспекторы республик в составе РФ и других субъектов Федерации - руко­водители центров стандартизации и метрологии, т.е. террито­риальных органов госнадзора. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государствен­ных стандартов осуществляют также и другие организации. В частности, Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция) про­водит контроль за качеством и безопасностью потребительских товаров. Такие обязательные требования стандартов, как со­вместимость и взаимозаменяемость, информационная совместимость, не входят в компетенцию Госторгинспекции. Государ­ственный комитет РФ по охране окружающей среды осуществ­ляет государственный экологический контроль. Государствен­ной санитарно-эпидемиологической службе предоставлены полномочия по надзору за соблюдением санитарного законода­тельства при разработке, производстве, применении всех видов продукции, в том числе и импортируемой.

Проверкам в процессе госнадзора подвергается продукция (на всех стадиях ее жизненного цикла), в том числе подлежа­щая обязательной сертификации и импортируемая; услуги на­селению, виды работ, которые подлежат обязательной серти­фикации; техническая документация на продукцию; деятель­ность испытательных центров, лабораторий и органов по сер­тификации.

Субъекты хозяйственной деятельности обязаны не препят­ствовать, а оказывать содействие государственным инспекторам во всех их действиях, составляющих процедуру госнадзора: сво­бодный доступ в служебные производственные помещения, привлечение к работе специалистов и имеющихся на предпри­ятии технических средств, отбор проб и образцов* и т.п. Про­верка осуществляется как лично инспектором, так и создавае­мыми под его руководством комиссиями.

* Стоимость израсходованных образцов и материалов относится на издержки производства проверяемой организации.

Права и обязанности государственных инспекторов опреде­лены Законом «О стандартизации». Им предоставлены доста­точно широкие права, как представителям государственных органов управления, в силу чего они находятся под защитой государства.

Государственный инспектор имеет право:

· свободного доступа в служебные и производственные помещения проверяемого предприятия (организации), получать всю необходимую документацию, проводить от­бор проб и образцов, выдавать предписания об устране­нии выявленных отклонений, запрещать или приоста­навливать поставку (реализацию) продукции, не соответ­ствующей обязательным требованиям государственных стандартов, а также в случае отказа от предъявления ее к проверке;

· по результатам проверок облагать нарушителей обяза­тельных требований стандартов штрафами. Строгое нака­зание применяется и к невыполняющим запрет на реали­зацию - штраф в размере стоимости реализованной продукции. Запрет на реализацию продукции или услуг при их несоответствии обязательным требованиям рос­сийских нормативных документов распространяется и на импортную продукцию (услугу), тем более, если они не прошли сертификацию в соответствии с российским за­конодательством;

· направить необходимые материалы в арбитражный суд, ор­ганы прокуратуры или суд, если выданные им предписания или постановления не выполняются предприятием - объ­ектом госнадзора.

Государственным инспекторам предоставлены широкие права, но если они не выполняют возложенные на них обязан­ности, относятся к ним ненадлежащим образом или замечены в разглашении государственных (коммерческих) секретов, то не­сут ответственность в установленном законом порядке. Госин­спектор всегда должен помнить, что он защищает интересы как государства, так и потребителя.

В 1995 г. в Кодекс РСФСР об административных правона­рушениях были внесены изменения, в соответствии с которыми должностные лица подвергаются штрафу, если в процессе про­верки устанавливается нарушение организацией обязательных требований государственных стандартов, относящихся как к продукту, так и к обеспечению единства измерений, а также правил обязательной сертификации. Соблюдение обязательных требований к продукции определено Законом «О стандартиза­ции» и не зависит от того, в каком нормативном документе они содержатся (ГОСТ Р, стандарт отрасли или ТУ).

Инспекторами госнадзора выявляется немало нарушений. Так, в течение 1998 г. проверив 12 тыс. предприятий, инспекторы вынуждены были применить штрафы по отношению к юридиче­ским и физическим лицам в размере около 40 млн. руб. Кроме того, был обнаружен большой объем опасной для потребления продукции на сумму около 3,2 млрд. руб., реализация которой бы­ла запрещена.

В перспективе госнадзор предусматривает не только штрафные санкции, но и меры поощрения. Одной из них является премия Правительства РФ в области качества продукции. Кроме того, реализуется программа «100 лучших товаров», призванная не только стимулировать российские предприятия, но и создавать им известность, привлекать внимание потребителей к отечественной продукции.

Госнадзором названы основные причины, которые приво­дят к невыполнению обязательных требований стандартов: от­клонение от норм технологии производства, слабая измеритель­ная и испытательная база, неудовлетворительная организация контроля. Эти причины во многом зависят от состояния мет­рологических служб на предприятиях. Метрологический надзор полностью подтверждает это: более 30% средств измерений на проверенных более чем 13 тыс. предприятий были признаны непригодными к применению. Поверка же средств измерений выявила ошибки в показаниях около 14% приборов. Такие крас­норечивые данные говорят, по-видимому, о том, что только же­сткость госнадзора и расширение полномочий госинспекторов не смогут заставить предприятия выполнять их предписания и нормы стандартов.

Специалисты Госстандарта России отмечают, что эффек­тивность госнадзора в значительной степени снижена в силу следующих причин: современная концепция государственного контроля и надзора не учитывает международный опыт и опи­рается на опыт бывшего Советского Союза; не созданы четкая оргструктура, формы и методы, меры правовой и социальной защиты должностных лиц; оставляют желать лучшего названные в Законе «О стандартизации» источники финансирования.

Рассмотренные выше положения о госнадзоре регламентиру­ются Законом «О стандартизации». Но некоторые права предос­тавлены Госстандарту России Законом РФ «О защите прав потреби­телей» (ст. 42 и 43). Объемы полномочий по применению мер пресечения к нарушителям требований нормативных докумен­тов практически совпадают в обоих законах. Существенное от­личие состоит в том, что нормы Закона «О защите прав потре­бителей» относятся к нарушениям требований безопасности товаров и услуг, предназначенных для личного потребления, а закон «О стандартизации» распространяется как на потреби­тельские товары, так и на продукцию производственного на­значения.

Правила проведения госнадзора. Основная форма государст­венного контроля и надзора - выборочная проверка. В про­цессе проверки проводятся испытания, измерительный кон­троль, технический осмотр, идентификация, другие мероприятия, обеспечивающие достоверность и объективность результатов. Госстандарт России устанавливает приоритетные направления госнадзора, которые прежде всего учитываются при его плани­ровании. В дополнение к ним проверки могут быть назначены в связи с целевыми заданиями Госстандарта, для информиро­вания Госреестра России о продукции, которая прошла серти­фикацию, или об аккредитации испытательных лабораторий и др.

Госнадзор за соблюдением обязательных требований госу­дарственных стандартов и за сертифицированной продукцией осуществляет государственный инспектор или комиссия, возглав­ляемая им. Госнадзор за соблюдением правил обязательной сер­тификации осуществляет комиссия, состав которой определяет председатель Госстандарта.

Планирование проверки включает обязательный подготови­тельный период, в течение которого анализируются результаты предыдущих проверок, в том числе и проводимых другими кон­тролирующими органами. Это сопряжено с рассмотрением подробной информации о намечаемом к проверке субъекте хо­зяйственной деятельности, в частности, результатов внутрен­него контроля за соблюдением требований стандартов.

Контролю подвергается образец (или проба), отбираемый в соответствии с установленной в стандарте на данную продук­цию методикой. Идентификация и технический осмотр про­дукции проводятся государственным инспектором с привлече­нием специалистов предприятия, а испытания образцов (проб) осуществляют сотрудники проверяемого субъекта хозяйствен­ной деятельности под наблюдением государственного инспек­тора. Результаты испытания образцов распространяются на всю партию продукции, от которой они отобраны. При отсутствии у проверяемого предприятия испытательной базы испытания должны проводиться в аккредитованных испытательных лабо­раториях (центрах).

Если контроль касается продукции, которая подлежит обя­зательной сертификации, госинспектор проверяет наличие и подлинность выданного ранее сертификата соответствия, пра­вильность применения знака соответствия до начала испыта­ний образца.

Проверка соблюдения правил обязательной сертификации касается аккредитованных испытательных центров (лабора­торий). Проверяющая комиссия устанавливает: наличие лицен­зии на право осуществления сертификационных испытаний и аттестата аккредитации испытательного центра (лаборатории), со­ответствие видов испытуемой продукции профилю лаборатории, состояние нормативной базы и испытательного оборудования, со­блюдение программы и методик испытаний. Если проверяется ра­бота органа по сертификации, то комиссия прежде всего убежда­ется в правомочности работы органа и наличии необходимого фонда нормативных документов на сертифицируемую продук­цию. Кроме того, контролируется правильность оформляемой документации (сертификатов соответствия) и ее регистрации, а также обоснованность отказов в выдаче сертификатов, если это имело место.

По результатам испытаний оформляется протокол испыта­ний, а проведенные проверки заканчиваются составлением ак­та. Акт проверки - весьма важный документ, так как на его основании госнадзор выдает проверяемому субъекту предписа­ния или постановления о применении мер воздействия за на­рушения, обнаруженные в ходе контрольных проверок. Акт подписывают и проверяющая и проверяемая стороны, причем последняя имеет право отказаться признать результаты, а также изложить в письменной форме свое особое мнение.

Акт направляется: руководству проверенной организации; в Ростест-Москва для подготовки обобщенной информации; в Госстандарт РФ (в случае необходимости определения штраф­ных санкций).

В 1998 г. с целью совершенствования работы госнадзора вве­дена система показателей его эффективности, которая включает социальную, экономическую и технологическую составляющие. Каждая из них может быть подсчитана по данным автоматизиро­ванной информационной системы АИС «Госнадзор».

Социальный эффект характеризуется следующими пока­зателями:

· предотвращенный ущерб у потребителей от приобретения опасных и недоброкачественных товаров (млн. руб.),

· защита жизни и здоровья людей от применения опасной продукции (натур, ед.),

· количество потребителей, защищенных от опасных и не­доброкачественных продукции и услуг (чел.).

Экономический эффект определяется:

· поступлением средств в доходную часть федерального бюд­жета - штрафы (млн. руб.),

· компенсацией затрат из федерального бюджета на проведе­ние госнадзора,

· упущенной выгодой (млн. руб.), которая определяет доход или иное благо, не полученное лицом вследствие причине­ния ему вреда либо нарушения его права неисполнением обязательства, по которому оно было кредитором. Обычно представляет собой неполученную прибыль и подлежит возмещению как составная часть убытков или безвозврат­ных потерь.

По российскому законодательству в состав убытков включают недополученные кредитором доходы, которые были бы получены при исполнении должником обязательства.

Этот показатель относится непосредственно к субъектам хо­зяйственной деятельности, не соблюдающим требования стандар­тов, а косвенно касается инвесторов (кредиторов), связанных с кредитованием производственной деятельности.

Упущенная выгода складывается из стоимости запрещенной продукции, штрафных санкций и затрат субъектов хозяйственной деятельности на исправление брака (несоответствий), которые, по данным зарубежной практики, составляют в среднем 12% от объе­ма запрещенной к реализации продукции.

Технологический эффект характеризуется тремя показателями:

· уровнем выявления нарушений (%),

· уровнем устранения нарушений (%),

· интенсивностью надзора (количество проверок на одного инспектора в год).

Разработку государственных стандартов РБ могут осуществлять технические комитеты (ТК) по стандартизации, предприятия и организации согласно заданиям плана государственной стандартизации Беларуси, договорам на разработку стандартов, или инициативно.

Работа ТК начинается со сбора заявок на разработку стандарта. Заявители (государственные органы и организации, общественные объединения, научно-технические общества, предприятия, фирмы, предприниматели) направляют заявки на разработку стандартов в ТК согласно закрепленным за ними объектам стандартизации. В заявке обязательно должна быть обоснована необходимость разработки нормативного документа, не исключено также приложение к ней уже разработанного заявителем проекта стандарта, оформление и построение стандарта осуществляется в соответствии с ТКП 1.5–2004.

Общие требования к Государственным стандартам приведены на рис 6.2.

По заявкам Госстандарт Беларуси формирует годовой план государственной стандартизации. Дальнейшая работа проводится на основе договоров на разработку стандарта между заявителем и соответствующим ТК и включает следующие этапы :

– подготовка к разработке;

– разработка проекта;

– утверждение;

– государственная регистрация.

Работы, выполняемые на стадии подготовки к разработке государственного стандарта, включают:

– заключение договора с заказчиком на разработку государственного стандарта;

– определение при необходимости соисполнителей для разработки государственного стандарта;

– разработку проекта технического задания;

на прогрессивных стандартах других государств
Рис. 6.2. Требования к государственным стандартам

– подготовку и опубликование уведомления о начале разработки проекта.

В техническом задании определяют:

– сроки выполнения каждой стадии, включаемой в содержание работы в целом;

– список заинтересованных потенциальных потребителей стандарта (государственные органы, предприятия, фирмы и т.п.) с которыми должен быть согласован стандарт и которым должен быть разослан проект будущего стандарта;

– цели и задачи разрабатываемого стандарта, взаимосвязь с другими документами по стандартизации;

– источники информации.

Отобранным для списка организациям проект стандарта в дальнейшем будет разослан на отзыв либо (при необходимости) на согласование. Могут быть выделены особые или дополнительные предложения заказчика нормативного документа и другие сведения, имеющие отношение к процедуре разработки, содержанию стандарта и др.

Разработке проекта стандарта предшествует организационная работа, которую должен проделать ТК. Это связано с четким определением заданий в подкомитеты и рабочие группы сообразно объектам стандартизации. Кроме того, на этой стадии ТК стремится более определенно обозначить организации, от которых целесообразно получить отзыв на проект стандарта. Для этого краткая информация о разрабатываемых нормативных документах публикуется в специализированном издании Госстандарта Беларуси, чтобы заинтересованные стороны могли заявить о своих намерениях. Следует также отметить, что стандарты не являются объектами авторского права, и поэтому все авторские права передаются государству.

Разработка проекта проходит две стадии . Вначале создается первая редакция. Основные требования к ней касаются соответствия проекта законодательству республики, международным правилам и нормам, а также национальным стандартам зарубежных стран при условии прогрессивности и более высокого научно-технического уровня этих документов. Важный момент на этой стадии – определение патентной чистоты объекта стандартизации, для чего необходимы соответствующие исследования и надлежащее информационное обеспечение. Проект в первой редакции члены ТК должны рассмотреть либо на специальном заседании, либо путем переписки, чтобы удостовериться в его соответствии условиям договора на разработку стандарта, требованиям белорусского законодательства и положениям государственной системы стандартизации. На данном этапе разрабатывается также пояснительная записка к стандарту, в которой отражаются следующие вопросы :

– основания для разработки стандарта, цели и задачи;

– характеристика объекта стандартизации;

– предполагаемый срок введения стандарта в действие и необходимые для этого мероприятия (пересмотр или отмена других стандартов и др.).

Вторая стадия разработки заключается в анализе полученных отзывов, составлении окончательной редакции проекта нормативного документа и подготовке его к принятию, пройдя предварительно нормоконтроль, метрологическую и правовую экспертизу.

Проект стандарта должен быть направлен в Госстандарт и заказчику . Утверждение осуществляет Госстандарт.

Для утверждения стандарта в Госстандарт направляется комплект следующих документов :

– окончательная редакция проекта государственного стандарта;

– уточненная пояснительная записка к окончательной редакции проекта;

– сводка отзывов на проект;

– подлинники отзывов замечаний и предложений;

– протоколы согласительного совещания (при наличии);

– копия оригинала и копия перевода международного или регионального стандарта при разработке идентичного или модифицированного стандарта;

– заключение по результатам проверки проекта государственного стандарта;

– оригинал технического задания на разработку государственного стандарта.

Процедура принятия включает обязательный анализ содержания проекта на соответствие законодательству, метрологическим правилам и нормам, терминологическим стандартам. Стандарт принимается консенсусом, после чего устанавливается дата его введения в действие. Срок действия стандарта, как правило, не определяется.

Регистрацию государственного стандарта осуществляет Госстандарт в течение 15 календарных дней со дня его утверждения или со дня поступления в Госстандарт от Минстройархитектуры.

Дело государственного стандарта включает комплект следующих документов :

– утвержденный государственный стандарт на бумажных носителях;

– пояснительная записка к государственному стандарту;

– копия организационно-распорядительного документа Минстройархитектуры об утверждении государственного стандарта.

Госстандарт присваивает стандарту обозначение, состоящее из индекса СТБ, отделенного от него пробелом, порядкового регистрационного цифрового номера и отделенных от номера при помощи тире четырех цифр года утверждения государственного стандарта.

Примеры: СТБ 1248–2000, СТБ 4.227–2003, СТБ 6.01.2–2001.

Утвержденный государственный стандарт вводится в действие после его государственной регистрации. Срок введения в действие – не ранее 60 календарных дней со дня официального опубликования информации о его государственной регистрации.

Информацию об утверждении государственного стандарта публикуют Госстандарт и Минстройархитектуры (в области архитектуры и строительства) в официальных периодических печатных изданиях и размещают ее на официальных сайтах в Интернете.

Опубликование государственных стандартов и предстандартов осуществляют в виде официальных печатных изданий. Официальное издание (переиздание) государственных стандартов и предстандартов осуществляют Госстандарт (Минстройархитектуры) или, по его поручению уполномоченные им организации.

Порядок издания государственных стандартов и предстандартов, включающий редакционно-издательскую обработку, устанавливает Госстандарт (Минстройархитектуры).

Обеспечение заинтересованных изданными государственными стандартами и предстандартами осуществляет Госстандарт (Минстройархитектуры) в установленном им порядке или по его поручению, уполномоченные им организации, которым он предоставляет это право.

Проверка, пересмотр, изменение, переиздание, отмена государственного стандарта . Для обеспечения соответствия государственного стандарта требованиям нормативных правовых актов Республики Беларусь, технических регламентов, потребностям промышленности, экономики, населения и государства, уровню развития науки и техники с учетом изменений, произошедших в процессах разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг, а также для установления степени их соответствия требованиям международных, региональных и национальных стандартов других государств, проводят проверку научно-технического уровня (далее – проверка НТУ) государственного стандарта.

Проверку НТУ государственного стандарта осуществляет разработчик или, по решению Госстандарта, другая уполномоченная им организация. Проводят не реже одного раза в пять лет, по результатам составляют акт проверки НТУ государственного стандарта, в котором приводят предложения по дальнейшему применению государственного стандарта:

– подлежит пересмотру;

– внести изменения;

– подлежит переизданию;

– подлежит отмене.

В акте проверки НТУ государственного стандарта при необходимости устанавливают сроки его пересмотра, внесения изменений или отмены.

Предложения могут при необходимости включать подготовленный проект изменения государственного стандарта.

Акт проверки НТУ государственного стандарта утверждает Госстандарт.

Пересмотр государственного стандарта, внесение в него изменений, переиздание или отмена могут также проводиться по решению Госстандарта (Минстройархитектуры) без проведения проверки НТУ на основании:

– законодательных актов Республики Беларусь;

– постановлений, распоряжений Совета Министров Республики Беларусь;

– обоснованных предложений заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации.

Пересмотр государственного стандарта по существу является разработкой нового взамен действующего. Такая необходимость пересмотра возникает в случае, если вносимые изменения связаны со значительной корректировкой основных показателей качества продукции и затрагивают ее совместимость и взаимозаменяемость. Отмена стандарта может осуществляться как с заменой его новым, так и без замены.

В заключении данного подраздела рассмотрим основные требования установлены в ТКП 1.5-2004 (04100) для построения стандартов.

Стандарт состоит из отдельных элементов. В общем случае включает следующие элементы:

– титульный лист,

– библиографические данные,

– предисловие,

– введение,

– наименование,

область применения,

– термины и определения,

– обозначения и сокращения,

– требования,

– приложения,

– библиография.

Стандарт начинается с титульного листа, на котором приведены его обозначение и наименование, логотип СТБ, орган, утвердивший стандарт (Госстандарт или МСА).

На 2-ой странице титульного листа приводят библиографические данные и предисловие.

В библиографические данные включают:

– индекс Универсальной десятичной классификации (УДК);

– код по Межгосударственному классификатору стандартов (МКС);

код поиска (КП);

– степень соответствия (для стандартов, разработанных на основе международных и региональных и национальных стандартов других государств)

– ключевые слова;

– код по Общегосударственному классификатору промышленной и сельскохозяйственной продукции - ОК РБ 007-98 – ОКП (для стандартов на продукцию).

Код поиска ставится по определенной классификации: 01- стандарты на процессы, 02-общетехнические стандарты, 03- стандарты на продукцию и т.д.

Ключевые слова должны передавать основное смысловое содержание стандарта и используется в качестве самостоятельных поисковых признаков.

В ранее утвержденных стандартах указывается или только код КГС или коды КГС и МКС.

В Предисловии приводят сведения об организации работ по техническому нормированию и стандартизации на государственном уровне и общие сведения о стандарте.

Сведения об организации работ приводят с использованием следующей формулировки "Цели, основные принципы, положения по государственному регулированию и управлению в области технического нормирования и стандартизации установлены Законом Республики Беларусь "О техническом нормировании и стандартизации".

В общих сведениях приводят:

– информацию о разработке (кем разработан и кем внесен);

– сведения об утверждении (организационно-распорядительный документ);

сведения об использовании в стандарте НПА (наименования НПА, которые реализованы через стандарт или во исполнение которых разработан стандарт);

сведения о взаимосвязи государственного стандарта с техническими регламентами);

– информация о применении международных, региональных и национальных стандартов других государств;

– сведения о документах, взамен которых разработан стандарт (признак введения – взамен или впервые);

– сведения о переиздании стандарта.

В предисловии предстандарта указывают окончательную дату представления замечаний и предложений о целесообразности (нецелесообразности) перевода предстандарта в государственный стандарт, а также адрес, факс, телефон, е-mail разработчика.

Элемент "Содержание" приводят, если объем стандарта превышает 24 страницы.

Для обоснования причин разработки стандарта или другой информации (но не требований) приводят элемент "Введение".

Наименование стандарта должно быть кратким, точно характеризовать объект стандартизации и обобщенное содержание устанавливаемых содержанием требований, а также обеспечивать однозначную классификацию стандарта в соответствии с МКС для включения его в Каталоги и информационные указатели стандартов.

Наименование стандарта, как правило, состоит из заголовка и подзаголовка. Заголовок стандарта определяет объект стандартизации, подзаголовок – его содержание. Если стандарт входит в систему стандартов, то перед заголовком приводят групповой заголовок, являющийся наименованием системы стандартов.

Наименование стандарта в зависимости от его содержания имеет следующую структуру:

– заголовок и подзаголовок - “Снегопогрузчики. Методы контроля”;

– групповой заголовок, заголовок, подзаголовок - “ЕСКД. Схемы электрические. Термины и определения”;

– групповой заголовок и заголовок - “ССБТ. Термины и определения”.

Заголовок должен начинаться с имени существительного, которое характеризует объект стандартизации, а последующие слова – определения в порядке их значимости (“КРАНЫ МОСТОВЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЛИТЕЙНЫЕ, МАГНИТОФОНЫ БЫТОВЫЕ ОТРЕМОНТИРОВАННЫЕ") . Возможен в определенных случаях и прямой порядок слов (если существительное без прилагательного не применяют или имеет другое значение (ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ, ЦЕННЫЕ БУМАГИ, ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ).

Область применения оформляют в виде раздела 1 приводят для определения области назначения (распространения) стандарта и, при необходимости, уточнения объекта технического нормирования и стандартизации; размещают на первой странице стандарта и оформляют в виде раздела 1.

Настоящий стандарт распространяется на … и устанавливает …

После перечня ссылочных ТНПА приводят информацию, как ими пользоваться.

Информация приводится в виде примечания "При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ТНПА по каталогу, составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году.

Если ссылочные ТНПА заменены (изменены), то при пользовании настоящим стандартом, следует руководствоваться замененными (измененными) ТНПА. Если ссылочные ТНПА отменены без замены, то положения, в котором дана ссылка на них, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку"

Термины и определения – приводят как самостоятельный раздел при необходимости для однозначного и непротиворечивого понимания текста стандарта.

Обозначения и сокращения – приводят при необходимости использования в стандарте обозначений и сокращений.

Элементы "Термины и определения", "Обозначения и сокращения" допускается объединять.

Требования стандарта оформляют в виде разделов, состав и содержание которых устанавливают исходя из особенностей объекта стандартизации.

Приложения - материал, дополняющий положения стандарта, допускается помещать в приложениях. Приложениями могут быть графический материал, таблицы, расчеты, описания аппаратуры и приборов и т.д. Приложения могут быть обязательными, рекомендуемые или справочные.

Библиография – приводят, если в стандарте даны ссылки на другие документы, не относящиеся к ТНПА в области технического нормирования и стандартизации.

В зависимости от особенностей содержания стандарта его положения излагают в виде текста, таблиц, графического материала (рисунков, схем, диаграмм) или их сочетаний.

Текст стандарта должен быть кратким, точным, не допускающим различных толкований, логически последовательным, необходимым и достаточным для применения стандарта в соответствии с областью его применения. В стандарт следует включать только требования, которые могут быть проверены объективными методами.

В стандарте следует применять термины, определения, обозначения и сокращения, установленные действующими стандартами.

При изложении требований в тексте стандарта применяют слова «должен», «следует», «необходимо», «требуется», «не допускается», «запрещается», «разрешается только», «не следует» и т.п.

При изложении требований, допускающих отступления, применяют слова «рекомендуется", "не рекомендуется", "целесообразно" и т.п.

В стандарте не допускается применять:

– обороты разговорной речи, техницизмы и профессионализмы;

– для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов на русском языке;

– произвольные словообразования;

– сокращения слов, кроме установленных правилами орфографии, соответствующими стандартами, а также в данном стандарте.

Текст стандарта может делиться на разделы, подразделы и пункты. Пункты при необходимости, могут делиться на подпункты. При делении текста стандарта на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый пункт, подпункт содержал законченную информацию.

Разделы должны иметь заголовки. Подразделы могут иметь заголовки при необходимости. Пункты, как правило, заголовков не имеют.

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблицы. Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей.

Графический материал (рисунок, схему, диаграмму и т.п.) помещают в текст стандарта для установления или иллюстрации отдельных характеристик объекта или лучшего понимания текста.

На таблицы, графический материал должны быть даны ссылки в тексте стандарта.

В стандарте следует применять стандартизованные единицы физических величин и их обозначения.

Например, на продукцию и услуги разрабатывают государственные стандарты общих технических условий (на группу однородной продукции) или технических условий (на конкретную продукцию). При целесообразности стандартизации отдельных требований могут разрабатываться стандарты, устанавливающие классификацию, основные параметры и размеры, требования безопасности, требования охраны окружающей среды, типы, сортамент, марки, конструкцию, правила приемки, маркировку, упаковку, правила транспортирования, правила хранения, правила эксплуатации, ремонта и утилизации.

В государственный стандарт общих технических условий, как правило, включают следующие разделы:

– классификация;

– основные параметры и размеры;

– технические требования;

– требования безопасности;

– требования охраны окружающей среды (экологичности);

– правила приемки;

– методы контроля (испытаний), измерений, анализа;

– транспортирование и хранение;

– указания по эксплуатации (использованию, способу приготовления, техническому обслуживанию, утилизации, ремонту);

– гарантии изготовителя.

При характеристике требований к маркировке в ТКП 1.5 учтены требования СТБ 1100-98 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования" и СТБ 1400-2003 "Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования".

При характеристике требований к упаковке, если речь идет об упаковываемой продукции, учтены положения СТБ 8019-2002 "Система обеспечения единства измерений Республики Беларусь. Товары фасованные. Общие требования к количеству товара" и предусмотрены требования к количеству товара в упаковочной единице и среднему содержимому партии фасованных товаров.

При установлении правил приемки указывают виды испытаний продукции (приемо-сдаточные, периодические, типовые, квалификационные, на надежность и др.) Для приемо-сдаточных испытаний определяют партию продукции, вид контроля (сплошной, выборочный или статистический), перечень контролируемых показателей, требования к содержанию документа о качестве. При установлении требований к периодическим испытаниям указывают периодичность их проведения, вид контроля, перечень контролируемых показателей, а также приводят критерии признания результатов контроля.

Методы контроля (испытаний, определений, измерений, анализа) устанавливают в отдельном разделе стандарта "ОТУ" или "ТУ" или в отдельном стандарте на методы контроля. Методы контроля должны обеспечить проверку продукции на соответствие всем техническим требованиям, которые установлены в стандарте. Методы контроля должны быть объективными, точными и обеспечивать воспроизводим ость результатов. В общем случае для каждого метода излагают его сущность и приводят общие требования безопасности, условия проведения контроля, требования к средствам контроля, аппаратуре, материалам, реактивам и т.п., порядок подготовки к проведению контроля и проведение контроля, правила обработки и оформления результат контроля, допустимую погрешность метода.