Должностные инструкции старшего механика по автотранспорту. Образец должностной инструкции механика. О безопасности во время работы

УТВЕРЖДАЮ:

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Главного механика

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность Главного механика [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Компания).

1.2. Главный механик назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Главный механик подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.

1.4. Главный механик относится к категории руководителей и имеет в подчинении:

  • ремонтно-механический цех.

1.5. На должность главного механика назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по специальности на механико-технических и руководящих должностях в соответствующей профилю предприятия отрасли.

1.6. Главный механик отвечает за:

  • эффективное исполнение поручаемой ему работы по поддержанию в работоспособном состоянии машин и механизмов производственных подразделений Компании;
  • соблюдение требований исполнительской, трудовой и технологической дисциплины;
  • сохранность находящихся у него на хранении (ставших ему известными) документов (сведений), содержащих (составляющих) коммерческую тайну организации.

1.7. Главный механик должен знать:

  • нормативные, методические и другие материалы по организации ремонта оборудования, зданий, сооружений;
  • профиль, специализацию и особенности организационно-технологической структуры предприятия, перспективы его развития;
  • основы технологии производства продукции предприятия;
  • организацию ремонтной службы на предприятии;
  • порядок и методы планирования работы оборудования и производства ремонтных работ;
  • единую систему планово-предупредительного ремонта и рациональной эксплуатации технологического оборудования;
  • производственные мощности, технические характеристики, конструктивные особенности, назначение и режимы работы оборудования предприятия, правила его эксплуатации;
  • методы монтажа и ремонта оборудования, организацию и технологию ремонтных работ;
  • порядок составления ведомостей дефектов, паспортов, альбомов чертежей запасных частей, инструкций по эксплуатации оборудования и другой технической документации;
  • правила приема и сдачи оборудования после ремонта;
  • требования рациональной организации труда при эксплуатации, ремонте и модернизации оборудования и ремонтной оснастки;
  • передовой отечественный и зарубежный опыт ремонтного обслуживания предприятия;
  • основы экономики, организации производства, труда и управления;
  • основы экологического законодательства;
  • основы трудового законодательства;
  • правила и нормы охраны труда.

1.8. Главный механик в своей деятельности руководствуется:

  • техническими характеристиками обслуживаемых машин и механизмов;
  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Компании;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.9. В период временного отсутствия Главного механика его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Главный механик осуществляет следующие трудовые функции:

2.1. Обеспечивает бесперебойную и технически правильную эксплуатацию и надежную работу приборов и оборудования, повышение их сменности, содержание в работоспособном состоянии на требуемом уровне точности.

2.2. Организует разработку планов (графиков) осмотров, испытаний и профилактических ремонтов оборудования в соответствии с положениями Единой системы планово-предупредительного ремонта, утверждает эти планы и контролирует их выполнение, обеспечивает техническую подготовку производства.

2.3. Согласовывает планы (графики) с подрядными организациями, привлекаемыми для проведения ремонтных работ, своевременно обеспечивает их необходимой технической документацией, участвует в составлении титульных списков на капитальный ремонт.

2.4. Организует работу по учету наличия и движения оборудования, составлению и оформлению технической и отчетной документации.

2.5. Руководит разработкой нормативных материалов по ремонту оборудования, расходу материалов на ремонтно-эксплуатационные нужды, составлением смет на проведение ремонтов, оформлением заявок на приобретение материалов и запасных частей, необходимых при эксплуатации оборудования.

2.6. Организует межремонтное обслуживание, своевременный и качественный ремонт и модернизацию оборудования, работу по повышению его надежности и долговечности, технический надзор за состоянием, содержанием, ремонтом зданий и сооружений, обеспечивает рациональное использование материалов на выполнение ремонтных работ.

2.7. Принимает участие в подготовке предложений по аттестации, рационализации, учету и планированию рабочих мест, по модернизации оборудования, реконструкции, техническому перевооружению предприятия, внедрению средств комплексной механизации и автоматизации технологических процессов, охране окружающей среды, в разработке планов повышения эффективности производства.

2.8. Организует проведение инвентаризации производственных основных средств, определяет устаревшее оборудование, объекты, требующие капитального ремонта, и устанавливает очередность производства ремонтных работ.

2.9. Участвует в экспериментальных, наладочных и других работах по внедрению и освоению новой техники, в испытаниях оборудования, в приемке нового и вышедшего из ремонта оборудования, реконструируемых зданий и сооружений.

2.10. Изучает условия работы оборудования, отдельных узлов и деталей, разрабатывает и осуществляет мероприятия по предупреждению внеплановых остановок оборудования, продлению сроков службы узлов и деталей, межремонтных периодов, улучшению сохранности оборудования, повышению надежности его в эксплуатации; организует на предприятии специализированный ремонт, централизованное изготовление запасных частей, узлов и сменного оборудования.

2.11. Принимает участие в изучении причин повышенного износа оборудования, его простоев, расследовании аварий, разработке и внедрении мероприятий по их ликвидации и предупреждению.

2.12. Руководит разработкой и внедрением мероприятий по замене малоэффективного оборудования высокопроизводительным, по сокращению внеплановых ремонтов и простоев оборудования, снижению затрат на ремонт и его содержание на основе применения новых прогрессивных методов ремонта и восстановления деталей, узлов и механизмов.

2.13. Обеспечивает контроль за качеством работ по монтажу оборудования, рациональным расходованием средств на капитальный ремонт, правильностью хранения оборудования на складах, своевременностью проверки и предъявления органам, осуществляющим государственный технический надзор, подъемных механизмов и других объектов, внесением изменений в паспорта на оборудование.

2.14. Принимает меры по выявлению неиспользуемого оборудования и его реализации, улучшению эксплуатации действующего оборудования, организации ремонтных работ на основе механизации труда и внедрения прогрессивной технологии, совершенствованию организации труда работников ремонтной службы.

2.15. Обеспечивает соблюдение правил охраны труда и техники безопасности при проведении ремонтных работ. Участвует в разработке и внедрении мероприятий по созданию безопасных и благоприятных условий труда при эксплуатации и ремонте оборудования, в рассмотрении рационализаторских предложений, касающихся улучшения работы оборудования, дает отзывы и заключения на наиболее сложные из них, а также на проекты отраслевых нормативов и государственных стандартов, содействует внедрению принятых рационализаторских предложений.

2.16. Принимает участие в составлении заявок на приобретение оборудования на условиях лизинга.

2.17. Руководит работниками отдела и подразделениями, осуществляющими ремонтное обслуживание оборудования, зданий и сооружений предприятия, организует работу по повышению их квалификации.

В случае служебной необходимости главный механик может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.

3. Права

Главный механик имеет право:

3.1. Давать подчиненным ему сотрудникам и службам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

3.2. Контролировать выполнение производственных заданий, своевременное выполнение отдельных поручений подчиненными ему службами и подразделениями.

3.3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности Главного механика, подчиненных ему служб и подразделений.

3.4. Взаимодействовать с другими предприятиями, организациями и учреждениями по производственным и другим вопросам, относящимся к компетенции Главного механика.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Главный механик несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы главного механика осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы главного механика является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы главного механика определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью главный механик обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

5.3. В связи с производственной необходимостью главному механику для осуществления его трудовых функций может предоставляться служебный автотранспорт.

6. Право подписи

6.1. Главному механику для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ «____» _______ 20__ г.

Здравствуйте, дорогие коллеги. Эта статья посвящена должностным обязанностям контрольного мастера (механика) по выпуску техники на линию (далее по тексту — механик КТП). Давайте коснемся вопроса, какие работники должны заниматься проверкой технического состояния транспорта перед выпуском на линию и при возвращении с нее.

На многих предприятиях проверкой технического состояния занимаются контролеры технического состояния автомототранспортных средств. По Единому тарифно-квалификационному справочнику, должность контролера относится к рабочим профессиям.

Проверка технического состояния — ответственная работа, нужно назначить на эту должность все-таки инженерно-технического работника. Рабочий – он и в Африке рабочий: права подписи не имеет, ответственности не несет, как проверил – так проверил, подпись все равно ставит инженерно-технический работник.

Предлагаю готовый вариант должностной инструкции механика КТП. Инструкцию можно взять, как есть, распечатать, утвердить и руководствоваться ею в работе, можно внести корректировки, исходя из штатной структуры вашего предприятия. Можно разбить ее на несколько должностных инструкций, если нужно.

Должностная инструкция механика КТП

1. Общие положения.

1.1. Механик КТП относится к категории специалистов.

1.2.На должность механика КТП назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование, стаж работы на инженерно-технических должностях не менее 3 лет или среднее профессиональное (техническое) образование со стажем работы на инженерно-технических должностях не менее 5 лет.

1.3.Назначение на должность механика КТП, освобождение от нее производится приказом директора предприятия.

1.4. Механик КТП непосредственно подчиняется начальнику службы БД и ТК.

1.5. Должен знать:

1.5.1. Законодательные, нормативные и правовые акты и методические материалы в области обеспечения БДД.

1.5.2. Устройство, назначение, конструктивные особенности автотранспортных средств.

1.5.3. Правила технической эксплуатации ТС.

1.5.4. Основные положения по допуску ТС к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению БДД, включая Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (далее – ОП).

1.5.5. Требования к транспортным средствам, осуществляющим пассажирские перевозки.

1.5.6. Требования к транспортным средствам, осуществляющим перевозки грузов.

1.5.7. Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.

1.5.8. Инструкцию по перевозке крупногабаритных, тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ

1.5.10.Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств (далее – ТРБ).

1.5.11. ГОСТ Р 51709-2001 Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию и методы проверки (далее – ГОСТ).

1.5.12. Устройство и правила эксплуатации приборов по проверке технического состояния ТС, требования безопасности к ручному слесарному инструменту и правила его выбраковки.

1.5.13.Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава.

1.6. Механик КТП осуществляет деятельность согласно требованиям ПДД, ОП, ТРБ, Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава, приказов, указаний, распоряжений руководства предприятия и вышестоящих органов, Положения о службе БД и ТК, Правил внутреннего трудового распорядка и настоящей должностной инструкцией.

1.7. В период временного отсутствия механика КТП его обязанности выполняет в установленном порядке назначаемое лицо, которое несет полную ответственность за качественное, эффективное, своевременное их выполнение.

2. Должностные обязанности.

2.1. Проверяет техническое состояние и укомплектованность транспортных средств согласно требованиям ОП и ТРБ с применением методов, указанных в ГОСТ.

2.2. Проверяет у водителей наличие и сроки действия документации, предусмотренной ПДД.

2.3. Разрешает выезд на линию только технически исправных и укомплектованных транспортных средств согласно требованиям ПДД, ОП и ТРБ, удостоверяя разрешение своей подписью в путевом листе водителя, отмечает фактическое время выезда с базы (гаража) и возвращения на базу (в гараж).

2.4. Следит за наличием в путевых листах:

  • штампа предприятия;
  • штампа, подписи медицинского работника;
  • записей показаний спидометра, остатков топлива;
  • отметок о метеорологических, дорожных условиях;
  • записей, отметок работников ГИБДД, других должностных лиц.

2.5. Информирует ежедневно начальника СБД и ТК о техническом состоянии ТС, вышедших на линию, а вечером следит за своевременным возвращением их на базу. Направляет в ремонтное подразделение неисправные транспортные средства, вернувшиеся с линии.

2.6. Ведёт ежедневно журналы учета:

  • выхода транспортных средств на линию, их возвращения на БПО с указанием фактического времени выезда и возвращения на БПО, количества топлива, показаний спидометра;
  • учета состояния спидометрового оборудования;
  • замера токсичности, дымности отработавших газов;
  • регистрации повреждения автомобилей аварийного характера;
  • возврата ТС с линии по причинам технической неисправности;
  • проверки суммарного люфта рулевого колеса автомобилей;
  • замера давления в шинах.

2.7. Производит лично замеры остатков топлива в баках, снимает показания спидометра, производит записи фактических данных (остатки топлива, показания спидометра) в путевых листах, журнале выхода ТС на линию.

2.8. Контролирует лично техническое состояние спидометрового оборудования, наличие, исправность его пломбировки (ободок, привод, датчик, разъемные соединения). При выявлении нарушений производит детальный осмотр всех составных частей спидометрового оборудования. Обо всех выявленных нарушениях технического состояния спидометрового оборудования, его пломбировки, других выявленных при осмотре недостатках немедленно сообщает начальнику службы БД и ТК.

2.9. Производит лично пломбировку элементов спидометрового оборудования после их замены в результате неисправностей или выхода из строя.

2.10. Контролирует состояние внешнего вида автомобилей, чистоту в салонах легковых автомобилей, автобусов, микроавтобусов, вахтовых автомобилей, кабинах автомобилей, наличие, исправность в них средств пожаротушения, освещения, аптечек, знаков аварийной остановки, сигнальных жилетов; в автобусах, вахтовых автомобилях – наличие, исправность звуковой, световой связи с водителем, устройств аварийного открывания дверей. Не допускает наличия посторонних предметов в салонах автобусов, микроавтобусов, вахтовых автомобилей.

2.11. Ведёт ежедневный учет с нарастающим итогом суточного пробега ТС в километрах, наработку навесного оборудования в мото-часах, оформляет заказы на ТО в ремонтное подразделение, контролирует качество их исполнения.

2.12. Определяет за два дня вперед количество транспортных средств для постановки на техническое обслуживание, учитывая нормы пробега, наработку мото-часов.

2.13. Заполняет листки учета тех. обслуживания, ремонта ТС.

2.14. Согласовывает заказы на ТО с начальником службы эксплуатации, начальниками колонн (транспортных подразделений).

2.15. Отстраняет от управления транспортными средствами водителей, не прошедших медицинское освидетельствование, находящихся в нетрезвом, болезненном или утомленном состоянии.

2.16. Требует от ремонтного подразделения проведения качественного ремонта, обслуживания ТС.

2.17. Требует от начальников транспортных и ремонтных подразделений соблюдения технологии и качества при выполнении техобслуживания, ремонта транспортных средств, правильной расстановки техники на территории базы (гаража).

2.18. Соблюдает требования охраны труда, установленные законами и иными нормативными правовыми актами, правилами по охране труда.

2.19. Правильно применяет средства индивидуальной и коллективной защиты.

2.20. Проходит обучение безопасным методам, приемам выполнения работ по охране труда, оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, проверку знаний требований охраны труда.

2.21. Немедленно извещает своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, о каждом дорожно-транспортном происшествии с участием транспорта предприятия или об ухудшении состояния своего здоровья, проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления).

2.22. Проходит обязательные предварительные (при поступлении на работу), периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).

2.23. Обеспечивает постоянный порядок на территории КТП, требует его поддержания от других лиц, находящихся на ней.

2.24. Соблюдает трудовую дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка, нормы служебной этики, культуру производства.

2.25. Выполняет устные указания, разовые поручения непосредственного руководителя.

3. Взаимоотношения.

Механик КТП взаимодействует с руководителями, специалистами транспортных подразделений, служб путем обмена информацией, совершения совместных, согласованных или встречных действий, обусловленных должностными обязанностями.

4. Права.

Механик КТП имеет право:

4.1. Знакомиться с проектами документов, касающихся обеспечения БДД на предприятии.

4.2. Вносить предложения начальнику службы БД и ТК по вопросам несогласия с действиями должностных лиц, водителей, рабочих для принятия мер.

4.3. Вносить предложения начальнику СБД и ТК по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными должностной инструкцией, улучшению условий труда, организации работы по содержанию транспортных средств в технически исправном состоянии, их обслуживанию.

4.4. Участвовать в решении вопросов, входящих в его компетенцию.

4.5. Требовать от начальника службы БД и ТК оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

4.6. Отказаться от выполнения устных указаний, разовых поручений непосредственного руководителя, если они противоречат действующему законодательству или требованиям безопасности.

4.7. Запрашивать лично или по поручению начальника службы БД и ТК и получать от подразделений предприятия необходимую информацию, документы для качественного, своевременного выполнения своих должностных обязанностей.

4.8. Вносить предложения о поощрении отдельных работников, привлечении виновных к ответственности.

5. Ответственность.

Механик КТП несет ответственность за:

5.1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

5.2. Правонарушения, совершенные при осуществлении своей деятельности, в пределах, определенных действующим административным, гражданским, уголовным законодательством РФ.

5.3. Нарушение законодательства о труде, норм охраны труда, пожарной безопасности.

5.4. Несоблюдение условий конфиденциальности служебной информации предприятия.

5.5. Невыполнение или ненадлежащее выполнение правил внутреннего трудового распорядка.

5.6. Несвоевременное или некачественное выполнение приказов, распоряжений, указаний руководства предприятия и непосредственного руководителя.

Пишите комментарии, задавайте вопросы.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор представительства

ГУП «Новосибирская продовольственная

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

механика гаража

«Хлебной базы № 33» -

обособленного подразделения (представительства)

Государственного унитарного предприятия

«Новосибирская продовольственная корпорация»

в г. Бердск, Новосибирской области, ул. Линейная, 5

г.Бердск

I . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ :

    Механик гаража относится к категории руководителей.

    На должность механика гаража назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет или среднее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет.

    Механик гаража должен знать:

3.1. Постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих органов, касающиеся производственно-хозяйственной деятельности гаража предприятия.

3.2. Устройство, назначение, конструктивные особенности, технико-эксплуатационные данные подвижного состава.

3.3. Правила технической эксплуатации подвижного состава и автотранспортных средств.

3.4. Технологию и организацию технического обслуживания и ремонта подвижного состава.

3.5. Основы экономики, организации труда и производства.

3.6. Действующие положения об оплате труда и формы материального симулирования работников автомобильного транспорта.

3.7. Порядок ведения учета и отчетности по подвижному составу и эксплуатационным материалам.

3.8. Правила дорожного движения.

3.9. Законодательство о труде.

3.10. Правила внутреннего трудового распорядка.

3.11. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4. Механик гаража подчиняется непосредственно начальнику отдела материально-технического обеспечения.

II . ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ :

Механик гаража:

    Обеспечивает содержание подвижного состава автотранспортных средств в надлежащем состоянии.

    Оказывает необходимую техническую помощь водителям автомобилей.

    Организует выпуск на линию подвижного состава в технически исправном состоянии.

    Осуществляет за соблюдением водителями правил технической эксплуатации автотранспортных средств и оказанием им необходимой помощи.

    Разрабатывает и внедряет мероприятия, направленные на ликвидацию простоев, преждевременных возвратов автомобилей из-за технических неисправностей.

    Анализирует причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений водителями правил дорожного движения.

    Обеспечивает текущий ремонт производственных зданий, сооружений и оборудования гаража, безопасные и здоровые условия труда.

    Разрабатывает и внедряет мероприятия по благоустройству, озеленению и уборке территории гаража.

    Осуществляет контроль за обеспечением горюче-смазочными материалами, за своевременным обслуживанием и правильным хранением подвижного состава.

    Обеспечивает соблюдение работниками правил и норм охраны труда и техники безопасности, производственной и трудовой санитарии и противопожарной санитарии и противопожарной защиты.

    Представляет предложения о поощрении отличившихся работников, наложении дисциплинарных взысканий на нарушителей производственной и трудовой дисциплины, применении при необходимости мер материального воздействия.

III . ПРАВА :

Механик гаража вправе:

    Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися деятельности гаража.

    Вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по улучшению деятельности гаража.

    Осуществлять взаимодействие с руководителями всех структурных подразделений предприятия.

    Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

    Требовать от администрации предприятия содействия в исполнении его должностных обязанностей и прав.

IV ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Механик гаража несет ответственность:

    За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

    За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.

    За причинение материального ущерба – в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

Инструкция подготовлена:

Инспектор отдела кадров: А.В.Чердынцева

Выпуск автотранспорта на линию.

1. В соответствии со статьей 20 закона о безопасности дорожного движения , юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (субъекты транспортной деятельности), должны организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств. Цель – не допустить выпуск на линию неисправного транспорта.

2. Выпуск автотранспорта на линию с предрейсовым контролем технического состояния осуществляется субъектом транспортной деятельности по следующей производственной схеме:

а) назначается ответственное лицо, осуществляющее проверку технического состояния выпускаемых на линию автотранспортных средств;

б) оборудуется пункт технического контроля, на котором будет производиться осмотр транспорта;

в) определяется перечень неисправностей, при наличии которых запрещен выпуск автотранспорта на линию;

3. Выпуск автотранспорта на линию производится работником субъекта транспортной деятельности, осуществляющим допуск транспортных средств к эксплуатации (выделенный текст – выписка из приказа Минтранса РФ от 15 января 2014 г. N 7 Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом…

Таким работником может быть:

3.1. Работающий на постоянной основе механик (мастер) по ремонту автотранспорта с профильным образованием не ниже среднего провессионального, который наряду со своими основными обязанностями осуществляет проверку технического состояния автомобилей, прицепов и полуприцепов перед выездом на линию. Эти обязанности (по проверке транспорта) механик осуществляет на основании:

а) должностной инструкции механика по ремонту автотранспорта, в которую должны быть вписаны как обязанности по ремонту техники, так и обязанности по проверке транспорта при выпуске на линию;

б) приказа (распоряжения) по субъекту транспортной деятельности о назначении ответственного за выпуск транспорта из числа механиков по ремонту автотранспорта, если эти обязанности не прописаны в должностной инструкции. Механик с таким приказом (распоряжением) должен быть ознакомлен под роспись;

3.2. Контролер технического состояния автотранспортных средств (как с базовой подготовкой, так и переподготовленный), введенный в штат решением субъекта транспортной деятельности.

К контролеру технического состояния автотранспортных средств предъявляется одно из следующих требований:

а) наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» без предъявления требований к стажу (опыту) работы;

б) наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», за исключением специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года;

в) наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.

Профессиональная переподготовка с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств производится на основании программ профессиональной переподготовки в объеме не менее 250 часов (приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499). Программы разрабатываются образовательными организациями.

Контролер технического состояния автотранспортных средств должен работать на основании одноименной должностной инструкции, содержащей разделы: квалификационные требования, должен знать, функции, должностные обязанности, права и ответственность. Должностная инструкция утверждается руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем. Основой для разработки должностной инструкции служат квалификационные характеристики, содержащиеся в приказе Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2015 г. N 287 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.»

4. Проверка технического состояния автотранспорта субъекта транспортной деятельности может осуществляться сторонним квалифицированным механиком (контролером) по договору с организацией, где он работает.

5. Выпуск автотранспорта на линию с предрейсовым контролем его технического состояния должен проводиться на оборудованных пунктах технического контроля.

Пункт технического контроля оборудуется в закрытом отапливаемом и вентилируемом помещении или под навесом и должен иметь осмотровую яму с освещением в виде расположенных в нишах электрических светильников и наличием розеток для подключения переносных ламп напряжением 12 В. В составе пункта комната с мебелью для работника, осуществляющего проверку технического состояния транспорта. Размеры осмотровых ям приведены в нормах технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта ОНТП 01-91.

Пункт технического контроля оснащается следующими приборами и инструментом:

— прибoром для прoверки и рeгулировки свeта фaр;

— манoметром шинным;

— газоанализатором (для бензиновых и дизельных двигателей);

— прибором для проверки люфта рулевого управления;

— линейкой для проверки схождения колес;

— переносной лампой;

— слесарным инструментом.

6. Время на проведение предрейсового контроля технического состояния автотранспорта определяет субъект транспортной деятельности. Нормативы в этой области следующие:

6.1. Время проверки автотранспортного средства в пункте контроля входит в подготовительно заключительные работы, производимые водителем (запуск двигателя, осмотр автомобиля, получение путевого листа, постановка автомобиля на стоянку после рейса). Подготовительно – заключительное время составляло 18 минут на основании Единых норм времени на перевозку грузов автомобильным транспортом и сдельных расценок для оплаты труда водителей, утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР от 13.03.1987 г. N 153/6 (применяется в рекомендательном плане). И до 5 минут на проведение медосмотра. Сколько из 18 минут затрачивать на предрейсовый контроль транспорта, как раз и определяет субъект транспортной деятельности. Исходя из того, что время ограничено, процесс проверки транспорта должен быть быстрым и четким.

7. Выпуск автотранспорта на линию в исправном состоянии производится после определения соответствия нижеуказанных отдельных систем, узлов и агрегатов автомобилей и прицепного состава требованиям безопасности дорожного движения.

7.1. Тормозная система. Ресурс тормозов – от ТО-2 до ТО-2, т.е. проведенное ТО-2 должно обеспечивать безотказную работу тормозов.

В условиях пункта технического контроля тормоза проверяются следующим образом. При въезде на пункт водитель резко затормаживает автомобиль – проверяется рабочая тормозная система. При выезде из пункта в начале движения проверяется стояночная тормозная система. Затем в осмотровой яме производится осмотр на предмет герметичности гидравлических тормозов и прослушивание (при нажатой педали тормоза) пневматических тормозов.

7.2. Рулевое управление. Суммарный люфт в рулевом управлении замеряется на неподвижном автомобиле люфтомером, фиксирующих угол поворота рулевого колеса и начало поворота управляемых колес.

Люфт в соединениях рычагов поворотных цапф и шарнирах рулевых тяг (по ГОСТу не допускается) проверяется визуально из осмотровой канавы путем поворотов руля в стороны до появления нагрузки. Также из осмотровой ямы проверяется взаимное перемещение деталей рулевого привода, крепление деталей и узлов рулевого механизма.

Полный перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, приводится в основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1090 от 23.10.1990 года с изменениями и дополнениями.

Перечень неисправностей содержится в разделах «Тормозные системы, Рулевое управление, Внешние световые приборы, Стеклоочистители и стеклоомыватели ветрового стекла, Колеса и шины, Двигатель, Прочие элементы конструкции».

Методы проверки приведенных параметров регламентированы ГОСТом Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».

8. Выпуск автотранспорта на линию производится, если транспортное средство прошло проверку в пункте технического контроля и признано исправным. Допуск транспорта к эксплуатации подтверждается подписью работника, производившего предрейсовый контроль технического состояния. Подпись ставится в путевом листе в разделе «Автомобиль технически исправен, выезд разрешаю». Исправный автомобиль принимает водитель, подтверждая это своей подписью (также в путевом листе).

В случае, если транспортное средство в пункте технического контроля признано неисправным, оно направляется механиком (контролером) в ремонт.

Должностная инструкция механика содержит такие моменты, как права и обязанности, режим работы, общие положения, данные о том, за что работник ответственен. Рассмотрим все по порядку.

Основные положения

Должностная инструкция механика содержит те же основные разделы, что и главного гаража и т.п. должности.

Инструкция должна содержать такие основные положения, как:

  • обязанности работника;
  • уровень образования сотрудника;
  • его права;
  • ответственность;
  • право подписи.

Должностная инструкция механика гаража: обязанности

Механик обязан поддерживать надежность функционирования всех механизмов и оборудования, находящихся у него в ведении, обеспечивать его правильное использование, вовремя проверять работоспособность и проводить отладку. Если необходимо, модернизировать оборудование и повышать эффективность этих действий. Должностная инструкция механика по выпуску также обязывает сотрудника формировать графики (планы) проверки механизмов, при необходимости формировать заявки на осуществление профилактических и прочих ремонтов вверенного ему парка механизмов, вести его учет.

Также он должен заполнять на это оборудование. Если покупается новое, работник обязан участвовать в его получении, установке, подготовке и проведении аттестации мест для рабочих. Обязанности этого сотрудника включают работу по формированию учета всего оборудования, учитывая его время службы и обновления, формировать пакет документации для его списания.

Объем знаний механика

Должностная инструкция механика по транспорту указывает, что необходимо знать работнику. Сюда включается различная нормативная и прочая информация, относящаяся к ремонту. Сотрудник обязан уметь провести ремонт оборудования. Он должен обладать знаниями касательно особенностей структуры организации, особенно с технологической стороны. Также он должен владеть следующей информацией:

  • знать особенности технологического процесса по выпуску товаров/оказанию услуг в компании;
  • понимать, каким образом устроена служба по ремонту в компании;
  • владеть всеми применяемыми способами планирования и осуществления ремонта хозяйства;
  • обладать знаниями, касающимися технологических мощностей оборудования, особенностей эксплуатации, конструкции, вариантов по монтажу и ремонту;
  • уметь грамотно провести приемку и списание оборудования;
  • уметь вести технический регламент, планировать рациональное использование механизмов компании;
  • видеть перспективы развития организации (должностная инструкция главного механика);
  • уметь пользоваться всем накопленным опытом по использованию, ремонту и оптимизации деятельности вверенного ему оборудования;
  • обладать знаниями в области экономики, менеджмента (для управленческих должностей), экономики труда;
  • обладать знаниями по основам законодательства в области экологии;
  • четко знать и выполнять правила, касающиеся охраны труда.

Кто может быть назначен механиком

Должностная инструкция механика определяет: вакантное место может занимать работник, у которого есть диплом о высшем техническом образовании. Также работник должен иметь требуемый стаж работы в этой сфере.

Основные положения

Инструкция указывает на то, что сотрудник обязан быть специалистом, иметь высшее образование. Он должен обладать стажем по своему профилю не менее 3 лет. Работник может быть принят или уволен со своей должности только руководителем предприятия.

Должностная инструкция механика предприятия, помимо того, что содержит информацию о том, какими знаниями обязан владеть работник, указывает на то, чем он должен руководствоваться при своей работе. Так, работник обязан руководствоваться следующими нормативными положениями:

  • Законотворческие акты Российской Федерации.
  • Устав компании.
  • Распоряжения и приказы вышестоящего руководства.
  • Правила трудового распорядка компании, где он работает.

У кого в подчинении механик

Согласно информации, которую содержит должностная инструкция механика по ремонту, работник обязан быть в подчинении либо у главного механика, либо у вышестоящего руководителя (в том случае, если он координирует работу механиков).

Во время отсутствия сотрудника на рабочем месте задачи механика возлагаются на того, кто назначается директором компании. Он получает все его функции, права и функционал, становится ответственным за качественное выполнение работы механика.

Список прямых обязанностей

Должностная инструкция инженера-механика включает в себя полный список всех функций, которые обязан выполнять работник.

  1. Он поддерживает оптимальное функционирование всех механизмов, их грамотное использование, вовремя осуществляет отладку в случае поломки и технические осмотры, проводит обновление оборудования. Также механик оптимизирует издержки на починку и поддержание оптимального состояния механизмов.
  2. Отслеживает техническое состояние и при необходимости проводит отладку всех устройств, которые защищают механические свойства машин, здания и сооружения компании.
  3. Формирует, подготавливает и проводит изучение, проверку и отладку вверенного ему оборудования, формирует заявки в центральный офис на проведение основного ремонта, на получение различных инструментов, которые нужны для ремонта. Должностная инструкция механика указывает на то, что он также составляет документацию на обслуживаемое им оборудование, формирует заказы на запчасти и т.п.
  4. Участвует в получении приобретенных мощностей, их установке, подготовке к аттестации мест для работы и ее проведении. Механик обязан осуществлять обновление оборудования, заменять малопроизводительное на более мощное.
  5. Ведет учет мощностей компании, проводит их списание в случае окончания амортизационного срока или морального износа.
  6. Исследует условия функционирования механизмов, анализирует ситуации, когда оборудование простаивает, определяет его технический уровень.
  7. Формирует, реализует современные способы ремонта и обновления всех деталей; проводит мероприятия, направленные на повышение срока эксплуатации оборудования, уменьшение простоев, сведение к минимуму уровня аварийности и получения травм на производстве, уменьшение затрат на ремонт, рост его эффективности.
  8. Формирует для ведомственных надзорных учреждений необходимые документы.
  9. Ведет учет затрат на смазку и обтирку, проводит восстановление масел, которые отработаны.
  10. Участвует в проверке мощностей компании; формирует выгодный режим функционирования каждой единицы механизмов компании, который повысит эффективность применения; разрабатывает регламенты по технической эксплуатации и лучшему осуществлению ремонта.
  11. Изучает предложения по оптимальному ремонту и по обновлению парка техники, пишет заключения, участвует в реализации утвержденных мер.
  12. Ведет учет осуществленной работы, которая касается отладки и обновления мощностей компании, а также затрат на эти цели.
  13. Работает по нормам и правилам охраны труда; в случае ремонта - придерживается требований экологической безопасности.
  14. Осуществляет контроль сотрудников вверенного отдела (если это должностная инструкция главного механика).
  15. Работает по трудовому распорядку, разработанному внутри компании и утвержденному компанией, придерживается прочих нормативных актов, изданных и утвержденных компанией.
  16. Соблюдает правила производственной техники безопасности.
  17. Поддерживает порядок и чистоту на рабочем месте.
  18. При подписанном трудовом договоре осуществляет поручения сотрудников предприятия, у которых он находится в подчинении.

Механик и его права

Должностная инструкция механика также содержит в себе сведения о правах, которые есть у сотрудника компании. Так, механик имеет право:

  • разрабатывать и предоставлять директору на рассмотрение рациональные предложения: по повышению качества его работы; по премированию подчиненных сотрудников; по наложению дисциплинарной и на сотрудников, которые нарушили (должностная инструкция главного механика);
  • формировать запросы в другие подразделения компании на информацию, которая нужна ему для качественного осуществления своих прямых обязанностей;
  • изучать документы, в которых определены его права и прописаны критерии определения качества его работы;
  • изучать решения директората компании, которые направлены на оценку его работы;
  • выносить требования директорату компании по предоставлению содействия, включая поддержание организационно-технических условий и подготовку документов, которые нужны для осуществления его непосредственных функций.

Ответственность механика гаража

Должностная инструкция механика гаража содержит в себе данные об ответственности, которую несет работник:

  • при невыполнении или некачественном исполнении своих прямых функций - в соответствии с Трудовым законодательством РФ;
  • за нарушения, выявленные во время выполнения работы - в соответствии с Уголовным и Гражданским законодательством РФ;
  • при нанесении материального ущерба компании - в соответствии с Гражданским и Трудовым законодательством РФ.

График работы и право подписи

График работы сотрудника определяется исходя из Правил работы компании.

Если есть необходимость, механик отправляется в командировки, этот пункт содержит должностная инструкция главного механика. В этой же инструкции есть пункт, согласно которого работнику может быть выделен служебный транспорт для осуществления своего функционала и решения вопросов, требующих оперативности.

В документе также может быть указано, что работник обладает правом подписи необходимых документов, которые касаются вопросов выполнения его прямых функций.