Аспекты психодиагностики. Этические аспекты психологической диагностики. Этика психолога-диагноста как триединство требований к принципам работы психолога, его личностным и профессиональным качествам и методическим средствам

Как любой научный инструмент, психодиагностичес¬кие тесты, чтобы быть эффективными, должны правиль¬но использоваться. Многие из распространенных крити¬ческих замечаний в их адрес объясняются неверным пред¬ставлением о природе и цели тестов, а также неправиль¬ной интерпретацией результатов. Используемые недобро¬совестным или неквалифицированным пользователем тес¬ты могут принести серьезный вред. В России практическая психология является относи¬тельно молодой и недостаточно структурированной от¬раслью. Пока не существует действующих органов и спо¬собов контроля за практикой и результатами деятельнос¬ти отдельных психологов.

Разработаны международные стандарты пси¬хологической профессиональной этики, приня-тые в стра¬нах с широкой и хорошо организованной сетью психоло¬гических служб. В основе этих нормативных документов лежат общепризнанные права человека, а основным кри¬терием и контролером их выполнения должна являться профессиональная честность и гуманность самих психо¬логов. Практическая психодиагностика - это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности психологов. Она требует соответствующего образования, про-фессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей (когда, например, ставится медицинский или судебно-психологический диагноз). В этой связи к психодиагностике и психо-диагностам предъявляется ряд социально-этических и профессиональных требований.

Профессионально-этические нормы - это требования, предъявляемые к уровню профес-сиональной квалификации психодиагноста, реализации им в своей деятельности специфических нравственных норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми. При разработке сценария и технологии обследования психолог-диагност должен соблюдать ряд профессиональ¬но-этических принципов.

1. Ответственность - необходимость отвечать за со¬держание, интерпретацию и заклю-чение психологичес¬кого обследования, за все решения, принимаемые в его ходе; обеспечение достоверности, валидности и надеж¬ности используемых методик;

2. Компетентность - владение методологией, тео¬рией психологии и психодиагностики, практическими и методическими умениями и навыками;

3. Этическая и юридическая правомочность психоло¬гического исследования - соответ-ствие статуса и обра¬зовательного уровня диагноста существующим требова¬ниям;

4. Благополучие респондента - соблюдение правил добровольности участия в тестировании и информирова¬ние его о целях исследования, забота о психологическом состоянии обследуемого в ходе и при завершении психо¬диагностического обследования;

5. Морально-позитивный эффект обследования - прин¬цип «Не навреди»; использование результатов обследова¬ния в целях личностного и профессионального роста че¬ловека;

6. Профессиональная кооперация и квалифицирован¬ная пропаганда психологии.

7. Принцип соблюдения тайны. Данный принцип предполагает неразглашение результатов без персонального согласия на это того лица, по отношению к которому проводилась психо-диагностика. Исключение составляют случаи, когда психодиагностика проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, но и в этом случае не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фамилии испытуемых.

8. Принцип научной обоснованности психодиагностической методики требует того, чтобы она, как минимум, была валидной и надежной, то есть давала такие результаты, которым можно вполне доверять.

9. Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается обследованию. Если психодиагностика проводится в целях конкурсного отбора или при приеме человека на работу, то данный принцип применяется вместе с принципом открытости результатов для обследуемого, который требует информации о том, что и как у него будет тестироваться, каковы результаты его обследования, а также о том, кем и каким образом они будут использованы для решения его судьбы.

10. Принцип объективности выводов из результатов тестирования требует, чтобы они были научно обоснованными, т.е. вытекали из результатов тестирования, проведенного при помощи валидных и надежных методик, а не определялись и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит тестирование или пользуется его итогами. При подборе методик в батарею (программу обследования) психолог не руководствуется субъективными предпочтениями и предубеждениями в оценке методик, а исходит из требований максимальной эффективности диагностики - максимум надежности при минимуме затрат.

Психолог обязательно рассматривает наряду с наиболее вероятной и альтернативную психо-диагностическую гипотезу (интерпретацию данных), применяя в психодиагностике принцип, аналогичный принципу" презумпции невиновности" в судопроизводстве.

12. Принцип комплексной диагностики - принцип сочетания различных методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетаний методик, направленных на родственные психические свойства, для повышения валидности диагности-ческого заключения. Психолог обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза, приме-няя стандартизированные и нестандартизированные методики, а также метод независимых экспертных оценок.

К людям, занимающимся психодиагностикой, предъявляются особые квалификационные требования. Основные из них следующие: хорошая теоретическая подготовка, доскональное знание психодиагностических методик и правил их применения, наличие достаточного опыта практического использования соответствующих методик.

Психолог-пользователь психодиагностических средств должен: знать и применять на практике общие теоретико-методологические принципы психодиагностики, владеть основами дифференциальной психометрики, следить за текущей методической литературой по психодиагностике, самостоятельно вести картотеку и личную библиотеку методик, применяемых в заданной области.

Требования к психологу-пользователю.

Психолог-пользователь должен обеспечить тщатель¬ное соблюдение при использовании методики всех стан¬дартных требований. Он не имеет права вносить моди¬фикацию в уже изданную методику и распространять скор¬ректированные инструктивные материалы. Недопустимо тестирование по почте. Такой способ тестирования не обеспечивает необходимый контроль за соблюдением его условий, а также предполагает интерпретацию результатов без привлечения для этого требуе¬мой информации о респонденте. В этом случае итоги тес¬тирования могут оказаться бесполезными и даже вред¬ными.

Психолог-пользователь лично несет ответственность за принимаемое решение по интерпретации результатов. В сомнительных и спорных случаях психолог обязан про-консультироваться с экспертом в соответствующей об¬ласти и объективно рассмотреть полученные результаты.

Пользователь имеет право собирать статистический и психологический материал по изданным методикам для публикации научных статей и в случае необходимости отсылки таких материалов разработчикам методик.

Уровень развития психодиагностики не так высок как на Западе. Этические проблемы редко обсуждаются нашими психодиагностами и часто нарушаются.

Наши ученые считают, что нельзя подгонять научные данные под требования социального заказа. Например, Эльконин отказался выполнять социальный заказ в начале обучения с шести лет в школе. Так как до 7 лет ребенок все необходимое получает в игре. У детей, учившихся по системе 1-4, психическое развитие ниже, чем у обучавшихся по системе 1-3.

Психолог-практик должен при оказании помощи опираться на свое научное мышление и знание психологии (не переходя на житейский обыденный уровень).

На Западе существует большое количество этических принципов и требований, специальные кодексы профессиональной этики, этические стандарты.

4.Общие этические принципы для психодиагностов:

I. Использование и распространение психодиагностических методик

II. Обеспечение тайны личности

III. Конфиденциальность диагностических результатов

IV. Проблема сообщения полученных результатов клиенту

I. Проблема использования и распространения психодиагностических методик включает в себя несколько аспектов:

1. Проблема использования психодиагностических методик. Только достаточно квалифицированные люди должны использовать психодиагностические методики. Наиболее длительное и интенсивное обучение должны пройти люди, занимающиеся индивидуальными интеллектуальными и проективными тестами. Для использования тестов достижения, групповых интеллектуальных тестов и опросников - минимальная подготовка.
Квалификация психодиагноста проявляется:
в умении выбирать психодиагностические методики с учетом:
цели, ради которой проводится обследование
особенностей испытуемого
в знании теории психодиагностики, умении оценить психометрические параметры методики
при обследовании учитывает множество факторов, которые могут повлиять на результаты обследования и не делает поспешных выводов и не дает неоправданных результатов на основе одной методики (только в свете всей полученной информации).
главное, что психодиагност должен быть психологом, так как его задачей является интерпретация результатов обследования. Ошибки интерпретации приводят к ошибкам в диагнозе, следовательно, критика в адрес психодиагностики.

В настоящее время возрастает сложность психологических знаний и растет специализация в психологии. Ни один психолог не считается одинаковым специалистом во всех областях. Психолог знает границы своей компетентности. Американцы разделяют психодиагностов, которые работают в системе учреждений (школы, вузы, центры) и которые заняты самостоятельной практической деятельностью (эти специалисты должны соответствовать более высоким требованиям профессиональной квалификации). В США введены законы о предоставлении лицензии и выдаче удостоверений психологов. Лицензии регулируют психологическую и психодиагностическую практику, а удостоверение психолога узаконивает подтвержденное звание психолога. Для этого нужно пройти стажировку в каком-либо учреждении под руководством опытного психодиагноста в течение 1-3 лет. После этого экзамен на знание психодиагностики. Нарушение любого пункта этического кодекса дает основание к тому, что отбирается удостоверение и лицензия. Есть еще удостоверение по специальности, выдаются специальные дипломы и издается специальный справочник со списком всех дипломированных специалистов.

2. Распространение психодиагностические методик - проводится через издателей и специальных распространителей, имеющих на это право. Психодиагностические методики не поступают в свободную продажу. Право приобретения предоставляется людям, имеющим определенную квалификацию. Распространители должны следить, чтобы методики попадали в руки квалифицированным специалистам. Существуют специальные каталоги с требованиями, которым должны соответствовать покупатели - наличие диплома и удостоверения. Выпускники должны иметь заказ на покупку, заверенный преподавателем (он берет ответственность на себя за использование методик).
Две цели ограничения распространения методик:
неразглашение диагностических материалов
предупреждение неправильного применения
Контроль распространителей ограничен, поэтому основная ответственность за использование и интерпретацию лежит на самих психодиагностах (гарантом является совесть психодиагностов).
Требования, касающиеся создателей и распространителей методик.
Создатели:
нельзя выпускать методики преждевременно, они должны быть проверены и выпущены в продажу
недопустима реклама методики
некоторые методики выпускаются только для исследовательских целей, в результате получаются дополнительные данные.
некоторые методики должны сопровождаться руководством с достаточными сведениями для осуществления проведения и анализа результатов. Руководство должно содержать все необходимые сведения.
каждый автор методики должен проверять нормы методики так часто как необходимо для предотвращения ее старения.
Распространители:
нельзя печатать отдельные части методики или отдельные задания, так как они могут быть использованы для самооценивания индивидов, что приводит к ошибкам диагноза и признанию бесполезности методики
бесконтрольное распространение делает методику бесполезной для применения специалистами.


II. Обеспечение тайны личности

Использование методик касается посягательства на тайну личности - общественное мнение. Недостаточно получить только согласия испытуемого, так как он может проявить некоторые особенности, которые он не осознает, осознавая их, мог бы не согласиться. Личность не должна подвергаться диагностированию обманным путем. Обязательно ясное понимание клиентом способов и целей использования результатов диагностики. Психологу нужно знать, что такое право на тайну - индивид сам решает в какой степени ему делиться своими мыслями, чувствами и событиями личной жизни. Универсальные правила решения этой проблемы нет, надо опираться на совесть психодиагноста.
Цель диагностирования:
индивидуальное консультирование
экспертиза ради задач какого-то учреждения (например, для профотбора)
научное исследование
Психодиагност не вторгается в тайну личности, в нее добровольно посвящают. Но клиент должен быть предупрежден о том, что в ходе исследования может быть получена та или иная информация (в чем сам клиент, может быть, себе отчета не отдает)
Испытуемый должен быть полностью проинформирован о способах использования результатов его диагностирования. Реальная оценка особенностей испытуемого выгодна самому испытуемому. Клиентов предупреждают, что результаты его обследования не будут использоваться в целях учреждения без его согласия.
Исследования проводятся анонимно, что обеспечивает сохранение тайны личности. Психолог должен установить доверительные отношения, контакт с испытуемым.
Два основных понятия обеспечения тайны личности:
Релевантность обследования цели - обследование должно давать только ту информацию, которая необходима для цели обследования
Информированное согласие - любой испытуемый должен быть уведомлен о цели, способе использования полученной информации, согласие абсолютно осознанное при полной информированности. Но нельзя раскрывать сути самой методики, знакомить с заданиями.
Особая проблема - диагностирование детей.
Безусловно, нужно получить согласие со стороны родителей ребенка или его представителей: усыновителей, попечителей... Одни методы требуют согласия только представителей (тесты достижения и способностей), другие (личностные методы) - согласие самого ребенка или его родителей. Любой индивид вправе отказаться от диагностирования.


III. Конфиденциальность результатов.

Кто будет иметь доступ к результатам диагностики? Каждый индивид имеет право доступа к собственным результатам и право комментировать их для психолога. Родители несовершеннолетнего ребенка:
имеют право знать результаты
не имеют (есть противоречие с правом ребенка на тайну личности).
Если ребенок достиг 18 лет, родители не имеют право требовать результаты.
Сообщение результатов диагностики ребенка родителям - индивидуальное консультирование (подробно объяснены особенности методики родителям).
Без ведома и согласия испытуемого, нельзя передавать результаты обследования третьим лицам.
Сохранение результатов:
хорошо было бы сохранять в течение длительного времени в учреждении
иногда некоторые лица могут делать свои выводы об индивиде на основе устаревших данных о нем (возможны ошибочные выводы).
Данные, полученные много лет назад, могут использоваться с согласия самого испытуемого. Данные должны сохраняться под строжайшим контролем, что усложняется с использованием компьютерных сетей (результаты должны быть закодированы)

IV. Сообщение результатов диагностирования

Сообщение результатов диагностирования - должны быть произведены в содержательной форме, не должны передаваться в виде цифр, чисел, специфических психологических описаний. В виде психологической характеристики без использования специальной психологической терминологии, понятным языком для любого нормального человека. Информация должна передаваться индивидуально в руки испытуемого и должна сопровождаться объяснениями, интерпретациями полученной информации. При передаче нужно принимать специфические характеристики (эмоциональные проявления родителей, не ущемлять достоинства испытуемого) Если передать информацию без дополнительного разъяснения, то информация может принести вред испытуемому.

Тема 5. Этические аспекты психологической диагностики
План
1.

Общие этические принципы и нормы психодиагностического
обследования
2.

Профессиональный кодекс психологов Республики Беларусь

1. Общие этические принципы и нормы психодиагностического
обследования
Также как и медицинское обследование, любое психодиагностическое обследование может существенно повлиять на судьбу человека. Поэтому во всех странах, где психодиагностическая практика широко и интенсивно развивается, она регламентируется как общим профессионально-этическим кодексом, так и специально разработанными профессионально-этическими стандартами в области тестирования и психодиагностики.
Психолог несет всю полноту ответственности за возможный моральный и косвенный материальный ущерб, в том числе ущерб для соматического и нервно-психического здоровья, который может быть причинен испытуемому

при неправильном проведении обследования. Судьба человека зависит от психодиагностики, если на ее основе ставится медицинский или судебно- психологический диагноз, осуществляется конкурсный отбор или прием на работу.

Профессионально-этические принципы в психодиагностике
1. Принцип специальной подготовки и аттестации лиц, использующих психодиагностические методики.
Требование, чтобы психодиагностические методики использовались только достаточно квалифицированными пользователями, является первым шагом по защите человека от их неправильного использования (и от психолога).
Психолог-диагност должен выбирать методики, которые подходят как для конкретной цели, с которой он проводит обследование, так и для конкретного человека, которого он обследует. Психолог должен знать соответствующую научную литературу, касающуюся выбранной методики, и должен быть способным оценить репрезентативность норм, надежность, валидность, достоверность методики. Психодиагност делает выводы и дает рекомендации только после рассмотрения диагностической информации в свете другой, касающейся человека информации (в случае противоречия – необходимо отказаться, обосновав).
Психолог должен знать границы своей компетентности и ограниченность используемых методов и не предлагать свои услуги, а также не использовать методики, которые не удовлетворяют профессиональным стандартам, установленным в отдельных областях практики и для определенных категорий методик.
2. Принцип личной ответственности.
Вся полнота ответственности за правильность проведения методики и ее результатов целиком лежит именно на психологе.
3. Принцип обеспечения суверенных прав личности.
Достаточно сложный вопрос, касающийся посягательств на тайну личности.
Поскольку о сущности ряда тестов, раскрывающих эмоциональные и мотивационные особенности, а также установки личности, человеку ничего не сообщается, он может проявить такие черты в ходе тестирования, которые для него самого нежелательны, при этом не осознавая, что он делает.
Основной этический принцип в данном случае гласит: человек не должен подвергаться какому-либо обследованию обманным путем.
Человек перед обследованием должен быть предупрежден, кто будет иметь доступ к результатам обследования и какие решения могут быть приняты. Если это несовершеннолетние дети, такое предупреждение должны официально получить родители. Исключение: когда проходят тестирование в обязательном порядке и тесты утверждены.
4. Принцип объективности.
Обследование должно быть абсолютно беспристрастным. На его исполнителя не должны оказывать влияние общие впечатления о личности

обследуемого: симпатии и антипатии, собственное состояние или настроение.
5. Принцип конфиденциальности.
Вся информация, получаемая в процессе обследования, должна быть строго конфиденциальной: она должна быть доступной только для тех, для кого она предназначена. Требования конфиденциальности психологической информации, может нарушаться только в тех случаях, когда нераскрытие диагностических данных представляет опасность для обследуемого человека или общества.
6. Принцип психопрофилактического изложения результатов.
При сообщении результатов самому испытуемому должны быть соблюдены соответствующие меры предосторожности, направленные против их неправильного использования, неверной интерпретации или возможного появления невротически-депрессивных реакций или состояний.
Если испытуемый настаивает на том, чтобы «переделать» тестовое задание, психолог должен иметь наготове «запасной» вариант практически эквивалентной методики, (параллельные формы), чтобы убедить самого испытуемого, что ему представлен дополнительный шанс, и что результаты первого тестирования достаточно достоверны. Испытуемый также должен иметь возможность комментировать содержание своих результатов и в случае необходимости разъяснять или исправлять фактическую информацию.
Если известно, что информация может быть использована во вред испытуемому, для конфронтации или ухудшения положения, она может быть преподнесена в форме снижающей эту возможность или не предоставляться совсем. Главная заповедь «Не навреди».
7. Принцип ненанесения ущерба (Принцип благополучия клиента).
Результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред человеку, прошедшему тестирование. Если психодиагностика проводится в целях конкурсного отбора или при приеме на работу, то данный принцип применяется вместе с принципом открытости результатов психодиагностики.
8. Принцип ограниченного распространения психодиагностических методик (принцип профессиональной тайны).
Сертифицированные психологическим обществом профессиональные психодиагностические методики могут распространяться только среди аттестованных специалистов.
Этот принцип преследует двоякую цель: неразглашение содержания методик и предупреждение их неправильного применения. Доступ к таким методикам должны иметь только специалисты, гарантирующие их правильное использование и отвечающие за достоверность результатов.
Сохранение профессиональной тайны имеет большое значение для обеспечения корректной и точной психодиагностики. Профессиональные психодиагностические методики не должны публиковаться в научно- популярных изданиях и поступать в открытую продажу. Свободный доступ к

методикам может привести к тому, что они утратят свою диагностическую ценность.
2. Профессиональный кодекс психологов Республики Беларусь
Профессиональный кодекс психологов Республики Беларусь состоит из девяти разделов .
1. Общие положения
1. Психологи вносят свой вклад в улучшение условий жизни людей и качества жизни путем исследований и распространения психологических знаний, а также практического применения этих знаний.
2. Обладая этими знаниями, психологи в силу своей профессии могут способствовать благоприятным переменам у отдельных лиц, групп и организаций. Лица и группы, с которыми психологи вступают в профессиональный контакт, часто оказываются в жизненной ситуации, которая может ограничить возможность их оптимального существования и которая делает их уязвимыми и зависимыми.
3. Этические стандарты сформулированы так, чтобы:
- помочь психологам определить свою позицию в профессиональных вопросах;
- защитить клиентов и испытуемых (отдельных лиц или группу) от неправильного и/или вредного воздействия;
- служить основой для сохранения доверия в психологической практике и исследованиях.
4. Этические стандарты представляют собой систему формальных ситуаций, регулирующих профессиональную деятельность психологов во всем многообразии возникающих в ней отношений: с детьми, их родителями, взрослым клиентом, педагогами, коллегами, студентами и т.д.
5. Этические стандарты обязательны для всех психологов Республики
Беларусь, практикующих в какой-либо из видов психологической профессиональной деятельности: психологическая практика, научные исследования, преподавание психологии.
6. Этическими стандартами следует также руководствоваться в ситуациях , которые нельзя охарактеризовать непосредственно как психологическую профессиональную деятельность, но в которых участвуют психологи и которые основываются на использовании профессионального психологического образования.
7. Этические стандарты охватывают важные аспекты рабочей ситуации и профессиональной деятельности психолога. Они объединены в девять разделов, которые освещают основные принципы поведения. Данные разделы не следует рассматривать как охватывающие все ситуации, которые могут возникнуть в процессе профессиональной психологической деятельности.

8. Профессия психолога постоянно развивается; в нее непрерывно привносятся новые знания и методы. Однако разделы кодекса должны отражать основные личные и общественные вопросы и, следовательно, обладать определенной стабильностью.
9. Работа психолога зачастую подразумевает оказание глубокого влияния на других людей. Поэтому специальные требования к этическим стандартам являются существенными. Однако многие профессиональные задачи психологов невозможно регулировать формальными правилами.
Следовательно, жизненно важное значение имеют индивидуальная сознательность психолога, его чувство ответственности и профессиональная компетентность.
10. Психологи всегда придерживаются требований этических стандартов и не позволяют оказывать на себя давление, ведущее к его нарушению.
11. Один, из основных принципов Профессионального кодекса психологов заключается в том, что все люди имеют право на личную неприкосновенность и на то, что она не будет нарушаться.
Профессиональная деятельность психологов осуществляется в соответствии с этим принципом. Поэтому психологи соблюдают особую осторожность в отношении тех аспектов своей работы или своей личности, которые могут представлять собой угрозу принципам уважения личной неприкосновенности.
12. Психологи работают на основе научных знаний и подтвержденного опыта с целью углубить представления людей о самих себе и способствовать самоопределению личности. Они работают для того, чтобы улучшить условия жизни людей и устранить или уменьшить человеческие страдания.
Психологи несут особую ответственность за тех, кто не в состоянии добиться для себя подобающей жизни.
13. Психологи должны быть в курсе научных и профессиональных исследований в своей области и постоянно повышать свою компетентность.
Психологи стремятся осознавать свои собственно профессиональные и личные сильные и слабые стороны, чтобы реально оценить, какие задачи они смогут взять на себя, а какие не смогут.
14. Психологи информируют пользующихся их услугами, когда это необходимо, о требованиях, предъявляемых этическими стандартами.
Психологи должны удостовериться, что в условиях их работы нет ничего, что помешало бы им выполнять требования, предъявляемые этическими стандартами психологов.

2. Ответственность
1. Психологи несут личную ответственность за последствия своей работы и должны удостовериться, насколько возможно, что их услуги не будут использованы неподобающим образом.
2. Психологи заботятся об интересах лиц-участников исследований и лиц-заказчиков, пользующихся услугами. Соображения в пользу клиентов и

участников исследований имеют преимущество перед соображениями в пользу личных и коллегиальных интересов психологов.
3. Психологи воздерживаются от каких-либо действий или заявлений, угрожающих неприкосновенности любого лица. Психологи несут ответственность за то, чтобы их знания не использовались в целях оскорбления, угнетения или подавления личности.
4. Психологи, обучающие других методам психологической работы, несут ответственность за разъяснение сильных и слабых сторон этих методов, а также их возможного этического значения.
3. Компетентность
1. Психологи работают в соответствии с научными принципами и обоснованным опытом, чтобы постоянно поддерживать уровень своей профессиональной компетентности.
2. Психологи рассматривают тип и уровень стоящей перед ними задачи в свете своей компетентности. Если психологи считают свою компетентность недостаточной, они передают задачу другим или стараются получить указания. Если психологи отказываются от задачи из соображений компетентности, они отвечают, насколько это возможно, за то, чтобы задача была выполнена каким-либо иным способом.
3. Психологи специально предупреждают, если они применяют методы, устройства и технику, находящиеся еще в стадии испытания и не отвечающие нормальным методологическим стандартам или которыми они еще не до конца овладели.
4. Психологи должны быть в курсе научных и профессиональных исследований в сфере их деятельности.
5. Психологи не публикуют в целях личной или материальной выгоды работы, которые они не считают обладающими достаточно высокими качествами.
6. Психологи рассматривают сильные стороны своей личности и пределы своих возможностей в соответствии с характером стоящей перед ними задачи.
7. Если психологи имеют личные проблемы, оказывающие влияние или прямо препятствующие выполнению их профессиональных обязанностей, они обращаются за профессиональной помощью, чтобы принять правильное решение.

4. Обязательства по отношению к клиентам
1. Психологи уважают личную неприкосновенность человека и заботятся о том, чтобы защитить право клиента на самоопределение.
2. Психологи информируют клиента о планируемых мероприятиях наиболее понятными способами, чтобы клиент мог решить, желает ли он принять в них участие или нет (информация о согласии).
3. Участие клиента в отношениях с психологом является добровольным.
При работе с детьми, пациентами с серьезными расстройствами и

душевнобольными людьми (т.е. в крайних случаях) допускаются отклонения от принципа добровольности участия с учетом соответствующих законодательных норм, но при этом в любом случае следует стремится к установлению с клиентом отношений взаимного сотрудничества.
4. Работая с клиентами, подозреваемыми в правонарушениях или совершившими их, психологи четко осознают свою роль и в психологических заключениях делают вывод о том, каким образом повлияет на клиента возникшая ситуация и принесут ли предлагаемые меры наказания ожидаемый эффект. Следует избегать ситуаций, в которых клиента принуждают сообщать что-либо против его воли или пытаются получить материал, в котором нет срочной необходимости применительно к данной ситуации.
5. Психологи не принимают участия в действиях, целью которых является:
- путем физического или психологического принуждения
(идеологической обработки, «промывания мозгов», пыток) либо путем угрозы их применения заставить кого-либо сообщить информацию или сделать признание;
- оказать на кого-либо давление, чтобы заставить рассказать о своей или чьей-либо жизненной философии, политических, религиозных или этических убеждениях, заставить отвергнуть или изменить их.
6. Психологи активно пытаются предотвратить использование психологических знаний в действиях, упомянутых в пункте 5, независимо от того, какова их декларируемая цель.
7. Если психологи берут на себя профессиональную ответственность за работу с клиентом или уже начали ее, они тем самым обязуются перед ним довести свою работу, насколько это возможно, до конца. В противном случае они передают клиента другому компетентному лицу и только после этого снимают с себя ответственность. Психологи ответственны за клиента до тех пор, пока тот(те), к кому отсылают клиента, не возьмет на себя ответственность за дальнейшую работу с ним.
8. Психологи стараются осознавать свои собственные потребности, отношения, мнения и свою роль во взаимоотношениях с клиентом. Они не используют свою силу и положение для получения недозволенной или необоснованной выгоды от того, что клиент зависит от них и доверяет им.
9. Психологи избегают установления с клиентом любых отношений , выходящих за рамки его профессиональной деятельности, если есть вероятность, что эти контакты могут стать помехой в его профессиональных отношениях с ним.
10. Психологи не взимают платы за консультации и не устанавливают клиентурных отношений со студентами, которых они обучают или собираются экзаменовать.
11. Между психологами и клиентами не должно быть сексуальных отношений.

12. Во всех случаях психологической деятельности финансовые условия оговариваются заранее.
13. Если есть возможность получить необходимую психологическую помощь из общественных источников, за которую клиент не должен платить или которую может получить дешевле, психологи информируют об этом своего клиента.
14. Психологи не извлекают преимуществ из своего положения или из доверия к их профессии для получения консультационной работы или привлечения клиентов.
15. Психологи воздерживаются от ненужных обследований.
5. Конфиденциальность
1. От психологов требуется уважение конфиденциальности в отношении того, что им сообщается в процессе их работы или что они узнали при этом о частной жизни или жизненных обстоятельствах людей. Это относится также к самому факту отношений с клиентом.
2. Психологи не сохраняют конфиденциальность в трех случаях:
- если они тем самым наносят вред клиенту;
- чтобы предотвратить явную опасность для клиента или других людей;
- если сами клиенты просят, чтобы информация была передана конкретным людям или учреждениям.
В первом и втором случаях предполагается, что информация будет передана только тем лицам, которые могут предпринять в данной ситуации адекватные меры.
3. Психологи, работающие в одной группе, могут с согласия клиента передавать информацию о клиенте другим членам этой группы, если это делается в интересах клиента.
4. Психологи не наводят справки о клиенте без его согласия. Они довольствуются лишь той информацией, которая необходима для выполнения данной задачи.
5. Когда психологи получают указания относительно клиента, им следует соблюдать конфиденциальность, т.е. избегать упоминания имен или идентифицирующей информации до тех пор, пока это не будет абсолютно необходимо.
6. Психологи, использующие информацию о клиентах при обучении, в публикациях и пр., должны удостовериться заранее, что на это имеется согласие того(тех), о ком эта информация, и что материал представлен достаточно анонимно.
7. При документальном оформлении своей работы психологи включают в состав подготавливаемых документов только необходимую информацию.
8. Письменные документы, результаты обследований, магнитофонные записи и другие материалы, связанные с работой, хранятся так, чтобы исключить к ним доступ в настоящем или в будущем лиц, не имеющим на то полномочий.

9. Для обеспечения конфиденциальности в связи с психологическим обследованием психологи должны позаботиться о специальной договоренности с лицами, пользующимися их услугами, или о том, чтобы в указании для психолога, отвечающего за этот материал в учреждении, было оговорено:
- каким образом следует осуществлять эту ответственность;
- кто будет иметь доступ к этому материалу;
- как долго этот материал будет храниться;
- как передать эту ответственность другим в случае смены персонала
(это относится также к материалу, заносимому в компьютер).
10. В случае записи на магнитную или видеопленку, фотографирования или съемок фильма согласие клиента (участника исследований) является обязательным.
Для демонстрации, прослушивания или другого использования материалов требуется дополнительное письменное разрешение, из которого было бы ясно , где, когда, для кого и в какой форме может быть использован соответствующий материал. Требуется включить сюда также информацию о том, сколько времени может храниться этот материал.
Ответственный за записанный материал должен проследить за соблюдением этих правил. Если ответственное лицо больше не в состоянии выполнять эти функции, оно должно определить, следует ли уничтожить материал, или передать ответственность кому-либо другому.
Если клиенты или участники исследований не достигли совершеннолетия либо считаются неспособными позаботиться о себе, психологи получают вышеуказанное разрешение от родителей или опекунов.
11. В случае необходимости психологи информируют заказчиков и клиентов о правилах соблюдения требований конфиденциальности для психологов.
6. Психологические методы обследования и заключения
1. Психологическое обследование планируется на основе хорошо сформулированной проблемы и после рассмотрения подходящих методов и альтернативных процедур.
2. Психологи заботятся о том, чтобы психологические приемы и методы не описывались в открытой печати, в результате чего может снизиться их полезность.
3. Психологи самостоятельно выбирают методы работы.
4. Если психологи применяют компьютеризованную методологию оценки и интерпретируют тесты , они должны убедиться в надежности программного обеспечения и валидности процедуры обработки.
5. Психологи стремятся формулировать свои заключения таким образом, чтобы их нельзя было превратно понять или использовать. Заключения следует формулировать так, чтобы они были понятны заказчику.
6. В заключении должна содержаться лишь та информация, которая относится непосредственно к данному вопросу и которая необходима для его

публикуют под своим именем только ту работу, которая полностью проделана ими или в которую они внесли существенный вклад.
8. Психологи не запрещают и не препятствуют публикациям с критикой их работы .
8. Профессиональные отношения
1. Психологи присваивают только такие звания, на которые они имеют право в соответствии со своим образованием, полномочиями и положением.
2. Психологи уважают профессиональную компетентность, обязанности и ответственность коллег и представителей других профессий.
3. Психологи делают доступными для коллег обоснованные психологические методы, технику и открытия в области психологии.
Единственным исключением являются вопросы, регулируемые законом об авторских правах.
4. Психологи воздерживаются от необъективных суждений о коллегах и их работе, но они могут выступать с обоснованной критикой.
5. Психологи, узнавшие о том, что их коллега нарушил этические принципы психологов, пытаются в первую очередь исправить ситуацию вместе с данным коллегой. Если это не удается, они ставят его в известность, что намерены выступить с критикой в его адрес. Если это предупреждение не приносит приемлемых изменений, они выступают с критикой.
6. Если психологи внутри одной организации критически относятся к методам работы данной организации, они пытаются оказать влияние на организацию и добиться изменений.
7. Если условия найма психологов приводят к невозможности соблюдения интересов клиента, это разъясняется всем заинтересованным сторонам.
8. При работе с клиентами психологи пытаются осознать, могут ли они использовать знания, технические и административные возможности других профессиональных групп на благо клиента.
9.
Психологи всегда дают адекватную информацию лицам, пользующимся их услугами, и/или персоналу, которого касаются этические нормы и правила, регулирующие работу психологов.
10. Если психологи консультируются с клиентами или лицами, оплачивающими услуги, которые уже имеют профессиональные отношения с другим психологом или коллегой - представителем другой профессии, они договариваются с клиентом о том, что вовлеченное лицо должно быть поставлено в известность, что клиентурные отношения могут быть установлены только после того, как предыдущие консультации будут закончены и дано профессиональное заключение.
11. Прежде чем вступить в контакт с теми лицами , кто консультировал или будет консультировать клиента, психологам следует позаботиться о согласии на это клиента.

9. Исследования
1. Психологи пытаются так осветить круг вопросов и проблем, являющихся предметом их исследования, чтобы сделать доступными знания, которые могут способствовать дальнейшему улучшению условий и качества жизни.
2. Планируя исследования, психологи оценивают, отвечают ли последние требованиям профессиональной этики.
3. Психологи имеют обязательства по отношению к тем, кто является предметом/ участником в их исследованиях.
4. Психологи отвечают за то, чтобы их исследования проводились в соответствии с научной практикой.
5. До начала исследований следует принять во внимание возможный риск того, что либо факт сбора информации, либо сами результаты могут оказать непреднамеренное влияние на лица или группы, образующие базу данных для программы. Эти аспекты необходимо рассматривать в связи со способностью программы исследований дать знания, способствующие усовершенствованию условий жизни людей и качества жизни. Риск непреднамеренного отрицательного воздействия на принимающих участие в программе исследований следует свести к абсолютному минимуму.
6. Вся информация об испытуемых регистрируется и хранится с контролем за строгой конфиденциальностью. Отчеты об исследованиях должны быть записаны таким образом, чтобы было невозможно идентифицировать участников исследований.
7. Участники исследования должны быть, по возможности, информированы о цели, методе, ожидаемых эффектах и любых других аспектах исследования, которые могут повлиять на их желание участвовать в нем.
8. Если клиенты принимают участие в какой-либо программе исследования и в ходе его подвергаются воздействию, которое не является необходимой частью профессиональных услуг, оказываемых клиенту, следует особо подчеркнуть, что они могут свободно отказаться от участия в исследовании. Клиенты информируются, что их участие является добровольным.
9. Получая информацию о согласии клиента участвовать в программах исследований, психологи должны обратить особое внимание на то, не находятся ли участники исследований в состоянии зависимости от них.
10. Если участник исследований является несовершеннолетним или имеет опекунов, согласие получают от них, учитывая надлежащим образом степень независимости указанного лица.
11. Испытуемых заранее информируют о том, что они имеют право прервать свое участие в исследовании. По возможности, достигается договоренность о том, на каких условиях прекращается такое участие.
12. Психологи разъясняют значение своих результатов участникам исследований и другим лицам (или учреждениям), которых непосредственно затрагивают результаты исследования.

При этом требует специального внимания проблема «преемственности» диагностики развития, которая предполагает сопоставимость "результатов тестирования, полученных на любом возрастном срезе, с помощью специально разработанных единиц анализа.

Литература

1. Анастази А. Психологическое тестирование. М.,1982. Кн. 1—2.

2. Гуревич КМ. Современная психологическая диагностика: пути развития // Вопр. психологии. 1982. № 1.

3. Гуревич КМ., Горбачева Е.И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. М., 1992.

4. Психологическая коррекция умственного развития учащихся. М., 1990.

5. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.

Глава XIII. СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ. ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПСИХОЛОГА-ДИАГНОСТА

Чтобы предотвратить неправильное употребление психологических тестов, опросников и других методик, что в настоящее время наблюдается очень часто, существует насущная необходимость в соблюдении ряда предосторожностей: относительно самих методик; их оценок; последующего использования результатов. Вопросы распространения и использования диагностических методик должны подчиняться и в нашей стране этическим стандартам или кодексу профессиональной этики, как это практикуется в других странах, в частности в Америке. В кодексе профессиональной этики психолога-диагноста особое внимание должно быть уделено критическим ситуациям, в которых могут иметь место конфликты ценностей, как, например, в отношениях между развитием науки на благо человечества и защитой прав и благополучия отдельных индивидов. Рассмотрим основные этические проблемы, связанные с областью психодиагностики, которые уже нашли определенное решение в западной психологии.

1. Уровень квалификации людей, применяющих диагностические методики. Требование, чтобы диагностические методики применялись только достаточно квалифицированными экспериментаторами, является первым шагом по защите индивида от их неправильного использования. Конечно, необходимая квалификация меняется в зависимости от типа диагностической методики. Так, для правильного применил индивидуальных тестов интеллекта и большинства личностных тестов и опросников требуется относительно длительный период интенсивного обучения, в то время как для тестирования достижений в учебной и профессиональной деятельности нужна минимальная специальная психологическая подготовка. Следует также заметить, что студенты, которые участвуют в учебном тестировании, обычно не готовы к самостоятельному проведению диагностического обследования других людей и к интерпретации тестовых оценок.В идеальном случае хорошо подготовленный психолог-диагност должен выбирать методики, которые подходят как для частной цели, с которой он проводит диагностирование, так и для конкретного человека, которого он обследует. Он также должен хорошо знать соответствующую научную литературу, касающуюся выбранной методики, и быть способен оценить технические параметры таких ее характеристик, как нормы, надежность и валидность. Известно, что результаты диагностирования чувствительны ко множеству условий его проведения. Поэтому психодиагност делает выводы или дает рекомендации только после рассмотрения диагностической оценки (или оценок) в свете другой касающейся индивида информации. Главное же, он должен быть достаточно осведомлен в психологии, чтобы уберечься от неоправданных выводов в своей интерпретации полученных оценок. Если диагностирование проводится людьми других профессий, желательно, чтобы имелся квалифицированный психолог-консультант, который поможет обеспечить необходимые условия для правильной процедуры и последующей правильной интерпретации диагностических оценок.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Одна из уникальных особенностей современного общественного развития заключается в ассимиляции значимости психологии и превращении ее в органически присущий отечественной культуре элемент. В настоящее время трудно найти сферу жизненной деятельности человека, где бы ни была применима психология: образование, управление, производство, спорт, политика, бизнес и тому подобное. Привлечение психологов к решению широкого круга проблем общества и частной жизни человека повлекло усиление потребности в квалифицированных специалистах.

Среди многочисленных аспектов и проблем профессиональной подготовки в области психологии можно выделить два взаимосвязанных и во многом определяющих дальнейшую жизнеспособность и конкурентоспособность специальности. Первый аспект в большей мере связан с успешностью и эффективностью усвоения психологических дисциплин и формированием адекватной современным требованиям научной психологической позиции специалиста. В этом случае возникает проблема предварительного отбора лиц, не только желающих посвятить себя изучению психологии, но и пригодных к работе в сфере "человек-человек".

Второй аспект касается формирования личности, нравственного и духовного облика самого психолога. Доминирующим становится аспект степени принятия и глубины понимания этических норм и принципов. Это связано, прежде всего, с уникальностью объекта психологического воздействия и спецификой технологических приемов, позволяющих глубоко проникать во внутренний мир человека. В последнее время проблема этики в профессиональной деятельности психолога превращается в актуальную и значимую как для самих психологов, так и для тех, кто доверяет им свои проблемы и надеется с их помощью обрести психологический комфорт. Психолог вообще и психодиагностика в частности, как никто другой, максимально тесно соприкасается с индивидуальной, неповторимой душевной организацией, с целостными проявлениями психологии человека. Вольное или невольное прикосновение к душе обратившегося за помощью человека должно быть максимально осторожным и не должно вредить обретению себя, собственному созиданию уникального личного жизненного пути.

Выраженная ориентация в профессиональной деятельности на ценность другого человека обостряет важность восприятия психологом самого себя, своих возможностей и личных проблем как меры своеобразного психологического воздействия на окружающих людей, основанной на переживании чувства профессионального долга и ответственности за свои профессиональные действия и человеческие поступки.

1. Этика психолога-диагноста - составная часть профессиональной этики

Этика психолога - лишь один из аспектов профессиональной этики. Спонтанное появление первых профессионально-этических кодексов предшествовало возникновению научных этических воззрений и теорий. Оно относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях развития и становления средневековых цехов в ХI-ХII веков. Именно в этот период появились цеховые уставы, содержащие ряд нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда и участникам трудового процесса.

Появление этических кодексов, как писанных, так и не писанных, отражало повседневную потребность в регулировании взаимоотношений между людьми в той или иной профессиональной сфере и представляло собой проявление морального сознания. Конкретные ситуации, в которых оказывались люди, выполняя свои профессиональные задачи, определяли содержание профессиональной этики. Профессиональная этика неразрывно связана с принятой в обществе системой морали. Общественные моральные нормы конкретизируются и корректируются профессиональной деятельностью. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок и правил.

Научные основы профессиональной этики специалистов системе "человек-человек" заложены деонтологией (от греч. deonthos - должный) - учением о должном поведении, поступках, образе действия. Возникновение деонтологии связано с именем английского священника И. Бентама (ХVIII веке), вкладывавшего в это понятие религиозно-нравственное содержание. В сферу деонтологии входит изучение нравственных качеств специалистов, которые определяют выполнение профессионального долга и отношение к объекту деятельности, а также изучение взаимоотношений внутри коллектива, особенностей профессионального воспитания, а также анализ тех специфических нравственных норм, свойственных данной профессии. Деонтология быстро распространилась и упрочилась в медицине. Деонтология стала выражать комплекс этических правил, норм и принципов, которыми руководствуется врач. Совершенно очевидно, что представления об исключительной важности, моральных, этических вопросов в деятельности врача сложились задолго до появления термина "деонтология". Это следует из дошедших до нашего времени высказывания врачей древнего мира, из их заветов. Это и ряд традиций врачебной деятельности, восходящих еще к эллинскому миру и другим древним цивилизациям; это представление врача об ответственности за ошибку не только перед законом, но и перед собственной совестью. Можно вспомнить, что у некоторых народов долгое время существовал обычай заставлять врача идти первым за гробом или даже впереди гроба неудачно леченного им больного. Ярким примером морального кодекса врачей, своеобразным символом долга и ответственности и для современных врачей может быть знаменитая "клятва Гиппократа".

Врачебная этика оказалась во многом близкой психологам. Между врачебными и психологическими этическими принцами существует неразрывная связь. Так же, как при подготовке медицинских специалистов, этика превращается в саму суть, в вершину становления психолога-профессионала. Этика, наряду с получением теоретических знаний по психологии человека и приобретением навыков диагностической, исследовательской, профориентационной и консультационной работы, признается обязательным и весомым элементом профессионального, личностного и духовного роста психолога.

Этика психолога вообще и психолога-диагноста, в частности, разрабатывается не только на основании достижений психологической науки, но и на основании воззрений философии, религии, культуры, политики, а также требований практики, выступающих как сферы деятельности человека, определяющие базисные принципы общественной морали. В философии существует специальный раздел, который так и называется "этика". Философская этика раскрывает содержание основных нравственных категорий: "добро", "зло". Рассматривает истоки этики и различные точки зрения, возникавшие в процессе развития человеческой культуры и цивилизации. Религиозные воззрения всегда содержали в себе четко определенные нравственные принципы, которые для верующих людей выступали в роли моральных законов. Культура всегда включала в себя нормы человеческих отношений, реализуемых в обществе, в семье, образовании. К этому следует добавить такие составляющие человеческой культуры, как традиции, обычаи, которые придают этическим нормам своеобразный национальный колорит. Специфическими источниками нравственного сознания выступают идеология и политика.

2. Этика психолога-диагноста как триединство требований к принципам работы психолога, его личностным и профессиональным качествам и методическим средствам

Этика психодиагноста выражает ответственность психолога за соблюдение интересов обследуемого лица, за обеспечение его психологического комфорта на всех этапах психодиагностического обследования, закрепленную в форме определенных норм и правил профессионального поведения.

В основе этики - признание права каждого человека на неприкосновенность его психики, его души.

Психолог-диагност исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод личности. Он уважает религиозные и моральные убеждения обследуемого и учитывает их при организации и проведении исследования, подборе методических средств. В психодиагностическом обследовании не допустима дискриминация по признаку социального происхождения, национальной принадлежности, материальной обеспеченности, сексуальной ориентации и тому подобное.

Соблюдение этических норм психодиагноста обеспечивается триединством требований, которые предъявляются к принципам работы психолога, к его личностным и профессиональным качествам и к инструментарию.

3. Основные этические принципы работы психодиагноста

этика психолог профессиональный социальный

К основным принципам работы психолога можно отнести четыре принципа: принцип ответственности, принцип компетентности, принцип безоценочности и принцип конфиденциальности.

Принцип ответственности предполагает ответственность психолога-диагноста за сохранение психического и физического здоровья, эмоционально-соматического комфорта, социального благополучия обследуемого в процессе диагностики. Психолог-диагност отвечает за соблюдение интересов обследуемого на протяжении всего обследования: на этапе постановки задачи исследования, его организации и проведения, на этапе обработки полученных результатов и интерпретации. Если психодиагностическое обследование сопровождается каким-либо временным ущербом и вызывает ощущение эмоционально-соматического дискомфорта, например, вследствие использования неприятных эмоциогенных воздействий, то психолог не должен оказывать давления на принятие решения об участии. К психодиагностическим процедурам привлекаются только те, кто дал добровольное согласие. В случае несовершеннолетия обследуемого психодиагност получает согласие на участие в обследовании у родителей или опекунов. Психодиагност должен быть готовым к спокойному принятию отказа обследуемого от участия в работе на любом этапе и с уважением относится к его причинам, мотивам.

Психодиагност не ограничивает свободу обследуемого как в отношении прекращения психодиагностической работы, так и в отношении возможности консультироваться у другого психолога или у иного специалиста Он поддерживает у обследуемого способность самостоятельно принимать решения относительно дальнейшего совместного решения проблем и не вмешивается в действия, предпринимаемые другими специалистами. Однако он может отказаться продолжать психодиагностические процедуры, если они одновременно осуществляются другими специалистами или коллегами-психологами.

Если ход обследования требует маскировки или искажения истинных целей и задач, то психолог должен убедиться, что это не приведет к заметному и длительному ущербу. Необходимость искажения целей исследования, инструкций должны быть раскрыты после окончания экспериментальной программы. Психолог-диагност несет ответственность за точность и объективность психологического диагноза, за адресность его использования, за недопустимость использования полученных сведений во вред обследуемого. Особая ответственность ложится на психодиагноста при написании психологического заключения, нередко играющего решающую роль в судьбе обследованного лица. Письменная характеристика требует чрезвычайной осторожности и сдержанности в изложении и интерпретации полученных результатов. В данном случае необходимо учитывать особенности не только научного, но и обыденного понимания ряда психологических категорий, например, таких как дезадаптированный, умственно отсталый, задержка психического развития и тому подобное.

Ответственность психолога-диагноста распространяется и на форму передачи психологических сведений. Результаты и рекомендации передаются в терминах, понятных заказчику и не допускающих многозначности трактовок или домыслов. Профессиональный статус психолога определятся не только личными особенностями и способностями, но и квалификацией, отражающей уровень выполнения профессиональных обязанностей.

Принцип компетентности предполагает, что психодиагностическое обследование выполняется всегда квалифицированными психологами, имеющими базовое высшие психологическое образование. Он ориентирует психодиагноста на каждодневную практическую работу в соответствии с научными принципами, знанием установленных закономерностей развития и проявлений психики, а также в соответствии с научно обоснованным личным опытом. Компетентность психодиагноста определяется тем, насколько он осведомлен в современных научных исследованиях в своей области, насколько он способен поддерживать на высоком уровне свои профессиональные знания и умения.

Психолог-диагност должен постоянно осознавать свою компетентность и ее ограничения. Психодиагност берется за решение тех задач и вопросов, по которым он профессионально осведомлен. Поэтому стремление к повышению и совершенствованию своих знаний, методической оснащенности своей работы - естественная профессиональная потребность психодиагноста. Реализация этого стремления возможна самыми различными способами: самостоятельный процесс совершенствования, участие в конференциях, симпозиумах и съездах психологов, участие в работе общества психологов, написание монографий, статей и методических пособий и руководств и тому подобное.

Психодиагност в совершенстве владеет навыками психодиагностической беседы, наблюдения и тестирования, что позволяет ему не только эффективно решать поставленную задачу, но и поддерживать у обследуемого чувство удовлетворения от общения со специалистом.

Профессионализм психолога-диагноста проявляется в том, что он не позволяет вовлечь себя в профессионально неясную ситуацию, например, согласиться на проведение исследования с не уточненными целями и способами использования полученных сведений или на организацию экспериментальной работы, где его роль или функции окажутся неуместными или двусмысленными. Особую осторожность психодиагност соблюдает в том, чтобы обещаниями не вызвать необоснованных ожиданий, для осуществления которых он окажутся профессионально не способными. Заказчик должен заранее получить представление о профессиональных возможностях психолога, о пределах его компетентности, о доступности решения поставленных задач. В процессе диагностики психолог-диагност беспристрастен, независимо от того, какое субъективное впечатление производит обследуемый своим внешним видом, умозаключениями, социальной позицией, независимо от его индивидуальной истории жизни и пережитых событий. На психодиагностическую гипотезу, объективность психологического заключения не должны влиять сходство личностных свойств, близость психологических, религиозных, культурных, социальных установок. В процессе диагностики психолог не дает оценки ни высказываниям, ни стилю работы, ни состоянию психических функций. При написании заключения психодиагност избегает употреблять выражения "хорошая память", "хорошие способности" или "плохой характер", "плохой интеллект" и тому подобное.

Принцип конфиденциальности играет важную роль в работе психолога. Уважение и доверие к психологу со стороны обследуемых или коллектива определяются прежде всего тем, насколько сохраняется в тайне психологическая информация. Данный принцип предполагает неразглашение результатов диагностики без персонального согласия на это диагностируемого. Материал, полученный психологом в процессе психодиагностического обследования или консультирования на основании доверительных отношений, не должен случайно, тем более сознательно разглашаться. Психодиагност информирует обследуемого о том, какая информация и в каком объеме может быть передана заказчику или раскрыта в общении с другими специалистами. В случае необходимости, например, при разрешении конфликтов между педагогом и учащимися, при определении профессиональной компетентности конкретного члена коллектива результаты психодиагностического обследования могут афишироваться таким образом, чтобы не скомпрометировать ни обследуемого, ни заказчика, ни самого психолога, ни психологическую науку. Форма передачи информации и объем заранее продумываются психологом с учетом адресата, индивидуальных особенностей самого обследуемого и специфики ситуации.

Если на проведение психодиагностического обследования существует заказ, то психолог предварительно согласовывает с заказчиком круг лиц, имеющих доступ к материалам, содержащим психологическую информацию об обследуемых. Согласовываются также форма (письменные характеристики, сводные таблицы, компьютерный вариант), место и длительность хранения. При опубликовании результатов психологических исследований психолог обязан или изменить фамилии участников обследования или использовать известный только ему код.

Однако в работе психолога-диагноста встречаются случаи, когда принцип конфиденциальности может быть нарушен. Это может произойти прежде всего тогда, когда полученные сведения или наблюдаемое поведение указывают на опасность за жизнь самого обследуемого или окружающих людей, например, использование наркотиков, готовность к совершению самоубийства и тому подобное. При тестировании несовершеннолетних детей следует принимать во внимание тот факт, что родители могут обратиться к психологу за результатами тестовых заданий своего ребенка. Такое требование может означать конфликт с собственным правом ребенка, особенно старшего возраста, на сохранение психологических данных о себе в тайне. В данном случае вопрос заключается не столько в том, сообщать или не сообщать родителям сведения о проблемах ребенка, известных психологу, а сколько в том, как это сделать без вреда для ребенка. При этом психологу чрезвычайно важно сохранить доверие ребенка, не разрушить с ним сложившихся доброжелательных взаимоотношений.

4. Требования к личностным и профессиональным качествам психолога

Требования к личностным и профессиональным качествам психолога. Высокая социальная значимость профессии и личная ответственность обостряют проблему эффективной профессионализации специалистов в области психологии. Именно поэтому стали интенсивно разрабатываться модели и методики определения профессиональной пригодности, выявляться роль индивидуальных психических особенностей в формировании профессионально важных качеств психолога. Профессионализм психолога-диагноста, как и психолога вообще, во многом определяется личностными особенностями.

Личность психодиагноста играет ключевую роль в обеспечении профессионального успеха. Профессионально-личностный облик психолога включает в себя внешний, речевой и поведенческий облик, логичность и аргументацию высказываний, контактность, гибкость поведения сообразно динамике психодиагностической гипотезы и коммуникативной ситуации и так далее.

Одно из основных личностных свойств психодиагноста - доброжелательность, любовь к людям. Без этого психолог вряд ли может состояться как профессионал и как человек. Именно этими свойствами во многом определяются эмоциональная включенность в практическую работу, интерес к ней и к объекту исследования, а также профессиональный такт. Позитивный эффект взаимоотношений с психодиагностом преимущественно обусловлен его способностью эмоционально "оформлять" общение, его убежденностью и информированностью. При этом эмоциональный план общения способствует возникновению доверительных отношений, необходимого эмоционального отклика обследуемого.

Типичными профессионально-личностными качествами психологов считаются: широта интересов и независимость взглядов, готовность к установлению и поддержанию контактов с людьми, способность эмоционально притягивать к себе людей и сохранять самообладание в процессе общения, стремление к познанию себя и других, осознание границ своей профессиональной компетентности, повышенное чувство ответственности за собственные действия, слова, обещания, способность к прогнозированию последствий различных событий.

Интеллектуальный потенциал психологов достаточно высок. Доминирующее положение в нем занимают самостоятельность, системность и оперативность мышления. Самостоятельность мышления всегда считалась одним из важнейших измерений личности. Для психолога-диагноста самостоятельность мышления приобретает особый смысл. Ведь коммуникативное пространство психодиагноста чрезвычайно широкое и многоаспектное. Каждый, кто взаимодействует с псходиагностом (обследуемый и его окружение, или заказчик), оказывает на него вольное или невольное воздействие, имеющее самые различные формы и цели. Сохранение собственной позиции, настойчивость в ее защите и развитии определяются способностью ориентироваться на собственное видение психодиагностической ситуации, на независимую диагностическую гипотезу, на свое представление о жизненном пути обследуемого.

Выраженная гибкость и системность мышления психолога-диагноста опираются на имеющийся достаточно большой объем знаний, на готовность его использовать в самых различных вариантах и комбинациях. Существенную роль гибкость мышления играет при интерпретации результатов психодиагностического обследования и написании заключения. Интерпретация имеющихся сведений - прежде всего функция синтетических способностей психолога. Объективный диагноз вряд ли может быть дан только на основании информации, полученной в конкретной психодиагностической ситуации. Постановка психологического диагноза требует выхода за ее пределы, требует поисков аналогий и обобщений. Л.С. Выготский специально обращал внимание на то, что установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу. Исследователь ни в коем случае не должен допускать экономию за счет мыслей, за счет творческого истолкования симптомов.

Особого внимания требует Я-концепция психологов, отражающая состояние реального сознания, самосознания и самоотношения личности. Структура и специфика отношений личности к собственному Я оказывают заметное регулирующее влияние на все аспекты профессиональной деятельности, на поведение в формальной и неформальной обстановке, на установление межличностных отношений, постановку и достижение жизненных и профессиональных целей и тому подобное. Образ Я - важный внутренний фактор, определяющий профессиональную пригодность и профессиональное долголетие психологов. Личностное становление психолога и формирование должного образа Я связаны прежде всего с преодолением ряд нравственных "соблазнов", таящихся в профессии психолога. Наиболее типичные "соблазны" могут быть заключаться в следующем.

Соблазн власти. - Психолог не должен обращать знания психологии в своеобразное манипуляции людьми, делать их зависимыми от себя.

Соблазн ответственности. - Психолог не должен брать на себя ответственность за судьбу обследуемого. Все свои профессиональные знания и умения он направляет на формирование у обследуемого готовности к самостоятельному принятию решения, готовности отвечать за себя. Психолог не должен лишать обследуемого права отвечать за свои действия и поступки, права совершать собственные ошибки и преодолевать их.

Соблазн самокрасования.- Психолог не должен использовать знания психологии для демонстрации собственного превосходства над людьми.

Соблазн следования "методической моде". - Психолог обязан быть в курсе последних достижений психологии и смежных с ней научных дисциплин. В то же время он не должен в погоне за "новинками" игнорировать глубину и основательность изучения и диагностических средств.

Соблазн "воздаяний". - Известны результаты экспериментальных исследований, доказывающих большую эффективность платных психологических услуг. Обследуемый, заплатив немалые деньги, более ответственно относится к проводимой с ним работе. В то же время психолог не должен осознанно стремиться к получению дополнительных вознаграждений за выполненную диагностику или консультации. Когда психолог становится бизнесменом, то ему трудно удержаться от своеобразного овеществления своего обследуемого. Возможен этический конфликт между необходимостью получать гонорар для обеспечения собственного существования и вести длительную диагностическую или консультационную оплачиваемую работу. Он может разрешиться или быть не столь очевидным и болезненным для самого психолога, если он сможет понять сам и помочь понять обследуемому, что психолог получает плату не за внимание и доброжелательность, а за время, затраченное на обследование.

Соблазн чрезмерного экспериментирования. - Не допускается, чтобы психодиагност для решения собственных исследовательских задач или ради научных поисков перегружал психодиагностическое обследование или увеличивал время. Нежелательно превращение обследуемого в своего рода статистический материал и перенос его психологических проблем на второй план.

Соблазн эмоционально-соматического выгорания. - Гуманистическая направленность психологии, доминирование значимость Я другого человека, а также эмоциональная вовлеченность в работу не должны мешать психологу заботиться о своем психическом и физическом здоровье. Чрезмерное поглощение проблемами обследуемых, включение в их решение не только сознания и подсознания, постоянные дополнительные (часто телефонные) консультации, отказ от использования элементарных приемов психогигиены могут негативно сказаться на психологическом комфорте самого психолога, на его семейном благополучии, в конечном счете - на профессионализме.

Соблазн спекуляции. - Необходимость постановки объективного и надежного диагноза не защищает обследуемого от применения по отношению к решению его проблем неадекватных психодиагностических методов и методик. Отсутствие общепринятых критериев эффективности психодиагностического обследования и мер воздействия за неквалифицированный диагноз повышает значимость личных требований к себе самого психодиагноста, значимость собственной профессиональной совести.

Соблазн сохранения собственных проблем. Психодиагност, как и любой другой психолог, должен внимательно относится к собственным личностным и профессиональным проблемам, должен уметь их решать. Помогать другим людям, не справившись с самим собой, практически невозможно и даже вредно для тех, кому психолог пытается оказать психологическую поддержку. Не всегда это можно сделать мгновенно и эффективно. В любом случае, во время психодиагностического обследования психолог должен сосредоточиться на проблемах обследуемого, отодвинув собственные.

5. Требования к психодиагностическим средствам

Требования к средствам психологической диагностики. Психолог-диагност применяет в своей практической работе только те методики, которые не несут угрозы физическому и психическому здоровью обследуемому. При этом количество и содержание методик должно быть адекватно целям обследования и отражать возможность доказательства или отвержения психодиагностической гипотезы. Методики должны соответствовать возрасту, образованию и психофизиологическому состоянию обследуемого, а также месту и времени обследования, должны обладать высокой валидностью и надежностью.

Психодиагност использует методы и процедуры, которые прошли достаточную апробацию в научных исследованиях и были адаптированы для конкретных целей. В случае испытания психодиагностических процедур, не получивших должной научной оценки, обследуемый должен быть поставлен в известность. Он имеет полное право отказаться от обследования, если возникнут опасения за некорректность методики или свое благополучие.

Психолог-диагност избегает участия в разработке методов и методик, направленных против физического существования и личной свободы человека. Негуманные или унижающие чувство достоинства методы воздействия не применимы в ходе психодиагностических процедур.

Серьезную проблему для отечественной психодиагностики представляет массовое тиражирование методик, которое часто сопровождается большим количеством ошибок в тексте заданий, искажением названия методики, стимульного материала и инструкций. К сожалению, не всегда указываются авторы, которые непосредственно создавали или адаптировали методики. Доступность искажает картину психодиагностического обследования, снижает диагностические и прогностические возможности тестов. Любая гласность тестового задания может сделать невалидным последующее тестирование. Публичность, часто сочетающаяся с неквалифицированной интерпретацией, может породить либо наивную доверчивость, либо общее неприятие общественностью психологической практики. Тесты не следует печатать в газетах и журналах ни в целях самоанализа, ни в целях развлечения. Тест, примененный неспециалистами без учета индивидуальных особенностей личности и без соблюдения требований к процедуре тестирования, с искажением инструкций, может оказаться психологически вредным.

Заключение

Необходимость формирования этической позиции психолога, особенно практического, обусловлено также и тем, что в настоящее время использование психодиагностических методик и тестов превращается в никем и ничем не контролируемый процесс. Иллюзия простоты работы психолога, возможность "успеха" в решение домашних, "кухонных" межличностных проблем привлекает к психодиагностике, а также к психотерапии людей, не только не имеющих психологического образования, но профессионально непригодных. Доступность стимульного материала, всевозможных "ключей" для первичной расшифровки полученных результатов приводит к их свободной интерпретации, к появлению у психологов-непрофессионалов, у специалистов смежных с психологией или далеких он нее наук ложного мнения о безграничных возможностях психолога, о легкости постановки психологического диагноза, за который психолог не несет никакой ответственности. Видимо, поэтому в практической работе психологов участились профессиональные ошибки, о которых появились сведения в научной литературе и прессе. При подготовке практических психологов-профессионалов, при диагностическом исследовании игнорирование вопросов этики может негативно сказаться на психическом комфорте обследуемых, стать источником непоправимых психических травм, а, следовательно, негативно отразиться на общественном мнении относительно психологии и психологов.

Ориентация на этические нормы не только при постановке психологического диагноза и оформлении психологического заключения, но и при организации исследования и интерпретации полученных результатов, при прогнозировании жизненной перспективы и выборе средств психологической помощи - отличительная черта работы психодиагноста-профессионала. Ориентация на этические принципы помогает психологу определить собственную профессиональную и личную позицию непосредственно в психодиагностической деятельности, в исследовательских и теоретических поисках, осознать меру ответственности за результаты своей работы не только перед обследуемым, но и самим собой, и главное - осознать ограничения собственных возможностей и возможностей психодиагностики. Этические принципы создают основу для обеспечения доверия психологу со стороны обследуемого, без чего немыслимы ни психологическая диагностика, ни прогнозирование, ни психологическая помощь.

В то же время следует учитывать и трудности формирования этических требований на современном этапе общественного развития страны. В частности, изменение идеалов личностного и профессионального самоопределения, общественная дискредитация многих героев прошлого и отсутствие адекватной им замены в настоящем требуют определенных поправок к оценке этического аспекта деятельности психологов. Кроме того, принятие этических норм и следование им в практической и теоретико-исследовательской деятельности не имеет правовой основы. В наше стране не существует правого органа, который бы регламентировал поведение психолога в различных социальных ситуациях. Это означает, что нарушающий моральный кодекс специалист не подлежит суду в соответствии с законом, он не может получить никакого наказания, допускающего применение к нему мер принуждения.

Соблюдение этических норм - это личное дело каждого психолога, отражающее его собственную профессиональную и социальную позицию. В отличие от этого юридический кодекс опирается на нормы права, разрешающие насильственные действия в отношении тех лиц, которые его нарушают и осуждены судом, а также тех, в отношении кого возбуждены уголовные дела органами правосудия. Таким образом, у психолога единственным контролером соблюдения этических норм может быть только его совесть.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Эмпирическое исследование критериев оценки продуктивности уровня профессиональной деятельности психолога. Практическая этика в профессиональной деятельности практического психолога. Качество профессиональной подготовки психолога.

    курсовая работа , добавлен 30.09.2004

    Эмпирическое исследование критериев оценки продуктивности уровня профессиональной деятельности психолога. Практическая этика в профессиональной деятельности практического психолога. Rачествj профессиональной подготовки практического психолога.

    курсовая работа , добавлен 06.04.2004

    Основные направления деятельности специального психолога. Требования к личности и профессиональной подготовке специального психолога. Профессионально-этические нормы деятельности специального психолога. Основная цель практической психологической работы.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2015

    Современное состояние и концепция психологической службы. Требования к личности психолога в системе образования. Модели работы психолога и его профессиональной деятельности. Содержание, формы и средства работы психолога в учреждениях образования.

    контрольная работа , добавлен 26.03.2010

    Этические проблемы в работе психолога. Знаменитые последователи З.Фрейда. Шандор Ференци. Эрих Фромм. Анна Фрейд. Преподавательская деятельность психолога. Деятельность психолога направлена к достижению гуманитарных и социальных целей. Статус психолога.

    реферат , добавлен 23.11.2008

    Модели профессиональной деятельности практического психолога, проблема его индивидуального стиля. "Кризисы разочарования" и основные этапы развития психолога-профессионала. Проблема тенденции развития профессиональных деструкций в развитии психолога.

    реферат , добавлен 28.06.2012

    Цели и задачи образовательного учреждения. Принципы в работе психолога образователного учреждения. Продолжительность различных видов работ педагога-психолога образования. Этические принципы и правила работы практического психолога. Кабинет психолога.

    отчет по практике , добавлен 27.02.2007

    Рассмотрение понятия и процесса развития психодиагностики. Анализ ответственности психолога-диагноста за сохранение психического и физического здоровья, эмоционально-соматического комфорта, социального благополучия обследуемого в процессе диагностики.

    реферат , добавлен 19.10.2017

    Ознакомление с основами проблемы определения профпригодности будущего психолога. Формулировка основных моделей личности психолога. Анализ профессионально важных качеств данной личности. Изучение умения общаться с клиентом как стержневой черты психолога.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2015

    Краткая характеристика предприятия. Психология как основа работы с персоналом. Участие психолога в решении вопросов научной, социальной и производственной жизни. Должностная инструкция психолога. Положение о психологической службе ОАО "ФСК ЕЭС".