Методика самооценки казанцевой. Исследование самооценки подростка (опросник Г.Н.Казанцевой). Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

Инструкция. Против каждого утверждения поставьте один из трех вариантов ответа: «да» (+), «нет» (-), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь.

1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении

3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).

4. У меня отсутствует уверенность в себе.

5. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).

6. Временами я чувствую себя никому не нужным.

7. Я все делаю хорошо (любое дело).

8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).

9. В любом деле я считаю себя правым.

10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, то ощущаю это как собственное поражение.

12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.

13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.

14. Мне кажется, что для успешного выполнения поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.

15. Я редко жалею о том, что уже сделал.

16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.

17. Думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.

18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.

19. Мне чаще везет, чем не везет.

20. Я всегда чего-то боюсь.

Обработка результатов. Подсчитывается количество согласий (ответов «да») с положениями под нечетными номерами, затем - количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитывается второй. Конечный результат может находиться в интервале от -10 до +1. Результат от -10 до -4 свидетельствует о низкой самооценке; от +4 до +10 - о высокой самооценке; от -3 до +3 об адекватной самооценке.

Человек с адекватной самооценкой реально оценивает себя. Видит положительные и отрицательные качества, способен реагировать на обстоятельства, меняться и адаптироваться к изменяющимся условиям. Он готов воспринимать новое, учиться на ошибках. При адекватнойсамооценке человек старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле.

На основезавышеннойсамооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. Такие люди уверены в собственной непогрешимости, и тогда с ними сложно взаимодействовать, так как они не готовы «слышать» других, воспринимать сигналы извне, требующие каких-то изменений в своем поведении. Любое замечание воспринимается как несправедливая придирка. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.

Самооценка может быть и заниженной, т.е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе. Низкая самооценка свойственна людям, склонным сомневаться в себе, принимать на свой счет замечания, им трудно дается принятие решений, не любят принимать комплименты.

Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль. Особенно это заметно происходит в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного отношения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявления высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже заметить, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.

7. «Мое здоровье» (Г.В. Резапкина)

Инструкция. Прочитайте фразы и поставьте плюс в бланке рядом с его номером, если с ним согласны. Если не согласны – поставьте минус.

1. Утром мне трудно вставать вовремя, я не чувствую себя бодрым.

2. Мне трудно сосредоточиться, когда я принимаюсь за работу.

3. Когда меня что-то расстроило или когда я чего-то боюсь, то в животе возникает неприятное чувство.

4. Утром я ограничиваюсь лишь чашкой чая или кофе.

5. Я часто мерзну.

6. Когда приходится долго стоять, мне хочется на что-то облокотиться.

7. При резком наклоне у меня кружится голова или темнеет в глазах.

8. Мне становится не по себе на высоте или в закрытом помещении.

9. У меня часто бывают головные боли.

10. Когда мне надо сосредоточиться, то я могу покачивать ногой, грызть ногти, что-то рисовать и т. п.

11. Обычно я пользуюсь лифтом, потому что мне трудно идти пешком.

12. При выступлении у меня начинается сердцебиение, потеют руки.

13. При неподвижном сидении на одном месте меня одолевает сон.

14. Я знаю, что такое «покраснеть до корней волос».

15. Некоторые события вызывали у меня тошноту или потерю аппетита.

Обработка результатов

Подсчитайте число плюсов.

1-5 – у вас меньше поводов для беспокойства о своем здоровье, чем у других людей. Вы хорошо справляетесь с физическими и психическими нагрузками. Вас трудно вывести из душевного равновесия. Ваше физическое благополучие позволяет вам успешно справляться жизненными трудностями.

6-10 – даже если сейчас вы чувствуете себя неплохо, вам следует обратить внимание на сигналы организма, которые выражаются в неприятных ощущениях. Обратите внимание на свой образ жизни, режим труда и отдыха.

11-15 – вероятно, учеба или работа дается вам ценой значительного напряжения. Вам надо больше внимания уделять своему здоровью. Если вы намерены выбрать учебу или работу, связанную с хроническими нервно-эмоциональными и физическими нагрузками, проконсультируйтесь с врачом.

Текст опросника

  1. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
  2. Мне кажется, что успешному выполнению поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.
  3. Мне чаще везет, чем не везет.

Обработка результатов . Подсчитывается количество согласий («да») под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от –10 до +10.

Результат от –10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке.

Результат от +4 до +10 – о высокой самооценке.

Инструкция . Вашему вниманию предлагается ряд суждений. По ним возможны пять вариантов ответа. Пожалуйста, выберите из них один по каждому суждению, в нужной графе отметьте его.

Бланк протокола к методике «Самооценка личности старшеклассника»

Изучение общей самооценки учащихся 4 класса

Подсчитывается количество согласий (ответы «да») с положениями под нечетными номерами, затем - количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от - 10 до +1.

Результат от -10 до -4 свидетельствует о низкой самооценке; от +4 до +10 - о высокой самооценке.

ИНСТРУКЦИЯ: « Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него - один из трех вариантов ответа: «да» (+), «нет» (-), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует Вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. «Отвечать нужно быстро, не задумываясь».

2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.

6. Временами я чувствую себя никому не нужным.

7. Я все делаю хорошо (любое дело).

11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.

14. Мне кажется, что для успешного выполнения поручений или дел мне мешают

различные препятствия, которые мне не преодолеть.

Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Казанцевой Г.Н.)

Инструкция испытуемому : «Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него – один из трех вариантов ответов: «да» (+), «нет» (–), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь».

  1. Со мной большинство ребят советуются (считаются).
  2. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).
  3. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.
  4. Я сам думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.
  5. Результат от –3 до +3 о средней самооценке.

    Изучение общей самооценки с помощью опросника г.Н.Казанцевой

    Инструкция. Вам будут зачитаны утверждения, надо записать их номера и один из трех вариантов ответа: да, нет, не знаю, который в большей степени соответствует вашему поведению в подобной ситуации. Отвечать надо быстро, не задумываясь.

    Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

    Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.

    Со мной большинство ребят советуются (считаются).

    У меня отсутствует уверенность в себе.

    Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).

    Временами я чувствую себя никому не нужным.

    Я все делаю хорошо (любое дело).

    Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).

    В любом деле я считаю себя правым.

    Я делаю много такого, о чем в последствии жалею.

    Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.

    Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.

    Меня мало беспокоят возможные неудачи.

    Мне кажется, что успешному выполнению мною поручений или дел мешают различные препятствия, которые не преодолеть.

    Я редко жалею о том, что уже сделал.

    Окружающие меня люди гораздо более привлекательные, чем я сам.

    Я думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.

    Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.

    Мне чаще везет, чем не везет.

    В жизни я всегда чего-то боюсь.

    Обработка результатов. Подсчитывается количество согласий под нечетными номерами, из них вычитается количество согласий под четными номерами. Результат от -10 до — 4 – низкая самооценка. От -3 до +3 – средняя самооценка, от 4 до 10 – высокая самооценка.

    Тест «Карта интересов»

    Инструкция. Отвечайте быстро, не задумываясь. Верный ответ (правильный) тот, который первым приходит на ум. Возможные ответы:

    — совсем не нравится (—).

    Любите ли вы? Нравится ли вам? Хотели бы вы?

    Знакомиться с достижениями в области автомобилестроения.

    Узнавать об открытиях в химии, о жизни и деятельности выдающихся химиков.

    Узнавать о жизни животных и растениях.

    Узнавать о том, как люди научились бороться с болезнями, о достижениях в области медицины.

    Знакомиться с различными странами по описаниям и географическим картам.

    Интересоваться историей развития искусства, слушать классику, джазовую музыку.

    Интересоваться работой учителя, психолога.

    Интересоваться искусством кулинарии, дизайна интерьера помещений, конструированием одежды, машин и иного автомобильного оборудования.

    Узнавать о проблемах в области соблюдения прав человека.

    Интересоваться научно-популярной литературой о физических открытиях.

    Выяснять устройство машин и механизмов.

    Посещать выставки компьютерной техники и оргтехники.

    Проводить опыты по химии, следить за ходом химической реакции.

    Изучать ботанику, зоологию, биологию,

    Знакомиться с особенностями строения и функциями человеческого организма.

    Узнавать об исследованиях новых местонахождений полезных ископаемых, изучать минералы.

    Обсуждать текущие политические события в стране и за рубежом.

    Знакомиться с литературно-критическими статьями.

    Обсуждать кинофильмы, театральные постановки, художественные выставки, размышлять об эстетической стороне.

    Интересоваться внутренним миром человека, узнавать причины поступков, помощь в преодолении трудностей.

    Заботиться об уюте в доме, классе, устраивать элементы интерьера по своему вкусу.

    Знакомиться с военной техникой, спецтехникой МЧС, разведтехникой ФСБ и т.д. Читать о жизни и деятельности великих разведчиков.

    Интересоваться юридической литературой.

    Проводить опыты по физике.

    Решать математические задачи.

    Заниматься автоделом в кружке или секции.

    Работать за компьютером.

    Готовить растворы, взвешивать реактивы.

    Ухаживать за растениями, следить за их ростом, вести наблюдения, работать в саду, на огороде.

    Изучать причины возникновения разных болезней.

    Интересоваться экологической ситуацией в области, в стране, в мире.

    Изучать историю возникновения народов и государств.

    Писать статьи в школьную газету, участвовать в работе редколлегии, культурно-массового

    Декламировать, петь, выступать на сцене.

    Заниматься с детьми, разбирать конфликты, находить выход.

    Шить, вязать, готовить пищу, мастерить, ремонтировать бытовые приборы, устройства, мебель и т.д.

    Принимать участие в военно-спортивных состязаниях.

    Знакомиться с конституционным устройством различных государств.

    Заниматься в физическом кружке.

    Заниматься в математическом кружке.

    Ремонтировать авто- и мототехнику.

    Разбираться в компьютерных программах.

    Заниматься в химическом кружке.

    Заниматься в биологическом кружке.

    Знакомиться с работой медсестры, врача.

    Составлять геологические и географические карты.

    Посещать исторические музеи, знакомитсья с памятниками культуры.

    Письменно излагать свои мысли, наблюдения, вести дневник.

    Заниматься в драмкружке.

    Объяснять товарищам порядок выполнения учебных заданий.

    Оказывать людям различные услуги (распечатка докладом ПК и т.д.).

    Смотреть телепередачи о военной службе, работе ФСБ и спасателей, МВД.

    Интересоваться содержательной стороной Уголовного кодекса, Кодекса об административных правонарушениях, Гражданского кодекса и т.д.

    Участвовать в физических олимпиадах.

    Участвовать в математических конкурсах.

    Участвовать в соревнованиях по авто- и мотоспорту.

    Участвовать в химических олимпиадах.

    Участвовать в олимпиадах по информатике.

    Участвовать в биологических олимпиадах.

    Ухаживать за больными, интересоваться действием медицинских препаратов на организм человека в зависимости от заболевания.

    Проводить топографическую съемку местности.

    Выступать с сообщениями об исторических событиях.

    Заниматься в литературном и лингвистическом кружке.

    Играть на музыкальных инструментах, рисовать, оформлять и т.д.

    Выполнять работу старосты класса, руководителей (организаторов) ответственных за сектора.

    Заботиться об экономии семейного бюджета, советовать родителям.

    Посещать военные училища, учебные заведения МЧС, МВД.

    Готовить правовые доклады на правовую тематику.

    Выступать с докладами о новых физических открытиях.

    Организовывать математические конкурсы.

    Изучать устройство и принцип действия узлов и агрегатов автомашин.

    Изучать устройство и принцип действия компьютерной техники и оргтехники.

    Принимать участие в химических кружках, вечерах посвященных проблематике в области химии.

    Проводить опыты по биологии.

    Изучать болезненные состояния людей, оказывать первую медицинскую помощь.

    Участвовать в экологических и географических экспедициях, осуществлять контроль за экологической ситуацией (заборы воды).

    Изучать историю родного края.

    Участвовать в составлении и написании сценариев к КВН и др.

    Принимать участие в художественной самодеятельности.

    Организовывать игры для младших и сверстников.

    Во время походов готовить еду, фотографировать, обслуживать, обеспечивать комфорт.

    Изучать военное дело.

    Интересоваться новыми нормативно-правовыми актами, особенностями законодательства.

    ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕЙ САМООЦЕНКИ (МЕТОДИКА Г.Н. КАЗАНЦЕВОЙ)

    ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕЙ САМООЦЕНКИ

    Методика предложена Г.Н. Казанцевой и направлена на диагностику уровня самооценки личности. Методика построена в форме традиционного опросника.

    Подсчитывается количество согласий (ответы «да») с положениями под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от – 10 до +1.

    Результат от –10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке; от +4 до +10 – о высокой самооценке.

    ИНСТРУКЦИЯ: « Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него – один из трех вариантов ответа: «да» (+), «нет» (-), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует Вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. «Отвечать нужно быстро, не задумываясь».

    1.Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

    4. У меня отсутствует уверенность в себе.

    8.Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).

    9. В любом деле я считаю себя правым.

    10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

    12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.

    13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.

    14. Мне кажется, что для успешного выполнения поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.

    15. Я редко жалею о том, что уже сделал.

    16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.

    17. Думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.

    18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.

    19.Мне чаще везет, чем не везет.

    20. Я всегда чего-то боюсь.

    Номер материала: ДA-038473

    Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

    Не нашли то что искали?

    Вам будут интересны эти курсы:

    Вы первый можете оставить свой комментарий

    Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

    Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

    Сертификат о создании сайта

    Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

    Грамота за использование ИКТ в работе педагога

    Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО

    Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

    Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

    Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

    Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

    Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

    Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

    Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

    Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    214011, РФ, г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4, офис 407.

    Методика гН казанцевой изучение общей самооценки

    Для проведения диагностической работы предлагаем методики, направленные на изучение высших психических функций, личностных особенностей, лежащих в основе развития учащихся с ОВЗ. Блок методик позволяет осуществлять экспресс-диагностику функциональных особенностей детей и составить по её итогам психологическое заключение и рекомендации.

  • психические процессы,
  • эмоциональная сфера,
  • личностная сфера,
  • сфера межличностных отношений.

Для заполнении графы — сфера нарушения школьной адаптации карты Ф-4 рекомендуется использование таблицы 1.

Данная таблица составлена на основании теоретических разработок Дорожевец Т.В., которая предложила теоретическую модель школьной адаптации, включающую три сферы: академическую, социальную и личностную.

Теоретическая модель школьной адаптации ( Таблица 1).

Типы школьной адаптации

Академическая адаптация характеризует степень принятия учебной деятельности и норм школьной жизни.

Успешность вхождения ребенка в новую социальную группу зависит от социальной адаптации.

Личностная адаптация характеризует уровень принятия ребенком своего нового социального статуса (Я - школьник).

На уровне академической адаптации наблюдается снижение успеваемости и учебной мотивации, негативное отношение к школьным требованиям.

На уровне социальной адаптации наряду с нарушением конструктивности поведения в школе происходит снижение статуса ребенка в группе сверстников.

На уровне личностной адаптации искажается соотношение «самооценка-уровень притязаний», наблюдается возрастание школьной тревожности.

Преобладание у ребенка одного из стилей приспособления ведет к нарушениям во всех сферах школьной адаптации

  • Таблица «Теоретическая модель школьной адаптации»
  • Тест прогрессивных матриц Равена
  • Цветовой тест отношений. (Тест А. И. Лутошкина)
  • Цветовой тест Люшера
  • Методика «Исключение слов». Оценка вербально-логического мышления
  • Методика «Исключение лишнего»
  • Методика » Простые аналогии»
  • Методика «3аучuвание 10 слов»
  • Методика «Корректурная проба» (младший школьный возраст)
  • Тест «Избирательность внимания». (Тест Г.Мюнстерберга)
  • Тест «Корректурная проба». Оценка устойчивости внимания (подростковый возраст)
  • Методика «Лесенка»
  • Изучение общей самооценки (опросник Казанцевой Г.Н.)
  • Изучение самооценки личности старшеклассника
  • Тест эмоций (тест Басса -Дарки в модификации Г.В. Резапкиной)
  • Тест агрессивности (опросник Л.Г. Почебут)
  • Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан)
  • Шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан)
  • Тест А.Л. Венгера «Мотивационная готовность» (1класс)
  • Опросник мотивации (2-5 класс)
  • Опросник «Учебная мотивация» (5 — 8 класс)
  • Методика “Мотивация учебной деятельности: уровни и типы» (Домбровская И.С.)
  • Анкета «Мои интересы»
  • Анкета «Образ будущего» (для учащихся среднего звена)
  • Методика «Незаконченные предложения» Д. Сакс, Р. Леви (модифицированный вариант) (для старшеклассников)
  • Карта ведется (обязательно) на учащихся (детей) коррекционно-развивающего обучения и группы риска.

    Фамилия_______________ Имя_____________________ Отчество_____________________

    Учреждение образования_____________________________ Класс_______________________

    ФИО родителей _______________________________________________________________

    Семейное положение (состав семьи, жилищные условия)__________________________________

    Тип семейного воспитания________________________________________________________

    Совместные занятия дома с ребенком________________________________________________

    Взаимоотношения родителей с ОУ__________________________________________________

    Состояние здоровья ребенка______________________________________________________

    Общее развитие, отклонения______________________________________________________

    Причины постановки на индивидуальный психологический учет____________________________

    Сфера нарушения школьной адаптации______________________________________________

    Сложности в обучении___________________________________________________________

    Сложности в воспитании_________________________________________________________

    Трудности в освоении норм поведения_______________________________________________

    Взаимоотношения ребенка с педагогами______________________________________________

    Взаимоотношения ребенка со сверстниками___________________________________________

    Представления о будущем________________________________________________________

    Посещение коррекционных занятий_________________________________________________

    Результаты проведенных исследований_______________________________________________

    Результаты индивидуальных консультаций____________________________________________

    Результаты коррекционной работы__________________________________________________

    Дата заполнения карты___________________________________________________________

    Проблемы одиночества и самооценки у подростков

    1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОДИНОЧЕСТВА И САМООЦЕНКИ У ПОДРОСТКОВ

    1.1 Проблема одиночества в отечественной и зарубежной психолого — педагогической литературе

    1.2 Проблема самооценки в отечественной и зарубежной психолого — педагогической литературе

    1.3 Особенности самооценки и проблема одиночества подростков

    2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ОДИНОЧЕСТВА И САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ

    2.1 Организация и методы эмпирического исследования

    2.2 Анализ и обработка результатов эмпирического исследования

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    Актуальность исследования. Одной из серьезных проблем человечества является проблема одиночества. Несмотря на то, что в настоящее время происходит массовый переезд людей из сел и деревень в города, гигантский рост массовых коммуникаций, возрастает одиночество человека, усиливается конфликт между человеком, как субъектом общения, и обезличенностью его в сфере общения.

    Состояние одиночества переживается человеком по-разному на протяжении всей жизни. Впервые как состояние оно осознается наиболее остро в подростковом возрасте в связи с тем, что расширяются и актуализируются социальные потребности. Среди них: потребности в установлении значимых межличностных отношений, в накоплении собственного социального опыта, в расширении дружеских контактов, в знакомстве с различными людьми, потребности в причастности и признании, желание быть принятым различными социальными группами.

    Исследователи сходятся в том, что одиночество связано с переживанием человеком оторванности от общества людей, семьи, исторической реальности. Человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, личностно значимых для него. Человек выбирает одиночество, когда не находит эмоционального отклика в ходе общения с другими людьми. Мучительное чувство одиночества является причиной появления суицидальных мыслей.

    Современный человек ощущает одиночество наиболее остро в ситуациях интенсивного и подчас принудительного общения в городской толпе, в собственной семье, среди друзей.

    Проблема одиночества получила отражение в трудах известных зарубежных психологов, таких как Р. Вейс, Г. Салливан, Ф. Фромм- Рейхман, К. Роджерс, К. Ясперс и другие. В отечественной психологии крайне мало работ, посвященных проблеме одиночества. Это связано с тем, что отечественная психологическая наука в советский период как бы не замечала этот феномен, пологая, что советскому, коллективистскому человеку не свойственно и даже противопоказано состояние одиночества. Среди немногих российских исследователей, занимающихся данной проблематикой, можно назвать специалистов в области одиночества и переживаний С. Г. Корчагину, Н. Е. Покровского. Последний говорит, что одиночество требует серьезного осмысления теоретических и экспериментальных научных исследований.

    В какой-то степени является разработанной проблема одиночества людей студенческого, зрелого, пожилого и старческого возрастов. Однако исследований, посвященных проблеме одиночества подростков и взаимосвязи одиночества с самооценкой, недостаточно.

    В связи с этим изучение особенностей проявления одиночества подростков и его взаимосвязи с уровнем самооценки является актуальной проблемой.

    Объект исследования: одиночество подростков.

    Предмет исследования: взаимосвязь одиночества и самооценки у подростков.

    Цель исследования: выявить взаимосвязь между одиночеством и самооценкой у учащихся подросткового возраста.

    1. Провести теоретический анализ психолого — педагогической литературы по проблеме исследования.

    2. Подобрать и применить комплекс методик, направленных на выявление одиночества и уровня самооценки подростков.

    3. Установить взаимосвязь между одиночеством и самооценкой подростков.

    Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что существует взаимосвязь между одиночеством и самооценкой у подростков.

    Методы исследования: теоретические — анализ психолого-педагогической литературы о проблеме исследования; эмпирические — «Опросник модифицированной шкалы одиночества UCLA» (Д. Рассел); опросник Казанцевой Г. Н. «Изучение общей самооценки»; тест «Ваша самооценка»; математико- статистические — коэффициент ранговой корреляции Спирмена (r s).

    Методологическая база: теоретико- методологической базой нашего исследования выступали основные концепции и теории отечественной психологии: культурно- историческая теория Л. С. Выготского, теория возрастного развития Д. Б. Эльконина. Были использованы достижения отечественной и зарубежной психологии в области изучения проблемы одиночества: К. Роджерса, Г. Салливана, Ф. Фромм-Рейхмана, С. Г. Корчагиной, Н. Е. Покровского и других. Работы отечественных и зарубежных исследователей в области исследования самооценки: И. И. Чесноковой, А. В. Захаровой, И. С. Кона, А. И. Липкиной, В. Ф. Сафина, Е. И. Савонько и других.

    Теоретическая и практическая значимость:

    — расширение и углубление психолого- педагогических представлений об особенностях проявления одиночества у подростков, а так же о влиянии самооценки на одиночество подростков;

    — использование полученных результатов для организации профилактической и корригирующей работы с подростком, направленной на преодоление чувства одиночества.

    Опытно-экспериментальная база: исследование проводилось на базе МОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа № 1».

    В эксперименте приняли участие 60 учащихся 10 классов в возрасте 15- 16 лет.

    1 Теоретические аспекты проблемы одиночества и самооценки в старшем школьном возрасте

    1.1 Проблема одиночества в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе

    Одиночество как состояние существует столько, сколько люди помнят себя. Но само отношение к одиночеству претерпело некоторую эволюцию. Другими словами, «не всегда состояние одиночества воспринималось индивидом как личная проблема» .

    Наиболее глубокое теоретическое осмысление проблемы одиночества начинается с середины девятнадцатого века. В психологическом словаре дается следующее определение одиночества: «Одиночество – один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей. Как только люди попадают в условия одиночества, обусловленного экспериментальной, географической или социальной изоляцией, то сразу же все непосредственные («живые») связи с другими людьми прерываются, что вызывает появление острых эмоциональных реакций. В ряде случаев возникает психологический шок, характеризующийся тревожностью, депрессией и сопровождающийся вегетативными реакциями. По мере увеличения времени пребывания человека в условиях одиночества, актуализируется потребность в общении» .

    В XIX веке своеобразно преломленные мотивы протестантского одиночества стали одной из исходных точек развития философской концепции трансцендентализма, ведущую роль здесь играет философ, писатель, натуралист Генри Торо. Он рассматривал принцип уединения как первую ступень на пути к уединению высшему, духовному.

    Иную концепцию одиночества и уединения выдвинул современник Торо, Сёрен Кьеркегор. Его взгляд на судьбу личности уже не так оптимистичен. Одиночество по Кьеркегору – «…замкнутый мир внутреннего самосознания, мир, принципиально не размыкаемый никем, кроме бога» . Идеи Кьеркегора были восприняты европейским экзистенционализмом, а конкретно философской теорией Эдмунда Гуссерля, чьи работы относятся к концу XIX – началу XX века. В основе их лежит представление о сознании как непрерывном потоке переживаний, совершенно отдельного от всего внешнего, материального мира.

    Уже в XX веке один из главных идеологов экзистенционализма Жан Поль Сартр последовал за Гуссерлем, превратив одиночество и абсурдность бытия в главные темы своего творчества. Согласно Сартру, человек, стремясь познать себя, выходит за рамки своего «я», но рамки жизни не дают ему такой возможности. Человек теряет надежду и веру, он одинок во враждебном ему мире, его социальные связи, если они есть, поверхностны. Чувство одиночества, в противовес им, глубоко и является основой всего человеческого бытия.

    Миюскович Б. в своей статье «Одиночество: междисциплинарный подход» раскрывает и анализирует этот феномен, опираясь на теорию З. Фрейда. Он говорит о том, что темнота ужасает детей, ибо она символизирует одиночество. Дети зачастую боятся идти спать не потому, что боятся заснуть и больше не проснуться, но скорее потому, что их пугает перспектива сохранять сознание и быть при этом одинокими. Следуя Миюсковичу Б., необходимо отметить тот факт, что мы представляем самих себя как солипсисткое сознание, обитающее в одиночестве в темной Вселенной, скитающееся по необходимым и бескрайним просторам пространства (темноты) и времени в абсолютной пустоте, как одну-единственную ощущаемую монаду, беззвучно отражающую от затемненных окон сознания вселенную, где нет ни души, кроме одной-единственной – нашей души. Миюскович Б. утверждает, что скорее всего мы боимся осознания «небытия», сознания нашего индивидуального одиночества, изоляции, не отражающейся в теплых чувствах и «рефлексивном свете» другого сознательного существа. «Потребность общения с другими зарождается на самых ранних стадиях возникновения сознания у индивида» . Автор данной статьи приходит к выводу о том, что: «любое индивидуальное сознание пронизано основополагающим, изначальным чувством возможности уединения и одиночества. И вместе с тем сознание начинает постигать то, что полнота бытия есть лишь разновидность небытия и поэтому она не наделена сущностью; то, что не преходящее, что остается как необходимая среда сознания, которую нельзя уничтожать и избежать, — это его (сознания) собственная совершенная пустота» .

    Оди Дж. Рэлф, продолжая глубокий анализ этого феномена, в своей работе «Человек — существо одинокое: биологические корни одиночества» говорит о необходимости различия между периодами простого одиночества и его длительными состояниями. По Оди Дж. Рэлф, периоды простого одиночества являются нормальными реакциями, если они не часты или непомерно интенсивны, а последние (то есть длительные состояния) — всегда психопатологичны. Периоды уединений необходимы человеку, и он будет их искать. Некоторые люди могут научиться уходить в себя и размышлять в присутствии других. Однако уединение должно уравновешиваться общением. Лимит общения, воспринимаемый как одиночество, означает не просто разобщение в среде людей, но нехватку близких отношений с ними. Присутствие людей, которые не способны дать ощущение близости и теплоты, усугубит одиночество вместо того, чтобы его облегчить.

    Следует отметить, что приведенные выше авторы в своих работах склонны к рассмотрению данного феномена как отрицательного в жизни человека. Они объясняют его в большей степени эмоциональной и социальной изолированностью человека в связи с развитием определенных экономических отношений, когда человек вынужден придти к индивидуализму как типу мировоззрения, в основе которого лежит противопоставление себя обществу.

    Философские концепции во многом обусловили социологические и социально-психологические подходы к проблеме одиночества, разрабатываемые в ХХ веке. В целом в ХХ веке на Западе осмысление человеческих отношений складывалось под влиянием развития индивидуализма. Индивидуализм порождал некоммуникабельность как крайнюю форму взаимного отчуждения индивидов, распада многих социальных связей. Постоянное состояние одиночества может привести человека к аномии – общему состоянию бытия, что является само по себе разрушительной силой человеческой жизни. Поэтому этой серьезной проблемой заинтересовался ряд специалистов, пытавшихся реально разрешить ее, вследствие угрозы человеческой жизни. Многие ученые на Западе занимались исследованиями в этой области, анализируя этот феномен с разных позиций: от философско-религиозной до социально-психологической.

    Практически все философские школы и направления в соответствии со своими мировоззренческими принципами освещали феномен одиночества. Проблему одиночества исследовали Фромм Э., Хорни К., Франкл В., Сартр Ж.П., Камю А., Къеркегор А., Ясперс К. и др. Их работы представляют особый интерес, поскольку обуславливают особый современный интеллектуальный потенциал в отношении разработки теории этой проблемы, несмотря на то, что их интерпретации феномена одиночества лежат совершенно в разных плоскостях.

    Как было сказано выше, одиночество как состояние существовало во все времена. Однако именно XX век породил проблему одиночества. «Дополнительно ко всем физическим характеристикам, а зачастую и в противовес им, одиночество приобретает сугубо психологическую окраску. Оно становится, прежде всего, личностным» . В XX веке иначе осмысляется влияние общества на индивида, и большое значение придаётся тому, как сам человек определяет своё положение в обществе в зависимости от своего внутреннего мира.

Инструкция испытуемому : «Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам записать номер положения и против него – один из трех вариантов ответов: «да» (+), «нет» (–), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь».

Текст опросника
  1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
  2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.
  3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).
  4. У меня отсутствует уверенность в себе.
  5. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).
  6. Временами я чувствую себя никому не нужным.
  7. Я все делаю хорошо (любое дело).
  8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).
  9. В любом деле я считаю себя правым.
  10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
  11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.
  12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.
  13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.
  14. Мне кажется, что успешному выполнению поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.
  15. Я редко жалею о том, что уже сделал.
  16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.
  17. Я сам думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.
  18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.
  19. Мне чаще везет, чем не везет.
  20. В жизни я всегда чего-то боюсь.

Обработка результатов . Подсчитывается количество согласий («да») под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от –10 до +10.

Результат от –10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке.

Результат от –3 до +3 о средней самооценке.

Результат от +4 до +10 – о высокой самооценке.

Инструкция . Вашему вниманию предлагается ряд суждений. По ним возможны пять вариантов ответа. Пожалуйста, выберите из них один по каждому суждению, в нужной графе отметьте его.

Тест-опросник включает 32 суждения. По ним возможны пять вариантов ответов, каждый из которых кодируется баллами по следующей схеме:

Результаты исследования

Итак, со всеми учащимися было проведено тестирование по методикам: «Изучение общей самооценки по опроснику Казанцевой Г.Н.», Методика выявления «коммуникативных и организаторских склонностей» (кос-2), тест Л. Михельсона (перевод и адаптация Ю.З. Гильбуха).

После проведения с испытуемыми всех запланированных тестов нами были получены следующие результаты (Приложение 2).

По методике «Изучение общей самооценки по опроснику Казанцевой Г.Н.» из всех учащихся 5 «А» и «Б» классов семь человек имеют высокий уровень самооценки, что составляет 35% от общего количества испытуемых этих классов. В 6-х классах высокий уровень самооценки показали три подростка, что составило 15% от учащихся параллели. В 7-х классах четыре подростка показали высокий уровень самооценки - 20% соотвественно.

У этих ребят самооценка неадекватно завышена, так как они показали результат по тесту в промежутке от +4 до +10. Эти подростки заносчивы в поведении со сверстниками. Подростки с неадекватно завышенной самооценкой очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков, пытаются «с ходу» решать любые, в том числе и весьма сложные, задачи и при этом не осознают собственных неудач. Они стараются всегда быть на виду, выделиться на фоне других, они афишируют свои знания и умения, всячески пытаясь обратить на себя внимание, иногда нарушая при этом дисциплину (например, выкрикивая что-то с места).

Пять подростков пятых классов имеют среднюю (адекватную) самооценку - 25% учащихся, так как они показали результат по тесту в промежутке от -3 до +3. В шестых классах двенадцать ребят показали средний уровень самооценки, что составило 60% всех учеников этих классов. Одиннадцать семиклассников также отметили средний уровень самооценки, что составило 55% учащихся.

Эти подростки дружелюбны и общительны, уверены в себе и активны, и, что самое интересное, склонны анализировать результаты своей деятельности. Подростки с адекватной самооценкой настойчивы в достижении цели, быстро переключаются с одной деятельности на другую, стремятся сотрудничать, помогать другим.

Достаточно большое количество учеников 5-х классов, а именно 8 человек имеют низкий уровень самооценки, что составляет 40% от всех исследуемых пятиклассников. По пять подростков 6-х и 7-х классов отметили низкий уровень самооценки, что составило по 25% учащихся этих классов.

У этих подростков самооценка занижена, так как они показали результат по тесту в промежутке от -4 до -10. Подростки с заниженной самооценкой нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, тревожны, неуверенны в себе, скованны в движениях. Они не способны постоять за себя, очень чувствительны, не стремятся к контактам, трудно включаются в общую деятельность. Таким подросткам свойственно стремление избегать неудачи, поэтому они малоинициативны, а неуспех в каком-либо деле тут же приводит к полному отказу от него.

Рис.1 Данные констатирующего эксперимента в 5-х,6-х и 7-х классах по методике: «Изучение общей самооценки по опроснику Казанцевой Г.Н.»

Из рисунка 1 видно, что данные по уровню самооценки в 5-х, 6-х и 7-х классах различны, но, тем не менее, по этим результатам мы можем сформировать 2 группы по уровню самооценки.

Таким образом, далее все подростки, не зависимо от класса, показавшие низкий и неадекватно высокий уровни самооценки, составят экспериментальную группу испытуемых, а подростки с адекватной самооценкой войдут в контрольную группу.

Среди учащихся экспериментальной группы ни один ученик не показал высшего уровня коммуникативных склонностей, один человек имеет высокий уровень проявления коммуникативных склонностей, что составляет лишь 3% от общего количества испытуемых группы. Этот подросток не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, стремится расширить круг своих знакомых.

Пятнадцать подростков показали средний уровень проявления коммуникативных склонностей - 46% учащихся. Эти подростки стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Требуется дальнейшая воспитательная работа по формированию и развитию этих качеств личности.

Семь подростков группы - 21% имеют низкий уровень проявления коммуникативных склонностей. Они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений.

Десять подростков экспериментальной группы показали очень низкий уровень проявления коммуникативных склонностей, что составило 30% всех испытуемых.


Рис.2

Из рисунка 2 видно, что большинство подростков экспериментальной группы имеют средний уровень проявления коммуникативных склонностей.

Основную группу составляют подростки очень низким и низким уровнем проявления коммуникативных склонностей. Только один подросток в данной группе показал высокий уровень проявления коммуникативных склонностей.

В контрольной группе ситуация прямо противоположная. Ни один подросток не показал низкий и очень низкий уровни проявления коммуникативных склонностей.

Средний уровень проявления коммуникативных склонностей показали восемь подростков, что составило 30% учащихся. Они стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Требуется дальнейшая воспитательная работа по формированию и развитию этих качеств личности.

Высокий уровень проявления коммуникативных склонностей показали двенадцать человек - 44%. Эти подростки не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях.

Высший уровень проявления коммуникативных склонностей показали семь человек, что составило 26% всех подростков данной группы. Это свидетельствует о сформированной у подростков потребности в коммуникативной деятельности. Они быстро ориентируются в трудных ситуациях. Непринужденно ведут себя в новом коллективе.


Рис.3

Из рисунка 3 видно, что основная группа подростков контрольной группы имеет высокий и высший уровни проявления коммуникативных склонностей.

Меньшее число составляют подростки со средним уровнем проявления коммуникативных склонностей.

В экспериментальной группе восемнадцать человек показали преобладание у них зависимого типа общения, что составило 55% всех подростков данной группы.


Рис.4

Четырнадцать человек в группе отметили преобладание агрессивного типа общения - 42% подростков. И один подросток в данной группе имеет компетентный тип общения, что составляет 3%.

Из рисунка 4 видно, что большинство подростков экспериментальной группы имеют зависимый тип общения. Чуть меньшее количество учащихся отметили агрессивный тип общения. Только один подросток в данной группе показал компетентный тип общения.

В контрольной группе зависимы тип общения был отмечен одним подростком, что составило 4% от всей группы. Остальные 26 подростков показали преимущественно компетентный тип общения - 96%. Никто из испытуемых этой группы не показал агрессивного типа общения.


Рис.5

Из рисунка 5 видно, что абсолютное большинство подростков контрольной группы имеют компетентный, а значит, правильный тип общения. Только один подросток в данной группе показал зависимый тип общения.

Итак, по тем данным, которые были получены в результате констатирующего эксперимента, можно сделать вывод, что в результате деления подростков на 2 группы по уровню самооценки была выявлена и определенная закономерность в показателях коммуникативной компетентности. Так подростки с низкий и завышенной самооценкой имеют низкие показатели проявления коммуникативных склонностей и неправильный тип общения - зависимый или агрессивный. Подростки же с адекватной самооценкой отмечают высокие показатели проявления коммуникативной склонности и компетентный тип общения. Следовательно, попробуем предположить, что применение коррекционной программы даст нам возможность изменить уровень самооценки подростков экспериментальной группы, что, в свою очередь, должно повлиять на коммуникативную компетентность подростков.

Вывод по главе 2

Перед непосредственным проведением исследования была определена цель и задачи предстоящей работы. Далее были выделены этапы опытно-экспериментального исследования. Были подобраны методики в соответствии с целью и задачами опытно-экспериментальной работы. После предварительной подготовки был проведен констатирующий эксперимент по определению уровня самооценки и уровня коммуникативной компетентности подростков.

После подбора методологической базы было дано описание методик исследования. Для проведения исследовательской работы были отобраны следующие методики:

1. «Изучение общей самооценки по опроснику Казанцевой Г.Н.».

2. Методика выявления «коммуникативных и организаторских склонностей» (кос-2).

3. Тест Л. Михельсона (перевод и адаптация Ю.З. Гильбуха).

По методике «Изучение общей самооценки по опроснику Казанцевой Г.Н.» среди учащихся 5-х классов 35% подростков, в 6-х классах - 15% подростков, в 7-х классах- 20% подростков имеют высокий уровень самооценки.

25% учащихся 5-х классов, 60% всех учеников шестых классов и 55% учащихся седьмых классов имеют среднюю (адекватную) самооценку.

40% подростков 5-х классов и по 25% учащихся 6-х и 7-х классов показали низкий уровень самооценки.

По этим результатам были сформированы 2 группы по уровню самооценки: экспериментальная - подростки с низкой и неадекватно высокой самооценкой, контрольная - подростки с адекватной самооценкой.

По методике выявления «коммуникативных склонностей» (кос-2) в экспериментальной группе результаты следующие: высокий уровень проявления коммуникативных склонностей - 3%, средний уровень проявления коммуникативных склонностей - 46% учащихся, 21% имеют низкий уровень проявления коммуникативных склонностей, очень низкий уровень проявления коммуникативных склонностей показали 30% всех испытуемых.

В контрольной группе результаты следующие: средний уровень проявления коммуникативных склонностей показали 30% учащихся, высокий уровень проявления коммуникативных склонностей показали - 44%, высший уровень проявления коммуникативных склонностей показали 26% всех подростков данной группы.

По методике «Тест коммуникативных умений Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха)» в экспериментальной группе 55% показали преобладание у них зависимого типа общения, преобладание агрессивного типа общения - 42% подростков и компетентный тип общения показали 3%.

В контрольной группе зависимый тип общения показали 4% подростков, компетентный тип общения - 96%.


1. Изучение общей самооценки личности с помощью опросника Казанцевой Г.Н. ☺☺

Цель: изучение особенностей самооценки личности с помощью процедуры тестирования.

Материал: Опросник Казанцевой Г.Н. и протокол.

Ход выполнения: Испытуемому предлагается ряд утверждений, с которыми он может согласиться или нет, ответив «да», «нет», «не знаю».

1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.

3. Со мной большинство людей советуются (считаются).

4. У меня отсутствует уверенность в себе.

5. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей.

6. Временами я чувствую себя никому не нужным.

7. Я все делаю хорошо (любое дело).

8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем.

9. В любом деле я считаю себя правым.

10. 10.Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.

12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.

13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.

14. Мне кажется, что успешному выполнению поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.

15. Я редко жалею о том, что уже сделал.

16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.

17. 17.Я сам думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.

18. Мне кажется, что я занимаюсь (работаю) гораздо хуже, чем остальные.

19. Мне чаще везет, чем не везет.

20. В жизни я всегда чего-то боюсь.

Инструкция испытуемому: «Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него - один из трех вариантов ответов: «да» (+), «нет» (-), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует Вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь».

Обработка и интерпретация результатов : Подсчитывается количество согласий («да») под нечетными номерами, затем - количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от -10 до +10.

Результат от-10 до-4 свидетельствует о низкой самооценке.

Результат от -3 до +3 - о средней самооценке.

Результат от +4 до +10 - о высокой самооценке.

Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека - потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

Самооценка может быть оптимальной и неоптимальиой. При оптимальной, адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т. е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций. К оптимальной относятся самооценки «высокий уровень» и «выше среднего уровня» (человек заслуженно ценит, уважает себя, доволен собой), а также «средний уровень» (человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию). Но самооценка может быть и неоптимальной - чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным - чисто эмоциональным. Рациональное зерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы - как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.

Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это - следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние - аффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки своей личности. Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел - увеличивается при успехе и снижается при неудаче, то это может способствовать развитию личности, так как ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю.

Самооценка может быть и заниженной, т. е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимых целей, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль. Особенно это заметно в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже замечать, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.

При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это делается из самых лучших побуждений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что немногие могут терпеть систематическое «пиление». Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возникает неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий.

Аффект неадекватности - это психическое состояние возникает как попытка лиц с завышенной самооценкой оградить себя от реальных обстоятельств и сохранить привычную самооценку. К сожалению, это приводит к нарушению отношений с другими людьми. Переживание обиды и несправедливости позволяет чувствовать себя хорошо, оставаться на должной высоте в собственных глазах, считать себя пострадавшим или обиженным. Это возвышает человека в его собственных глазах и исключает недовольство собой. Потребность в завышенной самооценке удовлетворяется и отпадает необходимость изменить ее, т. е. вплотную заняться самоуправлением. Это не самый лучший способ поведения, и слабость подобной позиции обнаруживается незамедлительно или спустя некоторое время. Неизбежно возникают конфликты с людьми, которые имеют иные представления о данной личности, ее способностях, возможностях и ценности для общества. Аффект неадекватности - это психологическая защита, она является временной мерой, поскольку не решает главной задачи, а именно - коренного изменения неоптимальной самооценки, выступающей причиной возникновения неблагоприятных межличностных отношений. Психологическая защита годится как прием, как средство решения простейшей задачи, но не подходит для продвижения к главным, стратегическим целям, рассчитанным на всю жизнь.

2. Изучение направленности личности с помощью методики В.Смекала и М.Кучера☼☼☼

Цель : Изучение направленности личности. Методика разработана чешскими психологами В. Смекалом и М. Кучером. В основе методики Смекала- Кучера лежит несколько измененная ориентировочная анкета Б. Басса. Методика Смекала - Кучера основана на словесных реакциях испытуемого в предполагаемых ситуациях, связанных с работой или участием в них других людей. Ответы испытуемого зависят от того, какие виды удовлетворения и вознаграждения он предпочитает. Хотя у испытуемого и создается впечатление, что с помощью этой методики получают ориентировочную информацию о нем самом, в действительности же испытание позволяет изучить основную жизненную позицию. Назначение исследования -определение направленности человека: личностной (на себя), деловой (на задачу) и коллективистской (на взаимодействие) направленности человека

Материал: анкетный бланк, протокол.

Ход выполнения : Испытуемому предлагается бланк анкеты и инструкция

Инструкция испытуемому: На каждый пункт анкеты возможны 3 ответа, обозначенные буквами А, В, С. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения, который для Вас наиболее ценен или больше всего соответствует правде. Букву вашего ответа напишите в листе ответов против номера вопроса в столбике «Больше всего». Затем из ответов на этот же вопрос выберите дальше всего отстоящий от вашей точки зрения, наименее ценный для вас или менее всего соответствующий правде. Соответствующую букву напишите против номера вопроса, но в рубрике «Меньше всего». Для каждого вопроса используйте только две буквы, оставшийся ответ не записывайте нигде. Над вопросами не думайте слишком долго: первый выбор обычно бывает самым лучшим. Время от времени контролируйте себя: правильно ли вы записываете ответы, в те ли столбцы, везде ли проставлены буквы. Если обнаружится ошибка, исправьте ее, но так, чтобы исправление было четко видно.

1. Больше всего удовлетворение в жизни дает:

A. Оценка работы.

B. Сознание того, что работа выполнена хорошо.

C. Сознание, что находишься среди друзей.

2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:

A. Тренером, который разрабатывает тактику игры.

B. Известным игроком.

C. Выбранным капитаном команды.

3. Лучшими преподавателями являются те, которые:

A. Имеют индивидуальный подход.

B. Увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему.

C. Создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказать свою точку зрения.

4. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:

A. Не скрывают, что некоторые люди им не симпатичны.

B. Вызывают у всех дух соревнования.

C. Производят впечатление, что предмет, который они преподают, их не интересует.

5. Я рад, когда мои друзья:

A. Помогают другим, когда для этого представляется случай.

B. Всегда верны и надежны.

C. Интеллигенты и у них широкие интересы.

6. Лучшими друзьями считают тех:

A. С которыми складываются взаимные отношения.

B. Которые могут больше, чем я.

C. На которых можно надеяться.

7. Я хотел бы быть известным, как те:

A. Кто добился жизненного успеха.

B. Может сильно любить.

C. Отличается дружелюбием и доброжелательством.

8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть:

A. Научным работником.

B. Начальником отдела.

C. Опытным летчиком.

9. Когда я был ребенком, я любил:

A. Игры с друзьями.

B. Успехи в делах.

C. Когда меня хвалили.

10. Больше всего мне не нравится, когда я:

A. Встречаю препятствие при выполнении возложенной на меня задачи.

B. Когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения.

C. Когда меня критикует мой начальник.

11. Основная роль школы должна заключаться в:

A. Подготовке учеников к работе по специальности.

B. Развитии индивидуальных способностей и самостоятельности.

C. Воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми.

12. Мне не нравятся коллективы, в которых:

A. Недемократическая система.

B. Человек теряет индивидуальность в общей массе.

C. Невозможно проявление собственной инициативы.

13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его:

A. Для общения с друзьями.

B. Для любимых дел и самообразования.

C. Для беспечного отдыха.

14. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:

A. Работаю с симпатичными людьми.

B. У меня работа, которая меня удовлетворяет.

C. Мои усилия достаточно вознаграждены.

15. Я люблю, когда:

A. Приятно провожу время с друзьями.

B. Другие ценят меня.

C. Чувствую удовлетворение от выполненной работы.

16. Если бы обо мне писали в газетах, мне хотелось бы, чтобы:

A. Отметили дело, которое я выполнил.

B. Похвалили меня за мою работу.

C. Сообщили о том, что меня выбрали в комитет или бюро.

17. Лучше всего я учился бы, если бы преподаватель:

A. Имел ко мне индивидуальный подход.

B. Стимулировал меня на более интересный труд.

C. Вызывал дискуссию по разбираемым вопросам.

18. Нет ничего хуже, чем:

A. Оскорбление личного достоинства.

B. Неуспех при выполнении важной задачи.

C. Потеря друзей.

19. Больше всего я ценю:

А. Личный успех.

B. Общую работу.

C. Практические результаты.

20. Очень мало людей:

A. Действительно радуются выполненной работе.

B. С удовольствием работают в коллективе.

C. Выполняют работу по-настоящему хорошо.

21. Я не переношу:

A. Ссоры и споры.

B. Отметание всего нового.

C. Людей, ставящих себя выше других.

22.Я хотел бы:

A. Чтобы окружающие считали меня своим другом.

B. Помогать другим в общем деле.

C. Вызывать восхищение других.

23. Я люблю начальство, когда оно:

C. Доступно.

24. На работе я хотел бы:

A. Чтобы решения принимались коллективно.

B. Самостоятельно работать над решением проблемы.

C. Чтобы начальник признал мои достоинства.

A. Об искусстве хорошо уживаться с людьми.

B. О жизни известного человека.

C. Типа «Сделай сам».

26. Если бы у меня были музыкальные спос-ти, я хотел бы быть:

A. Дирижером.

B. Солистом.

C. Композитором.

27. Свободное время с наибольшим удовольствием провожу:

A. Смотря детективные фильмы.

B. В развлечениях с друзьями.

C. Занимаясь своим увлечением.

28. При условии одинакового финансового успеха я бы с удовольствием:

A. Выдумал интересный конкурс.

B. Выиграл бы в конкурсе.

C. Организовал бы конкурс и руководил им.

29. Для меня важнее всего знать:

A. Что я хочу сделать.

B. Как достичь цели.

C. Как привлечь других к достижению моей цели.

30. Человек должен вести себя так, чтобы:

A. Другие были довольны им.

B. Выполнить прежде всего свою задачу.

C. Не нужно было укорять его за работу.

Форма 1

Больше всего Меньше всего Больше всего Меньше всего Больше всего Меньше всего Больше всего Меньше всего

Обработка результатов: ключ к опроснику

Направленность на
себя (НС) взаимодействие (ВД) задачу (НЗ)
1.А 11. В 21.С 1.С 11.С 21.А 1. В 11. А 21. В
2. В 12. В 22. С 2. С 12. А 22. А 2. А 12. С 22. В
3. А 13. С 23. В 3. С 13.А 23. С 3. В. 13. В 23. А
4. А 14. С 24. С 4. В 14. А 24. А 4. С 14. В 24. В
5. В 15. А 25. В 5. А 15. С 25. А 5. С 15. В 25. С
6. С 16. В 26. В 6. А 16. С 26. А 6. В 16. А 26. С
7. А 17. А 27. А 7. С 17. С 27. В 7. В 17. В 27. С
8. С 18. А 28. В 8. В 18.С 28. С 8. А 18 В 28. А
9. С 19. А 29. А 9. А 19. В 29. С 9. В 19. С 29. В
10 С 20. С 30. С 10. В 20. В 30. А 10.А 20А 30. В

Если указанная в ключе буква занесена в рубрику «Больше всего», то испытуемому ставится знак «+» по данному виду направленности. Если же она расположена под индексом «Меньше всего», то ему ставится знак «-». Затем подсчитывают количество «+» и записывают их в итоговую таблицу в соответствующие столбцы НС или ВД, или НЗ в зависимости от того, какой ключ использовался. Также подсчитывается количество «-».

Форма 2

Количество «+» суммируется с количеством «-» (с учетом знака!). Полученный результат записывается в итоговую таблицу в строку «Сумма». Наконец, к полученному числу прибавляется 30 (опять с учетом знака!). Этот показатель и характеризует уровень выраженности данного вида направленности. Общая сумма всех баллов по трем видам направленности должна быть равна 90.

Итоговая таблица (Пример)

Проверка: общая сумма = 27 + 29 + 34 = 90

Интерпретация результатов:

Личностная направленность (направленность на себя - НС) связывается с преобладанием мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности людей вокруг себя. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания. Направленность на себя отражает, в какой мере испытуемый описывает себя как человека, ожидающего прямого вознаграждения и удовлетворения независимо от того, какую работу и с кем он выполняет. В представлении такого человека группа является «буквально театром», в котором можно удовлетворить определенные общие потребности, показать свои личные трудности, приобрести достоинство, уважение или общественный статус, быть агрессивным или господствовать. Такой человек интроспективен, властен, не реагирует на потребности окружающих его людей. Он занимается преимущественно собой, игнорирует людей или работу, которую обязан выполнять.

Коллективистская направленность или направленность на взаимные действия (ВД) имеет место тогда, когда поступки человека определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности. Иногда направленность на взаимоотношенияотражает интенсивность, с которой человек старается поддержать хорошие взаимоотношения, но лишь «на поверхности», что часто препятствует выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям. Такой человек проявляет большой интерес, когда речь идет о коллективной деятельности, но по сути сам не вносит никакого вклада в осуществление трудовых заданий группы.

Деловая направленность (направленность на задачу - НЗ) отражает преобладание мотивов, порождаемых деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками. Обычно такой человек стремится сотрудничать с коллективом и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи. Направленность на задачуотражает интенсивность, с которой человек выполняет задание, решает проблемы, и то, в какой мере он заинтересован выполнять свою работу как можно лучше. Несмотря на свои личные интересы, такой человек будет охотно сотрудничать с коллективом, если это повысит эффективность группы. В коллективе он стремится отстоять свое мнение, которое считает полезным для работы.

Необходимо отметить, что все три вида направленности не абсолютно изолированы, а обычно сочетаются. Поэтому более корректно будет говорить в результате диагностики не о единственной, а о доминирующей направленности личности.

3 . Изучение мотивации успеха и боязни неудач с помощью опросника А.Реана☼☼☼

Цель: Изучение мотивации успеха и боязни неудач с помощью опросника А.Реана.

Материал: текст опросника А.Реана, протокол.

Ход выполнения : Испытуемый должен ответить на предложенные вопросы «да», «нет».

Инструкция испытуемому: Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать ответ «да» или «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» объединяет, как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет»: он объединяет явное «нет» и «скорее нет, чем да».

Отвечать на вопросы следует быстро, не задумываясь надолго. Ответ, который первый приходит в голову, как правило, является и наиболее точным.

1. Включаясь в работу, как правило, оптимистично надеюсь на успех.

2. В деятельности активен.

3. Склонен к проявлению инициативности.

4. При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины отказа от них.

5. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереалистически высокие по трудности.

6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.

7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.

8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля.

9. При выполнении достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени, результативность деятельности ухудшается.

10. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.

11. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.

12. Если рискую, то, скорее с умом, а не бесшабашно.

13. Не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.

14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, чем нереалистически высокие.

15. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания, его притягательность, как правило, снижается.

16. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач.

17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

18. При работе в условиях ограничения времени результативность деятельности улучшается, даже если задание достаточно трудное.

19. В случае неудачи при выполнении чего-либо, от поставленной цели, как правило, не отказываюсь.

20. Если задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность еще более возрастает.

Ключ к опроснику: Ответ «ДА»: 1,2,3,6,8,10, 11, 12, 14,16,18,19,20. Ответ «НЕТ»: 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17.

За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.

Если количество набранных баллов от 1 до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).

Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).

Если количество набранных баллов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8,9, есть определенная тенденция мотивации на неудачу, а если количество баллов 12,13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.

Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность.

Мотивация на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха. Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние близкое к паническому. По крайней мере, ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.

4. Изучение потребности в достижении с помощью методики Ю.М.Орлова☼☼☼

Цель: Изучение потребности в достижении. Методика разработана Ю. М. Орловым в 1978 году.

Материал: бланк с 23 утверждениями и протокол.

Ход выполнения: Испытуемому предлагается тест-опросник, содержащий 23 положения (утверждения), с которыми испытуемый соглашается или не соглашается. Тест направлен на выявление степени выраженности потребности в достижении успеха в любой деятельности, заряженности человека на успех.

Инструкция испытуемому: Сейчас вам прочтут ряд положений. Если вы с ними согласны, то рядом с номером положения напишите на своем листочке «Да», если не согласны, напишите «Нет».

1. Думаю, что успех в жизни зависит скорее от случая, чем от расчета,

2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет смысл.

3. Для меня в любом деле важно его исполнение, а не его законченный результат.

4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.

5. По моему мнению, большинство людей живут дальними целями, а не близкими.

6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.

7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.

8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.

9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.

10. Мои близкие считают меня ленивым человеком.

11. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.

12. Мои родители слишком строго контролируют меня.

13. Терпения во мне больше, чем способностей.

14. Лень, а не сомнения в успехе вынуждают меня слишком часто отказываться от своих намерений.

15. Думаю, что я уверенный в себе человек.

16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы не в мою пользу.

17. Я не усердный человек.

18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.

19. Если бы я был журналистом, я писал бы скорее об оригинальных изобретениях людей, чем о.происшествиях.

20. Мои близкие обычно не разделяют моих планов.

21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих ровесников.

22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.

23. Я мог бы достичь большего, освободившись от текущих дел.

Обработка и интерпретация результатов: За каждый ответ ставится 1 балл: за ответы «Да» - на вопросы 2, 6-8, 14, 16, 18, 19, 21-23; за ответы «Нет» - на вопросы 1, 3-5,9-13, 15, 17,20.

Потребность в достижениях (ПД) равна сумме баллов «Да» + «Нет». Таким образом, оценочная шкала - от 0 до 23 баллов. Чем больше баллов в сумме набирает испытуемый, тем в большей степени у него выражена потребность в достижениях.

5. Изучение мотивации учебной деятельности с помощью методики Г.Н.Казанцевой «Отношение к учебным предметам» ☺☺

Цель: Изучение отношения к учебным предметам по Г.Н.Казанцевой.

Диагностика мотивационной сферы представляет собой очень сложную задачу с точки зрения разработки адекватных методик. Это связано с тем, что мотивы деятельности и поведения, образуя ядро личности, являются наиболее «закрытой зоной» личности. И наиболее оберегаемой (сознательно или подсознательно) самой личностью от постороннего проникновения в эту сферу. Однако существуют задачи, которые требуют изучения мотивации личности и в частности мотивации учебной деятельности, именно такие задачи являются нередко актуальными для оптимального функционирования образовательного учреждения, планирования, осуществления педагогического процесса и получения обратной связи.

Материал: 2 бланка с утверждениями, в которых испытуемый должен продолжить ряд утверждений при необходимости и подчеркнуть соответствующие задаче утверждения, протокол.

Ход выполнения : Исследование проходит в три этапа.

Этап 1 . Испытуемому предлагается бланк и дается инструкция:

Инструкция испытуемому: Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые

Любимые____________________________________________

Нелюбимые_____________________________________________