Награды ведомств легкой промышленности ссср. Организаторы оборонных отраслей - создатели военной техники хх века Министерство судостроительной промышленности ссср

Правомерен вопрос: как СССР, начавший индустриализацию лишь в 30-е гг., к тому же разоренный во Второй мировой войне, смог совершить рывок в формировании и развитии ВПК вопреки ограниченности во времени и вторичных ресурсах (кадрах, технике, технологиях и т.д.)?

Олег Дмитриевич Бакланов, Олег Константинович Рогозин

В 1950-е годы руководство СССР пыталось разными способами решить проблему координации обширных работ по революционным направлениям развития вооружений, прежде всего ядерного оружия и ракетной техники. 16 марта 1953 года выходит Постановление Совета Министров СССР «О руководстве специальными работами», которым создается Специальный комитет для руководства работами по атомной промышленности и ракетной технике.

Однако уже 26 июня 1953 года Президиум ЦК КПСС на своем заседании принимает решение «Об образовании Министерства среднего машиностроения СССР», с включением в его состав 1-го и 3-го Главных управлений, в связи с чем ликвидируется созданный тремя месяцами ранее Специальный комитет при Совете Министров СССР. Это решение в тот же день оформляется Указом Президиума Верховного Совета СССР. Предприятия министерства занимались разработкой и изготовлением ядерного оружия, проектированием и строительством транспортных средств с атомными двигательными установками: ледоколов, подводных лодок, военных судов, космических ракет и самолетов, а также производством радиоизотопных приборов и аппаратуры, строительством атомных станций.

Между тем, задача координации работ по всей тематике военного производства так и не была решена, хотя новый этап научно-технической революции требовал существенного повышения эффективности управления разработками и производством техники и вооружения.

6 декабря 1957 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о создании Комиссии по военно-промышленным вопросам при Президиуме Совета министров СССР. В 1957 году, кроме Министерства Обороны СССР и Министерства оборонной промышленности СССР, непосредственно выполняющими «оборонные» функции считались: Министерство авиационной промышленности СССР, Министерство судостроительной промышленности СССР, Министерство радиотехнической промышленности СССР, Министерство среднего машиностроения СССР, КГБ при СМ СССР, Государственный комитет по использованию атомной энергии, Главное управление государственных материальных резервов, Главное инженерное управление Государственного комитета по внешнеэкономическим связям, Главспецстрой при Госмонтажспецстрое, организация п/я № 10, -ДОСААФ, ЦК «Динамо» и Всеармейское военно-охотничье общество.

Во многом благодаря деятельности Военно-промышленной комиссии Советский Союз после Второй мировой войны сумел создать ряд передовых образцов вооружения и военной техники в самых высокотехнологичных сферах систем вооружения.

Постановление СМ СССР № 697-355сс/оп
«О руководстве специальными работами»

г. Москва, Кремль

Совет Министров Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:

I. О Специальном комитете

1. Образовать при Совете Министров СССР Специальный комитет в составе тт.:

  1. Берия Л.П. — председатель
  2. Ванников Б.Л. — первый заместитель председателя
  3. Клочков И.М. — заместитель председателя
  4. Владимирский С.М. — - " -
  5. Булганин Н.А. — член комитета
  6. Завенягин А.П. — - " -
  7. Рябиков В.М. — - " -
  8. Махнев В.А. — - " -

2. Возложить на Специальный комитет при Совете Министров СССР руководство всеми специальными работами (по атомной промышленности, системам «Беркут» и «Комета», ракетам дальнего действия (...)), осуществляемыми Первым и Третьим главными управлениями при Совете Министров СССР и другими министерствами и ведомствами.

Установить, что Специальный комитет:

— определяет планы развития специальных работ, размеры потребных для выполнения этих планов денежных ассигнований и материально-технических ресурсов и вносит их на утверждение Правительства;

— осуществляет контроль за ходом специальных работ и принимает меры по обеспечению выполнения установленных планов;

— принимает оперативные решения, касающиеся специальных работ, обязательные для министерств и ведомств, а в случаях, требующих утверждения Правительства, вносит свои предложения в Совет Министров СССР.

Для выполнения возложенных на него заданий Специальный комитет имеет свой аппарат.

II. О Первом и Втором главных управлениях при Совете Министров СССР

1. Объединить Первое и Второе главные управления при Совете Министров СССР в одно Главное управление — Первое главное управление при Совете Министров СССР.

2. Освободить т. Ванникова Б.Л. от обязанностей начальника Первого главного управления при Совете Министров СССР в связи с переходом его на работу в Специальный комитет.

3. Назначить т. Завенягина А.П. начальником Первого главного управления при Совете Министров СССР.

4. Назначить:

т. Славского Е.П. — первым заместителем начальника Главка

т. Павлова Н.И. — заместителем начальника Главка

т. Антропова П.Я. — - " - - " -

т. Емельянова В.С. — членом коллегии Главка

т. Кандарицкого В.С. — - " - - " -

т. Комаровского А.Н. — - " - - " -

т. Полякова В.П. — - " - - " -

т. Петросьянца А.М. — - " - - " -

Председатель Совета Министров Союза ССР Г.Маленков
Управляющий делами Совета Министров СССР М.Помазнев

АП РФ. Ф. 93, коллекция постановлений и распоряжений СМ СССР за 1953 г. Заверенная копия.

Предыстория органов управления военной промышленностью

Российские исторические традиции управления военной промышленностью из единого центра восходят к началу ХХ века, когда в условиях Первой мировой войны для руководства военной экономикой создавались специальные органы — особые совещания. Главное из них — «Особое совещание для обсуждения мероприятий по обороне государства» — возглавлял военный министр, в нем участвовали представители государственных органов (Госдумы, Госсовета и т.д.), промышленники и предприниматели. В задачи Особого совещания входило распределение военных заказов и контроль за их выполнением на предприятиях, производивших военную продукцию, вопросы снабжения армии. Своего рода посредником между государством и частной промышленностью по распределению военных заказов и выдаче авансов стали органы общественного контроля — военно-промышленные комитеты. В конце мая 1915 г. на 9-м Всероссийском съезде представителей торговли и промышленности был избран Центральный военно-промышленный комитет во главе с лидером партии октябристов А. Гучковым и прогрессистом А. Коноваловым.

После тотальной мобилизации военных ресурсов страны в годы Первой мировой войны, революции 1917 г. и Гражданской войны, в условиях НЭПа произошло резкое, почти обвальное сокращение военных расходов, численности вооруженных сил и оборонного потенциала страны в целом.

В результате на рубеже 20-30-х годов ХХ века СССР имел ограниченную систему «кадровых» военных предприятий, собранных в тресты и объединения под общим руководством Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ).

После ликвидации ВСНХ с января 1932 г. оборонные предприятия перешли в систему Наркомата тяжелой промышленности (НКТП). С конца 1936 года начался период создания специализированной оборонной промышленности в рамках Наркомата оборонной промышленности (НКОП). В связи с началом Второй мировой войны 1 сентября 1939 года в условиях прямой военной угрозы в СССР началась форсированная подготовка к войне, рост вооруженных сил и наращивание производства вооружения. Знамением нового периода стали такие факты, как принятие чрезвычайного плана мобилизации — МП-1 на «особый» IV квартал 1939 г., проведенная в том же году реорганизация управления — разделение НКОП на специализированные наркоматы: авиационной промышленности, вооружения, боеприпасов, судостроительной промышленности.

ВПК как орган мобилизации промышленности

Мобилизационная работа, связанная с подготовкой к войне, была «узким местом» в системе советского оборонного строительства в 1930-е годы. Руководители военного и промышленного ведомств ратовали за создание единого «мобилизационного» органа, который сосредоточил бы функции по подготовке промышленности и экономики в целом к войне. Таким органом управления стала Постоянная мобилизационная комиссия при Комитете Обороны Совета Народных Комиссаров. На первом ее заседании, 4 мая 1938 г., присутствовали К. Е. Ворошилов, Н. И. Ежов, Л. М. Каганович, П. И. Смирнов, Н. А. Вознесенский (председатель Госплана), Б. М. Шапошников, М. И. Кулик, И. Ф. Тевосян и др. Таким образом, в состав комиссии вошли представители военного руководства, руководители промышленности, органов безопасности.

14 июня 1938 г. состоялось заседание комиссии под ее новым названием — Военно-промышленная комиссия. На заседании в числе прочих вопросов было решено принять предложенный Л. М. Кагановичем проект «О задачах Военно-промышленной комиссии при СНК СССР и о построении ее аппарата».

Постройка артиллирийского железнодорожного транспортера ТМ-1-14 с 356-мм орудием на Ленинградской Металлическом заводе(1932 год)

Согласно этому документу Военно-промышленная комиссия являлась рабочим органом Комитета обороны при СНК СССР. ВПК имела главной задачей «мобилизацию и подготовку промышленности как оборонной, так и необоронной для полного обеспечения выполнения планов и заданий Комитета обороны по производству и поставке РККА и Военно-морскому флоту средств вооружения».

В число функций ВПК входили:

  • рассмотрение мобилизационных заявок;
  • проверка расчетов потребностей и нор-мы потребления по мобзаявкам;
  • распределение мобилизационных заданий между наркоматами Союза и союзных республик и проверка правильности распределения заказов между предприятиями;
  • составление сводного мобилизационного плана промышленности по всем его разделам;
  • согласование мобилизационно-промышленного плана с народно-хозяйственным планом (совместно с Мобсектором Госплана СССР);
  • обследование производственных мощностей предприятий, определение их мобилизационного предназначения, разработка мер по наращиванию новых производственных мощностей, ассимиляции гражданских производств и их правильной реализации;
  • проверка исполнения мобилизационного плана и программы текущих военных заказов предприятиями и наркоматами;
  • разработка планов материально-технического обеспечения, мобилизационных заданий по всем основным видам снабжения (оборудование, сырье, инструменты, полуфабрикаты и т.д.);
  • установление системы районирования производства для сокращения перевозок и достижения комплектности производства;
  • разработка мероприятий по повышению выпуска продукции основными предприятиями путем их кооперирования с предприятиями-смежниками;
  • разработка плана и мероприятий, обеспечивающих в военное время мобилизуемую промышленность рабочей силой и инженерно-техническими кадрами;
  • разработка норм накопления промышленных мобзапасов, проверка их наличия и качества, установление правил хранения и освежения мобзапасов;
  • проведение, по особому решению КО, опытных мобилизаций отдельных промышленных предприятий или целых промышленных отраслей;
  • разработка вопросов применения в военной промышленности всяких технических изобретений, в особенности замены остродефицитных материалов в производстве предметов вооружения;
  • разработка инструкций о военно-мобилизационной работе в наркоматах, главных управлениях, трестах и предприятиях; контроль за работой военных отделов в вышеперечисленных органах, постановка дела подбора и подготовки кадров моборганов и сохранения военно-промышленной тайны.

ВПК состояла из председателя комиссии в ранге заместителя председателя СНК СССР (председателем стал Л. М. Каганович), двух его заместителей и секретаря, а также семнадцати постоянных членов комиссии. В число последних входили представители Вооруженных Сил СССР и НКВД (как главные заказчики военной продукции) — нарком обороны, нарком ВМФ, нарком внутренних дел, начальники: Генерального штаба РККА, Главного морского штаба, ВВС РККА, Артиллерийского управления РККА, Автобронетанкового управления РККА; руководители оборонной и тяжелой промышленности: наркомы авиационной промышленности, судостроения, боеприпасов, вооружения, химической промышленности, тяжелого машиностроения, среднего машиностроения, общего машиностроения; а также председатель Госплана СССР.

Решения Военно-промышленной комиссии нуждались в утверждении председателя Комитета обороны и лишь после этого были обязательны к выполнению. Для выполнения повседневной работы внутри ВПК выделялся секретариат, состоявший из организационно-планового сектора, отраслевых секторов и общей части секретариата.

Организационно-плановый сектор ВПК отвечал за «изучение исторического и современного зарубежного опыта промышленной мобилизации и изыскание на этой основе наиболее рациональных организационных форм мобилизационной подготовки промышленности, разработку инструкций и положений по мобработе, разработку структуры и штатов моборганов, обеспечение сохранения военно-промышленной тайны, заключение по мобзаявкам военных наркоматов, распределение мобзаявок по отраслевым секторам, обобщение сводных данных по мобилизационному плану, выдачу мобзаданий наркоматам и другим организациям и заявок на сырье и полуфабрикаты, выявление производственных мощностей, снабжение «рабтехсилой» и т.д.

В состав секретариата ВПК входили также отраслевые секторы, отвечавшие за мобилизационную подготовку соответствующих отраслей: 1) вооружений, с группами стрелкового оружия, материальной части артиллерии, военных приборов; 2) боеприпасов, в составе групп корпусов, трубок, взрывателей, гильз, порохов, ВВ, снаряжения и укупорки; 3) авиации; 4) автобронетанковый; 5) военно-химический; 6) судостроения; 7) инженерного имущества и связи.

В функции отраслевых секторов входила разработка всего комплекса вопросов, связанных с мобилизационной подготовкой данной отрасли производства, и в частности:

  • учет и выявление существующих производственных мощностей соответствующей отрасли производства и сопоставление их с объемом мобзаявки по данному виду вооружений;
  • подготовка заключений по мобзаявке на данный вид вооружений;
  • изыскание дополнительных производственных мощностей и разработка мероприятий по наращению новых мощностей;
  • разработка вопросов производственного кооперирования предприятий;
  • размещение мобзаявки и проверка мобготовности предприятий;
  • обобщение сводной потребности в оборудовании, сырье, инструменте, рабочей силе и т.п.;
  • внедрение в производство новых технических усовершенствований и высокорентабельных технологических процессов, а также разработка вопросов, связанных с заменой остродефицитных и импортных материалов;
  • определение норм накопления мобзапасов и контроль за их созданием и освежением;
  • подготовка решений по данной отрасли производства и контроль за своевременностью и качеством их исполнения;
  • контроль и обеспечение выполнения программы текущих военных заказов в данной отрасли производства;
  • наблюдение за разработкой вопросов разгрузки и эвакуации промышленных предприятий, дислоцированных в угрожаемых зонах.

Был также установлен порядок разработки мобилизационного плана. В установленные Комитетом обороны сроки военные наркоматы (НКО, НКВМФ, НКВД) должны были представить в ВПК мобзаявки на военный год на «средства вооружений и боевой техники». Сводный мобилизационный план промышленности поэтапно разрабатывался ВПК в одном экземпляре и состоял из следующих разделов: плана подачи, плана производственной кооперации, плана материально-технического обеспечения, плана наращения мощностей, плана обеспечения рабсилой и ИТР, плана накопления мобзапасов, финансового плана, плана перевозок.

Секторы ВПК были обязаны осуществлять контроль за мобготовностью предприятий и наркоматов и в соответствии с происходящими изменениями вносить в мобплан необходимые коррективы.

Помимо этого, ВПК в целом должна была выступать в роли «арбитра» при решении спорных вопросов между ведомствами. В решении ВПК от 27 сентября по вопросу «О комплектации артвыстрела», в частности, указывалось: «При наличии разногласий по вопросам поставки между наркомом оборонной промышленности и наркомами других наркоматов-поставщиков спорные вопросы разрешаются ВПК».

Таким образом, ВПК проделала большую работу по подготовке народного хозяйства к будущей войне. Все вопросы принятия на вооружение новых образцов вооружений и боевой техники, их освоения в серийном производстве находились под личным контролем И.В.Сталина, возглавлявшего два последних предвоенных года Комитет Обороны СССР. По воспоминаниям Наркома вооружения СССР Б.Л.Ванникова, «Сталин изучал ежедневно сводки о выпуске самолетов и авиационных двигателей, требуя объяснений и принятия мер в каждом случае отклонения от графика...То же самое можно сказать о его участии в рассмотрении вопросов танковой промышленности и военного судостроения».

Повседневного внимания к вопросам развития оборонной промышленности Сталин требовал и от своего ближайшего окружения. Согласно постановлению ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 10 сентября 1939 г., Экономсовет (председатель А. И. Микоян, заместитель Н. А. Булганин, члены: С. М. Буденный, Е. А. Щаденко, Л. З. Мехлис) и Комитет Обороны (председатель И. В. Сталин, первые заместители В. М. Молотов и Н. А. Вознесенский, члены: Н. Г. Кузнецов, А. А. Жданов, А. И. Микоян, Л. П. Берия, Б. М. Шапошников, Г. И. Кулик, Ф. И. Голиков) обязывались «заседать ежедневно».

Вместе с тем, по мнению экспертов Первого Отдела Госплана СССР, занимавшихся в конце 1950-х годов обобщением опыта развертывания военно-промышленной базы СССР накануне Великой Отечественной войны: «...мы слишком поздно начали проводить военно-мобилизационную подготовку нашей промышленности. Наша страна по существу не имела комплексного мобилизационного плана подготовки всего народного хозяйства к нуждам войны, что явилось, безусловно, крупным недостатком и объяснялось во многом несвоевременной организацией мобилизационного планирования».

В годы войны все функции управления оборонной промышленностью перешли в Государственный комитет обороны (ГКО), образованный 30 июня 1941 года совместным постановлением Президиума Верховного Совета СССР, Совета Народных Комиссаров СССР и Центрального Комитета ВКП(б). Необходимость создания ГКО как высшего органа руководства мотивировалась тяжелым положением на фронте, требовавшим, чтобы руководство страной было централизовано в максимальной степени. В упомянутом постановлении говорится, что все распоряжения ГКО должны беспрекословно выполняться гражданами и любыми органами власти.

8 декабря 1942 г. при Государственном Комитете Обороны создается Оперативное Бюро в составе: В. М. Молотов, Л. П. Берия, Г. М. Маленков и А. И. Микоян, — для контроля и наблюдения за работой наркоматов военной промышленности, разработки и внесения на рассмотрение Председателя ГКО проектов решений по отдельным вопросам развития промышленности и транспорта. На основе заявок НКО, НКВМФ, НКВД и НКГБ Оперативное Бюро ГКО составляло, при участии отделов Госплана СССР, месячные и квартальные планы производства «военной» и «гражданской» промышленной продукции и материально-технического снабжения важнейших отраслей народного хозяйства. 18 мая 1944 г. Оперативное Бюро было утверждено в новом составе: Л. П. Берия (председатель), Г. М. Маленков, А. И. Микоян, Н. А. Вознесенский и К. Е. Ворошилов.

За 50 месяцев своего существования ГКО принял 9971 постановление, из которых примерно две трети касались проблем военной экономики и организации производства военно-промышленной продукции. На местах ответственными за выполнение постановлений ГКО являлись местные партийные и советские органы. Особо ответственные задания находились на контроле уполномоченных ГКО.

Центр координации военной промышленности

В первые послевоенные годы единого органа управления военно-промышленными делами не существовало. Постановлением ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР в феврале 1947 г. при Совете Министров СССР создавались отраслевые бюро по промышленности и сельскому хозяйству. Девять отраслевых бюро, в том числе по машиностроению и судостроению во главе с В. А. Малышевым, занимались оборонными отраслями. Наблюдение за Министерством Вооруженных Сил осуществлялось непосредственно председателем Совета Министров СССР, а с апреля 1949 г. эта работа была поручена Н. А. Булганину, в том числе — ответственность за работу министерств авиационной промышленности и вооружения, выведенных из ведения Бюро по машиностроению и судостроению.

В мае 1948 г. руководители оборонной промышленности Д. Ф. Устинов и М. З. Сабуров выступили с инициативой о создании в правительстве единого центра по военным и военно-промышленным делам. В ведение этого органа должны были войти текущие вопросы военной промышленности, разработка и обеспечение мобилизационных планов, создание новых образцов вооружения, координация работы отраслей оборонной промышленности. По мнению лидеров «оборонки», необходимость создания такого органа давно назрела.

Эти действия явились признаком формирования общности интересов руководителей военно-промышленного комплекса. На практике это вылилось в создание в 1951 г. при Президиуме Совета Министров СССР Бюро по военным и военно-промышленным вопросам под председательством Н. А. Булганина, которое действовало с февраля 1951 г. по октябрь 1952 г. Членами бюро являлись А. М. Василевский — министр Вооруженных Сил СССР, Д. Ф. Устинов — министр вооружения СССР, М. В. Хруничев — министр авиационной промышленности СССР, И.С. Юмашев — военно-морской министр СССР.

Сборка танков Т-34 на Челябинском Кировском заводе, 1943 год

Бюро занималось рассмотрением планов военных заказов, научно-исследовательских работ по военной технике, принятием на вооружение новых образцов и снятием с вооружения устаревших и другими вопросами, связанными с обеспечением армии и флота вооружением и военно-техническим имуществом. Принципиальные вопросы по военной технике рассматривались и утверждались ЦК ВКП(б) и Советом Министров СССР. Бюро не имело специального аппарата (за исключением небольшого секретариата), функции аппарата выполняли отраслевые группы Управления делами Совмина СССР.

В 1953 г. отраслевые бюро при Совете Министров СССР были упразднены. В 1953-56 гг. вопросами координации деятельности оборонных отраслей промышленности занимались заместители председателя Совета Министров СССР — Н. А. Булганин, В. А. Малышев, М. З. Сабуров, М. В. Хруничев. Общее наблюдение и решение принципиальных и межотраслевых вопросов оборонных отраслей промышленности и Министерства обороны осуществляло Бюро Совмина СССР.

В декабре 1956 г. функции руководства оборонными отраслями промышленности были переданы Госэкономкомиссии. Она готовила предложения по вопросам военной техники, осуществляла оперативное руководство оборонными отраслями. Комиссии было предоставлено право издавать распоряжения и постановления в области промышленности, обязательные к исполнению. В декабре 1957 г. Госэкономкомиссия была ликвидирована. 6 декабря 1957 г. создана Комиссия по военно-промышленным вопросам при Президиуме Совета Министров СССР. Роль комиссии как координатора была особенно высока в условиях реформы Н. С. Хрущева 1957-1958 гг. по децентрализации управления экономикой через систему «совнархозов». Однако и после восстановления министерств в 1965 г. комиссия сохранила свои функции и стала наиболее устойчивой организационной формой координации многоплановой деятельности военно-промышленного комплекса страны, вплоть до конца советского периода.

Основными задачами Военно-промышленной комиссии являлись:

  • организация и координация работ по созданию современных видов вооружения и военной техники;
  • координация работы оборонных отраслей промышленности, других министерств и ведомств СССР, привлеченных к созданию и производству вооружения и военной техники;
  • обеспечение совместно с Госпланом СССР комплексного развития оборонных отраслей промышленности;
  • повышение технического уровня производства, качества и надежности вооружения и военной техники;
  • оперативное руководство и контроль за деятельностью оборонных отраслей промышленности, в том числе в части создания, производства и поставок вооружения и военной техники, выпуска товаров народного потребления и другой гражданской продукции в объемах, равных по стоимости фонду зарплаты предприятий в отрасли, а также контроль за деятельностью других отраслей промышленности по указанным вопросам;
  • подготовка совместно с Госпланом СССР и Министерством обороны СССР программ вооружения, пятилетних и годовых планов создания, производства и выпуска вооружения и военной техники и внесение их на рассмотрение и утверждение;
  • подготовка и внесение совместно с Госпланом СССР, министерствами обороны и финансов на рассмотрение Совета обороны СССР и Верховного Совета СССР предложений по контрольным цифрам расходов страны на создание и производство вооружения, военной и другой специальной техники оборонного значения в соответствующие плановые периоды;
  • координация внешнеэкономических связей оборонных отраслей промышленности по военно-техническому сотрудничеству.

В связи с сокращением расходов на вооружение в 1980-х гг. на ВПК была возложена задача по координации и осуществлению работ в области конверсии военного производства. В этой связи на ВПК был возложен ряд важных оперативных задач по развитию гражданского сектора народного хозяйства:

  • организация разработки и производства оборудования для перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, легкой промышленности и торговли;
  • организация разработки и производства непродовольственных товаров народного потребления; организация технических средств и работ в области связи; координация работ по созданию объектов атомной энергетики;
  • руководство выполнением программ электронизации народного хозяйства; координация работ в области воздушных, грузовых и пассажирских перевозок и другие задачи.

В разные периоды работы ВПК в ее состав, как правило, входили заместитель председателя Совета Министров СССР — председатель ВПК, первый заместитель председателя ВПК — в ранге министра СССР, заместители председателя ВПК, первый заместитель председателя Госплана СССР, ведающий вопросами оборонной промышленности, министры оборонных отраслей промышленности, первый заместитель министра обороны СССР — начальник Генерального штаба ВС СССР, заместитель министра обороны СССР по вооружению, а также известные и авторитетные ученые и организаторы промышленности.

Устинов Д.Ф. - первый председатель Военно-промышленной комиссии при Совете Министров СССР

Со времени образования Военно-промышленной комисии в 1957 году в советский период ее последовательно возглавляли Дмитрий Федорович Устинов (1957-1963 гг.), Леонид Васильевич Смирнов (1963-1985 гг.), Юрий Дмитриевич Маслюков (1985-1988 гг.), Игорь Сергеевич Белоусов (1988-1991 гг.).

К середине 1980-х гг. в ВПК насчитывалось 15 отделов, занимавшихся созданием вооружения и военной техники, анализом производственной деятельности министерств и экономической эффективности оборонно-промышленного комплекса, внедрением в производство достижений научно-технического прогресса, передовых технологий, военно-техническим сотрудничеством с зарубежными государствами.

В составе работников аппарата ВПК были представители основных ветвей комплекса: 50% пришли из министерств с руководящих должностей, 10% — из Госплана СССР, 6% — из Минобороны СССР, 34% — из научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и заводов. Наиболее многочисленными были руководители оборонной промышленности и научно-технической элиты, наименьший процент приходился на выходцев из военного ведомства. Научно-технические кадры, включая видных ученых, участвовали в работе Научно-технического совета, действовавшего при ВПК.

Порядок принятия решений по военно-промышленным вопросам, в основном установившийся с 60-х годов, демонстрировал единство и совместную работу всех главных подразделений советского ВПК. Окончательные решения обычно выходили в форме совместных постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, которые несли на себе различные грифы секретности и в закрытом порядке рассылались заинтересованным ведомствам. Такими же специальными решениями высших органов власти оформлялись и любые изменения в политике, связанные с деятельностью ВПК. Однако этому предшествовала длительная работа целого ряда ведомств.

Проекты решений вырабатывались на начальной стадии теми научно-производственными подразделениями, которые занимались разработкой той или иной системы вооружения (некоторые технические заказы разрабатывались также научно-техническими организациями военного ведомства). Затем все заинтересованные министерства представляли свои предложения по проекту в Военно-промышленную комиссию, которая являлась главным координирующим органом всего комплекса. Комиссия прилагала немало усилий, стараясь согласовать положения документа с интересами и возможностями всех заинтересованных ведомств, научно-технических и научно-производственных организаций. Подготовленный комиссией окончательный вариант проекта затем направлялся в Отдел оборонной промышленности ЦК КПСС, где он подвергался дополнениям и корректировке и выпускался в форме совместной директивы главных органов партийно-государственного руководства. Такова была общая схема принятия решений в данной области в период «развитого ВПК», когда последний занимал лидирующее место в экономике СССР.

Многоразовая ракетно-космическая система «Энергия-Буран» на космодроме Байконур (1988г.)

ЦК КПСС и СМ СССР было принято очень важное для работы решение о наделении ВПК с момента ее образования полномочиями органа государственного управления. Полномочные функции ВПК проявлялись в случаях разногласий между министерствами оборонных отраслей промышленности (МООП) и Госпланом СССР; МООП и Министерством обороны СССР, Госпланом СССР и Министерством обороны СССР при рассмотрении ВПК текущих годовых планов производства и поставок вооружения и военной техники, планов и программ вооружения, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по вооружению и военной технике, создания мобилизационных мощностей, а также при отработке этих планов с учетом их исполнения. Решение ВПК в случае возникновения разногласий было, как правило, окончательным. Иногда по принципиальным вопросам финансового и материально-ресурсного характера окончательное решение принимало Политбюро ЦК КПСС.

Много крупных и важных государственных событий свершилось при участии и под контролем Военно-промышленной комиссии за долгие годы ее существования.

Так, образована сеть институтов, конструкторских бюро и заводов, охватывающая все направления ракетостроения (КБ и институты: Б. В. Гидаспова, В. П. Глушко, Б. П. Жукова, С. П. Королева, В. П. Макеева, А. Д. Надирадзе, М. Ф. Решетнева, В. Н. Челомея, М. К. Янгеля и другие), крупнейшие предприятия и производственные объединения: завод им. Хруничева, Южмашзавод, Красноярский машзавод, Ленинец, Омский авиазавод, Фазотрон, Златоустовский машзавод, Воткинский машзавод, Оренбургский авиазавод, Бийский химкомбинат и многие другие.

Созданы пилотируемые и непилотируемые космические системы различного назначения. Развернуты боевые ракетные комплексы РВСН — основы ракетно-ядерного щита страны. Созданы и стали грозной силой подводный ракетоносный флот и оснащенная крылатыми ракетами дальняя авиация.

В этот же период достигнут стратегический ракетно-ядерный паритет с США и странами НАТО, обеспечивающий длительную стратегическую стабильность, а попросту мир без ядерных войн. Этот мир завоеван огромным трудом работников оборонной промышленности, создавшей стратегические ядерные силы.

Сегодня всем стало ясно, что только достигнутый усилиями всей нашей страны стратегический ракетно-ядерный паритет сделал возможным переход к политике сокращения и ограничения ядерных вооружений, только этот паритет посадил мировых политиков за стол переговоров.

К этому же периоду относится и становление системной организации развития вооружений. Чтобы подчеркнуть всю широту и ответственность задач, решавшихся под эгидой и с участием ВПК, достаточно напомнить о созданных на базе глубоких научных исследований комплексных программах важнейших видов ракетно-космических, авиационных, противоракетных и других систем оружия.

ВПК и министерства оборонных отраслей промышленности выполнили основную задачу, поставленную государством, по обеспечению высокого научно-технического уровня вооружений и военной техники — чтобы вооружение армии и флота по своим тактико-техническим параметрам не уступало или превосходило уровень военной техники зарубежных стран. При постоянном контроле Военно-промышленной комиссии армия и флот своевременно оснащались новейшим вооружением в кратчайшие сроки и в необходимом количестве.

Работники ВПК всегда высоко ценили вклад командования и личного состава Министерства обороны СССР в отработку новой техники, поступающей на вооружение Советской армии и Военно-морского флота.

После распада Советского Союза в декабре 1991 г. централизованное управление промышленностью, в том числе ее военно-промышленным комплексом, было упразднено, Государственная комиссия Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам и министерства оборонных отраслей промышленности СССР ликвидированы, предприятия оборонных отраслей промышленности вошли в фазу глубокого кризиса, военная мощь страны и ее обороноспособность из года в год снижались.

Сегодня всем российским гражданам следует вспомнить, что благодаря централизованному управлению оборонными и другими отраслями народного хозяйства, позволившему сконцентрировать производственные, ма-те-ри-альные и интеллектуальные ресурсы на обеспечение фронта всем необходимым, Советский Союз одержал победу в Великой Отечественной войне, а в период 1957-1991 гг. создал стратегический ракетно-ядерный паритет с США и странами НАТО, предотвративший новую войну с глобальными разрушениями, обеспечивший 60-летний мир на нашей земле.

Воссоздание в 2006 году Военно-промышленной комиссии в Российской Федерации, наряду с другими шагами в области обеспечения военной безопасности страны, свидетельствует о возрождении внимания российского государства и общества к военно-промышленным вопросам и служит необходимой предпосылкой развития отечественного оборонно-промышленного комплекса.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УПРАЗДНЕНИИ МИНИСТЕРСТВ И ДРУГИХ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СССР

В соответствии с Законом СССР от 5 сентября 1991 года "Об органах государственной власти и управления СССР в переходный период" и Договором об Экономическом сообществе Государственный Совет СССР постановляет:

1. Признать необходимым упразднить министерства и другие центральные органы государственного управления СССР, образованные в соответствии с Законом СССР от 1 апреля 1991 года, а также органы государственного управления при Кабинете Министров СССР согласно Приложению. Установить, что указанные органы государственного управления СССР прекращают выполнять свои управленческие функции с 1 декабря 1991 года. Работу по их упразднению завершить в срок не более двух месяцев.

2. Для проведения мероприятий, связанных с упразднением в установленном порядке министерств и ведомств СССР, образовать ликвидационные комиссии во главе с первыми заместителями министров СССР и первыми заместителями руководителей ведомств СССР, ведающими общими вопросами. Поручить указанным должностным лицам утвердить персональный состав ликвидационных комиссий.

Руководители и другие должностные лица упраздняемых министерств и ведомств СССР продолжают исполнять свои обязанности на период передачи дел с учетом сроков, предусмотренных пунктом 1 настоящего Постановления.

3. Межгосударственному экономическому комитету рассмотреть вопросы, связанные с определением правопреемников упраздняемых министерств и ведомств СССР, прежде всего по функциям, затрагивающим интересы всех государств - членов Экономического сообщества, а также по обязательствам, вытекающим из международных договоров СССР и договоров гражданско-правового характера, заключенных этими министерствами и ведомствами СССР с организациями и фирмами зарубежных стран.

По вопросам, требующим законодательного решения, внести предложения в установленном порядке.

4. Вопрос об урегулировании прав собственности союзного имущества, находящегося в ведении упраздняемых министерств и ведомств СССР, решается в рамках Соглашения, предусмотренного статьей 50 Договора об Экономическом сообществе.

Образовать Комиссию по рациональному использованию имущества, находящегося в ведении упраздняемых министерств и других органов государственного управления СССР.

Поручить Межгосударственному экономическому комитету (т. Силаев И.С.) к 25 ноября 1991 года подготовить и внести на рассмотрение Государственного Совета СССР предложения о составе указанной Комиссии, с включением представителей Аппарата Президента СССР и Администрации Президента РСФСР, Межгосударственного экономического комитета, Верховных Советов СССР и РСФСР, г. Москвы и Московской области.

Вопросы использования имущества министерств и ведомств СССР, находящегося на территориях республик, решаются с обязательным участием представителей этих республик.

5. Установить, что при упразднении министерств и ведомств СССР увольнение работников центрального аппарата осуществляется на условиях, предусмотренными законами СССР и РСФСР и действующими решениями Правительства СССР по реорганизации аппарата органов государственной власти и управления.

6. Упразднение органов государственного управления при Кабинете Министров СССР производится в порядке, установленном настоящим Постановлением.

7. Межгосударственному экономическому комитету создать координирующую комиссию для рассмотрения вопросов, возникающих в связи с упразднением министерств и других органов государственного управления СССР, оперативно принимать решения по ним, обеспечив организованное завершение всей этой работы.

Государственный Совет СССР

Приложение

к Постановлению

Государственного Совета СССР

ПЕРЕЧЕНЬ

УПРАЗДНЯЕМЫХ МИНИСТЕРСТВ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОМИТЕТОВ

И ДРУГИХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СССР

Министерство авиационной промышленности

Министерство автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения

Министерство внешних экономических связей

Министерство геологии

Министерство здравоохранения

Министерство информации и печати

Министерство металлургии

Министерство нефтяной и газовой промышленности

Министерство оборонной промышленности

Министерство общего машиностроения

Министерство материальных ресурсов

Министерство природопользования и охраны окружающей среды

Министерство радиопромышленности

Министерство рыбного хозяйства

Министерство сельского хозяйства и продовольствия

Министерство специального строительства и монтажных работ

Министерство судостроительной промышленности

Министерство торговли

Министерство транспортного строительства

Министерство труда и социальных вопросов

Министерство угольной промышленности

Министерство электронной промышленности

Министерство электротехнической промышленности и приборостроения

Министерство юстиции

Министерство химической и нефтеперерабатывающей промышленности

Комитет государственной безопасности (реорганизован)

Государственный комитет по закупкам продовольственных ресурсов

Государственный комитет по лесу

Государственный комитет по машиностроению

Государственный комитет по науке и технологиям

Государственный комитет по национальным вопросам

Государственный комитет по статистике

Государственный комитет по строительству и инвестициям

Государственный комитет по химии и биотехнологиям

Государственная военно-промышленная комиссия

Государственная топливно-энергетическая комиссия

Государственная комиссия по чрезвычайным ситуациям

Государственный совет по экономической реформе

Антимонопольный комитет

Фонд государственного имущества

Пенсионный фонд (преобразуется)

Главное архивное управление

Главное управление драгоценных металлов и алмазов

Главное управление специального строительства

Высшая аттестационная комиссия

Комиссия по установлению персональных пенсий

Совет по делам религий

Комиссия по запасам полезных ископаемых

Комиссия по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением (преобразуется)

Комиссия по государственному надзору за безопасностью полетов воздушных судов (преобразуется)

Комиссия по делам Арктики и Антарктики

Комитет гидрометеорологии

Комитет кинематографии

Комитет по государственному надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике (преобразуется)

Комитет стандартизации и метрологии (преобразуется)

Комитет физической культуры и спорта

Государственное патентное агентство

Комитет геодезии и картографии

Комитет по государственным материальным резервам

Комитет легкой промышленности

Комитет архитектуры и градостроительства

Комитет по делам ветеранов и инвалидов

Комитет по информатизации

Комитет по делам молодежи

Комитет по делам семьи и женщин

Комитет по охране и реставрации памятников истории и культуры

Комитет содействия малым предприятиям и предпринимательству

Государственная инспекция по ценным бумагам

Государственный страховой надзор

Совет по иностранному туризму

Государственный фонд содействия занятости

Государственное агентство по подготовке руководящих кадров

Сохраняются в качестве межгосударственных

органов управления

Министерство иностранных дел (преобразуется)

Министерство обороны

Министерство внутренних дел

Министерство культуры

Министерство путей сообщения

Министерство атомной энергетики и промышленности

Министерство энергетики и электрификации

Таможенный комитет

Государственный комитет по народному образованию

Межреспубликанский комитет по экологической безопасности

Действуют на переходный период на основе

дополнительных соглашений следующие органы

межгосударственного управления

Министерство морского флота

Министерство связи

Министерство гражданской авиации

Министерство экономики и прогнозирования

Министерство финансов

Валютный комитет

Межгосударственный пенсионный резервный фонд

Агентство по стандартизации и метрологии

Полный текст автореферата диссертации по теме "Министерство легкой промышленности СССР в системе государственного управления СССР"

На правах рукописи

Кочнева Ксения Александровна

Министерство легкой промышленности СССР в системе государственного управления СССР (1965 -1970 гг.)

Специальность 07.00.02 - Отечественная история

о 5 [.;;.? 2::о

Москва-2009

Работа выполнена на кафедре истории Российского государства

факультета государственного управления Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Научный руководитель:

доктор исторических наук, профессор Семенникова Любовь Ивановна Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор Уткин Анатолий Иванович доктор исторических наук, Ткаченко Вадим Дмитриевич

Ведущая организация:

Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации

Защита состоится «13» марта 2009 года в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 501.001.98 в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова по адресу: 119991, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, к. 4, аудитория А - 619.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Фундаментальной библиотеки Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова по адресу: 119991, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, сектор А, комната 114.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат исторических наук, доцент

Н.Л. Головкина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Период 1965-1970 гг. стал важным этапом в развитии системы государственного управления СССР. В это время была осуществлена попытка внедрения новых принципов планирования и экономического стимулирования в работе предприятий, при одновременном укреплении централизованного управления народным хозяйством через министерства. Исследование работы министерств в этих условиях актуально и в общественно-политическом, и в научном аспектах.

В настоящее время заметно повышение интереса к историческому опыту второй половины 1960-х гг., к деятельности крупных руководителей той эпохи. Традиционно важен для российского общества вопрос о роли и значении государственных институтов в социально-экономической и политической жизни страны. Интерес к этим проблемам стимулируется продолжающимся поиском наиболее эффективных путей управления социально-экономической сферой. Оптимальное соотношение в применении принципов рыночной свободы и государственного регулирования - один из сложнейших вопросов, ответ на который всегда не однозначен, определяется конкретной ситуацией. Несмотря на то, что способы и масштабы государственного регулирования в современном мире отличны от тех, что применялись в СССР, государственное управление в России сохраняет некоторые черты, которые проявляются независимо от текущих экономических условий.

Данная тема актуальна с научной точки зрения. В последние годы активно развивается такое направление исторических исследований как история государственного управления. Большое внимание уделяется советскому периоду. Многое сделано, но поле для новых исследований еще широко. Деятельность министерств СССР после их восстановления в 1965 г. в разных аспектах и в разной степени затрагивалась во многих исторических исследованиях. Однако механизм функционирования министерства СССР, как органа государственного управления, его задачи, область компетенции и степень эффективности его работы не рассматривались специально. Остается неизученной практическая сторона деятельности министерств, механизмы управления и решения задач. В настоящее время открыт доступ к архивным материалам министерств СССР, возможно использование широкого круга источников другого характера, периодики, мемуаров. Документы Министерства легкой промышленности СССР, одного из центральных органов управления

народным хозяйством, позволяют провести исследование, опираясь на конкретный исторический материал.

Объектом исследования является Министерство легкой промышленности СССР, его структура, функции, механизмы принятия решений в процессе управления отраслью.

Предметом исследования является деятельность Министерства легкой промышленности СССР в системе государственного управления в период его становления; управленческие, политические, экономические взаимосвязи министерства с другими элементами этой системы.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1965 по 1970 г. Нижняя хронологическая граница определяется тем, что в октябре 1965 г. в СССР произошли важные изменения в системе государственного управления, были воссозданы министерства. Становление министерств СССР проходило в годы восьмой пятилетки. Итоги восьмой пятилетки в системе Министерства легкой промышленности СССР отражают результаты формирования системы отраслевого управления.

Методологической основой исследования являются принципы историзма и объективности, а также комплексный подход к проблеме исследования. Система государственного управления СССР и работа Министерства легкой промышленности СССР в 1965 - 1970 гг. изучаются в развитии, в общем контексте истории советского государства. Выводы и оценки были сделаны с учетом специфики исторического периода. В процессе анализа документального материала использовался проблемно-хронологический метод. При анализе механизма функционирования системы министерства и его взаимодействия с другими органами государственного управления применялся метод исторической реконструкции. В работе были использованы количественные методы обработки данных, что позволило сопоставить результаты деятельности министерства в разные годы и выявить некоторые особенности экономической политики СССР в 1965 - 1970 гг.

Степень изученности проблемы. Историографический комплекс по проблеме сложен, неоднороден. Большая часть исследований, которые осуществлены историками, экономистами, специалистами в области права, посвящены реформе 1965 г., развитию экономики СССР в этот период, особенностям правового положения органов государственного управления, вопросам формирования кадрового состава советских государственных учреждений. Выделяя этапы изучения проблемы, мы исходим из общих тенденций в изучении вопросов, связанных с системой государственного

управления СССР, учитываются изменения в теоретико-

методологической базе исследований.

Первый этап: 1965 - 1970 гг. В это время в печати идет активное обсуждение хозяйственной реформы, которая является актуальным событием для страны. Вопросы государственного управления затрагиваются косвенно, в рамках дискуссий об экономической реформе. В журналах1, сборниках статей2 и коллективных монографиях3 проводился анализ механизмов внедрения новых методов управления и разрабатывались предложения по усовершенствованию хозяйственного механизма. Реформа рассматривалась как необходимый этап развития советской экономики, подчеркивалось, что новые методы, экономические рычаги управления, не должны противопоставляться традиционным административным методам, но должны служить инструментом планового управления. Сосредоточившись на проблемах предприятий, авторы не касались вопросов их взаимодействия с вышестоящими органами управления, в частности, с министерствами. Структура и функции, правовое положение министерств в этот период рассматривались в работах специалистов в области права4. В оборот были введены такие источники, как постановления съездов КПСС, законодательные акты Верховного Совета СССР, постановления Совета Министров СССР. В основном авторы статей и монографий основывались на собственных наблюдениях и практическом опыте. Характерен акцент на практическое решение актуальных задач в области управления предприятиями, редко затрагивались вопросы совершенствования управления на уровне министерств. Исторические методы исследования еще не нашли применения. Работы этого периода можно рассматривать не только как аналитическую литературу, но и, в определенной мере, как исторический источник, поскольку в них отражено видение проблем управления народным хозяйством современниками. Экономические и управленческие концепции, распространенные в это время, сыграли свою роль в судьбе хозяйственной реформы.

Второй этап: 1970-е - середина 1980-х гг. Для этого этапа характерно появление интереса к организационным аспектам деятельности государственных учреждений, в том числе министерств. В связи с

1 Экономисты о новой хозяйственной реформе. // Наука и жизнь. \э 9. 1966.

1 Реформа я действии. М., 1968; Реформа и жизнь. М., 1969; Хозяйственная реформа и вопросы повышения эффективности общественного производства. М., 1968.

1 Хозяйственная реформа. Опыт, перспективы. М, 1968.

4 Ершов В.Н. К вопросу о правовом регулировании деятельности министерств. // Советское государство и право. 1967. № 3; Колибаб К Е. О правовом положении министерств СССР. // Советское государство и право. 1968. № 1; Лаптев В.В. Правовое положение хозяйственных органов в новых условиях // Советское государство и право. 1968. № 12.

нарастанием кризисных явлений специалисты в разных областях науки и в управлении разрабатывают способы преодоления негативных тенденций, появляются исторические работы, посвященные реформе 1965 г. Поднимается вопрос о более глубоком осмыслении системы управления народным хозяйством. В работе Е.Г. Либермана дан критический анализ преобразований, рассмотрены как достигнутые успехи, так и серьезные недостатки в ходе их реализации5. В периодической печати продолжалась дискуссия о совершенствовании методов управления народным хозяйством между экономистами, работниками Госплана СССР и министерств6. Наряду с публикациями, посвященными главным образом экономическим аспектам реформы7, появлялось все больше статей и монографий, в которых внимание уделялось организационным факторам, вопросам работы государственных учреждений. Ряд работ в этой области принадлежал Г.Х. Попову8, который предлагал освободить министерства от оперативной работы и расширить их самостоятельность. Особое внимание к организационным аспектам государственной системы управления в этот период начали проявлять специалисты в области права9. Важные аспекты деятельности министерств были раскрыты в сборнике статей, опубликованном в 1972 г.10 Авторами были отмечены противоречия между традиционной административной концепцией управления и новой концепцией экономического управления, рассмотрены проблемы распределения функций контроля и хозяйственного управления, вопросы компетенции коллегий министерств и многие другие актуальные вопросы. Затронутые темы получили развитие в работах последующих лет". Ю.М. Аристаков, Н.Ф.Воробьев, A.M. Рубин, Ю.С. Циммерман проанализировали структуру и функции министерств, выдвинули предложения по усовершенствованию некоторых процессов и всей системы управления отраслями народного хозяйства. Ряд правовых исследований был посвящен кадровым вопросам в системе государственного управления12. Были определены основные критерии подбора и расстановки кадров, дана характеристика современного

5 Либермаи Е.Г. Экономические методы повышения эффективности общественного производства. М., 1970.

6 Коммунист. № 3. 1971; Коммунист. № 12. 1971; Плановое хозяйства. № 5. 1971.

7 Баранов A.A. Экономический рост СССР. М., 1971; Барановская В. Развитие народного хозяйства СССР (1946 - 1970). Л, 1971; Курсхий АД Советская экономика в 1946 - 1970. М, 1975; Советская экономика сегодня. М., 1976 и др.

I Попов Г.Х. Избранные труды в 8 тт. Т. 3. М., 1996.

* Правовое положение министерств СССР. М., 1971; Козлов Ю.М. Хозяйственная реформа и аппарат управления. М., 1971; Лунев A.E. Советский государственный аппарат. М, 1972.

10 Организация работы министерств в условияхэкономической реформы. М., 1971

" Аристаков Ю.М Структуры и связи в социалистической экономике. М., 1984; Афанасьев В. Пути совершенствования управления. // Вопросы теории и жизнь. М., 1976; Воробьев Н.Ф. Административно-правовые проблемы подготовки управленческих решений в министерствах. М., 1980; Рубин А.М. Организационно-правовые проблемы с^уктур государственного управления промышленностью в СССР. М., 1984; Цимермаи Ю.С. Управление отраслью промышленности. М., 1974 и др.

II Лебин Б Д., Перфильев М.Н. Кадры аппарата управления в СССР. Л., 1970; Озира В. Кадры управления, их подбор и подготовка.

// Вопросы экономики. № 9. 1973; Роэснбаум Ю.А. Подготовка управленческих кадров: Организационно-правовые вопросы. М., 1981; Служащий советского государственного аппарата. М, 1970.

состояния работы по совершенствованию кадрового

состава. Работы экономистов и специалистов в области права представляют интерес с точки зрения содержащегося в них фактического материала, позволяющего лучше понять суть дискуссий этого времени, основные принципы деятельности министерств.

В 1970-е - первой половине 1980-х гг. исследование изменений в системе планирования и государственного управления СССР становится одним из приоритетных направлений в зарубежной советологии. В работах западных исследователей были раскрыты социально-экономические и политические аспекты реформы 1965 г.13 Были исследованы причины, сущность и результаты преобразований, отмечены их противоречия и ограниченность. Т.Х. Ригби и Р.Ф. Миллер исследовали процесс управления развитием науки и техники в СССР, уделив большое внимание работе государственных учреждений и роли партийного аппарата14. Подробный анализ системы государственного управления был сделан Дж. Хоугом и М. Фэйнсодом15, которые рассмотрели структуру, функции, механизмы работы центральных и местных государственных учреждений на всех уровнях, а также изучили роль партийных органов, основываясь на материалах периодических изданий, статьях экономистов и правоведов, справочной литературе. Зарубежные исследователи внесли большой вклад в изучение системы государственного управления СССР. К сожалению, очень немногие работы переведены на русский язык и используются отечественными учеными.

В 1970-е годы появились первые исторические исследования, посвященные экономической реформе и вопросам управления промышленностью в восьмой пятилетке. Л.Н. Лисицына изучила процесс подготовки экономической реформы 1965 г.16 Е.Э. Бейлина дала характеристику промышленного развития СССР в 1966 - 1970 гг.17 В этих работах не уделено большого внимания механизмам управления народным хозяйством и деятельности правительственных учреждений в годы восьмой пятилетки.

13 Berliner J.S. Economic reform in the USSR- // The Soviel Union under Brezhnev and Kosygin. N.Y., 1971; Gregory P.R., Stuart R.C. Soviet economic structure and performance. N Y., 1974; Wright A.W. Soviet economic planning and performance. II The Soviet Union sincc Stalin. Bloomington, 1980; Nove A. An economic history of the USSR. L., 1970; Hohmann H -H. Limits of growth, limits of change: the Soviet economy in the Brezhnev era. Köln, 1981; Ryavek K. Implementation of Soviet economic reforms. N.Y., 1975; Dyker D. Halfhearted reform; the new planning decree. // Soviet annalist. Vol. 8. 1979. Ks 20 etc.

M Rigby Т.Н., Miller R_F. Political and administrative aspects of the scientiGcand technical revolution in the USSR Canberra, 1976.

ls Jerry F, Hough, Merle Fainsod. How the Soviet Union is governed. Cambridge, 1979.

16 Лисицына Л.Н. Из истории подготовки экономической реформы 1965 г. // История СССР. №2. 1971,

п Бейлина Е.Э. Промышленность СССР в голы восьмой пятилетки (1966 - 1970 гт). И История СССР. № 2. 1972; Беклина Е.Э. Экономическая политика партии и ее осуществление в промышленности СССР в условиях развитого социализма (1961 - 1970 гт.). М., 1980.

В 1970-е гг. был издан ряд работ, посвященных работе легкой промышленности в период проведения экономической реформы"8. Описывая состояние отрасли, авторы не упоминают о роли Министерства легкой промышленности СССР, в то время как партийному руководству промышленностью уделяется большое внимание. Авторы 1970-х - первой половины 1980-х гг. используют материалы пленумов и съездов партии, постановления правительства и законодательные акты. В качестве источника привлекается также периодическая печать.

Третий этап: с середины 1980-х годов до настоящего времени. В это время ведется поиск новых теоретико-методологических подходов, происходит критическое осмысление недавнего опыта, исследователи стремятся дать оценку событиям 1965 - 1970 гг. с новых идеологических позиций и извлечь из них уроки. Был опубликован ряд исследований, в которых проведен анализ процесса реализации экономической реформы и причин ее неудачи19. Во многом выводы отечественных авторов совпали с выводами западных советологов 1970-х гг. и более позднего времени20. Одной из основных причин провала преобразований, по мнению исследователей, стала непоследовательность в их реализации и слабая заинтересованность в успехе и среди руководящих лиц, и среди рядовых граждан. Н.Ф. Воробьев, Е.Г. Ясин, Ю.А. Веденеев обратили внимание на особую роль министерств в этом процессе. По их мнению, работники аппарата министерств и главков не были заинтересованы в переходе на экономические методы управления. В 1990-е гг. появился ряд работ, посвященных общим вопросам экономики и системы государственного управления СССР21. В них с критических позиций были рассмотрены основы плановой экономики СССР и противоречия, заложенные в системе и порождающие сбои в ее развитии. Большой интерес представляют исследования экономиста Ю.В.Яременко, содержащие анализ структуры экономической политики СССР22. Значимый вклад в изучение экономической политики советского руководства внес Г.И. Ханин23. В его работе охвачены основные аспекты истории экономики СССР: преобразования системы государственного управления, кадровый состав

" Бондарев ИМ. Развитие легкой индустрии СССР (}