Обзоры. Тюменская областная научная библиотека имени дмитрия ивановича менделеева Молодые в библиотечном деле

ТАТЬЯНА ВИНОГРАДОВА

Молодые в библиотечно

Чем их привлечь и как удержа

Быстрое старение библиотечных коллективов вызывает тревогу. Мало молодых кадров и в библиотеках Пермского края. Ещё меньше оснований для оптимизма. Вряд ли удастся ответить на три вечных русских вопроса: кто в этом виноват? с чего начать? что делать? Но давайте посмотрим на статистические данные и поговорим о том, что же уже делается для изменения этой ситуации.

Татьяна Валентиновна Виноградова, главный библиотекарь ОНИМР ГУК «Пермская государственная ордена "Знак Почёта" краевая универсальная библиотека им А. М. Горького»

В МУНИЦИПАЛЬНЫХ библиотеках Пермского края на начало 2008 года насчитывалось 2194 библиотечных работника. Молодых библиотекарей в возрасте до 30 лет - 234 человека (10,7%). Особых различий в показателях краевого центра и отдалённого сельского района, например, Юрлинского, нет (соответственно 10,7% и 10%).

Для сравнения приведём данные на 01.01.2002.1 Несмотря на то, что с тех пор территориальные границы Пермской области увеличились за счёт присоединения 6 районов и города Кудымка-ра Коми-Пермяцкого округа, образовался Пермский край, молодых библиотекарей было на тот момент больше - 447 (21,4%).

Если сравнить число специалистов с профильным образованием тогда и сейчас, то картина выглядит следующим образом (см. диаграмму). Библиотекарей с высшим образованием в 2002 г. -

100 (22,4%), в 2007 г. - 29 (12,4%). Библиотекарей со средним специальным образованием в 2002 г. - 117 (26,2%), в 2007 г. - 33 (14,1%).

Диаграмма. Молодые библиотекари с библиотечным образованием

В 2007 г. в муниципальные библиотеки не пришёл ни один специалист, закончивший дневное отделение Пермского государственного института искусств и культуры (ПГИИК); из колледжа культуры пришли только двое. Общеобразовательный уровень абитури-

Таблица 1.

Уровень образования молодых библиотекарей Пермского края (на 01. 01. 2008)

Год рождения Всего библио- Высшее биб- Среднее спе- Среднее и Высшее

текарей лиотечное циальное биб- непрофильное не библиотеч-

лиотечное специальное ное

1980 22 2 4 10 6

1981 32 4 5 18 5

1982 20 1 3 11 5

1983 26 3 8 15 -

1984 20 1 3 15 1

1985 17 1 2 11 3

1986 12 1 1 10 -

1987 15 1 1 13 -

1988 12 1 1 10 -

^¡ЬзЙ #22 *2008

ентов, поступающих в колледж, с каждым годом снижается, что отражается на их успеваемости. Имеются случаи, когда после прохождения такими «спе-циалистами»производственной практики от них в библиотеках отказываются. Приводя эти безрадостные факты, всё же следует отметить: выпускники колледжа легче входят в трудовые коллективы, многие из них остаются в библиотеках надолго, продолжают заочное обу чение в вузе.

Из анализируемой группы 36,4% библиотекарей, имевших среднее специальное образование, поступили в ПШИК. Этот показатель нельзя признать высоким. В настоящее время в вузах нет конкурса на библиотечные факультеты, мотивация на овладение библиотечной профессией низкая. Получив хорошее бесплатное гуманитарное образование, овладев современными технологиями и приобретя коммуникативные навыки, выпускники этих факультетов легко устраиваются на работу - рынок труда в краевом центре предоставляет в этом плане большие возможности для выбора. Молодые специалисты - лауреаты различных конкурсов (местных, краевых), участники и организаторы крупных акций, успешно сделавшие библиотечную карьеру, заявив о себе, получают выгодные предложения от местных администраций и других организаций. Не решит вопрос и увеличение зарплаты до 7-13 тыс. рублей. Реальная жизнь хорошо знакома молодёжи. Потребности молодых специалистов и возможности, предоставляемые библиотеками, пока не совпадают. Современная молодёжь стремится жить сегодня, а не надеется на светлое завтра, какими бы радужными красками его ни рисовали.

Самую многочисленную группу составляют молодые сотрудники библиотек со средним и средним специальным непрофильным образованием - 137 (58,5%) в 2007 г., 203 (45,4%) в 2002 г. Заочное образование в ПГИИК получают 18 человек со средним образованием (13,1%). Эти библиотекари в большинстве случаев являются рядовыми сотрудниками в отделах комплектования, обслуживания, представляют «лицо» библиотеки пред тысячной армией читателей. Как ни обидно, но чаще всего имидж профессии формируется именно во время таких встреч.

Надо учесть и то, что нынешние «вчерашние школьники» и выпускники 30-летней давности очень отличаются друг от друга. Современное поколение выпускников школ владеют компьютерной грамотностью, но становление их личности прошло в период, когда отношение к чтению и книге уже не являлось доминирующим фактором при определении образованного, пусть даже на среднем уровне, человека. Не будем отрицать: среди библиотекарей разных возрастов и уровня подготовки не так много истинных любителей чтения, глубоко знающих литературу. Между тем для библиотекарей без специального образования особое значение приобретают навыки самостоятельного образовательного чтения. Отсутствие побудительных причин к саморазвитию негативно сказывается на уровне компетентности кадров.

Количество библиотекарей с высшим непрофильным образованием в 2002 и 2007 годах практически одинаково - 27 и 29. Это или временные работники, ожидающие более выгодных предложений, или работники, по ряду причин не проявившие себя в первоначально избранной профессии. Библиотечная деятельность для них пока чужая, но есть вероятность, что для кого-то из них она станет делом всей жизни.

В отделе научно-исследовательской и методической работы уже более 10 лет ведётся электронная база данных «Кадры», позволяющая отслеживать изменения в ситуации с кадровым составом. Так, можно констатировать, что снижение образовательного уровня влияет на занимаемые разряды ЕТС.

Таблица 2. Разряды ЕТС молодых библиотекарей (на 01.01.2008)

Разряд ЕТС Число сотрудников, %

валось меньше (соответственно 18% и 8,7%).

Распределение по занимаемым должностям выглядит следующим образом:

Методист - 3 (1,3%);

Библиотекарь - 155 (66,2%);

Библиограф - 10 (4,3%);

Зав. библиотекой филиалом - 13 (5,6%);

Зав. отделом, сектором - 11 (4,7%);

Главный библиотекарь, библиограф - 7 (3%);

Ведущий библиотекарь, библиограф - 11 (4,7%);

Зам. директора - 4 (1,7%);

Программист - 20 (8,5%). а ■

В 2002 году библиотекарей 8-го и 10-го разрядов было больше (соответственно 23,5% и 13,4%); библиотекарей 6-го и 7-го разрядов, наоборот, насчиты-

Вручение дипломов победителям конкурса

Имеются примеры, когда должности методистов, библиографов, зав. сельскими филиалами занимают лица без соответствующего образования. Увеличилось число программистов, как правило, это студенты заочных отделений колледжей, вузов.

От статистики - к делу

Многие исследования кадрового состава заканчиваются выводами, реже - конкретными предложениями, программами мероприятий, нацеленных на позитивное изменение ситуации. Поэтому деятельность создателей российской программы «Молодые в библиотечном деле», организаторов международных, российских форумов, слётов, научно-практических конференций молодых специалистов заслуживает самой высокой оценки. Становление, сплочение профессиональной молодёжной элиты - это прекрасная задача. Многолетний опыт работы в этом направлении накоплен и в Пермском крае.

Начало молодёжному движению библиотекарей Прикамья положила областная научно-практическая конференция «Новые технологии в библио-течно-информационной практике и[|>

подготовке кадров» в 1998 году. С 2002 года с той же периодичностью организуется областной межведомственный конкурс «Молодые в библиотечном деле». Материалы этих двух мероприятий отражаются в специальных сборниках.

В апреле 2008 года состоялась уже VI НПК, на которой были подведены итоги IV краевого конкурса. В IV краевом межведомственном конкурсе оценива-

Выступление А. Белова, программиста научной библиотеки Пермского государственного технического университета

лись 44 работы 43 участников (на I конкурс в 2002 году были представлены 29 работ). В конкурсе участвовали библиотекари 20 территорий края. Возрастной состав конкурсантов: до 25 лет - 21%, до 30 лет - 35%, до 35 лет - 44%. Из них: методисты - 9%, библиографы - 19%, заведующие секторами, отделами, филиалами библиотек - 28%, главные специалисты - 12%, заместители директора - 7%. Девять библиотекарей представляли 4 библиотеки государственных вузов.

По-прежнему большой популярностью пользуются номинации «Прикладные разработки» и «Идеи, инновационные предложения». Увеличилось число заявленных работ в номинации «Исследования». Проблемы, поднятые молодыми специалистами, достаточно актуальны, соответствуют современным тенденциям библиотечной науки и практики: «Методика оценки качества сайта библиотеки» (А. Белов, программист Научной библиотеки ПГТУ); «Использование мультимедийной презентации для привлечения к познавательному чтению» (И. Журавлева, ведущий библиотекарь отдела обслуживания ЦГБ им. Н. Островского, г. Березники); «Профессия библиотекаря в информационном обществе и обществе знаний» (Ю. Голышева, студентка V курса факультета ДИК ПГИИК); «Школа юного потребителя: опыт правового просве-

щения в библиотеке» (С. Бабушкина, главный библиотекарь ЦПИ МУК «Верещагинская ЦРБ»); «Литература жанра русской фэнтези: филологический, социологический, библиотечно-библио-графический аспекты» (И. Зубова, библиограф ГКУК «Коми-Пермяцкая национальная центральная библиотека им. М. П. Лихачёва», Кудымкар).

Кроме вышеназванных номинаций в конкурс уже второй раз включается номинация «Путь к успеху». Содержание работ здесь определяется заранее. В 2006 году рассматривались библиотечные издания, очерки, статьи, посвящён-ные библиотекарям-ветеранам, заслуженным работникам культуры, библиотечным династиям, лауреатам территориальных конкурсов и премий в сфере культуры. В 2006 году в конкурсе молодых профессиональных биб

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате

НЕУПОКОЕВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА - 2008 г.

Молодые в библиотечном деле [Электронный ресурс] .- М. : Век информации.- 2017 .- №1 .- 68 с. : ил. - Режим доступа: https://сайт/efd/384235

Также для выпуска доступны отдельные статьи:
МЕРОПРИЯТИЯ МОЛОДЫХ БИБЛИОТЕКАРЕЙ И ДЛЯ МОЛОДЫХ БИБЛИОТЕКАРЕЙ, ПРОШЕДШИЕ В 2016 ГОДУ / (150,00 руб.)
СВОДНЫЙ ПЛАН ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ РОССИЙСКОЙ БИБЛИОТЕЧНОЙ АССОЦИАЦИИ НА 2017 ГОД. / (150,00 руб.)
ШКОЛА БИБЛИОМЕНЕДЖЕРА / (150,00 руб.)
СТАТЬ ЛИДЕРОМ, ЧТОБЫ БЫТЬ ЭФФЕКТИВНЫМ / Клюев Владимир Константинович (150,00 руб.)
ДОНЕЦКАЯ МОЛОДЕЖКА - ПЛОЩАДКА ИНИЦИАТИВ, РАЗВИТИЯ И ОБЩЕНИЯ / Некрасова Светлана Владимировна (150,00 руб.)
ИНФОРМАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК-ЭКСКУРСИЯ В НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКЕ СФУ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ / Шишкова Ирина Юрьевна (150,00 руб.)
«БУДЕМ ЗНАКОМЫ!»: ОПЫТ ЭКСКУРСИОННОЙ РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ ВУЗА / Осетрова Ирина Дмитриевна (150,00 руб.)
«Я СДЕЛАЮ КОРАБЛИК ИЗ БУМАГИ...» / Лепилина Галина Юрьевна (150,00 руб.)
МАРШРУТАМИ ЛИТЕРАТУРНОГО ГОРОДА ОРЛА / Королёва Валентина Алексеевна (150,00 руб.)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 1 Январь 2017 г. ДЕЛА СЕКЦИОННЫЕ Каталог «Роспечать», индекс 70892 Каталог «Пресса России», индекс 13112 Учредитель Татьяна Сергеевна Макаренко Главный редактор Татьяна Сергеевна Макаренко Тел. <...> 2 3 11 15 17 23 31 51 43 57 Мероприятия молодых библиотекарей и для молодых библиотекарей , прошедшие в 2016 году Сводный план основных профессиональных мероприятий Российской библиотечной ассоциации на 2017 год. <...> Некрасова (г. Донецк) Донецкая молодёжка - площадка инициатив, развития и общения ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ Экскурсия в библиотеку И.Ю. Шишкова (г. Красноярск) Информационно-познавательный библиотечный урок-экскурсия в Научной библиотеке СФУ для школьников младших классов И.Д. Осетрова (г. Пермь) «Будем знакомы!»: опыт экскурсионной работы библиотеки вуза ИНИЦИАТИВЫ МОЛОДЫХ Г.Ю. <...> Королёва, Л.П. Хоменкова (г. Орёл ) Маршрутами литературного города Орла СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА Слово редактора 2 СЛОВО РЕДАКТОРА Наступил 2017 год, что он нам принесёт? <...> Татьяна Сергеевна МАКАРЕНКО , главный редактор журнала «Молодые в библиотечном деле», кандидат педагогических наук Давайте сначала поговорим о том, что есть: какие материалы последнего периода вам понравились? какая рубрика самая интересная? есть ли любимые авторы? ваша оценка журнала с точки зрения полезности в работе, для профессионального самообразования. <...> МОЛОДЫЕ В БИБЛИОТЕЧНОМ ДЕЛЕ 1 – 17 3 Дела секционные МЕРОПРИЯТИЯ МОЛОДЫХ БИБЛИОТЕКАРЕЙ И ДЛЯ МОЛОДЫХ БИБЛИОТЕКАРЕЙ , ПРОШЕДШИЕ В 2016 ГОДУ В данном перечне представлены мероприятия, которые были выявлены в профессиональной прессе и Интернете. <...> В перечень вошли не только мероприятия прошедшие под эгидой Молодежной секции РБА , но и самостоятельно. <...> МЕРОПРИЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ Совещание по вопросу повышения престижа библиотечной профессии «Современная библиотека : голос молодых » 26 сентября 2016 г., Москва, Российская государственная библиотека / Министерство культуры Российской Федерации Заседание Молодёжной <...>

Секция «Молодые в библиотечном деле»

Издание: Информационный бюллетень РБА. - 2013. - №67. - С.68-69.

М.П. ЗАХАРЕНКО,
член Постоянного комитета Секции «Молодые в библиотечном деле», член Постоянного комитета Секции по библиотечному обслуживанию молодежи, заместитель директора Российской государственной библиотеки для молодежи

Заседание секции «Молодые в библиотечном деле», проходившее 15 мая, привлекло более 40 участников из 18 городов России (Березовский, Владимир, Волгоград, Воронеж, Ижевск, Калининград, Москва, Новосибирск, Омск, Рязань, Самара, Северодвинск, Ставрополь, Тольятти, Томск, Тюмень, Чебоксары, Челябинск), а также Пензы и Пензенской области.

Тема заседания 2013 г. — «Молодёжное библиотечное движение в России: 20 лет поиска и конкретных дел». Было заслушано и обсуждено 13 докладов и сообщений по разным аспектам кадровой политики в библиотечной сфере и деятельности молодых сотрудников.

С базовым докладом и подведением итогов 20-летней деятельности программы «Молодые в библиотечном деле» выступила её создатель, многолетний председатель Секции Т.С. Макаренко. На начальном этапе реализации программы ставилась задача создания системы социальной и профессиональной поддержки молодых библиотекарей. Реализовывалась программа по разным направлениям: проведение конкурсов и конференций, организация стажировок, в том числе зарубежных, и многое другое. Главная идея молодёжного библиотечного движения — не формирование профессиональной резервации молодых библиотекарей, а вовлечение их в деятельность российского библиотечного сообщества. Итоги 20-летия программы можно кратко охарактеризовать следующим образом: заострены проблемы кадровой ситуации в целом по отрасли; на широкое обсуждение библиотечной общественности вынесены не только проблемы, но и дела молодых; создано и развивается молодёжное библиотечное движение, происходит его саморазвитие; движение перешагнуло границы России и активно развивается в Казахстане, Украине, Беларуси и др.

Логично, что ряд докладов первой части заседания были посвящены истории, формированию и развитию программы «Молодые в библиотечном деле». Представители так называемой «первой волны» программы из Омска, Ставрополя, Новосибирска, Калининграда, Москвы вспоминали, как всё начиналось, анализировали сделанное и свершённое, подводили итоги программы, объясняли причины возникновения и столь бурного развития молодёжного библиотечного движения в те годы.

С проблемно-аналитическим докладом «Молодёжь как особая категория сотрудников библиотеки: проблемы и перспективы» выступила М.П. Захаренко. В нем были представлены и основные направления дальнейшей работы Секции «Молодые в библиотечном деле» РБА, среди которых: проведение социологических исследований и мониторингов по проблемам молодых сотрудников отрасли; формирование разноуровневой и многоаспектной (по формам и содержанию) системы профессионального обучения (в том числе в режиме он-лайн); создание эффективной корпоративной виртуальной коммуникационной площадки с целью информационной поддержки библиотечной молодёжи; составление и ведение электронного реестра молодёжных библиотечных объединений с целью их корпоративного взаимодействия, установления межрегиональных и международных связей с объединениями молодых сотрудников отрасли; развитие грантовой поддержки библиотечной молодёжи по линии РБА и гуманитарных фондов для участия в крупных профессиональных форумах; разработка примерных локальных нормативных актов по социально-экономической поддержке молодых библиотечных сотрудников; подготовка методических рекомендаций по внесению в Коллективные и трудовые договоры пунктов по социальной защите молодых работников библиотек; интеграция библиотечной молодёжи в общероссийское молодёжное движение и проведение профессиональных межотраслевых мероприятий; выявление молодых библиотечных лидеров и поддержка их инициатив, широкая популяризация лучшего опыта работы с молодёжью в библиотеках.

Отмечалось успешное проведение периодических форумов молодых библиотекарей России и профессиональных конкурсов в их рамках, и это направление, безусловно, будет продолжено. В этом году в сентябре пройдёт V Форум в Рязани, а следующий намечен в Иркутске.

Во второй части заседания выступили молодые коллеги. Елена Комелькова (Тюменская областная универсальная научная библиотека имени Д.М. Менделеева) познакомила с 5-летней деятельностью Тюменского областного библиотечного движения. Оно отличается пониманием и серьёзной поддержкой инициатив со стороны региональной власти. Смело прозвучало выступление Елены Агариной (Новосибирская областная юношеская библиотека) о поиске новых возможностей профессионального роста в рамках деятельности Гильдии молодых библиотекарей, которую она возглавляет. Члены молодёжной организации много выезжают в муниципалитеты области с семинарами, тренингами, лекциями, предоставляя тем самым колоссальную возможность для повышения квалификации сотрудникам муниципальных библиотек, увеличивая их компетентность. Нередко активными участниками таких профессиональных мероприятий становятся директора и руководители среднего звена библиотек. Отрадно, что находится полное взаимопонимание и поддержка между руководителями и молодыми сотрудниками, не возникает межпоколенческого конфликта, что достаточно часто наблюдается в библиотечных коллективах.

На заседании были представлены итоги выборов в Постоянный комитет (ПК) Секции «Молодые в библиотечном деле» на период 2013—2016 гг. Членами ПК Секции стали: М.П. Захаренко, заместитель директора по научной и методической работе Российской государственной библиотеки для молодёжи, избранная председателем Секции; Н.С. Выропаева, председатель Рязанского областного совета молодых библиотекарей, заведующая центром молодёжных инноваций Рязанской областной универсальной научной библиотеки имени М. Горького; Н.А. Долгополова, председатель Молодёжного совета Омских муниципальных библиотек; ведущий специалист Центральной городской библиотеки города Омска; А.В. Чувильский, председатель отраслевого молодёжного совета (Москва), заведующий отделом Центральной универсальной научной библиотеки имени Н.А. Некрасова города Москвы. Новый состав Постоянного комитета, согласно принятым в РБА правилам, вступил в свои полмочи после окончания Конгресса.

На заключительном Пленарном заседании Всероссийского библиотечного конгресса по инициативе Секции во второй раз состоялась торжественная церемония «Посвящение в профессию». Её вела председатель Молодежного совета Пензенской областной научной библиотеки имени М.Ю. Лермонтова Екатерина Аксёнова. Профессиональный сертификат РБА был вручён десяти молодым сотрудникам библиотек Пензенской области. С напутственными словами к библиотечной молодёжи обратился Президент РБА В.Р. Фирсов.

ЖУРНАЛ «МОЛОДЫЕ В БИБЛИОТЕЧНОМ ДЕЛЕ»

Колонка главного редактора

Добрый день, дорогие коллеги!

Средством, объединяющим и передающим библиотечному сообществу новые знания о молодых и для молодых, становится наш журнал «Молодые в библиотечном деле». В июле 2010 г. журнал отметит свое семилетие. Много это или мало для профессионального журнала? Ответ может быть неоднозначным, одно можно сказать – некоторые итоги подводить можно. Этот маленький юбилей дает возможность говорить о том, что получилась, что можно совершенствовать, в чем наши резервы. То, что сделано, дает нам право широко, через электронное пространство представить журнал.

Мы надеемся, что провозглашенная идеология журнала реализуется, а она осталась неизменной:

– энергия молодых профессионалов, несущая конструктивные изменения, должна найти свой выход – журнал донесет до библиотечного сообщества идеи молодых лидеров; – библиотекари старшего и среднего поколения готовы передавать накопленный опыт и наработанные умения – журнал предоставит им возможность развивать профессионализм молодых; – в профессиональной творческой среде постоянно появляются новые идеи – журнал предоставит им свои страницы.

По форме

Журнал выходит в двух форматах – в виде журнала и в виде научно-практических сборников, так называемых спецвыпусков.

В свою очередь спецвыпуски различаются на:

Тематические: «Профессиональное творчество» (№ 5–6 2003), «Конкурсы» (№ 9–10 2004), «Екатеринбург: Карьера. Имидж» (№ 5–6 2005), «Социальные вопросы» (№5–6 2006), «В преддверии Форума молодых библиотекарей России» (№ 2–3 2006), «Конкурс «Лучшее в библиотеках России» (№ 10–11, № 12 2008); Региональные: «Ставропольский край», «Сибирь» (№ 3–4 2004, № 7 2005, № 9–10 2006, № 9–10 2007), «Омская область» (№ 5–6 2004), «Пермская область» (9–10 2005), «Библиотечный Казахстан» (№ 2–3 2008), «Молодые в библиотечном деле: зарубежный акцент» №11–12 2009).

В региональных спецвыпусках делается попытка раскрыть имеющийся в поле зрения редакции материал по той или иной проблеме, через деятельность молодых специалистов и их мероприятия осветить достижения в области библиотечного дела в конкретном регионе. В спецвыпусках по возможности мы публикуем раздел «Культурная программа», посвященный достопримечательностям регионов, в которых проведены те или иные конференции, школы, семинары. Библиотекари, приглашая к себе коллег, хотят показать не только свои профессиональные достижения, но и раскрыть ту культурную среду, в которой формируется библиотечная атмосфера региона. Памятники старины и современные архитектурные ансамбли, музеи и музейные комплексы – всё, чем богат принимающий коллег край представлено и на страницах нашего журнала.

Необходимо отметить, что редакцией накапливается опыт подготовки и издания региональных выпусков при долевом финансировании управлений или департаментов культуры областей, региональных спонсоров и редакции журнала. Это дает возможность увеличения тиража с целью безвозмездной передачи данного выпуска журнала в каждую библиотеку представляемого региона. Спецвыпуски «Омская область» и «Пермская область» были подготовлены именно на таких условиях.

Вы, наверное, успели заметить, у журнала есть свои тематические предпочтения, и это, в первую очередь, КАДРЫ и все, что с ними связано. От выбора профессии библиотекаря до пенсионного бытия библиотечных специалистов. Многие явления мы стараемся рассмотреть через призму кадровых вопросов. Не все из задуманного пока нашло отражение на страницах нашего журнала, но мы только в начале пути. Я думаю, с вашей помощью мы сможем обсудить, а, может быть, найти решение назревших вопросов. Второе направление публикаций – РАЗВИТИЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БИБЛИОТЕКИ в контексте кадровой, социальной и финансовой политики страны. Отдельно выделяется блок ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ БИБЛИОТЕКАРЕЙ, отражающий нашу профессиональную печать, профессиональные мероприятия.

Идеологию журнала вместе с главным редактором проводит редакционная коллегия, однако, она не представляет собой редколлегию в традиционном понимании. В течение истекшего периода шла работа по поиску специалистов, которым было бы интересно работать в журнале такого типа. Кто-то приходил в журнал, кто-то уходил. Мы продолжаем поиск интересных рубрик и тех, кто их сможет и захочет вести. Так вокруг журнала сплотилась группа единомышленников – ведущих рубрик – ученых и специалистов высшей квалификации, которые в силу должностных обязанностей или научных предпочтений разрабатывают темы, представляющие интерес для журнала. Эти специалисты и являются редколлегией журнала.

За этот период журнал развивался и совершенствовался: появлялись новые авторы, создавались новые рубрики. Вот некоторые цифры сегодняшнего дня – свыше 80 рубрик, около тысячи авторов, причем большинство молодых, увидевших свои работы впервые на страницах нашего журнала, свыше 800 опубликованных статей и других материалов из многих городов и сел России и зарубежья.

В настоящее время в различных регионах России проходит много мероприятий федерального, регионального уровней, проводятся научные исследования, разрабатываются проекты, в которых активное участие принимают молодые специалисты. Некоторые конференции, фестивали, тренинги ориентированы именно на категорию молодых специалистов. Материалы этих конференций, исследований и проектов, хотя и представляют интерес для библиотечной общественности России, остаются невостребованными в силу отсутствия информации о них. Всё новое, молодое, зарождающееся в библиотечном деле – это наше. Новые профессиональные знания, способствующие развитию специалистов новой формации, – основа нашего журнала. Мы надеемся, что это у нас получается.

Тот объем информации, который нарабатывается библиотечным сообществом, и который хотелось бы передать вам, читателям, не всегда вмещается в журнальные рамки. Поэтому редакция планируется выпуск приложений журнала. Пока это в мечтах, но когда-то мы мечтали и о корпунктах журнала. Сегодня это уже реальность. «Первой ласточкой» в этом направлении стал корреспондентский пункт Научной библиотеки Ульяновского государственного университета.

Таков журнал сегодня. А каким вы хотите видеть его завтра? Дорогие читатели-коллеги, давайте поговорим об этом! Итак:

• Кого из ведущих специалистов библиотечного дела вы бы хотели увидеть на страницах нашего журнала, в частности в рубрике «Публичная лекция»? • Может быть, вы хотели поговорить с кем-то из представителей властных структур, партийных лидеров, политиков нашей страны? • Какие профессиональные проблемы вы бы хотели поднять на страницах журнала? • О чем кроме профессиональных вопросов вы бы хотели поговорить на страницах нашего журнала? • Каким проблемам, по вашему мнению, необходимо посвятить спецвыпуски? • Устраивает ли вас дизайнерское и полиграфическое использование журнала? Что бы вы в нем изменили? • Какие материалы вы хотели бы получать в качестве приложения к журналу?

Надеемся на ваши отклики и плодотворное сотрудничество!

Главный редактор журнала
«Молодые в библиотечном деле»
Татьяна Сергеевна Макаренко

Молодые в библиотечном деле

Навстречу 3-й конференции-фестивалю .

Читайте новый журнал!
Это пока единственный в России журнал для молодых профессионалов, работающих в библиотеках.

Специалисты новой формации, лидеры нового поколения!
Читайте журнал!

Макаренко Т. С. От Саратова до Ярославля, и вот уже Псков, а там Новосибирск не за горами / Т. С. Макаренко // Молодые в библиотечном деле. – 2003. – №1. – С. 23-36
Первый номер открывает статья главного редактора, кандидата педагогических наук Татьяны Сергеевны Макаренко. Она рассказывает о программе Библиотечного благотворительного фонда, о создании секции в РБА под таким названием, о первом совместном мероприятии – 1-й Международной научно-практической конференции. В ближайших планах:

  • III Международная научно-практическая конференция-фестиваль (апрель 2004, Екатеринбург);
  • III Слет молодых библиотекарей в Сибири (октябрь 2004, Кемерово);
  • III межрегиональная творческая лаборатория (июнь 2004, Псков);
  • Форум молодых библиотекарей России (сентябрь2005, Москва);
  • Научно-практическая конференция молодых ученых и специалистов (май 2005, Москва);
  • II Межрегиональная конференция молодых библиотекарей Юга России.

Накануне 3-й конференции-фестиваля (Екатеринбург, апрель 2004) – публикации Марины Васильевны Коптяевой, заместителя директора Свердловской областной универсальной научной библиотеки им. В. Г. Белинского.

  • Коптяева М. В. Библиотечная карьера – понятие несуществующее, сочетание несочетаемого? /М. В. Коптяева // Молодые в библиотечном деле. – 2003. – №1. – С. 60-67
    Речь идет об итогах проведенного исследования.
    XX века, новая парадигма – нравственность в бизнесе – . Если под понимать любое дело, которым мы занимаемся, то золотое этическое правило сформулировано давным-давно: .
  • Коптяева М. В. Мне захотелось познакомить библиотекарей с разделом исследования Джефферсона Селза по ряду причин / М. В. Коптяева // Молодые в библиотечном деле. – 2003. – №2. – С. 16-38
    Публикуется комментированный перевод книги американского библиотекаря.

Какой образ библиотекаря складывается в обществе? Об этом размышляют коллеги из Екатеринбурга и Георгиевска.

  • Логинова Н. В. Кем быть? Какой быть?:наброски к портрету библиотекаря / Н. В. Логинова // Молодые в библиотечном деле. – 2003. – №1. – С. 68-75 . – Библиогр.: с. 75 (18 назв.)
    <:> – доказывая престижность и значение чтения. Потому что, как писал Борхес, Библиотека – это Вселенная, а человек в ней – лишь несовершенный библиотекарь>, – считает Надежда Васильевна Логинова, заведующая рекламно-издательским сектором Свердловской областной библиотеки для детей и юношества (Екатеринбург).
  • Соколова О. И. Размышления уставшего библиотекаря. (Эссе) /О. И. Соколова // Молодые в библиотечном деле. – 2003. – №1. – С. 76-78
    Ольга Ивановна Соколова, библиотекарь информационно-библиографического центра ЦБС Георгиевска (Ставропольский край), считает, что.

Продолжение разговора о библиотекарях, об их месте в обществе – с участниками Краевого профессионального конкурса молодых библиотекарей Ставрополья.

  • Новиковская М. Б. Библиотека и я: культурный фон времени / М. Б. Новиковская // Молодые в библиотечном деле. – 2003.- № 3.- С. 91-95 .
    Библиотекарь отдела обслуживания Шпаковской ЦРБ (Михайловский) Марина Борисовна Новиковская мечтает: .
  • Леонова Н. В. Мне нравится, что я библиотекарь / Н. В. Леонова // Молодые в библиотечном деле. – 2003. – № 3. – С. 96–101
    (Ставропольский край). – Многие думают, что это человек скучный, отставший от жизни. Но библиотечный специалист должен обладать большим запасом знаний, чтобы помочь читателю разобраться в море информации. Я понимаю свою нужность. Как не уйти от себя, так истинному библиотекарю невозможно отказаться от своей работы. Скорее всего, это больше, чем просто профессия, ведь достоинствам ее нет числа>.