Развитие рынка экологических товаров и услуг. Формирование рынка экологических услуг Рынок природных ресурсов и природоохранных услуг

Речь идет о становлении де факто существующего рынка экологических товаров и услуг который тем не менее до сих пор не стал ни серьезным предметом научных дискуссий ни объектом рассмотрения экономистов экологов политиков. Под экологическим предпринимательством стали понимать деятельность по производству и реализации товаров осуществлению работ и услуг направленных на предупреждение вреда окружающей среде и здоровью населения.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

19696. Страховой рынок Республики Казахстан: проблемы и перспективы развития 712.34 KB
Понятие характеристика и сущность страхования. Уровень совокупного дохода зачастую не достигает прожиточного минимума снизился уровень охраны труда медицинского обслуживания социального страхования. Развитие страхового рынка сочетание обязательного и добровольного страхования позволяют создавать надежные системы социальной защиты прежде всего для...
14484. РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК СТРАХОВЫХ УСЛУГ. РАЗРАБОТКА МОДЕЛЕЙ ПРОДВИЖЕНИЯ И ПРОДАЖИ СТРАХОВЫХ УСЛУГ 174.57 KB
Актуальность исследования поставленной проблемы обусловлена несколькими обстоятельствами: Вопервых повышением роли страхования в повседневной жизни людей изза непредвиденных обстоятельств или случайных случаев. Страховые услуги подразделяются на: услуги добровольного страхования. Общие условия и порядок проведения добровольного страхования определяется правилами страхования. услуги обязательного страхования.
21280. Проблемы рынка труда и занятости населения на федеральном и региональном уровне 34.01 KB
Проблема рынка труда и занятости населения является одной из главных проблем в регулировании государства Одной из характеристик современного рынка труда является несоответствие между спросом и предложением специалистов. Цель работы - проанализировать проблемы рынка труда и занятости населения на федеральном и региональном уровне. Основными задачами является следующие: - Выявить особенности и динамику рынка труда и занятости населения на федеральном уровне; - Исследовать состояния рынка труда в России. Предметом исследований является...
17641. Визуальная коммуникация в продвижении товаров и услуг 1.23 MB
Визуальные коммуникации и история их возникновения. История возникновения и трансформации визуальной коммуникации. Виды визуальной коммуникации и их характеристики. Визуальные коммуникации в городской среде.
2018. Принципы обеспечения и управления качеством товаров и услуг 14.82 KB
Среди принципов обеспечения качества можно выделить три их основных группы. Стабильное обеспечение качества продукции зависит от множества факторов которые можно разделить на две основные группы: частные и общие. факторы которые подразумевают уровень развития производства средства и системы контроля качества социальная и экономическая целесообразность и эффективность производства материальная и личная заинтересованность и пр. Устойчивого совершенствования качества продукции нельзя добиться путем проведения отдельных и даже...
1150. Рынок туристических услуг 208.57 KB
Оруэлл никогда не был в СССР но пристально изучил его опыт по литературе и много раздумывал над советским мифом в который как он писал люди на Западе верят главным образом потому что им хочется верить в то что где-то на земле есть идеальное общество. Неограниченная власть партии требует чтобы у её членов были не только правильные воззрения но и правильные инстинкты. Гротескная образность и фантасмагорическая символика романа 1984 дают возможность Оруэллу сделать очевидным кошмар диктатуры показать...
10906. Отраслевая структура экономики и ключевые рынки товаров и услуг 70.61 KB
Территориальная структура хозяйства России Основные формы организации производства: концентрация специализация кооперирование и комбинирование Современные тенденции и структурные изменения в развитии и размещении отраслей промышленности. Отражает связи и пропорции между крупными группами отраслей отрасли мат производства промть стрво с х торговля и т. Основу хозяйственного комплекса составляет сфера материального производства в которой занято более 2 3 от общей численности всего населения занятого во всех сферах хозяйственной...
6336. Сущность и содержание коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг 110.08 KB
Сущность и содержание коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг Вопросы Коммерческая деятельность ее задачи и тенденции развития. Объекты и субъекты коммерческой деятельности. Основные функции и принципы коммерческой деятельности. Термин коммерция ближе к третьему понятию торговли деятельности связанной с осуществлением куплипродажи.
12910. Рынок спортивных и валеологических услуг 27.44 KB
Сфера физической культуры и спорта где объектом куплипродажи являются физкультурноспортивные и валеологические услуги не является здесь исключением. На рынке спортивных и валеологических услуг предложение связано непосредственно с организациями предоставляющими данные услуги во всем их многообразии. Для определения этого положения а также перспектив организации на рынке используется анализ потенциала организации который включает в себя: Анализ производства физкультурноспортивной услуги объем ассортимент...
18661. Анализ объема производства и продаж товаров, продукции, работ, услуг 105.79 KB
Каждая наука имеет свой предмет. Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, находящие отражение через систему экономической информации.

Экологическое предпринимательство, которым является деятельность по производству и реализации товаров, осуществлению работ и услуг, направленных на предупреждение и уменьшение вреда окружающей среде и здоровью населения, является одним из важнейших направлений обеспечения дальнейших прогрессивных экологических преобразований в России /13, 55/.

Анализ российской и зарубежной хозяйственной практики показывает, что экологические факторы все больше влияют на цели предпринимательской деятельности. На современном этапе развития общества охрана окружающей среды становится важной экономической задачей.

Это убедительно подтверждают многочисленные примеры деятельности по охране окружающей среды, способствующей бизнесу и приносящей прибыль как от создания более совершенных технологий, так и от продажи произведенной на их основе экологически чистой продукции.

Экологическое регулирование является толчком интенсивному развитию новой и весьма выгодной сферы приложения капитала во многих развитых странах мира. Надо отметить, что повсеместно наблюдается заметное укрепление позиций экологически ориентированной продукции в выпуске производственных и потребительских товаров различного назначения.

Экологические параметры технологий производства и выпускаемых товаров, а также затраты на охрану окружающей среды, прямо влияющие на уровень общих издержек, стали важными факторами, определяющими конкурентоспособность на национальном и мировом рынках. Влияние этих факторов на цену товара, перспективы дальнейшего производства, рынки сбыта, маркетинговую деятельность в целом все более возрастает.

Современные тенденции постепенного выравнивания требований экологического законодательства в развитых странах мира стали серьезным фактором положительного воздействия на структуру товарных потоков и инвестиций.

Проведенные экспертные оценки показали, что природоохранные и ресурсосберегающие технологии будут представлять собой одно из основных действенных средств рыночной конкурентной борьбы.

Изменение отношения к собственности и широкое развитие предпринимательства в России как элемента государственной политики стало определяющей основой появления субъектов экологического предпринимательства с разносторонней сферой интересов.

Можно отметить, что в последнее время сформировались самостоятельные направления экологического предпринимательства:

      производство экологической техники, приборов для контроля состояния окружающей среды;

      создание средощадящей и ресурсосберегающей техники и технологий;

      расширенное использование вторичных ресурсов и экологическое воспроизводство;

      экологическое образование и воспитание;

      консалтинг;

      а также выполнение различного рода других экологических работ и услуг.

Набирает силу финансовое обеспечение рынка экологических работ и услуг коммерческими банками.

Можно выделить следующие типы предприятий и организаций, входящих в экологическую инфраструктуру, по их функциональной ориентации и характеру организации работ:

      выполняющие работы по изучению состояния природно-ресурсного потенциала и окружающей среды (сбор и обработка информации, разработка экологических ограничений и регламентаций по природопользованию, анализ и прогноз деятельности природользователей, осуществление экологического мониторинга и др.). Организации, формирующиеся, в основном, по ресурсообразующим системам (водные, лесные ресурсы и т.д.) и функционирующие в значительной мере по заказам государственных органов управления;

      оказывающие экологические услуги субъектам хозяйственной деятельности (экологическая инвентаризация, разработка проектов норм ПДВ и ПДС для предприятий, экспертно-консультационные услуги и др.);

      осуществляющие рекультивацию и воспроизводство природной среды (рекультивация земель, лесовосстановление, подъем затонувшей древесины, деятельность по снижению антропогенного воздействия на окружающую среду, например, в результате утилизации, переработки и захоронения отходов, благоустройства и озеленения территорий и др.);

      производящие природоохранную, ресурсосберегающую технику и технологии, природосберегающую продукцию;

      обеспечивающие функционирование самой экологической инфраструктуры (ремонт и обслуживание природоохранной техники и оборудования, подготовка и переобучение кадров, оказание информационных услуг и др.).

Дальнейшее развитие рынка экологических работ и услуг существенно зависит от создания гибкого организационно-экономического и нормативно-правового механизма взаимодействия рыночных структур в сфере экологии, органов государственной власти, органов местного самоуправления и органов управления охраной окружающей среды и природопользованием.

Необходима программа развития рынка экологических товаров, работ и услуг, которая должна предусматривать разработку новых законодательных актов, дополнений и поправок к существующим, обеспечивающих эффективное функционирование рассматриваемого рынка. В эту программу должен входить соответствующий комплекс мероприятий /13, 55/.

Создание необходимых организационных структур для осуществления регулирования и экономического стимулирования производства товаров, работ и услуг экологического назначения и подготовка нормативно-методической документации, определяющей их деятельность, требуют своего решения в ближайшей перспективе.

Целесообразно выделить следующие основные задачи федерального государственного органа и его территориальных органов в вопросах регулирования производства товаров, работ и услуг экологического характера /55/:

      определение приоритетных направлений развития рынка экологических товаров, работ и услуг;

      разработка и внедрение механизмов экономического стимулирования производства, качества и экологической безопасности процессов, продукции, товаров, работ и услуг;

      создание и развитие системы регулирования экологического предпринимательства с целью предотвращения экологически вредного воздействия на окружающую среду, жизнь и здоровье людей, рационального использования природных и вторичных ресурсов;

      создание условий для привлечения и эффективного использования в экологических целях иностранных и отечественных инвестиций, “ноу-хау”, технологий и оборудования.

        Экологически ориентированный маркетинг

и рынок природных ресурсов (природных объектов)

Анализ зарубежного опыта отношений собственности на природные ресурсы (природные объекты) показывает, что динамика изменения этих отношений в других странах находится в зависимости от экономических, политических, социальных, экологических факторов. Подобные явления, несмотря на сильное влияние различных субъективных факторов, носят объективный характер и, что вполне естественно, имеют место и в нашей стране /15/.

Следует отметить, что на нынешнем этапе развития общества возникла острая необходимость придания все возрастающей экономической ценности природным ресурсам и всему природному богатству, включая здоровье среды. Это должно стать главным приоритетом государственной природно-ресурсной и экологической политики России.

При таком подходе государственное регулирование экономической ценности природных ресурсов и всего природного богатства должно быть одной из основных функций государства на пути обеспечения устойчивого развития общества в условиях рыночно ориентированной экономики.

Нужно отметить, что влияние уровня экологических потребностей общества и спроса в части экологических ценностей на рынок природных ресурсов имеет тенденцию к заметному усилению. Причем эти потребности и спрос также необходимо регулировать с помощью соответствующих механизмов, которые еще требуется сформировать и внедрить в практику.

Величина общественно необходимых издержек на воспроизводство потребленной части возобновимого природного ресурса может служить в качестве нижней границы оценки потребляемой в той или иной форме порции любого возобновимого природного ресурса.

Необходимо развивать новые принципы рентной оценки природных ресурсов:

      принцип учета издержек воспроизводства подвергаемых воздействию возобновимых природных ресурсов;

      принцип учета планируемых издержек на разработку способов замещения (продуктами с аналогичной потребительной стоимостью) оцениваемых невозобновимых природных ресурсов.

Реализация права собственности на природные ресурсы может осуществляться в форме собственности на природные объекты или природные ресурсы в границах природного объекта.

Следует сказать, что России присущи обоснованные исторические предпосылки и объективная необходимость возникновения и развития рынка природных ресурсов (природных объектов). Хотя при этом имеют место серьезные проблемы и противоречия рынка природных ресурсов (природных объектов), которые характеризуются различными причинами их проявления.

Очень важно отметить роль, место и основные возможные направления участия экологически ориентированного маркетинга в функционировании рынка природных ресурсов (природных объектов).

При этом необходим достаточно развитый нормативно-правовой механизм обеспечения выполнения экологических требований при решении данной проблемы, целесообразные дополнения и изменения соответствующего характера в природоохранительные и природно-ресурсные акты законодательства и в законы, регулирующие переход права собственности на отдельные виды природных ресурсов (природных объектов), в том числе приватизацию природных объектов государственной и муниципальной собственности /15/.

Целесообразно указать наиболее актуальные основные ограничения на осуществление права собственности на природные ресурсы, налагаемые принципами устойчивого развития:

      любой возобновимый природный ресурс, добываемый, эксплуатируемый или используемый другим способом, должен быть воспроизведен как количественно, так и качественно;

      часть капитала, заключенная в невозобновимых природных объектах, должна быть использована для экономического воспроизводства потребительных стоимостей, заключенных в потребляемых порциях невозобновимых природных ресурсов;

      собственник природного ресурса при его использовании в любой форме не вправе наносить ущерб окружающей среде как в пределах своего владения, так и вне его.

Требуется скорейшая разработка основных концептуальных положений по решению проблем собственности на природные ресурсы (природные объекты). При этом необходимо учитывать общие для всех природных ресурсов закономерности в решении вопросов собственности.

Сочетание объективных свойств природных ресурсов (природных объектов), получивших экономическую оценку и учтенных в комплексных кадастрах природных ресурсов, достигнутого уровня развития общественных экономических отношений, существующих политических и социальных отношений и экологических проблем является основой для разработки соответствующих принципов рационального распределения прав собственности на природные ресурсы (природные объекты) и необходимых полномочий по управлению природопользованием между следующими четырьмя уровнями: федеральным, территориальным (субъекта Федерации), муниципальным, частным.

Следующие свойства самих минеральных и других природных ресурсов представляют собой первичные факторы для деления собственности на природные ресурсы (природные объекты) по вышеуказанным четырем уровням:

      роль конкретных природных ресурсов в формировании макроэкономических показателей;

      соотношение распространенности природных ресурсов и широты потребительского рынка;

      роль на мировом, национальном и территориальных рынках соответствующей продукции;

      роль природных ресурсов в экономике территорий;

      значение природных ресурсов для национальной безопасности страны;

      степень исчерпаемости природных ресурсов и возможность замены их вторичными ресурсами;

      специфические особенности различных видов природных ресурсов.

Необходимо подчеркнуть, что существуют значительные различия масштабов природных объектов и уровней субъектов собственности, величин долей различных видов природных ресурсов (природных объектов) в той или иной форме собственности, темпов и глубины преобразований отношений собственности в зависимости от объективных свойств самих природных ресурсов.

Целесообразно предложить перспективный концептуальный подход к созданию оптимального механизма постепенного ненасильственного решения проблемы рационального распределения прав собственности на природные ресурсы (природные объекты) и полномочий по управлению природопользованием последовательно по следующим этапам:

      первый этап – экономическая оценка и идентификация природных ресурсов (природных объектов) как объектов собственности;

      второй этап –уточнение определения и корректировка разграничения полномочий (обеспечивающих реализацию правомочий государства как собственника природных ресурсов) Российской Федерации и субъектов Федерации в рамках совместного осуществления владения, пользования и распоряжения природными ресурсами;

      третий этап – по мере объективного созревания условий для сосредоточения всех или почти всех полномочий в отношении конкретных природных объектов только на одном из уровней (федеральном или субъекта Федерации) решение вопроса о разграничении собственности;

      четвертый этап – после выделения природных объектов в собственность субъектов Федерации выделение из их состава природных ресурсов в муниципальную и частную собственность, либо в ряде случаев передача в пожизненное наследуемое владение (что более предпочтительно для соответствующих природных ресурсов с точки зрения интересов общества).

При решении этой проблемы очень важно объективно оценить возможность распределения прав собственности на соответствующие природные ресурсы (природные объекты) на современном этапе и невозможность распределения прав собственности на другие ресурсы (объекты) по принципиальным соображениям, поскольку наиболее целесообразным для них объективно должно быть совместное ведение (владение, пользование и распоряжение).

Большие возможности в практической деятельности в рассматриваемом направлении может дать использование данных кадастровой оценки природных ресурсов, аудита природопользования (аудита недропользования, водопользования, землепользования, лесопользования и др.), экологического аудита, природно-ресурсного и экологического мониторинга в целях определения цены сделки купли-продажи или приватизации природных ресурсов (природных объектов) и налога на их новых собственников, а также для обеспечения выполнения экологических требований к участникам соответствующей сделки.

Необходимо предъявлять определенные нормативные экологические требования и требования в области природопользования к новым собственникам природных ресурсов (природных объектов), которые во многом зависят от реальных свойств самих объектов собственности.

В рассматриваемом случае можно назвать следующие основные требования подобного характера:

      необходимость очистки объектов от прошлых накопленных загрязнений;

      недопущение нецелевого использования природных ресурсов;

      соблюдение экологических и природно-ресурсных норм и правил в дальнейшей деятельности.

Важно отметить, что для решения обсуждаемой в данном разделе проблемы также принципиально необходимо:

Создание механизма купли-продажи и приватизации природных ресурсов (природных объектов), не допускающего смену их собственников без учета экологического фактора;

Установление публичных сервитутов при приватизации природных ресурсов (природных объектов) в целях обеспечения публичных интересов при передаче природных ресурсов (природных объектов) в частную собственность.

На современном этапе развития общества целесообразно ввести в теоретическую и практическую деятельность в области охраны окружающей среды и природопользования понятие ассимиляционного потенциала окружающей среды как способности окружающей среды воспринимать различные антропогенные воздействия в определенных масштабах без изменения своих качественных параметров в неопределенно длительной перспективе /15/.

При таком подходе ассимиляционный потенциал окружающей среды можно обоснованно представить как специфический нетрадиционный природный (“экологический”) ресурс.

Но в данном случае, естественно, возникает объективная необходимость разработки соответствующих методов экономической оценки ассимиляционного потенциала окружающей среды.

На наш взгляд при этом целесообразна рентная и квазирентная оценка при его искусственном воспроизводстве, представляющая собой разность между общественно-необходимыми затратами на снижение воздействий до экологических нормативов и поддержание их на этом уровне и индивидуальными затратами на достижение экологических нормативов в районе, потенциал которого оценивается. На такой основе может проводиться оценка этого потенциала территории для целей установления платежей за пользование им по издержкам доведения воздействий (например, выбросов в атмосферу) до нормативного уровня с пересчетом и приведением оценки к условной тонне.

Предлагается перспективный механизм рационального распределения прав собственности на ассимиляционный потенциал окружающей среды между Российской Федерацией, субъектами Федерации, муниципальными образованиями, частными собственниками объектов (при невозможности решить проблему в категориях собственности на законодательном уровне) путем практического внедрения через распределение полномочий, обеспечивающих реализацию правомочий собственника, между органами государственной власти на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации, органами местного самоуправления и частными собственниками.

Принципы отнесения собственности на ассимиляционный потенциал окружающей среды по тому или иному загрязняющему веществу к соответствующему уровню (федеральному, субъекта Федерации, муниципальному, частного собственника) должны учитывать объективные свойства загрязняющих веществ: дальность распространения от источника, степень опасности, наличие международных обязательств по соответствующим веществам и др.

Например, применительно к выбросам загрязняющих веществ в атмосферу целесообразно предложить следующие принципы распределения права собственности на ассимиляционный потенциал:

      в муниципальную собственность, а в ряде соответствующих случаев и в частную собственность, в перспективе можно передать ассимиляционный потенциал по загрязняющим веществам с минимальным радиусом рассеивания (до нескольких километров),

      в федеральную собственность в перспективе можно передать ассимиляционный потенциал по:

а) загрязняющим веществам с радиусом рассеивания в сотни и более

километров или оказывающим трансграничное и глобальное

воздействие;

б) загрязняющим веществам, по которым имеются международные

обязательства;

в) особо опасным загрязняющим веществам;

В собственность субъекта Федерации в перспективе можно передать ассимиляционный потенциал по оставшемуся большинству загрязняющих веществ довольно широкого спектра;

Необходимо учитывать сложившуюся систему государственных органов охраны окружающей среды и управления природопользованием.

Представляют большой интерес проблемы распределения прав собственности на ассимиляционный потенциал окружающей среды в международном масштабе (выбросы парниковых газов, потребление кислорода, трансграничные переносы различных загрязняющих веществ и др.).

В этом направлении в настоящее время рассматриваются вопросы организации торговли квотами на выбросы парниковых газов и других загрязняющих веществ, оказывающих значительное глобальное воздействие и имеющих актуальное международное значение.

С учетом вышесказанного можно утверждать, что впереди открываются большие перспективы развития экологически ориентированного маркетинга в связи с появлением рынка природных ресурсов (природных объектов), в том числе ассимиляционного потенциала окружающей среды, расширением круга субъектов и объектов собственности, активизацией процессов купли-продажи и приватизации природных ресурсов (природных объектов).

      Рынок производственных объектов

и учет экологического фактора при оценке их стоимости

В России имеются обоснованные исторические предпосылки и объективная необходимость возникновения рынка производственных объектов (предприятий, сооружений, производственных зданий и иных объектов).

Этому активно способствуют:

      расширение процесса вложения отечественных и иностранных инвестиций в экономику страны;

      изменение отношений собственности, широкая купля-продажа и приватизация предприятий и иных производственных объектов вместе с земельными участками, в том числе бывших ранее в государственной или муниципальной собственности.

Большую тревогу при этом вызывает довольно распространенное неблагополучное экологическое состояние таких объектов.

Вполне естественно, что эти процессы перехода права собственности настоятельно требуют принятия соответствующих обязательств участниками рынка производственных объектов.

Не вызывает сомнений, что остро необходим адекватный реальной ситуации механизм распределения ответственности за прошлое загрязнение.

Должны разрабатываться и приниматься конкретные обязательства нового собственника по реабилитации прошлых загрязнений купленных или приватизированных им предприятий и иных производственных объектов и земельных участков, на которых они находятся, в рамках специальной программы экологической санации, согласуемой со специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды и включаемой в качестве неотъемлемой части в план приватизации или договор купли-продажи.

Процедура отнесения на нового собственника затрат на мероприятия по программе экологической санации покупаемого или приватизируемого производственного объекта вместе с земельным участком, погашение вреда, причиненного окружающей среде и населению, требует особого внимания и должна быть обязательно согласована с новым собственником.

Эти затраты должны определяться как соответствующая часть платежа при покупке производственного объекта или часть приватизационного платежа, которые должны сосредотачиваться в специальном фонде экологической санации и расходоваться строго по целевому назначению в соответствии с ежегодной сметой, согласуемой со специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды с учетом обязательств нового собственника объекта по экологической санации самого объекта и земельного участка под ним и возмещению ущерба окружающей среде и населению.

Решение рассматриваемой проблемой требует выполнения процедуры аудита, то есть комплексной оценки состояния и стоимостных характеристик покупаемого или приватизируемого предприятия и иного производственного объекта, его основных активов и пассивов.

При этом накопленный за период предшествующей производственной деятельности экологический ущерб, в первую очередь, его часть, рассчитанная для земельного отвода предприятия и его санитарно-защитной зоны, должен рассматриваться как неотъемлемая составляющая пассивов предприятия.

Введение такой процедуры для производственных объектов, подлежащих продаже или приватизации, является основой для осуществления прямой экономической оценки накопленного экологического ущерба и включения мероприятий по экологической санации территории этих производственных объектов в договор купли-продажи или план приватизации.

Следует подчеркнуть, что экономическая оценка накопленного за период предшествующей деятельности экологического ущерба выступает как важная составная часть стоимости предприятий и иных производственных объектов в сделках их купли-продажи и приватизации.

Целесообразно предложить следующие возможные методы экономической оценки накопленного экологического ущерба /28/:

      первый метод – определение экономических санкций за результаты накопленного загрязнения на территории предприятия и иного производственного объекта на основе специально разрабатываемых нормативов платы за загрязнение почв, донных отложений и других депонирующих сред;

      второй метод – расчет затрат на конкретные мероприятия по экологической санации (изъятию, удалению, захоронению или переработке загрязненного слоя почвы и донных отложений) в пределах контура, характеризующегося концентрациями загрязняющих веществ величиной 10–25 предельно допустимых концентраций (ПДК) и выше. Суммирование этих затрат с затратами на отселение населения из экологически опасных зон, возмещение потерь от уничтожения сельскохозяйственной продукции, выращиваемой на загрязненной территории, другие работы по восстановлению гигиенически приемлемого экологического баланса в зоне особо опасного загрязнения;

      третий метод – расчет размеров платежей за загрязнение территории по фактически установленному количеству загрязняющих веществ (например, металлов) в почвах на основе существующих нормативов платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду за вычетом сумм ранее осуществленных предприятием платежей;

      четвертый метод – расчет накопленного экологического ущерба от загрязнения почво-грунтов в пределах промплощадки продаваемого или приватизируемого предприятия и иного производственного объекта и прилегающей к ней санитарно-защитной зоны с уровнями концентрации загрязняющих веществ 10–25 ПДК и выше на основе рассмотрения такого очага экологического поражения как образования несанкционированной свалки перемешанных с грунтом особо опасных отходов, имеющей соответствующие площадные характеристики, концентрации загрязняющих веществ и фактически измеряемую массу.

Полезно отметить следующие преимущества четвертого метода экономической оценки накопленного экологического ущерба:

      простота расчета;

      объективность количественных показателей, получаемых при замерах непосредственно на загрязненной территории;

      отсутствие множества поправочных коэффициентов, использование которых доказательно далеко не во всех случаях;

      наличие утвержденного на федеральном уровне нормативно-методического аппарата расчета платы за размещение отходов;

      большое количество данных, полученных экспериментально и аналитически подразделениями Государственной геологической службы и другими государственными учреждениями и организациями.

Конкретные примеры оценки стоимости предприятий и иных производственных объектов в сделках купли-продажи и приватизации с учетом экологического фактора (накопленного экологического ущерба) подтверждают предложенные в данном разделе принципы, методические подходы и рекомендации /28/.

Использование возможностей рынка производственных объектов для развития экологически ориентированного маркетинга обещает хорошую перспективу этому направлению деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Объективный анализ международного опыта и перспектив развития менеджмента и маркетинга в экологии и природопользовании представляет большой интерес для дальнейшего совершенствования этого направления.

Рассмотрение становления и развития экономических методов природоохранной и природно-ресурсной деятельности в мировой практике должно охватывать следующие сферы и направления: атмосферный воздух, водные объекты, почву, литосферу, ближний космос, животный и растительный мир, рекреационные ресурсы, отходы производства и потребления, радиационные воздействия, шум и вибрацию, энергетику, здоровье населения.

Их соответствующее использование в экологическом менеджменте и маркетинге дает большой эффект.

Реальный комплекс экономических методов по рассматриваемым вопросам составляют следующие элементы: плата за природные ресурсы, плата за загрязнение, плата за пользование объектами инфраструктуры, надбавки к ценам продукции, дифференциация налогов, субсидии, система залогов, кредиты.

Можно выделить такие рыночные методы охраны окружающей среды и регулирования природопользования за рубежом, как:

      инструменты, ориентированные на использование механизмов действия современной рыночной системы хозяйствования (влияние на издержки товаропроизводителей, использующих природные ресурсы или загрязняющих окружающую среду);

      создание новых рынков путем децентрализации управления, приватизации собственности, торговля правами на загрязнение (рынок по воздуху, рынок по воде, рынок по отходам);

      формирование рынка экологических услуг;

Сотрудничество компаний по типу “промышленный симбиоз”.

Для России представляют большой интерес соответствующие примеры попыток учета величин экологических издержек и природных активов в системах национальных счетов в различных государствах, международные стандарты финансовой отчетности.

То же самое можно сказать и про рассмотрение состояния, особенностей и современных тенденций развития экологического менеджмента и маркетинга в конкретных странах Европейского Союза, США и др.

Надо отметить, что повышение эффективности экологического менеджмента и маркетинга – необходимость объективного характера в современной мировой практике. Особенно интересны новые сценарии развития.

Значительно возрастает роль международных и государственных стандартов в области управления окружающей средой и экологического аудита в развитии данного процесса. В этом убеждает рассмотрение конкретных стандартов различных государств мира и международных стандартов в данной области.

Заслуживают большого внимания новые подходы в решении стоящих экологических и природно-ресурсных проблем, адаптация к политическим, институциональным, экономическим, техническим, индивидуальным поведенческим переменам.

Интересные выводы дает сравнительный анализ законодательных и других нормативно-правовых актов, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, относящихся к рассматриваемой сфере деятельности, особенно на фоне международного опыта с учетом современных законов, стандартов, норм и правил. Это позволяет лучше понять перспективы развития экологического менеджмента и маркетинга на различных уровнях в России, основные проблемы, особенности и тенденции этого процесса.

При этом должна быть принята во внимание специфическая особенность России, заключающаяся в многоукладности не только по формам собственности, но и по технологическим укладам, а также в господстве “третьего (ресурсозатратного) уклада”, пройденного развитыми странами мира уже в конце 70-х годов ХХ века, и в весьма ограниченном проявлении “четвертого технологического уклада”, связанного с переходом на ресурсосберегающие и экологичные инновационные высокие технологии в ведущих отраслях хозяйства /38/.

Реальная жизнь поставила на повестку дня объективную необходимость разработки и развития конкретных направлений и механизмов участия экологического менеджмента в проходящих процессах банкротства предприятий с учетом дальнейших изменений в нормативно-правовой, экономической, социальной и экологической сферах.

Целесообразно выделить получаемые предприятиями преимущества от внедрения и развития экологического менеджмента и экологически ориентированного маркетинга:

Экономические выгоды:

1) снижение издержек:

      экономия вследствие снижения объемов потребления энергии, природных

и других ресурсов;

      экономия в результате повторной утилизации, продажи побочных продуктов

и отходов производства, что снижает издержки ликвидации отходов;

      более низкие ставки платы за ресурсы, штрафы и суммы компенсаций по суду

за причиненный экологический ущерб;

2) рост доходов:

      возросшая доля поступлений от продажи по более высоким ценам “зеленых” товаров;

      возросшая доля рынка благодаря нововведениям и менее высоким показателям конкурентов;

      совершенно новые товары, которые открывают новые рынки;

      возросший спрос на традиционную продукцию, которая в меньшей степени загрязняет окружающую среду.

Стратегические выгоды:

      более привлекательный имидж в глазах общественности;

      обновление видов выпускаемой продукции;

      рост производительности труда;

      более глубокая вовлеченность персонала в процесс охраны окружающей среды и улучшение трудовых отношений;

      творческий подход и готовность к решению возникающих проблем;

      более ровные отношения с органами государственной власти и местного самоуправления, общественностью, населением и группами “зеленых”;

      надежный выход на иностранные рынки;

      выполнение экологических требований без лишнего напряжения.

Следует отметить перспективы создания и использования системы интегрированного менеджмента на предприятии как взаимоувязанного комплекса, включающего в себя:

      экологический менеджмент;

      природно-ресурсный менеджмент;

      управление отходами;

      управление промышленной безопасностью;

      управление охраной здоровья персонала;

      управление в чрезвычайных и аварийных ситуациях (риск-менеджмент);

      управление качеством;

      управление взаимодействием с государственными и муниципальными органами;

      управление взаимодействием с общественностью, населением и средствами массовой информации.

В настоящее время происходит расширение рынка экологических работ, товаров и услуг (включение в него ассимиляционного потенциала окружающей среды как нетрадиционного специфического природного (“экологического“) ресурса, “углеродного кредита”, более широкого круга отходов и т.д.). Следует ожидать, что этот процесс будет происходить и в перспективе.

Активно проявляют себя современные тенденции изменения отношений собственности на природные ресурсы, недвижимость различного характера.

Перспективы развития менеджмента и маркетинга в экологии и природопользовании вызывают интерес в связи с появлением и расширением рынка природных ресурсов (природных объектов), различных производственных объектов, новых работ, товаров и услуг.

ПРИЛОЖЕНИЯ

3.3 Пути развития экологического рынка

Одной из новых возможностей для бизнеса является формирование и освоение быстроразвивающегося мирового рынка экологических товаров и услуг. Пока еще нет окончательной международной классификации этого рынка, четкой статистики его развития. Но он существует и набирает сил, особенно в развитых странах.

Эксперты единодушно оценивают мировой рынок экологических товаров и услуг как весьма емкий (как минимум в размере 500 млрд. долл.) и один из самых динамично растущих и обновляющихся. Его ежегодный прирост составляет более 5 %, в отдельных странах темпы прироста прогнозируются еще выше. В частности, в странах Балтии - до 8 % в год, в Канаде - на уровне 10% в последующие пять лет. Рынок экологических товаров и услуг в странах Восточной Европы, включая СНГ, оценивается примерно в 20 млрд. долл., его среднегодовой прирост - более 1%.

В первой половине XXI века, согласно прогнозам, до 40% мирового производства составит продукция и технологии, связанные с экологией и энергетикой. Следовательно, компании, раньше других осознавшие и заложившие в свои стратегии новые возможности использования экологической составляющей бизнеса, получат реальные преимущества.

Экономическая эффективность экологических инвестиций:

В мировой практике все больше утверждается понимание: охрана окружающей среды - явно экономическая инвестиция. Для образования треста технологий охраны окружающей среды в США инвесторы меньше чем за две недели собрали 128 млн. долларов, оценив это начинание как исключительно выгодное. Мероприятия по охране окружающей среды напрямую способствуют снижению издержек производства благодаря сокращению затрат, минимизации потерь и переработке отходов. Можно привести много примеров из зарубежной прессы о получении предприятиями денег «из мусора» или «из воздуха».

Доказать потенциальную возможность достаточно высокой прибыли на примере украинских предприятий при нынешней недостаточно развитой и жесткой законодательной базе, отсутствии действенного экономического механизма стимулирования природоохранной деятельности достаточно сложно. Хотя и здесь есть весьма красноречивые примеры. В частности, более чем десятилетний опыт природоохранной деятельности ОАО «Запорожсталь» демонстрирует ее достаточно высокую эффективность. Благодаря пуску аспирационной установки реконструированной доменной печи № 3, которая позволяет улавливать железосодержащую пыль, поступающую затем снова в производство, удалось получить ощутимый результат. 25-летний опыт использования почвозащитной системы земледелия и производства экологически чистой продукции в хозяйстве «Обрий» Шишацкого района Полтавской области убедительно свидетельствует об экономической выгодности инвестирования в такие проекты: показатель инновационной привлекательности - соотношение чистой прибыли к сумме инвестиций - составляет 1,3, инвестиции окупаются за три-четыре года. Опыт СП «Роква» по сбору вторичного сырья показывает: шиковать в этой сфере деятельности не приходится, но постепенно развиваться можно, обеспечивая новые рабочие места и регулярную зарплату рабочим.

Решение экологических проблем зачастую может объективно способствовать появлению новых возможностей и получению предприятиями новых выгод.

1. Перед компаниями открываются дополнительные возможности для развития деловой активности, что в конечном итоге повышает их конкурентные преимущества. Фирмы и страны, ранее других осуществившие капиталовложения в экологически чистые технологии, становятся лидерами на мировом рынке. Технологическое первенство в противовес приобщению к новым технологиям как таковому обеспечивает больший объем добавленной стоимости и монопольное положение в мире бизнеса. К примеру, Германия, где действуют наиболее жесткие экологические стандарты, увеличила долю экспорта экологических товаров при ослаблении позиций на рынке промышленной продукции в целом. На эту страну приходится 43% экологических патентов на товары, получившие международное признание.

Лидерство среди автопроизводителей в последнее время во многом определяется способностью решать экологические проблемы, соблюдать экологические нормы, которые все ужесточаются. В выигрыше оказываются компании, которые находят новые альтернативные виды топлива, создают экономные, экологически чистые двигатели, в частности гибридные - электро-дизельные, дизельно-газовые, разрабатывают легкие материалы для производства авточастей.

Примечательно, что для решения определенных экологических проблем объединяют усилия и правительство, и бизнес. В 2000 г. на автошоу в Детройте и Вашингтоне ведущие компании «Форд», «Дженерал моторс» и «Даймлер-Крайслер» представили опытные образцы эко-эффективных транспортных средств: Ford Prodigy (72 миль/галл.), GM Precept (80 миль/галл.,) Daimler Chrysler ESX3 (72 миль/галл.). В общем средняя топливная эффективность автомобилей выросла уже сегодня до 21,4 миль в галлон против 13,4 в 1970 г.

Дания, к примеру, является лидером ветроэнергетики (она составляет 8% всей производимой электроэнергии в стране), здесь производится около 50% всех ветротурбин, обеспечивая ежегодно около 1 млрд. долл. дохода. Ведущие места в этой сфере занимают также Германия, Испания, Индия.

2. С рынка уходят конкуренты, не способные выдержать высокие экологические стандарты. В практике развитых стран есть примеры, когда крупнейшие компании инициировали принятие определенного законодательства и стандартов, в частности на захоронение отходов в США в начале 90-х годов, поскольку они способствовали уходу с рынка ряда действующих компаний и препятствовали появлению новых конкурентов.

3. Передовой экологически ориентированный бизнес защищен от иностранной конкуренции. Скажем, запрещение использовать импортные одноразовые питьевые контейнеры под предлогом ограничения объемов мусора в Дании способствовало устранению зарубежных конкурентов, которым сложно и дорого транспортировать продукцию в стеклянной упаковке при относительно небольшом объеме рынка. К слову, переработка бутылок и других стеклянных емкостей в Дании составляет 99,6% - рекордный уровень в мире. В Швейцарии с 1 ноября 1990 г. действует запрет на производство и импорт поливинилхлоридных бутылок и упаковок.

Создание благоприятных условий для развития экологической индустрии

Для развития малого и среднего экологического бизнеса и улучшения условий его деятельности правительству необходимо:

Специальными финансовыми и кредитными рычагами стимулировать производство экологических товаров и развитие сферы экологических услуг;

Стимулировать эффективный спрос на экологическую продукцию и услуги прежде всего политикой государственных приобретений. Обеспечивать облегченный доступ предприятиям, производящим экологическую продукцию, к услугам, предоставляемым правительственными структурами; непосредственно участвовать в маркетинге и демонстрации образцов экологических технологий;

Содействовать «позеленению» банков (например, внедрять программы оценки банками воздействия проектов на окружающую среду или учета необходимости инвестиций в охрану окружающей среды). Как известно, разработка экологического блока вопросов является очень важной для получения кредитов международных финансовых институтов, в частности ЕБРР;

Издавать периодический информационный бюллетень, содержащий постоянно обновляемую информацию о возможностях для проектов, развитии природоохранного законодательства, а также национальный каталог «Зеленые страницы», включающий перечень экологических предприятий и производимой ими продукции и услуг, открыть соответствующую страницу в Интернете. К сведению, такую информацию по другим странам, в частности Чехии, Венгрии, Польше, Словакии, можно получить из издаваемого региональным экологическим центром «Справочника экологического бизнеса» для стран Центральной и Восточной Европы, по России - из недавно издаваемых «Зеленых страниц»;

Создавать совместные экологические предприятия с западными компаниями и улучшать экспортные возможности: местные компании лучше знакомы с условиями и правилами местных рынков, а зарубежные более опытны в области маркетинга и менеджмента, обладают большим доступом к финансовым ресурсам и современным технологиям;

Создавать дополнительные целевые фонды для инвестирования экологической индустрии, которые бы способствовали обеспечению соответствующих предприятий стартовым капиталом и финансированию их на ранних стадиях развития, или же выделять для этого часть уже существующих правительственных фондов, например, фондов развития предприятий, для финансирования поставщиков экологических товаров и услуг.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Основываясь на результаты научного исследования, можно сделать следующие выводы:

    Услуга - это специфический продукт труда, который не приобретает вещной формы и потребительная стоимость которого в отличие от вещного продукта труда заключается в полезном эффекте живого труда.

    Основные виды экологических услуг: экологическое страхование, экологический аудит, экологический менеджмент.

    В отличие от традиционной, экологическая экономика исходит из признания двусторонних зависимостей микро- и макроуровней: социальная организация и культурные институты на более высоких уровнях пространственно-временной иерархии должны сглаживать конфликты, возникающие при достижении микроцелей развития на более низких уровнях, и наоборот.

    Одной из важнейших причин учета экологического фактора бизнесом служит появление новых возможностей для компаний. Бизнес рассматривает включение экологической составляющей в свою деятельность уже не как помеху развитию и неизбежные издержки, а все больше как сферу дополнительных возможностей, новое средство повышения конкурентоспособности. Мероприятия по охране окружающей среды часто приводят к прямому снижению издержек производства благодаря сокращению производственных затрат, минимизации потерь и переработке отходов. Зачастую экологические проблемы открывают перед компаниями дополнительные возможности для развития деловой активности.

    В Вологодской области рынком экологических услуг в основном предоставлялись следующие услуги:

    • Экологический контроль за судоходством;

      Использование и переработка отходов производства и потребления;

      Размещение твердых бытовых отходов;

      Охрана недр;

      Экологический мониторинг;

      Оформление прав водопользования;

      Оценка качество подземных вод.

    Говорят о механизмах реализации экологиче­ской политики, выделяют три подхода:

    прямое регулирование, связанное с воздействием государства (иногда это регулирование определяется как «командуй и контро­лируй») - нормативно-правовые, административно-контрольные меры, прямое регламентирование и т.д.;

    экономическое стимулирование, связанное с развитием рыночных механизмов;

    смешанные механизмы, сочетающие первые два подхода.

Сформулированные выводы позволяют обосновать следующие предложения:

    Постоянный контроль рынка экологических услуг;

    Контролировать экологический рынок как основу, комплексно контролируя основные показатели деятельности;

    Управляя рынком использовать существующие и искать новые пути повышения его деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Аксенова О.В.Экология. М.:Знание,1999.-287с.

    Ананишнов В.В. Экономика природопользования и охраны природной среды: учеб. пособие / СПбГУТ. СПб, 1994.

    Блинов А. О роли предпринимательской деятельности в улучше­нии экологической обстановки.//Российский экономический жур­нал. М., № 7, стр. 55-69.

    Боголюбов С.А. Экология: Юрид. энцикл. слов. Ин-т законодательства.Норма,2001,-443с.

    Большаков В.Н.Экология. М.:Интернет инжиниринг, 2000.-330с

    Веклич О.А. Эколого-экономические противоречия. О некоторых вопросах моделирования экономических процессов с учетом экологических проблем.//Вестник МГУ, сер. 6. М.„ 1994 №3

    Возняк, Фейтельман и др. Экологическое оздоровление экономики.

    Гирусов Э.В. и др. Экология и экономика природопользования. М.: Закон и право, 1998.

    Глухов В.В. и др. Экономические основы экологии. СПб: Специальная литература, 1995.

    Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природных ресурсов. М.: Аспект Пресс, 1998.

    Горелов А.А. Экология: Учеб. Пособие для вузов.-М.:Юрайт,2001.-312с

    Колесников С.И. «Экологические основы природопользования». Учебник. Изд-во «Дашков и К», 2008-304с.Гриф МО РФ

    Мизгун Ю.Г. Экология известная и неизвестная. М.: Здоровье, 1994.-257с.

    Мозолевская Е.Г. Экология, мониторинг и рациональное природопользование. М.: МГУЛ, 2002. -249с.

    Потапов А.Д. Экология. –Изд.2-ое, испр. и доп. –М.: Высш. шк.2004.-526

    Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990

    Указ президента РФ от 04.02.94 г. №230 « о государственной стратегии РФ по охране окрущающей среды и обеспечению развития», М. : Российская газета.

    Федерального закона об охране окружающей среды от 10.04.2002

    Фокин С.А. Экологическая политика как фактор международной конкурентоспособности государств,//ж-л «Менеджмент в России и зарубежом»,1999 №3

    Чердымова З.Э. Экология в схемах и таблицах. Самара: Федоров. 1997. -222с.

    Туристических услуг и его территориальная организацияКурсовая работа >> Физкультура и спорт

    Туроператоров: массового рынка , специализированного сегмента рынка , внутреннего рынка и внешнего рынка . Туроператоры массового рынка – наиболее... учебный, экологический , этнический, охотничий т.д. Таким образом, формирование спроса на туристические услуги и...

Важным звеном в обеспечении экологической безопасности является развитие экологического предпринимательства – деятельности по производству и реализации товаров, осуществлению работ и услуг, направленных на предотвращение вреда здоровью и благосостоянию населения и окружающей природной среде.

Можно выделить два направления экологического предпринимательства:

а)деятельность по обеспечению экологической безопасности субъектов хозяйственной деятельности;

б) формирование рынка экологических товаров и услуг.

Первое направление включает деятельность по производству оборудования по улавливанию загрязняющих веществ из выбросов и сбросов предприятий, ресурсо- и энергосберегающего оборудования, техники для утилизации отходов производства и потребления, приборов и средств контроля компонентов природной среды, по экологической реабилитации нарушенных земель, по благоустройству окружающей среды.

Среди факторов, влияющих на уровень развития экологического предпринимательства, можно отметить форму собственности, наличие стимулирующих и административных регулирующих мер со стороны государства, влияние внешнего рынка, уровень экологической культуры и информированности менеджмента компаний.

Экологическое предпринимательство в развитых странах рассматривается как важная экономическая задача. В Канаде, например, более 3500 компаний выпускает оборудование для ООС, в странах ЕЭС существует более 30 тыс. фирм, связанных с экологическим предпринимательством, в США экологическое регулирование дало толчок к развитию новой и выгодной сферы хозяйственной деятельности. В объеме внешней торговли развитых стран доля экологического сектора доходит до 4% при темпах ежегодного роста продаж до 10%.

Экологическое предпринимательство в России реально начало формироваться в конце 80- х годов ХХ в. В связи общественными движениями зеленых и ликвидацией последствий Чернобыльской АЭС. Однако в связи низким уровнем государственного регулирования природопользования, либерализацией экологических требований и как следствие, недостаточной мотивацией развития этой сферы деятельности, а также отсутствие законодательного ее регулирования, она не вышла из стадии становления. Так, из всего количества предприятий малого и среднего бизнеса лишь 15% включили реализацию экологических функций в уставные документы (в Германии аналогичный показатель равен 85%). Поэтому перед экономикой страны стоит задача по формированию экологически ориентированной ее отрасли, что позволит перейти к ресурсосберегающему и экологобезопасному типу общественного воспроизводства. Основными типами функций экологической отрасли могут быть:



работы по изучению и учету природно- ресурсного потенциала (в том числе их экономическая оценка), по созданию и эксплуатации систем экологического мониторинга, по изучению влияния хозяйственной деятельности на природную среду, в том числе экономической оценке ущерба от негативного воздействия антропогенной деятельности ит.п.

разработка экологических ограничений и регламентаций хозяйственной деятельности, определение ассимиляционного потенциала территорий, нормативов воздействий на окружающую среду (Лимитов, квот использования, нормативов ПДВ, ПДС и т.п.);

работы по реабилитации нарушенных земель, ландшафтов, по ресурсовосстановлению (рекультивация земель, лесовосстановление, подъем затонувшей древесины, утилизация отходов и.т.п.);

работы по производству техники защиты окружающей среды (производство водогазоочистного и пылеулавливающего оборудования, мусоросортировочных заводов, энгергоресурсосберегающего оборудования и.т.п.).

Другим направлением развития рынка экологических товаров и услуг является производство и поставка экологически безопасных товаров, в том числе продуктов питания. Экологически чистые продукты, полученные без применения химических удобрений, кормов, ядохимикатов находят сейчас все больше приверженцев как среди производителей, так и среди потребителей пищевой продукции. В мире отмечается тенденция увеличения «готовности платить» потребителей за чистые продукты питания. Так, по данным опросов 69% опрошенных в Бразилии, 60% в Иране и Испании, 59% во Франции 53% в России и ЮАР готовы платить больше за экологически чистые продукты.



Наличие спроса формирует готовность производителей производить требуемую продукцию.Так, число сельскохозяйственных предприятий Германии, работающих в соответствии с экологическими критериями, увеличилось с 1996 по 2004 г. В 2 раза. В последние годы на рынке продуктов Европы имеется более 3000 продуктов с маркировкой «Вio», т.е. произведенных по экологическим требованиям ЕЭС. По популярности этот экологический знак опережает любой другой, с момента его введения в2001 г. Его получают в среднем 20 продуктов в день. При этом правила его присвоения достаточно жесткие: растения не должны обрабатываться химикатами или быть генномодифицированными, а животные должны выращиваться только на естественных кормах.

В РФ меры по защите потребителей от некачественных продуктов приняты Правительством Москвы. В 2003 г. Здесь введена система добровольной экологической сертификации «Экологичные продукты». Для производства таких продуктов допускается использование сырья, выращенного без применения стимуляторов роста, пестицидов, антибиотиков, химических удобрений.

4.9.2.Торговля правами на выбросы, формирование «банков выбросов»

Страной, где все большее распрост­ранение получает рыночный подход к охране окружающей среды, являются США.

Возможность включения природоохранной деятельности в рыночные экономические механизмы объясняется тем, что подсчет прибыли предприятия (разность между доходами и затратами) может дать неверные результаты, если не учиты­вать «внешние эффекты», т.е. социально-экономический ущерб природной среде или/и экономический ущерб другим пред­приятиям из-за увеличения ими издержек на очистку первич­ных ресурсов (воды, воздуха). Включение «внешних эффек­тов» в рыночный механизм, т.е. их «интернализация», позво­ляет преодолеть противоречие между общественными «выго­дами и затратами» и «доходами и затратами» конкретных предприятий-загрязнителей. Основной причиной такого про­тиворечия является загрязнение окружающей среды. Этот подход предполагает, что ущербы от загрязнения природной среды (если их правильно и точно подсчитать) должны полно­стью компенсироваться самими загрязнителями в виде плате­жей за выбросы и сбросы каждым источником загрязнения.

В течение последних двадцати лет в странах с развитой рыночной экономикой (особенно в США) административные меры регулирования природоохранной деятельности в зна­чительной степени вытеснялись экономическими и рыноч­ными. Так оценка результативности государственных про­грамм охраны окружающей среды, реализованных в США, показала, что затраты на снижение концентраций окислов серы в атмосфере до требуемого уровня были бы в 2-3 раза ниже, если бы была введена плата за загрязнение, пропорци­ональная объемам выбросов, чем при использовании систе­мы расчета и назначения каждому предприятию уровней ПДВ по загрязняющим веществам.

Сочетание рыночного и нормативного подходов представ­лено в программе торговли выбросами БРА (ЕРА - Агентство по охране окружающей среды США). Эта программа введена Агентством по охране окружающей среды для смягчения воз­действия на экономику быстрорастущих расходов на достиже­ние принятых стандартов качества окружающей среды.

Суть программы торговли выбросами заключается в том, что предприятие, которое сокращает суммарный выброс неко­торого загрязняющего вещества ниже установленного уровня, имеет право поместить излишки от сокращения выбросов в так называемый «банк выбросов» (иначе излишки называют кредиты на выбросы). В дальнейшем такие предприятия мо­гут использовать свои кредиты на выбросы для собственной реконструкции, модернизации или расширения, а также про­дать их другому предприятию, нуждающемуся в таких креди­тах. Единственным условием такой продажи является нахож­дение этих предприятий в одном географическом районе. Считается, что такой подход позволяет:

Сократить суммарный выброс данного загрязняющего вещества при меньших издержках;

Сделать предприятия более инициативными в выборе методов снижения выбросов и точечных источников выбро­сов, где эти методы будут применяться;

Стимулировать инвестиции в более совершенное очист­ное оборудование и малоотходные производственные техно­логии.

Как уже отмечалось, основой программы являются кре­диты на выбросы, которые служат своеобразной валютой тор­говли излишками сокращения выбросов. Такие излишки могут быть созданы различными способами:

Установкой более эффективного очистного оборудования;

Переходом на малоотходные производственные технологии;

Реконструкцией или закрытием как предприятия в це­лом, так и отдельных производств.

Излишки сокращения выбросов могут стать кредитом на выбросы в том случае, если сокращение выбросов удовлетво­ряет следующим четырем требованиям:

Имеет не сезонный, периодический или временный характер, а носит постоянный характер;

Является добавочным к результатам фактического сни­жения выбросов согласно требуемому нормативному уровню;

Находится в рамках административно-правовой ответ­ственности местной или федеральной инспекции качества воздуха, иначе говоря, контролируется и предписывается эти­ми инспекциями;

Поддается количественному выражению или измерению.
Цена кредитов на выбросы определяется соотношением

спроса и предложения: чем меньше предложений на рынке кредитов на выбросы, тем больше они стоят, и наоборот. Другими факторами, которые определяют цену таких креди­тов, являются:

Издержки, связанные с созданием излишков сокраще­ния выбросов;

Возможные выгоды и риск сделки по кредитам для про­давца в данный момент;

Расходы, связанные с осуществлением самой сделки.
Спрос на кредиты для покупателя зависит от факторов:

Выгоды, связанной с возможными прибылями от строи­тельства или эксплуатации предприятия;

Стоимости осуществления сделки;

Риска, связанного с приобретением кредитов на выбросы.

Цены за кредиты будут подниматься до уровня, при кото­ром покупатели не захотят платить за излишки сокращения выбросов и предпочтут или не расширять производство или перенесут свое производство в более «дешевые» районы. Спрос в этом случае снизится, и цены стабилизируются.

Основу программы торговли выбросами составляют четы­ре экономических механизма:

Суммирование выбросов;

Компенсация выбросов;

Помещение кредитов на выбросы в «банки выбросов»;

Бабл-принцип.

Суммирование выбросов, или политика «облака»: поря­док, согласно которому кредиты на выбросы, которые полу­чены на предприятии, используются им самим. Эта полити­ка разрешает каждому природопользователю свободно рас­пределять выбросы между внутренними источниками на сво­их промышленных объектах таким образом, чтобы в целом они удовлетворяли всем стандартам выбросов. Причем природопользователь не имеет права наращивать выбросы одних видов загрязняющих веществ за счет дру­гих. Перераспределение выбросов должно осуществляться по каждому загрязняющему веществу отдельно. В резуль­тате не нужно следить за каждой «дымящейся трубой», а можно ограничиться заводом в целом, отдельные источни­ки которого как бы формируют «облако». Такой подход до­пускает маневр выбросами: природопользователь может отыскивать их оптимальное распределение, соответствую­щее минимальным издержкам контроля за загрязнением и очистки от загрязнения.

Экономический механизм компенсации выбросов заклю­чается в том, что строительство новых источников загрязне­ния и одновременное сдерживание загрязнений, например, воздушной среды в районах, где не выполняются федераль­ные стандарты качества воздуха, возможно только в том слу­чае, если дополнительный выброс загрязняющего вещества от этого источника будет компенсирован сокращением вы­бросов от других источников.

То есть данный механизм решает проблему экономическо­го роста в регионах, которые не удовлетворяют федеральным стандартам качества воздуха или воды. Новые хозяйствую­щие субъекты, расширяющие деятельность, связанную с рос­том выбросов, должны выкупить право на выбросы загрязня­ющих веществ (кредиты на выбросы) у других предприятий этого региона. Механизм компенсации предусматривает более чем 100% компенсацию с целью общего улучшения качества природных сред, например, воздушного бассейна. При этом продавцы обязаны сократить выбросы на величину, большую, чем будут выбрасывать покупатели. Пропорции компенсации должны быть тем выше, чем больше расстояние между новым источником выбросов и источником их компенсации. Так, например, в некоторых районах США это соотношение дости­гает 1,1-1,5. Самостоятельные сделки должны заключаться по каждому виду загрязняющего вещества. Естественно, по­купатели станут подыскивать самые дешевые варианты, по- этому издержки на улучшение качества воздуха (воды) в реги­оне минимизируются, а тенденция общего улучшения каче­ства воздуха или воды в районе после каждой сделки по про­даже кредита на выброс усилится.

«Банк выбросов» образуется излишками сокращения вы­бросов. Этот «банк» организует дальнейшее их использова­ние или продажу.

Такие «банки выбросов» организуются при региональных органах охраны и контроля природной среды. Например, «банк выбросов» действует при управлении качеством возду­ха штата Южная Каролина. В этом банке хранятся кредиты на выбросы твердых частиц, СО, NOx, SOx, летучих органи­ческих соединений. Подобные банки могут организовывать­ся в межрегиональные банковские системы, объединяющие «банки выбросов» разных регионов. Этот подход облегчает потенциальным покупателям кредитов на выбросы поиск подходящих продавцов, значительно сокращает издержки на такой поиск.

Развитием компенсационного подхода стал бабл-принцип (принцип «пузыря»). Бабл-принцип - это альтернативная стратегия административному контролю выбросов. Этот прин­цип предполагает, что региональная производственная дея­тельность, отрицательно влияющая на воздушную среду, осу­ществляется в некотором гипотетическом «пузырьке» доста­точно больших размеров. Другими словами, два и более то­чечных источников загрязнения представляются помещен­ными как бы в одном объеме под единым сводом. Это позво­ляет снижать суммарный выброс данного загрязняющего ве­щества, а не его выбросы на каждом точечном источнике. Задача регулирования в этом случае состоит в наиболее ра­циональном распределении между загрязнителями воздуш­ной среды (ограниченных объемом «пузырька») возможно­стей выбросов различных видов загрязняющих веществ. Пред­приятия, получившие разрешение на применение бабл-прин-ципа, могут снижать выброс определенных загрязняющих веществ на тех его точечных источниках, где природоохранные мероприятия приносят максимальный результат, напри­мер, снижают объем выбросов на единицу затрат. Таким об­разом, предприятия имеют экономию средств при одновре­менном сохранении качества воздушной среды и сохранении или снижении существовавшего уровня суммарного выбро­са. В США разрешение на применение бабл-принципа выда­ет ЕРА на основе конкретных заявок. Окончательно полити­ка торговли выбросами, в том числе и применение бабл-прин­ципа, сформировалась и введена в США в декабре 1986 г. В результате анализа различных подходов к управлению при­родопользованием можно сделать следующие выводы:

Применение рыночных подходов в природоохранной де­ятельности позволяет решать одновременно несколько эко­логических проблем, ввиду их взаимозависимости;

Традиционные административно-правовые подходы име­ют право на существование, если они дают положительный эффект.

Так, при сравнении таких экономических методов, как плата за загрязнение в форме платежей или налогов и тор­говля правами на выбросы, предпочтение отдается последней.

Это объясняется тем, что в случае платы за загрязнение труд­но рассчитать величину налога и соответствующий этой вели­чине уровень снижения загрязнения. В случае торговли права­ми, на выброс сначала рассчитывают необходимый уровень сни­жения загрязнения и, исходя из его величины, выдают разре­шение на выброс. Таким образом, система торговли правами на выброс весьма гибкая система и может быть приспособлена к новым, более жестким природоохранным нормативам.

Рыночный подход позволяет достигнуть более высокого уровня охраны природной среды при тех же удельных издер­жках на борьбу с загрязнением, стимулирует инициативу предприятий в отношении удобных им методов охраны при­родной среды. В результате предприятия будут стремиться принимать решения, связанные с меньшими издержками, применять новые технологии борьбы с загрязнением окру­жающей среды. Об экономической целесообразности изложенного подхода свидетельствуют подсчеты экспертов: только в химической промышленности США при сохранении общего объема выбро­сов, благодаря применению описанного механизма перерасп­ределения, расходы на поддержание стандартов качества воз­душной среды сократятся со 136 до 55 млн дол./год .

В целях упорядочения поступления платы за загрязнения может быть введено акцизирование загрязнений . При этом предприятие (до отчетного периода) подает в природо­охранные органы сведения о планируемом загрязнении и приобретает лицензию, позволяющую выбросить его в объе­мах, указанных в лицензии. Если фактические выбросы ока­жутся меньше запланированных, предприятие может полу­чить остатки денежных средств или продать право на остав­шееся загрязнение другому предприятию. В противном слу­чае предприятие штрафуется.

В настоящее время Конгресс США принял решение и Агентство по охране окружающей среды выставляет (начи­ная с 1995 г.) на аукцион акции-разрешения на выброс 1 т диоксида серы. Во исполнение данного решения ТЭС, явля­ющиеся основным источником загрязнения атмосферы ди­оксидом серы, должны будут ограничивать объем выбросов последнего до величины, соответствующей акции-разреше­нию. В противном случае они облагаются крупными штра­фами, в исключительных случаях предусматривается даже тюремное заключение для руководителей предприятий, на­рушивших закон .

Таким образом, регулируя количество акций-разреше­ний, ежегодно выставляемых на аукцион, государство мо­жет эффективно регулировать общую величину выбросов диоксида серы (и не только этого вещества) в окружаю­щую среду. В последнее время принято решение о ежегод­ном снижении на 2 млн тонн выбросов оксидов азота. Со­общается о возможности участия в покупке акций-разре­шений общественных экологических организаций, при этом покупка одной акции будет равносильна выведению из об- щего количества выбросов 1 тонны того или иного вредно­го вещества .

Аналогичный рынок акций-разрешений планируется со­здать и по другим видам характерных загрязняющих веществ. В частности, ООН позитивно рассмотрела вопрос о создании международного рынка загрязнений на выбросы хлорфторуг-леродов, приводящих, как известно, к разрушению озоново­го слоя Земли.

Таким образом, по своей сути рыночные методы управле­ния природоохранной деятельностью направлены на обеспе­чение рационального использования ассимиляционного по­тенциала природной среды. Вначале общество определяет допустимые масштабы воздействия на среду обитания, затем оно (в лице государственных органов) распределяет лицен­зии (разрешения) между заинтересованными предприятия­ми. В дальнейшем (в отличие от административной и эконо­мической системы регулирования) предприятиям дается пол­ная свобода перераспределять, перепродавать лицензии. Орга­ны управления лишь следят за эквивалентностью сделок (т.е. за тем, чтобы общее воздействие на природу не увеличива­лось) и способствуют созданию рыночной инфраструктуры: контроль за деятельностью экологических банков и бирж, закрепление прав собственности и создание организаций, обес­печивающих реализацию этих прав.

Большинством специалистов признается, что рыночные методы - весьма перспективное направление развития меха­низма управления природоохранной деятельностью. В то же время они не могут заменить другие методы полностью. Каж­дый из рассмотренных подходов к управлению природополь­зованием имеет свои положительные и отрицательные сторо­ны, а следовательно, свою область применения, зависящую от экономического развития и традиций управления в стране.

Проблемы изъятия дохода от использования природно-ресурсного потенциала

В собственности государства находится практически весь природно - ресурсный потенциал страны - недра, лес, вода, биоресурсы и значительная часть земельных ресурсов, обеспечивающий формирование 75% реальных доходов частного и государственного секторов экономики страны. Однако в доход государства из этой величины поступает не более 17%. Прямые по­ступления в бюджет в виде платежей за природопользование, включая пла­тежи за загрязнение окружающей среды, составляют не более 4% доходов федерального бюджета. На этом же уровне остается величина поступлений средств от платежей за природопользование и в 2002 году (табл. 16).

Таблица 16

Поступления в федеральный бюджет от платежей за природопользование (прогноз на 2002 год) (млн. руб.)

Вид поступлений Федеральный бюджет Удельный вес поступлений в общем объеме федерального бюджета (%)
Доходы, всего 1830594,3
Платежи за пользование природ­ными ресурсами 480104,6 26,23
Минерально-сырьевые ресурсы Налог на добычу полезных иско­паемых Платежи за пользование недрами Отчисление на ВМСБ (переходя­щие платежи с 2001 г.) 177272,1 9,7
173126,6
2043,0
2102,5
Лесные ресурсы Доходы от использования лесно­го фонда
1950,0 0,1
Водные биоресурсы Плата за пользование водны­ми биологическими ресурсами, включая поступления от реали­зации квот на вылов (добычу) водных биоресурсов
7000,0 0,38
Земельные ресурсы Земельный налог Арендная плата за землю
4830,4 0,26
4393,4 0,24
Плата за загрязнение природной среды 1613,2 0,09
Акциз на природный газ 134153,5 7,3
Акциз на нефть и стабильный га­зовый конденсат (переходящие пла­тежи с 2001 г.) 1580,0 0,08
Средства от вывозных таможен­ных пошлин 147312,) 8,05
Косвенные налоги
Налог на прибыль (прогноз) 109000,0
Налог на добавленную стоимость (прогноз) 57000,0

Оставшаяся часть присваивается частным сектором, обеспечивая норму прибыли по некоторым отраслям до 500% (экспорт нефти и пиломатериалов) при средней рентабельности основных фондов в 5%.

Значительные резервы имеются в части получения дополнительных до­ходов от "обобществления" природно - ресурсной ренты, и в части более эф­фективного использования основного капитала в государственной собствен­ности.

Важно оценить резервы рентного дохода или величины нераспределенной (чистой), народнохозяйственной прибыли, которая образуется в экономике сверх затрат основных факторов производства - труда, капитала и нормальной предпринимательской прибыли. По своему экономическому содержанию чистая народнохозяйственная прибыль представляет собой сверхдоход, получаемый экономикой за счет использования природно-сырьевой ренты.

Суммарная величина нераспределенной прибыли по оценкам составила в 1999 г. 80 млрд. долл. США, а на долю рентной составляющей приходилось около 60 млрд. долл., или 75% от общей ее величины. Рентные платежи, учитываемые в бюджете 1999 г. составили 297 млрд. рублей, или 14 млрд. долл. Следовательно, недополученный рентный доход составил в том же году 46 млрд. долл. (60 минус 14).

Приведенная величина основного капитала, закрепленная за государственным сектором в 1999 г. составила 2,7 триллиона рублей (следует рассматривать в качестве минимальной, так как не все элементы основного капитала были учтены в наших расчетах из-за неполноты имеющейся статистической информации). Средняя рентабельность основных фондов в 1999 г. составляла 5%. Отсюда минимальная величина дохода от государственных активов составила 161 млрд. рублей. В том же году фактическое поступление доходов от госсобственности составило 24,1 млрд. рублей, т. е. было в 6 раз ниже. Государство недополучило примерно 137 млрд. рублей, или 6,4 млрд. долл. США доходов от своей собственности.

Суммарная величина недополученного бюджетом дохода (за счет ренты и госсобственности) составила 52,4 млрд. долл. (46+6,4) или почти 93% к доходам консолидированного бюджета страны (см. табл.17). Таким образом в бюджете мы учитываем не более 52% от общего объема доходов, которыми реально располагает страна, 48% полученных доходов являются неучтенными.

Создание полноценного рынка экологических услуг невозможно без введения системы обязательной сертификации по экологическим требованиям, для чего необходимо проведение следующих работ:

· развитие нормативно-методической документации, на соответствии требованиям которой осуществляется сертификация;

· внесение изменений и дополнений в действующее законодательство и разработка новых законодательных актов, обеспечивающих реализацию экологических требований при ведении хозяйственной деятельности;

· гармонизация стандартов и нормативной базы с требованиями международных систем и стандартов серии ISO 14000.

В связи с введением системы экологического аудирования необходимо внести изменения в законодательство, создать организационные структуры для подготовки экоаудиторов, аккредитации аудиторских фирм и центров. Рынок экологической продукции в России далек от насыщения и привлекателен для отечественных и зарубежных производителей.

Учет экологического фактора повышает конкурентоспособность и отдельных компаний. В 1980-90-е годы в условиях конкуренции изменилось отношение к экологии бизнеса (играющего ключевую роль в реализации экологической политики, поскольку через его практическую деятельность в первую очередь и реализуются взаимоотношения людей и природной среды). Бизнес стал рассматривать экологически ориентированное производство как сферу перспективного развития, а в ряде случаев как единственную альтернативу своего выживания. Существует множество факторов, оказавших влияние на этот процесс. Это формирование новых ценностей в обществе, направленных на уважительное отношение к природе и выражающихся в росте спроса потребителей на экологически чистую продукцию в развитых странах; необходимость соблюдения постоянно ужесточающихся государственных и международных экологических норм; экономические рычаги, которые являются, наиболее эффективным стимулом повышения экологических характеристик производства; забота о репутации компании, причем с точки зрения не только потребителей, но и государственных органов (фирме с хорошей экологической репутацией легче получить разрешение на расширение предприятия или строительство нового производства), страховых компаний, банков-кредиторов.

Бизнес рассматривает включение экологической составляющей в свою деятельность уже не как помеху развитию и неизбежные издержки, а все больше как сферу дополнительных возможностей, новое средство повышения конкурентоспособности. Мероприятия по охране окружающей среды часто приводят к прямому снижению издержек производства благодаря сокращению производственных затрат, минимизации потерь и переработке отходов.

Главная предпосылка возникновения таких возможностей - появление и постоянное совершенствование новых технологий, служащих основой реализации новой политики компаний. Некоторые компании, смогли разработать технологии производства новой продукции, что повысило их конкурентные преимущества. Попытка снизить потребление кислорода для очистки жидких выбросов в водостоки заставила компанию "АйСиАй агрокемикалс" разработать новую технологию по обработке стоков, которая оказалась очень эффективной и стала пользоваться таким спросом, что сейчас построено 50 заводов по обработке многих видов промышленных и муниципальных жидких отходов. Одна из главных новых возможностей для бизнеса - формирование быстроразвивающегося мирового рынка экологически чистой продукции, который фактически охватывает все сферы производства и услуг. Пока не существует общепринятой международной классификации этого нового рынка в разных странах в это понятие входит различная продукция. По определению Европейской комиссии, экологические отрасли это производство товаров и услуг по измерению, предотвращению, ограничению или исправлению экологического ущерба, ликвидации отходов и снижению уровня шума, а также экологически чистые технологии, применение которых минимизирует использование сырья и загрязнение окружающей среды. Однако в других странах к этому рынку относят также потребительские товары (холодильники и аэрозоли с пониженным содержанием хлорфторуглеродов, не содержащие химических добавок продукты питания, специальные стиральные порошки), биотехнологии и нетрадиционные источники энергии.

Нет критериев отнесения к экологически чистой продукции технологий по предотвращению загрязнений. Если технологии по прямой борьбе с загрязнениями еще относительно легко идентифицировать, то новую продукцию, технологии и промышленный дизайн, разработанные с учетом природоохранных требований, относят к отрасли промышленности, а не к экологической индустрии. Можно отметить основные возможности, открывающиеся на экологическом рынке:

1. Улучшение существующей продукции путем ее адаптации к новым экологическим требованиям. Многие действующие компании расширяют свой бизнес, приспосабливая уже выпускаемую продукцию или методы производства к новым потребностям рынка. Тенденцией 1990-х годов можно назвать подход, в соответствии с которым фирмы пересматривают влияние их продукции на окружающую среду в течение всего жизненного цикла товаров, начиная с момента их производства до утилизации после выхода из употребления (концепция "from cradle to grave").

2. Разработка принципиально новой продукции и даже создание для этой цели специализированных компаний. Необходимость решения экологических проблем и жесткая конкуренция на рынке открывают широкие возможности по разработке, производству и сбыту совершенно новой продукции вместо экологически опасной. При этом наибольшие перспективы компаниям дает опережающая стратегия. В ряде случаев фирмы создают новую продукцию из отходов производства.

3. Привлечение зарубежных инвестиций. Быстрое развитие рынка экологических товаров и услуг в ряде случаев приводит к нежеланию компаний внедрять новую продукцию, которая может устареть раньше, чем ее продажи начнут приносить прибыль. Для снижения степени риска фирм стараются привлечь зарубежных инвесторов, особенно из стран, где уже существует развитый рынок экологических товаров и услуг. Помимо распределения рисков прямые иностранные инвестиции открывают возможности получения новых технологий и расширения рынков сбыта.

4. Возможность оказания экологических услуг в форме информационной, консультационной, экспертной помощи в решении природоохранных проблем, подготовки специалистов-экологов и т.д. Другие новые области услуг технические консультации, экологическая оценка и аудит, управление отходами и переработкой, транспортные услуги, розничная торговля, "зеленые" реклама и маркетинг. Большинство компаний, оказывающих такие услуги, действуют на глобальном уровне, хотя существуют и предприятия, работающие на местных и региональных рынках. Примером успешного действия на рынке услуг может служить компания "ЭКОТЕК", предоставляющая целый набор консультационных услуг в области экологии, включая базу данных POLMARK, содержащую информацию об экологических технологиях 6,5 тыс. европейских фирм. Целый ряд компаний использует сразу несколько направлений для развития своего бизнеса, что позволяет снизить риски при переходе к новой стратегии. Эксперты единодушно оценивают рынок экологических товаров и услуг как весьма емкий и один из самых динамично развивающихся в мире. Отсутствие общепринятой классификации этого нового вида продукции затрудняет точную количественную оценку, однако уже сейчас объем экологического рынка оценивается как минимум в 500 млрд. долларов. Наблюдается стабильная тенденция его роста темпами, значительно превышающими средние темпы развития мировой экономики. Возрастает диверсификация экологически чистой продукции. Если первоначально она использовалась лишь в сфере контроля воздушной среды, сточных вод и утилизации отходов, то ныне внедряется практически во все сферы мирового производства.

Возникают целые отрасли промышленности, ориентированные на выпуск экологически чистой продукции - производство вторичных драгоценных металлов; автомобильных и других катализаторов; аналитических приборов и оборудования по мониторингу производственных процессов; оборудования для получения энергии из нетрадиционных источников; биотехнологии в пищевой промышленности. Товары нового рынка составляют все возрастающую долю во всей производимой продукции развитых стран. По американским оценкам, доля экологически чистых товаров в новой продукции, производимой в США, составила 10-15% и имеет тенденцию к росту. Исследования Всемирного банка, подтверждают, что в противоположность бытующим представлениям, страны, учитывающие экологический фактор и имеющие жесткие экологические стандарты, являются конкурентоспособными на быстрорастущем рынке. Его лидерами являются компании государств, первыми принявших экологически ориентированную модель экономического развития. Лидирующие позиции по созданию экологических производств и экспорту экологической продукции занимают США, Япония и страны Западной Европы.

«Экологическая продукция» не выделяется в отдельную графу ни международной, ни национальной статистикой. На сегодняшний день не определено, какие именно товары (работы), услуги к ней относятся. Нет критериев отнесения к экологически чистой продукции, например, технологий по предотвращению загрязнений. Если технологии по прямой борьбе с загрязнениями можно идентифицировать, то новую продукцию, технологии и промышленный дизайн, разработанные с учетом природоохранных требований, обычно относят к соответствующей отрасли промышленности, а не к экологической индустрии. Таким образом, в разных странах в понятие экологической входит различная продукция. С целью его определения необходимо выделить критерии отнесения товаров (работ), услуг к экологическим. В качестве таковых можно отметить следующие:

1) наличие природоохранного эффекта, получаемого от использования продукции или отсутствие вредного воздействия (количественное измерение эффекта должно основываться на сопоставлении воздействий на окружающую среду с учетом и без учета использования природоохранной продукции), либо наличие функции оценки воздействия на окружающую среду и здоровье человека товаров и услуг;

2) производство, потребление, утилизация данной продукции не должны причинять вред окружающей природной среде, здоровью настоящего и будущих поколений.

Таким образом, определение экологического товара (работы), услуги представляется следующим: это экономическое благо, независимо от его способности к передвижению, независимо от лиц, предлагающих его для продажи, от его материальности, независимо от характера его, как продукта труда, предназначенное для обмена, производство, потребление, утилизация которого не наносит вред здоровью человека на протяжении всей его жизни и не оказывает негативного влияния на здоровье его будущих поколений, а также на окружающую среду, назначением которого является контроль, измерение, предотвращение или уменьшение вредного воздействия на человека и на окружающую среду.

Экологическую продукцию можно классифицировать с помощью нескольких критериев. Для целей исследования целесообразным представляется функциональный признак, по которому товары (работы), услуги в сфере охраны окружающей среды и природопользования разделяют следующим образом:

· работы по изучению состояния природно-ресурсного потенциала окружающей среды (сбор и обработка информации, анализ и прогноз деятельности природопользования, осуществление экологического мониторинга, экологическая инвентаризация, экспертно-консультационные услуги);

· работы и услуги по рекультивации и воспроизводству природной среды;

· природоохранная, ресурсосберегающая техника и технология, природосберегающая продукция;

· работы и услуги, обеспечивающие функционирование экологического рынка;

· экологически чистые товары потребления.

Одна из главных возможностей для экобизнеса сегодня - это формирование быстроразвивающегося рынка экологически чистой продукции, который фактически охватывает все сферы производства товаров и услуг. В целом, экологическое предпринимательство должно способствовать изменению поля производственных возможностей общества и использованию наличных его ресурсов в полной мере.