Общая схема материальных потоков в логистике. Что такое логистические потоки? Их виды и классификация. Сервисные и другие виды потоков в логистике

Материальный поток - это совокупность товарно-материальных ценностей, которые рассматриваются на определенном временном интервале в процессе применения к ним различных логистических операций

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная от первичного источника сырья до конечного потребителя. Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

В процессе движения от первичного источника сырья до конечного потребителя между различными предприятиями качественный состав потоков меняется. Сначала между источником сырья и перерабатывающими предприятиями движутся как правило однородные грузы, а в конце цепи материальный поток представляет различные готовые к употреблению продукты.

Внутри предприятий материальные потоки проходят между составами, цехами, участками и рабочими местами в форме сырья, материалов, комплектующих на этапе обеспечения производства, на этапе производства - в виде полуфабрикатов и незавершенного производства, на этапе сбыта - в виде готовой продукции. Материальный поток, который рассматривается в определенный момент времени, называется материальным запасом.

Основными количественными показателями материальных потоков является напряженность и мощность . Напряженность материального потока - это интенсивность, частота перемещения материальных ресурсов, а мощность материального потока - это объемы продукции, которые перемещаются в единицу времени. Поэтому поток имеет размерность "объем (штуки, тонны и др.) / Единица времени (сутки, месяц, год и др.)". Между этими показателями, как правило, наблюдается обратная зависимость. Например, при поставке предприятию больших объемов сырья или продукции из-за границы на большое расстояние морским транспортом материальный поток может иметь большую мощность, но из-за долговременной периодичность напряженность логистической цепи может быть небольшой. В противном случае, частые поставки с оптового склада большом количестве потребителей делают материальный поток менее мощным, но более напряженным.

Параметрами материальных потоков являются: номенклатура габаритные, весовые, физико-химические характеристики груза, характеристики тары, упаковки, способ перемещения, условия купли-продажи, транспортировку и страхование, финансовые характеристики и др.

Учитывая разнообразие материальных ресурсов и операций с ними, проводят классификацию материальных потоков (табл. 4.1).

Таблица 4.1. Классификация материальных потоков логистики

Признак классификации

Вид материального потока

Характеристика

Отношение к логистической системы

состоит из грузов, имеющих отношение к данному предприятию, но передвигаются во внешней по отношению к предприятию среде

внутренний

образуется в результате выполнения логистических операций внутри предприятия; начальной точкой внутреннего материального потока является состав производственных запасов, конечной - склад готовой продукции

поступает в логистическую систему из внешней среды

выходной

выходит из логистической системы и поступает во внешнюю для нее среду

Направление движения

направление движения от поставщика к потребителю

обратный

перемещения материального потока в направлении, противоположном первоначальному (возврат тары, продукции)

Количество грузов, образуют поток

массовый

возникает при транспортировке грузов не единичны транспортным средством, а их группой, например, железнодорожным эшелоном, колонной автомашин, караван судов и т.д.

возникает при транспортировке грузов несколькими вагонами, автомашинами, судами и т.п.

промежуточный между крупным и мелким материальным потоком (груза одиночными вагонами, автомобилями)

возникает при транспортировке такого количества грузов, не позволяет полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требует при перевозке совмещения с другими грузами

Удельный вес груза

тяжковаговий

в процессе его транспортировки обеспечивается полное использование грузоподъемности транспортных средств при не- заполненном объеме, например, металлы

легковесный

образуется грузами, не позволяют полностью использовать грузоподъемность транспорта при полном использовании его объема, например, табачные изделия

негабаритный

изделия большой длины, высоты или ширины

Совместимость

несовместимы

потоки таких грузов нельзя совместно транспортировать, например, товары бытовой химии и продукты питания

совместимые

могут совместно перевозиться на одном транспортном средстве

Признак классификации

Вид материального потока

Характеристика

Консистенция груза

насыпной

груз сыпучий, перевозится без тары в специализированных транспортных средствах: открытых вагонах, на платформах, в контейнерах, в автомашинах (например, зерно)

груз сыпучий, перевозится без тары, но может смерзаться, слеживаться, избавиться, как правило, это грузы минерального происхождения (например, уголь, песок, соль)

тарно-штучный

груз в мешках, контейнерах, ящиках, без тары, можно пересчитать

наливной

перевозится в цистернах и наливных судах и требует для перегрузки, хранения и других логистических операций специальных технических средств

Номенклатура

однопродуктового, многопродуктовой

Вид транспорта

автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный, трубопроводный

Определенность

детерминированный

все параметры полностью известны

стохастический

хотя бы один параметр не указан или является случайной величиной

Ритмичность

непрерывный

потоки сырья и материалов в непрерывных производственных (технологических) процессах замкнутого цикла, потоки нефтепродуктов, газа, перемещаемые с помощью трубопроводного транспорта и др.

дискретный

периодические поставки

блиц-поток

одноразовая поставка

Материальный поток - базовый объект исследования, управления и оптимизации в логистике. Он представляет собой движение товароматериальных ценностей как внутри предприятия, так и за его пределами.

Логистика материальных потоков - способ организации и управления процессом на любой стадии производства продукции с целью обеспечения максимальной прибыли.

Виды логистических материальных потоков

Есть несколько классификаций такого оборота ценных товаров. Первая характеризуется отношением к логистической системе. Она включает в себя три вида потока:

  • входной;
  • выходной;
  • внутренний;
  • внешний.

Первый представляет собой поток, который поступил в логистическую систему из внешней среды. Он определяется по такой формуле: сумма величин материальных потоков, разделенная на операции по разгрузке.

Выходной материальный поток, наоборот, поступает во внешнюю среду от предприятия. Чтобы определить его показатель, необходимо сложить количество товаров, отгруженных по точкам реализации и на оптовые склады.

Внутренний поток образуется в результате выполнения определенных операций с отгрузкой внутри производственной организации или логистической системы. Внешний материальный поток имеет отношение к деятельности организации, а также к точкам реализации продукции или дочерним отделениям.

Классификация материального потока по номенклатуре и ассортименту

Эта характеристика важна для предприятий с любым ассортиментом продукции. Материальный поток может быть однопродуктовым и многопродуктовым. Первый тип относят к продукции одного вида, второй - к большому разнообразию товаров.

По ассортименту потоки классифицирует как одноассортиментные и многоассортиментные. Они отличаются между собой количеством поступающей или отгружаемой продукции.

Классификация материальных потоков по физико-химическим свойствам

Навалочные грузы представляют собой грузы минерального или горного происхождения. К ним относят песок, руду, уголь, природные агломераты и многое другое.

Насыпные грузы - продукция, которая транспортируется без тары. Это зерно и крупы, а также другие подобные товары.

Наливные грузы транспортируются в цистернах, наливных судах. Процесс отгрузки и перевозки невозможен без специальных технических средств.

Тарно-штучные грузы - продукция имеет разные физико-химические свойства и параметры. Ее транспортируют в контейнерах, мешках, ящиках, без тары.

Другие классификации материальных потоков

Разнообразие классификаторов движения товароматериальных ценностей помогает правильно вести бухгалтерский учет.

Материальные логистические потоки разделяют по таким критериям:

  • По количественному признаку. Массовый - появляется при отгрузке большой партии продукции. Мелкий - отгрузка небольших партий товаров с минимальной загрузкой транспортного средства. Крупный - отгрузка товаров осуществляется несколькими вагонами или машинами. Средний - грузы, которые поступают от транспортировки небольшими автомобилями или одиночными вагонами.
  • По удельному весу. Легковесные потоки не дают возможности полностью использовать грузоподъемность транспортного средства. При тяжеловесных в перевозке задействована допустимая грузоподъемность автомобиля.
  • По степени совместимости. Учитывается совместимость и несовместимость грузов при транспортировке, обработке и хранении.

Правильная организация материальных потоков основывается на последней классификации. Приведем пример. Необходимо доставить молочную продукцию со склада к торговым точкам. Вместе с ней будут отгружаться кондитерские изделия. Условия и срок хранения у таких продуктов разный. Значит, их нельзя загружать в одно транспортное средство.

материальных потоков

Есть несколько факторов, которые влияют на правильное планирование отгрузок товаров. Материальному потоку любого типа соответствует информационный.

Система управления материальными потоками строится на таких базовых принципах: общелогистических и специфических. Они, в свою очередь, классифицируются следующим образом:

  1. Системный подход - используют при рассмотрении элементов системы логистики. Целью является оптимизировать материальный поток и получить максимальную прибыль.
  2. Принцип общих затрат - ведение учета материальных и информационных потоков. Задачей является выявить издержки управления логистической системой.
  3. Принцип глобальной оптимизации - оптимизация и управление материальными потоками в результате согласования локальных цепей.
  4. Принцип теории компромиссов для перераспределения затрат - правильная организация между всеми элементами системы.
  5. Принцип комплексности. Используют с целью создания и оптимизации
  6. координации и интеграции. Это достижение нормального функционирования между всеми участниками системы логистики на производственном предприятии.
  7. Принцип всеобщего управления качеством. Он обеспечивает надежность и стабильность работы каждого элемента логистической системы.
  8. Принцип моделирования используют для создания, анализа, организации логистических процессов в различных цепях системы.
  9. Принцип устойчивости и адаптивности. Система логистики должна функционировать стабильно. Изучив влияние негативных факторов, можно наладить логистику на любом предприятии.
  10. Принцип целостности - обеспечение информационного сотрудничества между всеми звеньями системы.

Система материальных потоков базируется на этих десяти принципах. Чтобы обеспечить ее нормальную работу, необходимо использовать другие показатели и характеристики логистической системы.

Управление материальными потоками

Стабильная работа производственного предприятия невозможна без хорошо налаженной логистики. Существует два метода управления материальными потоками: толкающая и текущая системы.

Первый способ предполагает, что изготовление продукции начинается, осуществляется и заканчивается на одних и тех же этапах производственной линии в зависимости от логистической системы. Каждое действие согласовано. Передача товаров происходит по команде от определенного центра управления. Участок имеет определенный план и показатели производства. Все элементы системы функционируют отдельно, но взаимосвязаны между собой.

Текущая система характеризуется тем, что все средства (сырье, материалы, готовая продукция и другое) поступают на участок по мере необходимости. В этой системе нет централизованного управления. Она способствует значительному сокращению производственных запасов, так как движение материальных потоков проходит всего по нескольким элементам логистической системы.

Пример толкающей системы логистических материальных потоков

Так выглядит приблизительная схема движения: производство - упаковка - отгрузка.

Как правило, на производственном предприятии значительных масштабов процесс материального потока включает в себя более 10 элементов:

  • цех по заготовке сырья;
  • цех по его обработке;
  • производственные цеха различного вида;
  • контролирующий орган;
  • управленческий цех;
  • упаковочное звено и так далее.

Все зависит от вида изготавливаемой продукции, а также ее характеристик.

Материальный поток - это продукция (в виде материально-технических средств и других товарно-материальных ценностей), рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логис­тических (транспортировка, складирование и др.) и/или техноло­гических (механообработка, сборка и др.) операций и отнесенная к определенному временному интервалу.Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени перехо­дит в материальный запас.

Материальный поток характеризуется определенным набо­ром параметров и может быть классифицирован по несколь­ким признакам.

Параметрами материальных потоков могут быть:

Номенклатура, ассортимент и количество продукции;

Габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);

Весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто);

Физико-химические характеристики груза;

Характеристики тары (упаковки);

Условия договоров купли-продажи (передачи в собствен­ность, поставки);

Условия транспортировки и страхования;

Финансовые (стоимостные) характеристики;

Условия выполнения других операций физического рас­пределения, связанных с перемещением продукции, и др.

С каждым из указанных параметров связан определенный объем информации и со многими параметрами - финансовые показатели (издержки, цены, тарифы) и ограничения. Однако следует иметь в виду, что, зачастую, во временном и простран­ственном аспектах информационные и финансовые потоки могут не совпадать с материальными.

Абстрагируясь пока от анализа информационных и финан­совых аспектов, дадим классификацию материальных потоков с позиций логистики (рис. 9.4). В схеме классификации выде­лены следующие основные признаки:

1. По отношению к логистической системе (ЛС) различают внутренние (не выходящие за пределы ЛС) потоки и внешние, поступающие в ЛС из внешней среды (входные) и выходящие из Л С во внешнюю среду (выходные).

2. По отношению к звену логистической системы (ЗЛС) материальные потоки делятся на входные и выходные. Внут­ренние материальные потоки в ЗЛС обычно не рассматривают­ся в рамках заданной декомпозиции ЛС.

3. По номенклатуре материальные потоки делятся на одно-продуктовые (одновидовые) и многопродуктовые (многовидо­вые). Под номенклатурой мы будем понимать систематизиро­ванный перечень групп, подгрупп и позиций (видов) продук­ции в натуральном выражении для целей статотчетности, учета и планирования.

Рис. 9.4. Классификация материальных потоков

Классификация и кодирование продукции в пределах Рос­сийской Федерации осуществляется на основе ОКП - Обще­союзного классификатора продукции народного хозяйства - систематизированного перечня классов, подклассов и других группировок промышленной и сельскохозяйственной продук­ции. ОКП включает классификационную часть (К-ОКП) и иден­тификационную часть (А-ОКП).


К-ОКП содержит высшие классификационные группиров­ки, построенные по иерархической пятиуровневой классифи­кационной схеме, закодированные шестиразрядными десятич­ными цифровыми кодами.

А-ОКП содержит позиции номенклатуры продукции опре­деленных типов, марок, вариантов исполнения, комплектации и т. д., закодированных десятиразрядными кодами.

При экспортно-импортных операциях в Российской Феде­рации используется классификатор продукции ТНВЭД.

При классификации и кодировании продукции за рубежом используются:

МСТК - Международная стандартная торговая класси­фикация;

НСТС - Номенклатура Совета таможенного сотрудни­чества.

В 1983 г. Совет таможенного сотрудничества принял Гар­монизированную систему описания и кодирования товаров (Нагтошхес! СоттоШгу Оезспрйоп апй Сой\щ 8у81ет), разра­ботанную на основе НСТС, которая играет важную роль в ло­гистике. Большое значение для идентификации материальных потоков имеет штриховое кодирование.

4. По ассортименту материальные потоки можно разделить на одноассортиментные и многоассортиментные. Ассортимент продукции - это состав и соотношение продукции определен­ного вида или наименования, отличающийся между собой по сортности, типам, размерам, маркам, внешней отделке и дру­гим признакам.

Ассортимент подразделяется на групповой, видовой и внут­ривидовой. Развернутый ассортимент продукции черной ме­таллургии называют также сортаментом, лесной и деревообра­батывающей промышленности - сортиментом.

5. По характеристикам груза в процессе транспортировки материальные потоки могут быть отдельно классифицированы по транспортному фактору, включающему в себя такие при­знаки, как вид транспорта и способ транспортировки, габарит­ные, весовые и физико-химические характеристики груза, спо­собы затаривания, условия транспортировки и др.

Например, при транспортировке железнодорожным транс­портом грузы различаются:

а) в зависимости от весовых и объемных показателей:

Тяжеловесные (масса одного места больше 500 кг);

Большой массы (масса от 100 до 500 кг);

Легковесные (не обеспечивающие использования грузо­вместимости);

Негабаритные (высота одного места более 3,8 м, ширина - более 2,5 м, длина - больше длины грузовой площадки);

б) по физико-химическим свойствам:

Сыпучие (перевозимые навалом);

Наливные (жидкие и полужидкие), перевозимые в цистер­нах, бутылях и других специальных емкостях;

Штучные (единицей измерения которых являются штуки);

Тарно-штучные (измеряются количеством тары - мешки, ящики, рулоны и т. п.).

При перевозках грузов автомобильным транспортом все виды груза делятся на четыре класса по степени использования гру­зоподъемности автомобилей и формированию сдельных тари­фов. В то же время с точки зрения выполнения погрузочно-

разгрузочных работ при автоперевозках применяют следующую классификацию грузов:

Тарно-упаковочные и штучные;

Тяжеловесные;

Навалочные;

Лесоматериалы;

Металлы и металлические изделия;

Зерновые грузы и овощи;

Наливные грузы.

По способу затаривания при транспортировке различают грузы в:

Контейнерах;

Поддонах (паллетах);

Бутылях;

Мешках и т. д.

Очевидно, что такое большое количество характеристик предопределяет специфический подход и свою классификацию материальных потоков по рассматриваемому признаку при ана­лизе и синтезе конкретных ЛС.

6. По степени детерминированности параметров потока раз­личают материальные потоки детерминированные и стохасти­ческие. Детерминированным материальным потоком называют поток с полностью известными (детерминированными) пара­метрами. Если хотя бы один из параметров не известен или является случайной величиной (процессом), то материальный поток называется стохастическим.

7. По признаку непрерывности во времени различают не­прерывные и дискретные материальные потоки. К непрерыв­ным материальным потокам относятся, например, потоки сы­рья и материалов в непрерывных производственных (техноло­гических) процессах замкнутого цикла, потоки нефтепродук­тов, газа, перемещаемые с помощью трубопроводного транс­порта и др. Большинство материальных потоков являются дис­кретными во времени.

Понятие логистического потока

Определение 1

Логистический поток является ключевым объектом исследования логистики и представляет собой направленное движение товарно-материальных ценностей, а также финансовых, информационных и других видов ресурсов в определенной экономической системе.

Основным логистическим потоком является материальный поток, ему сопутствуют или соответствуют информационные и финансовые потоки, а также потоки услуг.

Все логистический потоки по отношению к анализируемой логистической системе классифицируют на внутренние и внешние. Внутренние потоки циркулируют в границах логистической системы, к ним относится, например, потоки незавершенного производства (материальный поток), приказы и распоряжения (информационный поток), потоки оплаты труда (финансовый поток).

Внешние потоки могут быть входящими и выходящими. Входящие материальные потоки обусловлены закупкой сырья и материалов, выходящие – продажей готовой продукции. Входящие информационные потоки – это, например, документы, сопровождающие поставку на предприятие. Пример выходящего информационного потока в логистике - заявка предприятия на пополнение запаса, адресованная поставщику. Входящие финансовые потоки обусловлены поступлением финансовых средств на счета предприятия, выходящие – расчетами с поставщиками и подрядчиками.

Материальные потоки в логистике

Определение 2

Материальный поток (МП) – основной вид потока в логистике, представляет собой находящиеся в состоянии движения товарно-материальный ценности (сырье, материалы, незавершенное производство, готовая продукция), к которым применяются логистические операции, обусловленные физическим перемещением в пространстве и времени от поставщика потребителю.

Параметрами материального потока являются:

  • габаритные и весовые параметры,
  • плотность,
  • номенклатура,
  • ассортимент,
  • условия контрактов транспортировки и купли-продажи,
  • стоимостные характеристики перемещаемого товара
  • и другие.

Формами существования материального потока являются грузовой поток и транспортный поток. Грузовой поток образован совокупностью грузов на транспортном средстве, находящихся в процессе перемещения из пункта погрузки к пункту выгрузки.

Определение 3

Транспортный поток – совокупность перемещающихся на заданном маршруте транспортных средств. Разновидностями транспортного потока являются автомобилепотоки, вагонопотоки, контейнеропотоки и т.п. Транспортный поток в отличии от прочих форм может быть груженым и порожним.

Информационные потоки в логистике

Определение 4

Информационный поток (ИП)- поток сообщений в речевой, бумажной или электронной формах, предназначенный для реализации управляющих функций в логистической системе и обусловленный конкретным материальным потоком.

Управление информационным потоком осуществляется путем: изменения направления потока; ограничения скорости передачи информационного потока до соответствующей скорости приема; ограничения объема информационного потока до величины пропускной способности отдельного участка пути или узла. Финансовые потоки в логистике

Финансовый поток (ФП) – поток финансовых средств, необходимых для обеспечения движения материального потока, циркулирующих внутри логистической системы и между логистической системой и внешней средой.

Финансовый поток в логистике характеризуется следующими свойствами:

  1. направленность движения потока от источника потребителю финансовых ресурсов;
  2. обусловленность перемещением конкретного физического (материального, грузового или транспортного) или информационного потока;
  3. измеримость, то есть финансовый поток измеряется конкретными количественными показателями.

Основной целью управления финансовыми потоками в логистике является обеспечение движения материального потока финансовыми ресурсами в нужные сроки, в необходимых объемах, с использованием наиболее эффективных финансовых источников.

Объектом исследования логистики как науки и объектом управления логистики как сферы предпринимательства является система материальных, информационных, финансовых и других потоков. Принципиальное отличие логистического подхода от предшествующего ему управления движением материальных ресурсов заключалось в том, что если ранее объектом управления было определенное скопление отдельных материальных объектов, то при логистическом подходе основным объектом стал поток, т. е. множество объектов, воспринимаемое как единое целое.

Поток представляет собой совокупность объектов, воспринимаемую как единое целое, существующую как процесс на некотором временном интервале и измеряемую в абсолютных единицах за определенный период. Параметры потока - это параметры, характеризующие число объектов, которые имеются в наличии в конкретный момент времени, и измеряемые в абсолютных единицах. Основными параметрами, характеризующими поток, являются: начальный и конечный его пункты, траектория движения, длина пути, скорость и время движения, промежуточные пункты, интенсивность.

Потоки классифицируются по следующим признакам:

1. По отношению к рассматриваемой системе:

а) внутренние потоки - циркулируют внутри системы;

б) внешние потоки -находятся вне системы;

в) входящие потоки - это внешние потоки, поступающие из внешней среды в логистическую систему;

г) выходящие потоки - это внутренние потоки, поступающие из логистической системы во внешнюю среду;

2. По степени непрерывности:

а) непрерывные потоки - в каждый момент временипо траектории потока перемещается определенное количество объектов;

б) дискретные потоки - образуются объектами, перемещаемыми с интервалами;

3. По степени регулярности:

а) детерминированные потоки - характеризуются определенностью параметров на каждый момент времени;

б) стохастические потоки - характеризуются случайным характером параметров, которые в каждый момент времени принимают определенное значение с известной степенью вероятности.

4. По степени стабильности:

а) стабильные потоки - характеризуются постоянством значений параметров в течение определенного промежутка времени;

б) нестабильные потоки - характеризуются изменениями параметров потока.

5. По степени изменчивости:

а) стационарные потоки - характерны для установившегося процесса, их интенсивность является величиной постоянной;

б) нестационарные потоки - характерны для неустановившегося процесса, их интенсивность меняется в течение определенного периода.

6. По характеру перемещения элементов потока:

а) равномерные потоки - характеризуются постоянной скоростью перемещения объектов: в одинаковые отрезки времени объекты проходят одинаковый путь, интервалы начала и завершения движения объектов также равны;

б) неравномерные потоки - характеризуются изменением скорости перемещения, возможностью ускорения, замедления, остановок в пути, изменения интервалов отправления и прибытия.

7. По степени периодичности:

а) периодические потоки - характеризуются постоянством параметров или постоянством характера их изменения через определенный период;

б) непериодические потоки - характеризуются отсутствием закономерности изменения параметров потока.

8. По степени соответствия изменения параметров потока заранее заданному ритму:

а) ритмичные потоки;

б) неритмичные потоки.

9. По степени сложности:

а) простые (дифференцированные) потоки - состоят из объектов одного вида;

б) сложные (интегрированные) потоки - объединяют разнородные объекты.

10. По степени управляемости:

а) управляемые потоки - адекватно реагирующие на управляющее воздействие со стороны управляющей системы;

б) неуправляемые потоки - нереагирующие на управляющее воздействие.

По характеру образующих объектов могут быть выделены следующие виды потоков: материальные, транспортные, энергетические, денежных средств, информационные, людские, военные и др., однако для логистики экономической сферы наибольший интерес представляют материальные, информационные и финансовые потоки.

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

Материальный поток - это имеющая вещественную форму продукция, находящаяся в состоянии движения, рассматриваемая в процессе приложения к ней логистических операций и отнесенная к определенному временному интервалу. Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени переходит в материальный запас.

Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе - единица измерения времени (сутки, месяц, год и т. д.).

Материальный поток характеризуется определенным набором параметров:

Номенклатура, ассортимент и количество продукции;

Габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);

Весовые характеристики; физико-химические характеристики груза;

Характеристики тары (упаковки);

Условия транспортировки и страхования;

Финансовые (стоимостные) характеристики и т.д.

Классификация материальных потоков:

1.По отношению к логистической системе различают внутренние, внешние, входные и выходные потоки.

2.По номенклатуре материальные потоки делятся на однопродуктовые (одновидовые) и многопродуктовые (многовидовые). Под номенклатурой понимается систематизированный перечень групп, подгрупп и позиций (видов) продукции в натуральном выражении для учета и планирования.

3.По ассортименту материальные потоки классифицируют на одноассортиментные и многоассортиментные. Ассортимент продукции - это состав и соотношение продукции определенного вида или наименования, отличающейся между собой по сортности, типам, размерам, маркам, внешней отделке и другим признакам. Ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним. Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенно отличаться от логистического процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.)

4.По количественному признаку материальные потоки делят на массовые, крупные, мелкие и средние.

Массовый - это поток, возникающий в процессе транспортировки грузов группой транспортных средств (например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д.).

Крупные - это потоки нескольких вагонов или машин.

Мелкие - это потоки грузов, количество которых не позволяет полностью использовать грузоподъемность транспортного средства, и при перевозке их целесообразно совмещать с другими, попутными грузами.

Средние потоки занимают промежуточное положениемежду крупными и мелкими. К ним относят потоки,которые образуют грузы, поступающие одиночнымивагонами или автомобилями.

5. По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки делят на:

Тяжеловесные, обеспечивающие полное использование грузоподъемности транспортных средств. Тяжеловесные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 т при перевозках водным транспортом и 0,5 т при перевозках железнодорожным транспортом, например металлы.

Легковесные, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м 2 (например, табачные изделия).

6.По степени совместимости материальные потоки делят на совместимые и несовместимые. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.

7.По физико-химическим свойствам материальные потоки делят на:

Насыпные грузы (например, зерно), которые перевозятся без тары. Их главное свойство - сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в Контейнерах и в автомашинах.

Навалочные грузы - как правило, минерального происхождения (соль, уголь, руда, песок и т. п.). Перевозятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться. Также, как и предыдущая группа, обладают сыпучестью.

Тарно-штучные грузы, которые имеют различные физико-химические свойства, удельный вес, объем. Они могут перевозиться в контейнерах, ящиках, мешках, а также и без тары: длинномерные и негабаритные грузы.

Наливные грузы, перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами, например перегрузка, хранение и другие, выполняются с помощью специальных технических средств.

По характеристикам груза в процессе транспортировки материальные потоки могут быть отдельно классифицированы по транспортному фактору, включающему в себя такие признаки, как вид транспорта и способ транспортировки, условия транспортировки и др. Каждому материальному потоку соответствует некоторый информационный поток, однако материальный и информационный потоки обычно смещены относительно друг друга во времени и по направленности.


Похожая информация.