Вскрытие конвертов с заявками участников осуществляется. Подача котировочных заявок в электронном виде на электронную почту. Комментарий к разделу «открытый конкурс - рассмотрение и оценка заявок»

1. Публично в день, во время и в месте, указанные в извещении о прове-

дении открытого конкурса, конкурсной комиссией вскрываются конверты с

заявками на участие в конкурсе и осуществляется открытие доступа к подан-

ным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. Вскрытие

конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытие доступа к поданным в

форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе осуществляются

в один день.

Комментарий: В части 1 данной статьи содержится недопустимая

для правового акта, тем более закона, фраза двойного толкования: "в один

день". Исходя из нее можно вполне "обоснованно" допустить, что "вскры-

тие конвертов" и "открытие допуска" возможно в один день, но в разное

время, например, вскрытие – в 900 часов, а открытие доступа – в 17 00 часов.

Однако любой специалист скажет, что такое прочтение противоречит ос-

новам цивилизованных закупок. Верным может быть только одно: "вскры-

тие" и "открытие доступа" должно происходить одновременно. Именно

это и следовало записать в данной части закона.

2. В день вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия

доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в кон-

курсе непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в кон-

курсе и открытием доступа к поданным в форме электронных документов заявкам

на участие в конкурсе, но не раньше времени, указанного в извещении о проведе-

нии открытого конкурса и конкурсной документации, конкурсная комиссия обя-

зана объявить присутствующим при вскрытии таких конвертов и открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе

участникам размещения заказа о возможности подать заявки на участие в кон-

курсе, изменить или отозвать поданные заявки на участие в конкурсе до вскры-

тия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным

в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.

Комментарий: В части 2 данной статьи содержится серьезная "нова-

ция" закона, впервые появившаяся во времена Петра I – "пока горит свеча"

можно подавать, изменять и отзывать заявки (правда, тогда это было в

устной форме). В действительности представленная в законе формула "два

в одном" (подача и вскрытие) давно устарела и по современным меркам нау-

ки об общественных закупках (прокъюремент) ошибочна. Казалось бы та-

ким образом удалось ликвидировать разрыв во времени между окончанием

срока подачи заявок и их вскрытием – это плюс. Но законодатель не смог во-

время остановиться и как неудачливый прыгун в длину заступил за запрет-

ную черту. В результате процедура подачи заявок как бы наехала на проце-

дуру вскрытия, отчего обе они пострадали. Процедура подачи конкурсных

заявок утратила необходимую конфиденциальность. Теперь можно явить-

ся, скажем, с тремя разными заявками и подать (изменить, отозвать) ту

или иную в зависимости от состава прибывших участников. Процедура же

вскрытия обрела ненужную хаотичность – одни еще подают конкурсные за-

явки, регистрируются и требуют расписки в получении (ст. 25, ч. 10), другие

– воспользовались своим правом на изменение заявки, третьи – заняты от-

зывом своих заявок (ст. 25, ч. 9), четвертые – заняты "отзывом чужих зая-

вок", а самые аккуратные – вынуждены долго и нервно ожидать непосред-

ственно их вскрытия. В этих условиях возрастает риск невскрытия свое-

временно поданных заявок, мошенничества с подменой заявок и т.п. Одним

словом, устранив одни недостатки, обрели другие – еще более серьезные.

3. Конкурсной комиссией вскрываются конверты с заявками на участие в

конкурсе и осуществляется открытие доступа к поданным в форме электрон-

ных документов заявкам на участие в конкурсе, которые поступили заказчику,

уполномоченному органу до вскрытия заявок на участие в конкурсе и откры-

тия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в

конкурсе.

Комментарий: После оглашения в части 2 данной статьи формулы

"два в одном" становится понятно, почему по всему тексту закона идет

подмена понятий "окончание подачи" и "вскрытия".

Обращаем внимание: вскрытие проводит конкурсная комиссия, имею-

щая кворум (ст. 7, ч. 10).

отразить случай "невскрытия своевременно поданных заявок". Отсутствие

разъясняющей нормы по такому случаю серьезно затруднит практику закупок.

Также должно было бы быть заявлено (это международное требова-

ние), что на вскрытии не принимается никаких решений об отклонении

заявок, т.е. никаких серьезных решений второпях. То есть в Законе отсут-

ствуют и эти признанные, в т.ч. в правилах ВТО, требования.

4. Участники размещения заказа, подавшие заявки на участие в конкурсе,

или их представители вправе присутствовать при вскрытии конвертов с заяв-

ками на участие в конкурсе и открытии доступа к поданным в форме электрон-

ных документов заявкам на участие в конкурсе.

5. Наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (для

физического лица) и почтовый адрес каждого участника размещения заказа,

конверт с заявкой на участие в конкурсе которого вскрывается или доступ к по-

данной в форме электронного документа заявке на участие в конкурсе которого

открывается, наличие сведений и документов, предусмотренных конкурсной

документацией, условия исполнения государственного или муниципального

контракта, указанные в такой заявке и являющиеся критерием оценки заявок

на участие в конкурсе, объявляются при вскрытии конвертов с заявками на

участие в конкурсе и открытии доступа к поданным в форме электронных доку-

ментов заявкам на участие в конкурсе и заносятся в протокол вскрытия кон-

вертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в

форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.

Комментарий: Часть 5 данной статьи содержит важные процедуры

вскрытия заявок: какие сведения должны быть оглашены при вскрытии и

занесены в "протокол вскрытия". По каждой заявке следует огласить и за-

нести в протокол 4 позиции: (1) наименование (ФИО); (2) почтовый адрес;

(3) наличие сведений и документов; (4) условия исполнения контракта, являющиеся критерием оценки заявок. Обращаем внимание. В этой части

статьи вводится такой официальный документ конкурсной комиссии, как

"протокол вскрытия заявок".

6. В процессе вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и от-

стие в конкурсе информация об участниках размещения заказа, подавших заяв-

ки на участие в конкурсе, о наличии документов и сведений, предусмотренных

конкурсной документацией, может сразу размещаться на официальном сайте.

7. При вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытии

доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в

конкурсе конкурсная комиссия вправе потребовать от участников размеще-

ния заказа представления разъяснений положений представленных ими, в том

числе и в электронной форме, документов и заявок на участие в конкурсе. При

этом не допускается изменение заявки на участие в конкурсе. Конкурсная ко-

миссия не вправе предъявлять дополнительные требования к участникам разме-

щения заказа. Не допускается изменять указанные в конкурсной документации

требования к участникам размещения заказа. Указанные разъяснения вносят-

ся в протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и от-

крытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на уча-

стие в конкурсе.

Комментарий: В части 7 данной статьи заявлено надуманное право

конкурсной комиссии "требовать разъяснений заявок". Что можно спраши-

вать, не ознакомившись с заявками? Но это требование заставит являться

на формальную и техническую процедуру вскрытия заявок не рядовых, как

сейчас, а высокопоставленных представителей участника.

8. Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и от-

крытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на уча-

стие в конкурсе ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми при-

сутствующими членами конкурсной комиссии и заказчиком, уполномочен-

ным органом непосредственно после вскрытия конвертов с заявками на уча-

стие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных докумен-

тов заявкам на участие в конкурсе. Указанный протокол размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в день его

подписания на официальном сайте.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Сравнить с редакцией статьи от 01.01.2014

Конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в открытом конкурсе после наступления срока, указанного в конкурсной документации в качестве срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Конверты с заявками на участие в открытом конкурсе вскрываются публично во время, в месте, в порядке и в соответствии с процедурами, которые указаны в конкурсной документации. Вскрытие всех поступивших конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе осуществляется в один день.

Заказчик обязан предоставить возможность всем участникам открытого конкурса, подавшим заявки на участие в нем, или их представителям присутствовать при вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе.

Непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам перед вскрытием таких конвертов в отношении каждого лота заявкам на участие в открытом конкурсе конкурсная комиссия объявляет участникам конкурса, присутствующим при вскрытии таких конвертов, о возможности подачи заявок на участие в открытом конкурсе, изменения или отзыва поданных заявок на участие в открытом конкурсе до вскрытия таких конвертов. При этом конкурсная комиссия объявляет последствия подачи двух и более заявок на участие в открытом конкурсе одним участником конкурса.

Конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в открытом конкурсе, если такие конверты и заявки поступили заказчику до вскрытия таких конвертов. В случае установления факта подачи одним участником открытого конкурса двух и более заявок на участие в открытом конкурсе в отношении одного и того же лота при условии, что поданные ранее этим участником заявки на участие в конкурсе не отозваны, все заявки на участие в конкурсе этого участника, поданные в отношении одного и того же лота, не рассматриваются и возвращаются этому участнику.

В случае, если конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракты на выполнение двух и более поисковых научно-исследовательских работ с несколькими участниками конкурса, заявка на участие в конкурсе, поданная одновременно в отношении двух и более указанных работ, не рассматривается и возвращается подавшему её участнику конкурса.

Информация о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника открытого конкурса, конверт с заявкой которого вскрывается, наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе, объявляются при вскрытии данных конвертов и вносятся соответственно в протокол. В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, в этот протокол вносится информация о признании открытого конкурса несостоявшимся.

Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе ведется конкурсной комиссией, подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии непосредственно после вскрытия таких конвертов и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания этого протокола, размещается в единой информационной системе. При проведении открытого конкурса в целях заключения контракта на выполнение научно-исследовательских работ в случае, если допускается заключение контрактов с несколькими участниками закупки, а также на выполнение двух и более поисковых научно-исследовательских работ этот протокол размещается в единой информационной системе в течение трёх рабочих дней с даты его подписания.

Заказчик обязан обеспечить осуществление аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе. Участник открытого конкурса, присутствующий при вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, вправе осуществлять аудио- и видеозапись вскрытия таких конвертов.


Комментарий к разделу «открытый конкурс - рассмотрение и оценка заявок»

5-й этап: вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытие доступа к заявкам, поданным в форме электронного документа

5.1. Вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе

Вскрытие конвертов с заявками и открытие доступа к заявкам, поданным в форме электронного документа (далее - вскрытие конвертов), производятся публично по истечении срока подачи заявок, указанного в конкурсной документации (ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе).

Важно. По итогам вскрытия конвертов конкурс может быть признан несостоявшимся (если подана всего одна заявка либо не подано ни одной заявки).

Вскрытие конвертов осуществляется на заседании конкурсной комиссии. Для этого необходимо:

  • организовать заседание конкурсной комиссии;
  • провести заседание;
  • оформить протокол вскрытия конвертов.

Важно. Вскрытие конвертов проводится в день и время, указанные в конкурсной документации (ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе).

При проведении процедуры вскрытия конвертов заказчик обязан:

    Предоставить возможность всем участникам открытого конкурса, подавшим заявку, (или их представителям) присутствовать при вскрытии конвертов с заявками (ч. 2 ст. 52 Закона N 44-ФЗ).

    При этом заказчик признается исполнившим эту обязанность, если участникам конкурса предоставлена возможность получать в режиме реального времени полную информацию о вскрытии конвертов с заявками.

  1. Обеспечить ведение аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе (ч. 8 ст. 52 Закона о контрактной системе).

Рекомендация. В соответствии с ч. 8 ст. 52 Закона о контрактной системе определено, что участник открытого конкурса, присутствующий при вскрытии конвертов с заявками на участие, вправе вести аудио- и видеозапись процесса вскрытия. Этим правом следует воспользоваться в целях сбора возможных доказательств, которые могут потребоваться при обжаловании принятого конкурсной комиссией решения в ФАС или в суде.

5.2. Проведение заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов

При проведении заседания конкурсной комиссии необходимо:

  • объявить участникам конкурса информацию о месте, дате и времени вскрытия конвертов (ч. 6 ст. 52 Закона о контрактной системе);
  • перед вскрытием конвертов объявить участникам конкурса о возможности подачи заявок, изменения или отзыва поданных заявок, последствиях подачи двух и более заявок одним участником (ч. 3 ст. 52 Закона о контрактной системе);
  • вскрыть конверты (ч. 4 ст. 52 Закона о контрактной системе);
  • объявить информационные сведения каждой заявки (наименование, почтовый адрес участника, наличие в составе заявки сведений и документов, предусмотренных конкурсной документацией, предлагаемые условия исполнения контракта в соответствии с критериями оценки заявок на участие в конкурсе) (ч. 6 ст. 52 Закона о контрактной системе);
  • оформить, подписать протокол вскрытия конвертов с заявками и разместить его в ЕИС (ч. 7 ст. 52 Закона о контрактной системе).

Вопрос: При вскрытии конвертов конкурсная комиссия выявила факт подачи одним участником двух и более заявок в отношении одного лота. Какие действия должна выполнить конкурсная комиссия в указанном случае?

Ответ: В соответствии с ч. 4 ст. 52 Закона о контрактной системе определено, что в случае установления факта подачи одним участником двух и более заявок на участие в открытом конкурсе в отношении одного и того же лота при условии, что поданные ранее этим участником заявки не отозваны, все заявки этого участника, поданные в отношении одного и того же лота, не рассматриваются и возвращаются участнику.

5.3. Составление протокола вскрытия конвертов с заявками

В ходе заседания по вскрытию конвертов конкурсная комиссия ведет протокол.

В соответствии с чч. 6-7 ст. 52 Закона о контрактной системе, протокол должен отвечать следующим требованиям.

  1. В протоколе должны быть обязательно указаны:
  • информация о месте, дате и времени вскрытия конвертов;
  • наименование либо фамилия, имя и отчество каждого участника конкурса;
  • почтовый адрес каждого участника;
  • сведения о наличии в каждой поданной заявке информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией;
  • условия исполнения контракта, указанные в заявке участника, на основе критериев оценки заявок.

Примечание. Если по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе подана только одна заявка или не подано ни одной, в протокол вносится информация о признании конкурса несостоявшимся.

    Срок составления протокола

    Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов, ведется конкурсной комиссией, подписывается всеми ее членами непосредственно после вскрытия конвертов и открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания протокола, размещается в ЕИС.

Исключение. При проведении открытого конкурса в целях заключения контракта на выполнение научно-исследовательских работ (в случае, если допускается заключение контрактов с несколькими участниками закупки), а также на выполнение двух и более поисковых научно-исследовательских работ этот протокол размещается в единой информационной системе в течение 3 рабочих дней с даты его подписания.

6-й этап: выявление участников и определения победителя открытого конкурса

Выявление участников и определение победителя открытого конкурса включает в себя следующие стадии:

  • Рассмотрение и оценка заявок на участие в открытом конкурсе.
  • Возврат обеспечения заявок на стадии их рассмотрения и оценки.
  • Подготовка и представление разъяснений по итогам проведения открытого конкурса.

Рассмотрим более подробно каждую из стадий.

6.1. Рассмотрение и оценка заявок на участие в открытом конкурсе

В процесс рассмотрения и оценки заявок на участие конкурсная комиссия выполняет следующие действия:

  • рассматривает заявки на участие в открытом конкурсе по существу;
  • проводит их оценку;
  • составляет протокол о рассмотрении и оценке заявок на участие в открытом конкурсе.

Срок рассмотрения и оценки заявок: не более 20 календарных дней с даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе (ч. 1 ст. 53 Закона о контрактной системе).

Важно. Заказчик вправе продлить срок рассмотрения и оценки заявок не более, чем на 10 рабочих дней, при осуществлении закупки в сфере науки, культуры или искусства. О принятом решении заказчик должен уведомить всех участникам конкурса, подавших заявки, и разместить его в ЕИС в течение одного рабочего дня с даты принятия решения о продлении срока.

6.1.1. Рассмотрение заявок на участие в открытом конкурсе

Проверка заявки на ее соответствие установленным требованиям

Конкурсной комиссии необходимо проверить заявки на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, извещения о проведении конкурса, конкурсной документации.

  1. Проверить наличие сведений и документов, требуемых в соответствии с Законом о контрактной системе, конкурсной документацией, извещением о закупке.
  2. Определить соответствие предлагаемого в заявке товара (работы, услуги) потребностям заказчика.
  3. Рассмотреть заявки на соответствие участника закупки требованиям, указанным в ч. 8 ст. 31 Закона о контрактной системе - Общие требования к участникам.

Важно. Конкурсная комиссия не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям. Оно устанавливается исходя из данных заявки на участие в конкурсе, реестров, подлежащих размещению в открытом доступе, ответов на запросы уполномоченных органов власти.

  1. Рассмотреть заявки, которые содержат предложения о цене контракта, сниженной на 25% и более по сравнению с начальной (максимальной) ценой, на предмет соблюдения антидемпинговых мер.

Принятие решения о допуске либо отклонении заявки

В соответствии с чч. 2, 3 ст. 53 Закона о контрактной системе, итогом рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе является решение конкурсной комиссии о допуске или отклонении заявки на участие в открытом конкурсе.

Для принятия такого решения конкурсной комиссии необходимо провести сравнительную оценку заявки по следующим критериям:

Заявка признается допущенной к участию в конкурсе, если: Заявка подлежит отклонению, если:
  • заявка отвечает требованиям Закона о контрактной системе, конкурсной документации, извещения о закупке;
  • заявка не отвечает требованиям конкурсной документации (ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе);
  • участник закупки соответствует требованиям, указанным в конкурсной документации.
  • участник закупки не соответствует требованиям конкурсной документации (ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе);
  • установлена недостоверность информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе.

Важно. В соответствии с ч. 3.1 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия обязана отстранить участника, который указал в заявке недостоверную информацию. Сделать это можно на любом этапе определения поставщика.

6.1.2. Проведение оценки заявок на участие в открытом конкурсе

Данная процедура проводится в целях определения победителя конкурса, если две и более заявки признаны надлежащими по результатам рассмотрения заявок.

Процедура оценки заявок определена в чч. 5 – 9 ст. 53 Закона о контрактной системе.

Для проведения оценки заявок конкурсной комиссии в отношении каждой заявки необходимо:

  1. Определить соответствующее количество баллов по каждому критерию, предусмотренному конкурсной документацией.

Важно. Конкурсная комиссия не вправе применять критерии оценки заявок, не установленные конкурсной документацией (ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе).

  1. Сложить баллы, присвоенные соответствующей заявке по всем критериям оценки.
  2. Присвоить каждой заявке порядковый номер с учетом следующих особенностей:

    • заявке, содержащей лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер;
    • далее номера присваиваются в порядке уменьшения степени выгодности условий исполнения контракта.
  3. Выявить победителя конкурса: им должен быть признан участник, заявке которого присвоен первый порядковый номер (ч. 8 ст. 53 Закона контрактной системе).

Вопрос: Как проводится оценка заявок, содержащих одинаковые условия?

Ответ: В соответствии с ч. 7 ст. 53 Закона о контрактной системе определено, что в случае, если в нескольких заявках на участие содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке, которая поступила ранее других заявок, содержащих такие же условия.

6.1.3. Составление протокола о рассмотрении и оценке заявок на участие в открытом конкурсе

  1. В ходе заседания по рассмотрению и оценке заявок на участие конкурсная комиссия ведет протокол.

В соответствии с ч. 10 ст. 53 Закона о контрактной системе, протокол должен отвечать следующим требованиям:

  • место, дата, время проведения рассмотрения и оценки заявок;
  • информация об участниках конкурса, заявки которых были рассмотрены;
  • информация об участниках, заявки которых были отклонены с указанием причин их отклонения, в том числе положений настоящего Федерального закона и положений конкурсной документации, которым не соответствуют такие заявки, предложений, содержащихся в заявках и не соответствующих требованиям конкурсной документации;
  • решение каждого члена комиссии об отклонении заявок;
  • порядок оценки заявок на участие в конкурсе;
  • присвоенные заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки;
  • принятое на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе решение о присвоении таким заявкам порядковых номеров;
  • наименования (для юридических лиц), фамилии, имена, отчества (для физических лиц), почтовые адреса участников конкурса, заявкам которых присвоены первый и второй номера.

Примечание. В соответствии с ч. 11 ст. 53 Закона о контрактной системе определено, что результаты рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе на предмет ее соответствия требованиям конкурсной документации фиксируются в протоколе рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе, в котором должна содержаться следующая информация:

  • место, дата, время рассмотрения такой заявки;
  • наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (для физического лица), почтовый адрес участника конкурса, подавшего единственную заявку на участие в конкурсе;
  • решение каждого члена комиссии о соответствии заявки требованиям Закона о контрактной системе и конкурсной документации;
  • решение о возможности заключения контракта с участником, подавшим единственную заявку на участие в конкурсе.

Срок составления протокола

Указанные выше протоколы составляются в двух экземплярах и подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. При этом один экземпляр каждого из этих протоколов хранится у заказчика, другой экземпляр в течение трех рабочих дней с даты его подписания направляется победителю или участнику конкурса, подавшему единственную заявку, с приложением проекта контракта.

Важно. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с указанными приложениями размещаются заказчиком в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов.

Вопрос: Обязана ли конкурсная комиссия выкладывать в ЕИС сканированную версию протокола, содержащую подписи членов комиссии, или достаточно выложить лишь электронную версию самого протокола?

Ответ: Прямого ответа в Законе о контрактной системе нет, так как в ч. 12 ст. 53 Закона о контрактной системе не определены специальные требования к виду и форме протокола, размещаемого в ЕИС. Однако по данному вопросу высказалось Минэкономразвития РФ, которое в своем письме от 31.12.2014 N Д28и-2878 указало, что размещение на официальном сайте подписанного протокола в отсканированном виде, содержащего графическое изображение подписей всех членов комиссии, является правом, а не обязанностью заказчика, так как таких требований к форме размещения протокола в Законе не предусмотрено.

6.2. Возврат обеспечения заявок на стадии рассмотрения и оценки заявок

После подведения итогов открытого конкурса заказчик должен вернуть участникам денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки.

Их следует возвратить:

  • Всем участникам закупки, за исключением победителя, - после подписания протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе (п. 1 ч. 6 ст. 44 Закона о контрактной системе). Срок возврата - не более 5 рабочих дней с даты подписания протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
  • Единственному участнику открытого конкурса, если его заявка отклонена, - после подписания протокола рассмотрения единственной заявки, которым предусмотрено такое отклонение (п. 3 ч. 6 ст. 44 Закона о контрактной системе). Срок возврата - не более 5 рабочих дней с даты отклонения заявки (подписания протокола рассмотрения единственной заявки).

6.3. Подготовка и представление разъяснений по итогам проведения открытого конкурса

В соответствии с ч. 13 ст. 53 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник конкурса, в том числе подавший единственную заявку, после размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе вправе направить в письменной форме или в форме электронного документа заказчику запрос о даче разъяснений результатов конкурса.

Срок предоставления разъяснений заказчиком - в течение двух рабочих дней с даты поступления запроса.

Разъяснение должно содержать следующую информацию:

  • предмет запроса;
  • положения протокола рассмотрения и оценки заявок, которые требуется разъяснить;
  • пояснения в отношении положений протокола.

Важно. Разъяснение предоставляется заказчиком только при наличии письменного или электронного запроса о разъяснении итогов конкурса. При отсутствии такого запроса либо при несоблюдении формы запроса заказчик вправе отказать участнику закупки в предоставлении разъяснений.

2. Участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия. Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно:

А) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника открытого конкурса, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника открытого конкурса, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона;

(см. текст в предыдущей редакции)

Б) выписка из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);

в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника открытого конкурса без доверенности (далее в настоящей статье - руководитель). В случае, если от имени участника открытого конкурса действует иное лицо, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника открытого конкурса, заверенную печатью участника открытого конкурса (при наличии печати) и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;

(см. текст в предыдущей редакции)

Г) документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31

(см. текст в предыдущей редакции)

Е) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника открытого конкурса поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом контракта, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;

ж) документы, подтверждающие право участника открытого конкурса на получение преимуществ в соответствии со и настоящего Федерального закона, в случае, если участник открытого конкурса заявил о получении указанных преимуществ, или копии таких документов;

(см. текст в предыдущей редакции)

З) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в открытом конкурсе документов, предусмотренных настоящим подпунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работы, услуги, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;

(см. текст в предыдущей редакции)

и) декларация о принадлежности участника открытого конкурса к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона;

2) предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении открытого конкурса, конкурсной документации условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

(см. текст в предыдущей редакции)

3) в случаях, предусмотренных конкурсной документацией, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии в соответствии с законодательством Российской Федерации данных требований к указанным товару, работе или услуге). При этом не допускается требовать представление таких документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром;

5) документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона), в случае, если заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом установлено требование об обеспечении заявки на участие в открытом конкурсе. Указанные документы не представляются государственными, муниципальными учреждениями;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.

4. Все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и каждый том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. На конверте указывается наименование открытого конкурса (лота), позволяющее определить открытый конкурс (лот), на участие в котором подается заявка. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.6.1. В случае подачи конкурсной заявки в форме электронного документа, все документы, входящие в состав конкурсной заявки, должны быть подписаны электронной цифровой подписью участника размещения заказа (в соответствии с требованиями Федерального закона от 06 апреля 2011г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»).

4.6.2. Если Участник размещения заказа представляет конкурсную заявку в форме электронного документа, он обязан обеспечить условия закрытия доступа к конкурсной заявке до даты и времени начала процедуры открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, а также условия открытия доступа к находящимся в информационной системе Заказчика конкурсным заявкам на дату и во время начала процедуры открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.

4.6.3. Заявка Участника размещения заказа, поданная в форме электронного документа, в которой не предусмотрены условия закрытия и открытия доступа, а также не заверенная электронной подписью Участника размещения заказа признается не отвечающей требованиям настоящей конкурсной документации и будет отклонена.

ПОРЯДОК ПОДАЧИ КОНКУРСНОЙ ЗАЯВКИ

Подача заявок

5.1.1. Участник размещения заказа вправе подать только одну заявку на участие в конкурсе в отношении каждого предмета конкурса (лота).

5.1.2. Прием заявок на участие в конкурсе заканчивается в день вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронного документа заявкам на участие в конкурсе непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытием доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе или в случае проведения конкурса по нескольким лотам перед вскрытием конвертов с заявками на участие в конкурсе, поданными в отношении каждого лота, и открытием доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе в отношении такого лота, но не раньше времени, указанного в извещении о проведении открытого конкурса и Информационной карте конкурсной документации.

5.1.3. Заявки на участие в конкурсе подаются по адресу, указанному в Информационной карте конкурса.

5.1.4. Каждый конверт с заявкой на участие в конкурсе, поступивший в срок, указанный в Информационной карте конкурса, регистрируется Заказчиком. При получении заявки на соответствующем конверте и в листе регистрации проставляется порядковый номер полученной заявки. По требованию участника, подавшего конверт с заявкой на участие в конкурсе, Заказчик выдает расписку в получении конверта с такой заявкой с указанием даты и времени его получения.

5.1.5. Участники размещения заказа, подавшие заявки на участие в конкурсе, Заказчик и специализированная организация обеспечивают конфиденциальность сведений, содержащихся в таких заявках до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронного документа заявкам.

5.1.6. В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка на участие в конкурсе или не подана ни одна заявка на участие в конкурсе, конкурс признается несостоявшимся. В случае, если конкурсной документацией предусмотрено два и более лота, конкурс признается не состоявшимся только в отношении тех лотов, в отношении которых подана только одна заявка на участие в конкурсе или не подана ни одна заявка на участие в конкурсе.

5.1.7. В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка на участие в конкурсе, конверт с указанной заявкой вскрывается или открывается доступ к поданной в форме электронного документа заявке на участие в конкурсе и указанная заявка рассматривается в порядке, установленном разделом 7 настоящей конкурсной документации. В случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией, Заказчик в течение трех рабочих дней со дня рассмотрения заявки на участие в конкурсе обязан передать Участнику размещения заказа, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе, проект контракта, который составляется путем включения условий исполнения контракта, предложенных таким Участником в заявке на участие в конкурсе, в проект контракта, прилагаемого к конкурсной документации. При этом государственный контракт заключается с Участником размещения заказа, подавшим указанную заявку на условиях и по цене контракта, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе и конкурсной документацией, но цена такого контракта не может превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), указанную в извещении о проведении открытого конкурса. Участник размещения заказа, подавший указанную заявку, не вправе отказаться от заключения государственного контракта. При непредставлении Заказчику таким Участником размещения заказа в срок, предусмотренный конкурсной документацией, подписанного контракта, а также обеспечения исполнения контракта в случае, если Заказчиком было установлено требование обеспечения исполнения контракта, такой Участник размещения заказа признается уклонившимся от заключения государственного контракта.