Регулирования малого и среднего бизнеса. Методы государственного регулирования малого и среднего предпринимательства. Индекс развития малого и среднего бизнеса

Учебно-методический комплекс представляет собой систематизированное учебное пособие по теме «Правовое регулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства», изучаемой в рамках учебной дисциплины «Предпринимательское право Российской Федерации». Содержит лекционный и практический материал, в том числе задания по изучению проблемных вопросов, нормативных правовых актов и судебной практики, задачи, тесты, список рекомендуемой литературы и т. д. Учебное пособие предназначено для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, научных и практических работников, работников органов государственной власти, а также для всех, кто интересуется предпринимательским правом.

* * *

компанией ЛитРес .

Правовое регулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (лекция в рамках учебной дисциплины «Предпринимательское право Российской Федерации»)

ПЛАН ЛЕКЦИИ

1.1. Основные понятия.

1.2. Введение.

1.3. Основные принципы правового регулирования в сфере МСП, закрепленные в Стратегии 2030.

1.4. Нормативная правовая основа регулирования и развития субъектов МСП.

1.5. Понятие субъекта малого и среднего предпринимательства.

1.6. Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.

1.7. Порядок приобретения и подтверждения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства. Реестры.

1.8. Основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства.

1.9. Инфраструктура, формы и условия поддержки субъектов МСП.

1.10. Меры и виды государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

1.10.1. Перечень мер государственной поддержки субъектов МСП (таблица).

1.11. Порядок оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.

1.12. Корпорация развития малого и среднего предпринимательства.

1.13. Краткие выводы.

1.1. Основные понятия

Малое и среднее предпринимательство («малый и средний бизнес») (далее – МСП ) – вид предпринимательства, основанный на деятельности индивидуальных предпринимателей, а также небольших и средних организаций (малых и средних предприятий).

Субъекты малого и среднего предпринимательства – хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства – деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, осуществляемая в целях развития МСП в соответствии с государственными программами и муниципальными программами, содержащими особые мероприятия, непосредственно направленные на развитие МСП, а также деятельность АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», осуществляемая в качестве института развития в сфере МСП.

1.2. Введение

«В хозяйственном строе, основанном на принципе частной инициативы, предприниматель является той центральной фигурой, энергией, находчивостью, способностями которой в значительной степени обусловливается благосостояние страны», писал известный российский юрист А.И. Каминка. И подчеркивал, что развитие предпринимательского строя находится в прямой зависимости от степени развития в стране индивидуальной инициативы и энергии. Поэтому малое и среднее предпринимательство является неотъемлемым и необходимым элементом рыночной экономики. Оно создает разнообразные рабочие места, обеспечивает конкурентную среду, легко адаптируется к изменяющейся стихии рынка и оперативно реагирует на конъюнктуру, способно к быстрым структурным и техническим изменениям, особо восприимчиво к внедрению инноваций.

По данным ФНС России в едином государственном реестре на 1 января 2017 г. было зарегистрировано 3,73 млн. индивидуальных предпринимателей, в т. ч. фермерских хозяйств. По наблюдениям Росстата на 1 октября 2016 года в РФ фактически действовало около 173 тыс. малых предприятий (без учета микропредприятий) со средней численностью работников около 5 млн. человек А в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 января 2017 года отражено 5,86 млн. малых и средних предприятий, на которых занято 15,9 млн. человек. При этом по информации Статкомитета СНГ на малых и средних предприятиях России работает около 25 % общей численности занятых в экономике, а доля субъектов МСП в ВВП страны составляет 20–21 %. Для сравнения, в США доля малого бизнеса в ВВП составляет 50–52 %, в Италии – около 60 %, а Испании и Норвегии достигает 65–75 %. В ЕС малый бизнес составляет 90 % общего числа предприятий.

Огромное значение малого и среднего бизнеса для рыночной экономики привело к тому, что в развитых странах поддержка МСП является одним из основных направлений государственной экономической политики. Не стала исключением и Россия. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) предусмотрено осуществление ряда мер институционального характера для содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Они включают развитие инфраструктуры поддержки новых предприятий в рамках бизнес-инкубаторов, технопарков и промышленных парков, упрощение для малых предприятий доступа к покупке и аренде недвижимости, расширение системы микрокредитования, сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса, снижение издержек бизнеса, связанных с этими мероприятиями, ужесточение санкций в отношении сотрудников контрольных и надзорных органов, допускающих нарушения порядка проведения проверок, признание недействительными результатов проверок в случае грубых нарушений при их проведении, значительное сокращение внепроцессуальных проверок со стороны правоохранительных органов. А в Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанного Минэкономразвития России, имеется специальный раздел, посвященный развитию малого предпринимательства и содержащий основные направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на 2013–2030 годы.

Распоряжением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (далее – Стратегия 2030). Этот документ содержит долгосрочную позитивную программу деятельности органов государственной власти в сфере развития МСП. Стратегию 2030 можно рассматривать как политико-правовой документ, который обеспечивает координацию действий органов власти всех уровней, представителей предпринимательского сообщества и организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в целях создания благоприятных и комфортных условий для развития бизнеса.

1.3. Основные принципы правового регулирования в сфере МСП, закрепленные в Стратегии 2030

Стратегия 2030 базируется на организационных и нормативных правовых основах государственной поддержки МСП, которые сложились к настоящему времени в России. Основная цель Стратегии 2030 – развитие сферы МСП как одного из факторов инновационного развития страны и улучшения отраслевой структуры экономики. Исходя из этого, предполагается, что ее реализация к 2030 году позволит увеличить долю малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте в два раза (с 20 до 40 %), оборот малых и средних предприятий – в 2,5 раза, а производительность труда в этом секторе – в два раза. Конечно, с учетом текущего состояния МСП такие задачи представляются сверхсложными и потребуют огромных усилий для их решения. В Стратегии 2030 достаточно тщательно проработаны правовые механизмы, обеспечивающие повышение качества государственного регулирования в сфере МСП.

Реализация Стратегии основывается на следующих принципах:

1) Малый бизнес прежде всего . Суть этого принципа заключается в том, что при принятии государственных решений в сфере регулирования предпринимательской деятельности в первую очередь должны учитываться интересы представителей малых и средних предприятий. При этом основной вектор государственного регулирования предпринимательской деятельности должен состоять во всемерном упрощении и сокращении норм регулирования предпринимательской деятельности.

2) Работать легально выгодно . Данный принцип нацелен на обеспечение минимального взаимодействия МСП с регулирующими органами. Вместе с тем, фактическая реализация данного принципа затруднена, поскольку действующая правовая система основана на непосредственном и всеобъемлющем контроле (надзоре) органов государственной власти за деятельностью МСП.

3) Содействовать ускоренному развитию . Этот принцип весьма важен для поддержки инновационных и перспективных предприятий. Он предусматривает нацеленность на оказание приоритетной поддержки малым и средним предприятиям, которые обладают потенциалом для роста и стремятся расти дальше.

4) Создавать условия для развития малых и средних предприятий выгодно . Предусматривается формирование системы стимулов для вовлечения органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность по развитию малого и среднего предпринимательства. Суть принципа не совсем ясна, поскольку стимулы в первую очередь связаны с перераспределением бюджетных средств от налоговых и иных поступлений, связанных с развитием предпринимательской деятельности, и последующим стимулированием чиновников, непосредственно влияющих на поддержку МСП. Реализация этого принципа потребует изменения бюджетной и налоговой системы, а возможно и системы стимулирования чиновников. Вряд ли в качестве стимулов может выступать лишь общее стремление к процветанию МСП и развитию территорий.

5) Обеспечить гарантированные и стабильные правила игры . Весьма важный принцип, который нацелен на обеспечение предсказуемости и прозрачности фискальных и регулирующих условий, позволяющих формулировать инвестиционные планы и планы по развитию бизнеса на среднесрочную и долгосрочную перспективу. К сожалению, в условиях хаотичного и значительного нормотворчества реализация этого принципа будет постоянно тормозиться практикой принятия нормативных правовых актов органами власти для решения сиюминутных задач.

1.4. Нормативная правовая основа регулирования и развития субъектов МСП

Законодательной основой регулирования деятельности субъектов МСП является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о развитии МСП), который закрепляет основные принципы государственной политики содействия развитию МСП и разграничивает компетенцию органов исполнительной власти в данной сфере. В законе определены понятия субъектов МСП и инфраструктуры их поддержки, виды и формы такой поддержки.

Нормы, детализирующие правовое положение и государственную поддержку субъектов МСП содержатся и в иных законодательных и подзаконных нормативных правовых актах.

К федеральным законам, в частности, можно отнести ГК РФ (в части регулирования деятельности индивидуальных предпринимателей), НК РФ (устанавливает льготные режимы налогообложения для субъектов МСП), Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (допускает упрощенные способы ведения бухгалтерского учета), Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (устанавливает преимущества для субъектов малого предпринимательства при осуществлении закупок), Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (устанавливает особенности организации и проведения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства), Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (закрепляет возможность государственных или муниципальных преференций в целях поддержки субъектов МСП), Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (регулирует особенности участия субъектов МСП в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества), и др. Имеется большое количество постановлений Правительства РФ, регулирующих отдельные вопросы деятельности субъектов МСП (в сфере закупок товаров, торговой деятельности, имущественной поддержки, ведения реестров субъектов МСП, статистических наблюдений за деятельностью субъектов МСП и т. д.). В ряде отраслей приняты ведомственные целевые программы развития МСП, созданы специальные координирующие органы, действует нормативная база для функционирования особой инфраструктуры поддержки МСП.

Значительную роль в правовом регулировании деятельности субъектов МСП играют нормативные правовые акты субъектов РФ и правовые акты муниципальных образований. В Москве, Санкт-Петербурге, Тюменской области, Кемеровской области и некоторых других субъектах РФ приняты специальные законы о развитии МСП (к примеру, Закон Санкт-Петербурга от 17 апреля 2008 г. № 194-32 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге», Закон Краснодарского края от 4 апреля 2008 г. № 1448-КЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае» и др.), а также подзаконные акты, обеспечивающие их реализацию, в том числе различные программы поддержки МСП (Подпрограмма III «Развитие малого и среднего предпринимательства в Московской области» государственной программы Московской области «Предпринимательство Подмосковья на 2017–2021 годы «, утв. постановление Правительства Московской области от 25 октября 2016 № 788/39, и др.). Во многих муниципальных образованиях действуют программы развития МСП (например, Постановлением главы городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района Московской области от 16 октября 2015 № 130 была утверждена муниципальная программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района Московской области на 2016–2020 годы»).

Правовое значение также имеют международные соглашения и иные документы, относящиеся к сфере МСП, в частности, акты, принимаемые в рамках СНГ и Евразийского экономического союза. Так, в Модельный закон о государственной поддержке малого предпринимательства (принят 8 июня 1997 г. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ) определил общие принципы государственной поддержки малого предпринимательства в государствах-членах, установил формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. В «Модельном налоговом кодексе для государств-участников СНГ. Общая часть» (новая редакция) (принят 29 ноября 2013 г. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ) имеется глава 15, устанавливающая особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства. Имеются международные соглашения, направленные на сотрудничество в сфере МСП, например, Соглашение между Государственным комитетом Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства и Секретариатом малого и среднего предпринимательства Республики Аргентина о сотрудничестве в сфере малого и среднего предпринимательства (заключено 25 июня 1998 г.). Аналогичное соглашение было заключено с Экспортно-импортным банком США в отношении оказания поддержки экспортным поставкам из США для малых предприятий в РФ (заключено 11 марта 1998 г.). Развитие сотрудничества между субъектами МСП России и государств-членов АСЕАН основывается на Соглашении между Правительством РФ и правительствами государств-членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии о сотрудничестве в области экономики и развития (заключено 10 декабря 2005 г.).

1.5. Понятие субъекта малого и среднего предпринимательства

Понятие малого предпринимательства появилось в России в 90-е годы с началом рыночных реформ. Впервые этот термин официально был использован в постановлении Совмина СССР от 8 августа 1990 г. № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий», а затем в постановлении Совмина РСФСР от 18 июля 1991 г. 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». Переход к рыночным отношениям потребовал ускоренного создания сети малых предприятий, способных активизировать структурную перестройку экономики, предоставить широкую свободу выбора и дополнительные рабочие места. В научной литературе развернулась дискуссия о необходимости придания малому и среднему предприятию статуса специального хозяйствующего субъекта, квалификации его в качестве самостоятельной организационно-правовой формы юридического лица. Следует отметить, что правовые категории малых и средних предприятий применялись и в советское время, однако не связывались с понятием предпринимательства.

В современной российской правовой системе понятие «малого и среднего предпринимательства» («малого и среднего бизнеса») используется для обозначения вида предпринимательства, основанного на деятельности индивидуальных предпринимателей, а также небольших и средних организаций (малых и средних предприятий). В то же время в формально юридическом смысле в законодательстве используются термины «субъекты малого и среднего предпринимательства», «малое предприятие», «среднее предприятие», под которыми обобщенно понимаются различные субъекты предпринимательской деятельности (индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, кооперативы, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства), соответствующие предусмотренным в законе критериям их отнесения к категории малых и средних предприятий. Поэтому малое и среднее предприятие не является самостоятельной организационно-правовой формой предпринимательской деятельности. Индивидуальные предприниматели также могут быть отнесены к числу малых предприятий, но лишь при условии соответствия установленным критериям.

В Федеральном законе о развитии МСП содержится определение субъектов малого и среднего предпринимательства: это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям. Из этого определения следует, что законодательство выделяет три категории субъектов МСП: микропредприятия, малые и средние предприятия. При этом такой субъект предпринимательства как микропредприятие отнесен к разновидности малого предприятия.

Федеральный закон о развитии МСП раскрывает содержание понятия субъектов МСП. К ним относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ и соответствующие условиям, установленным данным законом, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

1.6. Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства

Хозяйствующие субъекты для отнесения к категориям субъектов МСП должны соответствовать условиям (критериям, ограничениям), определенным в статье 4 Федерального закона о МСП: (1) иметь определенную структуру уставного капитала (соответствовать ограничениям при формировании имущества) или инновационную направленность деятельности; (2) не превышать предельного значения среднесписочной численности работников; (3) иметь определенные финансовые показатели. В отношении индивидуальных предпринимателей применяются только второй и третий критерий.

а) Суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале ООО не превышает 25 %, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами МСП не превышает 49 %. При этом последнее ограничение не распространяется на ООО, соответствующие требованиям, указанным в нижеприведенных подпунктах «в» – «д».

б) Акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики. Из этого следует, что АО, акции которых не относятся к инновационному сектору экономики, либо вообще не торгуются на организованном рынке, не могут быть отнесены к субъектам МСП.

в) Деятельность хозяйственных обществ или хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат их учредителям (участникам) – бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования.

г) Хозяйственные общества или хозяйственные партнерства получили статус участника проекта «Сколково» в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года № 244-ФЗ;

д) Учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2014 г. № 1335 перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Рассмотренный критерий в литературе называется «критерием независимости» и основан на необходимости обеспечения экономической и иной независимости субъекта МСП от влияния крупного бизнеса. Он также содержит в себе условия, ориентирующие предпринимательство на инновационную деятельность.

2. Второй критерий учитывает количество работников субъекта МСП. Среднесписочная численность таких работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

– от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

– до 100 человек включительно для малых предприятий;

– до 15 человек для микропредприятий.

Среднесписочная численность работников субъекта МСП определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

3. Третий критерий связан с финансовыми показателями деятельности хозяйствующего субъекта. У субъекта МСП доход за предшествующий календарный год не должен превышать предельные значения, установленные постановлением Правительством РФ от от 4 апреля 2016 г. № 265 для каждой категории субъектов МСП: микропредприятия – 120 млн. рублей; малые предприятия – 800 млн. рублей; средние предприятия – 2 млрд. рублей.

Доход определяется в порядке, установленном НК РФ, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам.

Сочетание различных показателей из предусмотренных законом критериев применительно к хозяйствующему субъекту позволяет отнести его к одной из категорий субъектов МСП – микропредприятию, малому или среднему предпринимательству. При этом данная категория определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным вторым и третьим критерием. Категория субъекта МСП изменяется только в том случае, если предельные значения выше или ниже установленных законом предельных значений в течение трех календарных лет, следующих один за другим.

1.7. Порядок приобретения и подтверждения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства. Реестры

Законодательство не предусматривает особой процедуры регистрации хозяйствующих субъектов в качестве субъектов МСП. В то же время на основании ст.8 Федерального закона об МСП органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам МСП, а также корпорация развития малого и среднего предпринимательства, ее дочерние общества, организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов МСП обязаны вести специальные реестры субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей такой поддержки. В законе имеется подробный перечень сведений, которые должны отражаться в указанных реестрах. Информация, содержащаяся в реестрах, является открытой для ознакомления с ней любых лиц.

Конец ознакомительного фрагмента.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правовое регулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Учебно-методический комплекс (В. А. Вайпан, 2017) предоставлен нашим книжным партнёром -

Нормативное правовое регулирование развития предпринимательства в России основано на Конституции РФ 1993 г. и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Государственная поддержка и регулирование малого бизнеса - процесс, задачами которого в развитых рыночных экономиках является поддержание и обеспечение равного доступа субъектов малого предпринимательства к необходимой им инфраструктуре, защита конкуренции от попыток монополизации.

Началу создания малых предприятий в стране послужило принятие Постановления Совета Министров СССР от 8 августа 1990 г. N 790 "О мерах по созданию и развитию малых предприятий". С 1994 - 1995 гг. стали разрабатываться специальные государственные программы поддержки малого предпринимательства как инструмент координации усилий государства, включая федеральный и региональный уровни, и частных фирм, общественных организаций в направлении поддержки малого бизнеса.

Главным в правовом регулировании малого бизнеса является полнота, всесторонность и эффективность правового регулирования, что в настоящее время практически отсутствует. Сегодня малое и среднее предпринимательство регулируется различными отраслями права. Конституция РФ провозглашает право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, за исключением экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Под предпринимательской деятельностью Гражданский кодекс РФ подразумевает самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Предпринимательскую деятельность могут осуществлять дееспособные (достигшие совершеннолетия) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица.

Предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений (в том числе и осуществление организационной инновации), осуществляемая на свой страх и под свою имущественную ответственность, направленная на получение прибыли.

Существуют различные формы предпринимательской деятельности, установленные законодательством Российской Федерации. Одной из них является предпринимательская деятельность граждан. Согласно ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" № 209-ФЗ вступил в силу с 1 января 2008 года. Вплоть до этого времени Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" являлся базовым нормативным актом для развития в России малого предпринимательства. Он служил основой при принятии субъектами Российской Федерации региональных нормативных актов по вопросам малого бизнеса, не являясь, однако, достаточной и бесспорной правовой базой для поддержки малого бизнеса по целому ряду причин.

Для реализации норм нового Закона органами исполнительной власти разрабатывается множество подзаконных актов (инструкций, приказов, писем, указаний), которые систематически изменяются, уточняются, дополняются, и предпринимателям, особенно начинающим, трудно в них разобраться, а тем более руководствоваться ими.

Следует подчеркнуть, что ряд положений утратившего с 31 декабря 2007 г. Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" противоречит Гражданскому, Бюджетному и Налоговому кодексам РФ. В данном Законе не установлены виды и формы государственной поддержки малых предприятий, а также правовой механизм оказания им финансовой, имущественной и информационной помощи, поддержки их внешнеэкономической деятельности и межрегионального сотрудничества; не предусмотрен механизм участия субъектов малого предпринимательства в поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд.

Более того, в названном Федеральном законе отсутствовали понятия организации инфраструктуры поддержки предпринимательства, не предусмотрены меры, сконцентрированные на развитии системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров субъектов малого предпринимательства - начинающих предпринимателей, а также государственных служащих, отвечающих за поддержку, развитие и регулирование деятельности малого предпринимательства.

Согласно ст. 8 нового Закона, реестр субъектов малого и среднего предпринимательства является федеральным информационным ресурсом и аходится в федеральной собственности, формируется и ведется на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Правовой основой для проведения сертификации является Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", который регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; при оценке соответствия.

Целый ряд нормативных актов предусматривает возможность защиты своих прав субъектами предпринимательской деятельности от неправомерных действий представителей органов государственной власти. Статья 13 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" определяет, что в числе права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении мероприятий по контролю имеется право на обжалование действия (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке. Результатом такого обжалования может стать не только отмена акта контролирующего органа, но и возмещение убытков, понесенных проверяемым. Статья 14 (п. 2) названного Закона предусматривает порядок определения состава убытков, причиненных юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю неправомерными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора).

При определении размера убытков учитываются:

Расходы юридического лица или индивидуального предпринимателя, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) или на финансовые результаты его деятельности;

Затраты, которые юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, чьи права нарушены, произвели или должны будут произвести для получения юридической или иной профессиональной помощи.

Статья 39 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" предусматривает право гражданина обжаловать неправомерные действия сотрудников милиции вышестоящим органам или должностному лицу милиции, прокурору или в суд. Норма сформулирована очень неудачно, поскольку не предусматривается право юридического лица на обжалование. Но ее можно косвенно истолковать так: поскольку от имени юридического лица выступает директор либо представитель по доверенности, то обжаловать действия милиции можно.

Статья 54 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает: "Действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, могут быть обжалованы в вышестоящий орган государственного санитарно-эпидемиологического надзора, главному государственному санитарному врачу или в суд". Лицо, подающее жалобу, должно помнить, что в исковом заявлении оно имеет право просить суд о приостановлении действия административного акта.

Статья 52 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что "решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке".

Постановление Правительства РФ от 20.06.2005 N 385 "О федеральной противопожарной службе" предусматривает, что "действия (решения) должностных лиц Государственной противопожарной службы и послужившая основанием для совершения действий (принятия решений) информация могут быть обжалованы в установленном порядке". Под "установленным порядком" следует понимать судебный порядок или подачу жалобы прокурору. Особенностью обжалования является отсутствие возможности приостановления выполнения обжалуемого решения.

Пункт 3 статьи 66 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" содержит указание: "Решения государственных инспекторов в области охраны окружающей среды могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации". Таким образом, предусматривается судебный порядок и обращение в органы прокуратуры. Лицо, обратившееся за защитой своих прав, имеет право на возмещение вреда, если докажет, что действиями должностных лиц органов власти причинен ущерб. В соответствии со статьей 1069 части II Гражданского кодекса от 26.01.1996 N 14-ФЗ "вред, причиненный гражданину или юридическому лицу... в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению".

В зависимости от того, какой орган производил проверку, вред возмещается за счет казны Российской Федерации, ее субъекта муниципального образования. От имени казны при возмещении вреда за ее счет выступают соответствующие финансовые органы, если, согласно п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса РФ, эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. Отсюда следует, что каждый предприниматель или юридическое лицо должны помнить, что финансовые органы соответствующего уровня должны указываться в исковом заявлении в качестве третьих лиц без самостоятельных требований. Это предусмотрено ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ от 04.07.2002 N 95-ФЗ.

Однако существенной особенностью функционирования малых предприятий является то, что субъекты малого предпринимательства не всегда имеют финансовую возможность содержать в штате квалифицированных юристов, создавать юридические службы, которые обеспечивали бы правовое сопровождение их деятельности, защиту их прав и законных интересов (При обращении же к участникам рынка правовых услуг малый бизнес сталкивается с ситуацией, когда большая часть организаций, предоставляющих квалифицированные услуги в сфере правовой поддержки, ориентирована в основном на крупные, платежеспособные организации, что создает неравные условия для субъектов малого предпринимательства.)

Указанные проблемы требуют соответствующего урегулирования, в том числе путем совершенствования федеральных и региональных законодательных и иных нормативных актов, и реализации органами государственной власти дополнительных мер по правовой защите субъектов малого предпринимательства.

Необходимо обязательное предварительное обсуждение всех законодательных актов, программ и мероприятий, касающихся вопросов регулирования и развития малого предпринимательства, с участием общественных объединений предпринимателей. Но этот процесс нужно институционализировать, зафиксировав в нормативных документах, как именно, через какие бюрократические процедуры происходит взаимодействие и согласование интересов между властью и бизнесом.

Эти цели достижимы только при формировании позитивного отношения различных слоев и групп населения к предпринимательской деятельности, причем не только как к источнику удовлетворения насущных материальных потребностей, но и как к достойному образу жизни. Необходимо менять и менталитет государственных чиновников всех рангов. Разумеется, на это потребуется время. Но есть меры, которые можно принять немедленно. Опыт показывает, что коренные изменения нужно производить быстро. Если в ближайшее время не будут предприняты конкретные шаги, то реальной станет опасность деградации этого сектора экономики с тяжелыми последствиями для социально-экономических перспектив страны.

Органы исполнительной власти РФ и ее субъектов должны обеспечивать создание условий для внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства.

Приоритетными направлениями внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства должны быть: реализация программ технической помощи, развитие экспорта конечных товаров (работ, услуг) на зарубежные рынки и импорта сырья (комплектующих) для собственного производства на территории России при отсутствии отечественных аналогов. Все попытки разработать и реализовать достойную государственную политику так и останутся попытками, если не удастся создать работающий механизм взаимодействия между властью и предпринимателями.

на тему: Государственное регулирование малого и среднего бизнеса


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИНЕСА

1.1 Объективная необходимость и теоретические основы государственного регулирования малого и среднего бизнеса

1.2 Влияние государства на предпринимательскую деятельность в разные периоды времени

1.3 Цели, задачи, направления и методы государственного регулирования малого и среднего бизнеса

1.4 Государственная поддержка конкуренции хозяйствующих субъектов

1.5 Государственный контроль малого и среднего бизнеса

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРОГРАММ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

2.1 Роль государственного регулирования малого и среднего бизнеса в современных условиях

2.2 Состояние и динамика развития малого и среднего бизнеса

2.3 Проблемы малого и среднего бизнеса в РФ

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РФ

3.1 Меры по поддержанию и содействию развития малого и среднего бизнеса в России, реализуемые в кризисный период

3.2 Развитие небанковских институтов финансирования малого и среднего бизнеса

3.3 Предложения по развитию малого и среднего бизнеса

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

После десяти лет непрерывного экономического роста и повышения благосостояния людей Россия столкнулась с серьезнейшим экономическим вызовом. Глобальный экономический кризис приводит во всех странах мира к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения.

Возрождение экономики России в кризисное время невозможно осуществить без соответствующего регулирования и поддержки малого и среднего бизнеса, так как именно малый и средний бизнес признан экономической базой рыночных отношений. Развитие бизнеса возможно лишь при наличии политической воли государства сформировать необходимые для этого социальные, экономические, правовые, политические и другие условия. Решение этой задачи невозможно без создания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях специализированной, целостной инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего бизнеса и выделения адекватных этой задаче финансовых, организационных и иных ресурсов.

В этой связи государство предпринимает ряд правовых, организационных и других мер, стимулирующих всестороннюю поддержку и развитие малых предприятий в направлениях, соответствующих интересам общества.

Цель данного дипломного проекта состоит в том, чтобы проанализировать меры предпринятые государством для поддержки и развития малого и среднего бизнеса, и разработать конкретные алгоритмы для обеспечения эффективных моделей такой поддержки.

Для достижения этой цели мною были обозначены следующие задачи:

· раскрыть теоретические основы необходимости государственного регулирования и поддержки малого и среднего бизнеса;

· анализировать нормативные правовые основы государственной поддержки и регулирования малого и среднего бизнеса в РФ;

· выявить основные направления и перспективы государственной поддержки и регулирования малого и среднего бизнеса в РФ.

· предложить программные мероприятия, в которых должны быть предусмотрены основные направления государственной поддержки

Объектом в дипломном проекте выступают субъекты малого и среднего бизнеса, а предметом – характеристики взаимоотношений государства и малого и среднего бизнеса с позиций их поддержки и регулирования органами государственного управления.

В работе использованы труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, законодательные и нормативные документы, данные государственной статистики, экономических и социологических исследований по проблеме малого и среднего бизнеса, опубликованные в экономической литературе.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

1.1 Объективная необходимость и теоретические основы государственного регулирования малого и среднего бизнеса

Малый бизнес (или малое предпринимательство) - сектор экономики, включающий в себя индивидуальное и малое предпринимательство, условное название совокупности малых и средних предприятий, ограниченных определенными правовыми нормами.

К субъектам малого и среднего бизнеса относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям.

1. Ограничение по статусу

Доля внешнего участия в капитале не должна превышать 25 %

Для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов).

Доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего бизнеса, не должна превышать 25% (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

2. Ограничение по численности работников

Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий;

в) среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3. Ограничение по выручке

С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего бизнеса:

а) микропредприятия - 60 млн. рублей;

б) малые предприятия - 400 млн. рублей;

в) средние предприятия - 1000 млн. рублей.

Предпринимательской называется самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В содержание понятия «предпринимательство» обыкновенно включают и «бизнес». Бизнес – дело, деловая активность по осуществлению операций обмена товарами и услугами между экономическими участниками рыночных отношений. В определенном отношении бизнес – более широкое явление, чем предпринимательство, поскольку охватывает собой, в том числе и совершение разовых коммерческих сделок. Законодательство всех государств регулирует деятельность бизнесменов (коммерсантов), устанавливая для них ряд исходных позиций и параметров, без которых невозможна коммерческая деятельность.

Отличительные признаки предпринимательской деятельности:

· осуществление определенной деятельности - продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг, - а также извлечение дохода от использования имущества;

· целевая направленность, т.е. получение прибыли;

· систематичность осуществления определенной деятельности;

· самостоятельность и инициативность в ее осуществлении;

· осуществление определенной деятельности на свой риск и под ответственность всем своим имуществом.

Малым и средним бизнесом вправе заниматься лишь лица, зарегистрированные в качестве предпринимателя без образования юридического лица, и юридические лица, которые создаются, функционируют и прекращаются в особом порядке, установленном законодательством. Организации - участники рынка различаются по форме собственности, способам создания, характеру деятельности и т.д. Однако они характеризуются наличием общих признаков, которые позволяют отнести их к числу юридических лиц :

· организационное единство;

· имущественная обособленность;

· самостоятельная имущественная ответственность;

· выступление в гражданском обороте от собственного имени.

Все юридические лица разделяются на коммерческие и некоммерческие организации. Юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, являются коммерческими организациями; юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками, - некоммерческими организациями. В дальнейшем мы будем рассматривать только коммерческие организации, так как именно они призваны заниматься предпринимательской деятельностью, в отличие от некоммерческих, которые ставят перед собой иные, нежели извлечение прибыли, цели.

1

Предпринимательская деятельность и все, что ей сопутствует, является одной из самых часто обсуждаемых на российской и международной арене экономических дискуссий. Обосновано это тем, что на сегодняшний день только государство с развитой и сильной экономикой способно выдержать конкурентную борьбу с другими государствами, и отстоять свою независимость перед сильными державами мира. В нашей стране разработано немало законов, указов, распоряжений, регулирующих вопросы осуществления предпринимательства. Довольно часто проводятся различного рода экономические форумы и встречи ведущих представителей бизнеса по вопросам предпринимательства, на которых обсуждаются наболевшие темы по вопросам не только крупного, но и малого и среднего бизнеса. В данной научной статье раскрываются вопросы правового регулирования малого и среднего предпринимательства.

малое и среднее предпринимательство

экономика России

правовое регулирование

Президент РФ

Правительство РФ

1. Буров В.Ю. Основы предпринимательства / Учебное пособие. – Чита, 2013.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 № 52-ФЗ (по состоянию на 25 октября 2016 г.). – М.: Проспект, 2016. – 213 с.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, с поправками от 30 декабря 2008 года, 5 февраля 2014 года и изменениям на 2016 год). – М.: Эксмо, 2016. – Актуальное законодательство.

4. Михневич А.В., Гриценко А.В. Утерянная возможность гарантировать restitutio in integrum или напоминание Совету Европы о суверенитете России? // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 3 (часть 2).

5. Михневич А.В., Кучеренко Д. Понятие и правовая природа теории lex mercatoria // Международный научно-исследовательский журнал «Успехи современной науки и образования». – 2017. –Т. 5. № 3. – С. 156.

6. Официальный сайт Правительства Российской Федерации. Новостная лента. URL: http://government.ru (дата обращения: 14.03.2017).

7. Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru (дата обращения: 14.03.2017).

8. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 06.03.2017). Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. URL: https://rmsp.nalog.ru (дата обращения: 06.03.2017).

9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 1083-Р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» / Справочно-правовая система КонсультантПлюс (дата обращения: 23.03.2017).

10. Российская газета RG.RU. Столичный выпуск № 6644(73). URL: https://rg.ru (дата обращения: 14.03.2017).

11. Указ Президента Российской Федерации от 5 июня 2015 г. № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» / Справочно-правовая система КонсультантПлюс (дата обращения: 23.03.2017).

12. Федеральный закон Российской Федерации «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» от 31.12.2001 № 198-ФЗ / Справочно-правовая система КонсультантПлюс (дата обращения: 23.03.2017).

13. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» / Справочно-правовая система КонсультантПлюс (дата обращения: 12.03.2017).

Малое и среднее предпринимательство является одной из важных сфер современной рыночной экономики. Об этом сказал и Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев на встрече с представителями малого и среднего предпринимательства, которое состоялось 7 сентября 2016 года в г. Улан-Удэ. По его мнению, сектор малого и среднего предпринимательства является фундаментом для развития экономики страны . Развитие сферы предпринимательства способствует увеличению среднего класса, что в свою очередь формирует гражданское и демократическое общество, которое будет благотворно влиять на укрепление страны. Представители среднего класса должны иметь предопределенный уровень дохода, который позволит исполнить не только свои цели, но и жизненный социальный стандарт. Это люди, владеющие собственностью и обладающие определенными рамками поведения, что позволяет влиять на общественные процессы. Чем многочисленнее этот класс, тем устойчивее стоит на ногах малое и среднее предпринимательство.

В 2015 году прошло заседание Государственного совета в Кремле, где Президент РФ Владимир Путин в своем выступлении призвал поддержать предпринимателей. Президент в этом выступлении затронул одну из ключевых проблем предпринимательства. Специфика этой проблемы в том, что стимулы для создания дела минимальны, их перевешивают риски и преграды . Действительно, существует ряд преград, которые мешают развитию малого и среднего предпринимательства. Что же именно мешает малому и среднему предпринимательству устойчиво существовать? Основными проблемами являются проблемы незащищенности данной сферы, кредитная необеспеченность, трудности в регистрации своего бизнеса, нехватка начального капитала, низкая квалификация сотрудников, минимальное количество помещений для реализации своей деятельности, дорогое оборудование и т.д.

Следует отметить и другие значимые проблемы, препятствующие развитию предпринимательства (малого и среднего), это:

Несовершенное законодательство в области малого и среднего бизнеса: недостаточно нормативной базы для деятельности предпринимательства;

Несовершенное налогообложение предприятий. Эту проблему государство пытается преодолеть. Так, например, 31 декабря 2001 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» .

Необходимо изучить правовую базу в сфере малого и среднего предпринимательства, так как именно от правового регулирования зависит развитие этого субъекта экономики.

Существует множество разных определений малого и среднего предпринимательства. Одно из них определил В.Ю. Буров. Он рассматривает малый и средний бизнес как «явление социальное, обеспечивающее занятость и самозанятость, реализацию предпринимательской инициативы и инноваций, а также другие эффекты, а не как один из основных наполнителей бюджета» .

По состоянию на 1 августа 2016 года в России было зарегистрировано всего 5 523 765 предприятий малого и среднего бизнеса. Из них юридических лиц - 2 594 355 предприятий, индивидуальных предпринимателей - 2 929 410 предприятий. Среднесписочная численность работников в сфере малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации составляет 7 944,2 тысяч человек .

Юридический институт предпринимательства базируется на положениях Конституции Российской Федерации , согласно которой в Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34).

В правовом регламентировании малого и среднего предпринимательства ключевое значение имеет Гражданский кодекс РФ . В ст. 2 сформулировано понятие предпринимательской деятельности - самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке, а в ст. 23 зафиксирована предпринимательская деятельность гражданина. В главе 4 определено понятие юридического лица, виды коммерческих и некоммерческих организаций.

Одним из фундаментальных законодательных актов в сфере предпринимательской деятельности является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 209-ФЗ). В этом законе сформулированы основные цели и принципы государственной политики по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, специфика правового регулирования в этой области.

Государство всемерно поддерживает малое и среднее предпринимательство, и часть государственной экономической политики ориентирована на их развитие, что представляет собой «совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» . Государство стремится к совершенствованию и количественному увеличению предпринимательства (малого и среднего). А для этого необходимо обеспечить благоприятные условия, конкурентоспособность субъектов малого и среднего предпринимательства.

К числу нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы развития предпринимательства, относятся также подзаконные акты. Одним из таких актов является Указ Президента РФ. Так, в 2015 году главной новостью в сфере предпринимательства стало опубликование Указа Президента РФ от 5 июня 2015 г. № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» . Согласно этому указу было принято предложение Правительства РФ о создании Федеральной Корпорации по развитию малого и среднего бизнеса путем переименования Агентства кредитных гарантий. Основной целью создания Корпорации является оказание помощи малому и среднему предпринимательству, привлечение инвестиций для динамичного развития предпринимательства, усовершенствование методов поддержки предпринимателей и т.д.

Для активного развития малого и среднего бизнеса требуется соответствующая помощь государства. В п. 1 ст. 16 ФЗ № 209-ФЗ в качестве форм государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства закреплены финансовая (помощь субъектам малого и среднего предпринимательства за счет государственного бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципалитетов), имущественная (продажа или предоставление имущества на льготных условиях субъектам предпринимательства), информационная (в области рекламной деятельности, помощь во внешнеэкономической деятельности, то есть в продвижении на рынки иностранных государств российских товаров), консультационная (создание таких организаций, которые оказывают консультационные услуги) поддержки субъектов и организаций.

Для динамичного роста малого и среднего предпринимательства государство на конкретный период времени ставит перед собой задачи, которые необходимо выполнить. Например, Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-Р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 года» . Стратегия представляет собой документ стратегического плана для развития предпринимательства. Эта Стратегия значится фундаментом для разработки и реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов РФ, которые содержат мероприятия, ориентируемые на развитие предпринимательства (малого и среднего). Целью Стратегии является развитие сферы малого и среднего предпринимательства, с одной стороны, улучшить отраслевые структуры экономики, а с другой стороны, - обеспечить стабильный уровень занятости.

Таким образом, нормативно-правовая база в сфере малого и среднего предпринимательства особо еще не развита. Требуется аналитическая работа, модернизация уже изданных нормативно-правовых актов, ну и конечно, издания новых законов для прогрессивного развития этой сферы экономики. Требуется достичь такого уровня развития предпринимательства, как в большинстве развитых стран. К сожалению, этот процесс отличается «крайней «неповоротливостью» законодательной системы: чтобы закон обрел силу обязательного неукоснительного регулятора, он должен быть не только грамотно прописан, но еще и пройти определенную процедуру своего принятия и вступления в юридическую силу» . На Всероссийском предпринимательском форуме «Малый бизнес - национальная идея?», который проходил в январе 2016 года в городе Москва, обсуждались основные направления дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства. На форуме выступил и Президент РФ Владимир Путин. Согласно выступлению, можно сделать вывод, что для стабильности бизнеса и для большего количества инициативно мыслящих людей в этой сфере, необходимо устранить как можно больше мелких ограничений и преград . Российская Федерация представляет собой развитое правовое государство, наделенное суверенитетом и иммунитетом, способное принимать высокие по своему «духу» нормы права . Хочется еще раз отметить, что малое и среднее предпринимательство является важнейшей сферой современной рыночной экономики.

Библиографическая ссылка

Хачак З.А. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 5. – С. 117-119;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=11680 (дата обращения: 04.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Волгин В.В. Индивидуальный предприниматель: Практическое пособие. - М., 2008. - с.497

Анализ предмета регулирования и содержания Федерального закона № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" позволяет сделать вывод о том, что специальные нормативно-правовые акты о малом и среднем предпринимательстве следует отнести к сфере административного законодательства, которое согласно ст.72 Конституции РФ относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Следовательно, вопросы развития малого и среднего предпринимательства призваны регулировать как федеральное, так и региональное законодательство. С учетом этого обстоятельства к числу нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы развития малого и среднего предпринимательства, относятся следующие То же:

  • · Конституция РФ, которая закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности, устанавливает минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен, закрепляет предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ.
  • · Федеральный закон N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и другие федеральные законы. Правовые основы деятельности малого и среднего предпринимательства во многом определяются Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, КоАП РФ и др.

Помимо кодифицированных актов издано значительное число иных федеральных законов, регулирующих предпринимательскую деятельность:

  • · Федеральные законы, устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности:
  • - ФЗ от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"- регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
  • - ФЗ от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"- регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности;
  • - ФЗ от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании"-регулирует отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

оценке соответствия.

  • · Федеральные законы, определяющие основные принципы рыночной экономики:
    • - ФЗ от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции"определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
    • - ФЗ от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"-регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.
  • · Федеральные законы, устанавливающие правовое положение хозяйствующих субъектов:
  • - ФЗ от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах";
  • - ФЗ от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью";
  • - ФЗ от 8 мая 1996 года N 41-ФЗ "О производственных кооперативах";
  • - ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства» - позволяет приобрести в собственность предпринимателям арендуемую у государства недвижимость.
  • · Федеральные законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности:
    • - ФЗ от 29 октября 1998 года N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)"- целями данного закона являются: развитие форм инвестиций в средства производства на основе финансовой аренды (лизинга) (далее - лизинг), защита прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечение эффективности инвестирования.
    • - ФЗ от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" -целями данного закона являются: развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
  • · Иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, принимаемые в соответствии с перечисленными федеральными законами.Такие как:
  • - Указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти");
  • - Постановления Правительства РФ (Например, Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 года N 584 "Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества");
  • · Законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ, которые издаются законодательными и исполнительными органами субъектов РФ в пределах установленной ст.71-73 Конституции РФ компетенции и не могут противоречить федеральному законодательству.
  • · Нормативные правовые акты органов местного самоуправления. К их числу относятся уставы муниципальных образований, а также иные нормативно-правовые акты, виды, порядок принятия, официального опубликования и вступления в силу которых определяются уставом.
  • · В условиях расширения сотрудничества отечественных предпринимателей с иностранными хозяйствующими субъектами важную роль в регулировании предпринимательских отношений играют также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

В числе международных документов, регулирующих предпринимательскую деятельность можно назвать следующие:

  • -Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (заключена в Женеве в1956 году)- применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран, из которых, по крайней мере, одна является участницей Конвенции.
  • -Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (заключена в Вене в1980 году)- применяется к договорам купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах.
  • -Евразийская патентная конвенция 1994 года. Конвенцией учреждена Евразийская патентная система и Евразийская патентная организация. Государства -- участники Конвенции в лице Правительств руководствовались желанием укрепить сотрудничество в области охраны изобретений и стремлением создать межгосударственную систему получения такой охраны на основе единого патента, действующего на территории всех Договаривающихся Государств. Евразийское ведомство выдает евразийский патент на изобретение, которое является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо. Срок действия евразийского патента составляет 20 лет с даты подачи евразийской заявки.

Перечень нормативно-правовой базы очень многообразен. В данной работе рассмотрены основные нормативно-правовые акты, касающиеся вопроса регулирования малого бизнеса.