Обзор беззеркальной камеры olympus pen f. Обзор беззеркальной камеры Olympus PEN-F: уроки истории. Olympus PEN-F: Выводы

Olympus PEN-F – беззеркальная камера со сменными объективами стандарта Микро-4/3. Формально, линейка PEN является младшей по сравнению с OM-D. Под брендом PEN выпускаются модели, для которых особенно важны стиль и имидж, внешний вид и удобство использования, в то время как камеры OM-D предназначены в большей степени для продвинутых фотоэнтузиастов, и только среди камер OM-D есть модели, которые сам Olympus считает соответствующими профессиональному уровню.

Тем не менее, новая камера PEN-F обладает техническими характеристиками, как минимум не уступающими, а местами и превосходящими, уровень топовых моделей OM-D. Впервые в камерах Olympus системы Микро 4/3 использована матрица разрешения 20 Мп. До сих пор во всех камерах PEN и OM-D стояли матрицы 12 Мп (в первых моделях) или 16 Мп (в последние годы). Производитель отмечает, что, несмотря на более высокое разрешение, уровень цифровых шумов не вырос (что позволяет называть новую матрицу «малошумной»), а динамический диапазон не сузился.

PEN-F – вторая камера Olympus, в которой реализован инновационный режим Hi-Res. В этом режиме камера делает восемь кадров в быстрой последовательности, выполняя микросдвиг матрицы от кадра к кадру и как бы собирая в один результирующий кадр информацию, которую формирует объектив. До сих пор первой и единственной моделью с режимом Hi-Res была Olympus OM-D E-M5 II , которая может делать 40-мегапиксельные снимки, и вот теперь аналогичный режим реализован и в PEN-F – с той разницей, что, поскольку разрешение матрицы выше (20 Мп против 16 Мп), снимки PEN-F в Hi-Res имеют разрешение 50 Мп. В принципе, это наибольшее разрешение, реализованное на сегодняшний день в компактных системных камерах, однако следует отметить, что, поскольку процесс съемки в Hi-Res длится около секунды, полноценно использовать этот режим можно только со штатива, и он не подходит для съемки движущихся объектов.

В камере Olympus PEN-F использован тот же процессор TruePic VII, что и в других моделях последнего времени, а также высокоэффективная система пятиосевой стабилизации изображения – та же, что в камере OM-D E-M5 Mark II, обеспечивающая выигрыш до пяти ступеней экспозиции.

У PEN -F имеется встроенный электронный видоискатель 2.36 Мточек, свободно вращающийся поворотный сенсорный монитор, камера может снимать видео в формате Full HD 1080@60/50/30/25/24p, а также склеивать тайм-лапсы в разрешении 4К (как и последние модели OM-D, с частотой 5 кадров в секунду).

Производитель называет PEN-F «эталоном стиля и качества сборки», сочетающим в себе элементы современного дизайна и ретро-стиля пленочных времен. Отмечается качество примененных материалов и высокий уровень отделки. Отдельно подчеркивается, что на поверхности камеры нет ни единого видимого винта. Действительно, PEN-F выглядит очень эффектно, с этим трудно не согласиться.

Модель будет выпускаться в двух вариантах цветового оформления – с серебристыми элементами (как на иллюстрациях выше) и полностью черном:


Встроенной вспышки у PEN-F нет, однако в разъем «горячий башмак» можно устанавливать внешние вспышки. В комплект входит миниатюрная вспышка FL-LM3 с поворотной головкой и ведущим числом 9.1.

Основные технические характеристики Olympus PEN-F:

  • Компактная, прочная и легкая конструкция в стиле дальномерных камер.
  • Новая матрица LIVE MOS разрешения 20 Мп формата 4/3 (17.3х13.0 мм).
  • Пятиосевая система оптической стабилизации на сдвиге матрицы (работающая и при фото-, и при видеосъемке), с автоматическим распознаванием оптимального режима с учетом панорамирования (S-IS Auto).
  • Двухъядерный процессор TruePic VII.
  • Сенсорный монитор с диагональю 3″, разрешения 1.04 Мточек формата 3:2, свободно вращающийся в двух осях.
  • Возможность работы дисплея в режиме «Тачскрин АФ» – вы смотрите в видоискатель, а точку фокусировки указываете на дисплее.
  • Встроенный электронный OLED-видоискатель (ЭВИ) высокого разрешения 2360000 точек с датчиком глаза и со 100% полем обзора.
  • Возможность перевода ЭВИ в режим «Симуляции оптического видоискателя» (при этом вводимая экспокоррекция и другие настройки отображаются сразу на основном мониторе, но не в ЭВИ).
  • Диапазон чувствительности от ISO200 (с расширением ISO80) до ISO25600.
  • Короткие выдержки от 1/8000 секунды (и от 1/16000 с электронным затвором).
  • Серийная съемка до 10 кадр/с (или до 5 кадр/с с работающим автофокусом).
  • Контрастный автофокус с 81 зонами (9х9), с выбором групп, с распознаванием лиц и ближнего глаза.
  • Функция пикинга при ручной фокусировке (оконтуривание объектов, которые в фокусе).
  • Функция брекетинга по фокусу (Focus BKT), с настройкой количества кадров и величины сдвига плоскости фокусировки.
  • Новый орган управления – «Творческий диск режимов» (Creative Dial), обеспечивающий мгновенный доступ к четырем режимам креативной работы с изображением – CRT (Color Creator), ART (Art Filter), COLOR (Color Profile Control) и MONO (Monochrome Profile Control).
  • Коррекция перспективных искажений «на лету».
  • Видеосъемка в разрешении Full HD 1080@60/50/30/25/24p, формат ALL-I с потоком 77 Мб/с (при 30/25p), IPB с потоком 52 Мб/с. Опции ускоренной и замедленной видеосъемки.
  • Запись стереозвука при видеосъемке.
  • Интервальная съемка с возможностью склейки тайм-лапс видеороликов.
  • Разъем для подключения внешней вспышки и других аксессуаров.
  • Встроенный Wi-Fi для дистанционного управления и передачи файлов на внешние устройства.
  • Габаритные размеры (по данным производителя, корпус без выступающих частей): 125 x 72 x 37 мм.
  • Вес (с аккумулятором и картой памяти): 427 г.

Теперь совместим для удобства сравнения в одной таблице важнейшие характеристики трех камер Olympus, выпущенных в последнее время – OM-D E-M10 Mark II, E-M5 Mark II и PEN-F. Зеленым цветом отмечены выигрышные моменты, выделяющие одну из моделей, красным – сравнительно слабые моменты.

Камера Olympus OM-D E-M10 Mark II OM-D E-M5 Mark II PEN-F
Матрица 16 Мп
Live MOS
16 Мп
Live MOS
20 Мп
Live MOS
Процессор TruePic VII TruePic VII TruePic VII
Стабилизация изображения 5-осевая
(4 EV)
5-осевая
(5 EV)
5-осевая
(5 EV)
Электронный затвор Да Да Да
Минимальная выдержка 1/4000 с
1/8000 с
(1/16000 с электронным затвором)
1/8000 с
(1/16000 с электронным затвором)
Диапазон ISO 200-25600
(с расширением 100-25600)
200-25600
(с расширением 100-25600)
200-25600
(с расширением 80-25600)
Монитор 1.04 Мточек
3″
LCD
Наклонный
Сенсорный
1.04 Мточек
3″
LCD
Вращающийся
Сенсорный
1.04 Мточек
3″
LCD
Вращающийся
Сенсорный
Встроенный
электронный
видоискатель
2.36 Мточек
OLED
0.62x
2.36 Мточек
OLED
0.74x
2.36 Мточек
OLED
0.62x
Режим тачпэд АФ Есть Нет Есть
Серийная съемка 8.5 кадр/с 10 кадр/с 10 кадр/с
Встроенная вспышка Есть Нет Нет
Видеосъемка Full HD
1080@60/50/30/25/24p
Full HD
1080@60/50/30/25/24p
Full HD 1080@60/50/30/25/24p
Тайм-лапс 4К Есть (5 кадр/с) Есть
(с прошивкой v 2.0)
Есть (5 кадр/с)
Микрофонный разъем Нет Есть Нет
Брекетинг по фокусировке
Есть Есть
(с прошивкой v 2.0)
Есть
Защищенное исполнение Нет Да Нет
Габаритные размеры 120 x 83 x 47 мм 124 x 85 x 45 мм 125 x 72 x 37 мм
Вес 390 г 469 г 427 г
Ориентир стоимости 40000 руб 63000 руб 90000

Olympus PEN-F поступит в продажу уже в феврале 2016 года, будут предлагаться две модификации цветового исполнения – полностью черная и с серебристыми элементами. Основными вариантами комплектации будут.


Нынче путешественник без фотоаппарата - все равно что едок без ложки. Правда, голодному можно есть и без приборов, руками, а вот как спокойно «употреблять» пищу для ума и сердца - дивные красоты, прелести земли, неба и воды, - если нечем сделать фотоснимок, а таланта рисовать карандашом или писать маслом не даровано от природы? В общем, путешественнику без камеры, как говаривал Полиграф Полиграфович Шариков, «строго воспрещается существовать»…

Для полевых испытаний мне передали фотокамеру Olympus PEN-F и объективы для нее, перекрывающие весь диапазон требующихся на практике фокусных расстояний, от 24 мм до 300 мм (в эквиваленте системы 35 мм). Это два зума, «штатный» Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro и телевик Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm F2.8 Pro, а также более светосильный эквивалент столь любимого фотографами «полтинника» (фокусного расстояния 50 мм для кадра 24×36 мм) - Olympus M.Zuiko Digital 25mm F1.8.

Воспоминание о шестидесятых

Стандарт Four Thirds был разработан Olympus совместно с Eastman Kodak, первоначально для цифровых зеркальных камер, и назван по размеру используемой матрицы (4/3 дюйма по диагонали). В 2008-м Olympus и Panasonic анонсировали Micro Four Thirds (MFT), уже для беззеркальной цифровой фототехники.

Матрицы MFT по площади вчетверо, а по ширине в два раза меньше полнокадровых. Поэтому масштаб изображения, формируемого на них оптикой, вдвое больше, то есть кроп-фактор равен двум. Это означает, что объектив с фокусным расстоянием 25 мм становится эквивалентным объективу 50 мм на полнокадровой системе.

Olympus PEN-F - цифровая инкарнация в стандарте MFT первого в мире «полукадрового» однообъективного зеркального фотоаппарата эпохи пленочно-бумажной фотографии, впервые анонсированного в 1963 г. Пленочный PEN-F создавал изображение вполовину меньше обычного (24×18 мм, а не 24×36 мм), и на стандартной пленке можно было поместить вдвое больше снимков (72, а не 36). В отличие от современных камер MFT, кроп-фактор ветерана составлял 1,45, и «штатный» объектив Olympus F. Zuiko Auto-S 38mm F1.8 был эквивалентом 55-миллиметрового объектива для полнокадровых зеркалок, а Olympus G. Zuiko Auto-S 40mm F1.4 - 56-миллиметрового.

Многие источники указывают на то, что дизайн новой камеры якобы вдохновлен Olympus PEN-F образца 1963 года. Пожалуй, если речь идет о форме и размерах корпуса, то это так. Но общая компоновка и расположение органов управления у цифрового потомка не могут не отличаться.

Однообъективная зеркальная «полукадровая» фотокамера Olympus PEN-F, анонсированная в 1963 г., с объективом Olympus G. Zuiko Auto-S 40mm F1.4

Позволю себе провести другую связующую нить: ветеран был первым зеркальным фотоаппаратом с размером кадра вполовину меньше традиционного, и новая Olympus PEN-F, в соответствии со стандартом MFT, тоже обладает сенсором вдвое меньше кадра полного формата.

Приведем характеристики камеры Olympus PEN-F и по результатам наших измерений.

Наименование Olympus PEN-F
Дата анонса 27 января 2016 г.
Тип камеры Беззеркальная
Тип матрицы CMOS Micro Four Thirds (MFT, 4/3)
Кроп-фактор (коэффициент умножения фокусного расстояния для полного кадра) 2
Форматы изображения 1:1, 4:3, 3:2, 16:9
Эффективных пикселов матрицы 20 млн
Светоприемных ячеек матрицы 22 млн
Размер матрицы 17,3×13 мм
Очистка от пыли Ультразвуковой волновой мотор
Процессор TruePic VII
Диапазон чувствительности ISO 200-25600 (расширенная до 80)
Диапазон выдержек 1/8000-60 с (механический затвор)
1/16000-60 с (электронный затвор)
Форматы и размер кадра RAW (ORF), JPG 5184×3888 (10356×7776 в режиме высокого разрешения)
Уровни качества JPG Высококачественный, качественный, нормальный, базовый
Форматы и размер видео MPEG-4, H.264, Full HD 1920×1080, частота 60, 50, 30, 25, 24 кадров/с
Скорость серийной съемки 10 кадров/с
Стабилизация изображения внутрикамерная, пятиосевая, до 5EV
Автофокусировка Многозонная, центральная, точечная (с выбором местоположения), следящая, однокадровая, непрерывная
Ручная фокусировка Да
Число датчиков автофокуса 81
Диапазон чувствительности автофокуса от −2EV до +20EV
Тип дисплея TFT LCD
Размер дисплея по диагонали 3″
Число эффективных элементов изображения на дисплее 1 037 000
Сенсорный экран Да
Тип видоискателя Электронный
Покрытие кадра в видоискателе 100%
Увеличение изображения в видоискателе 1,23x
Разрешение видоискателя 2 360 000
Коррекция рефракции глаза от −4 до +2 диоптрий
Поле зрения 100%
Режимы съемки Приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, ручной режим, 24 сюжетные программы
Встроенная вспышка Нет
Внешняя вспышка В комплекте
Режимы работы вспышки Автомат, подавление эффекта «красных глаз», заполняющая вспышка, медленная синхронизация по первой шторке, медленная синхронизация по второй шторке
Автоспуск (задержка) Да (2 или 12 с, по выбору)
Экспозамер Мультизонный, центрально-взвешенный, точечный, светлая зона, тень
Количество зон экспозамера 324
Компенсация экспозиции ±5EV с шагом 1/3EV
Экспозиционный брэкетинг ±5EV (2, 3, 5, 7 кадров с шагом в 1/3EV, 2/3EV, 1EV)
Брэкетинг баланса белого Да
Покадровая съемка с интервалами Да
Хранение отснятого материала SD, SDHC, SDXC
Интерфейс USB 2.0 (480 Мбит/с)
Выход HDMI Micro-HDMI
Вход микрофона Нет
Выход на наушники Нет
Беспроводная связь Wi-Fi 802.11b/g/n
Дистанционное управление Проводной пульт, приложение для смартфона
GPS Нет
Защита от пыли и влаги Нет
Батарея Литий-ионная BLN-1, отдельное зарядное устройство
Емкость батареи 1220 мА·ч (330 кадров)
Вес (включая батарею) 427 г
Размеры 125×72×37 мм
Средняя цена (без объектива) T-13415280

Думаю, что если с камерой нельзя разобраться за полчаса, то это серьезная проблема. Мне частенько приходится по нескольку раз в день переходить с одной системы на другую (доходило до четырех таких смен), поэтому эффективно работать с техникой, которая требует долгой адаптации и привыкания, совершенно невозможно. Но не таков Olympus PEN-F! В том смысле, что с ним все просто и понятно: взял в руки, вставил в слот карту памяти, отформатировал ее, выставил нужный режим и начал снимать, ни о чем не беспокоясь.

Поэтому я начал снимать сразу же после получения оборудования. Сел в такси и тут же сфотографировал водителя (c его любезного разрешения).

«Пожалуйста, пристегнитесь!» Olympus M.Zuiko Digital 25mm F1.8, F1,8, 1/500 с, ISO 200 (передержка +1 экспозиционная ступень).

Честно говоря, эта фотография не пострадала бы ни на йоту, сделай я ее в черно-белом варианте, причем как средствами самой камеры, так и при постобработке. Но все же начинать нужно с более целостной картины, каковая немыслима в черно-белом представлении, поэтому пусть здесь все остается цветным.

Детали лица проработаны отлично. Заметен хитрый прищур и озорной блеск в глазах водителя - или это я фантазирую? Передача оттенков кожи весьма хороша, полутона спокойные, с плавными переходами. Детали в светах сохранены в значащих зонах кадра, исключая небо, которое, естественно, совершенно засвечено. Почему «естественно»? Да потому что в настройках камеры нарочно установлена передержка +1, чтобы при съемке в контровом свете проработалось лицо, а иначе оно «провалилось» бы в тень.

Приехал в офис. Друзья-коллеги предложили кофе, поставили на стол чашку. Вот он, кадр! - подумал я.

«Черный кофе». Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro, 30 мм, F2,8, 1/1000 с, ISO 200.

Между прочим, изображение здесь цветное. Просто таков был свет, чашка и поверхность стола, что на выходе получилось черно-белое фото. Самое ценное, что иллюстрирует этот снимок - мягкие, плавные светотональные переходы и неплохой динамический диапазон. Взглянем на стол в зоне резкости и отметим хорошую проработку фактуры поверхности с воспроизведением деталей как в ярких светах, так и в глубоких тенях.

Гуттаперчевый дисплей

Главное достоинство Olympus PEN-F с точки зрения эргономики и удобства для пользователя состоит в его дисплее, который не только дублирует изображение в видоискателе и дает возможность просматривать отснятое непосредственно на месте, но и позволяет визировать сцену при съемке в самых неожиданных ракурсах.

Начнем с того, что в обычных условиях меня тяготит само наличие дисплея перед носом во время съемки. Все время заботишься о том, чтобы случайно не ударить его, не заляпать прикосновениями кожи лица и рук и не оцарапать. У Olympus PEN-F дисплей можно откинуть влево, повернуть вокруг длинной оси, перевернуть «лицом» к корпусу камеры и сложить в таком состоянии, надежно защитив от загрязнений и повреждений. Это очевидный плюс.

Olympus PEN-F с дисплеем, сложенным «лицом внутрь» и защищенным от повреждений и загрязнений

В традиционном, рабочем положении дисплей достаточно ярок даже на дневном свету и позволяет визировать без особых осложнений. Однако при съемке на открытом солнце он, разумеется, «слепнет», и тогда не остается иного выхода, кроме как приложить все-таки глаз к видоискателю (чего так не любят делать некоторые современные фотолюбители).

Дисплей Olympus PEN-F в рабочем состоянии позволяет визировать при не слишком ярком дневном освещении

В особых случаях можно задействовать все возможности дисплейного крепления, которое позволяет ориентировать его в любом самом причудливом положении. Позволяет не только снимать селфи (то есть автопортреты), развернув откинутый дисплей и саму камеру объективом к себе, но и фотографировать в буквальном смысле из-за угла, над головами окружающих или, наоборот, с низкой точки, опустив камеру к земле. Эта, если можно так выразиться, супергибкость конструкции камеры дает ей неоспоримое преимущество перед теми аппаратами, у которых дисплей лишен подвижности вовсе или поворачивается только вокруг поперечной оси.

Дисплей Olympus PEN-F в положении для съемки «из-за угла»

В стране полумесяца

Через полтора дня я уже был в Турции. Но из-за бессонной ночи в день перелета решил перед дальней дорогой денек отсидеться в городе с символическим названием Сиде.

Сиде, провинция Манавгат. Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm F2.8 Pro, 150 мм, F2,8, 1/5000 с, ISO 200.

Неплохая иллюстрация возможностей системы по рендерингу цвета. На снимке мне нравятся синий, желтый и темно-красный цвета. А еще мне понравилось, как я построил кадр (в этом утверждении только доля шутки).

В запасе оставалось немного времени, и я занялся исследованием камеры, которой предстояло стать моим верным спутником в путешествии.

На вид и ощупью

Не могу не сказать, что органы управления расположены несколько непривычно. Недоумение вызывает выключатель, который сделан в виде колеса пусть и большого, но без какого-либо «отростка», поэтому пользоваться им не очень удобно. К тому же он расположен слева, а не справа. Когда убираешь камеру в рюкзак или сумку, можно легко сдвинуть это колесо-выключатель в положение «On» (включено). Разумеется, я виноват в этом больше, чем разработчики камеры, но в моих поездках это происходило постоянно, и винить одного себя я попросту устал.

Olympus PEN-F сверху

Сверху на камере имеются «горячий башмак» для подключения дополнительного оборудования, перед ним - отверстия стереомикрофона, селектор режимов съемки, кнопка спуска затвора, обрамленная рифленым кольцом управления выбором параметров (назначение зависит от режима работы), кнопка активации записи видео и колесо экспокоррекции. Последнее расположено крайним слева. Оно выступает за край корпуса, и его можно задеть так же легко, как выключатель, незаметно для себя введя экспокоррекцию.

Для выбора режима работы необходимо перед поворотом селектора нажать разблокирующую его кнопку сверху. Подобный принцип распространен в большинстве фотосистем, но мне кажется, что в нашем случае стопор был бы уместен также на выключателе камеры и на колесе экспокоррекции.

Olympus PEN-F сзади

Сзади расположены: дисплей, окуляр оптоэлектронного видоискателя, колесико его диоптрийной коррекции, функциональные кнопки 1 и 2 (Fn1, Fn2), колесо управления выбором параметров, профилированный упор для большого пальца правой руки, кнопки увеличения изображения, меню, информации, стирания, воспроизведения и пятипозиционный джойстик.

Мне непонятно, какими мотивами руководствовались разработчики камеры; во всяком случае, похоже, что удобство обращения с аппаратом у них явно отходило на второй план. Olympus PEN-F - камера весьма скромная по размерам, но на ней нет никакой ручки и даже утолщения для удержания в правой руке. Кое-что должен был бы предложить упор для большого пальца, но с ним у меня тоже возникали сложности. Во-первых, он расположен слишком низко, и для управления колесом экспокоррекции палец приходится смещать с упора вверх. Во-вторых, не только мизинец, но и безымянный палец моей правой руки не могут охватить аппарат и свешиваются вниз: им просто некуда деться.

Olympus PEN-F спереди

На передней панели слева от объектива вверху расположено колесико выбора творческих режимов съемки, слева внизу - кнопка предварительного просмотра, справа вверху - подсветка автофокуса и индикатор задержки автоспуска, справа внизу - кнопка разблокировки байонетного крепления объектива.

На мой взгляд, наибольший интерес и практическую ценность представляет селектор творческих режимов. С его помощью можно почти мгновенно активировать черно-белую съемку, а это очень удобно. Я решительно не согласен с теми коллегами, которые уверяют в бесполезности этого колесика на передней панели камеры. Еще раз повторю: это очень удобная деталь, которой я неоднократно пользовался по назначению.

Замок байонета справа от объектива - это тоже правильно и очень полезно. Я успел много раз убедиться, насколько удобно заменять объектив правой рукой, «взвесив» камеру в левой руке и нажав указательным пальцем на кнопку замка. В некоторых других системах такой замок располагается слева от объектива, и оперировать им не столь легко.

Olympus PEN-F снизу

На нижней панели камеры расположены отсек для батареи и слот для карты памяти, причем они соседствуют под одной крышкой. В центре, ближе к переднему краю, имеется стандартная резьба 1/4″ для крепления камеры на штативе.

Долина пещерных церквей

Мне предстояло провести неделю в Каппадокии - «прекрасной стране лошадей», как может звучать перевод этого слова со смеси греческого, арамейского и тюркского языков. Каппадокию отличают невероятно красивые природные ландшафты. Но еще важнее то, что эту землю можно справедливо именовать колыбелью христианства. Именно сюда из Рима, Синая, Сирии, Балканских земель бежали от преследователей своего учения те, кто уверовал в Воскресение.

Путешествие по Каппадокии было удобно начинать с Гюзельюрта - небольшого селения на горе у южных ворот ущелья Ыхлара. Кстати, «гюзель юрт» по-турецки означает «любимый дом». Ниже этого поселка, у подножия окрестных гор, расположена Монастырская долина - горная местность, полная древних церквей, человеческих жилищ, хлевов для скота, конюшен, мастерских и других помещений, которые частично занимают пещеры, а частично - залы, вырубленные в камне. Некоторые из них и доселе используются местным населением по назначению, например как склады, сыроварни и винодельни.

Для археологов тут непочатый край работы, ибо глубина «копания» предмета сильно хромает. А с датировкой построек дело обстоит и вовсе неважно: есть только разрозненные данные о том, что первые поселенцы появились здесь еще во времена неолита, затем стали обустраиваться фригийцы, а в I-IV вв. н. э. - «окапываться» древние христиане. Сначала они прятались в Каппадокии от Рима, потом от Византии, арабских завоевателей и Оттоманской империи.

Однако сейчас для меня все это имеет второстепенное значение. Важно другое: тут очень малолюдно, и никто не мешает планомерно и не торопясь исследовать и фотографировать. В этот раз я вообще не встретил в Монастырской долине ни одного человека. И еще: здесь очень интересно. Лазая по россыпям валунов и ползая по каменным ходам пещер, испытываешь такой восторг и наслаждение, будто вернулся в собственное детство.

Для съемок в здешних местах я пользовался исключительно «штатным зумом», причем только в максимально широкоугольном положении, то есть на фокусном расстоянии 12 мм.

У конца дороги. F2,8, 1/6400 с, ISO 200.

Прекрасная резкость и детализация на открытой диафрагме.

Хозяйственное помещение в обработанной пещере. F2,8, 1/25 с, ISO 250.

Отрадно сознавать, что автоматика очень сообразительна в деле установки параметров экспозиции. При исчерпании ресурса удлинения выдержки она не повышает чувствительность сразу вдвое (на одну ступень), а делает это аккуратно, долями ступени - в нашем случае до 250 единиц ISO.

Каменные ступени в пещерной церкви. F2,8, 1/25 с, ISO 400.

Удачный пример хорошей проработки фактуры поверхности камня и мелких деталей растительности (слева внизу) при освещении дважды отраженным светом.

Взгляд наружу. F2,8, 1/1600 с, ISO 200.

Обратим внимание не то, что пейзаж на открытом воздухе отработан безупречно. Превосходная детализация заметна и на паутине. Но очень важно, что матрице хватило динамического диапазона, чтобы показать детали на темных каменных стенах вокруг входного проема. А ведь могла бы и «завалить» все в черноту.

Скальная церковь Кёмюрлу («Угольная»). X век. F2,8, 1/25 с, ISO 400.

Когда я впервые увидел это место, то почему-то вспомнил Минас-Тирит из Толкиеновской трилогии «Властелин колец». Вход в пещеру-преддверие расположен на высоте около полутора метров над поверхностью земли. В древности, вероятно, пользовались деревянной лестницей, которую убирали для защиты от непрошенных гостей. Теперь тут лежат несколько камней, но влезать внутрь все равно очень нелегко, особенно с рюкзаком.

Интерьер церкви Кёмюрлу («Угольной»). X век. F2,8, 1/25 с, ISO 400.

Пещеры церкви (три этажа!) были вырублены в скале в период иконоборчества и не содержат росписей. Однако внутри остались изображения мальтийского креста и более поздние надписи на греческом XIX века. Ме́ста во всех помещениях очень мало, едва хватает на то, чтобы развернуться.

Кроме Монастырской долины в окрестностях Гюзельюрта есть еще одно примечательное место - церковь Вознесения Господня. На самом деле, это не церковь, а монастырь с довольно большим двором. Но интереснее всего расположение этого памятника: на горе над речной долиной.

Монастырь Вознесения. X век. Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro, 25 мм, F8, 1/640 с, ISO 200.

К монастырю Вознесения ведет горная дорога, вдоль которой тут и там стоят вот такие каменные гиганты. Это не причуда природы, а деяние человеческих рук: камни стоят, сложенные по два.

Отметим хорошую работу матрицы камеры, которая смогла воспроизвести мельчайшие детали в густой тени на камнях, и направимся в Газиэмир, подземный город, служивший, как и пещерные церкви, укрытием для древних христиан.

Город под землей

Подземный город Газиэмир. Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro, 18 мм, F2,8, 1/1600 с, ISO 200.

Это самый неглубокий город из подземных городов Каппадокии. Строго говоря, многие его помещения имеют собственный выход на поверхность, поэтому проще рассматривать его как совокупность пещер.

Здесь вполне подходящие условия для проверки возможностей камеры и оптики: большой перепад яркостей на открытом воздухе и внутри помещений, изобилие мелких деталей на поверхностях камня. Как видим, итоги тестовой съемки очень хороши: адекватно воспроизведена картинка снаружи и внутри помещения, в тенях и в светах много различимых деталей.

Вход в пещеры Газиэмира. Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro, 12 мм, F2,8, 1/40 с, ISO 200.

Каменные диски, как тот, что мы видим на снимке, использовались во всех подземных городах Каппадокии в качестве дверей. Их закатывали в специальные ниши, перекрывая входы. Снаружи открыть такую «дверь» просто невозможно.

Нигде направо. Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro, 17 мм, F2,8, 1/8000 с, ISO 200.

Есть в Каппадокии такой город. Особо интересного тут ничего нет, кроме самого названия. Правда, по-турецки оно читается «нийде». Меня это не соблазнило, и я повернул налево, в сторону Гёреме - города в самом центре этой заповедной земли, где предстояло провести семь дней.

Каменные чудеса

Еще всего час езды - и мы у цели. Вот вид с горной террасы от входа в наши апартаменты в гостинице «Нейчурлэнд Кейвз».

Долина Гёреме. Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro, 12 мм, F8, 1/500 с, ISO 200. Панорама из 8 кадров, сшитая в Kolor Autopano Giga.

Это снято, так сказать, «с черного хода». Под нами внизу - ферма по разведению лошадей, а на заднем плане - древние пещеры, которые, как было сказано выше, местные обитатели продолжают использовать и сегодня.

Мы еще не отдохнули после долгого пути и обилия впечатлений, а очень хочется рассмотреть, что там, вдали, подробнее. Поэтому мы пока никуда не двинемся, а просто поменяем наш стандартный зум на телевик.

Каменные чудеса. Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm F2.8 Pro, 90 мм, F2,8, 1/6400 с, ISO 200.

Собственно, городок Гёреме, где мы поселились (точнее, его старая часть), представляет собой вот такой термитник: в горах вырублены пещеры, в которых расположены гостиницы, кафе, мастерские, склады и проч.

Хорошо работает телезум. Оценим высокую резкость (уже на открытой диафрагме) и приятные цвета. А закончим этот долгий первый день проводами солнца.

Несовершеннолетний зритель. Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro, 17 мм, F2,8, 1/1600 с, ISO 200.

В окрестностях Гёреме есть место, облюбованное туристами для созерцания закатов - это горное плато Актепе над Красной и Розовой долинами, которые расходятся отсюда в направлениях на Чавушин и Аванос. Место известное, и шустрые местные власти обложили доступ к этой площадке данью в размере три турецкие лиры с человека. Здесь мы попрощаемся с прошедшим днем.

Подсолнух отвернулся от кумира. Olympus M.Zuiko Digital 25mm F1.8, F1,8, 1/10000 с, ISO 200.

Снимок в контровом свете, но камера и оптика хорошо проработали детали. Контраст, конечно, понижен, но намного меньше, чем того можно было ожидать.

Назавтра и в последующие дни я переполнялся впечатлениями: подземные катакомбы Деринкую и Каймаклы, город пещер в Монастырской долине, скальные церкви в Зельве и долине Ыхлара, созданные природой «домики фей» в долинах Гёрселид и Пашабаг, пещерные крепости Чавушин и Учхисар, заброшенные города Старый Гёре и Ибрахим-паша. А потом было путешествие в Коммагену - древнее царство конца II - начала I вв. н. э., от которого до нас дошли руины святилища Антиоха I на горе Немрут и каменные рельефы Арсамеи, столицы Коммагены, на вершине другой горы.

Я искренне надеюсь, что Olympus PEN-F и три объектива помогли сохранить часть моих впечатлений. По объективам будут опубликованы отдельные материалы, в которых можно будет оценить качество работы каждого из них по отдельности. А пока (ниже) - примеры их работы в общей галерее.

Итоги

Я работал камерой Olympus PEN-F в течение трех недель и получал при этом удовольствие. Она позволяет быстро реагировать на происходящее, не теряя возможности сделать снимок. У нее очень удачный дисплей, который можно установить в любом положении, в том числе для съемки в неожиданных позициях и с таких точек, с которых это невозможно сделать многими другими камерами.

Некоторые неудобства вызывают расположение и конструкция отдельных селекторов и переключателей, а также приспособление для удержания правой рукой (при учете необходимости одновременно оперировать органами управления).

Матрица, располагающая 20 млн светоприемных ячеек, позволяет делать снимки, которые можно отпечатать на бумаге размером до 40×30 см и даже больше, не жертвуя ни резкостью, ни контрастом.

Функциональность Olympus PEN-F весьма богата, причем не только в связи с наличием внутрикамерной стабилизации изображения, возможности фотографирования сериями, брэкетинга, экспокоррекции, но и благодаря большому набору сюжетных режимов, созданию фотопанорам, съемке видео Full HD (1920×1080 с прогрессивным сканированием).

Легкость и компактность фотоаппарата делают его необременительным в путешествиях и поездках, пеших и конных прогулках и многодневных походах.

Olympus PEN-F - современная камера высокого класса, которая по своим возможностям удовлетворит потребности не только фотолюбителя, но и профессионала.

Комплект в составе:

  • Olympus PEN-F,

прошел полевые испытания в сухом и влажном жарком климате, в каменистой пустыне, у моря, в горах на высоте до 3 км, в ущельях глубиной до 300 м, при избытке и недостатке естественного и искусственного освещения, на рассветах и закатах, в полдень и по ночам.

Вердикт: к фотослужбе в путешествиях годен.

Благодарим компанию Olympus за предоставленные для тестирования камеру и объективы

Компания Olympus всегда выпускала свои камеры в винтажном стиле, но с новым PEN-F они углубились в этот стиль ещё больше. Эта камера является современной интерпретацией устройства 1960-х годов. Внешне камера выполнена в стиле дальномеров середины 20-го века, но её технические характеристики дадут фору многим современным беззеркалкам.

PEN-F доступен в двух расцветках: черная и серебристая. Камера отлично выглядит с серебристым объективом 17mm F/1.8.

Olympus PEN-F пожалуй самый ретроподобный фотоаппарат с момента выхода Nikon Df. Корпус камеры щедро покрыт заменителем кожи. Диск управления на передней панели - это не самое удобное решение и в нём нет особой необходимости. Он просто является данью стилю. Большой переключатель включения/выключения также мог бы иметь меньшие размеры, но для соблюдения стиля пришлось сделать его именно таким.

Новый цифровой Olympus PEN получил встроенный электронный видоискатель. Этот видоискатель сразу отличает эту камеру от более ранних моделей, таких как E-P5. Видоискатель с разрешением 2,36 млн точек даёт очень четкий и ясный взгляд на мир за пределами объектива. Также вполне современной является 81-точечная система автофокусировки на основе определения контраста с обнаружением лиц и глаз. Жаль, что эта система не способна сравниться с гибридной автофокусировкой, такой как в OM-D E-M1 при отслеживании движущихся объектов.

В центре PEN-F установлен датчик с разрешением 20MP формата Four Thirds. Система Micro Four Thirds предполагает кроп-фактор 2X для объективов. Это означает, что оптика 17мм F/1.8 фактически ведет себя примерно как 34мм F/3.6 на полнокадровой камере.Как и старший брат OM-D E-M5, PEN-F оснащен 5-осевой стабилизацией изображения, которая по заверениям Olympus должна выполнять стабилизацию 5 стопов. Этот тип стабилизации также чрезвычайно полезен при съемке видео с рук.

Видео спецификация PEN-F довольно стандартная. Камера может снимать только Full HD видео со скоростью до 60 кадров в секунду с максимальным битрейтом 52Mbps. Звук записывается через встроенный стереомикрофон. На верхней части камеры располагается горячий башмак.

По умолчанию видеозапись начинается при нажатии красной кнопки в правом верхнем углу PEN-F. Там же находится большинство других крупных органов управления, которые будут знакомы пользователям камер серии ОМ-D и PEN. Кнопка спуска затвора находится в середине главного диска управления. Там же находится резьба для винтового в тросика дистанционного спуска затвора. Также есть вторичный диск, выступающий из задней части камеры. Там же можно найти диск компенсации экспозиции ± 3EV.

PEN-F имеет 3" полностью шарнирный ЖК-экран с разрешением 1.037 млн ​​точек. Экран сенсорный, что позволяет управлять различными функциями, такими как выбор точки фокусировки и спуск затвора, а также навигация по меню. С точки зрения общей сборки, PEN-F ощущается плотной, не слишком тяжелой камерой. Корпус выполнен из алюминия и магниевого сплава. Соединения корпуса и места с кнопками не имеют погодных уплотнителей.

На задней панели рядом с видоискателем имеется диск регулировки диоптрий.

На правой стороне PEN-F под пружинным клапаном вы найдете USB и HDMI-порты. Порт USB также может использоваться как разъем для дополнительного пульта дистанционного спуска RM-UC1. Камере не хватает разъёма для подключения внешнего микрофона и наушников. Как и в большинстве современных камер, Wi-Fi встроен.

Батарея и карта памяти доступны в нижней части корпуса PEN-F. Они располагаются в одном отсеке. Аккумулятор знакомый пользователям камер Olympus. Это BLN-1. Он обеспечивает камеру энергией для создания около 330 снимков. Как вы можете видеть, гнездо для штатива в PEN-F располагается на центральной оси объектива и достаточно далеко от батарейного отсека, что позволит менять аккумуляторы и карты памяти не снимая камеру со штатива.

Olympus PEN-F - это не большая камера. Без объектива устройство может легко уместиться в ладони взрослого человека. PEN-F имеет размер 125х72х37 мм. Вес камеры составляет 427 грамм с батареей и картой памяти. В продажи камера появится в марте 2016 года с ценником $1199,99 за версию без объектива.

Технические характеристики Olympus PEN-F

Корпус

Стиль

Беззеркальная камера в стиле дальномера

Материал корпуса

Магниевый сплав и алюминий

Матрица

Рабочее разрешение

Полное разрешение

Размер матрицы

Four Thirds (17,3 х 13 мм)

Примечания

В режиме высокого разрешения можно получать фото в RAW с разрешением 10368х7776, а в JPEG — 8160х6120

Тип матрицы

Графический процессор

Цветовое пространство

Снимки

Минимальная светочувствительность

Предварительные установки баланса белого

Настраиваемый баланс белого

Есть (4 слота)

Стабилизация изображения

Сдвиг датчика, 5 осей

Уровни качества JPEG

Супер хорошо, хорошо, нормальное, базовое

Форматы файлов

  • JPEG (Exif v2.3)
  • RAW (Olympus ORF)

Оптика и фокус

Автофокус

  • Определение контраста (датчик)
  • Мульти-зонная
  • Центральная
  • Селективная по одной точке
  • Следящая
  • Одиночная
  • Непрерывная
  • Касание
  • Распознавание лица
  • Live View

Подсветка автофокусировки

Ручной фокус

Количество точек автофокусировки

Крепление объектива

Micro Four Thirds

Множитель фокусного расстояния

Дисплей и видоискатель

Наклон/поворот

Шарнирный

Размер дисплея

Разрешение дисплея

Сенсорный дисплей

Тип дисплея

Live View

Тип видоискателя

Электронный

Покрытие видоискателя

Увеличение видоискателя

Разрешение видоискателя

Фотография

Скорость затвора

60 сек - 1/8000 сек

Электронный затвор

Режимы экспозиции

  • iAuto
  • Автоматический программный
  • Приоритет выдержки
  • Приоритет диафрагмы
  • Ручной (Manual)

Сюжетные режимы

  • Портрет
  • е-Портрет
  • Пейзаж
  • Пейзаж + Портрет
  • Sport
  • Ручной Звездный
  • Ночная сцена
  • Ночь + портрет
  • Высокий ключ
  • Низкий ключ
  • Режим DIS
  • Макро
  • Природа Макро
  • Свеча
  • Закат солнца
  • Документы
  • Панорама
  • Фейерверк
  • Пляж и Снег
  • Рыбий глаз (конвертер)
  • Широкоугольный (конвертер)
  • Макро (конвертер)
  • Панорама

Встроенная вспышка

Внешняя вспышка

В комплекте

Режимы вспышки

Вспышка Авто, Компенсация красных глаз, заполняющая, Вспышка отключена, Медленная синхронизация + компенсация красных глаз, Медленная синхронизация (1-я шторка), Медленная синхронизация (2-я шторка)

Выдержка Х-синхронизации

Максимальная скорость съёмки

10.0 кадр/сек

Таймер

Есть (2 или 12 секунд, пользовательский)

Режимы замера

  • Многозонный
  • Центрально-взвешенный
  • Местный

Компенсация экспозиции

± 5 (по 1/3 ступени)

Брекетинг экспозиции

± 5 (2, 3, 5, 7 кадров по 1/3 EV, 2/3 EV, 1 EV шага)

Брекетинг баланса белого

Видеосъёмка

Разрешения

1920х1080 (60p, 50p, 30p, 25p, 24p), 1280х720 (60p, 50p, 30p, 25p, 24p)

Формат, кодек

MPEG-4, H.264, Motion JPEG

Микрофон

Динамик

Карты памяти

Типы

Интерфейсы

Порт USB

USB 2.0 (480 Мбит/сек)

Порт HDMI

Да (микро-HDMI)

Порт микрофона

Порт наушников

Беспроводная связь

Встроенная Wi-Fi 802.11b/G/N

Дистанционное управление

Есть (провод или смартфон)

Физические характеристики

Экологическая защита

Аккумулятор

Литий-ионный аккумулятор BLN-1 и зарядное устройство

Ресурс аккумулятора

330 снимков на одном заряде

Вес включая батарею

Размеры

125х72х37 мм

Прочие особенности

Датчик ориентации

Интервальная запись

Есть (видео)

Каким должен быть премиальный фотоаппарат? Как минимум обладать топовыми характеристиками и запоминающимся стильным дизайном. Первое не проблема, а вот с дизайном могут быть вариации. Когда-то давно первым фотаппаратом в линейке камер стандарта micro4/3 стала камера Olympus Pen E-P1, и ее можно назвать одной из первых камер возродивших ретро дизайн. Затем было много камер в ретро стиле как от самой компании Olympus, так и от остальных производителей фототехники. И вот пришла пора выйти на новый уровень. Новый уровень по многим показателям - дизайн еще больше напоминает старые, многими любимые камеры, новая матрица, новый уровень качества производства камеры и многое другое.

В данном обзоре не будет кучи тестов, технических сравнений с другими камерами, странных тестов ИСО и т.д. Вместо этого я постараюсь отразить свое личное, субъективное мнение о данном фотоаппарате. Кому-то может показаться предвзятым подходом, но в данный момент я решил отойти от практики применяемой мной в прошлых обзорах. Далее много субъективных суждений и фотографий.

Olympus Pen-F это камера, которая пусть и не сможет стать хитом продаж (откровенно говоря ей и не пытались отвести эту роль), но может похвастаться отличным дизайном и техническими характеристиками подстать флагманам конкурентов.
Для кого эта камера? Точно не для свадебщиков или репортажников, это больше модный аксессуар, с которым не стыдно появиться высшем свете. Нет, я не говорю что основное предназначение камеры просто красоваться своим внешним видом, в умелых (да и не очень) руках камера способна на многое, и да, можно и свадьбу отснять и спортивное мероприятие запечатлеть (что я не раз делал), вот только для подобных мероприятий можно найти более подходящую камеру за меньшие деньги.
Но давайте отойдем от лирики и вернемся к герою сегодняшнего обзора - Olympus Pen-F


Технические характеристики

Общие параметры
Общее число пикселей матрицы - 21.8 млн;
Число эффективных пикселей - 20.3 млн;
Физический размер - 17.3 x 13.0 мм;
Минимальная чувствительность (ISO) - 100;
Максимальная чувствительность (ISO) - 25600;
Скорость съемки - 10 кадр./сек;
Объектив
Фокусное расстояние - 17 мм;
Фокусное расстояние (35 мм эквивалент) - 34 мм;
Максимальное диафрагменное число - f/1.8;
Видоискатель и ЖК-экран
Видоискатель - электронный;
Число пикселов видоискателя - 2360000;
Диагональ ЖК- экрана - 3";
Тип ЖК- экрана - поворотный, сенсорный;
Число пикселов ЖК- экрана - 1040000;
Экспозиция
Выдержка, мин - 1/16000c;
Выдержка, макс - 60с.


Упаковка и комплектация

Встречают по одежке - именно так начинается народная мудрость, и в Olympus решили сделать упаковку на зависть конкурентам. Да-да, даже коробка камеры выполнена в премиальном дизайне.

{img:1:click:medium} {img:2:click:medium}

Встречает нас суперобложка, сняв которую мы обнаружим основную коробку с не менее стильным дизайном. Но и это еще не все. В этой коробке находится еще одна, основная коробка в которой и располагается камера со всеми аксессуарами.

{img:3:click:big}

Каждый отдельный элемент упакован в отдельную небольшую коробочку, а сама камера находится в центре в защитном пакете. Кстати, все коробки выполнены из качественного черного картона, практически лишенного каких-либо надписей. Тут нет ни описания камеры, ни ее характеристик, ничто не отвлекает от созерцания стильного дизайна, ничто не вносит элемент дешевизны в дизайн.

А вот сам комплект поставки довольно стандартный:
- камера;
- объектив Olympus m.ZD 17мм\1.8 в черном цвете;
- ремешек;аккумулятор;
- зарядное устройство;
- набор кабелей;
- документация.

Камера доступна как в полностью черном цветовом исполнении, так и в серебристом. Также можно выбирать из нескольких вариантов комплектации:
- body (только камера);
- kit (Olympus m.ZD 17мм\1.8);
- kit 14-42 EZ.

Внешний вид и эргономика

{img:4:click:medium} {img:5:click:medium}

{img:6:click:medium} {img:7:click:medium}

Камера выполнена в ретро стиле, который диктует свои особенности. Например, разъем для спускового тросика в кнопке спуска, колеса управления с характерными насечками, диск экспокоррекции, видоискатель на краю камеры, а не по центру. И даже поворотный дисплей может дополнить общий эффект - достаточно просто развернуть его в сторону камеры и закрыть.

{img:8:click:medium} {img:9:click:medium}

Управление практически полностью унифицировано с другими камерами Olympus OM-D. Также два колеса управления, диск выбора режимов съемки с фиксатором, практически все кнопки настраиваемые, в том числе одну из них можно перевести в режим мульти-функциональной кнопки, которая позволяет изменять функции колес управления. Немного выбивается из общей картины диск экспокоррекции. Он позволяет быстро вводить экспокррекцию в диапазоне +\- 3 EV с шагом 1\3 ступени. Диск проворачивается с небольшим усилием, что предотвращает случайное изменение параметра. Диск экспокоррекции нельзя перенастроить на другую функцию, это один из немногих элементов управления которые не поддерживает индивидуальную настройку.

Есть и дополнительный элемент управления - диск выбора творческих режимов рядом с объективом. Диск позволяет изменить режимы «пленки» - выбрать один из творческих режимов для JPEG. Но вот лично для меня наиболее востребованным оказался режим MONO – монохромный режим съемки. Причем это не те режимы монохромной «пленки» что были в других камерах, а более продвинутый, с большим количеством возможных настроек - гибкая настройка цветового фильтра и возможность настройки нескольких уровней «шума» - благородное пленочное зерно для обывателей.

{img:10:click:medium} {img:11:click:medium}

Вам не показалось, что на камере чего-то не хватает?
Правильно, не видно ни одного винтика, ни каких зазоров на стыках элементов. Качество изготовления камеры выше всяких похвал. А теперь ложка дёгтя - несмотря на столь высокое качество изготовления, камера не обладает защитой от пыли и влаги, по крайней мере официально это не заявлено. Возможно подобной камере это и не надо, но лишняя защита любой камере не помешала бы.

Меню камеры и принцип управления не поменялись, в сравнении с прошлыми камерами компании, но есть вроде бы мелкие, но довольно приятные изменения.
Одно из них - возможность задавать произвольное значение фокусного расстояния в настройках стабилизатора изображения, причем с точностью до одного знака после запятой. И ведь не зря такое сделано, в системе micro4/3 уже много мануальных объективов с десятичным значением фокусного расстояния (например: Voigtlander Nokton 42.5mm f/0.95, Samyang 7.5\3.5).

Арт-режимы
Арт-режимы в камере сохранились от прежних моделей почти в неизменном виде, также добавился диск выбора творческих режимов. На котором помимо выбора АРТ-режимов и цветовых профилей появился режими MONO. Это, по сути, режим ЧБ. При его использовании получаются очень вкусные картинки, а главное для ленивых - картинка готова к употреблению без всякого фотошопа.

Автофокус у камер Olympus уже давно на достойном уровне (если не считать следящего), и данная камера не исключение - быстрый, точный и все также удобно выбирать зоны автофокуса простым прикосновением к экрану. Также в камере есть режим выбора зоны автофокуса простым вождением пальца по экрану при использовании видоискателя, такой режим в камерах Olympus появился в E-M10 II, а теперь, похоже, будет во всех новых камерах с видоискателем.

Еще из новых функций - точечный замер экспозиции теперь привязан к выбранной зоне автофокуса, а не только к центральной точке. Это работает не только для маленьких зон автофокуса, а абсолютно для всех, он крошечных до самой большой и при выборе нескольких объединенных зон (режим 3х3). Это одна из нескольких функций которых я ждал от Олимпуса с появления самой первой беззеркалки.

Видеосъемка
Режимы и качество записи в сравнении с двумя последними моделями не поменялось, или поменялось незначительно. 4К нет, а вот все остальные актуальные режимы присутствуют.

Автономная работа
Минимальное количество кадров от одного заряда которое мне довелось получить - порядка 600. А в среднем получалось снимать от 700 до 1000 кадров, с периодическим просмотром отснятого материала и без видеосъемки.

Есть в камере и все те программные функции к которым мы уже привыкли ранее: режим Hi-Res, cценические программы, мультиэкспозиция, коррекция трапецеидальных искривлений, фотоистории, фокус-пикинг, брекетинг автофокуса (Focus Bracketing Mod), Live Composite, Live BULB и Live Time и т.д.

Выводы

Что же в итоге? Отличная камера, вполне неплохая эргономика, все самые современные функции и матрица... Вот про матрицу все очень противоречиво... С одной стороны хуже не сделали, что уже радует, а с другой стороны все ждали чего-то большего. По субъективным ощущениям немного поменялся выдаваемый цвет - он стал более сдержанным, как будто пытается соответствовать общему стилю и позиционированию камеры, он не стал хуже, jpeg из камеры по прежнему один из лучших по качеству цветопередачи, главное не испортить его настройками.



В плюсы камеры также стоит занести высочайшее качество сборки и используемые материалы, пусть и не обошлось без спорных моментов. Например, расположение переключателя арт-режимов - многие жаловались что он слишком тугой и впивается в пальцы если долго держать камеру. Да и механизм поворотного экрана не всем придется по нраву, хотя очень многие ждали возвращение именно подобных экранов (он был еще в зеркалках компании). Ну и конечно же стоимость, ее можно занести в минусы, хотя, как мне кажется, Olympus сознательно шел на подобный шаг - не может премиальный продукт стоить дешево (за качество и стиль надо платить).
Ну и нельзя забывать про режим MONO - возможность получить шикарные ч/б снимки прямо из камеры много стоит. Да, это не Leica c ее монохромным сенсором, но и в таком варианте Olympus Pen-F выдает отличный результат.

Датчик изображения Olympus PEN E-PL7 унаследовал от предыдущих моделей PL5 и PL6 - 16.05Мп Live MOS. Но на смену процессора TruePic VI в новой беззеркалке производитель использует чип следующего поколения - TruePic VII.

Прежняя матрица и новый процессор, согласно заявленным характеристикам, в сочетании дают ту же скорость серийной съёмки, что и предыдущие фотоаппараты: восемь кадров в секунду при полном разрешении с блокировкой автофокуса и экспозиции по первому кадру. С регулировкой экспозиции между кадрами E-PL7 снимает 3.7 к/с, более ранние фотокамеры - 3.6 к/с.

Диапазон чувствительности ISO в новом фотоаппарате составляет от 200 до 25600 единиц, с расширением до ISO 100 на нижнем конце, то есть светочувствительность на том же уровне, что и в PL6. В Olympus PL5 не достаёт лишь расширения нижнего предела.

И, конечно, в новинке привычное для компактных системных фотокамер Olympus крепление объектива Micro Four Thirds.

Съёмка селфи с Olympus PEN E-PL7

Самое очевидное различие между Olympus E-PL7 и более ранними фотоаппаратами мы видим в ЖК-дисплее с обновленным наклонным механизмом. PL5 и PL6 снабжены 3-дюймовыми сенсорными экранами с разрешением 460 тыс. точек, которые наклоняются вверх на 180 градусов для съёмки селфи, экран в PL7 откидывается в противоположную сторону.

В пользу этого любопытного изменения Olympus приводит ряд аргументов. Во-первых, теперь вам не придётся загораживать объектив, а, следовательно, и обзор фотокамеры, дотягиваясь к сенсорному экрану. Во-вторых, появилась возможность устанавливать вспышку для съёмки селфи через горячий башмак, раньше её размещение загородило бы экран. Даже без подключения дополнительных аксессуаров сам по себе горячий башмак и элементы управления на верхней панели корпуса отчасти закрывали нижнюю часть дисплея.

Новый экран Olympus PL7 наклоняется на 180 градусов вниз и на 80 градусов вверх. Это означает, что он не затеняется ни корпусом фотокамеры, ни вспышкой. Разрешение ёмкостного дисплея возросло до 1037 тыс. точек.

Новый дизайн экрана связан и с улучшенным графическим интерфейсом пользователя. Как только вы перевернёте дисплей вниз, на нём отобразятся сенсорные кнопки: спуск затвора, функция e-Portrait и настраиваемый таймер автоспуска, чтобы вы могли быстро и просто делать селфи.

К сожалению, новый наклонный механизм дисплея по-настоящему полезен лишь для съёмки селфи обладателей длинных рук. Установить фотокамеру на удобную поверхность или на штатив означает загромоздить LCD-экран. Поэтому мы бы предпочли более универсальный, полностью шарнирный наклонно-поворотный ЖК-дисплей, откидывающийся в сторону, который также даёт возможность просматривать сцену при сложных углах съёмки, делать автопортреты и позволяет сложить ЖК-экран вовнутрь, чтобы сохранять его в чистоте и защищать от ударов и царапин.

Улучшенный корпус

Корпус Olympus E-PL7 претерпел изменений. Он стал немного крупнее и тяжелее, чем раньше: на 4.4мм шире, на 3.3мм выше и, следовательно, на 0.2мм глубже. Вес увеличился на 32г. Ёмкость батареи в новом фотоаппарате возросла до 1210мАч по сравнению с 1150мАч в предыдущем, что привело к увеличению времени автономной работы от 320 до 350 снимков(CIPA).

С увеличением габаритов улучшилось расположение органов управления. Общее их количество осталось неизменным, но производитель заменил маленькое неудобное кольцо металлическим диском, который окружает кнопку спуска затвора. Теперь указательный и большой палец смогут удобно здесь расположиться. Все элементы управления задней панели перекочевали на правую сторону от ЖК-монитора, область над дисплеем осталась гладкой и чистой. (Предположительно снимать одной рукой станет удобнее.)

И ещё пара заметных изменений в корпусе: отделка из искусственной кожи покрывает практически всю поверхность фотоаппарата, а не только область захвата как прежде чем. И рукоятка в E-PL7 не съёмная, а название линейки "Olympus PEN" теперь гордо красуется на передней панели сверху справа.

Улучшенная система стабилизации изображения

Фотоаппарат Olympus PL7 получил модернизированную систему стабилизации изображения, которая ставит его в ряд где-то между ранними моделями PL5, PL6, PM2 и топовым фотоаппаратом P5. Последний из упомянутых снабжён пятиосевой системой стабилизации, остальные более ранние модели оснащены стабилизацией по двум осям.

Для PL7 инженеры приберегли систему трёхосной стабилизации, которая гасит вертикальные, горизонтальные и наклонные колебания фотокамеры, по заверениям производителя, с эффективностью 3.5EV, по сравнению с коррекцией 3EV в PL5 и PL6.

И ещё одно улучшение: в новом системном фотоаппарате появился дополнительный режим стабилизации изображения кроме трёх других уже знакомых нам по PL-серии. Четвёртый режим просто автоматически выбирает один из трёх прочих, основываясь на движениях, которые он обнаруживает, например, когда вы заняты панорамированием или ещё чем-либо.

Улучшенная система автофокусировки в Olympus PEN E-PL7

Автофокус доработали. Это по-прежнему фирменная автофокусировка Olympus FAST («Frequency Acceleration Sensor Technology»), но теперь она представлена 81 точкой фокусировки по сравнению с 35 в более ранних моделях. Также появился режим Super Spot AF, при котором фокусировка наводится по небольшой площади кадра от 0.02 до 0.16% поверхности изображения.

Компенсация экспозиции

Мы уже отмечали расширенный диапазон чувствительности - по сравнению с PL5 - от ISO 100 до ISO 25600. E-PL7 отличается и широким диапазоном компенсации экспозиции +/-5EV, в предшествующем фотоаппарате +/-3EV. И, наконец, в новинке предусмотрены четыре пользовательские настройки баланса белого вместо двух.

Беспроводная связь

В системном фотоаппарате Olympus E-PL7 есть встроенный адаптер беспроводных сетей Wi-Fi 802.11b/g/n. В сочетании с обновлённым приложением OI Share для смарт-устройств на базе Android и iOS он позволяет оперативно делиться изображениями. Приложение даёт возможность дистанционно контролировать спуск затвора, а также поддерживает режим Live Bulb и позволяет передавать или снимать видео, правда, клипы ограничены семью минутами.

Хотя Olympus PL7 не хватает технологии NFC для подключения к устройствам Android в одно касание, вы можете осуществить соединение почти так же быстро, используя QR-code, который отображается на ЖК-дисплее фотокамеры, как и в прошлых моделях Olympus. К тому же, в отличие от NFC, этот подход работает с гаджетами Apple, производитель которых упорно отказывается поддерживать стандарт NFC в своих устройствах.

Новые инструменты для творчества

Системный фотоаппарат E-PL7 располагает внушительным набором из новых творческих инструментов и функций. Есть два новых режима съёмки: Panning Shot (панорамирование или съёмка с проводкой) и Hand-held Twilight (сумерки с рук - сочетает восемь кадров в одном с пониженным шумом и высокой скоростью затвора).

Мы уже упоминали новый режим e-Portrait и таймер автоспуска, удобный при съёмке автопортретов, так как позволяет задать количество кадров и настроить интервал съёмки. Снимая несколько последовательных селфи, вы можете изменять позу и преображать изображения как в программе Photo Booth.

Фотоаппарат Olympus PL7 впервые предлагает режим HDR, наряду с функцией брекетинга, который позволит объединять четыре изображения в одно. Все четыре снимка с фиксированной чувствительность ISO 200 и максимальным временем экспозиции в одну секунду могут сочетаться в реалистичном либо художественном стиле.

Есть также два новых художественных фильтра: винтаж и частичный цвет. У каждого из них по три различных эффекта. Для частичного цвета есть интересный интерфейс, который позволяет выбрать 18 различных оттенков диском управления на верхней панели.

Наконец, функция Photo Story от Olympus с режимом удержания, который позволяет приостановить историю на стадии реализации, а затем вернуться, чтобы завершить её.

Видеозапись

Olympus E-PL7, как и предыдущие фотоаппараты, записывает видео Full HD (1920 х 1080 пикселей; 1080p) с частотой 30 кадров в секунду, но максимальный битрейт теперь составляет 24 Мбит/с по сравнению с 20 Мбит/с в более ранних моделях.

Новая фотокамера также предлагает дополнительный эффект старого кино (Old Film) для видео и она использует трёхосную систему стабилизации со сдвигом матрицы в режиме видеозаписи вместо электронной стабилизации.

По желанию можно снимать покадровое видео 720p, этот режим унаследован от E-PL6. В фотоаппарате E-PL7 появилась новая функция ограничителя громкости микрофона.

Совместимость с картами памяти

Как и фотоаппараты-предшественники Olympus E-PL7 сохраняет изображения на SD картах памяти (Secure Digital Card): SDHC, SDXC, UHS-I и Eye-Fi. Хотя последние из перечня вряд ли пригодятся, учитывая наличие модуля Wi-Fi в фотокамере. О совместимости с беспроводными картами Toshiba FlashAir, конкурентах Eye-Fi, нигде не упоминают.