Типовой устав. Утверждены типовые уставы для юридических лиц Каким органом разрабатывается типовой устав

Про типовые уставы для ООО мы рассказываем уже давно, с тех пор, как в 2014 году это понятие было введено в . В 2015 году соответствующие изменения были внесены в законы «Об ООО» и «О государственной регистрации».

Однако, несмотря на наличие законодательной базы, практической возможности зарегистрировать общество на базе типового устава всё ещё нет. Почему? Давайте разбираться.

Зачем ввели типовые уставы для ООО

Разработка типового устава ООО - это одно из мероприятий в рамках «Дорожной карты» или специального комплекса мер по оптимизации процесса регистрации бизнеса. Полностью цикл мероприятий по упрощению процедуры госрегистрации должен быть завершён в 2018 году.

Результатом реализации «Дорожной карты» должно было стать достижение Россией в мировом рейтинге Doing Business, как одной из самых привлекательных стран мира для ведения бизнеса. А один из индикаторов привлекательности страны для бизнеса - это как раз простая и быстрая регистрация в налоговой службе.

Но даже если не говорить о международном рейтинге, идея утвердить типовой устав общества для регистрации в России заслуживает одобрения. Однозначные плюсы здесь есть как для самих учредителей, так и для налоговых органов, занимающихся регистрацией юридических лиц:

  • Нет необходимости разрабатывать индивидуализированный устав ООО, тратя на это время, усилия, деньги (если разработка поручена юристам).
  • Нет риска, что в самостоятельно подготовленный устав не будут включены положения, указанные в законе как обязательные.
  • Типовой устав ООО не имеет бумажной формы, поэтому его нельзя повредить, украсть, подделать.
  • Налоговому инспектору не надо читать десятки страниц каждого устава, поданного на регистрацию, проверять наличие обязательных сведений и отсутствие положений, противоречащих закону, а также сверять копии устава.
  • Снижается риск отказов в регистрации ООО из-за несоответствия пунктов устава законодательству.

Типовой устав юридического лица не надо подавать с пакетом документов на регистрацию ни в бумажном, ни в электронном виде. Достаточно отметить в новой форме Р11001, что общество будет действовать на базе типового устава.

Для наглядности приводим скрин из новой формы Р11001 (также ожидающей утверждения), а именно, тех полей, где надо указывать свой выбор типового устава.

Варианты типовых уставов

Сразу надо оговориться, что понятие «типовой устав организации» подразумевает под собой не любой стандартный или часто применяемый документ (как, например, типовой договор), а только тот вариант, который утвержден официально. Разработка типовых уставов была поручена Министерству экономического развития.

В процессе публичного обсуждения первая типовая форма устава получила массу замечаний от профессиональных регистраторов. Здесь и несоответствие ГК РФ и законам, и внутренние нестыковки некоторых положений, и технические ошибки, такие, как сбившаяся нумерация пунктов.

Одна из явных ошибок, содержащихся в первой версии, - это указание в проекте учредительного документа таких сведений, как наименование общества, его местонахождение и размер уставного капитала. Однако, судя по статье 12 (2.1) закона «Об ООО», эти данные не должны содержаться в типовом уставе. Надо сказать, что многие замечания специалистов были учтены, и министерство представило доработанный текст приказа.

Сначала типовые уставы Минэкономразвития разработало в четырёх вариантах. Образец типового устава по каждому варианту можно скачать по ссылкам:

  • Типовой устав № 1 - количество участников больше 15 лиц;
  • Типовой устав № 2 - единственный учредитель, являющийся руководителем ООО;
  • Типовой устав № 3 - рассчитан на общество, имеющее до 15 участников, запрещает выход из ООО;
  • Типовой устав № 4 - разработан для компаний, имеющим до 15 участников, разрешает выйти из общества.

Типовой устав на сайте ФНС долго время существовал только в формате новостей. Но, наконец, Приказом МЭР от 1 августа 2018 года № 411 утверждены типовые уставы для юридических лиц, уже в количестве 36 вариантов. Правда, Приказ вступает в силу только 25 июня 2019 года. Все образцы типовых уставов, утвержденных Минэкономразвития, доступны для ознакомления по ссылке .

Типовой устав VS индивидуально разработанного учредительного документа

А теперь о том, чем же все-таки отличается образец типового устава ООО от устава, разработанного индивидуально или от , часто используемого в регистрации?

Кардинально ничем. Дело в том, что экспериментировать с текстом устава можно только в рамках дозволенного Гражданским кодексом РФ или законом. Так, учредительный документ общества с ограниченной ответственностью должен включать в себя обязательные сведения, указанные в статье 12 закона «Об ООО».

Кроме того, в отношении любого устава общества действуют императивные и диспозитивные нормы права. Императивные нормы указаны в законе № 14-ФЗ и обязательны к исполнению, даже если они напрямую не прописаны в тексте устава. Диспозитивные нормы имеют оговорку типа «если такая возможность предусмотрена уставом общества» или «в порядке, предусмотренном уставом».

Таких диспозитивных, то есть на усмотрение участников, норм в законе «Об ООО» достаточно много, но из самых существенных можно назвать такие:

  • Право участника на выход из общества. По умолчанию право на выход из ООО закон не предусматривает, поэтому, если участники хотят иметь такую возможность, её надо прописать в тексте устава.
  • Продажа участником своей доли третьему лицу. Уставом может быть запрещена продажа доли третьему лицу, а только другим участникам или самому обществу.
  • Наследование доли в ООО. Устав может предусматривать полный запрет на переход доли к наследнику или необходимость согласия других участников на переход доли к конкретному наследнику.

Все эти нормы имеют важное значение для сохранения целостности первоначального состава участников. В этом смысле самым жёстким является вариант типового устава № 3 - выход и продажа доли третьему лицу запрещены, наследование доли допускается лишь с согласия участников.

И несколько финальных тезисов по теме типового устава для ООО:

  1. Реальная возможность выбрать типовой устав ООО появится только после 25 июня 2019 года. Кроме того, должна быть утверждена заявления для регистрации ООО (Р11001), в которой предусмотрены поля для выбора типового устава.
  2. Использование при регистрации типового устава ООО, утверждённого ФНС, не обязанность, а право учредителей. Перед тем, как отметить в форме Р11001 выбор типового устава, прочитайте его текст и убедитесь, что он устраивает всех учредителей. Возможность регистрировать компанию по собственному уставу по-прежнему остаётся.
  3. Выбирая типовой устав ООО, утверждённый ФНС, вы выбираете в комплексе все права и ограничения, предусмотренные одним из вариантов устава. Так, вариант № 3 устава от Минэкономразвития не разрешает выход из ООО. Если при регистрации вы выберете этот вариант, то при необходимости предоставить участнику возможность выхода, надо будет перейти с типового устава на свой.
  4. Если вы зарегистрируете ООО на базе типового устава, а потом он перестанет вас устраивать, то можно в любой момент перейти на вариант, разработанный учредителями. Обратный процесс - переход уже работающей организацией с индивидуального на типовой устав - также возможен.

Александр Миролюбов для своего написал полезную статью про ошибки в формах уставов, которые можно скачать в Интернете.

Устав обладает очень мощным энергоинформационным смыслом, и даже лёжа в, казалось бы, запертом сейфе, оказывает влияние на деятельность управляемой им организации, на её пока бесконфликтное существование и экономический успех.

были теоретические размышления. Исследовать уставы обществ с ограниченной ответственностью (ООО) буду теми же инструментами, которые использовал при демонстрации противоречий в законах, регулирующих их деятельность.

Считается, что устав должен разрабатывать юрист или бухгалтер. Я с этим не совсем согласен. Юрист, на мой взгляд, должен лишь, исходя из пожеланий учредителей или участников, выбрать наиболее подходящие нормы законов и сформировать техническое задание составителю устава.

Само же составление устава это чисто математическая задача, ближе всего, на мой взгляд, к линейной алгебре с её корректной логикой.

Нас учили, что любую задачу можно решить, причём разными способами. И, главное, не просто решить задачу, а выбрать наиболее оптимальный способ её решения.

По закону каждое ООО должно иметь свой устав, но не каждому обществу нужен подобный инструмент индивидуальной сборки. Это сложно, долго и дорого.

Узаконенный типовой устав могли бы использовать практически все ООО одного лица, а также (по моим ощущениям) примерно 97% обществ с несколькими участниками.

Устав от МЭР

А пока его нет, происходит круговорот уставов в Интернете. Многие их по привычке списывают друг у друга. Иногда доходит до курьёзов.
Министерство экономического развития (МЭР) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, для разработки и утверждения типовых уставов ООО. Первоначальный проект «своего» «типового» устава, как и многие, оно позаимствовало из сети Интернет. Вариант был выбран не самый удачный, но вывесив его также в сети Интернет для всеобщего обсуждения оно, как бы, тем самым «легализовало» его. И многие стали считать его почти официальным государственным документом, только всего лишь не утверждённым. Но уже вот-вот и почти.
МЭР приостановило работу над своими типовыми уставами в октябре 2016 года, однако, многие до сих пор ссылаются на них и вывешивают их на своих площадках, в качестве образцов уставов ООО от МЭР.

Удивительно, но на это же повелась и Федеральная налоговая служба (ФНС), которая не является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации для разработки и утверждения типовых уставов ООО. Видимо, исходя из этого она не стала сама разрабатывать устав для своего нового сервиса по он-лайн регистрации ООО с одним учредителем, а позаимствовала у МЭР разрабатываемый им устав ООО.

Причём, был выбран самый неудачный вариант из четырёх, которые МЭР предложило уже для повторного обсуждения.

Он был выбран ФНС лишь потому, что МЭР сопроводило его комментарием, что этот вариант, якобы, является уставом ООО одного лица. Но это был и до сих пор остаётся всего лишь проектируемым и поэтому не окончательным вариантом типового устава, всё ещё находящимся на стадии обсуждения.

В следующих публикациях будут рассмотрены уставы различного происхождения. Их я разделил на две группы.

Первая — это те уставы (свои или чужие), которые предлагают будущим предпринимателям для открытия своего дела юридические и около них фирмы, форумы, банки, иные площадки. Сюда же относятся и так называемые «конструкторы уставов» он-лайн.

Вторая — это уставы крупных известных организаций, которые уже ведут свою деятельность на основе этих уставов.

Все рассматриваемые уставы доступны для бесплатного скачивания в сети Интернет и находятся в открытом доступе.

Нас учили, что в любом деле не может быть одной ошибки. Их либо нет совсем, либо их много. Поэтому я не буду показывать все противоречия, содержащиеся в рассматриваемых уставах, а лишь их типичные и системные ошибки. Похоже, что ошибки в уставах имеют какую-то вирусную природу. Иногда случаются эпидемии. Как, например, с МЭР и ФНС.
Не будут рассмотрены уставы, которые различные фирмы продают по отдельности или в комплекте с оказанием услуг по регистрации ЮЛ. Уверен, что уставы, за которые продавец (сам автор устава или его посредник) берёт деньги, безупречны. Ну, или почти безупречны. Но такие уставы я не видел, т.к. за подобными услугами никогда не обращался.

Устав от ФНС

Начинаем с устава от ФНС .
Напоминаю, что очередной дедлайн наступит 29 апреля с.г., когда все регистрирующие органы перестанут принимать вторые экземпляры бумажных уставов при регистрации, и ничего бумажного не будут выдавать после неё.

Успейте привести свои уставы в порядок.

Федеральная налоговая служба на своём сайте предлагает будущим предпринимателям новый сервис — формирование всех необходимых документов для регистрации обществ с ограниченной ответственностью, создаваемых одним учредителем физическим лицом. В предлагаемый комплект документов входит и устав.

Предлагаемый ФНС устав является немного изменённым вариантом типового устава № 2 , который разрабатывается Министерством экономического развития (МЭР).

Ошибки в первом варианте устава от ФНС, как и ошибки в первом варианте устава от МЭР возникли, в том числе, и из невнимательного отношения к различию между типовыми уставами, которые должны утверждаться МЭР и уставами, которые утверждаются самими учредителями или участниками обществ.
Первые — универсальные для всех обществ и поэтому не могут содержать индивидуальные сведения о конкретном обществе, такие, например, как наименование, место нахождения, размер уставного капитала.

Вторые — наоборот, эти сведения должны содержать.

МЭР, взяв из Интернета устав ООО и использовав его в качестве «своего» типового устава, индивидуальные сведения, которых в типовом уставе быть не должно, в первом опубликованном варианте оставило. В следующих вариантах типовых уставов МЭР эти сведения из них изъяло.

ФНС, взяв у МЭР находящийся всё ещё в разработке «типовой устав» № 2, взятый в свою очередь МЭР из Интернета, и переименовав его в «типовую форму устава», включила в него индивидуальные сведения об обществе. Но включила не все. Почему-то не включила сведения о размере уставного капитала общества.

После того, как регистрирующие органы (инспекции ФНС) стали выдавать отказы тем, кто решил воспользоваться сервисом от ФНС и его уставом, ФНС включила в «свою» «типовую форму устава» сведения о размере уставного капитала. Отказы по этому основанию прекратились.
Но это была не единственная ошибка, содержащаяся в «типовой форме устава» от ФНС.

Существует устойчивое заблуждение, что уставы ООО бывают двух видов: для обществ с одним участником и с несколькими. И поэтому у них разные органы управления: в уставе ООО с единственным участником высшим органом является сам участник, а в обществах с несколькими участниками высшим органом является общее собрание участников. На самом деле это не так. Уставы могут лишь содержать сведения, которые делают их более подходящими для участников тех или иных обществ, а высший орган одинаков для всех ООО, независимо от количества участников, это — общее собрание участников.

Единственный участник общества никогда не являлся и не является никаким органом общества. В случае, когда общество состоит из одного участника, то он лишь единолично принимает решения, по вопросам компетенции общего собрания и оформляет их письменно, а высшим органом общества, даже и в этом случае, всегда остаётся общее собрание участников. Как орган общества.

Подобную ошибку можно встретить на сайтах многих юридических фирм и фирм, оказывающих услуги по регистрации юридических лиц и предлагающих уставы ООО «с одним учредителем». Например, здесь: Моё Дело , здесь: Бизнес и Закон или здесь: ЦентрСовета . Выбор этих сайтов случаен — их выбрал не я, а Гугл, а там этого много.
Подобное, конечно, прискорбно, но это частное дело владельцев этих сайтов и выбор их бизнеса.

И совершенно недопустимо, когда подобную ошибку тиражирует федеральный орган исполнительной власти — ФНС.

Но, как я уже писал, не бывает одной ошибки. Их либо нет, либо их много. Это относится и к «типовой форме устава» от ФНС. Так, например, в тексте устава даже есть упоминания, что этот устав всё ещё является «типовым уставом». Память о его разработчике — МЭР и сети Интернет.

Указанный сервис ФНС предлагает не только устав ООО, но ещё и другие формируемые этим сервисом документы для регистрации ООО, которые также содержат ошибки и внутренние нестыковки. Но о них в другой раз.

II. Полномочия

5. Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

5.1. осуществляет контроль и надзор за:

5.1.1. соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов, сборов и страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

5.1.5. соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)") и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам);

5.1.6. соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;

5.1.7. полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2016 г. N 75 подпункт 5.1 дополнен подпунктом 5.1.10

5.1.10. исполнением организациями, содержащими тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующими и проводящими лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме, Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией и осуществлением внутреннего контроля;

5.2. выдает в установленном порядке:

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 5.2.13 с 4 октября 2017 г. - Постановление

5.2.13. свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с бензолом, параксилолом или ортоксилолом;

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 5.2.14 с 4 октября 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2017 г. N 1142

5.2.14. свидетельства о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами;

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 5.2.15 с 26 июня 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 14 июня 2018 г. N 678

5.2.15. свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов;

5.3. осуществляет:

5.3.1. государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

5.3.5. выдачу специальных марок для маркировки табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2014 г. N 1138 подпункт 5.3 дополнен подпунктом 5.3.9

5.3.9. государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в букмекерских конторах и саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в тотализаторах;

5.3.11. аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организаций);

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 5.3.12 с 13 октября 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 3 октября 2018 г. N 1181

5.3.12. функции удостоверяющего центра для обеспечения участников электронного взаимодействия сертификатами ключей проверки электронных подписей в установленных законодательством Российской Федерации случаях;

5.5. ведет в установленном порядке:

5.5.6. Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2014 г. N 594 Положение дополнено подпунктом 5.5.12

5.5.12. единый реестр лотерейных терминалов;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 3 июля 2014 г. N 615 Положение дополнено подпунктом 5.5.13

5.5.13. реестр дисквалифицированных лиц;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2014 г. N 1138 подпункт 5.5 дополнен подпунктом 5.5.14

5.5.14. государственный реестр саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в букмекерских конторах и государственный реестр саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в тотализаторах;

5.5.15. государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1173 Положение дополнено подпунктом 5.5.17

5.5.17. реестр фискальных накопителей;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1173 Положение дополнено подпунктом 5.5.18

5.5.18. реестр экспертных организаций;

5.6. бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения;

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 5.6.1 с 20 июля 2017 г. - Постановление

5.6.1. уведомляет в установленном порядке саморегулируемую организацию организаторов азартных игр в букмекерских конторах о выявлении фактов нарушения организатором азартных игр в букмекерской конторе требований, установленных статьей 6.2

5.7. осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и страховых взносов, а также пеней и штрафов;

5.8. принимает в установленном законодательством Российской Федерации порядке:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 13 апреля 2016 г. N 300 Положение дополнено подпунктом 5.8.2

5.8.2. акты о прекращении действия выданных резидентам в пределах полномочий, предусмотренных подпунктом 5.1.5 настоящего Положения, разрешений, за исключением разрешений, выданных Центральным банком Российской Федерации или его территориальным учреждением, в случаях, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1173 Положение дополнено подпунктом 5.8.3

5.8.3. решения об аннулировании разрешения на обработку фискальных данных;

5.9. устанавливает (утверждает):

5.9.5. форму свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

5.9.6. форму решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки;

5.9.9. форму представления налоговыми агентами в налоговый орган сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов за налоговый период;

5.9.11. форму представления в налоговый орган налоговым агентом информации о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период;

5.9.12. форму заявления о возврате удержанного налога по выплаченным иностранным организациям доходам;

5.9.13. форму представления в налоговый орган органами, выдающими в установленном порядке лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, на пользование объектами водных биологических ресурсов, сведений о выданных лицензиях (разрешениях), сумме сбора, подлежащей уплате по каждой лицензии (разрешению), а также сведений о сроках уплаты сбора;

5.9.14. форму представления организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование объектами животного мира на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, в налоговые органы по месту своего учета сведений о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира, суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченных сборов;

5.9.15. перечень документов, представляемых организациями и индивидуальными предпринимателями в налоговый орган для зачета или возврата сумм сбора по нереализованным лицензиям (разрешениям) на пользование объектами животного мира;

5.9.16. форму представления в налоговые органы организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование объектами водных биологических ресурсов на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов, сведений о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов;

5.9.17. форму заявления о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции;

5.9.18. форму свидетельства о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции;

5.9.19. форму представления органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, сведений о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства;

5.9.21. формы уведомлений об открытии (закрытии) счетов (вкладов) в иностранной валюте (в валюте Российской Федерации) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в иностранной валюте (в валюте Российской Федерации) в банках за пределами территории Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2006 г. N 318 пункт 5.9 дополнен подпунктом 5.9.22

5.9.22. форму уведомления о наличии счетов в банках за пределами территории Российской Федерации, открытых в соответствии с разрешениями, действие которых прекратилось;

5.9.23. порядок доведения до налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов сведений об изменении реквизитов соответствующих счетов Федерального казначейства и иных сведений, необходимых для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;

5.9.24. форму квитанции, подтверждающей прием средств в счет уплаты налогов, сборов, страховых взносов, выдаваемой местной администрацией налогоплательщикам (налоговым агентам), плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 6 июня 2007 г. N 351 пункт 5.9 дополнен подпунктом 5.9.29

5.9.29. форму сообщения банка налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 6 июня 2007 г. N 351 пункт 5.9 дополнен подпунктом 5.9.31

5.9.31. по согласованию с Центральным банком Российской Федерации форму и порядок представления банками информации по запросам налоговых органов;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 6 июня 2007 г. N 351 пункт 5.9 дополнен подпунктом 5.9.33

5.9.33. порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 6 июня 2007 г. N 351 пункт 5.9 дополнен подпунктом 5.9.34

5.9.34. по согласованию с Центральным банком Российской Федерации порядок контроля выполнения кредитными организациями обязанностей, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации;

5.9.36. формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации в электронной форме (по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации);

5.9.37. формы и форматы документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм и направления и получения таких документов на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, если полномочия по их утверждению не возложены Налоговым кодексом Российской Федерации на иной федеральный орган исполнительной власти;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 9 марта 2010 г. N 135 пункт 5.9 дополнен подпунктом 5.9.38

5.9.38. формы заявлений, уведомлений, сообщений , представляемых при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 9 марта 2010 г. N 135 пункт 5.9 дополнен подпунктом 5.9.39

5.9.39. требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 9 марта 2010 г. N 135 пункт 5.9 дополнен подпунктом 5.9.40

5.9.40. форму и содержание документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;

5.9.41. порядок направления заявителем или нотариусом в регистрирующий орган документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг";

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 4 июня 2012 г. N 552 пункт 5.9 дополнен подпунктом 5.9.42

5.9.42. порядок взаимодействия регистрирующих органов по месту нахождения реорганизуемых и создаваемых в результате реорганизации юридических лиц;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 3 июля 2014 г. N 615 Положение дополнено подпунктом 5.9.43

5.9.43. формы и порядок предоставления заинтересованным лицам выписки из реестра дисквалифицированных лиц и справки об отсутствии запрашиваемой информации;

5.9.44. формы и форматы заявлений и документов, используемых при осуществлении аккредитации, внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, прекращении действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации (за исключением представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, и представительств иностранных кредитных организаций);

5.9.45. формы и форматы представления в налоговый орган Центральным банком Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), сведений об аккредитации, о принятом решении об аккредитации, внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, прекращении действия аккредитации, принятом решении о прекращении действия аккредитации представительств иностранных кредитных организаций и представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, сведений о численности иностранных граждан, являющихся работниками соответствующих представительств, иных сведений, подлежащих включению в реестр;

5.9.46. форму документа о внесении записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;

5.9.47. порядок аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, перечень документов, представляемых иностранным юридическим лицом вместе с заявлением об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращении действия аккредитации (за исключением представительств иностранных кредитных организаций), и требования к их оформлению;

5.9.48. порядок создания, эксплуатации и ведения государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц и предоставления сведений из него, состав содержащихся в нем сведений, а также состав сведений, подлежащих размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

5.9.49. форму выписки из государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц о конкретных филиале, представительстве иностранного юридического лица или справки об отсутствии запрашиваемой информации, а также порядок их предоставления;

5.9.50. формы , форматы и порядок представления сведений о филиале, представительстве иностранного юридического лица, которые аккредитованы или осуществляют деятельность на основании разрешения на открытие представительства на территории Российской Федерации до 1 января 2015 г. и у которых срок действия соответственно аккредитации или разрешения не истечет до 1 апреля 2015 г., для внесения в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;

5.9.51. формы и форматы документов, необходимых для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, порядок заполнения форм и порядок направления и получения таких документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, а также форматы истребуемых у налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов документов, представляемых в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, и порядок представления таких документов, если полномочия по утверждению форм и (или) форматов указанных документов не возложены Налоговым кодексом Российской Федерации на иные федеральные органы исполнительной власти;

5.9.52. основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, а также порядок использования результатов этих мероприятий;

5.9.53. форму письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц;

5.9.54. форму заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1173 Положение дополнено подпунктом 5.9.55

5.9.55. форму заявления о соответствии модели контрольно-кассовой техники требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и форму заявления о соответствии модели фискального накопителя требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок направления и получения указанных документов на бумажном носителе;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1173 Положение дополнено подпунктом 5.9.56

5.9.56. формы заявлений о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники и снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета, карточки регистрации контрольно-кассовой техники и карточки о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета, порядок заполнения форм указанных документов и порядок направления и получения указанных документов на бумажном носителе;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1173 Положение дополнено подпунктом 5.9.57

5.9.57. случаи, порядок и сроки предоставления в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники информации и документов в электронной форме организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими расчеты, и пользователями в налоговые органы через кабинет контрольно-кассовой техники;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1173 Положение дополнено подпунктом 5.9.58

5.9.58. методику проведения экспертизы моделей контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных);

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1173 Положение дополнено подпунктом 5.9.60

5.9.60. перечень сведений и (или) документов, формы , форматы и порядок их предоставления оператором фискальных данных налоговым органам при проведении ими контроля и надзора;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1173 Положение дополнено подпунктом 5.9.61

5.9.61. порядок обеспечения налоговым органам доступа к фискальным данным в режиме реального времени и представления фискальных данных оператором фискальных данных по запросу налогового органа;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1173 Положение дополнено подпунктом 5.9.63

5.9.63. типовые дополнительные профессиональные программы в области оценки соответствия контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) предъявляемым к ним требованиям;

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 5.9.64 с 20 июля 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 10 июля 2017 г. N 814

5.9.64. форму представления саморегулируемой организацией организаторов азартных игр в букмекерских конторах в Министерство спорта Российской Федерации и Федеральную налоговую службу перечня заключенных членами саморегулируемой организации организаторов азартных игр в букмекерских конторах соглашений об использовании символики и наименований спортивных мероприятий (по согласованию с Министерством спорта Российской Федерации);

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 5.9.65 с 20 июля 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 10 июля 2017 г. N 814

5.9.65. форму представления саморегулируемой организацией организаторов азартных игр в букмекерских конторах в Министерство спорта Российской Федерации и Федеральную налоговую службу информации о принятых ставках в отношении спортивных мероприятий, организованных общероссийскими спортивными федерациями и профессиональными спортивными лигами, а также о выплаченных выигрышах (по согласованию с Министерством спорта Российской Федерации);

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 5.9.66 с 20 июля 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 10 июля 2017 г. N 814

5.9.66. форму представления саморегулируемой организацией организаторов азартных игр в букмекерских конторах в Министерство спорта Российской Федерации и Федеральную налоговую службу информации об объеме подлежащих уплате и фактически уплаченных сумм целевых отчислений (по согласованию с Министерством спорта Российской Федерации);

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 5.9.67 с 20 июля 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 10 июля 2017 г. N 814

5.9.67. порядок уведомления Федеральной налоговой службой саморегулируемой организации организаторов азартных игр в букмекерских конторах о выявленных нарушениях организатором азартных игр в букмекерской конторе требований, установленных статьей 6.2 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";

5.14. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

5.17.1. осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Службе;

5.18. организует профессиональное образование работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и организаций, находящихся в ее ведении, а также дополнительное профессиональное образование и профессиональное обучение в сфере деятельности Службы;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2013 г. N 988 Положение дополнено подпунктом 5.18.1

5.18.1. устанавливает порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя образовательных организаций, подведомственных Службе, и руководителей указанных организаций;

5.19. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Службы;

5.20. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

5.21. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности;

5.22. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

6. Федеральная налоговая служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

6.1. организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности;

6.2. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

6.3. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

6.4. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

6.5. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;

6.6. применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации;

6.7. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии , группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

6.8. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия, удостоверений, а также порядок ношения форменной одежды;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. N 561 пункт 6 дополнен подпунктом 6.9

6.9. учреждать в установленном порядке ведомственные награды, утверждать положения об этих наградах и описание наград.

7. Федеральная налоговая служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Службы по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.

Слухи о появлении типовых уставов ООО ходят давно, и вот теперь в статью 52 ГК РФ было внесено изменение, и содержание ее изменилось:

1. Юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками).

Хозяйственное товарищество действует на основании учредительного договора, который заключается его учредителями (участниками) и к которому применяются правила настоящего Кодекса об уставе юридического лица.

2. Для государственной регистрации юридических лиц могут использоваться типовые уставы, формы которых утверждаются уполномоченным государственным органом в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц. В этих случаях сведения, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи и пунктом 5 статьи 54 настоящего Кодекса, не включаются в устав юридического лица и указываются в едином государственном реестре юридических лиц.

3. В случаях, предусмотренных законом, учреждение может действовать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах.

Согласно данной статье юридическое лицо (для нас это ООО) может действовать на основании типового устава . Типовые уставы будут разрабатываться и утверждаться уполномоченным на то органом. А сведения о том, что ООО применяет типовой устав будут вноситься в ЕГРЮЛ и соответственно там содержаться.

Действие этой законодательной нормы начнется через 180 дней после 29 июня 2015 года, после чего по задумке законодателя еще более упроститься процедура государственной регистрации ООО, поскольку в регистрирующий орган не нужно будет подавать устав.

Типовой устав будет практически один в один повторять Закон об ООО и не будет содержать таких сведений как:

  • Наименование
  • Фирменное наименование
  • Местонахождение (информация о юридическом адресе)
  • Размер уставного капитала

Теперь эти данные будут содержаться только в ЕГРЮЛ.

Учреждение (создание) с типовым Уставом

С введение типовых уставов измениться и процедура создания, т.е. учреждения, ООО. При учреждении ООО учредители в своем решении должны будут определить не только название, юридический адрес, размер уставного капитала, распределение долей, но и номер типового устава, на основании которого Общество будет действовать.

Документы для регистрации ООО с типовым уставом

Введение типовых уставов также влечет за собой и изменение в процедуре регистрации, комплекте документов, подаваемых в «налоговую» на регистрацию ООО.

Измениться форма Р11001 о создании юридического лица. В нее должны будут включить раздел или пункт (пока не ясно, что именно будет), в котором будет проставлен номер типового устава.

Введение типовых уставов повлечет изменения в законе о государственной регистрации юридических лиц, а также в содержании выписки из ЕГРЮЛ.

Кому подходит использование типовых уставов

Поскольку при создании ООО учредители вправе выбрать использовать типовой устав или написать свой, то следует определиться, кому типовой устав подходит, а кому не очень.

Использования при регистрации типового устава больше походят ООО, которые учреждаются только одним (единственным) учредителем. Связано это с тем, что типовые уставы практически будут копировать Закон об Обществах с ограниченной ответственностью.

Но, в случае учреждения ООО несколькими учредителями, типовой устав будет не очень удобен в использовании и применении при осуществлении хозяйственной деятельности. Связано это тем, что Закон ООО содержит множество диспозитивных норм, т.е. положений предполагающих выбор «как действовать». Например, учредители могу самостоятельно в уставе определить периодичность выплаты дивидендов. Получается, что ООО количеством учредителей более одного нужно все же разрабатывать свой устав, который будет учитываться все их пожелания.

Переход к типовому уставу

Если на момент вступления закона в действие и ввода типовых уставов к применению юридическое лицо уже существует и действует, то у него есть возможность перейти к использованию типового устава.

Это позволить в дальнейшем несколько экономить в таких случаях как:

  • Открытие счета - не нужно нотариально заверенная копия устава
  • Внесение изменение в учредительные документы - не нужно платить госпошлину
  • Не нужно заказывать дубликат в случае утери оригинала
  • И другое

Отказ от типового устава

Законодатель предусмотрел возможность отказа от использования типового устава Общества с ограниченной ответственностью. Сделать это можно будет в любой момент. Пригодиться это может в том случае, когда единственный участник продает часть доли в уставном капитале новому участнику и тогда типовой устав уже не совсем подходит для использования.

Использовать типовой устав или разработать свой решать учредителям при создании ООО. Однако подумать об этом нужно и лучше взвесить все «за» и «против» до подачи документов на