Сотрудники службы охраны труда имеют право. Всё о деятельности службы охраны труда на предприятии. V. Организация работы Службы охраны труда

8. Работники Службы имеют право:

8.1. В любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда.

8.2. Предъявлять руководителям подразделений, другим должностным лицам организации обязательные для исполнения предписания (рекомендуемая форма - приложение к настоящим Рекомендациям) об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение.

Требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по охране труда, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а также нарушающих требования законодательства об охране труда.

8.4. Направлять руководителю организации предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда.

Запрашивать и получать от руководителей подразделений необходимые сведения, информацию, документы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда.

Привлекать по согласованию с руководителем организации и руководителями подразделений соответствующих специалистов организации к проверкам состояния условий и охраны труда.

Представлять руководителю организации предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда.

Представительствовать по поручению руководителя организации в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.

V. Организация работы Службы охраны труда

Руководитель организации должен обеспечить необходимые условия для выполнения работниками Службы своих полномочий.

Организация труда работников Службы предусматривает регламентацию их должностных обязанностей, закрепление за каждым из них определенных функций по охране труда в подразделениях организации в соответствии с их должностными инструкциями.

Для осуществления ряда функций Службы (проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок) необходимо предусматривать организацию кабинета по охране труда, оснащенного необходимой нормативной правовой и справочной литературой по охране труда.

VI. Формирование Службы охраны труда

14. Структуру Службы и численность работников Службы определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организации, утвержденных постановлением Минтруда Российской Федерации от 22.01.2001г. № 10.

15. В организации с численностью более 100 работников создается Служба или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

16. В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании Службы или введении должности специалиста по охране труда принимается руководителем организации с учетом специфики деятельности данной организации. Руководитель организации может возложить обязанности по охране труда на другого специалиста или иное лицо (с его согласия), которое после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет
выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда.

При отсутствии в организации Службы (специалиста по охране труда) руководитель организации вправе заключить договор со специалистами или организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

17. На должность специалиста по охране труда назначаются, как npaвило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техничское) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не
менее 3лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет. Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда.

VII. Контроль и ответственность

18. Контроль за деятельностью. Службы осуществляет руководитель организации, служба охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда и органы государственного надзора и
контроля за соблюдением требований охраны труда.

19. Ответственность за деятельность Службы несет руководитель организации.

20. Работники Службы несут ответственность за выполнение своих должностных обязанностей, определенных положением о Службе и должностными инструкциями.

службы охраны труда в организации,

утвержденным постановлением

ПРЕДПИСАНИЕ

Инженера (специалиста) службы охраны труда

(наименование организации)

«_____»______________ 20____ г.

Кому___________________________________________________

(должность, Ф.И.О.)

(наименование подразделения организации)

В соответствии со статьей (ями)­­­­­­­­­­­­­­

(наименование нормативного правового акта по охране труда)

предлагаю устранить следующие нарушения:

О выполнении настоящего предписания прошу сообщить до

________ (дата)

письменно (по телефону)_________________________________

Предписание выдал:_________________________________________________

Предписание получил:__________________________________________________

(подпись, дата) (Ф.И.О., должность)

Контроль устранения нарушений провел: ______________________________________________________

(подпись, дата) (Ф.И.О., должность)

по разработке положения (стандарта) «Функциональные обязанности должностных лиц по охране труда»

(извлечения)

Общие положения

1.1.Настоящие рекомендации устанавливают общие подходы к разработке и принятию стандарта (СТП БТ) "Функциональные обязанности долж­ностных лиц по охране труда", которым устанавливаются основные функ­циональные обязанности, ответственность служб и должностных лиц, а также их взаимодействие по обеспечению выполнения законодательства РФ и края об охране труда.

1.2.Рекомендации базируются на требованиях Трудового кодекса РФ, закона Алтайского края от 10.11.1996г. № 51-ЗС "Об охране труда в Алтайском крае" (с изменениями и дополнениями, внесенными законами от 06.04.2001 г. № 16-ЗС и от 14.11.2002 г. № 74-ЗС), постановления админист­рации края от 01.06.99 г. №404 "Об утверждении Положения об организации государственного управления охраной труда в Алтайском крае", постановле­ний Правительства РФ и других правовых актов по охране труда и носят межотраслевой характер. В рекомендациях обобщен и использован опыт ра­боты по организации работ по охране труда на ведущих предприятиях края.

По согласованию с профсоюзным комитетом в такой стандарт могут быть включены полномочия комитетов (комиссий), уполномоченных (доверенных) лиц организации по охране труда.

Важнейшие направления труд сохранной работы: планирование мероприятий (подготовка коллективного договора, соглашения) по охране труда, организация обучения руководителей и специалистов, инструктажей работ­ников, организация ступенчатого контроля и т.п. во многих организациях утверждаются как самостоятельные стандарты.

1.3. Обязательным требованием к такому документу является то, что структура органов управления охраной труда в организации должна быть интегрирована в общую структуру хозяйственного (производственного) управления и точно соответствовать стандартам организации, утвержденных приказами руководителя организации.

1.4. Стандарт организации "Функциональные обязанности должностных лиц по охране труда" начинается с вступления ("Общих положений"), краткораскрывающего его содержание, назначение и область распространения правовой (нормативный) статус, порядок внесения дополнений и изменений, срок действия. Последующие статьи этого стандарта последовательно раскрывают обязанности и права должностных лиц (служб), начиная с высшего должностного лица организации.

Добавлен на сайт:

1. Общие положения

1.2. Служба охраны труда подчиняется непосредственно [наименование должности руководителя предприятия] или по его поручению одному из его заместителей.

1.3. Работники Службы в своей деятельности руководствуются законами и иными нормативными правовыми актами об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, соглашениями (генеральным, региональным, отраслевым), коллективным договором, соглашением по охране труда, другими локальными нормативными правовыми актами организации.

2. Основные задачи службы охраны труда

2.1. Организация работы по обеспечению выполнения работниками предприятия требований охраны труда.

2.2. Контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов предприятия.

2.3. Организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда.

2.4. Информирование и консультирование работников предприятия, в том числе руководства, по вопросам охраны труда.

2.5. Изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

3. Функции службы охраны труда

3.1. Учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами.

3.2. Оказание помощи подразделениям предприятия в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений.

3.3. Организация, методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда, сертификацией работ по охране труда и контроль за их проведением.

3.4. Проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда.

3.5. Участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда.

3.6. Согласование разрабатываемой на предприятии проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда.

3.7. Разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами; оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий.

3.8. Участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда предприятия.

3.9. Составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда.

3.10. Оказание помощи руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляется компенсация за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда.

3.11. Организация расследования несчастных случаев на производстве в соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве; участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая, оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколов измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, оценки оборудования по фактору травмобезопасности, материалов аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по охране труда и др.), в соответствии с установленными сроками.

3.12. Участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями.

3.13. Составление отчетности по охране и условиям труда по формам, установленным Госкомстатом России.

3.14. Разработка программ обучения по охране труда работников предприятия, в том числе его руководства; проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.

3.15. Организация своевременного обучения по охране труда работников предприятия, в том числе его руководства, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда.

3.16. Оказание методической помощи руководителям подразделений при разработке и пересмотре инструкций по охране труда, стандартов предприятия Системы стандартов безопасности труда (ССБТ).

3.17. Обеспечение подразделений локальными нормативными правовыми актами предприятия (правилами, нормами, инструкциями по охране труда), наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда.

3.18. Организация совещаний по охране труда.

3.19. Организация и руководство работой кабинета по охране труда, подготовка информационных стендов, уголков по охране труда в подразделениях.

3.20. Ведение пропаганды по вопросам охраны труда с использованием для этих целей внутреннего радиовещания, телевидения, видео - и кинофильмов, малотиражной печати, стенных газет, витрин и т. д.

3.21. Доведение до сведения работников действующих законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда предприятия.

3.22. Рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников, касающихся вопросов условий и охраны труда, подготовка предложений [руководителю предприятия; руководителям подразделений] по устранению выявленных недостатков.

3.23. Осуществление контроля за:

Соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов предприятия;

Обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;

Соблюдением Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве;

Выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора, касающимся вопросов охраны труда, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве, выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;

Наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;

Проведением аттестации рабочих мест по условиям труда и подготовкой к сертификации работ по охране труда;

Своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;

Эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем;

Состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;

Своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда;

Организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;

Санитарно-гигиеническим состоянием производственных и вспомогательных помещений;

Организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;

Правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

Своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов;

Использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.24. Анализ и обобщение предложений по расходованию средств фонда охраны труда предприятия (при его наличии), разработка направлений их наиболее эффективного использования, подготовка обоснований для выделения предприятию средств из территориального фонда охраны труда (при его наличии) на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

3.25. [Вписать нужное].

4. Права работников службы охраны труда

Служба охраны труда имеет право:

4.1. В любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения предприятия, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда.

4.2. Предъявлять руководителям подразделений, другим должностным лицам предприятия обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение.

4.3. Требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по охране труда, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а также нарушающих требования законодательства об охране труда.

4.4. Направлять [наименование должности руководителя предприятия] предложения о привлечении в соответствии с законодательством к ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда.

4.5. Запрашивать и получать от руководителей подразделений необходимые сведения, информацию, документы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда.

4.6. Привлекать по согласованию с [наименование должности руководителя предприятия] и руководителями подразделений соответствующих специалистов предприятия к проверкам состояния условий и охраны труда.

4.7. Представлять [наименование должности руководителя предприятия] предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда.

4.8. Представительствовать по поручению [наименование должности руководителя предприятия] в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.

4.9. [Вписать нужное].

5. Структура службы охраны труда

5.1. Структура и численность службы охраны труда определяются руководителем предприятия с учетом общей численности работников предприятия, характера условий труда, степени опасности производства и других факторов, а также с учетом рекомендаций государственных органов управления.

5.2. Штатная численность работников Службы составляет [количество] единиц, включая должность начальника Службы.

5.3. Работники Службы назначаются на должности и освобождаются от них приказом [наименование должности руководителя предприятия].

5.4. Руководство Службой охраны труда осуществляет начальник Службы, который:

Планирует и организует работу Службы, разрабатывает должностные инструкции работников, несет персональную ответственность за эффективное и качественное выполнение возложенных на Службу задач и функций, отвечает за представление отчетности, координирует работу уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива;

Обеспечивает своевременное рассмотрение представляемых документов, писем, предложений, заявлений по вопросам, входящим в компетенцию Службы;

Представляет работодателю предложения по вопросам подбора и расстановки кадров, поощрения отличившихся работников или применения дисциплинарных взысканий к работникам за ненадлежащее исполнение своих обязанностей;

Обеспечивает систематическое повышение квалификации работников Службы.

6. Взаимоотношения (служебные связи)

6.1. Служба охраны труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями предприятия, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящего юридического лица (при его наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.

6.2. Служба охраны взаимодействует со всеми техническими и производственными подразделениями по вопросам:

Получения:

Информации о соблюдении законодательства об охране труда;

Заявок на заключения по техническим проектам, технологии обслуживания и ремонта оборудования на предмет выполнения правил техники безопасности;

Технической и производственной документации для экспертизы на предмет учета в ней норм и правил охраны труда и техники безопасности;

Сведений о производственном травматизме;

- [вписать нужное].

Представления:

Информации о нормативах и стандартах законодательства об охране труда;

Заключений по техническим проектам на предмет соблюдения норм техники безопасности;

Методической информации по обеспечению техники безопасности, охране труда и промышленной санитарии;

- [вписать нужное].

6.3. [Вписать нужное].

7. Контроль и ответственность

7.1. Контроль за деятельностью Службы осуществляет руководитель организации, Служба охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), орган исполнительной власти [наименование субъекта Российской Федерации] в области охраны труда и органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

7.2. Ответственность за деятельность Службы несет руководитель организации.

7.3. Работники Службы несут ответственность за выполнение своих должностных обязанностей, определенных положением о Службе и должностными инструкциями.

Объем прав любого сотрудника на предприятии определяется его обязанностями. Права специалиста по охране труда должны быть прописаны в должностной инструкции в прямой зависимости от поставленных перед ним задач. В каком случае он может нести уголовную ответственность – читайте в статье.

Из статьи вы узнаете:

За что работники службы охраны труда несут персональную ответственность

Работники службы охраны труда могут нести персональную ответственность за неисполнение своих должностных обязанностей. Тяжесть проступка – основная характеристика при выборе наказания.

Дисциплинарная ответственность возлагается в случае обнаружения недочетов в работе непосредственными руководителями, курирующими вопросы ОТ в организации. Такими руководителями являются главный инженер, технический директор, руководитель службы охраны труда. Также к дисциплинарной ответственности специалисты по ОТ привлекаются и за общие .

Если такой работник халатно относится к своим трудовым обязанностям, допускает попустительство, не контролирует состояние ОТ в организации, вправе привлечь к административной ответственности не только руководителя предприятия, но и такого сотрудника.

Права работников службы охраны труда

Если обязанности специалиста по ОТ расписаны и в , и в , то права регламентируются только в положении о системе управления охраной труда и в должностной инструкции. должно быть разработано каждым работодателем.


Специалист по охране труда имеет право:

  • разрабатывать проекты организационно-распорядительных документов (приказов, распоряжений), касающихся вопросов охраны труда;
  • участвовать в разработке документации по ОТ и безопасности производства работ;
  • участвовать в разработке разделов должностной инструкции руководителей и специалистов, других работников организации, касающихся прав и ответственности по охране труда;
  • принимать неотложные меры по обеспечению требований охраны труда на вверенных объектах: не только ходатайствовать о приостановлении работ, которые несут реальную угрозу сотрудникам, но и приостанавливать такие производственные процессы до устранения ответственными лицами предприятия;
  • проводить в любое время, в том числе и в свое нерабочее, в выходные и праздничные дни проверки соблюдения требований ОТ, если от этого может зависеть безопасность работающих.
  • принимать участие в анализе работы службы ОТ, собственной работы, проводимом руководством предприятия, вносить доводы в свою защиту;
  • предъявлять требования соответствующим должностным лицам по вопросам, связанным с обеспечением ОТ в каждом структурном подразделении организации, вносить инициативы руководству предприятия, в представительный орган работников;
  • требовать от руководителей структурных подразделений своевременного и полного выполнения своего предписания, а в случае нарушения сроков или неполного исполнения – ходатайствовать о привлечении к дисциплинарной ответственности;
  • ставить перед руководством организации вопрос о несоответствии должностных лиц занимаемой должности, в том числе руководителя организации, из-за халатности, проявленной при исполнении должностных обязанностей.

Какие есть права у службы охраны труда на предприятии? Какие у неё есть законные возможности влиять на трудовую обстановку в организации и соблюдение её руководством и персоналом требований по охране труда? Об этом – в нашей консультации.

Что говорит закон

Сразу отметим, что в Трудовом кодексе РФ права работников службы охраны труда не прописаны. В том числе в статье 217, которая посвящена созданию в организации этой структуры.

О том, что работник службы охраны труда имеет право делать, сказано в Разделе IV постановления Министерства труда России от 08 февраля 2000 года № 14 (далее также – Постановление № 14). Им утверждены Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации. Помимо прочего, они оговаривают задачи, функции, права службы охраны труда.

На практике нередко возникают спорные ситуации на предмет того, имеет ли право работник службы охраны труда совершать то или иное действие. Постановление № 14 поможет сориентироваться в этом вопросе. Хотя все оно носит условно рекомендательный характер.

Перечень прав

Согласно Постановлению № 14, права службы охраны труда на предприятии следующие:

  • в любое время дня и ночи без каких-либо препятствий посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения предприятия;
  • знакомиться в рамках своей компетенции с документацией, связанной с охраной труда;
  • предъявлять главам подразделений, другим должностным лицам предприятия обязательные для исполнения предписания о ликвидации обнаруженных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их исполнение;
  • требовать от глав подразделений отстранять от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медосмотров, инструктажа по охране труда, не использующих в своей работе выданных средств личной защиты, а также нарушающих требования законодательства по охране труда;
  • направлять руководителю предприятия предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, которые нарушают требования охраны труда;
  • запрашивать и получать от глав подразделений необходимые материалы и информацию по вопросам охраны труда;
  • требовать в письменной форме объяснения от сотрудников, которые допустили нарушения законодательства по охране труда;
  • привлекать по согласованию с руководителем предприятия и главами подразделений соответствующих специалистов организации к проверкам состояния условий и охраны труда;
  • представлять руководителю предложения о поощрении отдельных сотрудников за активную деятельность по улучшению условий и охраны труда;
  • представлять предприятие по поручению его в государственных и общественных структурах при обсуждении вопросов охраны труда.