Акция накорми птиц зимой. Экологическая акция "покорми птиц зимой". I этап – подготовительный

детский сад комбинированного вида № 6

города Миньяра Ашинского района Челябинской области

Экологическая акция

«Покормите птиц зимой»

Выполнили: воспитатели

филиала МКДОУ № 6 г. Миньяра

Хасанова Ф.М. Заложнова Н.В.

Миньяр

2014

Паспорт акции:

Тип проекта : познавательно-практико- исследовательский

Срок проведение акции : ноябрь - декабрь

Участники акции: дети дошкольного возраста (4-7лет), родители воспитанников, воспитатели группы.

Актуальность акции:

В нашем регионе бывает холодная и затяжная зима, часто температура воздуха опускается до 30 градусов мороза. Мы, взрослые, педагоги и родители должны помочь выжить зимующим птицам нашего региона. Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой. В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Цель:

Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к птицам, желание помочь им.

Задачи:

1.Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях

2.Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц, ознакомлении с художественной литературой, бесед.

3.Научить детей правильно их подкармливать.

4. Вовлечь родителей в проектную деятельность.

Этапы реализации акции :

I этап - подготовительный:

* Обсуждение цели и задач с воспитателями, детьми, родителями

* Создание необходимых условий для реализации акции

II этап - основной (практический)

Внедрение в воспитательно- образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах

*Заготовка корма для птиц

* Изготовление кормушек

* Подкормка и наблюдение за птицами

* Выставка детских рисунков « Птицы на кормушке»

* Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме

III этап-заключительный

* Обработка результатов по реализации акции

* Презентация акции (освещение опыта работы на сайте детского сада)

* Участие в региональных, городских конкурсах.

* Организация птичьей столовой «Зернышко» на территории детского сада.

Ожидаемые результаты реализации акции:

* Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.

* Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).

* Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

* Активное участие родителей в реализации проекта

* У детей и взрослых сформируется определенная система природоведческих знаний, позволяющая осознать единство всей природы и место человека в ней.

Мероприятия:

Занятия:

Старшая подгруппа - “Наши пернатые друзья”.

Младшая подгруппа - « Знакомство с птицами, живущими на участке»

Беседы:

“Почему нужно подкармливать птиц”

“Что ты знаешь о птицах”

Дидактические игры:

“Где чье гнездо?”

“Подбери птице клюв и ноги”.

“Собери картинку”.

Подвижные игры:

“Совушка”.

“Коршун и наседка”.

“Птички и птенчики”.

“Перелет птиц”.

Рисование “Птицы - наши друзья”.

Лепка « Птички на кормушке»

Аппликация « Снегири на ветке»

Конкурс кормушек «Птичья столовая» (совместно с родителями)

Прививание любви к братьям нашим меньшим, приучение заботиться о ком-то должно начинаться с самого детства. Есть зимнее занятие, которое легко поможет всё это осуществить - это подкормка птиц.

Правила подкормки птиц

Ребенку сразу стоит объяснить, что есть птицы , которым очень нужна наша забота и корм, особенно в зимнее время года. Среди них голуби, городские утки, воробьи. Голуби и воробьи зимой практически не могут найти себе пищу самостоятельно, поэтому кормушка может спасти им жизнь в холодный период. Утки также не смогут прокормить себя в течение всей зимы мизерными естественными кормами.

Не откажутся угоститься нашим кормом и дятлы, синицы, сойки, поползни. Хотя если они и не найдут наш корм, для них это не станет решающим моментом выживания.

А вот подкормка ворон и сорок - это «медвежья услуга» природе. Увеличение их видов может спровоцировать проблему для других. Они беспощадно разоряют чужие гнезда.

Главное правило подкормки - не кормить, а только частично подкармливать! Так птицы не разучатся искать себе пищу в природе. Особенно это касается синиц, поползней, соек и им подобных. Не стоит допускать постоянного наличия корма в кормушке - это приведет к перееданию, заболеванию печени у птиц. Приучите птиц, что есть график кормления. Насыпайте корм раз или два раза в день, в определенное время. Лучше, если это будет утром и вечером. Старайтесь не увеличивать объем.

Саму кормушку не размещайте за окном, на подоконнике, на балконе. Помните о том, что возле нее часто будет шум, мусор, помёт. К тому же, птицы могут залетать в окно, травмироваться об оконную раму.

Кормушка должна быть защищена от ветра. Её лучше расположить рядом с густым кустом. Особенно это удобно для мелких птиц. Для птиц побольше, главное, чтобы она располагалась в стороне от жилья, чтобы были посадочные места для птиц. Хорошо, чтобы у птиц в ожидании была возможность спрятаться от потенциальных хищников. Если будете кормить голубей, то знайте, что они могут запомнить вашу одежду, а потом выпрашивать каждый раз у вас еду. Поэтому надевайте специальный халатик для их кормления.

Продукты подкормки птиц: запрещенные и разрешенные

Аккуратными стоит быть и при выборе продуктов для корма. Птицы не смогу самостоятельно оценить опасную для них пищу. Птицам нельзя давать:

  • пшено;
  • соленое сало;
  • соленые, жареные семечки;
  • черный хлеб;
  • продукты с плесенью;
  • прогорклое зерно;
  • испорченные продукты.

Подкормка птиц включает:

  • для воробьев - просо;
  • для синиц - свежее, мелко порезанное яблоко, творог средней жирности с панировочными белыми сухарями, семечки подсолнечника;
  • для уток - белый хлеб, семечки или пшеница, но сыпать его нужно на лед или в погруженные в воду кормушки;
  • для голубей - ячмень, перловка (очищенный ячмень), пшеница, овсяная крупа, а белый хлеб и семечки нужно давать в очень малом количестве.

Если к кормушке прибегает и белка, то можете положить ей:

  • кедровые орешки;
  • фундук (лесной орех);
  • нежареные семечки;
  • колотые грецкие орехи;
  • баранки;
  • кусочки яблока;
  • кусочки печенья, сухарей;
  • творог;
  • яйцо;
  • сушеные грибы;
  • сухофрукты;
  • прессованный мел - закрепить на кормушке.

Всё, что нужно для подкормки птиц, вполне можно делать вместе с ребенком. Поверьте, что для ребенка это будет настоящим событием каждый день. Это откроет ему много эмоций и воспитает в нем ответственного, заботливого человека.

А.Яшин. ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Т. Евдошенко «Берегите птиц».

О птицах много знаем мы

И в то же время мало,

И нужно всем: и вам, и нам, -

Чтоб их побольше стало.

Для этого побережём

Своих друзей пернатых,

Иначе мы к нулю сведём

Певцов наших крылатых.

Съедят деревья и плоды

Личинки насекомых,

И поредеют все сады

Без наших птиц знакомых.

Зимой поставь кормушку им,

Синицам дай ты сала;

Пшено едят все воробьи,

Подсыпь, как станет мало.

Они вознаградят труды,

И зацветут кругом сады.

Среди зелёной той листвы

Их песенку услышишь ты.

Филиал муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения

детский сад комбинированного вида № 6 города Миньяра

Ашинского района Челябинской области

Положение о конкурсе « Птичья столовая»

Цели и задачи: 1. Совершенствование работы по экологическому воспитанию дошкольников 2. Стимулирование творческого воображения в процессе работы над изготовлением кормушек. 3. Привлечение к сотрудничеству педагогов, детей и родителей.

Сроки проведения : с 17.11 по 28.11

Участники конкурса: Родители и дети старшей разновозрастной группы.

Критерии оценки:

Прочность

Оригинальность

Эстетичность

Функциональность (практическое использование)

Члены жюри:

1.Руководитель Филиала МКДОУ №6 - Нигматуллина Ф.А. 2.Воспитатель младшей группы - Хаматгалимова Э.Н. 3.Председатель родительского комитета - Вершинина А.

Справка о проведении конкурса «Птичья столовая».

С17 ноября по 21 ноября 2014 года в филиале МКДОУ №6 города Миньяра был проведен конкурс «Покормите птиц зимой». В конкурсе участвовали родители и дети старшей разновозрастной группе.

Кормушки для птиц были оценены по следующим критериям: . Прочность. Оригинальность. Эстетичность. Функциональность (практическое использование).

Жюри отметило работы:

В конкурсе приняли участие 75% родителей. Номинация «Прочность» - Нуреев Раиль Хатмуллович. Номинация - «Функциональность» - Вершинин, Овчинников. Номинация «Оригинальное художественное решение» - Пивоваров, Абхалимов. Отмечены работы братьев и сестер- Халимовы, Аюпова.

Победившим семьям объявлена благодарность.

Члены жюри: Нигматуллина Ф.А. _____________

Хаматгалимова Э.Н.____________

Вершинина А. _____________

Ирина Круцких
Экологическая акция в ДОУ «Покорми птиц зимой»

В нашем ДОУ стартовала акция «Покорми птиц зимой » . Цель акции – привлечь внимание детей и взрослых к зимующим птицам , чтобы облегчить для них период зимовки , а также повысить уровень экологической активности населения. Зима для птиц – самое трудное время года : много пернатых погибает от холода и голода. Птицы прилетают к нашим жилищам за помощью, и мы должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.

Такая работа способствует развитию познавательной активности, нравственного самосознания ребёнка средствами экологического образования , и являются прекрасной возможностью проявить сочувствие и доброту. А привлечение родителей способствует укреплению внутрисемейных связей, формированию добрых семейных традиций, вызывает у детей чувство гордости за себя и свою семью.

Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и является значимой в обучении и воспитании детей. Дети через беседы, познавательные занятия и наблюдения узнают о различных видах птиц своей местности , узнают характерные особенности внешнего вида, поведения. Учатся заботиться о пернатых, испытывают радость от осознания того, что, подкармливая птиц , можно спасти их от гибели.

В рамках реализации акции родители с детьми изготовили из бросового материала кормушки для птиц . У каждого они получились разные, но сделаны с душой, с теплом.

Эти кормушки были развешаны на нашем участке и организована регулярная подкормка птиц .

Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов,

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло .

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Публикации по теме:

Мир пернатых очень удивителен. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас своим красивым пением, разнообразным оперением. Без.

Акция «Покорми птиц» Акция «Покорми птиц» Акция «Покорми птиц» проводилась с 02 ноября 2015 года по 30 ноября 2015 года. Ее целью является изготовление кормушек.

в январе в нашем детском саду проходила акция "Покормите птиц зимой" в которой приняли участие и дети нашей старшей группы №12. Вместе.

С наступлением зимы в парках и скверах можно увидеть разных мелких птиц: синичек, воробьев, снегирей, сверистелей. Эти птицы остаются с.

Вот уже одиннадцать лет в России отмечается День зимующих птиц. Зима самое трудное время для маленьких пернатых друзей. Мы в этом году посвятили.

Птицы нуждаются в зимнее время в нашей помощи. Зима-трудное время для птиц,особенно если она суровая и многоснежная. Голодная птица сильно.

Наша подготовительная к школе группа приняла участие в экологической акции "Покормите птиц зимой" и традиционном конкурсе кормушек "Твори.

Тип акции : познавательно-практико- исследовательская.

Срок проведение акции : ноябрь.

Участники акции: дети дошкольного возраста (6-7 лет), родители воспитанников, воспитатели группы.

Актуальность акции:

Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. Это самое тяжелое время для зимующих птиц. Перед ними встаёт жизненно важный вопрос, как прокормиться: доступной пищи становится значительно меньше, а потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм практически недоступен, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

С наступлением холодов в поисках корма синицы, голуби, снегири, воробьи и многие другие пернатые начинают искать корм вблизи жилых домов. Поэтому мы с детьми и их родителями ежегодно проводим акцию “Покормите птиц зимой”.

Цель: Помочь зимующим в нашем городе птицам пережить холодный период.

Задачи:

  • Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
  • Расширить представление детей и родителей о видах кормушек, способах их изготовление из разного материала.
  • Научить детей правильно их подкармливать.
  • Вовлечение детей и родителей в творческую и практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц.
  • Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.

Этапы реализации акции:

I этап – подготовительный:

  • Составление плана мероприятий с детьми.
  • Обсуждение цели и задач акции с родителями.
  • Постановка проблемы перед детьми, вхождение их в игровую ситуацию.

II этап – основной (практический)

  • Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
  • Заготовка корма для птиц.
  • Изготовление кормушек в совместной деятельности родителей и детей.
  • Развешивание кормушек на участке ДОУ.
  • Подкормка и наблюдение за птицами.
  • Вовлечение в акцию жителей района.

III этап-заключительный

  • Обработка результатов по реализации акции.
  • Организация птичьих столовых в микрорайоне.
  • Презентация акции (освещение опыта работы на городском уровне).

Ожидаемые результаты реализации акции:

  • Создание необходимых условий в группе по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.
  • Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц).
  • Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
  • У детей и взрослых сформируется определенная система природоведческих знаний, позволяющая осознать единство всей природы и место человека в ней.

Приложение 1

Постановка проблемы перед детьми, вхождение их в игровую ситуацию.

Цель : Вызвать у детей желание подкармливать птиц зимой.

Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на то, что на участке детского сада, во дворах около жилых домов стало больше птиц. Почему?

Дети объясняют причину.

Воспитатель подводит итог: “С наступлением холодов корма становится все меньше для птиц, спрятались насекомые, дует холодный ветер, снег заметает семена трав и деревьев, птицы нуждаются в нашей помощи”.

Приложение 2

План мероприятий с детьми

№ п/п Содержание работы Участники
1 Экскурсия в парк.

Цель: выяснить какие птицы зимуют в городе. Учить различать их. Формировать наблюдательность, заботливое отношение к птицам.

Воспитатели, дети.
2 Беседы:
  • Что ты знаешь о птицах”;
  • “Птицы зимой”;
  • “Почему нужно подкармливать птиц”.

Цель: дать представление о том, как зимуют птицы, чем им могут помочь люди.

Воспитатели, дети.
3 Чтение книг:
  • Н.Сладкова “Волшебная палочка”, “Кусок хлеба”.
  • В.Бианки “Сумасшедшая птица”, “Кто сыт, тому голод не страшен”, “Разведчики”.
  • С.Маршак “Где обедал воробей”.

Г. Скребицкий и В. Чаплина “Зимние гости”, “Чем дятел зимой питается”.

Воспитатели, дети.
4 Чтение и разучивание стихотворения А. Яшина “Покормите птиц зимой!”

Цель:развивать память, речь, учить читать стихотворение выразительно.

Воспитатели, дети.
5 Сбор корма для птиц.

Изготовление кормушек.

Цель: вызвать у детей желание накормить птиц, привлечь к совместной деятельности родителей

Воспитатели, родители, дети.
6 Развешивание кормушек.

Цель: развесить кормушки для птиц, содержать их в чистоте. Следить, чтобы в кормушках постоянно был корм.

Воспитатели, дети.
7 Наблюдение за птицами у кормушки.

Цель: учить детей заботиться о птицах, закрепить название птиц, правило кормления.

Воспитатели, дети.
8 Составление рассказа по серии картинок “Друзья птиц”.

Цель:Продолжать учить детей связно и образно рассказывать по серии картинок.

Воспитатели, дети.
9 Продуктивная деятельность:
  • Рисование“Снегири на рябине”,
  • Лепка “Синички на кормушке”,
  • Аппликация “Снегири на дереве”,
  • Конструирование оригами “Снегири на ветках”.

Цель:учить детей выражать свое отношение к птицам через творчество, развивать мелкую моторику.

Воспитатели, дети.
10 Игра-диалог: “Чем питаются зимующие птицы”

Цель: закрепить знания детей о рационе питания птиц зимой, развивать речь, мышление.

Воспитатели, дети.
11 “Вечер - загадок о птицах”

Цель:развитие логического мышления, памяти, речи.

Воспитатели, дети.
12 Дидактические игры:
  • “Покормите птиц”,
  • “Собери картинку”.

Цель: дать знания о птицах и о том, чем они питаются, развивать познавательные способности.

Воспитатели, дети.
13 Подвижные игры:
  • “Совушка”.
  • “Коршун и наседка”.
  • “Перелет птиц”.

Цель: Развивать основные виды движений. Умение творчески использовать свой двигательный опыт.

Воспитатели, дети.
14 Агитация жителей микрорайона: развешивание объявлений, раздача листовок.

Цель:Привлечение жителей микрорайона к кормлению птиц.

Воспитатели, дети.
15 Итоговое занятие: “Покормите птиц зимой”

Цель:закрепить и обобщить полученные знания о жизни птиц зимой.

Воспитатели, дети.

Хара Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №5 "Капелька"
Населённый пункт: Красноярский край, Курагинский район, п. Краснокаменск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Экологическая акция «Покормите птиц зимой»
Дата публикации: 06.06.2018
Раздел: дошкольное образование

Экологическая акция « Покормите птиц зимой»

МБДОУ №5 « Капелька» средняя группа « Колосок»

Руководитель экологического кружка « Родничок» Хара Н. В.

Участники акции дети средней группы 4-5 лет

Актуальность: Действительно,

особенно

суровая и многоснежная. Голодная птица сильно страдает от холода. Нужно поддержать

птиц зимой, сделать для них кормушки и не забывать подсыпать в них корм.

На протяжении многих лет с наступлением холода и обильного снегопада в

нашей группе, на основе экологического кружка « Родничок», стало уже традицией

проведение акций «Покормите птиц зимой! »

проходил

экологии

традиционную акцию « Покормите птиц зимой!» Такие акции являются прекрасной

возможностью проявить сочувствие и доброту.

Цель:

формирование экологической культуры у детей и родителей;

экологическое образование и воспитание населения;

привитие любви к природе;

воспитание бережного отношения к ней;

формирование познавательной компетенции и познавательных способностей

детей дошкольного возраста.

Предварительная работа:

Познавательное развитие - Беседы: Где живет птица? Опишите, как выглядит птица?

(части тела) Какие приспособления придумал человек для облегчения жизни птиц?

Боятся ли птицы? Кого и чего? Какую пользу и вред приносят? Как можно помочь

птицам и когда? "Что необходимо, чтобы зимующие птицы перезимовали?" "Какой

корм и для какой птицы нужно заготовить", "Кому для чего нужны клювы?" "Мы в

ответе за тех, кого приручили?" «Нужны ли нам птицы?»

Наблюдение на прогулке за воронами, воробьями, снегирём. Просмотр презентации

"Птицы нашего края", Использование медиа-ресурсов (видео, мультфильмы о птицах,

Эксперименты и наблюдение за птицами зимой.

Социально-коммуникативное развитие - Изготовление кормушек в совместной с

родителями и педагогами деятельности Размещение кормушек на участке детского

сада. Подкармливание птиц. Дидактические игры, упражнения « Третий лишний»,

«Зимующие и перелётные птицы», «Угадай по описанию».

Речевое развитие - Чтение рассказа Г. Скребицкого «Длиннохвостые разбойники».

Стихотворение А. Яшина “Покормите птиц зимой”, М. Глазкова «Покормите

птиц».Чтение рассказов М. Пришвина, В. Бианки.

Загадывание загадок, разучивание стихотворений, потешек, пословиц.

Составление описательных рассказов « Опиши снегиря», « Прилетел к нам воробей»,

«Что за птичка меленькая синичка?»

Художественно эстетическое развитие – Рисование « Воробьишко», Аппликация

«Снегирь», « Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли» (коллективная)

Лепка – « Воробей» . Конструирование из природного материала « Совушка - сова»

Физическое развитие – подвижные игры - Подвижные игры «Перелёт птиц»,

«Птички в гнёздышках», «Совушка – сова»; «Птички и кошка»

Пальчиковые игры «Сколько птиц к кормушке нашей. Прилетело? » «Воробьи

– воробушки», «Птичья кормушка», «Дятел», «Сорока».

Ожидаемый результат:

У детей сформирована система знаний о зимующих птицах;

План мероприятий с родителями:

Буклеты: «Покормите птиц зимой».

Памятки: «Меню для птиц».

Инструкция по изготовлению кормушек.

Изготовление масок птиц.

Заключительными мероприятиями стали :

1. Вечер загадок «Птицы наши друзья» .

2. Расклеивание листовок на агитационных щитах своего посёлка с целью агитации

населения оказать помощь пернатым.

Полученные результаты:

У детей сформирована система знаний о зимующих птицах.

Созданы необходимые условия в группе по формированию целостного

представления о жизни зимующих птиц.

У детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.

У родителей появился интерес к образовательному процессу, желание общаться с

природой, участвовать в жизни группы

Дети в течение недели наблюдали за тем, залетают ли птицы в кормушки, оказалось, что

«кормушки – столовые» пользуются большим успехом у пернатых, а это говорит о том,

что работа была проведена не зря!

Наши дети – не равнодушные. Необходимо только помочь им понять это, направить

их пытливый ум и детскую энергию в нужное русло. И весна придет к нам вместе с

слышать приятнее от мысли о том, что мы помогли сохранить этот непоседливый и

неугомонный счастливый хор.

экологического

воспитания

являются

экологические

Вот такие кормушки

смастерили дети вместе с

родителями

Дети призывали взрослых и детей

покормить птиц зимой.

Прилетайте птицы к нам.

Очень рады мы гостям!

«Мы кормушки смастерили.

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед

прилетели на обед».

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Дошкольный возраст - самоценный этап в формировании экологической культуры личности. В

этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально

Ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических

позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании

неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических

представлений, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней,

активность в решении некоторых экологических проблем, выработка эмоционально-

нравственного и действенного отношения к природе. Экологическая культура есть результат

воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с

окружающей его природой.

Мои целевые установки заключается в создании условий для формирования экологической

культуры детей дошкольного возраста. Формирование экологической культуры личности –

сложный и длительный процесс. Необходимо научить детей экологически целесообразному образу

жизни. Работа в этом направлении должна начинаться уже с младшего дошкольного возраста,

когда в детях закладывается фундамент познавательной активности.

Для достижения поставленной цели педагогической деятельности я решаю следующие задачи: 1.

Создание экологической развивающей среды.2. Формирование системы элементарных научных

экологических знаний,

доступной пониманию ребёнка-дошкольника через интегрированный подход.

3. Развитие познавательного интереса к миру природы.

4. Формирование первоначальных умений и навыков экологически

грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения, умений наблюдать за

природными объектами и явлениями.

5. Воспитание гуманного, эмоционально-положительного отношения к миру природы и

окружающему миру в целом.

6. Формирование психических процессов: памяти, внимания, мышления,

воображения.

7. Развитие познавательно-творческих способностей детей.

8. Повышение уровня информационной культуры и педагогической компетенции родителей в

вопросах экологического воспитания.

9. Формирование у родителей потребности в знаниях об экологической культуре в жизни и

желания передавать их детям собственным примером.

В качестве теоретического и методического основания для решения поставленных целей и задач

экологического воспитания дошкольников я использую результаты отечественных исследований,

положительный опыт работы с дошкольниками в области экологического образования:

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.

Васильевой, которая способствует созданию наиболее благоприятных условий для полноценного

проживания ребёнком дошкольного детства, формированию основ экологической культуры в

соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста;

Программа « Безопасность» под редакцией Н.Н. Авдеевой, Н.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной,

способствующая формированию основ экологической культуры, ценностей ЗОЖ, норм

безопасного поведения детей дошкольного возраста.

Программа « Наш дом - природа» под редакцией Н.А. Рыжовой

Программа «Юный эколог» » под редакцией С. Н. Николаевой;

«Добро пожаловать в экологию» под редакцией О.А. Воронкевич,

«Экологические занятия с детьми» под редакцией Т.М. Бондаренко

«Войди в природу другом» под редакцией З.Ф. Аксеновой

«Экологическое окно в детском саду» под редакцией В.М. Корниловой.

Методика моей работы с детьми строится на эмоциональном воздействии природы на чувства

ребёнка – удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме

соприкасаются с окружающей природной средой. Содержание работы по экологическому

образованию дошкольников строю по следующим блокам: Я и природа. Вода. Воздух. Песок,

глина, камни. Солнце. Почва. Растения. Животные. Лес и его обитатели. Человек и природа.

В своей работе по экологическому воспитанию детей использую разнообразные формы и методы

в комплексе. Выбор форм и методов обучения и необходимость комплексного их использования

определяется возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных

задач, которые необходимо решить воспитателю.

Формы организации экологического образования детей:

Непосредственно образовательная деятельность (Образовательные области «Познание», «Труд»,

«Художественное творчество», «Социализация», «Музыка», «Безопасность», «Здоровье».

«Коммуникация»; «Чтение художественной литературы», «Физическая культура» и их интеграция),

дидактические игры, создание педагогических ситуаций, наблюдения за трудом взрослых, за

природой, на прогулке; сезонные наблюдения и др.

Совместная деятельность воспитателя с ребёнком (целевые прогулки, экскурсии в природу;

обсуждение с детьми правил безопасного поведения в природе: «Дикие животные: друзья или

враги? », «Чем опасны грибы?», «Правила друзей природы», «Верни природе чистоту»;

эвристические беседы, в ходе которых дети получают возможность доказывать свои суждения,

используя накопленный опыт; посильный труд в природе, поисково-исследовательская и проектная

деятельность и т.д.

Самостоятельная деятельность детей в экологической развивающей среде (ведение и

заполнение уголка наблюдений за природой, рассматривание книг, картинок, альбомов, передача

природных явлений в рисунке, лепке, аппликации, настольно-печатные игры, театрализованные

игры, детская деятельность в уголке экспериментирования, уход за комнатными растениями,

наблюдение за сезонными изменениями и др.).

В своей работе по экологическому образованию использую следующие методы и приёмы: метод

наблюдения с подключением различных анализаторов, опыты и эксперименты, проблемные

ситуации или проведение опытов, позволяющих «открыть новое знание»; словесные методы

(беседа, проблемные вопросы, рассказы – описание, практическая деятельность в природе (труд в

природе, экологические акции, изобразительная деятельность с отображением природы), игровые

методы, практическая работа и поисковая деятельность; метод проектов.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска

универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких

средств является проектная деятельность. Использование технологии проектирования помогает

мне в работе по выбранному направлению педагогической деятельности, так как является

эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и

ребёнка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и

самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного

жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и

взрослых.

Экологический уголок группы - одно из любимых мест детей в нашей группе. В нем сосредоточены:

комнатные растения, требующие разных способов ухода, материалы для ухода за

растениями, «Огород на подоконнике» для организации наблюдений за ростом растений и

закреплению знаний о выращивании огородных культур (лук, петрушка, укроп и др.) и ухода за

ними. Календарь погоды со схемами, изображающими погодные явления, предназначен для

ежедневной работы с детьми. В природном уголке дети с удовольствием ухаживают за растениями,

собран различный природный материал. Активно использую труд в природе: осенью - уборка

сухих листьев, веточек; зимой - очистка участка от снега, постройки из снега; весной - участие в

обработке кустарников, посадка цветов на клумбу; летом – участие в посадке и прополке огорода,

цветников.

Уголок экологического воспитания содержит дидактические игры о природе, картинки и

иллюстрации к разделу «Мир природы», книги об обитателях уголка природы, энциклопедии,

экологические сказки и рассказы, составленные детьми, которые мы оформили в виде книжек и т.д.

Организованные формы образовательной деятельности по экологии включают в себя

теоретическую и практическую части (опыты). Для воспитания у ребёнка интереса и

положительного отношения к объектам природы используются различные методы:

Самостоятельная работа с раздаточным материалом;

Дидактические игры и игровые упражнения: « Кто лишний», « Что изменилось?», «С какого дерева

лист?», «Найди ошибку» и т.д.

Индивидуальная работа;

Наблюдения на прогулке;

Экспериментирование.

Комплексно используются наглядные, словесные и практические методы и приёмы обучения.

Выполняя задания, дети знакомятся с объектами природы, их разнообразием, взаимодействием

друг с другом, без труда могут установить причинно – следственные связи между действиями

человека и состоянием природы.

Работа по экологическому образованию детей привела к следующим результатам и как следствие:

Становление у дошкольников начал экологической культуры, которое выявляется с помощью

мониторинга (2 раза в год);

Формирование эмоционально – доброжелательного отношения к живым существам в процессе

общения с ними;

Развитие интереса и любви к родному краю, формирование представлений об экологических

проблемах родного города;

Уточнение, систематизация и углубление представлений о живой и неживой природе;

Понимание причинно – следственных связей внутри природного комплекса: знакомство с

особенностями жизни животных, взаимосвязи растений и животных друг с другом и со средой

обитания;

Умение создавать и поддерживать необходимые условия для роста растений и жизни животных в

Ответственное и бережное отношение к домашним животным, растительному богатству нашего

Воспитание отзывчивости и коммуникабельности, стремления сочувствовать другим людям,

поддерживать их в трудную минуту, уважительное отношение к традициям своего народа;

Формирование представлений о том, что человек – часть природных объектов, а их сохранность

– прямая обязанность человека;

Охрана и укрепление здоровья детей, их правильное взаимодействие с природой;

Формирование представлений о том, что состояние здоровья человека зависит от состояния

окружающей среды и собственного поведения.

В заключение хочется отметить, что формирование экологической культуры есть осознание

человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание

необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего

развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс. Экологическая культура как

часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний,

опыта, технологий и передачей их старшим поколениям младшему в виде нравственных понятий.

В то же время экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умение

индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. В детстве это

умение формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и

практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и социумом.

«Подарите птицам жизнь»

Выполнили воспитатели: Тябокина Т.С. И Ворожцова И.А.

Подкормите птиц зимой! (А. Яшин)

Подкормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайкой на крыльцо.

Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Актуальность акции состоит в том, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму.

Цель: формирование экологических знаний дошкольников о зимующих птицах.

Задачи проекта:

  • расширять знания детей о птицах
  • формировать умения и навыки наблюдения за птицами
  • воспитывать доброжелательное отношение к птицам, желание помогать им в трудное время
  • повысить уровень экологической активности родителей.

Реализация акции предусматривает проведение воспитательно-образовательной работы с детьми в течение 4-х месяцев (ноябрь 2016– февраль 2017 г.) .

Участники проекта: воспитатели, дети, родители группы.

Наша экологическая акция состоит из трех этапов:

  1. Организационный этап (определение целей и задач акции, разработка и накопление материала и литературы по теме) .
  2. Основной этап (изготовление кормушек, развешивание их на участке группы, образовательная деятельность,) .
  3. Заключительный этап (обработка полученных результатов, оформление результатов акции в виде презентации) .

Результат:

  • Дети узнали о зимующих птицах;
  • Научились наблюдать и заботиться о них;
  • Родители стали активными участниками образовательного процесса;
  • Участие в муниципальном конкурсе «Изготовим домик для птиц» в рамках народного праздника «Жаворонки» .

В нашей группе прошла организованная образовательная деятельность по познавательному развитию, посвященная проблеме подкормки птиц зимой. В результате проведенной работы дети узнали о трех зимующих птицах – воробей, синица и снегирь; познакомились с видами подкормки, поняли, что им необходима помощь человека.

Особенно важной частью экологической акции является вовлечение в работу родителей. С их помощью были изготовлены кормушки, развешены на участке, своевременно пополнялись запасы для подкормки птиц. Родители наши помощники!

Деткам очень понравилось наблюдать за прилетающими пернатыми. Наблюдения за жизнью птиц помогли детям стать ближе к природе, помогли понять, что необходимо бережно относиться к окружающему миру. Так же дети запомнили названия птиц – синица, воробей, снегирь. Научились различать их по внешним признакам.

Оформление выставки в приемной группы «Кормушки для пичужки» . Родители приняли очень активное участие, каждый откликнулся и принес кормушку или подкормку для птиц. Так же была размещена наглядная информация для родителей в приемной – папка передвижка, буклеты.