Презентация на тему: Образование и наука. Презентация на тему "история как наука" Презентация по страницам истории технической науки

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Учитель географии ГОКУ АО «Общеобразовательная школа при учреждениях исполнения наказания» при ФКУ ИК-8 г. Благовещенск Лисенко Ю.В. Наука в XIX веке. Создание научной картины мира

2 слайд

Описание слайда:

Цели: Определить тенденции развития научной мысли в Европе в 19 веке; Познакомить учеников с биографиями учёных и их открытиями; Определить значимость научных открытий 19 века для современности.

3 слайд

Описание слайда:

XIX век – особое время в развитии науки. Великие открытия следуют одно за другим. Монополистический капитализм, крупные корпорации обеспечивали внедрение современных технологий и научных открытий. Технический прогресс менял повседневную жизнь людей. Удобным и общедоступным становился транспорт. Современные средства связи облегчали общение, а газеты и радио приносили прямо в дом все новости. Неотъемлемой частью уличного пейзажа в конце XIX века стала фигура мальчика – газетчика, выкрикивающего новости.

4 слайд

Описание слайда:

1800 г.- Вольта создал батарейки. Начинается век изобретений и открытий. Итальянский физик Алессандро Вольта создал в 1800 г. источник постоянного тока, способный постоянно производить электроэнергию. Эта первая электрическая батарея, получившая название вольтова столба, была гораздо эффективнее и удобнее, чем обычные тогда конденсаторы, которые требовалось долго заряжать перед каждым использованием.

5 слайд

Описание слайда:

1816 г.- английские почтальоны пересели на велосипеды: быстро и удобно. Первый велосипед, похожий на используемые в наши дни, назывался Rover - «Скиталец» (или "Бродяга"). Он был сделан в 1884 году английским изобретателем Джоном Кемпом Старли и выпускался с 1885 года.

6 слайд

Описание слайда:

1826 г.- изобрели фотографию: теперь можно увековечить события и людей. Первая известная попытка фиксации изображения химическим способом предпринята Томасом Веджвудом и Гемфри Дэви. Уже в 1802 году они могли получать фотограммы при помощи солей серебра, не зная способа их закрепления. Первым практическим успехом на пути к появлению фотографии стало изобретение Нисефором Ньепсом гелиографии. Наиболее раннее из сохранившихся изображений, снятых с помощью этой технологии камерой-обскурой, датировано 1826 годом и известно под названием «Вид из окна в Ле Гра».

7 слайд

Описание слайда:

1829 г.- Брайль изобрёл алфавит и дал возможность слепым людям читать и писать. Шрифт Брайля - рельефно-точечный тактильный шрифт, предназначенный для письма и чтения незрячими и плохо видящими людьми. Разработан в 1824 году французом Луи Брайлем, сыном сапожника.

8 слайд

Описание слайда:

1832 г.- открыли газ ацетилен и его свойство сваривать металл. Появилась возможность использовать металлические конструкции в строительстве мостов, домов, башен. Открыт в 1836 году Э. Дэви, синтезирован из угля и водорода.

9 слайд

Описание слайда:

1854 г.- родился новый металл – алюминий. Пока его используют как украшения, но в следующем веке из него будут делать самолёты. Впервые алюминий был получен датским физиком Гансом Эрстедом в 1825 году действием амальгамы калия на хлорид алюминия с последующей отгонкой ртути. Название элемента образовано от лат. alumen - квасцы. До открытия промышленного способа получения алюминия этот металл был дороже золота. В 1889 г. британцы, желая почтить богатым подарком великого русского химика Д. И. Менделеева, подарили ему весы из золота и алюминия

10 слайд

Описание слайда:

1805 г.- спички – огонь в маленькой коробочке. Теперь безопаснее и удобнее. Первые спички сделал в 1805 году французский химик Жан Шансель, ассистент профессора Тенара. Это были деревянные спички, зажигавшиеся при соприкосновении головки из смеси серы, бертолетовой соли и киновари с концентрированной серной кислотой 1855 г.- изобрели целлулоид. Детские игрушки стали легче и практичнее. В 1855 году британский металлург Александр Паркс (англ. Alexander Parkes) открыл новое вещество на основе нитроцеллюлозы, растворённой в этаноле. Для массового производства нового вещества, которому Паркс дал название «паркезин». Применяется для изготовления кино- и фотоплёнки, планшетов, линеек, корпусов музыкальных инструментов - гармоник, различных галантерейных товаров, игрушек и др. Практически незаменимый материал для изготовления мячей для настольного тенниса.

11 слайд

Описание слайда:

1866 г. – человечество переходит на искусственную еду. Иску́сственная пи́ща - пищевой продукт, который получают из различных веществ (аминокислоты, белки, липиды, углеводы), предварительно выделенных из вторичного сырья мясной и молочной промышленности, семян масличных и бобовых растений, злаков, микроорганизмов и др., а также пищевых добавок. 1867г. – Шоулс отдаёт патент Релингтону на пишущую машинку. Как и большинство других технических устройств и изобретений, разработка механизма пишущей машинки не была плодом усилий одного-единственного человека. Множество людей совместно или независимо друг от друга приходили к идее быстрой печати текстов. Первый патент на машину такого рода был выдан английской королевой Анной Генри Миллю ещё в 1714 году.

12 слайд

Описание слайда:

1866 г.- Зингер изобрёл швейную машинку, а запатентовал только иголку с отверстием в острие. Зингер не изобретал швейной машины и никогда не утверждал, что сделал это. К 1850 году, когда появилась его первая швейная машина, уже существовал ряд моделей. Зингер потратил на преодоление имевшихся у этих моделей конструктивных недостатков 10 дней, которые «потрясли мир» и сделали изобретателя богачом. 1866 г.- Альфред Нобель создал динамит – добро и зло в «одном флаконе». Ежегодно, с 1901 года, вручают премии имени Нобеля за открытия в науке и укрепление мира. Среди представителей науки 19 века тоже есть лауреаты Нобелевской премии.

13 слайд

Описание слайда:

В 1831 г. Майкл Фарадей открыл явление электромагнитной индукции. Он заметил, что если медная проволока попадает в магнитное поле, в ней возникает электрический ток. Это открытие подарило жизнь всем генераторам, динамо-машинам и электродвигателям. «Повелителем молний» назвали Фарадея современники. Он стал членом королевского общества и многих академий мира.

14 слайд

Описание слайда:

Сенсацией стало открытие английского физика Максвелла. В 60 х годах он разработал электромагнитную теорию света. Согласно теории, в природе существуют невидимые электромагнитные волны, передающие электричество в пространстве. Так родилось представление о немеханическом движении. Свет у Максвелла выступает как разновидность электромагнитных колебаний. Через 10 лет немецкий инженер Генрих Герц подтвердил существование электромагнитных волн и получил их в лабораторных условиях и доказал, что никакие предметы не могут помешать их распространению. На основе этих открытий Попов и Маркони создали беспроволочный телеграф.

15 слайд

Описание слайда:

Главная особенность естественнонаучных открытий второй половины 19 века заключалась в том, что: в корне менялись представления о строении материи, пространстве, движении, о развитии живой природы, причинах болезней и происхождении жизни на земле. Наука опровергла прежние знания и дала ключ к открытию невидимых тайн природы. Формировалась новая картина мира, т.к. наука вплотную подошла к строению атома. Развитие науки привело к успехам в медицине, что очень важно для всего человечества. Благодаря науке изменилась жизнь повседневная жизнь общества. Возникли новые направления в науке: микробиология, ядерная физика – неограниченное поле для новых исследований и открытий. 19-й век заложил основы для развития науки 20-го столетия и создал предпосылки для многих будущих изобретений и технологических нововведений, которыми мы пользуемся в настоящее время. Научные открытия 19 века были сделаны во многих областях и оказали большое влияние на дальнейшее развитие. Технический прогресс неудержимо продвигался.

16 слайд

Описание слайда:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

НАУКА. СОЗДАНИЕ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА

ПЛАН: Причины быстрого развития наук. « Повелитель молний». Сенсации продолжаются. Революция в естествознании. Новая наука – микробиология. Успехи медицины. Развитие образования.

ПРИЧИНЫ БЫСТРОГО РАЗВИТИЯ НАУК Сама жизнь требовала познать законы и использовать их в производстве 2. Коренные изменения в сознании и мышлении людей Нового времени

ЗАДАНИЯ: 1 вариант: физики 2 вариант: биологи 3 вариант: эксперты

« ПОВЕЛИТЕЛЬ МОЛНИЙ» В 1831 году Майкл Фарадей открыл явление электромагнитной индукции, что позволило приступить к созданию электродвигателя. Он стал членом Королевского общества. 07.10.18 Майкл Фарадей

« СЕНСАЦИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ» В 1860-х годах он разработал электромагнитную теорию света, обобщившую результаты опытов и теоретических построений многих физиков различных стран в области электромагнитизма. 07.10.18 Джеймс Карл Максвелл

« СЕНСАЦИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ» Согласно его теории, в природе существуют невидимые волны, которые передают электричество в пространстве. Свет - разновидность электромагнитных колебаний. 07.10.18 Максвелл с цветовым волчком в руке

« СЕНСАЦИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ» В 1883 году немецкий инженер Генрих герц подтвердил существование электромагнитный волн и доказал, что никакой материальный предмет не может помещать их распространению 07.10.18 Генрих Рудольф Герц

« СЕНСАЦИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ» Герц установил, что электромагнитные волны распространяются со скоростью 300 тыс. км/с. Эти волны стали называться волнами Герца. 07.10.18 Экспериментальный аппарат Герца 1887 года.

« СЕНСАЦИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ» Голландский физик попытался объяснить электромагнитную теорию Максвелла с точки зрения атомного строения вещества 07.10.18 Хендрик Антон Лоренц

« СЕНСАЦИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ» В конце 1895 года в Германии физик Вильгельм Конрад Рентген, исходя из теории Максвелла об электромагнитных волнах, открыл невидимые лучи, названные им Х – лучами.

« СЕНСАЦИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ» Оставаясь невидимыми, лучи пронизывают различные предметы в разной степени. Полученное изображение можно запечатлеть на фотоплёнке. Это открытие нашло широкое применение в медицине. 07.10.18 Рентгеновские снимки

« СЕНСАЦИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ» 07.10.18 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ Антуан Анри Беккерель Пьер Кюри Мария Склодовская- Кюри Эрнест Резерфорд Нильс Бор Учёные, изучающие явление радиоактивности

« СЕНСАЦИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ» В 1903 году Мария и Пьер Кюри вместе с Анри Беккерелем получили Нобелевскую премию по физике «за выдающиеся заслуги в совместных исследованиях явлений радиации». 07.10.18 Пьер и Мария Кюри В лаборатории

« РЕВОЛЮЦИЯ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ» Переворот в естествознании произвела книга великого учёного - натуралиста Ч. Дарвина «Происхождение видов» 07.10.18 Чарлз Дарвин

« РЕВОЛЮЦИЯ В МЕДИЦИНЕ» В 1885 году учёный спас жизнь юноше, которого 14 раз укусила бешеная собака. Он работал над получением сыворотки от бешенства. Подарил миру новую науку - микробиологию 07.10.18 Луи Пастер

« РЕВОЛЮЦИЯ В МЕДИЦИНЕ» Работал с процессом брожения, создал метод стерилизации и пастеризации различных продуктов. Разработал несколько прививок против заразных болезней. Объяснял хирургам необходимость дезинфицировать руки и инструменты перед работой. 07.10.18

« РЕВОЛЮЦИЯ В МЕДИЦИНЕ» Английский врач, разработал первую вакцину - против оспы. Дженнер придумал вводить в организм человека как бы неопасный вирус коровьей оспы. 07.10.18 Эдуард Дженнер

« РЕВОЛЮЦИЯ В МЕДИЦИНЕ» Рене Лаэннек установил, что твёрдые тела по-разному производят звуки. Он сконструировал трубку из буковой древесины - стетоскоп. Один конец прикладывался к груди больного, а другой - к уху врача 07.10.18 Первые стетоскопы

« РЕВОЛЮЦИЯ В МЕДИЦИНЕ» Немецкий микробиолог, открыл бациллу сибирской язвы, холерный вибрион и туберкулёзную палочку. За исследования туберкулёза награждён Нобелевской премией по физиологии и медицине в 1905 году. 07.10.18 Генрих Герман Роберт Кох

« РЕВОЛЮЦИЯ В МЕДИЦИНЕ» Российский и французский биолог (зоолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и патолог). Один из основоположников эволюционной Эмбриологии,фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения, создатель сравнительной патологии воспаления. Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908).

« РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» «Как в разных государствах происходило развитие образования?»


Презентация по истории на тему: «Образование и наука» . Выполнил ученик 8 класса «Б» Борисов Сергей Учитель Горячева И. В.

Образование. В самом начале XIX в. в России окончательно сложилась система высшего, среднего и начального образования. 1803 г. – была проведена реформа в области образования, которая привела к созданию в каждом губернском городе гимназии, а в каждом уездном городе уездного училища.

В 1811 году был открыт Александровский(Царскосельский) лицей, в котором обучались представители высшего дворянского общества(в их числе и А. С. Пушкин). На время Лицей стал не только самым престижным учебным заведением, но и центром свободомыслия.

Типы школ при Николае I. 1. Приходские одноклассные училища (обучали Закону Божьему, грамоте и арифметике) 2. Уездные трёхклассные училища (обучали русскому языку, арифметике, геометрии, истории и географии; принимали детей купцов, ремесленников, мещан) 3. Семиклассные гимназии (учились дети дворян, чиновников, купцов первой гильдии)

Рос объём выпуска литературы для всех слоев населения. В 40 е гг. известность приобрели книги издательства А. Ф. Смирдина, выпустившего в свет более 70 собраний сочинений крупнейших русских писателей.

В 1806 г. - И. А. Двигубский утверждал, что земная поверхность и населяющие её существа с течением времени под действием естественных причин претерпевают коренные изменения. В 1816 г. - И. Е. Дядьковский выдвинул и доказал идею и о том, что все явления в природе обусловлены естественными причинами и подчинены общим законам развития. В 1834 г. - К. М. Бэр создал работу, которая стала серьёзным шагом вперёд в обосновании представлений о развитии живых организмов. «Всеобщий закон развития природы»

Выдающимся представителем отечественной медицины стал профессор Медикохирургической академии Н. И. Пирогов, явившийся основоположником военно-полевой хирургии.

ГЕОЛОГИЯ. Острый характер приобрела борьба между сторонниками двух теоретических направлений – «нептунистами» и «плутонистами» . Большинство геологов стояло на позициях плутонизма. Главным итогом развития геологии стал вывод о том, что Земля имеет длительную историю, в ходе которой её поверхность значительно изменилась. Николаем Ивановичем Кокшаровым была составлена первая геологическая карта Европейской России.

Астрономия. В астрономии шёл медленный процесс накопления знаний. Главным достижением стало создание мощных телескопов, которые позволяли составить более детальное описание Солнечной системы. В 1839 г. - была открыта Пулковская обсерватория.

Математика. М. В. Остроградскийсделал великий вклад в развитие математической физики. В 1826 г. - создание неевклидовой геометрии профессором Казанского университета Н. И. Лобачевским.

ФИЗИКА. В области физики XIX век начался с изобретения первого источника электрического тока. В 1802 г. - В. В. Петров разработал гальваническую батарею. В 1833 г. –Э. Х. Ленц установил правило направления движущей силы индукции. В 1840 г. - Б. С. Якоби изобрёл гальванопластику. В 1832 г. - П. Л. Шиллинг создал первый в мире практически пригодный электрический телеграф. В 1850 г. - Якоби изобрёл буквопечатающий аппарат для телеграфа.

Химия. К. С. Кирхгоф- разработал способ получения глюкозы К. И. Гротгус- открыл основной закон фотохимии. В 1840 г. - Г. И. Гесс открыл основной закон термохимии. В 1826 -1827 гг. П. Г. Соболевский и В. В. Любарский положили начало порошковой металлургии. А. А. Воскресенский, Ю. Ф. Фрицше и Н. Н. Зинин стояли у истоков органической химии.

Наука и производство! В 1817 г. На Пожевском заводе были успешно проведены первые опыты по переделу чугуна в железо методом пудлингования. В 1843 г. Началось строительство первой двухпутной железной дороги между Петербургом и Москвой. Началось развитие машиностроения.

  • Новая история 8 класс
Какие изменения произошли в развитии науки
  • Какие изменения произошли в развитии науки
  • Какие причины способствовали развитию науки и научных знаний;
  • Как эти исследования повлияли на жизнь людей Нового времени;
  • Сегодня вы узнаете:
.
  • Причины быстрого развития наук.
  • « Повелитель молний».
  • Сенсации продолжаются.
  • Революция в естествознании.
  • Новая наука – микробиология.
  • Успехи медицины.
  • Развитие образования.
  • Работаем по плану:
  • Работаем с таблицей
  • Причины быстрого развития наук
  • Почему же в XIX – начале XX века так активно начинают развиваться
  • различные науки?
  • Ответ на вопрос найдёте
  • прочитав пункт 1
  • на стр. 39.
Сама жизнь требовала познать законы и использовать их в производстве
  • Причины быстрого развития наук
  • Сама жизнь требовала познать законы и использовать их в производстве
  • 2. Коренные изменения в сознании и мышлении людей Нового времени
В 1831 году Майкл Фарадей открыл явление электромагнитной индукции, что позволило приступить к созданию электродвигателя. Он стал членом Королевского общества.
  • В 1831 году Майкл Фарадей открыл явление электромагнитной индукции, что позволило приступить к созданию электродвигателя. Он стал членом Королевского общества.
  • « Повелитель молний»
  • Майкл Фарадей
В 1860-х годах он разработал электромагнитную теорию света, обобщившую результаты опытов и теоретических построений многих физиков различных стран в области электромагнитизма.
  • В 1860-х годах он разработал электромагнитную теорию света, обобщившую результаты опытов и теоретических построений многих физиков различных стран в области электромагнитизма.
  • « Сенсации продолжаются»
  • Джеймс Карл Максвелл
Согласно его теории, в природе существуют невидимые волны, которые передают электричество в пространстве. Свет – разновидность электромагнитных колебаний.
  • Согласно его теории, в природе существуют невидимые волны, которые передают электричество в пространстве. Свет – разновидность электромагнитных колебаний.
  • Максвелл с цветовым
  • волчком в руке
  • « Сенсации продолжаются»
В 1883 году немецкий инженер Генрих герц подтвердил существование электромагнитный волн и доказал, что никакой материальный предмет не может помещать их распространению
  • В 1883 году немецкий инженер Генрих герц подтвердил существование электромагнитный волн и доказал, что никакой материальный предмет не может помещать их распространению
  • « Сенсации продолжаются»
  • Генрих Рудольф Герц
Герц установил, что электромагнитные волны распространяются со скоростью 300 тыс. км/с. Эти волны стали называться волнами Герца.
  • Герц установил, что электромагнитные волны распространяются со скоростью 300 тыс. км/с. Эти волны стали называться волнами Герца.
  • « Сенсации продолжаются»
  • Экспериментальный аппарат
  • Герца 1887 года.
Голландский физик попытался объяснить электромагнитную теорию Максвелла с точки зрения атомного строения вещества
  • Голландский физик попытался объяснить электромагнитную теорию Максвелла с точки зрения атомного строения вещества
  • « Сенсации продолжаются»
  • Хендрик Антон Лоренц
  • « Сенсации продолжаются»
  • Совершался переворот в естественно – научных представлениях человечества, формировалась новая картина мира, которая существует и сегодня
В конце 1895 года в Германии физик Вильгельм Конрад Рентген, исходя из теории Максвелла об электромагнитных волнах, открыл невидимые лучи, названные им Х – лучами.
  • В конце 1895 года в Германии физик Вильгельм Конрад Рентген, исходя из теории Максвелла об электромагнитных волнах, открыл невидимые лучи, названные им Х – лучами.
  • « Сенсации продолжаются»
Оставаясь невидимыми, лучи пронизывают различные предметы в разной степени. Полученное изображение можно запечатлеть на фотоплёнке. Это открытие нашло широкое применение в медицине.
  • Оставаясь невидимыми, лучи пронизывают различные предметы в разной степени. Полученное изображение можно запечатлеть на фотоплёнке. Это открытие нашло широкое применение в медицине.
  • « Сенсации продолжаются»
  • Рентгеновские снимки
  • Антуан Анри
  • Беккерель
  • Пьер Кюри
  • Мария
  • Склодовская-
  • « Сенсации продолжаются»
  • Эрнест Резерфорд
  • Нильс Бор
  • Учёные, изучающие
  • явление
  • радиоактивности
В 1903 году Мария и Пьер Кюри вместе с Анри Беккерелем получили Нобелевскую премию по физике «за выдающиеся заслуги в совместных исследованиях явлений радиации».
  • В 1903 году Мария и Пьер Кюри вместе с Анри Беккерелем получили Нобелевскую премию по физике «за выдающиеся заслуги в совместных исследованиях явлений радиации».
  • Пьер и Мария Кюри
  • В лаборатории
  • « Сенсации продолжаются»
Переворот в естествознании произвела книга великого учёного – натуралиста Ч. Дарвина « Происхождение видов»
  • Переворот в естествознании произвела книга великого учёного – натуралиста Ч. Дарвина « Происхождение видов»
  • Чарлз Дарвин
  • « Революция в естествознании»
В 1885 году учёный спас жизнь юноше, которого 14 раз укусила бешеная собака. Он работал над получением сыворотки от бешенства. Подарил миру новую науку - микробиологию
  • В 1885 году учёный спас жизнь юноше, которого 14 раз укусила бешеная собака. Он работал над получением сыворотки от бешенства. Подарил миру новую науку - микробиологию
  • « Революция в медицине»
  • Луи Пастер
Работал с процессом брожения, создал метод стерилизации и пастеризации различных продуктов. Разработал несколько прививок против заразных болезней. Объяснял хирургам необходимость дезинфицировать руки и инструменты перед работой.
  • Работал с процессом брожения, создал метод стерилизации и пастеризации различных продуктов. Разработал несколько прививок против заразных болезней. Объяснял хирургам необходимость дезинфицировать руки и инструменты перед работой.
  • « Революция в медицине»
Английский врач, разработал первую вакцину - против оспы. Дженнер придумал вводить в организм человека как бы неопасный вирус коровьей оспы.
  • Английский врач, разработал первую вакцину - против оспы. Дженнер придумал вводить в организм человека как бы неопасный вирус коровьей оспы.
  • « Революция в медицине»
  • Эдуард Дженнер
Рене Лаэннек установил, что твёрдые тела по-разному производят звуки. Он сконструировал трубку из буковой древесины – стетоскоп. Один конец прикладывался к груди больного, а другой – к уху врача
  • Рене Лаэннек установил, что твёрдые тела по-разному производят звуки. Он сконструировал трубку из буковой древесины – стетоскоп. Один конец прикладывался к груди больного, а другой – к уху врача
  • « Революция в медицине»
  • Первые
  • стетоскопы
Немецкий микробиолог, открыл бациллу сибирской язвы, холерный вибрион и туберкулёзную палочку. За исследования
  • Немецкий микробиолог, открыл бациллу сибирской язвы, холерный вибрион и туберкулёзную палочку. За исследования
  • туберкулёза награждён
  • Нобелевской премией по физиологии и медицине в 1905 году.
  • « Революция в медицине»
  • Генрих Герман
  • Роберт Кох
Российский и французский биолог (зоолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и патолог).
  • Российский и французский биолог (зоолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и патолог).
  • Один из основоположников эволюционной
  • Эмбриологии,фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения, создатель сравнительной патологии воспаления.
  • Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908).
  • « Революция в медицине»
  • « Развитие образования»
  • Прочитайте самостоятельно пункт «Развитие образования» на стр. 44-45 и ответьте на вопрос
  • « Как в разных государствах происходило развитие образования?»
  • Подведём итог урока
  • Соотнесите учёного и его изобретение
  • Домашнее задание:
  • Параграф 5, вопросы, записи в тетради.
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E0%F0%E0%E4%E5%E9,_%CC%E0%E9%EA%EB
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BB%D1%8C%D1%8F_%D0%98%D0%BB%D1%8C%D0%B8%D1%87_%D0%9C%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82_%D0%9A%D0%BE%D1%85
  • * http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F2%E5%F2%EE%F1%EA%EE%EF
  • *http://nova.rambler.ru/search?query=%D0%90%D0%BD%D1%80%D0%B8+%D0%91%D0%B5%D0%BA%D0%BA%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8C
  • Антоненкова Анжелика Викторовна
  • Учитель истории МОУ Будинской ООШ
  • Тверской области

История науки - это исследование феномена науки в его истории. С одной стороны наука представляет объективное знание, а с другой - процесс его получения и использования людьми.

Изучение истории современной науки опирается на множество сохранившихся оригинальных или переизданных текстов.

Однако сами слова «наука» и «ученый» вошли в употребление лишь

в XVIII-XX веках, а до этого естествоиспытатели называли свое занятие «натуральной философией».


Хотя эмпирические исследования известны еще с античных времен (например, работы Аристотеля и Теофраста), а научный метод был в своих основах разработан в Средние века(например, у Ибн ал-Хайсама, Аль-Бируни или Роджера Бэкона)

начало современной науки восходит к Новому времени, периоду, называемому научной революцией , произошедшей в XVI-XVII веках в Западной Европе.


Античная наука

Характерные черты античной науки:

  • Созерцательность
  • Самодостаточность
  • Логическая доказательность
  • Открытость критике
  • Эстетическое отношение к объекту исследования.

Античная наука

Становление первых научных программ: атомизм; математическая картина мира пифагореизма и платонизма; разработка теории доказательств (в частности, аппарата доказательства от "противного" элеатами);

фундаменталистская программа Аристотеля; построение космологических моделей. Создание дедуктивного математического метода. Превращение математики в стройную самостоятельную дисциплину (Евклид, Пифагор, Архит, Евдокс, Гиппократ, Теэтет и др. "Начала" Евклида - энциклопедия античной математики, ее историческое значение. Античная теоретическая астрономия (Евдокс, Гиппарх, Клавдий Птолемей, Аристарх Самосский).


Средневековая наука

Наука и религия - основная антитеза ценностных установок Средневековья

Для Средневековья характерно:

  • Теолого-текстовый характер;
  • Идея совокупного, божественного, отсутствие частичного;
  • Все вещи рассматриваются как символы божественного разума;
  • Слово как орудие мира, данное Богом человеку. Особенно важно записанное в Библии слово;
  • Существование мира имеет конечный замысел;
  • Познание рассматривается как иерархичный процесс;
  • Натуральная магия, считалось, может дать знание о скрытых естественных законах;
  • Полностью исключался метод эксперимента.


Представители интернализма :

Г. Герлак

Полагают, что наука развивается лишь благодаря внутринаучным факторам: в силу объективной логики возникновения и решения научных проблем, вследствие внутренней потребности самой науки ставить эксперименты, создавать новые понятия, решать проблемы. В работах историков-интерналистов история науки предстает в виде чисто интеллектуальной истории - истории взаимного порождения идей, напоминающей саморазвитие абсолютного духа.


Представители экстернализма : Б. Гессен Д. Бернал Дж. Холдейн Э. Цильзель Д. Нидам

Возникший в 1930-е гг. в значительной мере под влиянием марксизма, настаивает на том, что решающее воздействие на развитие науки оказывают социально-экономические, т.е. вненаучные, факторы. Поэтому при изучении истории науки основной задачей является реконструкция социально-культурных условий («социальных заказов»), в которых возникают и развиваются те или иные идеи и теории.


Новое время

С конца XIX до середины XX веков в науке происходят радикальные изменения, связанные со становлением нового неклассического естествознания. В 20-30-е годы XX в. господствующим течением в западной философии становится логический позитивизм или неопозитивизм.

Большие идеи, охватывающие всё мироздание, вырастают из непрерывного потока эмпирического знания, они ищут в этом потоке подтверждение, изменяются, обобщаются, конкретизируются.


  • Построение для эмпирической науки нейтрального (то есть не навязывающего предвзятых интерпретаций) языка описания фактических «положений дел», так чтобы теоретические положения можно было бы выводить по самым строгим логическим законам из протокольных предложений опыта, а предсказания теории подтверждать (верифицировать) обращением к наблюдению и эксперименту.
  • Познание с помощью эксперимента


Представители «Нового времени»

Карл Раймунд Поппер (1902-1994)

Карл Поппер изучал отношения между конкурирующими и сменяющими друг друга научными теориями.


  • В процессе развития знания растет глубина и сложность решаемых проблем, но эта сложность зависит от самого уровня науки на определенном временном этапе ее развития.
  • Переход от одной теории к другой не выражает никакого накопления знания (новая теория состоит из новых проблем, порождаемых ею).
  • Целью науки является достижение высокоинформативного содержания.

Основными понятиями его концепции научного знания являются следующие: 1)проблема демаркации(отделении научного знания от ненаучного) 2)принцип фальсификации(теорию нельзя проверить на окончательную истинность, но ее можно опровергнуть, фальсифицировать. Почти триста лет механику Ньютона считали истинной во всех отношениях, а потом на смену ей пришли новые теории. Так обстоит дело с любой теорией, она появляется, достигает стадии расцвета, а затем опровергается.)


3)принцип фаллибилизма(любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам. Рост научного знания, состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их решительных опровержений) 4)теория "трех миров"(первый мир - мир объектов, второй мир- мир субъектов и третий мира- мир объективного знания, который порожден первым и вторым мирами, но существует независимо от них. Анализ роста и развития знания в этом независимом третьем мире и есть предмет философии науки)


Считал, что научное знание развивается скачкообразно, посредством научных революций. Любой критерий имеет смысл только в рамках определённой парадигмы, исторически сложившейся системы воззрений. Научная революция - это смена научным сообществом психологических парадигм. Наиболее известной работой Томаса Куна считается - «Структура научных революций» .


Ход научной революции по Куну:

1)Нормальная наука - каждое новое открытие поддаётся объяснению с позиций господствующей теории;

2)Экстраординарная наука – кризис в науке. Появление аномалий - необъяснимых фактов. Увеличение количества аномалий приводит к появлению альтернативных теорий. В науке сосуществует множество противоборствующих научных школ;

3)Научная революция - формирование новой парадигмы.