Интерактивная презентация к занятию по обучению грамоте в подготовительной группе. Презентация "ЗКР. Обучение дошкольников элементам грамоты"

«ЗКР. Обучение дошкольников элементам грамоты»

Презентация

Основная задача овладение нормами и правилами родного языка.

  • В старшей группе приобретение навыков звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков.
  • .В подготовительной группе знакомство со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания, овладение слоговым и слитным способами чтения.
Основные компоненты
  • Сформированность звуковой стороны речи
  • Полная сформированность фонематических процессов,;
  • Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи
  • Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.
этапы
  • Подготовительный этап (неречевые звуки)
  • Основной этап.
  • Добуквенный период (звуки речи)
  • - знакомство с гласными звуками. - знакомство с согласными звуками.
  • Буквенный период (звук-буква)
  • -знакомство с буквами.
Подготовительный этап.
  • звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);
  • звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен);
  • узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек:)
  • Предлагаемые игры: "Узнай, что звучит?", "Где звучит колокольчик?", "Покажи картинку", "Громко - тихо", "Кто сказал?":
Знакомство с гласными звуками.
  • воздух не встречает препятствий -звук гласный (используем карточку красного цвета).
  • В образовании звука участвует голос.

Знакомство с гласными звуками

В русском языке 6 гласных звуко в:

А-О-У-Э -Ы-И – ЗВУКИ ГЛАСНЫЕ МОИ.

ИХ НЕТРУДНО ПЕРЕЧЕСТЬ.

ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ РОВНО ШЕСТЬ.

Звуков [ е, ё, ю, я ] не быв ает НИКОГДА!

Для обозначения гласных звуков на письме в русском языке 10 букв :

гласные I РЯДА

обозначают твёрдость

согласных звуков

гласные II РЯДА

обозначают мягкость

согласных звуков

Звуков [ е, ё, ю, я ] не быв ает НИКОГДА!

ЙОТИРОВАННЫЕ ЗВУКИ

гласные буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если они стоят:

  • в начале слова (юг, яма, Емеля);
  • после гласных (заявка, приют, Пелагея), а могут обозначать один звук, после согласного;
  • после букв Ь, Ъ (вьюга, въезд).
Игры:
  • «Немые звуки»
  • «Фотография звука»
  • "Припоминание слов на заданный звук" (гласный звук должен быть под ударением - окна, но не окно, ослик, но не осёл):
  • «Разложи картинки»
порядок работы над гласными звуками
  • Выделение данного звука среди других звуков о, ы, а , у, и, а, а, о (с показом артикуляции, позднее без показа);
  • Выделение данного звука из ряда слогов (оп, ун, ат , ам , от, ас );
  • Выделение данного звука среди слов (ослик, автобус , аист , Аля , урок);
  • Выделение слов из текста на заданный звук. (Аля с Аликом гуляли в саду астры собирали)
Позиция звука в слове Звуковые линейки

Знакомство с согласными звуками

Согласные звуки

Мягкий звук –«ласковый», твердый –«строгий».

Для определения звонкости и глухости согласного, используем прием с горлышком:

Если горлышко звенит, Значит звонкий звук бежит.

Звуки Буквы Звуки Буквы

Знакомим детей с правилом:«Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем».

Знакомство с согласными звуками. Символика согласных Звуковой анализ слов

  • обратные слоги, имеющие значение (ом, ун, ам, ат);
  • прямые слоги, также имеющие значение (мо, ну, на);
  • односложные слова без стечения согласных (сок, сон, дом, сом, зуб, кот);
  • двусложные слова с прямыми открытыми словами (сито, ваза, дуга);
  • односложные со стечением согласных (стул,слон, кран);
  • двусложные со стечением (слово);
  • трёхсложные с прямыми открытыми слогами (сорока).

Проводить анализ слова следует в определенной последовательности: 1. Произнеси слово и послушай его. До того, как начнется вычленение звуков из слова, педагог должен убедиться в том, что ребенок произносит слово правильно. 2. Произнеси слово по слогам. 3. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй. 4. Обозначь выделенный звук фишкой. 5. Протяни (выдели) второй звук в слове, охарактеризуй его и т.д. 6. Прочитай по фишкам слово целиком. 7. Ответь на вопросы: - сколько всего звуков в слове? - сколько гласных? - сколько слогов? - сколько согласных?

Знакомство с буквами.

Написать букву в воздухе, на столе;

Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;

Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;

Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок,

фасоли и другие мелкие предметы;

Вырывать из бумаги образ буквы;

Получить в подарок букву;

Угостить фигурным печеньем в виде буквы;

Вылепить из пластилина, теста;

Написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:

Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

Обучение грамоте проводится исключительно на материале звуков, правильно произносимых всеми детьми, т.е последовательность изучения звуков и букв проходит в соответствии с формированием звуков в онтогенезе

Соотнесение буквы со звуком

  • - сочетание из двух букв, обозначающих гласные звуки;(АУ,ИА)
  • - сочетание гласного с согласным в обратном слоге;(АМ, ОП)
  • - сочетание согласного с гласным в прямом слоге;(НА,ТЫ)
  • - односложные слова по типу СГС;(КОТ)
  • - двухсложные и трехсложные слова, состоящие из открытых слогов;(МАМА, НАТАША)
  • - двухсложные и трехсложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов; (КОШКА)
  • - двухсложные слова со стечением согласных;(ФАНТИК)
  • - трехсложные со стечением согласных; (ФАБРИКА)
  • - простое двусоставное предложение без предлога;(МОЙ ЗАЙКА).
  • - простое предложение из 3-4 слов без предлога;(ЭТО МОЙ КОТ).
  • - простое предложение из 3-4 слов с предлогом; (У КУСТА ЗАЙКА),
задания
  • называние слов с изучаемым звуком;
  • определение позиции данного звука в словах;
  • знакомство с буквой посредством художественного слова;
  • закрепление зрительного образа буквы путем выкладывания ее из счетных палочек, веревочек, цепочек, палочек и т. п.;
  • печатание буквы (слогов, слов, предложений);
  • звукобуквенный анализ слов с выкладыванием схем и с после-дующей заменой фишек уже знакомыми буквами;
  • подбор слов к предложенным схемам с частично вписанными буквами;
  • упражнение на преобразование слов путем замены одной буквы;
  • составление и печатание слов с данным слогом;
  • составление и печатание слов из разрозненных слогов;
  • дописывание элементов букв, «зашумленные» буквы, ребусы.

1. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо это перевод звуков речи в буквы, а чтение это перевод букв в звучащую речь.

2. Знакомству и работе ребенка с буквами предшествует звуковой период обучения.

3. Играя с ребенком в звуки, полагайтесь, прежде всего, на собственный слух.

4. На протяжении всего периода обучения следует называть и звуки и соответствующие им буквы одинаково - т.е. так, как звучит звук.

5. Не смешивайте понятие звук и буква. Помните: звук мы слышим и произносим, а букву - видим и можем ее писать.

6. Знакомя с буквами, давайте только печатные образцы.

7. Максимальная продолжительность занятий для 6-7летних детей составляет 30-35 минут.

8. Будьте щедрыми на похвалу, отмечайте даже мельчайшие изменения ребенка, выражайте свою радость и уверенность в его дальнейших успехах.

9. Разумная требовательность взрослого будет только на пользу ребенку.

  • Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.: Просвещение, 1985.
  • Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. – М.: ТЦ “Сфера”, 2001.
  • http://detsad-kitty.ru/uploads/posts/2011-08/1312643361_zv-linejkaprevyu.jpg
  • http://omel.ucoz.ru/swuk-analis/t.png
  • http://kokarevala.narod.ru/olderfiles/1/simvoly_zvukov.jpg
  • http://lusana.ru/files/1284/573/39.jpg
  • http://for-schoolboy.ru/media/images/Uchim-bukvyi/index_clip_image002.jpg
  • http://pandia.ru/text/78/386/images/image003_0.png
  • http://pandia.ru/text/78/386/images/image004.png

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация по обучению грамоте дошкольников Составитель: Литовченко В.С.

Найди лишний предмет (обрати внимание на первые гласные и согласные звуки).

Найди лишний предмет (обрати внимание на последние звуки).

Найди лишний предмет (обрати внимание на мягкие и твёрдые согласные первые звуки).

Найди лишний предмет (обрати внимание на количество слогов в слове).

Найди лишний предмет (обрати внимание на первые звуки слова).

Составь схему слова Ж У К


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра « Четвёртый лишний». Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. Дидактический материал: карточки по количеству детей, на каждой карточке изображены 4 предмета, 3 предмета связаны общим признаком, а 4 лишн

Игра « Четвёртый лишний». Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.Дидактический материал: карточки по количеству детей, на каждой карточке изобр...

Цель: Расширять знания детей профессиях Задачи: vФормировать представления о профессии на основе ознакомления с конкретными предметами труда vРазвивать навык рассматривать предметы, выделяя особенност...

Электронный образовательный ресурс Дидактическая игра "Назови лишний предмет"

Игра «Назови лишний предмет» увлекательная и развивающая игра. Способствует развитию у ребенка внимания, логического мышления, обобщения и повышает словарный запас....

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Звуки и буквы. Учитель-логопед: Бульбова Татьяна Сергеевна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - "П О Л Я Н К А" Детский сад комбинированного вида №55

Звуки речи.

Гласные звуки и буквы. В русском языке много загадок. Вот одна из них. В нашем языке 6 гласных звуков: (а), (о), (у), (ы), (и), (э). А букв для обозначения этих звуков на письме десять: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.

Послушайте внимательно, как мы произносим некоторые звуки. Но это бывает не всегда. Послушайте слова: ряд, взлёт, билет, рюкзак. В этих словах буквы я, е, ё, ю обозначают один звук!

Посмотри, какое место в слове занимают буквы е, ё, ю, я, и ты узнаешь, сколько звуков они обозначают – два или один!

Согласные звуки и буквы. В русском языке 36 согласных звуков. Так же как и некоторые гласные, большинство согласных могут обозначать два звука: твёрдый и мягкий. Остальные согласные звуки могут быть или только мягкими или только твёрдыми.

В русском языке 6 пар согласных, которые похожи по произношению, но одни звонкие, а другие глухие. Эти названия появились неспроста. Парные согласные Закройте уши ладонями и произнесите звуки первого столбца. Чувствуете, звуки произносятся так, что в ушах слышится звоночек - отсюда и название: звонкие. При произнесении согласных второго столбика этого звоночка не слышится, поэтому и называются они - глухие. Проведём небольшой эксперимент!

Непарные согласные

Памятка для детей и взрослых. .

Из звуков состоят слова. Звуки звучат по-разному и, похоже. Они произносятся в определенной последовательности. По длительности звучания слов – короткие и длинные. Соответственно в них звуков много и мало. Ознакомление детей со звуковой стороной речи начинается еще в младших группах. Дети в играх и упражнениях учатся внятно и четко произносить звуки. Сначала это песенка. Например, песенка жука – жжж. Затем это звук – жжж. Методика проведения звукового анализа слова

Методику звукового анализа создал на опыте других известных исследований психолог Д.Б. Эльконин. Он разработал позиционный принцип чтения. Его задача – научить детей ориентироваться на последующую букву. Т.е. произнесение согласной фонемы при чтении должно производиться с учетом позиции следующей за ней гласной фонемы. Например, в словах мал, мел, мял, мыл, мул согласный звук м произносится всякий раз по-разному в зависимости от того, какой звук за ним следует. Итак, важно то, чтобы дети учились ориентироваться на букву гласного, следующего за буквой согласного. Для этого, главное в добуквенный период научить дошкольников различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные мягкие и твёрдые.

Этапы звукового анализа 1. этап. Интонационное выделение звуков. Важно! К схеме звукового анализа надо обращаться тогда, когда дети научаться интонационно выделять звуки и на основе этого определять их место в слове. Алгоритм (последовательность выполнения) – слово ау произносится протяжно – выделяется 1 звук ааа – выделяется 2 звук ууу.

Дошкольникам сложно в силу своих особенностей опираться только на произношение, устанавливая порядок следование звуков. Нужна своеобразная метка, наглядность, фишка. И Эльконин предложил моделировать слова в виде картинки-схемы звукового состава. На картинке изображен предмет, слово-название которого должно быть проанализировано. Под картинкой дается графическая схема звукового анализа в виде горизонтальных клеток по числу фонем. Вместе со схемой детям дается несколько цветных фишек. Например, картон, пластик; круглый, квадратный. Фишками заполняется схема на основе последовательного выделения звуков.

Алгоритм – выделение гласного звука + отметка на схеме фишкой - выделение согласного звука + отметка на схеме фишкой. На этом же этапе происходит установление места ударения в слове, т.е. ударный гласный. В слове только одно ударение. Важно правильное ударение, иначе слово нельзя будет узнать и понять. Алгоритм – выделение ударного слога – выделение ударного гласного звука + отметка на схеме места ударения. 2. этап. Дифференциация гласных, согласных звуков.

Алгоритм – выделение согласного звука + определение мягкости-твердости + отметка на схеме определенной фишкой. Дети определяют мягкие и твердые звуки. Объяснить это можно разными способами. Например, Л.Е. Журова делает это в игровой форме. Парные звуки называются «Братцами», твердые звуки – «Сердитыми», мягкие звуки – «Добрыми». 3. этап. Дифференциация согласных звуков по твердости и мягкости 4. этап. Проведение звукового анализа без опоры на наглядность – графической схемы, а затем постепенно и отказ от фишек. В итоге полный звуковой анализ в уме.

Приемы обучения звуковому анализу слов Интонационно выделить 1,2… звук. Интонационно выделить заданный звук. Какой первый гласный (согласный) звук, какой второй… сколько всего гласных, согласных?.. Последовательное произнесение звуков индивидуально и хором. Схематическое изображение. Карточка с изображением предмета и схемой звукового анализа, набор фишек разного цвета. Этот материал позволяет детям от механического чтения перейти к осознанному. Лучше сначала использовать те слова, которые читаются так же, как и пишутся (мама, чашка). Подбор слов с заданным звуком (на материале игрушек, окружающих предметов, картин, схем, по словесным заданиям). Эстафета с условным предметом, который передается, например, цветок. Педагог произносит слово, затем кладет цветок перед ребенком – он называет 1 звук слова. Кладет цветок перед другим ребенком – тот называет 2 звук и т.д.

Шершавые буквы, рамки вкладыши с буквами. Хороши тем, что их можно потрогать, прочувствовать все изгибы. Доказано, что это стимулирует ребенка к их написанию. Упражнения типа «Назови звуки моего слова», «Добавь звук к моему слову», «Предметы вокруг нас» (назвать предметы с заданным звуком, кто больше, быстрее). Игра «Магазин игрушек», «Кто быстрее увидит предметы в названии, которых есть заданный звук». Игры по типу «Сколько букв и звуков в словах» , «Посчитай гласные и согласные в слове», «Подбери слово к схеме», «Подбери к картинкам схемы». Игра «Хор». Дети, изображающие звуки, произносят их вместе. Прийти к выводу, что звуки в слове надо произносить друг за другом. Игра-упражнение «Я задумала звук». Отгадать его можно задав только 7 вопросов.

Некоторые рекомендации педагогам Многократно повторять и слушать слово воспитателю и детям; Произносить звуки в слове так, чтобы слышно было каждый из них, интонационно их выделять. Давайте детям возможность самим узнать, что нужно для того чтобы услышать звук. Каждый раз произносить звук, слушать, давать характеристику, условно обозначать, определять ударный слог, проверять, прочитывать запись. Использовать буквы в самую последнюю очередь, когда четко разберетесь со звуками вместе с детьми. Можно, чтобы не путаться самим и не путать детей в определении звуков и букв – называть не согласная (гласная) буква, а буква согласного, буква гласного (так рекомендуют лингвисты, это истина). Пусть перед глазами будет подсказка в правильном названии букв:

А – а Б – бэ В – вэ Г – гэ Д – дэ Е – е Ё – ё Ж – жэ З – зэ И – и Й – и краткое К – ка Л – эл М – эм Н – эн О – о П – пэ Р – эр С – эс Т – тэ У – у Ф – эф Х –ха Ц – цэ Ч – че Ш – ша Щ – ща Ъ – твердый знак Ы – ы Ь – мягкий знак Э – э Ю – ю Я - я

Спасибо за внимание!





Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте: сформированность звуковой стороны речи; сформированность фонематических процессов; готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи; знакомство с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. умение работать со схемой слова, предложения, разрезной азбукой; владение навыками послогового чтения.
























Рекомендации по обучению грамоте детей. 1. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо это перевод звуков речи в буквы, а чтение это перевод букв в звучащую речь. 2. Знакомству и работе ребенка с буквами предшествует звуковой период обучения. 3. Играя с ребенком в звуки, полагайтесь, прежде всего, на собственный слух. 4. На протяжении всего периода обучения следует называть и звуки и соответствующие им буквы одинаково - т.е. так, как звучит звук. 5. Не смешивайте понятие звук и буква. Помните: звук мы слышим и произносим, а букву - видим и можем ее писать. 6. Знакомя с буквами, давайте только печатные образцы. 7. Максимальная продолжительность занятий для 6-7 летних детей составляет минут. 8. Будьте щедрыми на похвалу, отмечайте даже мельчайшие изменения ребенка, выражайте свою радость и уверенность в его дальнейших успехах. 9. Разумная требовательность взрослого будет только на пользу ребенку.