Обязанности библиотекаря сельской библиотеки. Должностные обязанности библиотекаря. Должностная инструкция библиотекаря

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

библиотекаря

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность библиотекаря "__________________" (далее - "Организация").

1.2. Библиотекарь назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Организации.

1.3. Библиотекарь подчиняется непосредственно ________________ Организации.

1.4. На должность библиотекаря назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.

1.5. Библиотекарь должен знать:

Постановления, распоряжения, приказы и другие руководящие, методические и нормативные документы по вопросам библиотечной работы;

Профиль и специализацию Организации;

Правила комплектования, хранения, поиска, выдачи и учета библиотечного фонда;

Систему классификации книг и правила составления каталогов;

Общегосударственную систему межбиблиотечного абонемента;

Порядок составления отчетности о работе библиотеки;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Правила по охране труда, производственной санитарии и пожарной безопасности.

1.6. В своей деятельности библиотекарь руководствуется:

Нормативными актами и методическими материалами по вопросам выполняемой работы;

Правилами внутреннего трудового распорядка;

Приказами и распоряжениями руководителя Организации и непосредственного руководителя;

Настоящей должностной инструкцией;

Правилами по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защите.

1.7. В период временного отсутствия библиотекаря его обязанности возлагаются на _____________.

2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Библиотекарь осуществляет следующие обязанности:

Обеспечивает подбор необходимой читателям общественно-политической, научно-технической, экономической и другой литературы, оперативное выполнение их заявок.

Производит выдачу литературы на абонементе и в читальном зале.

Изучает интересы и запросы читателей в целях оказания им помощи в выборе литературы.

Участвует в разработке планов комплектования библиотеки на основе изучения тематических планов книжных издательств, профиля работы организации и перспектив ее развития.

Принимает участие в организации фонда библиотеки, обработке литературы и составлении каталогов.

Ведет работу по учету, комплектованию, инвентаризации библиотечного фонда.

Обеспечивает сохранность библиотечного фонда.

Составляет списки новых поступлений литературы и рассылку их подразделениям Организации.

Осуществляет связь с другими библиотеками, обеспечивая обслуживание читателей по межбиблиотечному абонементу.

Принимает участие в научно-информационной, научно-методической работе, обработке технической и научной литературы, поступающей в библиотеку, составляет тематический и алфавитный каталог.

Принимает участие в организации тематических выставок по актуальным вопросам науки, техники и передового производственного опыта, оформлении стендов, витрин.

Подготавливает предложения, направленные на улучшение обслуживания читателей.

3. ПРАВА

Библиотекарь имеет право:

3.1. Требовать от руководства Организации оказания содействия в исполнении своих обязанностей.

3.2. Повышать свою квалификацию.

3.3. Знакомиться с проектами решений руководства Организации, касающимися его деятельности.

3.4. Представлять на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по вопросам своей деятельности.

3.5. Получать от работников Организации информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Библиотекарь несет ответственность:

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в соответствии с действующим трудовым законодательством.

4.2. За правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности, - в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством.

4.3. За причинение материального ущерба - в соответствии с действующим законодательством.

5. УСЛОВИЯ РАБОТЫ

5.1. Режим работы библиотекаря определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Организации.

5.2. В связи с производственной необходимостью библиотекарь обязан выезжать в служебные командировки (в т.ч. местного значения).

6. ПРАВО ПОДПИСИ

6.1. Библиотекарю для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи первичных и отчетных документов по вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

_____________________________ _____________ ____________________ (должность лица, составившего (подпись) (Ф.И.О.) инструкцию)

"___"__________ ___ г.

СОГЛАСОВАНО:

Юрисконсульт ____________ ___________________ (подпись) (Ф.И.О.)

"___"__________ ___ г.

С инструкцией ознакомлен: ____________ ____________________ (подпись) (Ф.И.О.)

1. Библиотекарь - должностная инструкция

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Библиотекарь относится к категории служащих.

1.2.Основной задачей библиотекаря является создание условий для использования библиотечного фонда, работа в библиотеке, предоставление читателям помощи в отборе нужных книг и документов;

1.3.Библиотекарь назначается и освобождается от должности директором по согласованию с заведующим клубом;

1.4.Библиотекарь непосредственно по своей работе подчиняется заведующему клубом;

1.5. В своей работе библиотекарь руководствуется

2. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1.На должность библиотекаря может быть принято лицо, имеющее средне-специальное образование.

2.2.Библиотекарь должен знать:

Постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов, распоряжения и приказы администрации санатория, нормативные материалы по касающейся его профессии;

Количественный и качественный состав библиотечных фондов;

Правила оказания консультативной помощи читателям в выборе книг и других документов;

Правила и порядок приема и оформления книг и других документов;

Условия и порядок хранения и транспортировки книг и других документов;

Читательские запросы при формировании библиотечного фонда;

Правила посещения библиотек;

Правила учета движения и выдачи книг читателям;

Типовые правила пользования библиотеками в Украине, разработанные в соответствии с Законом Украины "О библиотеках и библиотечном деле";

Закон Украины « Об охране труда»;

Закон Украины «О пожарной безопасности»;

Нормативные документы и акты по охране труда;

Правила и нормы охраны труда;

Правила пожарной безопасности и производственной санитарии;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Инструкции по охране труда и пожарной безопасности;

Закон Украины о гражданской обороне;

Положение о Гражданской обороне Украины;

Коллективный договор;

Основы трудового законодательства;

Должностную инструкцию.

ЗАДАЧИ И ОБЯЗАННОСТИ

Библиотекарь санатория по должностной инструкции:

3.1.Дает информацию читателям о составе библиотечных фондов;

3.2.Оказывает консультационную помощь в поисках источников информации;

3.3.Выдает во временное пользование читателям книги, документы из библиотечного фонда;

3.4.Документально оформляет выдачу книг и материалов и их прием от читателей;

3.5.Проводит читательские конференции и другие мероприятия, связанные с деятельностью библиотеки;

3.6.Оформляет документацию на получаемые книги и материалы;

3.7.Поддерживает чистоту и порядок на своем рабочем месте и в помещении библиотеки;

3.8.Соблюдает и выполняет требования правил, норм других нормативных документов по охране труда, пожарной, электро-и техногенной безопасности, промсанитарии и трудовому законодательству.

3.9.Соблюдает и выполняет требования руководящих и нормативных документов по гражданской обороне и при возникновении чрезвычайных ситуаций.

3.10.Работает над повышением своей квалификации.

3.11.Соблюдает правила внутреннего трудового распорядка, трудовую и производственную дисциплину.

3.12.Участвует в проведение санитарных часов, дней.

3.13.Обеспечивает полную сохранность вверенного ему имущества.

3.14Выполняет требования коллективного договора.

Библиотекарь обязан:

3.15.1Давать информацию о составе библиотечных фондов;

3.15.2.Оказывать консультационную помощь в поисках источников информации;

3.15.3.Выдавать во временное пользование читателям книги, документы из библиотечного фонда;

3.15.4.Документально оформлять выдачу книг и материалов и их прием от читателей;

3.15.5.Проводить читательские конференции и другие мероприятия, связанные с деятельностью библиотеки;

3.15.6.Оформляет документацию на получаемые книги и материалы;

3.15.7.Поддерживает чистоту и порядок на своем рабочем месте и в помещении

3.15.8.Качественно и своевременно выполнять возложенные на него функции в соответствии с требованиями действующего законодательства, нормативных актов, положений, инструкций и приказов руководства;

3.15.9.Соблюдать и выполнять требования правил, норм других нормативных документов по охране труда, пожарной, электро-и техногенной безопасности, промсанитарии и трудовому законодательству.

3.15.10.Соблюдать и выполнять требования руководящих и нормативных документов по гражданской обороне и при возникновении чрезвычайных ситуаций.

3.15.11.Работать над повышением своей квалификации.

3.15.12.Обеспечивать полную сохранность вверенного ему имущества, бережно относится к имуществу и оборудованию санатория.

3.15.13.Выполнять требования коллективного договора

3.15.14.Выполнять задания, полученные от заведующего педагогической частью и задания согласно утвержденному плану работы.

3.15.15.Проходить вводный по ОТ.

3.15.16.При возникновении угрозы жизни, здоровью людей немедленно извещать об этом заведующего клубом в целях принятия мер для устранения опасности возникновения пожара или стихийного бедствия, подачи сигнала ГО «Внимание всем» , принимать участие в эвакуации отдыхающих и в устранении возникшей угрозы, при этом строго соблюдая требования ТБ И ОТ.

3.15.17.Соблюдать обязанности по охране труда, предусмотренные коллективным договором и правилами внутреннего трудового распорядка.

3.15.18.Проходить в установленные сроки предварительные и периодические медицинские осмотры (не реже 1 раза в год).

3.15.19.Сотрудничать с администрацией в деле организации безопасных и невредных условий труда, лично принимать посильные меры по устранению любой производственной ситуации, создающей угрозу его жизни и здоровью или окружающих его людей и окружающей природной среде;

3.15.20.Немедленно сообщать заведующему педагогической частью о происшедших несчастных случаях на производстве и обеспечить оказание своевременной доврачебной помощи пострадавшим.

3.15.21.Сообщать заведующему клубом или специалисту по ЧС и ГЗН о предпосылках возникновения чрезвычайной ситуации на объектах.

3.15.22.Выполнять свои обязанности в составе нештатного формирования ГО санатория.

3.15.23.Знать сигналы оповещения ГО и порядок действия по ним.

3.15.24.Принимать участие в пропаганде вопросов ГО среди работников санатория.

3.15.25.Оказывать первую помощь пострадавшим.

3.15.26.Выполнять требования общих морально-этических норм.

3.15.27.Соблюдать трудовой распорядок и трудовую дисциплину.

3.15.28.Давать письменное объяснение по поводу нарушения трудовой или производственной дисциплины (прогула, появления на работе в нетрезвом состоянии или другого проступка).

3.15.29.Активно участвовать в общественной жизни коллектива.

3.15.30.Принимать участие в проведении санаторных дней (часов), субботников по благоустройству территории санатория.

4.ПРАВА

Согласно должностной инструкции библиотекарь имеет право:

4.1. При поступлении на работу получать информацию под расписку об условиях труда и наличии на его рабочем месте опасных и вредных производственных факторов, возможных последствиях на здоровье и о льготах и компенсациях за работу в таких условиях.

4.2. На общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности.

4.3. На охрану труда во время выполнения трудовых обязанностей, на получение спецодежды. Вносить предложения руководству по вопросам, связанным с его деятельностью и касающимся организации и условий его труда.

4.4. Отказаться от порученной работы, если создалась производственная ситуация, опасная для его жизни или здоровья, либо для окружающих его людей; при этом факт наличия такой ситуации при необходимости подтверждения специалистом по охране труда с участием представителя трудового коллектива.

4.5. Требовать от посетителей выполнения правил поведения библиотеки.

4.6. Вносить предложения руководству по вопросам, связанным с его деятельностью, касающимся организации и условий его труда.

4.7.Получать информацию, необходимую для выполнения своих обязанностей.

4.8.Принимать решения в пределах своей компетенции.

4.9.Требовать от начальника хозяйственного отдела создания безопасных и безвредных условий труда; обеспечения необходимыми материалами и инвентарем для выполнения своих обязанностей.

4.10.Не приступать к работе при отсутствии средств индивидуальной защиты и без обучения и соответствующего инструктажа по ОТ, пожарной и электробезопасности и производственной санитарии.

4.11.Отказаться от выполнения работы без проведения с ним учебы (инструктажа) по ОТ, а также если имеется угроза его здоровью или жизни.

5.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Библиотекарь несет ответственность за:

5.1.Ненадлежащее выполнение своих функциональных обязанностей;

5.2.Некачественную работу и ошибочные действия;

5.3.Недостоверность выдаваемых сведений;

5.4.Невыполнение или несвоевременное выполнение приказов, распоряжений администрации, постановлений и других нормативных документов санатория, предприятия, вышестоящих организаций, собственника, правительства и др. органов власти;

5.5.Низкую трудовую и исполнительную дисциплину;

5.6.Нарушение правил внутреннего трудового распорядка дня;

5.7.Нарушение правил охраны труда;

5.8.Потерю или порчу выданных для эксплуатации инструментов, материалов и других материальных ценностей;

5.9.Библиотекарь несет материальную ответственность:

За ущерб, причиненный предприятию вследствие нарушения возложенных на него трудовых обязанностей;

За ущерб, причиненный умышленным уничтожением или умышленной порчей материальных ценностей, выданных предприятием в пользование;

За ущерб, причиненный неправильным хранением материальных ценностей;

За непринятие необходимых мер к предотвращению и порчи материальных ценностей;

За ущерб, причиненный действиями, содержащими признаки деяний, преследуемых в уголовном порядке

Полном размере ущерба, причиненного по его вине санаторию за не обеспечение сохранности имущества и других ценностей, переданных ему для хранения и для других целей в соответствии с выполненной работой.

6.ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ.

6.1.Библиотекарь непосредственно подчиняется заведующему клубом, проводит работу под его руководством в соответствии с положением санатория.

6.2.В своей работе библиотекарь взаимодействует со всем коллективом санатория.

7.РАБОЧЕЕ МЕСТО

7.1. Рабочим местом библиотекаря является помещение в холле 4-го этажа пятиэтажного корпуса.

8.ОЦЕНКА РАБОТЫ

Оценка работы библиотекаря проводится завклубом на основании следующих критериев:

8.1. Надлежащее выполнение своих функций и служебных обязанностей.

8.2. Отсутствие жалоб.

8.3. Качественное ведение документации.

8.4. Правильность и полнота исполнения предоставленных ему прав.

8.5. Бережное отношение к книгам.

8.6. Соблюдение требований нормативных документов по охране труда, пожарной, электро- техногенной безопасности и промсанитарии.

8.7. Отсутствие нарушений трудовой и производственной дисциплины.

8.8.Повышение квалификации, участие в семинарах и производственных совещаниях.

Должностная инструкция библиотекаря подписывается сотрудником и руководителем предприятия.

Должностная инструкция библиотекаря необходимо согласовать и утвердить.

Скачать полный текст должностной инструкции для библиотекаря 2013 в формате WORD

2. Должностная инструкция библиотекаря 2018

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Основной задачей библиотекаря является воспитание у детей любви к книге, приобщение к лучшим образцам мировой культуры через книгу.

1.2. Оказание помощи детям, через подбор необходимой литературы, в получении прочных и глубоких знаний.

1.3. В своей работе библиотекарь руководствуется «Положением о библиотечном деле» и документами вышестоящих организаций.

1.4. В своей деятельности руководствуется Законодательством Украины, руководящими документами вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы, правилами организации библиотечного труда, учета, инвентаризации, правилами по охране труда и технике безопасности и противопожарной защите, а также правилами внутреннего трудового распорядка санатория и настоящей инструкцией.

2. ЗАДАЧИ И ОБЯЗАННОСТИ

2.1.Выполнение плана работы библиотеки, согласованного с планом работы санатория и утвержденного заведующим педагогической частью.

2.2. Своевременное материально-техническое обеспечение библиотеки, сохранность оборудования и других материальных ценностей.

2.3. Своевременная комплектация литературы, учебников и т. д. в областном библиотечном коллекторе.

2.4. Организация и качественное проведение массовых мероприятий, диспутов, библиографических обзоров, вечеров поэзии, читательских конференций.

2.5. Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, техники безопасности, противопожарной безопасности.

2.6. Библиотекарь обеспечивает учебно-воспитательного процесс и самообразование путем библиотечного и информационно-библиографического обслуживания детей, педагогов и других категорий читателей.

2.7. Библиотекарь формирует у читателей навыков независимого пользователя, обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.

2.8. Совершенствует традиционных и освоение новых библиотечных технологий.

2.9. Обслуживает читателей на абонементе и в читательском зале.

2.10. Занимается регистрацией и подшивкой периодических изданий.

2.11. Ведет индивидуальную и массовую работу с читателями.

2.12. Проводит работу с задолжниками.

2.13. Работает в тесном контакте с воспитателями и медицинским персоналом.

2.14. В своей работе руководствуется настоящей инструкцией и распоряжениями главного врача санатория и заведующего педагогической частью.

2.15. Разрабатывает перспективные и текущие планы работы библиотеки, согласовывает их с заведующим педагогической частью

2.16. Организует и проводит встречи с интересными людьми, героями труда, ветеранами ВОВ, воинами-интернационалистами, детскими творческими коллективами города, писателями, поэтами.

2.17. Оказывает помощь воспитателям в проведении отрядных и общесанаторских мероприятий, осуществляя подбор нужной методической литературы, оформляя книжные выставки.

2.18. Постоянно проводит среди детей обзор литературы, новинок литературы.

2.19. Следит за сохранностью литературы и осуществляет вместе с детьми ремонт книг и учебников.

3. ПРАВА

3.1. Принимает участие в педагогических и методических советах.

3.2.Вносит предложения по вопросам улучшения работы с детьми, а также по вопросам, связанным со своей трудовой деятельностью.

3.3. Принимает решения в связи со своей компетентностью.

3.4. Библиотекарь имеет право на свободный доступ к информации, связанной с решением поставленных перед библиотекой задач.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Библиотекарь несет ответственность:

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительной причины внутреннего трудового распорядка санатория, законных распоряжений главного врача или иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке определенном трудовым законодательством.

4.2. За причинение санаторию или участникам образовательного процесса ущерба в связи с неисполнением своих должностных обязанностей библиотекарь несет частичную материальную ответственность в порядке, установленном трудовым законодательством.

5. ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

5.1. Основы библиотечного дела, библиографии.

5.2. Основные библиотечные технологические процессы.

5.3. Формы и методы индивидуальной и массовой работы с читателями.

5.4. Передовой опыт библиотечной работы отечественных и мировых библиотек.

5.5. Правила и нормы охраны труда, производственной санитарии и противопожарной безопасности.

5.6. Правила внутреннего трудового распорядка.

6. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

6.1. Базовое высшее образование соответствующего направления подготовки (бакалавр, специалист) без предъявления требований к стажу работы.

6.2. Должен владеть эффективными формами и методами работы с детьми.

7. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ

7. 1. Назначается и освобождается от занимаемой должности главным врачом санатория по согласованию с заведующим педагогической частью.

7.2. Подчиняется непосредственно заведующему педагогической частью.

Заведующий педагогической частью. Ознакомлена.

(Назад) (Cкачать работу)

Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

В обязанности монастырского библиотекаря того времени входило не только сохранение фонда и выдача книг, но и воспитания у детей культуры чтения, помощи им в усвоении прочитанного, научении бережному отношению к книге, организации коллективного чтения вслух.

Позже из монастырских библиотек эти методы по руководству чтением подрастающего поколения перейдут в практику школ и школьных библиотек.

Во второй половине XV в. появляется первая печатная книга для детей «Азбука», составленная первопечатником Иваном Фёдоровым и изданная в 1574г. Азбука, латинская грамматика да Псалтырь, рукописные или отпечатанные с лубочных досок, составляют главный свод детских книг в древнерусский период.

К концу XVII в. круг детского чтения значительно расширяется, у учащихся появляется возможность пользоваться учебными библиотеками в стенах светских специальных школ, главных народных училищ, но их было ещё очень мало.

Признаки более активного развития педагогики детского чтения прослеживаются в XVIII веке. Реализуется попытка целенаправленного и систематического воздействия на воспитание и образование юного поколения с помощью создаваемой литературы для детей. Библиотеку стали рассматривать как неотъемлемую часть учебного заведения и как самостоятельное учреждение, предназначенное для распространения просвещения и организации чтения учащихся.

В XIX в. в связи с развитием образования увеличилось количество библиотек при учебных заведениях. К работе в библиотеках привлекают выдающихся деятелей отечественной науки и культуры, которые не только внесли огромный вклад в её развитие, но и проявили себя за годы работы как талантливые библиотекари. Это и И.И. Тауберт, К.М. Бэр, И.А. Крылов, А.А. Куник, И.И. Срезневский, А.Б. Бычков и др. действительные члены Академии наук; и П.И. Рычков, Ф.Ф. Рейс, Н.И. Гнедич и др. – члены-корреспонденты Академии наук; и П.З. Кондоиди, А.И. Лужков, А.Н. Оленин, М.Н. Загоскин, М.А. Корф и др. – почётные члены Академии наук. Деятельность названных библиотекарей в немалой степени содействовала росту популярности библиотек и библиотечной профессии.

Многие библиотекари способствовали поиску новых, более совершенных форм и методов библиотечной работы, чем значительно обогатили библиотечную теорию. Библиотекари строили новые здания, собирали ценнейшие коллекции, как правило, передавали в фонды свои личные библиотеки, создавали классификационные системы, разрабатывали такие технологии обслуживания читателей, которые сохранились до сих пор. Многим даже не известен такой факт – формуляр, которым мы пользуемся «всю жизнь», придумал И.А. Крылов. Были изданы классификации А.Н. Оленина и К.М. Бэра, правила, отчёты и каталоги научных и публичных библиотек, речи и доклады при их открытии.

Специальной подготовки библиотекарей ещё не велось. Главное внимание уделялось обоснованию значения библиотечной специальности и требований к библиотекарю.

Значительные возможности в реализации теоретических и методических основ руководства чтением подрастающих поколений появились с открытием специальных детских библиотек. В 1870г. была открыта детская библиотека для чтения в Петербурге и детская библиотека в Кронштадте. Они были платные, с ограниченным числом читателей. А книговед, библиограф А.Д. Торопов на средства, собранные по подписке, открыл в 1878г. первую библиотеку для детей в Москве. В 1900-е гг. по инициативе частных лиц открываются детские библиотеки-читальни в Кишинёве, Костроме, Одессе, Благовещенске, Перми, Нижнем Новгороде.

Первые детские библиотеки возглавляли педагоги-энтузиасты – М.В. Бередникова, А.К. Покровская (в Москве), Д.Ю. Добрая (в Киеве), Х.Д. Харжевская (в Кишинёве) и др. Они создавали комиссии или комитеты при библиотеках, которые определяли программу их деятельности. Деятельность первых детских библиотекарей была основана на прогрессивных идеях известных педагогов, методистов-словесников, библиографов.

Первые детские библиотеки, несмотря на свою малочисленность, к 1911г. их было всего 23, оказали большое влияние на становление библиотечной специальности. Здесь было использовано много интересных методов и форм работы. Такие формы, как рассказывания, чтение вслух, драматизации, книжные выставки, беседы о книгах, экскурсии, кружки читателей получили в дальнейшем широкое распространение в деятельности библиотек по работе с детьми. Особое значение библиотекари-педагоги предавали изучению читателей. В этих целях они использовали методы наблюдения, беседы о прочитанном, анализ устных и письменных отзывов о прочитанном, анкеты. Всё это позволяло выявить содержание и характер чтения молодого поколения, их отношения к литературе разных видов и жанров, к творчеству конкретных писателей.

К концу XIX в. не только сформировались основные направления деятельности библиотекарей, работающих с подрастающим поколением, но и были накоплены значительные данные, позволяющие сформулировать новые требования к профессиональной подготовке кадров. Конкретное научное обоснование получает идея использования литературы в развитии личности растущего человека. Эта идея охватывает различные направления деятельности библиотекарей: организацию фондов и справочно-библиографического аппарата библиотек, формирование круга чтения, изучение читателей, использование активных форм и методов работы с ними. Конкретное обоснование получила и идея совместной деятельности учителей, библиотекарей и семьи в воспитании детей как читателей. Библиотекари почувствовали явную необходимость в основательных педагогических, психологических, филологических, библиографических и библиотечных знаниях.

С появлением бесплатных народных библиотек и библиотек-читален, публичных библиотек в губерниях и уездах основными их читателями становились дети и подростки. В большинстве своём в этих библиотеках трудились: учителя – 84,2%, писари – 3,8%, лица духовного сана – 3,1%, совмещающие свою работу в библиотеках. Лишь 1,4% из них работали только библиотекарями, имея практическую и самообразовательную подготовку. Проблема в увеличении штата стала решаться также и за счёт «вольнотрудящихся» женщин. Это были образованные дворянки, часть которых жила на жалование, получаемое в библиотеке, но были и такие, которые отказывались от него.

Рост изданий книг для детей, периодики, появление первых детских библиотек, интенсивная деятельность энтузиастов-библиотекарей по организации чтения – всё это способствовало подъёму библиотечной работы с подрастающим поколением. Большую роль в профессиональном становлении библиотекарей имели разработки теоретических и практических проблем библиотечной работы с детьми Л.Б. Хавкиной, В.А. Зеленко, утвердившего понятие «руководство детским чтением». На развитие теории и практики библиотечно-библиографического образования большое влияние оказали идеи Н.А. Рубакина.

Возможные пути, методы, содержание профессиональной подготовки кадров библиотек обосновала Л.Б. Хавкина. По её инициативе в 1913г. в Москве открываются первые библиотечные курсы при народном университете им. А.Л. Шанявского. А в 1918г. было положено начало дифференцированной подготовке кадров для библиотечной работы с подрастающим поколением – открытием в Петербурге первого в стране высшего учебного заведения для подготовки культурно-просветительных и библиотечных кадров, Института внешкольного образования (ныне Санкт-Петербургский университет культуры и искусств). В 1930г. создаётся Московский библиотечный институт, где появилась самостоятельная специальность – «библиотековедение детских библиотек». С его созданием расширились возможности для дифференцированной подготовки кадров для детских и школьных библиотек.

В последующие годы в России складывается система профессионального образования библиотечных специалистов по работе с детьми, включающая подготовку специалистов средней квалификации – в училищах культуры и искусства, библиотечных техникумах и высшей – в вузах культуры. Определились квалификации, содержание образования, методика теоретической и практической подготовки.

С первых лет советской власти библиотеки попали в административно-командные тиски, их фонды опустошались «чистками», из

директор МБОУ « Актанышская средняя

общеобразовательная школа №1» (Р.Ф.Гиздатуллина)

Должностные обязанности

БИБЛИОТЕКАРЬ (ЗАВЕДУЮЩИЙ БИБЛИОТЕКОЙ)

Должностная инструкция школьного библиотекаря

МБОУ «АКТАНЫШСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 »

Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно- квалификационных характеристик заведующего библиотекой и библиотекаря согласованных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 1 февраля 1995 г. № 8 и направленных для руководства в работе Министерства образования Российской Федерации от 4 августа 1995г. №58-М

1.2 Библиотекарь (заведующий библиотекой) назначается и освобождается от должности директором школы.

1.3 Библиотекарь должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или общее среднее образование, курсовую подготовку и стаж работы в должности библиотекаря не менее трех лет.

1.4 Библиотекарь подчиняется непосредственно заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе.

1.5. В своей деятельности библиотекарь руководствуется законодательством Российской Федерации о культуре, образовании и библиотечном деле; постановлениями Правительства Российской Федерации, определяющими развитие культуры; руководящими документами вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы; правилами организации библиотечного труда, учета, инвентаризации; правилами по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите, а также Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка школы и настоящей Инструкцией.

2. Функции

Основными направлениями деятельности библиотекаря являются:

2.1. Информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса в школе.

2.2.Пропаганда чтения как формы культурного досуга.

3. Должностные обязанности

Библиотекарь выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Организует работу библиотеки школы, формирование, обработку и систематизированное хранение библиотечного фонда.

3.2. Составляет каталоги, картотеки, указатели, тематические списки и обзоры литературы.

3.3.Обслуживает обучающихся и работников школы на абонементе, организует и проводит связанную с этим информационную работу (выставки, витрины и другие мероприятия по пропаганде книги), осуществляет подбор литературы по заявкам читателей.

3.4. Ведет учет работы библиотеки и представляет установленную отчетность.

3.5. Принимает книжные фонды на ответственное хранение по акту и разовым документам и ведет соответствующий учет, участвует в инвентаризации книжных фондов, списании устаревшей и ветхой литературы по установленным правилам и нормам.

3.6.Принимает в установленном порядке меры к возмещению ущерба, причиненного книжному и иным фондам библиотеки по вине читателей (пользователей) и в связи с недостачей, утратой или порчей книг.

Устанавливает и поддерживает связи с другими библиотеками, организует межбиблиотечный обмен.

3.8. Оформляет подписку школы на периодические издания и контролирует их доставку.

3.9.Принимает меры к обеспечению библиотеки необходимым оборудованием.

3.10. Организует читательские конференции, литературные вечера и другие массовые мероприятия.

3.11.Соблюдает правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите; следит за надлежащим санитарным состоянием помещений и фондов библиотеки.

4. Права

Библиотекарь имеет право:

4.1.Давать обязательные для исполнения указания обучающимся и работникам школы по вопросам, касающимся соблюдения правил пользования библиотечными фондами.

4.2. Контролировать и направлять работу уборщика служебных помещений и рабочего по обслуживанию к текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования в помещениях библиотеки.

5. Ответственность

5.1.За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за не использование предоставленных прав, библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

5.2.За причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей библиотекарь несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

Библиотекарь несет полную материальную ответственность в случае недостачи, утраты или порчи книг, принятых на хранение на основании письменного договора о полной материальной ответственности, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Библиотекарь:

6.1. Работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы.

6.2. Может привлекаться по распоряжению заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе к экстренной замене временно отсутствующих учителей и воспитателей в пределах нормальной продолжительности своего рабочего времени с дополнительной почасовой оплатой педагогической работы.

6.3.Получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.4.Работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся (лицами, их заменяющими); систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.

С инструкцией ознакомлена___________________Н.М.Хисамова

Утверждаю

Директор МОУ «Асановская СОШ»

_________________ Н.И.Чумаков 08.01.2007

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ БИБЛИОТЕКАРЯ

МОУ «Асановская СОШ»

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Должностные обязанности этой категории работников определяются на основании «Тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым должностям служащих», утвержденных постановлениями Министерства труда РФ от 10.10.92 № 30 и от 20.01.94 № 7, и «Тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений образования РФ - приказ № 463/1268 МОРФ и Государственного комитета РФ по высшему образованию от 31.08.95.

1.2. Библиотекарь относится к категории специалистов, назначается и освобождается от должности по приказу директора школы на основании заявления.

1.3. Подчиняется непосредственно директору школы и заместителю директора по учебно-воспитательной работе.

1.4. На должность библиотекаря:

- 2-й категории назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы, или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) не менее 3 лет;

- 11-й разряд (ведущий библиотекарь) - высшее профессиональное образование и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) 1-й категории не менее 3 лет.

1.5. В своей работе руководствуется:

- Конвенцией ООН о правах ребенка;

- нормативно-методическими документами Правительства РФ

- Уставом школы и Правилами внутреннего трудового распорядка;

- трудовым договором;

- приказами и распоряжениями директора школы;

- настоящей должностной инструкцией.

1.6. Библиотекарь должен знать:

- Конвенцию ООН о правах ребенка;

- инструкцию по охране жизни и здоровья детей;

- Правила внутреннего трудового распорядка;

- основы библиотечного дела, библиографии

- основные библиотечные технологические процессы;

- формы и методы индивидуальной и групповой работы с детьми;

- режим образовательного учреждения;

- Правила техники безопасности и противопожарной защиты.

2. ФУНКЦИИ

На библиотекаря возлагаются следующие функции:

2.1. Обеспечение библиотечных процессов библиотеки дошкольного учреждения (комплектование, обработка библиотечного фонда, организация и использование каталогов и других элементов справочно-библиографического аппарата, учет, организация и хранение фонда библиотеки).

Должностная инструкция библиотекаря

Обслуживание юных читателей библиотеки, педагогических работников и родителей, предоставление необходимой литературы.

2.3. Использование научных методов и передового опыта в области библиотечной деятельности.

3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Для выполнения возложенных на него функций библиотекарь обязан:

3.1. Вести читательские формуляры и обслуживать педагогических и других работников школы, учащихся и их родителей.

3.2. Организовать и проводить:

- встречи-беседы с учащимися по вопросам бережного отношения к книгам;

- экскурсии с детьми в другие библиотеки;

- тематические выставки согласно плану работы библиотеки и школы с учетом задач опытно-экспериментальной деятельности;

- занятия с детьми по ремонту и реставрации старых книг;

- консультативную работу и беседы с учителями и родителями учащихся по вопросам:

- формирования читательских вкусов и предпочтений, на основе русской культуры и классической русской литературы

- навыков бережного отношения к книгам у учащихся

3.3. Планировать и осуществлять работу библиотеки школы в соответствии с программой эксперимента.

3.4. Принимать участие:

в Совете педагогов, районных методобъединениях по данному направлению деятельности;

- в разработке и реализации программы развития библиотеки, планов библиотечного обслуживания участников учебно-воспитательного процесса в школе;

- в общих мероприятиях, проводимых в школе;

3.5. Пополнять фонд библиотеки школы литературой и необходимыми учебно-методическими

пособиями.

3.6. Вести необходимую учетно-отчетную документацию.

4. ПРАВА

Библиотекарь имеет право:

4.1. Требовать от администрации создания условий для выполнения своих должностных обязанностей.

4.2. На социальные гарантии и льготы, установленные законодательством РФ.

4.3. На ежегодный оплачиваемый отпуск.

4.4. Повышать свою квалификацию.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

5.1. Библиотекарь несет ответственность:

- за совершенные в процессе осуществления своей трудовой деятельности правонарушения в пределах, определяемых действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ;

- за причинение материального ущерба в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством РФ.

5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений руководителя школы, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических требований к организации жизнедеятельности учащихся школы, библиотекарь привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством.

6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ

Библиотекарь:

6.1. Работает в режиме нормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы.

6.2. Самостоятельно планирует свою работу; план работы, утверждается директором школы работе.

6.3. Предоставляет заместителю директора по учебно-воспитательной работе письменный отчет о своей деятельности.

6.4. Получает информацию от заместителя директора по учебно-воспитательной работе информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.

6.6. Подотчетен заместителю директора по учебно-воспитательной работе и Совету педагогов.

С должностной инструкцией ознакомлен(а):_______________________

Библиограф

———————————— (наименование организации) УТВЕРЖДАЮ ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ——————————— (наименование должности) 00.00.0000 N 000 ——— ——————— (подпись) (инициалы, фамилия) Библиографа 00.00.0000

1.1. Библиограф относится к категории специалистов.

1.2. На должность:

— библиографа принимается лицо, имеющее среднее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) без предъявления требований к стажу работы;

— библиографа II категории принимается (переводится) лицо, имеющее высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности библиографа (библиотекаря) не менее 3 лет;

— библиографа I категории принимается (переводится) лицо, имеющее высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности библиографа (библиотекаря) II категории не менее 3 лет;

— ведущего библиографа принимается (переводится) лицо, имеющее высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности библиографа (библиотекаря) I категории не менее 3 лет.

1.3. Библиограф должен знать:

— законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие развитие в сферах библиотечного и архивного дела;

— структуру библиотеки;

— основы библиотечного дела, библиографии, информационной работы;

— методические документы в области библиографии и информатики;

— книжный фонд и справочно-библиографический аппарат библиотеки;

— достижения библиографической и информационной работы отечественных и зарубежных библиотек;

— основы трудового законодательства;

— Правила внутреннего трудового распорядка;

— правила и нормы охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

— ______________________________________________________________________.

1.4. Библиограф в своей деятельности руководствуется:

— Положением о _______________________________________________________; (наименование структурного подразделения, в штат которого входит библиограф)

— настоящей должностной инструкцией;

— ____________________________________________________________________. (иные акты и документы, непосредственно связанные с трудовой функцией библиографа) 1.5. Библиограф подчиняется непосредственно __________________________. (наименование должности руководителя)

1.6. В период отсутствия библиографа (отпуска, болезни, пр.) его обязанности исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.

Реймер стал библиотекарем

Библиограф относится к профессиональной квалификационной группе «Должности работников культуры, искусства и кинематографии ведущего звена» (Приказ Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 570) <1>.

———————————

<1> Для должностной инструкции работника бюджетного учреждения.

1.8. ___________________________________________________________________.

2. Функции

2.1. Организация справочно-библиографического аппарата библиотеки.

2.2. Справочно-библиографическое и информационное обслуживание читателей.

3. Должностные обязанности

Библиограф исполняет следующие обязанности:

3.1. Осуществляет работы по организации справочно-библиографического аппарата библиотеки в традиционном и автоматизированном режиме.

3.2. Выполняет справочно-библиографическое и информационное обслуживание читателей.

3.3. Принимает участие в подготовке библиографических материалов и пособий, методических документов.

3.5. Ведет индивидуальное и групповое информирование абонентов о новой литературе.

3.6. _________________________________________________________________. (другие обязанности)

4. Права

Библиограф имеет право:

4.1. Участвовать в совещаниях по организационным вопросам.

4.3. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.

4.4. Требовать от руководства учреждения (организации) оказания содействия в исполнении его должностных обязанностей и реализации прав.

4.5. _________________________________________________________________. (другие права)

5. Ответственность

5.1. Библиограф привлекается к ответственности:

— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;

— за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, — в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

— за причинение ущерба учреждению (организации) — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. ___________________________________________________________________.

6. Заключительные положения

6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Квалификационной характеристики должности «Библиограф» (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии», утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 30 марта 2011 г. N 251н), ___________________________________. (реквизиты иных актов и документов) 6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора). Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается ____________________________________________________________ (росписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой ___________________________________________________________________________ частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с должностными ___________________________________________________________________________ инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся __________________________________________________________________________. у работодателя; иной способ)

6.3. ___________________________________________________________________.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор СГБОУПО

«Севастопольский

медицинский колледж

им. Ж. Дерюгиной»

«________». «_______________»20___г.

Должностная

инструкция

библиотекаря

СГБОУПО «Севастопольский медицинский

колледж имени Жени Дерюгиной»

Севастополь

    Общие положения.
Библиотекарь назначается и освобождается от должности директором колледжа, подчиняется непосредственно заведующему библиотекой. Библиотекарь должен знать: законы и иные нормативные Российской Федерации, определяющие развитие в сферах библиотечного и архивного дела; основы библиотечного дела, ; основные библиотечные технологические процессы; формы, методы индивидуальной и массовой работы с читателями; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и , владеть свободными пользовательскими навыками работы с компьютером. Требования к квалификации:

Ведущий библиотекарь – высшее (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) 1 категории не менее 3 лет.

Библиотекарь 1 категории – высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) 2 категории не менее 3 лет

Библиотекарь 2 категории – высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) не менее 3 лет.


Библиотекарь – среднее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) или среднее (полное) общее образование без предъявления требований к стажу работы.

В своей деятельности библиотекарь руководствуется по культуре, образованию и библиотечному делу; постановлениями Правительства Российской Федерации, определяющими развитие культуры; руководящими документами вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы; правилами организации библиотечного труда, учета, инвентаризации; правилами по охране труда, и противопожарной защите, а также Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка колледжа, Положением о библиотеке СГБОУПО «Севастопольский медицинский колледж имени Жени Дерюгиной» и настоящей Инструкцией. Функции. Содействие организации работы библиотеки как образовательного, информационного и культурного учреждения. Помощь заведующему библиотекой в обеспечении учебного и учебно-воспитательного процесса средствами библиотечного и информационно-библиографического обслуживания обучающихся, педагогов и других категорий пользователей; Содействие формированию у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации; Участие в совершенствовании традиционных и освоение новых библиотечных технологий.

3. Должностные обязанности.

Библиотекарь выполняет следующие должностные обязанности:

Ведет учет проделанной работы; ведет библиотечную документацию и несет ответственность за ее достоверность:

    тетради замены документов, принятых взамен утерянных читательских формуляров статистики посещений библиотеки учет книговыдачи
на основе изучения состояния фонда и читательского спроса участвует в формировании библиотечного фонда в соответствии с общеобразовательного учреждения:
    подает предложения о приобретении учебных, научно-познавательных и художественных документов; участвует в заказе учебных и методических документов, содействует пополнению недостаточно количественно укомплектованных фондов учебников и участвует в пополнении фонда аудиовизуальными документами (АВД) (документами, содержащими изобразительную и (или) звуковую и текстовую информацию, воспроизводимую с помощью технических средств) при наличии средств в образовательном учреждении;
участвует в сохранности и комплектовании библиотечного фонда:
    осуществляет техническую обработку полученных документов; обеспечивает систематико-алфавитную расстановку документов; обеспечивает надлежащий контроль за выносом выданных читателям документов; поддерживает предусмотренные меры по сохранности библиотечного фонда: проводит профилактические беседы с читателями, принимает меры для своевременного возврата документов (работает с должниками (и их кураторами) по возврату книг в библиотеку, составляет списки с указанием инвентарных номеров, авторов и названий книг, которые не сданы в библиотеку). участвует в создании фонда особо ценных документов; в часы для внутренней работы и в санитарные дни проверяет правильность расстановки фонда, осуществляет просмотр документов для выявления устаревших, утративших научно-познавательную ценность и не используемых читателями книг, а также ветхих и нуждающихся в ремонте и реставрации; содействует проведению периодических проверок фонда согласно приказу, подписанному директором учреждения; обеспечивает требуемый режим хранения и физической сохранности библиотечного фонда, принимает меры противопожарной безопасности;
участвует в библиотечном и информационно-библиографическом обслуживании на абонементе, в читальном зале, в учебных кабинетах образовательного учреждения; способствует популяризации лучших ; обеспечивает знакомство учащихся с минимумом библиотечно-библиографических знаний: с правилами пользования библиотекой, расстановкой фонда, справочно-библиографическим аппаратом, знакомит со списками рекомендуемых документов по учебным предметам; содействует организации современного интерьера, выполняет отдельные художественно-оформительские работы, создает благоприятные условия для обслуживания читателей; при наличии компьютера содействует внедрению новых ; поддерживает в библиотеке соответствующий санитарно-гигиенический режим; выполняет отдельные поручения профессионального характера. Права.

Библиотекарь имеет право:


участвовать в планировании работы библиотеки исходя из общего плана работы колледжа; принимать участие в работе семинаров и совещаний, непосредственно связанных со спецификой его деятельности; на периодическое повышение квалификации; на защиту профессиональной чести и достоинства; давать обязательные для исполнения указания обучающимся и работникам колледжа по вопросам, касающимся соблюдения правил пользования библиотекой; знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения; знакомиться с изменениями, вносимыми в его , и реагировать на них. Ответственность. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка колледжа, законных распоряжений директора и иных локальных , должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав, библиотекарь несет в порядке, определенном трудовым законодательством. За причинение колледжу или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей библиотекарь несет частичную в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством. Взаимоотношения. Связи по должности. работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели, и утвержденному директором колледжа; получает от заведующего библиотекой информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами; работает в тесном контакте с преподавателями, родителями обучающихся (лицами, их заменяющими); систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками колледжа; отчитывается о своей работе перед заведующим библиотекой в устной форме по исполнению должностных обязанностей и в письменной форме в виде о работе за каждый учебный год.

Зав. библиотекой ____________ «___.____.20___г.»

С инструкцией ознакомлена ____________ «___.____.20___г.»

Должностная инструкция главного библиотекаря [наименование организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями , Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 25.11.1992 г. N 43 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников культуры Российской Федерации", приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.03.2011 г. N 251н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии" и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Главный библиотекарь относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя].

1.2. На должность главного библиотекаря принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование [библиотечное, культуры и искусства, педагогическое] и стаж работы в должности ведущего библиотекаря (библиографа) не менее 3 лет, в должности библиотекаря 1 категории - не менее 5 лет.

1.3. Во время отсутствия главного библиотекаря его должностные обязанности выполняет [должность].

1.4. Главный библиотекарь должен знать:

Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие научно-производственную или научную деятельность библиотеки;

Устав библиотеки;

Теорию и практику библиотечного дела, тенденции его развития;

Технологию библиотечных процессов;

Теоретические и практические методы обработки и получения информации с использованием современных технологий;

Основы менеджмента, трудового законодательства;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Правила по охране труда и пожарной безопасности.

2. Должностные обязанности

На главного библиотекаря возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Ведение самостоятельного участка работы по одному или нескольким направлениям деятельности библиотеки.

2.2. Осуществление руководства функциональной группой, комплексом научно-производственной работы группы, в случае необходимости, замена работников группы на любом участке работы.

2.3. Организация научно-производственной работы группы, распределение и перераспределение научно-производственных обязанностей работников группы.

2.4. Принятие непосредственного участия в производственных процессах, обеспечение их качества и эффективности на основе широкого использования современных технологий, прогрессивных форм организации труда, научно-обоснованных нормативов, изучения передового опыта (отечественного и зарубежного).

2.5. Осуществление контроля за выполнением научно-производственного плана группы.

2.6. Участие в разработке и реализации текущих и перспективных планов (проектов, программ) группы и библиотеки в целом, библиотечных нормативных документов, положений, стандартов и технологий.

2.7. Участие в научных исследованиях в соответствии с направлением деятельности работы, а также в реализации результатов исследований.

2.8. Принятие участия в работах, связанных с маркетинговыми исследованиями в области формирования и использования ресурсов библиотеки, состава читателей, спроса на библиотечные услуги.

2.9. Участие в системе непрерывного образования и повышения квалификации библиотечных работников.

2.10. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Главный библиотекарь имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. Вносить на рассмотрение директора (заведующего) библиотеки предложения по совершенствованию работы, связанной с исполнением обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией.

3.3. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.4. Получать от руководителей структурных подразделений библиотеки (специалистов) информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Требовать от директора (заведующего) библиотеки оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

3.6. Знакомиться с проектами приказов руководства, касающимися его деятельности.

3.7. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Другие права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.

4. Ответственность

Главный библиотекарь несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа]

Руководитель кадровой службы:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[должность]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]