Истребитель су 35 в снаряженном состоянии. Авиация россии. Технические характеристики военного истребителя

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.

Поступит на вооружение военно-воздушных сил не ранее 2015-16 годов. В течение некоторого времени после принятия на вооружение количество этих самолетов в ВВС будет незначительным и они не смогут оказать большое влияние на общее состояние и возможности вооруженных сил. В связи с этим было принято решение о дополнительных закупках истребителей другого типа, призванных стать временной мерой в ожидании достаточного количества Т-50.

В качестве наиболее современного и совершенного самолета, призванного обеспечить боеспособность ВВС в течение ближайших лет, был выбран .

До 2015 года Комсомольский-на-Амуре авиационный завод должен построить и передать в войска 48 самолетов Су-35С. К настоящему времени построено, по разным данным, 10-12 машин. Кроме того, в планах на текущий 2013 год значится строительство 12 новых самолетов.

Такой же план определен на 2014 год, а в 2015-м авиастроители из Комсомольска-на-Амуре должны построить 15 истребителей. Официальные лица несколько раз упоминали, что после завершения работ по текущему контракту возможен новый заказ на 48 истребителей Су-35С. По понятным причинам, пока не до конца ясно, будет ли подписан второй контракт.

Су-35С с номером 01413 в цехе окончательной сборки КнААПО, г.Комсомольск-на-Амуре.

Началу строительства истребителей Су-35С предшествовала длительная эпопея с разработкой нового самолета семейства . Разработка истребителя с индексом Су-27М, который в дальнейшем получил новое обозначение Су-35, началась еще в середине восьмидесятых годов прошлого века. Главным отличием обновленного Су-27 от базовой машины стало применение нескольких новых технических и технологических решений, а также широкое использование современной на тот момент радиоэлектронной аппаратуры, в том числе и цифровой.

В 1988 году в небо впервые поднялся опытный образец Т-10М-1, переоборудованный из серийного Су-27. До 1994 года фирма «Сухой» и Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение построили 12 прототипов самолета Су-27М/Су-35 и регулярно показывали эти машины на авиасалонах, ожидая получить экспортные контракты.

В 1995 году стартовало серийное производство истребителей Су-35, результатом которого стали всего три самолета. Ввиду отсутствия каких-либо заказов в 1997 году проект Су-27М/Су-35 был закрыт. Некоторые наработки по этому проекту использовались при создании новых самолетов семейства Су-27.

Первый прототип Су-27М — Т-10М-1 борт №701 в Музее ВВС в Монино, начало 1990-х годов

Современная история самолета Су-35 началась в 2005 году , когда было принято решение переработать имеющийся проект и запустить серийное производство обновленного истребителя. Изначально обновленный вариант проекта обозначался как Су-35БМ, но в дальнейшем, с началом серийного строительства, истребители стали именовать Су-35С. При переработке имевшегося проекта предполагалось кардинально обновить радиоэлектронное оснащение самолета и довести его возможности до уровня поколения «4++». Кроме того, в проекте использовали некоторые элементы и наработки, свойственные следующему поколению истребителей.

По своей конструкции истребитель Су-35С является типичным представителем семейства . Планер нового самолета делался на основе предыдущего проекта, однако претерпел некоторые изменения. В первую очередь необходимо отметить усиление планера, проведенное с целью увеличения его ресурса. По имеющимся данным, ресурс планера составляет 6000 часов, что позволит эксплуатировать истребители в течение 30 лет. Некоторые агрегаты планера самолета Су-35С отличаются от соответствующих деталей как Су-27, так и Су-35 первой версии.

В ходе создания проекта Су-35БМ/Су-35С конструкторы фирмы «Сухой» изменили некоторые детали фюзеляжа, крыла и оперения. Так, Су-35С имеет вертикальное оперение, отличающееся от килей предыдущих машин. Кроме того, новый истребитель лишился тормозного щитка на верхней стороне фюзеляжа. В качестве воздушного тормоза теперь используются кили, синхронно отклоняемые наружу.

Первый прототип оригинальной сборки КнААПО — Т-10М-3 / Су-35 борт №703 на авиашоу МАКС-1995, Раменское, август 1995 г.

Самолеты Су-35С оснащаются двумя ТРДДФ АЛ-41Ф1С, разработанными НПО «Сатурн». Эти двигатели способны развивать форсажную тягу до 14500 кгс, а также оснащены системой управления вектором тяги. Это дает самолету высокие летные и маневренные характеристики. Кроме того, для электроснабжения ряда систем самолет оснащается вспомогательной газотурбинной силовой установкой ТА14-130-35 мощностью 105 кВт.

Двигатели АЛ-41Ф1С обеспечивают самолету высокую тяговооруженность. При нормальном взлетном весе около 25,3…25,5 тонны значение тяговооруженности превышает 1,1. В случае максимального взлетного веса (34,5 т) этот параметр сокращается до 0,76.

При таких показателях самолет Су-35С имеет высокие летные характеристики. Он способен развивать скорость до 2500 км/ч на высоте и 1400 км/ч у земли. В ходе испытаний установлено, что истребитель без использования форсажа может разгоняться до скоростей свыше 1300 км/ч. Су-35С имеет практический потолок не менее 18 км и максимальную дальность полета с подвесными топливными баками около 4500 км.

Су-35С оснащается современным комплексом радиоэлектронного оборудования, в состав которого включены самые новые разработки соответствующих предприятий. Основа комплекса БРЭО – радиолокационная станция с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 «Ирбис», созданная НИИ приборостроения им. В.В. Тихомирова. Антенная решетка этой станции состоит из 1772 модулей, что обеспечивает работу в нескольких режимах: обнаружение и сопровождение целей, а также картографирование местности.

В зависимости от параметров цели, РЛС Н035 «Ирбис» может находить ее на дальности до 400 км. РЛС способна сопровождать до 30 воздушных и 4 наземных целей или обеспечивать атаку 8 воздушных и 2 наземных целей одновременно.

В дополнение к РЛС самолет Су-35С получил оптико-локационную станцию ОЛС-35. Эта станция может производить обнаружение целей в оптическом и тепловизионном диапазонах. Кроме того, в составе ОЛС-35 имеется лазерный дальномер. По имеющимся данным, оптико-локационная станция способна находить летательные аппараты, не использующие форсаж, на дальностях до 90 км, в зависимости от взаимного положения истребителя и цели. Максимальная дальность, измерение которой возможно при помощи лазерного дальномера, достигает 30 километров. Станция ОЛС-35 может одновременно сопровождать до четырех целей.

Как и предыдущие самолеты семейства Су-27, новый Истребитель Су-35С оснащается электродистанционной системой управления. Также в состав радиоэлектронного оборудования истребителя входит аппаратура постановки активных помех.

Самолет Су-35С борт №09 красный на авиабазе Шагол/Челябинск во время перегона с КнААПО, 8 февраля 2013 г.

Встроенное вооружение истребителя Су-35С состоит из одной 30-мм автоматической пушки ГШ-30-1 с боекомплектом 150 снарядов. Ракеты и бомбы подвешиваются на пилонах под крылом и фюзеляжем. 8 точек подвески располагаются под крылом, еще 4 – под фюзеляжем. На всех узлах внешней подвески самолет может нести управляемые ракеты «воздух-воздух» нескольких типов.

Управляемые и неуправляемые ракеты класса «воздух-поверхность» могут подвешиваться лишь на шести узлах. Также для поражения наземных целей предлагается использовать корректируемые и неуправляемые бомбы различных калибров.

Летом 2007 года завершилась сборка первого прототипа самолета Су-35БМ/Су-35С. 19 февраля следующего года этот истребитель впервые поднялся в воздух под управлением летчика-испытателя С. Богдана. Всего было построено три летных прототипа, но только два из них участвовали в испытаниях. В апреле 2009 года третий опытный самолет потерпел аварию во время скоростной пробежки. Причиной инцидента оказался отказ системы управления двигателями.

Су-35С борт №04 красный с ракетами Х-31 в Раменском, февраль 2013 г.

В августе 2009 года, в ходе авиасалона МАКС-2009, министерство обороны и Объединенная авиастроительная корпорация подписали контракт на поставку 48 истребителей Су-35С до 2015 года. Работы по выполнению заказа военного ведомства начались через несколько месяцев после подписания контракта, осенью 2009 года.

Первый серийный истребитель поднялся в воздух в начале мая 2011 года. В августе того же года два опытных и первый серийный самолет были переданы в 929-й Государственный летно-испытательный центр ВВС для проведения государственных совместных испытаний. Уже первый этап испытаний подтвердил заявленные характеристики самолета.

К настоящему времени, включая опытные образцы, построено не более 12-15 истребителей Су-35С. В августе этого года появились сообщения, согласно которым уже этой осенью ВВС получат 12 новых самолетов. Новые истребители отправятся служить на авиабазу Дземги (Комсомольск-на-Амуре). По разным оценкам, в настоящее время на различных стадиях производства находится до восьми истребителей. Вероятно, они поступят на испытания и будут переданы военно-воздушным силам лишь в следующем году.



Су-35С серийный №01-06. Аэродром КнААПО Дземги, г.Комсомольск-на-Амуре.

Конкретные данные о характеристиках и боевых возможностях нового истребителя Су-35С по понятным причинам отсутствуют. Тем не менее, уже опубликованные сведения позволяют делать некоторые предположения. Новейшее бортовое радиоэлектронное оборудование отечественного производства позволит самолету эффективно находить и атаковать воздушные или наземные цели. Высокие летные данные тоже положительно скажутся на боевом потенциале истребителя.

Нередко встречаются оценки, согласно которым самолет Су-35С по ряду параметров может сравниться с испытываемым в настоящее время истребителем Т-50. Трудно говорить, насколько такие оценки соответствуют действительности, поскольку большое количество информации об этих проектах засекречено.

Вне зависимости от результатов сравнения истребителя Су-35С с новейшим Т-50 можно говорить о превосходстве первого над самолетами, имеющимися в войсках. Тяжелая ситуация прошлых лет, из-за которой военно-воздушные силы располагают относительно старой техникой, соответствующим образом сказалась на потенциале военной авиации. В таком случае производство и поставка 48 новейших самолетов сможет оказать положительное влияние на состояние военно-воздушных сил.

Необходимо отметить, что Су-35С не является единственным новым типом истребителя, призванным повысить потенциал ВВС России. В 2012 году были подписаны два контракта на поставку 60 самолетов Су-30СМ и 16 Су-30М2. Таким образом, если все имеющиеся контракты и планы будут выполнены, то к концу текущего десятилетия отечественные военно-воздушные силы получат 96 истребителей Су-35С и 76 самолетов Су-30 нескольких модификаций.

Су-35С борт №06 красный серийный №01-05. Аэродром КнААПО Дземги, г.Комсомольск-на-Амуре.

Су-35С борт №07 красный на авиашоу в Ле-Бурже, 17-23 июня 2013 г.

Ко времени завершения выполнения контрактов на поставку Су-35С и Су-30 отечественная авиационная промышленность должна освоить серийное производство новых Т-50, что позволит оптимизировать процесс перехода на строительство и эксплуатации истребителей пятого поколения. При этом в течение длительного времени Су-35С, имеющие ресурс около 30 лет, будут служить вместе с новыми Т-50.

Таким образом, в ближайшие десятилетия в российских ВВС будут использоваться истребители поколений «4++» и «5», что соответствующим образом должно сказаться на состоянии фронтовой авиации в целом.

Десять лет назад состоялся первый полет сверхманевренного истребителя Су-35.
Об истории создания, боевом потенциале и почему этот самолет часто сравнивают с зарубежными аналогами - в статье Романа Азанова, ТАСС.

Фото мои.

19 февраля 2008 года в небо впервые поднялся российский многоцелевой истребитель поколения "4++" Су-35. Пилотировал самолет заслуженный летчик-испытатель РФ, Герой России Сергей Богдан.

Серийно Су-35С начал производиться с 2011 года на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина, но на вооружение российской армии был принят лишь в прошлом году. После боевого крещения в небе Сирии об истребителе заговорил весь мир.

Примечательно, что под индексом "Су-35" начиная с 1992 года на международных авиасалонах демонстрировались модификации Су-27. Модернизированные истребители Су-27М были созданы по заказу военных в 1980-х годах, а в 90-е их производство было прекращено из-за недостатка финансирования.

Концепция нового многофункционального истребителя (за которым было сохранено название Су-35) окончательно сформировалась к середине 2000-х годов. В новом самолете необходимо было существенно усовершенствовать комплексы вооружения, внести изменения в конструкцию планера машины и ее силовую установку.

Кстати, за идею создания информационно-управляющей системы (ИУС) для современных самолетов в прошлом году распоряжением председателя правительства РФ группе сотрудников компании "Сухой" была присуждена премия в области науки и техники. ИУС изначально родилась в исследованиях по проекту истребителя пятого поколения, однако первой она реализовалась именно на Су-35.

Он создавался таким образом, чтобы летать и воевать в таких условиях, где "классические" истребители уже не могли вести бои.

"Тридцать пятый" стал глубокой модернизацией фронтового истребителя Су-27 с целью значительного повышения эффективности боевого применения по воздушным, наземным и морским целям. Как отмечают разработчики, в конструкции Су-35 были применены самые удачные технические решения, отработанные ранее на самолетах семейства Су-27 и Су-30.


При создании Су-35 отступили от аэродинамической схемы с передним горизонтальным оперением (как у Су-33 и Су-30МК) и вернулись к классической (Су-27).

Конструкция планера усилена, что позволило увеличить максимальный взлетный вес машины. Это дало возможность значительно повысить запас топлива (во внутренних баках Су-35 несет 11,3 тонны против 9,4 на Су-27).

Помимо этого истребитель может использовать подвесные топливные баки объемом 2000 литров каждый. Боевая нагрузка осталась такой же, как на Су-27 — восемь тонн. Количество узлов подвески для крепления высокоточных ракет и авиабомб возросло с 10 до 12. Еще два — для размещения контейнеров РЭБ.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Длина самолета — 21,9 м, размах крыла — 14,75 м, высота — 5,9 м. Максимальная взлетная масса — 34 500 кг, максимальная скорость — 2500 км/ч, максимальная дальность полета без подвесных топливных баков (ПТБ) — 3600 км, с ПТБ — 4500 км.

Практический потолок — 20 тыс. м. Назначенный производителем ресурс самолета — 6 тыс. часов или 30 лет, ресурс двигателей — 4 тыс. часов.

В состав вооружения Су-35 входит целый набор управляемых ракет типа "воздух — воздух" и "воздух — поверхность", а также неуправляемые ракеты и авиабомбы различных калибров. Истребитель также оснащен пушкой ГШ-30-1 калибра 30 мм (боезапас — 150 патронов).

Су-35 оборудован турбореактивными двигателями с форсажной камерой и управляемым в одной плоскости вектором тяги АЛ-41Ф1С. При этом он не требует каких-то специальных систем управления.


За сверхманевренность отвечает двигатель 117С.

117С разработан на основе своих предшественников АЛ-31Ф, устанавливаемых на самолеты Су-27, но отличается от них увеличенной тягой 14,5 тонны (против 12,5), большим ресурсом и пониженным расходом топлива.

Что касается режимов устойчивости и управляемости, маневренности, аэродинамики Су-35, как рассказал в интервью ТАСС летчик-испытатель Сергей Богдан, то здесь им все пройдено и постигнуто "от и до".
"Но, что касается боевых режимов, там есть много специфики. Я много ими занимался, но не все тестировал. Это просто физически невозможно — все успеть, поскольку самолет летает на разных базах. Есть отдельные режимы, с которыми я знаком не по полетам, а только по видеоматериалам", — признался он.

Важнейшее отличие Су-35 от истребителей поколения "4+" — наличие на борту авионики пятого поколения. Радиолокационный комплекс с фазированной антенной решеткой "Ирбис" обладает уникальными на сегодняшний день характеристиками по дальности обнаружения целей (до 200 км). Он способен одновременно сопровождать до 30 целей и наводить ракеты на восемь из них, не прекращая при этом просмотр воздушного пространства.

Сергей Богдан:
Если, допустим, в ходе воздушного боя за самолетом увязывается неприятель, то в верхней точке возможен быстрый разворот вокруг своей оси, поиск цели и моментальная атака. От самолета, находящегося сзади, сложно уйти в отрыв, а это показывает, как Су-35 может выходить из положения, не теряя устойчивости и управляемости. Он выполняет вираж на 360 градусов для поиска потенциального противника и дальше продолжает свой маневр.

В настоящее время в строевые части поставлено около 70 единиц. В этом году Минобороны России получит на вооружение десять Су-35. Всего же до 2020-го ожидается поставка 50 единиц. 24 самолета до 2019 года должен получить Китай, также недавно был подписан контракт на поставку 11 истребителей Индонезии...

Подробнее на

Су-35 (по кодификации НАТО: Flanker-E+) - российский реактивный сверхманевренный многоцелевой истребитель поколения 4++, разработанный в ОКБ Сухого, является глубокой модернизацией платформы Т-10С (Су-27). Первоначально самолёт назывался Су-35БМ (Большая Модернизация), во избежание путаницы с Су-27М, который на международных авиасалонах экспонировался под индексом "Су-35", однако сейчас официальное название - Су-35 (без каких-либо буквенных индексов). Модификация для ВВС России обозначается как Су-35С.

"Поколение 4++", к которому относится Су-35, является условным и лишь указывает на то, что по совокупности своих характеристик (ZOCT Scoring by 5th Gen Metrics) истребитель Су-35 вплотную приближен к истребителю пятого поколения, так как за исключением стелс-технологии полностью удовлетворяет требованиям 5-го поколения.

История создания и испытаний


Су-35 является глубоко модернизированной версией истребителя Су-27 и соответствует поколению 4++. В ходе модернизации Су-27 был оснащен передним горизонтальным оперением (ПГО), системой дозаправки топливом в воздухе, новым комплексом БРЭО и расширенной номенклатурой вооружения.

Необходимость создания нового самолета была обусловлена стремлением расширить возможности истребителя-перехватчика ПВО Су-27 и создать на его базе единый многоцелевой истребитель для ВВС СССР, способного в равной степени эффективно решать задачи поражения воздушных и наземных целей. Этот самолет планировалось оснастить более эффективной бортовой радиолокационной станцией (РЛС) с увеличенной дальностью действия, лучшей помехозащищенностью и дополнительными режимами работы "воздух-поверхность", а также ракетой средней дальности нового поколения с активной радиолокационной головкой самонаведения и инерциальной системой управления.

В 2006 году начато производство установочной партии Су-35С. Начало лётных испытаний первого образца новой партии было намечено на середину 2007 года, однако сроки начала лётных испытаний были перенесены на начало 2008 года.

Сборка первого опытного самолёта Су-35 (б/н 901) была завершена летом 2007 года на «КнААПО им. Ю. А. Гагарина», после чего машина была представлена на авиасалоне МАКС-2007 на статической стоянке.

Первый полет опытного многофункционального истребителя Су-35 с двигателями ОАО «НПО Сатурн» АЛ-41Ф1С состоялся 19 февраля 2008 года в ЛИИ имени Громова. Самолёт пилотировал Заслуженный лётчик-испытатель РФ Сергей Богдан.

20 февраля 2008 года самолёт был представлен премьер-министру В. В. Путину и первому вице-премьеру В.И.Зубкову во время их посещения города Жуковский.

7 июля 2008 года Су-35 успешно совершил первый демонстрационный полёт в Жуковском. 2 октября 2008 года с аэродрома Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения им. Ю. А. Гагарина (КнААПО) поднялся в воздух второй лётный образец.

В рамках открывшегося 18 августа 2009 года в подмосковном Жуковском авиационно-космического салона МАКС-2009 заключена крупнейшая в России за последние десятилетия сделка по закупке боевых самолётов. Договорённость предусматривает поставки 48 новейших многофункциональных истребителей Су-35C c 2012 по 2015 год включительно. Подобный контракт также планируется заключить на 2015-2020 годы.

В июле 2010 года Компания «Сухой» заявила о завершении предварительных испытаний Су-35, о полном подтверждении установленных характеристик комплекса бортового оборудования и характеристик сверхманевренности и о готовности к прохождению государственных испытаний на боевое применение совместно с летчиками ВВС России.

3 мая 2011 года в воздух поднялся первый серийный Су-35С
- По состоянию на 19 сентября 2011 года совершено 300 полетов. Передан на ГСИ.
- 2 декабря 2011 года в воздух поднялся второй серийный Су-35С.
- 17 января 2012 года в воздух поднялся третий серийный Су-35С.
- 19 февраля 2012 года в воздух поднялся четвёртый серийный Су-35С.

Назначение


Многофункциональный сверхманевренный истребитель Су-35 предназначен для завоевания господства в воздухе путем уничтожения пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов управляемыми ракетами средней дальности и в ближнем воздушном бою, поражения надводных и наземных целей с использованием бортового вооружения, в первую очередь высокоточного в ходе ведения автономных и групповых действий в любых метеоусловиях. Кроме того, самолет может решать задачи разведки на сухопутных и морских театрах военных действий.

Основные отличия от серийного самолета Су-27:

  • на наплыве крыла установлено дополнительное переднее горизонтальное оперение;
  • в соответствии с применением новой системы управления вооружением изменены обводы носового радиопрозрачного конуса и центральной хвостовой балки;
  • максимальная взлетная масса увеличена до 34000 кг, соответственно усилено шасси, передняя опора шасси выполнена двухколесной;
  • запас топлива увеличен до 10250 кг за счет применения крыла с интегральными баками-отсеками большей емкости и вертикального оперения с внутренними интегральными баками-отсеками; площадь и высота килей увеличены;
  • установлена система дозаправки топливом в полете с выпускаемой штангой в предкабинном отсеке слева (как на Су-27K) и обеспечено применение двух подкрыльевых подвесных топливных баков емкостью по 2000 л;
  • применен новый комплекс БРЭО, включающий многорежимный радиолокационный прицельный комплекс с РЛС переднего обзора, РЛС заднего обзора, оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс, бортовой комплекс обороны, новый комплекс связи и другое оборудование;
  • изменено приборное оборудование кабины летчика, на приборной доске установлено три многофункциональных телевизионных индикатора, кресло летчика установлено с углом наклоном спинки 30 град.;
  • в состав управляемого вооружения класса "воздух-воздух" дополнительно включены ракеты средней дальности типа РВВ-АЕ с активными радиолокационными головками самонаведения; максимальное число ракет, подвешиваемых на самолет, увеличено до 12 за счет введения двух дополнительных точек подвески вооружения под крылом; обеспечивается применение до 8 ракет Р-27РЭ (ТЭ, Р, Т), до 10 ракет РВВ-АЕ, до 6 ракет Р-73; типовой вариант вооружения самолета при решении задач "воздух-воздух" состоит из 8 ракет Р-27Э (или РВВ-АЕ) и 4 ракет Р-73;
  • в номенклатуру вооружения включены управляемые средства поражения наземных целей: 6 ракет общего назначения Х-29Т, Х-29Л, С-25ЛД или корректируемых бомб КАБ-500Кр, 2 ракеты средней дальности Х-59М, 6 противокорабельных ракет Х-31А и 6 противорадиолокационных ракет Х-31П; для применения ракет Х-29Л, С-25ЛД и Х-59М самолет должен оснащаться контейнером системы управления оружием;
  • для поражения наземных целей самолет может оснащаться неуправляемым вооружением общей массой до 8000 кг: 16 бомбами калибра 500 кг, 36 бомбами калибра 250 кг, 48 бомбами калибра 100 кг, 8 контейнерами КМГУ, 120 ракетами С-8 (в 6 блоках Б-8М1), 30 ракетами С-13 (в 6 блоках Б-13Л) или 6 ракетами С-25.

Описание конструкции


Конструктивно самолет Су-35 спроектирован по концепции "электронной устойчивости" с электродистанционной системой управления (СДУ). Он построен по нормальной аэродинамической схеме с дополнительным передним горизонтальным оперением и интегральной компоновкой. Среднерасположенное трапециевидное крыло небольшого удлинения оснащено развитыми наплывами и плавно сопрягаясь с фюзеляжем образует единый несущий корпус. Два двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажными камерами типа АЛ-31Ф размещены в отдельных мотогондолах, установлены под несущим корпусом самолета на расстоянии друг от друга, что устраняет их аэродинамическое взаимное влияние и позволяет размещать между ними по схеме "тандем" две управляемые ракеты. Сверхзвуковые регулируемые воздухозаборники расположены под центропланом.


Головная часть фюзеляжа представляет собой цельнометаллический полумонокок с поверхностью интегральной формы и начинается радиопрозрачным осесимметричным обтекателем антенны бортовой РЛС. В ней находится носовой отсек оборудования с блоками радиолокационного прицельного комплекса (РЛПК) и оптико-электронной прицельной системы (ОЭПС), кабина летчика, подкабинные и закабинный отсеки оборудования, ниша уборки передней опоры шасси с одной створкой.

Кабина летчика герметична и оснащена двухсекционным фонарем, состоит из неподвижного козырька и открывающейся вверх-назад сбрасываемой части с большой площадью остекления и хорошим обзором во все стороны. В кабине установлено катапультируемое кресло К-36ДМ 2-й серии. Перед фонарем кабины справа от оси самолета установлен визир оптико-локационной станции, а в предкабинном отсеке слева - выпускаемая штанга системы дозаправки топливом в полете. В центральном и двух боковых подкабинных отсеках размещены блоки радиоэлектронного оборудования, в закабинном - основной объем радиоэлектронного оборудования, патронный ящик с боекомплектом пушки, ниша для передней опоры шасси. В правом наплыве закабинного отсека расположена встроенная 30-мм скорострельная пушка с системой подачи боезапаса, в левом - агрегаты самолетных систем и блоки радиоэлектронного оборудования. На наплывах крыла установлены консоли цельноповоротного переднего горизонтального оперения.

Средняя часть фюзеляжа разделена на технологические отсеки: передний топливный бак-отсек (расположен по оси симметрии самолета между головной частью фюзеляжа и центропланом); центроплан - основной несущий элемент самолета (выполнен в виде топливного бака-отсека с тремя поперечными стенками и рядом нервюр), на нижней поверхности которого расположены узлы крепления основных опор шасси, мотогондол двигателей, пилонов подвески оружия; гаргрот (силовой агрегат для размещения коммуникаций и установки оборудования).
Хвостовая часть фюзеляжа также представляет собой совокупность ряда технологических отсеков, предназначенных для размещения двигателей, основных опор шасси, оперения самолета, топливного бака-отсека, контейнера с тормозными парашютами, др. агрегатов и коммуникаций самолетных систем. На боковой поверхности воздухозаборников установлены антенны станции предупреждения об облучении.

Крыло самолета с развитой механизацией свободнонесущее с углом стреловидности по передней кромке 42 град. На торцах законцовки крыла может быть установлено пусковое устройство для управляемых ракет класса "воздух-воздух" ближнего боя или контейнеров с аппаратурой РЭП.

Шасси самолета трехопорное, убирающееся, с одним колесом на основных опорах и двухколесной управляемой передней опорой. Обтекатели шасси плавно переходят в хвостовые балки, которые служат платформами для установки цельноповоротных консолей горизонтального оперения с прямой осью вращения, двухкилевого разнесенного по внешним бортам хвостовых балок вертикального оперения и подбалочных гребней.

Силовая установка представлена двумя турбореактивными двухконтурными двигателями с форсажными камерами (ТРДДФ) производства "НПО "Сатурн" типа АЛ-31Ф, тягой по 12500 кгс каждый.

Бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) включает ряд систем, использующих элементы искусственного интеллекта. В их числе система управления вооружением (СУВ – когерентная импульсно-доплеровской РЛС переднего обзора с ФАР Н011М, РЛС заднего обзора, оптико-электронная прицельная система, нашлемная система индикации и целеуказания); навигационных комплекс (инерциальная курсовая система, радиотехнические системы дальней и ближней навигации); система отображения информации с тремя многофункциональными индикаторами; комплексная система РЭБ (ИК датчик предупреждения об атакующих ракетах противника, активные системы подавления), система государственного опознавания. На экспортных самолетах состав оборудование определяется заказчиком.

Вооружение. Самолет Су-35 оснащен стрелково-пушечным, управляемым ракетным класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность", неуправляемым ракетным и бомбардировочным вооружением. Стрелково-пушечное вооружение представлено 30-мм встроенной автоматической скорострельной одноствольной пушкой типа ГШ-301 (установлена в наплыве правой половины крыла, боекомплект 150 патронов, 1500 выстр./мин.).

Управляемое ракетно-бомбовое вооружение может включать управляемые ракеты (УР) типа Р-27РЭ (ТЭ,Т,Р), РВВ-АЕ, Р-73 класса "воздух-воздух", а также УР Х-59, противокорабельные (ПКР Х-31А) и противолодочные (ПРЛР Х-31П) ракеты, УР Х-29Т класса "воздух-поверхность"; корректируемые авиабомбы КАБ-500Кр, КАБ-500Л и КАБ-1500Кр. Максимальная масса неуправляемого вооружения класса "воздух-поверхность" может достигать 8000 кг и включать бомбы типа ФАБ-500М54, ФАБ-500М62, ФАБ-250М54, ОФАБ-100-120, зажигательные баки ЗБ-500, контейнеры КМГУ, неуправляемые ракеты типа С-8 в блоках Б-8М1, С-13 в блоках УБ-13, С-25 в пусковых устройствах.

Ракетное и бомбардировочное вооружение может размещаться на авиационных пусковых (АПУ) и авиационных катапультных (АКУ) устройствах, а также на балочных держателях (12 точек): 6 - под консолями крыла, 2 - под законцовками крыла, 2 - под гондолами двигателей и 2 - под центропланом между мотогондолами (по схеме "тандем"). На самолете может быть подвешено до 8 УР "воздух-воздух" средней дальности типа Р-27 с полуактивными радиолокационными (Р-27Р, Р-27ЭР) или тепловыми (Р-27Т, Р-27ЭТ) головками самонаведения, до 10 УР средней дальности РВВ-АЕ с активными радиолокационными головками самонаведения и до 6 УР ближнего маневренного боя Р-73 с тепловыми головками самонаведения. Типовой вариант вооружения самолета при решении задач "воздух-воздух" включает 8 ракет Р-27Э (или РВВ-АЕ) и 4 ракеты Р-73. Всего на Су-35 может быть размещено более 70 вариантов вооружения.

Эксплуатация

ВВС России - 18 проходят государственные испытания/на вооружении + 2 заказано, также 48 серийных машин заказано до 2015 года. Аналогичный контракт также планируется заключить на 2015-2020 годы.
ЛТХ:
Модификация Су-35
Размер крыла, м 14.70
Длина самолета, м 22.18
Высота самолета, м 6.35
Площадь крыла, м2 62.00
Масса
пустого самолета 18400
нормальная взлетная 25700
максимальная взлетная 34000
Тип двигателя 2 ТРДДФ АЛ-31ФМ.
Максимальная тяга, кгс 2 х 12800
Максимальная скорость, км/ч:
у земли 1400
на большой высоте 2440
Практический потолок, м 18000
Практическая дальность, км:
без ПТБ 4000
с дозаправкой в полете 6500
Макс. эксплуатационная перегрузка 10,0
Экипаж, чел 1
Вооружение:

30-мм пушка ГШ-301 (150 патронов).
Боевая нагрузка - 8000 кг на 12 узлах подвески:
Возможна подвеска 8 УРВВ - Р-27РЭ, Р-27ТЭ, Р-77), а также малой дальности и ближнего боя (Р-73, Р-73М, Р-60М)
и 6 УРВП С-25ЛД, Х-29Л и Т, Х-59М, Х-31А и П, а так же бомб - КАБ-500Кр, ФАБ-500, -250, ОФАБ-100 и НАР С-8, С-13, С-25

Появление в Сирии самолетов Су-35С вызвало новую волну обсуждений о боевой технике, применяемой РФ в борьбе с террористами, и привлекло внимание авторитетных западных изданий, назвавших новейшую машину "самым опасным истребителем в мире".

Немецкое издание Stern, например, отметило , что Су-35С по летным характеристикам значительно превосходит конкурентов, сочетая в себе лучшие характеристики истребителей четвертого поколения и основные свойства пятого. По мнению автора материала, несмотря на то, что на авиабазу "Хмеймим" было переброшено всего четыре таких самолета, они станут "важным дополнением к уже задействованным в регионе вооружениям". К последним, прежде всего, относятся система ПВО С-400 "Триумф" и ракетно-пушечный комплекс "Панцирь-С1", преодолеть которые практически невозможно.

"Триумф" в своей статье упоминает и военный обозреватель The Washington Times . По его словам, Су-35С вкупе с системой С-400 позволяют России защищать свои самолеты в любой точке ближневосточного региона с помощью вооружения, мощность которого превосходит оружие НАТО.

Высокопоставленный представитель Пентагона в беседе с журналистом The National Interest назвал российские машины "отличными и опасными самолетами". Сравнивая Су-35С с американскими истребителями, военный чиновник отметил, что, например, F-15 и F/A-18E при встрече с ним "будут заняты по горло".

Су-35С является многоцелевым и относится к поколению 4++. Это значит, что большинство его показателей удовлетворяют характеристикам истребителям пятого поколения.

Так, сверхманевренность самолета обеспечивает новый двигатель с управляемым вектором тяги АЛ-41Ф1С, позволяющий развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа. От предшествующей модели, устанавливаемой на Су-27, он отличается также увеличенной тягой (14,5 тонны), пониженным расходом топлива и большим ресурсом. Истребитель способен развивать скорость до 2500 километров в час и подниматься на высоту до 20 тысяч метров. Максимальная дальность полета составляет 3600 километров, а с дополнительными топливными баками показатель увеличивается на 900 километров.

В Су-35С использованы многие технологии перспективного российского самолета Т-50 ПАК ФА. Экипаж состоит из одного пилота, а управление осуществляется без аналоговых приборов. Их заменяют два экрана, на которых отображается вся необходимая информация.

Истребитель первым из российских авиамашин оснащается отечественным безинерционным навигационным комплексом - БИНС. Прибор собирает и анализирует все полетные данные, обеспечивает вылет и возвращение самолета на свой аэродром при этом может обходиться без спутников GPS или ГЛОНАСС.

Наибольшее внимание западных военных специалистов вызывает установленная на Су-35С радиолокационная система "Ирбис", являющаяся самой мощной в мире. Она может обнаруживать цели на расстоянии 400 километров, одновременно сопровождать до 30 воздушных и 4 наземных объектов, атакуя 8 наиболее опасных.

Максимальная масса боевой нагрузки самолета составляет 8000 килограммов. Су-35С имеет 12 точек подвески для ракет и авиабомб. В состав вооружения истребителя входят как управляемые ракеты "воздух-воздух" и "воздух-поверхность", так и неуправляемые разнокалиберные ракеты и бомбы. Их типы не отличаются от используемых сегодня на Су-30МК, но в перспективе могут применяться новые модели, включая и варианты с лазерной коррекцией. Истребитель также оснащен пушкой ГШ-30-1 калибра 30 мм.

Еще два узла внешней подвески воздушного судна предназначены для размещения контейнеров радиоэлектронной борьбы. На отправившихся в Сирию машинах установлены станции РЭБ "Хибины". Они обеспечивают защиту самолетов от ракет, сбивая последним наведение на цель.

По словам бывшего начальника четвертого центра боевого применения и переучивания летного состава ВКС в Липецке генерал-майора Александра Харчевского, в Сирии новейшие российские истребители смогут не только пройти проверку в боевых условиях, являющуюся "очень важной со всех точек зрения", но и внести существенный вклад в уничтожение целей террористов.

Су-35, используя сверхвысокие маневренные характеристики при ведении воздушного боя, в чем ему нет равных, с таким же успехом могут применять средства поражения по земле, - цитирует генерала агентство ТАСС .

Напомним, Минобороны России 1 февраля четырех истребителей Су-35С в Сирию. В ведомстве заявили, что новейшие самолеты будут контролировать воздушную обстановку, обеспечивая беспрепятственную работу российских бомбардировщиков и штурмовиков по позициям террористов.