Формы и методы проведения психологического просвещения. Средства просветительской работы. Васенкина С.Н. Методическое обеспечение процесса профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений Профессиональное просвещение учащихся

Психологическое просвещение - раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, широкой общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания.

Таким образом, исходя из этого определения, психологическое просвещение выполняет три задачи:

Первая задача - формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии (психологизация социума) ;

Вторая задача - информирование населения по вопросам психологического знания;

Третья - формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития.

В целях психологического просвещения субъектов образовательного процессавысоко эффективны традиционные способы и каналы передачи информации: беседы, лекции, размещение информации на стендах. Тем не менее, сегодня наибольший интерес у подростков и молодежи вызывают такие формы, как получение информации через Интернет, просвещение с применением интерактивных форм, различные акции, обучение сверстниками и т.п. Задача педагога-психолога – активно использовать современный арсенал просветительских средств.

Интернет-сайт учреждения образования может стать эффективным средством связи с учащимися и их родителями. Важным инструментом организации такой связи является реклама деятельности педагога-психолога, объявления, реклама акций, мероприятий, заседаний клуба и т.п. При помощи Интернета также возможно получение обратной связи от родителей учащихся с помощью размещенных на сайте опросных листов. Практически не используется пока такая форма работы, как ответы на вопросы. Механизм реализации этой технологии может заключаться в предварительном сборе проблемных вопросов и размещении на сайте вопросов и ответов на них педагога-психолога. Целесообразно создавать постоянные рубрики по возрастам: начальная школа, пятиклассники, 6-8 классы, 9 класс, 10-11 классы, либо рубрики по содержанию: популярная психология, упражнения на развитие психических процессов; полезные советы; профориентация; психологическая безопасность и.т.п. для информационного обеспечения учащихся и их родителей. На сайтах общеобразовательных учреждений, реализующих направление обучения (иностранный язык, математика и т.п.), целесообразно информировать родителей о психологических особенностях обучения по избранному направлению.

Педагогу-психологу необходимо владеть информацией о существующих информационных сайтах учреждений и организаций по профориентации, правовой поддержке детей и молодежи, популярной психологии для разных возрастов и т.п. В этом направлении эффективным направлением работы является использование ресурсов Детского правового сайта (mir.pravo.by).

Важную роль в психологическом просвещении играют активные и интерактивные формы работы, создающие условия для непосредственного общения в преимущественно вербальных формах. Неделя психологии может стать интересным традиционным мероприятием в системе воспитательной работы учреждения образования. Акции, большие психологически игры несут в себе огромный потенциал формирования и развития психологической культуры.

Требует ответственного подхода работа по созданию печатных просветительских материалов – памяток, буклетов, флайеров, являющихся формами оперативного информирования. Информационная полезность таких материалов зависит от того, какое количество потребителей информации познакомится с ними. В связи с этим размещение памяток целесообразно на стендах, в "учительской", в классных кабинетах и т.п. Размещаемые на стендах педагога-психолога материалы должны быть краткими, емкими, конкретно отражающими тему. Педагогам-психологам необходимо учитывать, что памятки не могут иметь универсальный характер − они должны содержать конкретные рекомендации по отдельным проблемам и областям затруднений для тех, кто будет осуществлять коррекционно-развивающую работу.

Язык всех просветительских материалов педагога-психолога должен быть максимально доступным широкому кругу пользователей.

5. Конкретные формы психологического просвещения

К настоящему времени в психологическом просвещении, как в медицине и медицинской психологической деятельности в частности, так и в образовании накоплен большой арсенал конкретных форм его проведения. В частности, в литературе, адресованной для практического психолога, перечисляют следующие из них: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр. В то же время, конкретные формы психологического просвещения, эффективно используемые в одном направлении практической деятельности, могут быть не эффективными или даже неуместными в другом.

Различают наглядно-вербальные формы и чисто вербальные, хотя, памятуя о разнообразии способов сочетания живого слова педагога и наглядности, такое деление условно.

Наглядные формы психологического просвещения

Психологический листок и буклет . В санитарном просвещении такие формы как "Санитарный листок", "Санитарный бюллетень", буклет, витрина применяются довольно широко. В практической психологии это почти не разработанный вопрос. Формами оперативного информирования являются традиционно используемые в образовательных учреждениях листки и буклеты. В первую очередь они способствуют оформлению интерьера кабинета и лишь во вторую несут информационно-просветительную нагрузку.

Плакат, специальная витрина . Как и предыдущие формы тоже выполняют преимущественно "интерьерную" функцию. Собственно даже в рекламных сообщениях об их выпуске каким-либо издательством акцентируется именно эта сторона их использования "для оформления кабинета". Собственно такую же "интерьерную" функцию выполняют и "подборки специальной литературы".

Памятка. Отдельные вопросы и темы, наиболее проработанные психологом, можно оформлять в виде своеобразных памяток - небольших брошюр, выполненных типографским способом или размноженным через принтер.

В большинстве случаев психологи оформляют в виде памяток материал уже прочитанных лекций, выступлений на методических совещаниях или публикации в СМИ. Положительные моменты такой формы работы выражаются в том, что идет своеобразное повторное использование материала, что не всегда возможно осуществить в динамичном планировании методической работы образовательного учреждения. Поскольку применение большинства из этих наглядно-вербальных форм замыкается в периметре стен и шкафов кабинетов психологов и учительских, то их информационная полезность весьма низка.

К примеру, способствуя определенному настрою, размещенные в психологическом кабинете плакаты, буклеты, подборки литературы и т. п., если они вовремя не убираются или не закрываются экраном (шторой) - такого вида наглядность только отвлекает внимание ребенка при индивидуальной работе с ним.

Более действенно в практической психологии непосредственное общение и преимущественно устные вербальные формы информирования и просвещения.

Беседа

Поскольку психология долгое время развивалась как дисциплина теоретическая и учебная, то это нашло свое отражение и в определении этого понятия. Согласно К. К. Платонову, - "Беседа - один из основных общих методов психологической науки, предусматривающий прямое или косвенное устное получение от изучаемого сведений путем речевого общения с ним о его деятельности, в которых объективизируются свойственные ему психические явления. Виды беседы - сбор субъективного анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты". Кроме функции сугубо исследовательского метода беседа может эффективно использоваться и как незаменимый инструмент психотерапевтического и психопрофилактического воздействия специалиста на его клиентов. Коммуникатор должен четко представлять цель беседы, иметь ее план (удерживаемый в голове), соблюдать этико-педагогический такт во время ее проведения. То, о чем можно разговаривать "один на один", порой невозможно затрагивать и воплощать в процессе групповой беседы.

Методика проведения беседы может быть разнообразной в зависимости от условий, опыта психолога, его знания проблемы, умения варьировать степень своего участия и участия слушателей.

Формы беседы также различны:

Рассказывает лектор и изредка обращается к слушателям (неактивная форма);

Объявляет проблему, вокруг которой будет идти обсуждение, слушатели высказывают свое мнение, при этом важно не только дать оценку (правильно или неправильно, хорошо или плохо), главное - обосновать свои доводы, только правильное обоснование может привести к самостоятельно сделанным правильным выводам;

В процессе работы искусственно создается ситуация, допускающая категоричные возражения или одобрения, что вызывает активную и оперативную реакцию со стороны слушателей;

По договоренности со слушателями с целью участия всех в обсуждении данной проблемы одна часть слушателей задает вопросы, другая отвечает, и наоборот;

Одна часть слушателей называет конкретные ситуации, другая часть обосновывает, насколько приведенные примеры ситуаций соответствуют проблеме или вопросу .

Беседа индивидуальная. В медицинской практике беседу широко используют не только для исследовательско-диагностических и психотерапевтических целей, но и для санитарного просвещения. В медицине такой вариант просвещенческой работы оценивается в объеме четверти часа. Беседу индивидуальную проводят в процессе работы с клиентом. Является она и эффективной формой реализации задач психологического просвещения в практической психологии образования. Собственно любое общение психолога с клиентом в рамках выполнения им своих профессиональных обязанностей выполняет функции просвещения. Обычно это не планируемый заранее формальный вариант психологического просвещения. Тема беседы вытекает из содержания работы по конкретному запросу и полученных предварительных выводов. Главное требование к любому конкретному варианту беседы - соблюдение этико-педагогического такта.

Беседа групповая. В работе практического психолога образования такая беседа может быть осуществлена в классе на классных часах, на педагогическом совете или родительском собрании. Это уже планируемый вариант психологического общения психолога с группой клиентов (учащихся, родителей, педагогов и др.).

Беседа и выступления на радио и видеоканале (телевидении). Запланированная беседа в электронных СМИ при условии заранее сделанной записи - весьма эффективный способ доведения психологической информации до адресата. Отсутствие же прямой обратной связи с аудиторией накладывает необходимость очень щепетильно относиться к содержанию публичного выступления. Самый уязвимый вариант публичного выступления на электронных каналах - это вставленное публичное выступление специалиста. При довольно значительном охвате аудитории слушателей (зрителей) здесь может "дьявол прятаться в деталях". Во-первых - это сетка эфирного времени, во-вторых, пока сообщение доходит до адресата, оно проходит правку корреспондента, оператора, редактора. В-третьих - тема выступления чаще всего задается извне и может выходить за рамки профессиональной компетентности практического психолога.

Коллегиальное обсуждение

Все перечисленные выше формы проведения психологического просвещения в какой-то мере ограничены в плане диалогического общения. Любая беседа чаще превращается в монолог, где специалист старается отстоять свою точку зрения. Коллегиальное же обсуждение располагает уже по своему определению к ди- и полиалогу.

Лекция

Лекция предполагает последовательное изложение учебного (учебно-методического, научного) материала. Основные дидактические требования к лекции высокий научно-теоретический уровень (с учетом подготовленности аудитории); целостное раскрытие темы; анализ конкретных фактов и явлений в их взаимосвязи; их обобщение; связь с ранее изученным материалом: эмоциональность изложения и т. п.

Особенностью этого вида публицистического выступления является, то, что в ее основе лежит ораторское искусство. Столь необходимая при лекционной работе эта основа любого устного выступления является врожденной. Любые техники могут лишь улучшить эту способность. А если таковых способностей нет? Для представителей педагогической профессии это почти неразрешимый вопрос: ни в одной из практических областей столь часто и грубо не игнорируются индивидуальные особенности и способности, присущие как отдельным учащимся, так и коллегам по работе как в образовании.

Выступление на методическом совещании и семинаре

Это вариант лекционно-просветительной работы по своим характеристикам близок к лекции. Отличительными моментами такого варианта просветительной работы являются следующие моменты. Первое - тема заранее утверждена и слушательская аудитория определена, и она более ориентирована на восприятие материала выступления. Второе - этот вариант психологического просвещения не вызывает вопросов в его оценке и отнесению к одному из основных направлений работы практического психолога. Просто его однозначно относят к методической работе.

Наиболее эффективной формой психологического просвещения, осуществляемого в педагогической среде, является семинар, где слушателям предлагают конкретные технологии и приемы психопрофилактической и психогигиенической работы. Как показывает опыт, целесообразно выстраивать свое сообщение на методическом совещании по схеме двух-трех блоков, предполагающих теоретическую часть (1 блок) и практическую (2-3 блоки), направленную на формирование навыков, обучение практическим приемам в рамках обсуждаемой темы.

Постановка разнообразных вопросов, вариативность их обсуждения создают на занятиях атмосферу раздумий, своеобразного обмена мнениями, коллективного анализа, - иными словами, позволяет организовывать всестороннее обсуждение проблемы в режиме диалога и сформировать коллективное мнение. В последнее десятилетие в связи с активной пропагандой некоторых психотехник в педагогической среде стали все более и более внедряться так называемые "активные формы обучения" и игротехнические приемы. Не умаляя их ценность, следует предостеречь практического психолога от их абсолютизации: "Проведение в ходе семинарских занятий педагогических игр, дискуссий, рассмотрение ситуативных задач предназначено для отработки тех или иных "трудных" элементов деятельности учителя. Не следует, однако, забывать, что в играх профессиональные умения проявляются условно. Например, участник поочередно выступает в роли учителя, классного руководителя, учащегося. Такая имитация педагогического процесса является важным способом формирования определенных умений, но учитель в основном учится в реальной деятельности" .

Публицистическая статья

Формой вербального письменного варианта психологического просвещения является публицистическая статья в региональных печатных СМИ. Преимущества такого варианта психопрофилактического воздействия в том, что статья или заметка в газете, независимо от темы выступления, всегда найдет своего читателя. "Печатный текст, - согласно Г. Селье, - обязательно найдет свою аудиторию, пусть даже самую небольшую" . К тому же печатное слово всегда вызывает большее доверие, чем устное. Это явление было подмечено еще И. С. Коном: "Психологическая наука раскрыла мне, что печатный текст учебника, прочитанный непосредственно перед экзаменом, почти всегда "перешибает" ранее услышанный материал". Даже отпечатанный на пишущей машинке текст воспринимается лучше. Отрицательные моменты статьи в СМИ - отсутствие полноценного контакта и действенной обратной связи с читательской аудиторией. Читатель не может вступить с автором в обсуждение содержания и уточнение отдельных моментов публикации. Правда, среди читателей любых СМИ всегда найдутся отдельные индивиды, готовые вступить в полемику с любым из авторов и по любому поводу. Они, как правило, хорошо знакомы сотрудникам региональных СМИ. На этой форме и методике психологического просвещения через СМИ стоит остановиться более подробно.


Похожая информация.


1. Введение

Школа всегда решала проблему оказания помощи своим ученикам в выборе профессии. Вопросы профориентации и ее научного обоснования в нашей педагогике особенно актуализировались с середины 60-х гг. XX в. Педагогами и психологами к настоящему времени проведены глубокие специальные исследования по вопросам теории и методики профориентации школьников (А.Е. Голоншток, Е.А. Климов, П.П. Костенков, А.Д. Сазонов, В.Ф. Сахаров, С.Н. Чистякова и др.).

Профессиональная ориентация представляет собой обоснованную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении. Правильно выбранная профессия соответствует интересам и склонностям человека, находится в полной гармонии с призванием. В таком случае профессия приносит радость и удовлетворение.

Мир профессий очень подвижен, одни профессии уходят в прошлое, другие появляются. Школьники нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в квалифицированном совете на этапе выбора профессии, поддержке и помощи в начале профессионального становления. Именно эту работу и могут организовать педагоги дополнительного образования.

Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации школьников, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям народного хозяйства в кадрах определенной профессии.

Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентация является важным моментом, как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.

2. Этапы развития профессионального самосознания
и особенности профориентационной работы педагога дополнительного образования

Под профессиональным самосознанием мы подразумеваем систему представлений человека о различных сторонах своей личности в контексте профессиональной деятельности. Разумеется, основной акцент необходимо делать на подростковой и юношеской возрастных группах, но это не значит, что в начальной школе не нужны профориентационные занятия. Этапы становления профессионального самоопределения невозможно рассматривать вне связи с этапами развития направленности личности, поскольку профессиональная направленность если не всегда отражает, то, по крайней мере, взаимосвязана с доминирующей направленностью личности учащегося. Под направленностью личности мы будем понимать систему мотивов личности, ориентирующих ее в социальном мире. Если мы будем проводить профориентационные занятия, не учитывая уровень развития личности наших учеников, то эта работа впустую .

Воспользуемся классификацией уровней направленности личности, предложенной Е.И. Роговым, чтобы показать, как направленность личности учащегося может определять его профессиональный выбор.

· Влечение – самый низший уровень развития личности, представляет собой биологическую форму направленности. Если у учащегося преобладает именно этот уровень, то он регулируется только кратковременными мотивами, связанными с базовыми физиологическими потребностями: отдых, еда, половое влечение, смена впечатлений и другое. Для таких учащихся выбор профессии является чем-то «не клевым», хотя они умом-то понимают, что «вообще надо где-то работать», но специально думать об этом не хотят. В профессии привлекают, прежде всего, несущественные для процесса стороны: служебная форма, заработок, возможность получения новых внешних впечатлений.

· Желание – это осознанная потребность, осознанное влечение к чему-либо. Курт Левин называл этот уровень направленности квази-потребностью, то есть, преломленной потребностью. На этом уровне развития школьник уже может сформулировать свои профессиональные цели, но они не отличаются устойчивостью. Для учащихся, находящихся на этом уровне личностного развития, важно организовывать профориентационные занятия, направленные на самопознание, включающие небольшие анкеты, работу в парах, обсуждение ситуаций, связанных с профессией. Этот уровень является обычным для учащихся 6–7-х классов.

· Стремления и интересы . Этот уровень связан с волевым компонентом. Профессиональное стремление – это достаточно устойчивое желание реализовать свои актуальные потребности с помощью определенной будущей профессии. Такие стремления выглядят смешными и инфантильными, но являются необходимым этапом для развития профессионального самосознания («быть машинистом, чтобы чаще ездить к бабушке с дедушкой»). А интерес – это уже устойчивая познавательная активность, проявляющаяся в планомерном освоении деятельности, связанной с будущей профессией (кружки, секции, клубы, дополнительные занятия). Эти учащиеся заинтересованы в изучении содержания будущей профессии, направлениях профессионального роста. И для них занятия и консультации будут носить более прикладной и менее личностный аспект. Как показывают исследования, выпускники школ в своем личностном развитии достигают уровня интересов, хотя, при определенной организации учебно-производственной практики, некоторые из них могут «выйти» на более высокие уровни – уровни склонности и идеалов.

· Склонности и идеалы. Профессиональная склонность проявляется в устойчивом самостоятельном освоении учащимся различных сторон профессии, а если у личности школьника есть человек, на которого в освоении профессии он равняется, изучает его работу, то тогда мы можем говорить об уровне профессионального идеала. Такие школьники уже сделали свой профессиональный выбор, поэтому для них неактуальны профориентационные занятия .

Итак, как видно из вышеприведенного возрастно-психологического анализа этапов становления профессионального самосознания, актуальной задачей психолого-педагогического сопровождения развития личности учащихся в профессиональном плане является содействие развитию профессиональных интересов.

В связи с этим особенностью профориентационной работы педагога ДО является организация работы в профориентационных центрах на базе общеобразовательных учреждений. Эти центры эффективны тогда, когда совмещены с периодическими занятиями (в том числе и в рамках элективных курсов) и выступлениями перед родителями и учителями. Именно на этих занятиях формируются реальные запросы на дополнительную информацию о мире профессий.

Профориентационный центр на базе школы является информационно-коммуникативным пространством, содействующим развитию личности учащегося в профессиональной области. Это может быть просто «Уголок профориентации» или специальный медиацентр, который, помимо собственно информационных ресурсов по теме на различных носителях, предоставляет учащимся возможность целенаправленного пользования Интернетом: участия в молодежных интернет-проектах, пользования сайтами, на которых есть игры «по профориентации» (такие уже есть), виртуального общения с различными кадровыми агентствами и профессиональными учебными заведениями. Поскольку само понятие структуры подразумевает совокупность взаимосвязанных элементов, то мы сейчас и рассмотрим основные элементы профориентационного центра в их взаимосвязи друг с другом.

Собрание профессиограмм. Профессиограмма – это описание совокупности разноуровневых характеристик работника, необходимых для успешного овладения данной профессией и профессионального роста. Зачастую в профессиограммах есть информация о сроках и способах овладения профессией, о среднем времени профессионального развития и об основных требованиях предъявляемых профессией к работнику .

Есть специальные сборники, в которых собраны профессиограммы различных профессий. Обычно они классифицированы по типологии, достаточно давно предложенной Е.А. Климовым: человек – человек, человек – техника, человек – художественный образ, человек – природа и человек – знак. Тем не менее, с усилением роли информатизации, с быстро меняющимся рынком труда, стремительным появлением новых профессий и так далее профессиограммы также постоянно меняются. Более того, появляются совершенно новые профессии, под которые еще не успели составить профессиограммы. Поэтому, если у вас в библиотеке есть сборник профессиограмм пятилетней давности, то он однозначно должен быть заменен более поздним изданием. Именно заменен , потому что в связи с информатизацией мы наблюдаем укрупнение содержания многих профессий, не говоря уже о шквале абсолютно новых профессий.

Желательно, чтобы профессиограммы были снабжены наглядностью, иллюстрирующей рабочий процесс и результаты труда. Профессиограмма – это та основа, на которой педагог строит свое занятие по ознакомлению с той или иной профессией.

Сборники профориентационных тестов и анкет. Использование любых тестов и анкет требует специальной подготовки, но, в целях самопознания школьника, мы все равно можем использовать указанные сборники.

Педагог ДО помогает школьнику найти тест, необходимый для оценки тех или иных качеств или способностей, а учащийся, в свою очередь, сам его проходит и читает интерпретацию. Главное, чтобы предложенные выводы по тестам не воспринимались школьником как приговор. Необходимо уверить его, что человек – гибкое и приспосабливающееся создание, поэтому – если очень хочется – он все равно может заниматься любимой профессией вопреки всему. И всегда можно сослаться на ненаучность некоторых методик, размещаемых в разных сборниках .

Книжный фонд и медиаресурсы о профессиях, популярная психологическая литература, помогающая школьнику получить информацию о свойствах своей личности, просто больше узнать о себе. Сейчас существует множество интерактивных программ, направленных на выявление профессиональных интересов старшеклассника (например, «Lifeline» и др.). Их также можно использовать педагогам ДО, но важно понимать, что, во-первых, не каждый школьник по своему личностному развитию сможет извлечь пользу из этих разработок, а, во-вторых, для качественной интерпретации нужен все-таки спецалист.

Что касается медиаресурсов, то их – огромное количество и почти нет хороших. Большинство представляют собой электронные варианты профориентационных тестов на выявление профессиональных интересов, а мы с вами уже знаем, что многие из наших учеников еще до уровня интересов и не «дошли».

Периодические издания. В каждом регионе выходят свои специальные периодические издания, которые могут называться по-разному: «Работа для вас», «Вакансия», «Персонал», «Требуются», «Деловая газета» и др. Желательно, чтобы номера были более или менее свежими: хотя бы в пределах одного-двух месяцев, поскольку ситуация на рынке вакансий может меняться достаточно стремительно.

Каталог ресурсов по теме (или картотека, рубрика в электронном каталоге) может быть выделен в рамках общего каталога или существовать отдельно, и тогда о нем можно говорить как об отдельной части в структуре профориентационного центра.

Фонд центра профориентации в школе желательно выделить как отдельный тематический раздел, обособив его и территориально, даже если помещение очень маленькое. Выставки новых поступлений по теме, выставки публикаций из периодики и рекомендательные выставки для раскрытия этой части фонда лучше тоже располагать рядом. Если картотека (или тематическая часть каталога) располагается в общем каталожном шкафу или выделена специальная рубрика в компьютерном каталоге, то возле фонда хорошо бы сделать наглядные, понятные отсылки к ним. При возможности эту часть карточного каталога или тематическую картотеку желательно приблизить к фонду .

Профессиональное просвещение предусматривает профессиональную информацию, профессиональную пропаганду и профессиональную агитацию. Его цель сообщить учащимся определенный объем сведений о наиболее массовых профессиях народного хозяйства, информировать их о способах и условиях овладения ими; пропагандировать общественную значимость профессий, в которых в данное время испытывает острую потребность хозяйство экономического региона . Различают также профессиональное воспитание, под которым понимают воспитание у школьников профессионально важных качеств личности: профессионального долга и чести, ответственности, профессиональной гордости, этики и др.

Профессиональная информация как отдельный относительно самостоятельный элемент профессионального просвещения и профориентации в целом представляет собой систему организации и проведения учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимых знаний о социальноэкономических, психологических и психофизиологических условиях правильного выбора профессии. Перечислим элементы профинформационной работы системы .

Профинформационный урок, задачами которого являются активизация интереса учащихся к изучению и выбору профессий; воспитание у подростков ответственного и активного отношения к сознательному выбору профессии; выявление правильной мотивации выбора профессиональной деятельности; содействие развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся; стимулирование школьников к самовоспитанию профессионально значимых качеств с целью профессионального самоопределения и становления личности.

Профессиографическаявстреча, которая является одним из путей изучения профессий учащимися и представляет собой встречу представителя определенной профессии со школьниками. В ходе профессиографической встречи учащиеся вместе с представителем профессии проводят психологический анализ содержания профессионального труда, описывают требования профессии к психологической сфере личности. С помощью учащихся представитель профессии раскрывает социальноэкономические и технологические аспекты профессиональной деятельности, а также психологическую структуру своей профессии и анализирует себя как специалиста, отвечая на поставленные им же вопросы: Чем ему нравится избранная профессия? Благодаря чему ему удается добиваться высокой продуктивности в труде? Почему эта профессия нравится не каждому человеку? Почему в этом виде профессионального труда некоторые люди не справляются с отдельными заданиями или выполняют их плохо?

Профессио-графическая экскурсия, задача которой состоит в том, чтобы, с одной стороны, ознакомить учащихся со структурой современного производства, его техникой, технологией, организацией труда, с устройством и принципами действия машин, с применением и использованием в технологии производства знаний о различных природных закономерностях, а с другой научить их самостоятельно анализировать профессии в профориентационных целях. Иными словами, профессиографическая экскурсия это форма организации познавательной деятельности учащихся, направленной на получение и анализ профессиографической информации непосредственно в конкретных условиях профессиональной деятельности людей.

Профессио-графическое исследование, основывающееся на организации самостоятельной деятельности учащихся и предполагающее самостоятельное добывание информации о данной профессии определенными группами школьников с целью составления профориентационной характеристики данного вида профессиональной деятельности. Профессия изучается по пяти аспектам, соответственно которым учащихся разбивают на пять групп: первая исследует общие сведения о профессии, вторая характеристику процесса труда, третья санитарно-гигиенические условия труда, четвертая требования профессии

к физической и психологической сфере человека, пятая требования

к профессиональной подготовке.

Важную роль в организации и проведении профориентационной работы с учащимися играют учебнометодические кабинеты профориентации в школах и профтехучилищах. В работу кабинета профессиональной ориентации входит информирование учащихся о различных отраслях хозяйства; ознакомление с наиболее распространенными профессиями; выявление и развитие профессиональных интересов, склонностей, способностей учащихся к определенным видам трудовой деятельности; формирование у учащихся профессиональных намерений, соответствующих психофизиологическим качествам личности и учитывающих потребности общества в кадрах; организация консультаций для учащихся по вопросам выбора профессии, трудоустройства и продолжения образования; проведение собраний, лекций, встреч, индивидуальных консультаций с учителями и родителями учащихся; изучение и обобщение передового опыта по профориентации школьников; осуществление связи с трудовыми коллективами и общественностью по вопросам профессиональной ориентации .

ТЕМА 7. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНФОРМИРОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ
В профориентационной литературе не всегда проводится различие между профпросвещением и профинформированием, возможно, это связано с тем, что содержательная граница между информированием и просвещением достаточно условна, а реализующие эти направления формы и методы, как правило, имеют двойную нагрузку. Тем не менее, каждое из направлений имеет свои специфические, несовпадающие цели, задачи и содержание. Профессиональное информирование предполагает обеспечение ориентирующей и конкретной, справочной информацией о рынках образования, профессий, труда; профессиональное просвещение представляет собой формирование базовой системы знаний о мирах образования, профессий и труда, о закономерностях и основных способах профессионального и карьерного самоопределения и развития, освоение умений и навыков принятия решения о профессии, планирования своих действий в профессиональной сфере и на этой основе - формирование культуры профессионального самоопределения, развития и труда.

7.1 Цели и задачи профинформирования
Профинформирование – представляет собой групповое и индивиду­альное информирование клиентов о состоянии и перспективах развития рынка труда, особенностях профессий и специальностей, требованиях, предъявляемых ими к личности, условиях и режиме труда, возможностях трудоустройства и получения специаль­ности.

Цели и задачи профинформирования в обеспечении конкретной (справочной) информации о конкретном учебном заведении, профессии, предприятии, организации, отрасли, региональном рынке труда, региональном рынке образовательных услуг, способах и вариантах сохранения, повышения квалификации и т.д.

Таким образом, профинформирование предполагает предоставление информации для конкретного выбора, принятия решения и реализации конкретного плана карьеры, личной образовательной траектории.

Профинформирование может выступать в качестве самостоя­тельной профориентационной услуги (справочно-информационная консультация) или являться одним из методов профконсультации и профотбора.

Ожидаемый результат

Результатом профинформирования является обеспечение кли­ентов информацией такого объема, содержания и формы, которые необходимы для профессионального самоопределения (выбор профессии, направления профессиональ­ного обучения, рабочего места), а также обучение способам само­стоятельного поиска информации и знакомство с необходимыми для этого средствами (справочниками, бюллетенями и т.п.).


Объект профинформирования

Объектом профинформирования являются группы людей или отдельный клиент.

Клиентов по степени готовности к самостоятельному выбору профессии можно разделить на две группы:

1 группа - клиенты знают, что им нужно, какую информацию они хотят получить. Таких клиентов следует направлять по линии самообслуживания, рассказав, где можно найти соответствующую информацию. Возможной проблемой в работе с такими клиента­ми могут быть нереалистические представления о своих возмож­ностях, о профессии и ее спросе на рынке труда;

2 группа - у этих клиентов готовность к самостоятельному поиску информации не достаточно высока, отсутствует более или менее четкое представление о своих профессиональных предпочтениях. С ними необходимо проводить индивидуальное консультирование.
7.2. Формы и методы профинформирования
Средства профинформирования

Средства профинформирования разнообразны - это инструк­ции, документы, методические и информационные материалы (справочники, плакаты, компьютерные информационные системы, видеофильмы, банки данных по вакансиям, банки данных о предложении труда для работодателей и т.д.).

Ядром информационного обеспечения являются бланковые ин­формационно-справочные материалы. Эти материалы могут со­держать информацию об особенностях профессий (профессиокарты, профессиограммы), учебных заведениях, вакансиях, условиях поступления на работу и др.

Одним из основных бланковых средств являются профессиографические материалы: аннотации профессий, профессиокарты (краткая характеристика, дающая общее представление о профес­сии, доступное для самостоятельного изучения клиентом) и информационные профессиограммы, предназначенные для совмест­ной работы профконсультанта и клиента.


Помимо указанных могут использоваться и различные инфор­мационные материалы развивающего характера. Это могут быть классификации, упорядочивающие многообразный мир профес­сий: классификация профессий по предмету труда Е.А. Климова, классификация профессий по типу профессио­нальной среды, основанная на теории Дж. Холланда.

Трудность внедрения данного курса определяется большим объемом учебных часов (курс «Твоя профессиональная карьера» рассчитан на 272 часа) и необходимостью материально-технического оснащения профессиональных проб, предполагающих, например, работы по конструированию и эксплуатации радиоэлектронной аппаратуры, выращиванию растений, художественной росписи изделий и др. В целом, необходимо отметить, что данный курс - наиболее системный, концептуально обеспеченный и технологически оснащенный из всех, представленных на сегодняшнем рынке образовательных услуг по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению.

Особенность ситуации в 90-е годы – появление большого числа авторских профориентационных курсов и программ, что было связано и с предоставленной школам возможностью осуществлять инновации, и с развертыванием в образовательных учреждениях психологических и социальных служб и, значит, с приходом новых для школы специалистов (практических психологов, профконсультантов, социальных педагогов), и с актуализацией спроса со стороны учащихся и родителей на помощь в образовательно-профессиональном и карьерном самоопределении в новых рыночных условиях.

Авторские профориентационные программы и опыт их применения позволили в дальнейшем, во-первых, определить современное содержание и новые методы, пригодные для массового обучения основам выбора профессии и затем включенные в основу профориентационных разделов предмета «Технология», а во-вторых, - в некоторых регионах разработать и включить унифицированные профориентационные программы в региональный компонент федерального образовательного стандартаТомской области, например, в региональный компонент включен курс «Планирование карьеры»). Другой тенденцией современной ситуации является введение профориентационных курсов и программ в учебные планы в профессиональных учебных заведениях.

Существующие профориентационные курсы и программы в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях можно классифицировать в зависимости от места курса в учебном процессе, от степени интегрированности в учебный процесс, учебный целей и планируемых результатов курса.


К л а с с и ф и к а ц и я п р о ф о р и е н т а ц и о н н ы х к у р с о в:
1. По месту курса в учебном процессе:

1) «Стартовый» (вводный). Данный вариант используется в профессиональных учебных заведениях либо в начале обучения либо в начале учебного года, очередного курса. Цель - помощь обучаемым в построении личной образовательной траектории (ЛОТ) на основе прояснения долгосрочных профессиональных замыслов и знакомство с особенностями, возможностями предстоящего обучения. Дополнительные цели - помощь в адаптации, повышение мотивации обучаемых.

2) «Финишный» (итоговый). Используется в выпускных классах, на выпускных курсах и т. п. с целью построения замысла профессионального старта (поступления в профессиональное учебное заведение или трудоустройства (организации собственного дела) - на основе анализа своих ресурсов и ситуации на рынке образовательных услуг и рынка труда. Другая - не менее важная - цель “финишной” версии курса ПК - помощь в овладении выпускниками навыками самостоятельного поиска работы или поступления в профессиональное учебное заведение.

3) «Точечный» (проблемно-ориентированный). Используется накануне какой-либо проблемной точки в обучении: выбор специализации, профиля обучения в выпускных классах школы или в профилактических целях в преддверии типично кризисных для многих обучаемых этапов. Например, в профессиональных учебных заведениях студенты неоднократно (обычно в середине 1-го года и на 3-ем году обучения) возвращаются в ситуацию профессионального самоопределения - по мере прояснения реального содержания выбранной профессии. Своевременно проведенный небольшой курс ПК позволит студентам осмыслить накопленные впечатления и принимать обоснованные, а не импульсивные решения о продолжении или прекращении обучения.

4) «Сквозной» . Реализует цели всех предыдущих версий и главную цель курса ПК - освоение техники построения замыслов личного будущего и искусства реализации замыслов.
2. По степени интегрированности курса ПК в учебный процесс:

1) «Автономный». Цели и содержание занятий специально не увязываются с целями и содержанием других предметов. Увязка происходит разве что естественным образом в сознании преподавателя и обучаемых.

2) «Согласованный». Цели и содержание согласовываются с целями и содержанием других предметов, а в профессиональных учебных заведениях - с “Введением в специальность”.

3) «Интегрированный». Курс ПК, как и другие предметы, работает на реализацию образовательной цели, концепции учебного заведения.

4) «Интегрирующий» (системообразующий). Этот вариант возможен в профессиональных учебных заведениях или профильных, специализированных школах. В этом случае курс ПК «зашнуровывает» весь учебный процесс, ориентированный на главную цель - активное и успешное профессиональное самоопределение и развитие студентов.

3. По учебным целям:

1) «Активизирующий».

Цель – «запустить» у обучаемых активными, прежде всего, игровыми методами процесс профессионального и личностного самоопределения, осмысления себя и своей ситуации, формирования замыслов. Преподаватель ориентирован в большей степени на процесс, нежели на результат, исходя из известной логики: “Процесс планирования важного плана”.

2) «Ориентирующий».

Цель - сформировать у обучаемых достаточно ясные представления о:

Правилах выбора профессии;

Технике планирования карьеры;

Способах достижения успеха в профессиональной сфере и в жизненной карьеры в целом;

О ситуации (на рынке труда, на рынке образовательных услуг, в мире профессий, в данном учебном заведении и т .п.).

3) «Сопровождающий».

В данной версии курса обучаемых снабжают пособиями для самостоятельной работы, а на занятиях инструктируют, обсуждают проблемы и полученные результаты.

4) «Тренинговый».

Цель - формирование навыков принятия решения, планирования, самоуправления, саморегуляции, общения.

5) «Продуктивный».

Преподаватель добивается, чтобы все или большинство обучаемых по окончанию занятий имели решение или замысел (профессионального старта, ЛОТ, профессиональной или жизненной карьеры).

6) «Личностного развития».

Цель - активизировать глубинные личностные изменения у обучаемых.

4. По результату (“продукту”) курса.

1) Ориентированный на решение (выбор).

Замыслы, планы будущего прорабатываются только в той степени, которая необходима для принятия оптимального , обоснованного решения .

2) Ориентированный на замысел профессионального старта.

Обучаемым помогают поставить цели и определить дорожку шагов к ней на ближайшую перспективу (начало или продолжение образования, получение первого места работы или организация собственного дела). Краткосрочность планов позволяет максимально конкретизировать их, потренироваться в способах и средствах их реализации.

3) Ориентированный на замысел личной образовательной траектории (ЛОТ). Для обучаемых, выбирающих сложные виды деятельности (наука, политика, педагогика, медицина и т.п.), требующие длительной подготовки и регулярного повышения квалификации на протяжении всей жизни. Либо для студентов любых колледжей и вузов, встающих перед необходимостью самостоятельно определять изучаемые предметы, режим обучения и т.п.

Общий план профессиональной карьеры в данной версии курса также служит лишь контекстом.

4) Ориентированный на замысел профессиональной карьеры. Прорабатывается замысел вертикальной карьеры или горизонтальной карьеры на среднюю (5-7 лет) или длительную перспективу. Замысел жизненной карьеры проясняется и выступает в роли контекста.

5) Ориентированный на замысел жизненной карьеры. Прорабатываются замыслы во всех сферах жизни, при этом ключевой может являться не обязательно профессиональная. Большое внимание уделяется согласованию, гармонизации целей в различных сферах. Обучаемых поощряют к формированию личной философии жизни, к поиску адекватных средств ее реализации.

Для конструирования курса под конкретную ситуацию в зависимости от целей и условий, сложившихся в конкретном учебном заведении, В.Б. Борейшей разработан так называемый программатор профориентационного курса, включающий 73 темы, сгруппированные в 10 блоков. На основе данного программатора можно как из кубиков «складывать» свой профориентационный курс.

Перечень тем профориентационного курса:

1. Выбор профессии и варианта профессионального старта

1.1 Анализ личной профориентационной ситуации. Планирование действий по выбору профессии.

10.4 Оплата налогов.

10.5 Социальная защита.


7.7 Учебно-методическое обеспечение профессио-нального просвещения учащихся
Эффективность профпросвещения в целом и занятий по профориентации и планированию карьеры, в частности, зависит от нескольких факторов: мотивационной готовности учащихся, педагогического и психологического качества идеи и учебной программы профориентационного курса, квалификации преподавателя курса, наличия и качества учебных и методических материалов. Ниже подробнее анализируется последний фактор.

Полноценный учебно-методический комплекс (УМК) по любому образовательному предмету, в том числе и по профориентации, включает в себя:

Программу и учебно-тематический план;

Методическое пособие для преподавателя;

Учебное пособие для учащихся;

Рабочие тетради для учащихся.

В УМК по профориентации в силу специфики целей и содержания данного предмета в качестве обязательных составляющих входят также:

Комплект методик профессиональной психодиагностики;

Подборка ознакомительных и клиринговых профессиограмм;

Информационно-справочные материалы по рынкам образовательных услуг и труда;

Комплект активизирующих и развивающих игр, упражнений, методик.
Рабочие тетради по профориентации и планированию карьеры.

Профориентация как образовательный предмет нацелена не только на формирование системы специальных знаний, умений и навыков, являющихся основой профориентационной культуры человека, но и на практическое применение каждым учащимся приобретаемой профориентационной компетентности. Применение не только в будущем, но и здесь и сейчас, еще во время занятий - для первого выбора профессии и варианта профессионального образования. Установка на немедленный и реальный результат - качественный профессиональный план ученика - требует особой технологичности занятий по профориентации. Одно из эффективных педагогических средств, повышающих вероятность получения каждым учеником своевременного практического результата, - применение рабочих тетрадей. Их назначение, содержание и способы применения поробнее рассмотрим на примере рабочей (“деловой”) тетради по программе “Мой выбор”(3).

Программа “Мой выбор” ориентирована на освоение старшеклассниками техники выбора профессии и планирования профессионального старта. Поэтому основу содержания рабочей тетради составляют две методики: принятия оптимального решения и планирования своих действий на видимую перспективу (3-5 лет).

Методика принятия оптимального решения предстает в тетради как последовательная дорожка конкретных шагов:

1) Расширение пространства выбора, в данном случае - увеличение количества профессий, в той или иной степени интересующих ученика как потенциально подходящие варианты.

Для выполнения этого шага преподаватель на занятиях помогает ученикам, во-первых, освоить психологические карты мира профессий (например, классификацию профессий Е.А. Климова), позволяющие охватить мысленным взором все профессиональное пространство, во-вторых, - познакомиться как можно с большим количеством конкретных профессий и специальностей.

А с помощью рабочей тетради, изложенных в ней простых приемов сортировки ученик может произвести первичный отбор чем-либо интересующих профессий.

2) Построение портрета “идеальной профессии”.

Для выполнения этого шага ученики на занятиях знакомятся с принципиальным устройством профессии, рабочего места, с особенностями процесса профессиональной деятельности, с ключевыми факторами и критериями выбора профессии. Эти знания становятся основой для конкретных действий учеников - выделения в рабочей тетради основных требований к профессии, работе и объединения отдельных требований в непротиворечивый, целостный образ “идеальной работы”.

3) Определение оптимального варианта из числа подходящих профессий, зафиксированных на первом шаге. Этот шаг выполняется с помощью приведенной в рабочей тетради “Матрицы принятия решения”, позволяющей последовательно сопоставить каждую из подходящих профессий с портретом “идеальной работы” и измерить степень сходства-несходства.

4) Экологическая проверка оптимального решения . Оптимальное решение принимается с опорой в основном на рациональный ум и может оказаться не экологичным в отношении всего организма, в частности, таких его органов как душа и дух, имеющих иррациональную природу. Поэтому и на занятиях, и в рабочей тетради ученикам предлагаются приемы целостной, «организмической» оценки оптимальной профессии. Если интуиция ученика в конечном итоге одобряет выбор сознания, то процесс принятия решения можно считать завершенным.

5) Энергетическое насыщение решения о выбранной профессии. Для повышения побудительной силы принятого решения ученикам в рабочей тетради предлагается несколько приемов из техник программирования успеха (визуализации, самовнушения, нахождения или создания настроечных символов и ритуалов).

6) Планирование профессионального старта . Для выполнения этого шага в рабочей тетради приводятся конкретные инструкции по выделению ключевых целей и задач профессионального старта, основных способов их решения, а также специальные формы для записи результатов каждого действия ученика.

Последовательное прохождение учеником указанной дорожки шагов позволяет получить как образовательный результат - навык принятия сложных жизненных решений, так и практический - решение о выбираемой профессии и варианте профеесионального образования, а также личный профессиональный план. Часть действий, предлагаемых в рабочей тетради, ученик выполняет во время занятий, часть - самостоятельно или, в случае затруднений , в ходе индивидуальной профконсультации. Поскольку записи, делаемые учеником в такой рабочей тетради, отражают его реальные желания, ценности, выборы и могут носить интимный, дневниковый характер, то познакомиться с содержанием записей преподаватель или консультант могут только с разрешения ученика. В связи с этим преподаватель контролирует не содержание, а лишь процесс пошагового движения ученика по методике, изложенной в рабочей тетради. После окончания занятий по программе заполненная рабочая тетрадь остается у ученика.


Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение – “сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда” .

Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: что такое культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия и т.п.

Работа по профпросвещению включает в себя профинформацию, профпропаганду и профагитацию.

Знания о профессиях учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу служат средства массовой информации, родственники, знакомые и др. При этом сведения о содержании профессии и их значимости иногда могут быть даны весьма искажено, вследствие чего возможно создание картины неоправданной привлекательности одних профессий и атмосферы недоброжелательности к другим.

В связи с этим перед школой, как и перед всем обществом, стоит довольно сложная задача – исправить идущие вразрез с потребностями экономики страны и общества отношение к некоторым профессиям и сформировать новое. Решить эту задачу призвана та часть профпросвещения, которую называют профпропагандой. Однако всю работу по профпросвещению ни в коем случае нельзя сводить только к пропаганде профессий.

“Планировать работу по профессиональному просвещению в школе, в частности по профпропаганде и последующей профагитации, следует в соответствии с предварительной профдиагностикой. Только на основе такого подхода можно проводить соответствующую работу со школьниками, направленную на формирование сознательного отношения к выбору профессии.

Исходя из того, что профпросвещение – процесс активный, следует больше опираться на такие методы работы, которые требуют непосредственного участия школьников в самом процессе получения информации” .

Чтобы работа по профпросвещению имела положительные результаты, она должна проводиться умело и с большим педагогическим тактом. Ориентируя на профессии, в которых страна и общество испытывают недостаток, нужно избегать всякого рода нажим, так как неумелое давление на школьников может привести лишь к окончательной потери интереса к данной профессии. “Главный принцип, которым следует руководствоваться в работе по профпросвещению, - связь его с жизнью. Исходя из этого, основные направления работы в этой области можно выразить так:

· Профпросвещение предполагает формирование целостного, многопланового представления учащихся о народном хозяйстве страны, его отраслях, предприятиях, профессиях;

· В процессе проведения работы по профессиональному просвещению необходимо учитывать направленность в развитии отраслей народного хозяйства данного экономического района, сложившиеся трудовые традиции, наличие общеобразовательных и профессиональных учебных заведений;

· Профессиональное просвещение молодежи должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях;

· Ознакомление с миром профессий следует тесно увязывать с профессиональными интересами, склонностями и способностями молодежи и динамикой развития этих особенностей молодых людей. Содержание работы по профессиональному просвещению должно учитывать состав учащихся по возрасту, полу” .

Урок – основная организационная форма учебно-воспитательного процесса в школе. Профессиональная ориентация – составляющая часть этого процесса. Поэтому неотъемлемой частью урока должна стать работа по профпросвещению.

Составной частью профпросвещения является профпропаганда, а основными формами ее проведения – встречи с представителями различных профессий, лекции о различных отраслях народного хозяйства, производствах и профессиях и т.д.

Значительное место в работе по профпросвещению занимают беседы, которые проводят классные руководители, учителя-предметники или представители различных профессий. Такие беседы можно посвящать ознакомлению с какой-то одной профессией, с группой родственных профессий, вопросам значимости их правильного выбора для человека. При этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся.

“Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы можно проводить по такому плану:

1. Общие сведения о профессии:

Краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где применяется профессия, краткий исторический очерк и перспективы развития профессии, основные специальности, связанные с данной профессией.

2. Производственное содержание профессии:

Место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее перспективность; предмет, средства и продукт (результат) труда; содержание и характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества; связь (взаимодействие) с другими специальностями.

3. Условия работы и требования профессии к человеку:

Санитарно-гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека, отличительные качества

хорошего работника; специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т.д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.

4. Система подготовки к профессии:

Пути получения профессии, курсы, техникумы, вузы; связь профессиональной подготовки с учебой и трудовой деятельностью в школе; уровень и объем профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для получения начального квалификационного разряда по данной профессии; перспективы профессионального роста; где можно продолжить ознакомление с профессией; что читать о профессии”.

3.2. Изучение школьников в целях профориентации

Особенности памяти, внимания, чувств, воли, желаний и способностей нельзя увидеть, оценить, измерить так же, как мы видим, оцениваем многие из окружающих нас предметов. Эти и ряд других качеств психики человека нельзя непосредственно созерцать ни у себя, ни у других людей. Но в то же время различные профессии предъявляют конкретные требования к психологическим, а также физиологически особенностям личности.

“Психофизиологические особенности человека – это особенности его психики, развития, строения организма, состояния здоровья. Каждый человек обладает определенными психофизиологическими качествами. Поэтому можно говорить о том, что человек по своим природным данным более или менее подготовлен к успешному овладению профессией или группой профессий. Но в связи с этим встает вопрос: как же правильно определить эти особенности и свойства личности? Ведь вся трудность состоит именно в том, что особенности психики школьника не могут быть полностью определены учителем, так как далеко не всегда в учебной и внеклассной деятельности учащихся можно создать условия, подходящие для их проявления. Школьная деятельность лишь в какой-то степени моделирует условия труда, поэтому не все профессионально важные особенности могут быть полностью проявлены” .

С другой стороны, трудность состоит в том, что необходимо определить не только существующий уровень развития личности, но и возможности ее развития (видеть перспективу).

Изучение учащихся в целях профориентации (предварительная профдиагностика), как уже было сказано выше, составляет один из важнейших составных компонентов профориентации школьников. На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.

Рассмотрим подробнее те стороны личностных характеристик, которые имеют значение для профессиональной работы.

Ценностные ориентации. “ Личность формируется в процессе постоянных взаимоотношений с людьми. Все особенности, присущие личности, социально обусловлены. Поэтому ценностные ориентации можно определить “как направленность личности на усвоение (создание) общественных ценностей в соответствии с конкретными потребностями”. Исходя из этого определения, ключ к пониманию понятия “ценностные ориентации” следует искать в системе взаимоотношений между потребностями личности и общественными ценностями” .

Источником активности личности служат потребности, под которым понимаем “состояние личности, вызванной необходимостью вступать в связи с окружающей средой для того, чтобы обеспечить свое существование, функционирование и развитие” . Удовлетворение таких потребностей, как потребность в профессиональном самоопределении или самоутверждении, происходит в процессе практической деятельности человека, причем только в том случае, если выбранная профессия, как принято говорить, по душе. Потребности всегда отражают возможности их удовлетворения, поэтому их роль в ценностных ориентациях личности можно определить следующим образом: потребности активизируют соответствующие возможности человека, направляют его деятельность в нужном направлении. А реализуются все эти потребности через конкретные объективные ценности.

Каждая личность стремится к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют ее целям и интересам. “Применительно к профессиональной деятельности человека можно выделить следующие ценности:

· Самоутверждение в обществе, в ближайшей социальной среде;

· Признание родных, знакомых, друзей;

· Самосовершенствование и самовыражение – интересная работа;

· Применение своих знаний, умений, способностей;

· Творческий характер труда;

· Материально-практические, утилитарные ценности - хороший заработок;

· Должность, удовлетворяющая личность, перспектива продвижения по службе” .

Иногда можно встретиться с отождествлением понятий “интерес” и “направленность”. Такое отождествление необоснованно хотя бы потому, что интерес – состояние довольно изменчивое, а направленность – долговременное, стойкое.

Главную роль в выборе ценностей имеют мотивы , которые, в свою очередь, зависят от интересов и потребностей личности, целей этой личности.

По виду мотивы выбора профессии можно разделить на шесть групп:

· Общая мотивировка;

· Романтика профессий;

· Мотивы познавательного характера;

· Мотивы, в которых подчеркивается общественная значимость профессии;

· Немотивированный выбор.

По характеру все мотивы можно разделить на четыре группы:

· Мотив, четко и аргументировано обосновывающий целесообразность выбора данного направления трудовой деятельности;

· Мотивация нечеткая, недостаточно мотивированная;

· Мотивация неуверенная, неаргументированная;

· Никак неаргументированная мотивация” .

Удовлетворение потребностей, интересов, реализация цели немыслимы без решения конкретных задач, выполнения соответствующей работы. Поэтому в каждом случае человек выбирает объект, явление или деятельность (профессию). Таким образом, выбор обеспечивает потребности личности.

Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда и насколько четкие, аргументированные мотивы выбора. Это в свою очередь, дает возможность выяснить отношение личности к объективным ценностям.

Итак, мы рассмотрели ценностные ориентации в структуре личности человека. Во взаимосвязи с другими характеристиками личности их можно определить следующим образом: потребности – интересы – объективные ценности – мотивы – цели – выбор.

Предварительная профдиагностика предполагает выявление таких качеств человека, как склонности. Склонности – “это побуждения, имеющие в своей основе активное, созидательное отношение к объекту” .

Как правило, на занятия, к которым учащийся более склонен, он тратит больше времени и к тому же трудиться с желанием. Если человек при этом добивается еще и определенных результатов в этой деятельности (учебной или трудовой), то можно говорить о способностях к данной деятельности. Основным показателем способности следует считать легкость усвоения новых знаний и быстроту совершенствования умений, достижение высоких результатов деятельности. Говоря о выявлении способностей учащихся в целях профориентации, мы имеем в виду склонности к овладению не только знаниями школьной программы, но и определенными профессиями.

Способности – “это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся”. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности” .

По отношению к знаниям, умениям и навыкам способности человека выступают как некоторая возможность. Будут ли приобретены человеком эти знания, умения и навыки зависит от множества условий, например, от окружения, от того, как его будут обучать, как будет организована его трудовая деятельность и т. д.

“Такой подход к данному вопросу дает ученым и исследователям возможность изучать те материальные предпосылки, физиологические процессы, на основе которых при благоприятных условиях могут развиваться у человека те или иные профессиональные способности.

Эти материальные, заложенные в организме человека ученые называют задатками . На их развитие большое влияние оказывает окружающая среда” .

Таким образом, составление прогноза успешности овладения человеком профессией состоит в выявлении наличия и степени развития природных задатков. (см. методики “На распутье”, “Самооценка коллективизма”, “Самооценка скромности”).

Кроме способностей, к индивидуальным психологическим особенностям личности относятся темперамент и характер. Эти свойства консервативны и устойчивы.

В психологии под темпераментом подразумевают “индивидуально-своеобразные свойства личности, ее психики, определяющие динамику психологической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов и остаются постоянными в зрелом возрасте” .

Типы нервной системы лежат в основе четырех типов темперамента.

Меланхолик. Слабый тип, характеризуется слабостью процессов торможения и возбуждения.

Холерик . Сильный, неуравновешенный тип. У него сильный процесс возбуждения и относительно слабое торможение.

Сангвиник. Сильный, уравновешенный, подвижный тип.

Флегматик. Сильный, уравновешенный, но с инертными процессами” .

Человек может иметь любое сочетание силы, уравновешенности и подвижности нервной системы (общий тип) и принадлежать к любому из типов высшей нервной деятельности.

К индивидуальным особенностям личности относится также характер . В психологии под характером понимают “совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах и определяются отношением личности к этим обстоятельствам” . В зависимости от преобладающего влияния различных психологических процессов на способы действия могут быть выделены интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты характера.

“ Психологи различают четыре системы свойств характера:

· Свойства, выражающие отношение к коллективу и отдельным людям (доброта, отзывчивость, требовательность и т.д.);

· Свойства, выражающие отношение к труду (трудолюбие, лень, добросовестность, ответственное или безответственное отношение к труду и др.);

· Свойства, выражающие отношение к вещам (аккуратность, неряшливость, бережное или небрежное отношение к вещам и т.п.);

· Свойства, выражающие отношения к самому себе (самолюбие, честолюбие, гордость и т.д.)” .

Характер человека не представляет собой некоторую случайную совокупность различных свойств. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, взаимосвязаны, образуют одно целое.

Итак, мы рассмотрели группы психологических характеристик личности, необходимых для изучения школьников в профориентационных целях.

Учет особенностей темперамента (быстрота и точность реакции, правильность ориентировки в экстремальных условиях) в профориентационной работе с учащимися имеет большое значение для выявления наиболее оптимальных вариантов выбора “человек – дело”, для определения наибольшей пригодности человека к тому или иному виду трудовой деятельности как исполнителя, например оператора, диспетчера, летчика и т.д.

Изучение особенностей характера школьника в целях профдиагностики и профотбора (подбора) выявляет психофизиологические особенности личности, что необходимо не только для определения его как исполнителя определенных видов трудовой деятельности, но и как будущего организатора, командира производственного процесса в различных областях физического и умственного труда.