Тренинг как добиться успеха. Психологический тренинг "как достичь успеха". Кто такой бизнес-тренер

ГБОУ ООШ с.Заволжье

Психологический тренинг

Ответственная за здоровьесбережение: Антонова Н.Г.

2014 – 2015 уч.год

Задачи:

  1. познакомить учащихся с целями и задачами занятия;
  2. познакомить учащихся с понятием «успешность» с точки зрения Р. Бендлера, Э. Берна;
  3. научить учащихся составлять «формулу успешности».

Оборудование и материалы: тетрадь для факультативов, ручки, фломастеры, бейджи, компьютеры, Интернет

Ход занятия:

1. Организационный

1. Упражнение «Мое имя»

Учащиеся по кругу называют свое имя и для каждой буквы, составляющей его, называют положительное качество. Например, «Меня зовут Любовь. Это значит Ласковая, с Юмором, Боевая, Общительная, Верная, Ъ – мягкая».

Упражнение начинается с учителя. Свои имена ученики записывают на бейджи.

2. Основная часть.

1.Анкетирование

Предварительно подготовленные два учащихся проводят анкетирование «От чего зависит успешность ученика?» (ознакомить с инструкцией проведения анкетирования, и обработки анализом результатов. Учащимся исследовательской группы необходимо провести анкетирование среди учителей и родителей) Приложение №1. Обрабатывают результаты в ходе урока и в конце занятия знакомят учащихся с результатами исследования(диаграммы по ответа на каждый вопрос)

2. Успешность с точки зрения Р. Бендлера, Э. Берна.

Мы все читаем книги, смотрим телевизор, общаемся с достаточно большим количеством людей. Наверняка каждому из нас известны люди, которых называют «везунчиками» и говорят, что «они родились в рубашке». Для этих представителей человечества жизнь вроде бы не составляет труда, им хорошо в этом непростом мире. Им всегда везет, обстоятельства всегда складываются благоприятно для них. Они никогда не жалуются на нехватку денег, им достаются самые красивые женщины и самые мужественные мужчины. Они достигают тех должностей, которые хотят. Они всегда выглядят веселыми и беззаботными. Они всегда УСПЕШНЫ.

Но мы также знаем людей, которым в этой жизни не везет – большей частью или всегда. Они призваны в этот мир не радоваться, а отбывать наказание. Они работают в «поте лица своего», да только хлеб их всегда скуден, а уж на то, чего хотелось бы, денег никогда не хватает. В лучшем случае они могут надеяться, что повезет в будущем. Поэтому они всегда покупают не то, что хотят, а то. На что есть деньги, и потом еще переживают, расставшись с деньгами и сомневаясь: «А стоило ли?». Мир воюет против них. Никогда они не достигают желанных должностей – всегда какой-нибудь (нехороший) человек перехватывает желанное место. Это дает им повод завидовать ему. Впрочем, завидуют они всем и во всем: у того жена красивее, у этой муж зарабатывает, те лучше отремонтировали квартиру, вон уже третью машину за год меняет, а я только вторую, сосед вон сколько зарабатывает, дети у нее воспитаннее, ей класс лучше дали, а у меня…

Подобные люди пребывают в вечном раздражении, все не по ним. Это НЕУДАЧНИКИ.

Вот такие небольшие зарисовки. Изучением причин того, почему одни люди успешны, а другие нет, в психологии занимались представители различных направлений. Рассмотрим две точки зрения на понятие «успешность».

НЛП (Р. Бендлер, В. Сатир): в зависимости от стиля поведения и общения все люди делятся на две категории – «ПРИНЦЫ» и «ЛЯГУШКИ».

«ПРИНЦЫ»:

  • Чувствуют, что они уникальны, ни на кого не похожи, что других, точно таких же, как они, в мире не существует;
  • Независимы: не навязывают себя другим, но и остальным не позволяют это делать;
  • Самостоятельны: не подгоняют себя под требования и нормы окружающих, но и последних не переделывают под свои стандарты;
  • Принимают себя такими, какие есть: не тратят время, обижаясь на родителей, которые их такими уродили, и на бога, который это допустил; не жалеют себя, таких несчастных;
  • У них могут быть разные способности, либо отсутствовать многие из них, но их внимание обращено на имеющиеся и на то, как эффективнее их применить. Для них вообще характерно слово «ЭФФЕКТИВНОСТЬ»
  • Они могут ошибаться и терпеть поражение, но никогда не потеряют самоуважение и чувство собственного достоинства. «Можно все потерять, но ведь и можно, предприняв соответствующие усилия, все восстановить».
  • Они не боятся проявлять свои чувства.
  • Признают за собой и за другими определенные права.
  • Ответственны, но не стараются решать проблемы вместо других людей.
  • Не стремятся убежать от своего прошлого и «закрыть глаза» на будущее.
  • Делают то, к чему лежит их душа. Это не означает, что все, чем они занимаетесь, приносит им удовольствие. Они могут дисциплинировать себя «сейчас» в ожидании удовольствия в будущем. Тем не менее, если им все-таки приходится выполнять работу, которая не слишком нравится, они пытются внести в нее изменения.
  • Они умеют радоваться и наслаждаться всем.
  • Они не замыкаются на своих проблемах,

«ЛЯГУШКИ»:

  • Живут в ощущении своей беспомощности и зависимости от окружающих.
  • Им всегда кто-то или что-то мешает жить.
  • Они никогда не живут в настоящем.
  • Все их силы расходуются на переживание собственной неуспешности или хамства окружающих, но отнюдь не на анализ происходящих непосредственно с ними событий.
  • Их раздражает, что мир живет не по их правилам, и они стремятся этот мир переделать. Поэтому они пытаются манипулировать людьми, заставляя их делать то, что они не хотят делать, но, по их представлениям, должны.
  • Их мир – мир чувств, но они переживают их в себе.
  • Они всячески сопротивляются всему новому.
  • Они считают, что весь мир должен заботиться о них. Они не любят самостоятельно принимать решения.
  • Они чрезмерно зависимы от мнения окружающих.

Трансактный анализ (Э. Берн): «Каждый из нас уникален и неповторим. Мы все прошли индивидуальный путь развития. У нас была особая семейная атмосфера со своими традициями воспитания. Мы все рождены для того, чтобы добиться успеха и реализовать себя. К 5-6 годам у каждого формируются базовые установки, которые проявляются в самооценке и оценке других на протяжении всей жизни человека. Тот, кто воспринимает себя позитивно, более успешен в общении, деятельности и т.п.

Возможны 4 вида психологических установок на общение с окружающими.:

1). «я ОК – ты ОК» (у меня все хорошо – у тебя все хорошо). Эта установка позволяет конструктивно сотрудничать, ценить себя и других. При данной установке человек способен решить все проблемы.

2). «я ОК – ты не ОК». Эта установка характерна для тех, кто не добрал внимания и ласки в детстве, кого обижали. Человек с такой установкой перекладывает ответственность за свои трудности на других. У таких людей затруднено конструктивное сотрудничество, т.к. по их мнению все поступают не так.

3). «я не ОК – ты ОК». эта установка возникает из мнения, что все выросли в хороших здоровых семьях, а мне не повезло. Личность испытывает бессилие по сравнению с другими, избегает тесных контактов с окружающими, либо нуждается в симбиотической связи с сильными.

4). «я не ОК – ты не ОК». эта установка близка к ненормативной, вызывает чувство безнадежности, потерю интереса к жизни. Люди с такой установкой легко раздражаются, подвержены депрессиям, непредсказуемы.

Надо отметить, что редко кто придерживается одной из этих установок. Как правило, всегда имеется большая или меньшая доля одной из них. Чаще доминирует какая-то одна установка. Важно поверить, что эту установку можно изменить. Важно укрепить в себе состояние «я ОК – ты ОК»

3.Успешный человек в современном обществе.

Работа в группах в течении 30 минут. Для групповой работы необходимы компьютеры и наличие Интернета (для поиска информации об успешных людях)

Задания:

  • Каким вы представляете себе успешного человека? (Группа создает образ (рисунок, описание) образ успешного молодого человека, успешной современной леди. Информационная справку об успешных знаменитостях). Приложение №2
  • Почему одни люди становятся успешными, а другие нет? (составить перечень возможных условий для достижения успеха, использование конкретных примеров из жизни успешных людей) Приложение №3
  • Может ли неудачник стать успешным человеком? Что для этого нужно? (разработать памятку для неудачника «Как стать успешным» программе Publisher (дополнительная подготовка ученика по работе с данной программой)

Каждая группа представляет результаты совместной работы. В ходе их выступления педагог (подготовленный ученик) дополняет информацией. После все выступлений участников групповой работы, учащиеся исследовательской группы сообщают результаты анкетирования.

III. Заключительный этап.

Рефлексия: закончите предложение «Чтобы стать успешным человеком надо…»

Литература и Интернет-источники:

  1. Сверч Л.П. « Как стать успешным» программа элективного курсы для 10-11 классов. Г. Иркутск
  2. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. –СПб.: Питер, 2003, 272 с.
  3. Гуткин М.С., Лернер П.С., Михальченко Г.Ф. Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-9-ых классов общеобразовательных учреждений –М.: Просвещение, 2005
  4. Абульханова - Славская К.А. Стратегия жизни - М., 1991.
  5. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. - М., 1990.
  6. Успешность женской карьеры http://www.womanbum.ru/index2.php?cid=9&id=358
  7. Критерии педагогической успешности http://library.sibstu.kts.ru/paradigma/2/5.htm
  8. 10 критериев успешности менеджера http://www.iteam.ru/publications/human/section_47/article_819/
  9. Профессиональная успешность http://www.vashakomanda.ru/article14.htm
  10. Успешность http://www.sunhome.ru/psychology/1745
  11. Психологический анализ понятия «Успешность» http://www.rpmonitor.ru/rms/detail.php?ID=5947

Приложение №1

Блан анкеты «От чего зависит успешность ученика»

Приложение №2

Успешность: профессиональная успешность и критерии успешности.

Основываясь на опыте работы и общения со специалистами из различных профессиональных сфер, можно сказать, что в последние годы в России выделяются четыре позиции относительно вопроса профессиональной успешности у представителей разных полов. Рассмотрим подробно каждую из этих точек зрения.

Половая принадлежность работника как фактор его профессиональной успешности сейчас активно обсуждается в деловом мире, теории и практике управления. Основываясь на опыте работы и общения со специалистами из различных профессиональных сфер (банковской, образовательной, производительной, туристической, транспортной, сферы власти и т. п.), можно сказать, что в последние годы в России выделяются четыре позиции относительно данного вопроса:

  1. мужчина эффективнее женщины как в управлении, так и в исполнительской деятельности;
  2. женщина эффективнее мужчины;
  3. мужчина и женщина равным образом эффективны в профессиональной деятельности, но имеют разный деловой стиль, и их эффективность зависит от многих других условий;
  4. половая принадлежность работника не имеет никакого влияния на эффективность труда и профессиональную успешность .

Рассмотрим каждую из этих точек зрения.

Первая точка зрения. Мнение о том, что мужчина в деле более эффективен, нежели женщина, является довольно распространенным, причем придерживаются его не только мужчины, но и женщины. Аргументы в поддержку данной позиции называются следующие:

  • мужчина имеет более логичное и дисциплинированное мышление, нежели женщина;
  • мужчина строит деловые отношения на основе объективных критериев (полезности, сотрудничества, необходимости), а женщина - на основе субъективных критериев (симпатии, интуиции, настроения);
  • мужчина имеет более высокую стрессоустойчивость, нежели женщина, способен сохранять самообладание и принимать решения в напряженных, неопределенных и опасных ситуациях;
  • мужчина имеет большую эмоциональную и физическую выносливость, нежели женщина, может более длительное время эффективно работать;
  • мужчина имеет значительно больше времени, которое он может посвятить работе и карьере, нежели женщина, поскольку он не отвлекается на длительный срок в связи с материнством и семейными обязанностями.

Особенно критично оцениваются такие черты женского характера, как эмоциональная неустойчивость, субъективность в оценке и непрогнозируемостъ поведения, а в отношении женщин-руководителей - склонность либо к гиперопекающему, материнскому стилю управления, либо к излишне авторитарному, жесткому стилю, направленному на подавление и тотальный контроль за деятельностью подчиненных.

Следует заметить, что позиция, согласно которой мужчина в работе оценивается как более эффективный, нежели женщина, разделяется и многими мужчинами-психологами. Например, анализируя проблему эффективности управленческого труда, Р. Л. Кричевский приводит такие факты наблюдений, отраженные в зарубежной литературе:

  1. наличие у мужчин лидерского потенциала и его отсутствие у женщин;
  2. проявление у мужчин большей активности, амбициозности и стремления к доминированию, нежели у женщин.

Признавая некоторую неопределенность в оценке вопроса о профессиональной успешности и сравнительной деловой эффективности мужчин и женщин, Кричевский делает следующий вывод: «Ну, а вообще говоря, пока что трудно сказать, кто более эффективен в должности руководителя: мужчина или женщина. Слишком невысок, даже если и не прибегать к официальной статистике, процент женщин-руководителей сравнительно с представительством на этом посту сильной половины рода людского. И к тому же не знаю, согласится ли со мной читатель или нет, изначальная ориентация женщины, на мой взгляд, - все-таки скорее на эмоциональный климат в семье, нежели на менеджерство в социальной организации».

Обратимся к рассмотрению второй точки зрения , сторонники (точнее, сторонницы) которой утверждают, что в работе женщина может быть эффективнее и успешнее мужчины. При этом называются два необходимых и взаимоисключающих друг друга условия для того, чтобы женщина вышла вперед.

Во-первых , женщина может стать эффективнее мужчины, если она в своей работе сможет развить и использовать сугубо женские качества, которые не так ярко присутствуют у мужчин и которые связаны с межличностным общением:

  • интуицию;
  • способность к изощренной политике в деловых отношениях;
  • женское обаяние;
  • умение тонко подстраиваться в коммуникативных взаимодействиях.

Кроме того, как показал кризис 17 августа 1998 г., в неопределенных и нестабильных условиях для сохранения своего места работы женщина способна проявить большую гибкость и уступчивость, нежели мужчина. Она легче и без особых эмоциональных проблем переходила на более низкий должностной статус, уходила в другую профессиональную сферу, обращалась за помощью в трудоустройстве, нежели мужчина. В результате она чаще сохраняла возможность работы и заработка, а мужчина чаще оставался без работы и средств к существованию.

Во-вторых , утверждается, что женщина может стать успешнее мужчины, если она, наоборот, откажется от женского стиля в деловом общении, разовьет у себя и начнет использовать сугубо мужские качества: решительность, стрессоустойчивость, объективность, дисциплинированность, преданность делу, трудоголизм. Следует заметить, что, формируя в себе мужские черты характера, женщина часто проявляет мужской стиль делового общения и поведения даже более ярко и напряженно, нежели мужчина. Она становится более решительной, эмоционально устойчивой к стрессу, объективной, дисциплинированной, преданной своему делу и отдающей большую часть своего жизненного времени работе, нежели ее коллега-мужчина.

Особенно это характерно для эмансипированных деловых женщин, имеющих выраженную конкурентную установку относительно мужчин. Энергию, азарт и мотивацию, ведущие их к успеху, они черпают в противопоставлении себя мужчинам, стремлении доказать им свою успешность , что они - умнее и сильнее мужчин.

Третья точка зрения , проявляющаяся в сравнительной оценке эффективности мужчины и женщины в деловой сфере, содержит утверждение, что мужчина и женщина имеют одинаковую эффективность, но разные критерии успешности .

  1. Мужчина в своей работе больше направлен на предметно-содержательные аспекты труда, конкуренцию на рынке, а также на получение прибыли.
  2. Женщина предпочитает межличностное общение и социально-психологические стороны работы (организацию позитивной атмосферы в коллективе, построение корпоративной культуры в организации, разработку средств поддержки и развития персонала).

Четвертая точка зрения в дискуссии, кто в работе более эффективен, мужчина или женщина, проявляется в зачеркивании фактора пола в его возможности влиять на успешность профессиональной деятельности работников. Утверждается, что не имеет значения, кто конкретно работает, мужчина или женщина, главное, чтобы работник обладал профессиональными знаниями, опытом, дисциплинированностью и преданностью компании.

Отмечается также, что при наличии высокоразвитого интеллекта, энергии и активности, высокого уровня трудовой мотивации и организованности происходит как бы «обмен» психологическими характеристиками между мужчинами и женщинами, обычно считающимися сугубо мужскими или сугубо женскими. А именно: в своей работе одаренные мужчины, не утрачивая мужского стиля, начинают проявлять такие традиционно женские качества, как умение общаться, интуицию, политическое «чутье» и внимание к человеческому фактору. Женщины, соответственно, не отказываясь от женского стиля деятельности, становятся решительными, амбициозными и стремятся к лидерству и успеху.

Каждая из описанных выше точек зрения о влиянии пола работника на его успешность , распространенных в отечественной деловой практике, аргументированна и имеет право на существование. Особенно если учесть, что возникновение этих позиций в общении служащих и руководителей связано с их индивидуальным профессиональным опытом, то можно говорить о следующих критериях успешости и тенденциях в выборе точки зрения на «фактор пола».

  1. Если деловой мужчина уверен в себе и чаще встречает в своей работе успешных женщин-профессионалов, то, как правило, он придерживается третьей или четвертой позиции.
  2. Если же мужчина испытал излишне директивный стиль управления, несправедливо негативную оценку со стороны женщины-руководительницы или пережил тяжелый конфликт в работе с женщиной-коллегой, то он выражает первую точку зрения. Более того, при поиске новой работы он стремится избежать ситуации, в которой ему бы пришлось работать под началом женщины-руководительницы или в коллективе, состоящем только из женщин.
  3. Так же и женщина. Если на своем профессиональном пути она встретила достойных мужчин-руководителей или мужчин-коллег, имеющих высокую квалификацию и не отрицающих ее способности успешно трудиться, она лояльно относится к мужчине и стремится к сотрудничеству с ним.
  4. Если же в своей работе она столкнулась с мужским шовинизмом, негативной оценкой своего труда только по половому критерию успешности, то она стремится во что бы то ни стало конкурировать с мужчинами и провозглашает, что женщина всегда и везде более эффективна, нежели мужчина.

И последнее замечание. Очевидно, что менее выраженная профессиональная успешность женщин связана не столько с их детородной функцией, сколько с тем, что женщины имеют более низкую самооценку и более низкий уровень притязаний, нежели мужчины. Женщины чаще смиряются с более низким должностным положением, с меньшей заработной платой за труд, одинаковый с мужчиной, с меньшими карьерными перспективами и более жесткой критикой со стороны руководства.

Следует специально отметить, что различия в степени агрессивности поведения мужчин и женщин связаны не столько с особенностями их биологической природы, сколько с тем, что в период взросления женщины чаще подавляют свою агрессивность. В тех условиях, в которых женщины уверены в своей правоте и не боятся наказания, они становятся не менее агрессивными, нежели мужчины.

Мужской стиль поведения понятен и предсказуем - это активный, умный и сильный стиль. Женский стиль поведения в настоящее время непонятен. Поэтому женщина сама должна решить, какой на работе и в жизни она будет - сильной или слабой, умной или подчеркнуто глупой, активной или пассивной. Следовательно, женский стиль поведения менее предсказуем, нежели мужской.

Для взрослых мужчин и женщин характерно, что математическая и формальная логика больше развита у мужчин, а вербальная логика - у женщин. В общении женщины имеют больший словарный запас, нежели мужчины, проявляют больше активности и ясности в изложении своих мыслей.

В межличностных отношениях мужчины чаще проявляют экстраверсию, а женщины - дружелюбие, мужчины ориентируются на критерий социальной справедливости, а женщины, чаще проявляя эмпатию, - на заботу о других. Причем в течение своей жизни мужчины учатся чувствовать другого человека (обучаются эмпатии), а женщины, наоборот, «разучиваются», поскольку она мешает психологической адаптации.

Поведение мужчин в стрессовой ситуации характеризуется тем, что они не концентрируются на проблеме, пытаясь переключиться на другую деятельность или физическую активность. Женщина чаще фокусируется на проблеме с целью все тщательно обдумать, с чем и связана ее большая уязвимость к стрессу, нежели у мужчины.

Мужчины имеют более развитую способность к пространственной ориентировке, нежели женщины, что одни исследователи связывают с гипотезой о функциональной асимметрии мозга, а другие - с социальными условиями воспитания.

Таким образом, мы видим, что четких, проверенных специальными исследованиями различий между успешностью мужчин и женщин совсем не много. При этом можно с уверенностью говорить именно о доминирующем влиянии социального, а не биологического фактора на различия в критериях успешности мужчин и женщин, профессиональная успешность и успешность мужчин или женщин вообще, зависит от их пола в меньшей степени, а в большей от их стиля поведения в конкретных ситуациях в которых им приходится жить и работать.

Приложение №3

  1. Формула успеха: ХОЧУ-МОГУ-НАДО.

Правильный выбор профессии позволяет человеку полностью реализовать собственный потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Какой выбор можно считать правильным?

Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость.

Во-вторых, необходимо обладать набором профессионально важных качеств для этой работы: интеллектуальных, физических, психологических.

В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.

Можно представить эти условия в виде трех окружностей – «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО». Предположим, что кому-то из вас нравится считать звезды в ночном небе. И это у него прекрасно получается. Но почему-то никто не торопится оплачивать такой труд. «ХОЧУ» и «МОГУ» совпадает, а вот надо лежит в стороне. Возможны и другие варианты:

1. Желания, возможности самого человека и требования рынка труда далеки друг от друга. Можно быть уверенным, что этот человек не станет профессионалом, а его труд не будет востребован.

2. Желания, возможности и требования рынка пересекаются, хотя не совпадают. Можно прогнозировать большую профессиональную успешность, чем в первом случае.

Анкетирование: «От чего зависит успешность ученика?» Зачем ты учишься? Могут ли все учиться только на «4» и «5»? Помогают ли тебе родители (родные) в учебе? Антонова Н.Г., ответственная за здоровьесбережение, ГБОУ ООШ с.Заволжье

Ричард Бендлер родился 24 февраля, 1950 в Нью Джерси - американский автор и соавтор (совместно с Джоном Гриндером) НЛП (Нейролингвистическое программирование). Получил степень бакалавра философии и психологии в Университете Калифорнии в Санта-Круз в 1973-м году, степень магистра психологии в Лоун Маунтейн Колледж в Сан-Франциско в 1975-м. Антонова Н.Г., ответственная за здоровьесбережение, ГБОУ ООШ с.Заволжье

«ПРИНЦЫ»: Чувствуют, что они уникальны, ни на кого не похожи, что других, точно таких же, как они, в мире не существует; Независимы: не навязывают себя другим, но и остальным не позволяют это делать; Самостоятельны: не подгоняют себя под требования и нормы окружающих, но и последних не переделывают под свои стандарты; Принимают себя такими, какие есть: не тратят время, обижаясь на родителей, которые их такими уродили, и на бога, который это допустил; не жалеют себя, таких несчастных; У них могут быть разные способности, либо отсутствовать многие из них, но их внимание обращено на имеющиеся и на то, как эффективнее их применить. Для них вообще характерно слово «ЭФФЕКТИВНОСТЬ» Они могут ошибаться и терпеть поражение, но никогда не потеряют самоуважение и чувство собственного достоинства. «Можно все потерять, но ведь и можно, предприняв соответствующие усилия, все восстановить». Они не боятся проявлять свои чувства. Признают за собой и за другими определенные права. Ответственны, но не стараются решать проблемы вместо других людей. Не стремятся убежать от своего прошлого и «закрыть глаза» на будущее. Делают то, к чему лежит их душа. Это не означает, что все, чем они занимаетесь, приносит им удовольствие. Они могут дисциплинировать себя «сейчас» в ожидании удовольствия в будущем. Тем не менее, если им все-таки приходится выполнять работу, которая не слишком нравится, они пытаются внести в нее изменения. Они умеют радоваться и наслаждаться всем. Они не замыкаются на своих проблемах, Антонова Н.Г., ответственная за здоровьесбережение, ГБОУ ООШ с.Заволжье

«ЛЯГУШКИ»: Живут в ощущении своей беспомощности и зависимости от окружающих. Им всегда кто-то или что-то мешает жить. Они никогда не живут в настоящем. Все их силы расходуются на переживание собственной неуспешности или хамства окружающих, но отнюдь не на анализ происходящих непосредственно с ними событий. Их раздражает, что мир живет не по их правилам, и они стремятся этот мир переделать. Поэтому они пытаются манипулировать людьми, заставляя их делать то, что они не хотят делать, но, по их представлениям, должны. Их мир – мир чувств, но они переживают их в себе. Они всячески сопротивляются всему новому. Они считают, что весь мир должен заботиться о них. Они не любят самостоятельно принимать решения. Они чрезмерно зависимы от мнения окружающих. Антонова Н.Г., ответственная за здоровьесбережение, ГБОУ ООШ с.Заволжье

«Каждый из нас уникален и неповторим. Мы все прошли индивидуальный путь развития. У нас была особая семейная атмосфера со своими традициями воспитания. Мы все рождены для того, чтобы добиться успеха и реализовать себя. К 5-6 годам у каждого формируются базовые установки, которые проявляются в самооценке и оценке других на протяжении всей жизни человека. Тот, кто воспринимает себя позитивно, более успешен в общении, деятельности и т.п.» Э. Берн Антонова Н.Г., ответственная за здоровьесбережение, ГБОУ ООШ с.Заволжье

Психологических установок на общение с окружающими: 1). «я ОК – ты ОК» (у меня все хорошо – у тебя все хорошо). Эта установка позволяет конструктивно сотрудничать, ценить себя и других. При данной установке человек способен решить все проблемы. 2). «я ОК – ты не ОК». Эта установка характерна для тех, кто не добрал внимания и ласки в детстве, кого обижали. Человек с такой установкой перекладывает ответственность за свои трудности на других. У таких людей затруднено конструктивное сотрудничество, т.к. по их мнению все поступают не так. 3). «я не ОК – ты ОК». эта установка возникает из мнения, что все выросли в хороших здоровых семьях, а мне не повезло. Личность испытывает бессилие по сравнению с другими, избегает тесных контактов с окружающими, либо нуждается в симбиотической связи с сильными. 4). «я не ОК – ты не ОК». эта установка близка к ненормативной, вызывает чувство безнадежности, потерю интереса к жизни. Люди с такой установкой легко раздражаются, подвержены депрессиям, непредсказуемы. Антонова Н.Г., ответственная за здоровьесбережение, ГБОУ ООШ с.Заволжье

Работа в группах Каким вы представляете себе успешного человека? Нарисуйте образы успешной современной леди и успешного молодого человека Профессиональная успешность мужчины и женщины Почему одни люди становятся успешными, а другие нет? Перечислите возможные условия достижения успеха Формула успеха Может ли неудачник стать успешным человеком? Что для этого нужно? Разработайте памятку для неудачника советами «Как стать у спешным» Высказывания об успешности человека Антонова Н.Г., ответственная за здоровьесбережение, ГБОУ ООШ с.Заволжье

Профессиональная успешность мужчин и женщин Половая принадлежность работника как фактор его профессиональной успешности сейчас активно обсуждается в деловом мире, теории и практике управления. Основываясь на опыте работы и общения со специалистами из различных профессиональных сфер (банковской, образовательной, производительной, туристической, транспортной, сферы власти и т. п.), можно сказать, что в последние годы в России выделяются четыре позиции относительно данного вопроса: мужчина эффективнее женщины как в управлении, так и в исполнительской деятельности; женщина эффективнее мужчины; мужчина и женщина равным образом эффективны в профессиональной деятельности, но имеют разный деловой стиль, и их эффективность зависит от многих других условий; половая принадлежность работника не имеет никакого влияния на эффективность труда и профессиональную успешность. Антонова Н.Г., ответственная за здоровьесбережение, ГБОУ ООШ с.Заволжье

Формула успеха: ХОЧУ-МОГУ-НАДО. Правильный выбор профессии позволяет человеку полностью реализовать собственный потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Какой выбор можно считать правильным? Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость. Во-вторых, необходимо обладать набором профессионально важных качеств для этой работы: интеллектуальных, физических, психологических. В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда. Антонова Н.Г., ответственная за здоровьесбережение, ГБОУ ООШ с.Заволжье

Можно представить эти условия в виде трех окружностей – «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО». Предположим, что кому-то из вас нравится считать звезды в ночном небе. И это у него прекрасно получается. Но почему-то никто не торопится оплачивать такой труд. «ХОЧУ» и «МОГУ» совпадает, а вот надо лежит в стороне. Возможны и другие варианты: Хочу Надо Могу 1. Желания, возможности самого человека и требования рынка труда далеки друг от друга. Можно быть уверенным, что этот человек не станет профессионалом, а его труд не будет востребован. 2. Желания, возможности и требования рынка пересекаются, хотя не совпадают. Можно прогнозировать большую профессиональную успешность, чем в первом случае 3. Все факторы совпадают. Можно уверенно говорить о том, что этот человек будет получать удовольствие от своей работы, делать ее лучше других и всегда будет в цене. Могу Могу Хочу Хочу Надо Хочу Могу Надо Антонова Н.Г., ответственная за здоровьесбережение, ГБОУ ООШ с.Заволжье

Как драгоценный камень не может быть отполирован без трения, так и человек не может совершенствоваться без попыток. Китайская пословица Успех - это 99% неудач. Успеху не нужны никакие объяснения, а неудаче отказано в любых оправданиях. Люди рождены для успеха, а не для поражения. Успех всегда приходит за шаг до поражения Преуспеть это ваш долг. Ваш успех поможет многим, ваши неудачи не помогут никому. Антонова Н.Г., ответственная за здоровьесбережение, ГБОУ ООШ с.Заволжье

Стремитесь стать успешным человеком Антонова Н.Г., ответственная за здоровьесбережение, ГБОУ ООШ с.Заволжье


Зеленоборская школа-гимназия

Психологический тренинг

для старшеклассников

"Как достичь успеха"

Провела: педагог-психолог А.Ермекова

Цель:

Осознание учащимися необходимости целеполагания с учетом своих потребностей и мотивов.
- научить пошаговому способу достижения цели.
- формирование установки на самоанализ.

Методическое оснащение: слайды, жетоны, бланки «прошлые успехи», «ресурсы достижений», «достигнутый прогресс», «лестница достижений», мелодии.

Эпиграф к тренингу:

«Мы пришли в этот мир, чтобы выразить себя и только себя.
Цель жизни и смысл жизни – самовыражения.»

Э. Цветков.

«Я – величайшее из чудес, сотворенный природой.»

О. Мандино.

Ход тренинга

1. Правила работы группы:

Искренность в общении (давайте говорить здесь не то, что «требуется», а то, что мы на самом деле думаем).
- активное участие в происходящем (Вы и Ваше мнение нужны нам и важны для нас).
- право на своё мнение и уважение мнения другого (участник говорит «от себя», от своего имени и не критикует мнение другого.)
- неразглашение происходящего за пределы группы (действуем по принципу «здесь и сейчас»).

2. Разминка – энержайзер.

Сейчас вы можете свободно ходить по комнате. По моему хлопку вы должны будете выполнить моё задание. Начнём! (Включить музыку)

Распределитесь в группы на тех, у кого есть часы и у кого их нет.
- по длине волос.
- по росту (высокие и не очень)
- по цвету глаз.
- по настроению, которое вы сейчас испытываете. Какое у вас настроение?

3. Задание к размышлению: в жизни и в общении - « Две столбовые дороги».

Предлагается нарисовать две дороги, с следующим описанием:

Одна – широкая, но неосвещённая. На ней то и дело встречаются булыжники страха и отчаяния, а иногда дорогу преграждают завалы зависти, озлобленности. Пешеходов на ней уйма, но ты все время спотыкаешься о камни отчужденности и одиночества, потому что рядом шагают только глухонемые. Прорываясь через заросли обид, вины, ты устало сталкиваешь с дороги того, кто послабее. Но, в конце концов, тебя эта дорога вымотает и разрушит.

Вторая дорога – длинная, но светлая, на ней горят фонари веры и уверенности. У прохожих слух острый, так как они слышат не только то, что ты говоришь, но и то, что чувствуешь. По бокам красиво подстрижены газоны взаимоподдержки и выручки, а на клумбах ярко пламенеют цветы любви, доверия и прощения, уютную тень усталому путнику дают деревья взаимопонимания и душевного спокойствия. Возможно, дорога эта тоже утомит, но не разрушит.

Дорога первая – это путь неконструктивного, разрушающего общения. Дорога вторая – это путь конструктивного, созидающего общения. Все кем овладел страх перед жизнью, стремятся к мучительной первой дороге. У таких людей проблемы с общением. Избавить людей от страха и увлечь их на другую дорогу есть единственный способ: дать им возможность почувствовать себя умными, хорошими, добрыми, любимыми и интересными.

Задание: Какая картина вам ближе? Бывает, человек метается, а не бывает ли середины? (черно-белая полоса). Вы свои жетоны поместите под картиной, которая вам ближе на данный момент.

Сегодня мы собрались для того, чтобы поразмыслить о том, как жить, чтобы быть успешным.
Ответьте на вопрос честно:

1.Зачем мы живем, в чем наше предназначение?
2.Для чего вы ходите в школу? Для чего вас учат в школе?
3.Чего вы хотите достичь в жизни? К чему вы стремитесь сейчас? (ответы)

В ваших ответах есть противоречие. Оно заключается в том, что основная деятельность в школе учебная, а интересы вашего возраста заключаются в том, что вы стремитесь сейчас к самоутверждению, личностным контактам, поискам личностного смысла. Как быть?

1. Понять, что взрослость немыслима без получения знаний. Это личностный смысл учения.
2.В вашем возрасте есть возможности для формирования и самосовершенствования. Сегодня мы будем работать над понятиями

Цель
Мотивация
Прошлые успехи
Ресурсы достижения
Достигнутый прогресс
Личностная социальная поддержка

I этап .

Что такое цель? Это то, что позволяет нам в жизни стать не неудачниками, а победителями, учит пользоваться своими лучшими качествами своей личности для достижения чего-то. Если человек уверенно, шаг за шагом движется по направлению к своей мечте и стремится жить такой жизнью, какую он себе вообразил, то успех придет к нему.

Задание: цель бывает ближняя и дальняя. Сейчас сформулируйте свою цель, определите для себя, чего вы хотите достичь.

Рефлексия

II этап . « Мотивация».

Мотивы – комплекс факторов, побуждающих человека к деятельности; это те причины – которые заставляют что-то либо делать.

Как сказал М. Горький :
«Нужно жить всегда влюбленным во что-нибудь недоступное тебе.
Человек становится выше ростом от того, что тянется вверх.»

Советы Д. Карнеги «Как добиться успеха», это что нужно изменить в себе, как помочь самому себе:

1. Развивайте силу воли.

Успех приходит к тому, кто к нему стремится. Не ждите, что кто-то откроет вас – откройте себя сами. Скажите себе: я хочу, я могу, я сделаю. Успех предпочитает, чтобы его сильно желали, добивались, прилагая максимум усилий.

2. Следуйте поставленной цели.

Всякий успех начинается с какой-то идеи. Сформулируйте ее для себя четко, не придаваясь одним лишь неясным мечтам. Запишите, когда и чего вы хотите добиться. Ориентируйтесь на эту цель, отмечая промежуточные результаты. Если в движении возникает заминка, определите, в чем причина. Сделайте новую попытку, но не теряйте при этом главную цель.

3. Составляйте план действий

Намечайте вечером, какие дела должны быть сделаны завтра. Что касается долгосрочных дел, то надо также записывать, если к ним необходимо подготовиться.

4. Оценивайте себя объективно.

Охарактеризуйте себя сами, ответив на такие вопросы:
Достаточно ли я демонстрирую свои выгодные качества?
Знают ли о них другие?
Нужно задумываться над своими слабостями и учитывать их. Тот, кто лжет сам себе- никогда не добьётся успеха.

5. Следите за своим временем.

Определите, в какое время дня вы работаете особенно продуктивно и творчески. Эти лучшие часы не растрачивайте впустую. Рутинные дела выполняйте только тогда, когда все равно становитесь вялым, усталым. Проанализируйте, на что обычно вы тратите время, старайтесь не транжирить его бесцельно.

6. Делайте дела безотлагательно .

Не откладывайте до бесконечности неприятные дела, старайтесь по быстрее с ними разделаться, иначе они будут вас тяготить. Начинайте сразу делать то, что кажется вам полезным.

Общеизвестно, что из-за черных мыслей, постоянных забот и пессимизма качество жизни не улучшается.

8. Слушайте окружающих.

Учитесь тому, что знают другие. Прежде чем говорить, выслушайте других. Никогда не обрывайте говорящего.

9. Доверяйте своим чувствам.

Ум - еще не всё. Прислушивайтесь к своему внутреннему голосу, высказывайте все, что вначале кажется невероятным.

III этап . «Прошлые успехи»

У каждого из вас есть за спиной уже какой-то прошлый опыт, прошлые успехи – это ваша личная сила! Его нужно использовать!
(н-р: нач. школу окончил без «3»). Вспомним их. «Ресурсы достижения»

Это то, что вы лучше умеете делать, ваши интересы, склонности. То, что дает вам ощущение радости, уверенности в себе, что окрыляет и наполняет вас энергией (спорт, хобби, музыка, книги, упрямство, сила воли.)

IV этап. «Лестница достижений»

Все мы стремимся к успеху, хотим быть успешными, но не всегда это у нас получается. Я сейчас открою вам очень важный секрет: наши мысли определяют особенности нашей личности. То, что мы думаем- определяет нашу судьбу. Поэтому мы должны выстраивать свои мысли и делать себе правильные внушения.
Направим наши мысли на наше будущее- и попробуем написать, каких же успехов вы сможете достичь через определенные промежутки времени.

И на этом же рисунке сделай пометочку, как ты докажешь другим, что достиг прогресса?

V этап. «Социальная поддержка»

А сейчас мы устроим себе праздник. Представьте, что вы уже достигли всего, о чем мы сегодня писали. И у нас праздник «День успеха» (закройте глаза, помечтайте). Опишите свой идеальный день. Это может быть рисунок, а можно писать словами, что вы чувствуете? Кто Рядом с вами? Где вы находитесь?(в лесу, на берегу озера, в офисе, в квартире; какие вещи вас окружают: рояль, компьютер, чашка кофе …)

Релаксация: «Любите все свои «Я»»

Я бы хотела, чтобы вы вернулись в то время, когда вы были младенцем. Пристально к себе приглядитесь. Улыбнитесь малышу и, открыв ему навстречу объятия, скажите: « Я – твоё будущее, и я пришёл, чтобы любить тебя». Обнимите его и поведите его с собой в настоящее время. А теперь оба встаньте перед зеркалом так, чтобы вы могли смотреть друг на друга с любовью.»
Шагните в то время, когда вы только научились ходить. Вы вставали и падали и снова вставали и падали. И вдруг – вы сделали первый шаг, затем ещё и ещё. Мы так гордились собой, Любите малыша.

Вы будущие первоклассники! Вам не хотелось оставлять свою маму. Вы храбро переступили порог, и начался новый этап вашей жизни. Вы всегда делали всё, что было в ваших силах, в любой жизненной ситуации. Любите малыша!
Теперь вам 10 лет. Вы помните, что происходило в это время. Оно, вероятно, было чудесным, а, может быть, вы боялись? Вы делали всё возможное, чтобы выжить. Любите этого ребёнка.

Вернитесь теперь в то время, когда вы были подростком. Возможно, оно было восхитительно волнующим, потому что вы наконец выросли. А возможно, и принесло вам много волнений другого толка: сверстники учили вас тому, что можно делать, а что нельзя. Вы старались изо всех сил справиться с этой трудной задачей. И вы делали это как нельзя лучше. Любите подростка!
Теперь школьные годы остались позади. Вы знали больше, чем ваши родители. Вы были готовы начать жизнь так, как вы хотели. Вы были смелы и напуганы в одно и то же время. Любите себя в юности!

Теперь вспомните первый день вашей работы. Как вы гордились своей первой зарплатой! Вам хотелось всё делать хорошо. Так многому предстояло учиться. Вы делали для этого всё, что могли. Любите себя в то время.
Подумайте о другой вехе в вашей жизни. О женитьбе или замужестве. О вашем собственном ребёнке. О новом доме. Вероятно, это были прекрасные переживания?! Вы с ними справились. Любите себя за это.

Теперь « поставьте» перед собой все ваши многочисленные «Я» . Встаньте перед зеркалом так, чтобы вы могли смотреть на каждое из них, смотреть с любовью. А вот ещё одно ваше « Я» . Оно идет вам навстречу из будущего, протягивая руки и говорит: « Я здесь, чтобы любить тебя.» Да будет так!.

5. Рефлексия занятия:

О чем сегодняшнее занятие заставило вас призадуматься? Попытались ли вы глубже взглянуть внутрь себя?
- может кто-то понял истины этих дорог, изменил отношение к ним?
- что больше всего запомнилось?

В знак благодарности за приятные общения давайте встанем все в общий круг, возьмемся за руки и все вместе скажем: « Я буду успешным!»

Тренинг «Как стать успешным психологом» - квантовый скачок в карьере профессионала

Объективная оценка роста потребности в психологах - это статистика. И, если нет статистических данных по счастливым и несчастливым людям, то есть реальные цифры по количеству разводов, депрессий и суицидальных попыток.

Разводы стабильно удерживают позицию в 50% практически по всему миру. Россия от мирового сообщества в этом вопросе не отстает. А что такое развод - это и есть несчастье, состояние, когда людям нехорошо вместе.

Депрессивные расстройства также занимают первые строчки «хит-парада». Учитывая, что статистика предоставляет нам данные только о тех, кто дошел до врача. Сам айсберг - в недиагностируемой области. «Болезнь плохого настроения» встречается гораздо чаще.

Учитывая вышесказанное, у современного психолога нет проблем с наличием клиентов.

А что делать, если в мире опять что-то изменится и спрос на психологические услуги пойдет на спад?

Но тут нет никакого секрета: во все времена востребованы экстра-профессионалы и суперспециалисты.

Несомненно, такой специалист невозможен без получения базовых знаний по психологии.

  1. «Санкт-Петербургский государственный университет»
  2. «Московский государственный университет»
  3. «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  4. «Московский городской психолого-педагогический университет»
  5. «Институт психологии имени Л.С.Выготского Российского государственного гуманитарного университета»
  6. «Южный федеральный университет»
  7. «Национальный исследовательский Томский государственный университет»
  8. «Ярославский государственный университет имени П.Г.Демидова»
  9. «Южно-Уральский государственный университет»
  10. «Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского»
  11. «Санкт-Петербургский государственный педагогический университет имени Герцена»
  12. «Московский городской педагогический университет»
  13. «Московский государственный медико-стоматологический университет»
  14. «Курский государственный университет»
  15. «Московский гуманитарный университет»
  16. «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

А если вы не обладатель заветного диплома МГУ или СПбГУ - успешным специалистом не стать?

Создатель тренинга «Как стать успешным психологом» Артем Олегович Толоконин убежден, что по большому счету вуз - это только самая первая ступенька в становлении профессионала. Ценность вуза в создании особого вида мышления. Это стержень, на который затем необходимо нанизывать опыт и знания. Конечно, любой прославленный и престижный институт дает неповторимую атмосферу и заряд только ему присущих энергий. Наполняет опытом «священного» места.

Но самое главное - получить начальные знания и разрешение «быть специалистом». А дальше начинается интересный путь.

Три этапа развития профессионала

Пройдя собственный путь к успеху, и открыв центр психологических тренингов , Артем Толоконин выделяет 3 этапа, которые имеют свои особенности и ошибки:

    Этап новичка, 3-5 лет после получения диплома.

На этом этапе нужно разобраться со своими психологическими проблемами, чтобы они в дальнейшем не мешали ни личному, ни профессиональному продвижению.

Психологи - такие же люди, их не забрасывают с других планет. И у любого человека есть некий груз нерешенных проблем. Начав с проработки себя и изменив свою жизнь, специалист будет иметь моральное право изменять жизнь других.

Ошибка этого этапа - желание сразу много зарабатывать. Но в том и секрет дальнейшего успеха: в начале пути денежный эквивалент не должен выходить на первый план.

Это этап полной отдачи профессии и «горения» глаз, острого желания сделать мир лучше. Важен процесс пропускания профессии через себя, «напитывания» ее собой, наполнение своей внутренней любовью и желанием помогать. Только так можно выделиться из большого количества выпускников даже самого престижного ВУЗа.

Положительная энергия всегда притягательна для людей. Исходящий от специалиста внутренний свет неизменно привлекает к нему клиентов, появляются успешные результаты, и все начинает получаться.

Заложить фундамент будущего успеха поможет также общение с людьми, состоявшимися в профессии. Например, - это возможность пообщаться с человеком, который прошел, все стадии в своем деле и стоит на вершине пирамиды Маслоу. Такие люди смотрят на мир совсем другими глазами. Они уже преодолели стадию комфорта, имеют все атрибуты бытового успеха, признание, уважение и любовь. Но такие люди идут дальше. За истинным счастьем, которое заключается в служении и отдаче. Общаясь с таким человеком, неизбежно перенимаешь ту мощную энергию, которая от него исходит.

Информацию, полученную в Артема Толоконина, нигде не прочитать. Это компиляция и анализ мирового опыта, синтез личного опыта, открытий, успешных случаев и даже ошибок.

Суть этого общения еще и в том, чтобы раскрыть что-то новое в себе, получить инсайты и озарения, которые возможны только в синергическом потоке. Это реальная возможность зарядиться успехом.

  1. Этап специалиста или крепкого профессионала.

На этом этапе уже появляется опыт, есть знания, успехи и стабильность в клиентах. Пациенты рекомендуют такого психолога своим друзьям. Специалист выходит на уровень решения своих социальных вопросов за счет профессии. Это позволяет ему не отвлекаться на быт, иметь средства для получения новых знаний, что способствует дальнейшему профессиональному росту.

На этом этапе, как правило, психолог определяется с основным направлением своей работы. И очень важно, чтобы это направление не «провисало» в его личной жизни. Иными словами, если человек занимается семейной психологией, у него должна быть счастливая семья. Иначе никак. Иначе психолог будет лубочной картинкой, опереточным персонажем. В психологии неприемлемы ситуации «сапожник без сапог».

Специалист уже может назначать цену, которую считает достойной своих навыков и знаний. Но какую ценовую нишу он займет - все решает только он сам. Никто специально не скажет: вы достойны приема за 1000 руб., а вы за 10 000 руб.

Часто ошибкой профессионала становится недооценивание себя как специалиста.

И, вполне возможно, что отличный психолог работает за маленькие деньги. Это происходит от неуверенности в себе, в своих силах изменить жизнь своего клиента. Увидеть значимость процесса, происходящего между психологом и клиентом, ту магию преображения, те возможности изменения жизни клиентов и самих себя помогает в центре психологических тренингов клиники Neo Vita.

Работа в группе единомышленников позволяет осознать свою истинную ценность и получить мощный заряд энергии.

  1. Этап суперпрофессионала или творца

Такой этап наступает после 10-15 лет, посвященных «своей» психологической теме. Специалист не только хорошо информирован о разных методиках и направлениях, но также имеет обширный позитивный опыт изменения судеб своих клиентов. Возможно, даже свой авторский метод. Именно этого специалиста клиенты ищут уже сами.

Это этап получения истинного счастья от профессиональной деятельности. Вопрос цены опять перестает быть главным - специалист назначает цену в зависимости от конкретного случая. Деньги становятся мотиватором для клиента, чтобы он выполнил все задачи лечения, а также мерой отношения к процессу с обеих сторон. Для одного пациента серьезность мероприятия определяется высокой стоимостью консультации, а кого-то психолог экстра-класса возьмет в работу вообще без денег.

Это этап творчества и полной свободы. Как говорит Артем Олегович: «На этапе творца специалист работает не ради денег, а за деньги. И стоимость консультации зависит от клиента, который передо мной в данный момент».

Важно построить такой коридор взаимоотношения с клиентом, который будет стимулировать совместное движение к цели. Понимая это, профессионал адекватно оценивает и себя, и ту пользу, которую он дает человеку. Истинным же счастьем является способность специалиста по-настоящему изменить жизнь и «сотворить шедевр в судьбе пациента».

Тренинг «Как стать успешным психологом» помогает разобраться с проблемой профессиональной деформации

Деформация - это «искривление» консультанта, потеря способности, уходя с работы, «снимать халат». Такой специалист начинает смешивать профессиональную деятельность с обычной жизнью. В зависимости от направления работы, он везде начинает видеть психологическую патологию (возможно и не беспочвенно). Но дело в том, что его никто не просит ее искать, никто не просит производить коррекцию.

Деформация возможна на этапе новичка. И тогда она даже полезна: начинающий психолог формирует опыт за счет наблюдения за окружающими, начинает видеть признаки проблем. Это помогает быстрее выполнять диагностику, наполняет опытом.

Но дальше у профдеформации два пути - либо это выведет психолога на необходимость изменения своей личности, проработки своих зон роста самостоятельно или в группе в центре психологических тренингов . Либо уведет в стойкие искривления, приводящие к потере человеческой формы. Деформированный психолог может довести себя до предела боязнью поддаться манипуляции, опасностью «не закрыть гештальт», забыть «заякорить» и «подстроиться» и т.д. Со временем он становится замкнутым, холодным, саркастичным и просто несчастным человеком.

Часто серьезная деформация настигает психолога на 2 этапе развития. Тем важнее совершить переход к уровню суперпрофессионала. Психолог - творец не подвержен профдеформации. Он способен на глубокие проявления эмпатии, но при этом его душевное состояние никак не изменяется. Потому что оно устойчивое и радостное - там просто нечему деформироваться. Такой человек с радостью помогает, но никогда не тянет за «уши в счастье». Человек на этапе творца принимает инакомыслие в других и не навязывает свою точку зрения, не стремится доказать свою правоту. Это уровень самодостаточного, уверенного и успешного человека.

В нашем центре психологических тренингов всегда можно получить качественную обратную связь и практические навыки, как продвинуться в карьере, как избежать профессиональной деформации, как получать истинное счастье от своей работы. Тренинг «Как стать успешным психологом» покажет личную ценность, позволяющую достичь вершин в своей профессии.

Не все люди могут стать тренерами, кому-то это дано, а кому-то - нет. Этот миф отравляет жизнь многим участникам нашего , которые хотят стать тренерами, а также всем тем, кто мечтает о какой-либо профессии, но сомневается, что ему «дано». К сожалению, многие из нас придерживаются так называемой «парадигмы данности», т.е. считают, что есть ряд профессий, в которых, чтобы добиться успеха, необходимо обладать какими-то особыми свойствами, талантом или даром. И если тебе «не дано», то, как ни старайся, успеха тебе на этом поприще не сыскать. Тренерскую деятельность многие относят именно к таким профессиям. А поскольку понять, «дано» или «не дано» очень трудно (если вообще возможно), многие так и мучаются, иногда на протяжении месяцев, а иногда даже и лет, так и не решаясь попробовать себя в новой профессии.

К счастью, сейчас все большее количество исследований подтверждают то, во что нам и так хотелось верить: парадигма данности не верна, а верна парадигма развития: если прикладывать усилия и много тренироваться, вне всякий сомнений, можно стать первоклассным специалистом в своей области. Подробнее об этом можно прочитать в книге Кэрол Дуэк «Гибкое сознание» и в книге Малколма Гладуэлла «Гении и аутсайдеры». Если вам свойственно сомневаться, «дано» вам что-либо или нет, рекомендуем вам обязательно прочитать обе эти книги.

Итак, только что мы развеяли первый миф: «Чтобы стать тренером, нужно обладать каким-то особым талантом в этой области». Кстати, мифом является так же и то, что нужно обладать каким-то определенным полом (в этой профессии успешны как мужчины, так и женщины), возрастом (один из наших бизнес-тренеров успешно работает с 19 лет, мы знаем также и людей, которые пришли в эту профессию после пятидесяти), внешними данными, особой комплекцией, ростом, цветом волос и т.д. В этой статье мы рассмотрим, какие еще мифы существуют относительно этой профессии и которые зачастую высказывают те, кто хочет стать тренером.

Интересно обучение профессии бизнес-тренера? Посмотреть программу можно

_____________________________________________________________________________________________________________

Чтобы стать тренером в какой-либо области, нужно обязательно обладать большим опытом именно в этой области (чтобы вести тренинг продаж, нужно быть первоклассным продажником). Миф. Заказчики действительно об этом часто спрашивают, но редко настаивают. Потому что на самом деле всем известно, что человек, который умеет что-либо делать хорошо, далеко не всегда способен обучить это делать других. Более того, для человека с большим опытом в какой-то области свойственно считать свой опыт самым правильным, и естественно, что он будет обучать других работать так, как работает сам. А далеко не всегда его стиль работы подойдет всем участникам тренинга. Более того, в таком случае тренинг рискует превратиться в семинар или даже в лекцию, в ходе которой лектор расскажет участникам «как делать это правильно» (и может быть, даже покажет высший класс), но не создаст условий, в которых участник сможет научиться сам это делать. Это не значит, что такое обучение плохое. Просто это не тренинг. Это мастер-класс профи или гуру, в котором он расскажет вам «фишки» из своего опыта. Если вам повезет, то вы сможете их использовать в своей работе и будете довольны. Если не повезет, то вы будете долго ломать голову над тем, как это применить в вашем бизнесе, не придумаете и останетесь недовольны. В тренинге вы будете искать свои «фишки» и создавать их сами.

К примеру, у нас был опыт, когда после тренинга к нам подошла одна из участниц и рассказала, что буквально за месяц до нашего тренинга она была на обучении у известного на всю Россию тренера по данной тематике, который сам великолепно умеет делать то, чему был посвящен тренинг. Так вот, эта участница сказала следующее: «Вы знаете, я сидела, смотрела на него и понимала, что я так никогда не смогу. После того тренинга я ушла практически в депрессии. А у вас я поняла, что я могу, более того, что я уже много чего умею и точно знаю, в чем мне теперь нужно продолжать практиковаться». Это не означает, что тренер может вообще не уметь делать то, чему посвящён тренинг. Если вы никогда в жизни ничего не продавали, не беритесь за тренинг продаж. Потому что иногда и правда требуется «показать участникам класс» или привести какой-то пример из своего опыта, чтобы завоевать их доверие. Но вам не обязательно иметь двадцатилетний опыт продаж, чтобы учить продавать. Если заказчик настаивает на наличии такого опыта, скорее всего, ему нужен семинар или лекция, а не тренинг.

Чтобы стать тренером, не обязательно проходить специальное обучение (). И это тоже миф. Многим со стороны работа тренера кажется простой и понятной, чему там учиться? Но, во-первых, посмотрите вакансии тренинг-менеджеров - практически в каждой в требованиях к кандидату вы увидите «Дополнительное образование в области ведения тренингов (тренинг тренеров)». То есть хотя бы ради наличия сертификата поучиться вам, скорее всего, будет нужно. А кроме того, в профессии тренера кроется огромное количество нюансов, зачастую незаметных со стороны, но играющих ключевую роль в том, будет тренинг успешным или нет. Какие вводить на тренинге правила и для чего? Что такое лабилизация, нужна ли она в тренингах и как ее планировать? Какие упражнения использовать и в зависимости от чего? Как строить логику тренинга? Как работать с трудными участниками? Как правило, все эти вопросы разбираются на тренинге тренеров.

Кроме того, нужно обязательно выбирать такой , в котором вы не менее трех раз проведете какие-либо упражнения на группу с качественным разбором и обратной связью. Выбирая тренинг тренеров, ориентируйтесь именно на этот критерий. И важно, чтобы эта работа проходила на протяжении всего обучения, а не представляла из себя ваше выступление на один час в конце курса. Чтобы стать хорошим тренером, вам нужно знать о своих сильных сторонах и зонах для ближайшего развития, а эту информацию вы сможете получить, только проводя упражнения и тренинговые блоки на группе с профессиональной и качественной обратной связью.

Чтобы стать тренером, нужно иметь психологическое или педагогическое образование. Миф. Начнем с педагогического образования. «Пед» - это корень, означающий «детский» (например, «педиатр» - детский врач). Педагогика - это наука об обучении детей. А обучение взрослых имеет свои, весьма существенные особенности. Между прочим, людям с педагогическим образованием бывает очень сложно работать со взрослыми, и им требуется время и силы, чтобы переучиться (иначе «включается училка», а взрослые участники тренингов ох как это не любят)! Так что в большинстве случаев лучше, если у вас нет педагогического образования и опыта работы, поверьте нашему опыту (бывают, конечно, и исключения… Но очень-очень редко).

Теперь что касается психологического образования. Тут все не так однозначно. Если вы хотите стать тренером и вести тренинги личностного роста, то психологическое образование может быть вам полезным, кроме того, от ведущих таких тренингов чаще ожидают, что они являются психологами. Если же вы хотите стать бизнес-тренером, то психологическое образование может стать вам помехой. Люди бизнеса не любят психологическую терминологию и крайне раздражаются, когда психолог пытается их «подлечить» на бизнес-тренинге (что случается очень часто). С другой стороны, если вы - психолог со стажем, то хочется надеяться, вы уже научились справляться со своим желанием полечить кого-либо «без запроса» и поставить всем диагнозы. Тогда опыт практической психологической работы, конечно, будет вам подспорьем. Вам будет легче понимать какие-то процессы и закономерности происходящего в группе. Но само по себе психологическое образование вам в этом мало поможет. Если же у вас такого образования нет, то, как правило, вам будет достаточно тех основ психологии, который содержит в себе тренинг тренеров. В крайнем случае, если вам захочется, позже можно будет получить дополнительное практическое психологическое образование (под практическим имеется в виду обучение, в котором у вас будет большое количество практики и где вас действительно научат, например, консультировать; в отличие от академического образования, где вы узнаете кучу умных теорий, изучая которые вы так и не успеете научиться работать с живыми людьми).


А что же нужно, чтобы стать тренером?

Вы удивитесь, но чтобы стать тренером, нужно, прежде всего, вести тренинги.