Основные формы организации досуговой деятельности. Основные направления и формы работы по организации культурно-досуговой деятельности детей и подростков Основные направления досуговой деятельности

Свободное время - это время досуга, которым человек располагает сам, по собственному усмотрению, не связывает с непреложными обязанностями и обязательствами и может использовать для удовлетворения своих потребностей и стремлений.

Часть жизненной среды человека, предназначенную для отдыха, преодоления усталости и утомления, восстановления физического и психического здоровья, обозначают как сферу досуга, инфраструктуру отдыха и рекреационную (восстанавливающую) среду. Характеристики сферы досуга дают исчерпывающую информацию о культуре использования свободного времени: выступают признаком социального взросления, становления личности в детстве, отражают уровень и состояние воспитательно-образовательной деятельности и взаимодействия с ребенком в семье, школе, ближайшем микросоциуме .

В научной литературе понятие «досуг» определяется следующим образом.

Досуг - это время, свободное от работы и учебы, остающееся у человека за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат .

Досуг - это совокупность различных видов занятий, деятельности, осуществляемой в свободное время, в результате которой происходит развитие личностных качеств человека, удовлетворяются духовные, физические и другие социально значимые потребности личности .

Досуг - это деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности; это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек .

По характеру осуществляемой человеком деятельности в рамках досуга можно выделить несколько составляющих в составе трех групп:

  • а) активный досуг:
    • - активная творческая (в том числе общественная) деятельность;
    • - учеба и самообразование;
    • - культурное (духовное) потребление, имеющее индивидуальный (чтение книг, журналов и т.п.) публично-зрелищный (посещение кино, театров, музеев и пр.) характер;
    • - физические занятия (спорт, туризм и т.п.);
    • - любительские занятия типа хобби;
    • - занятия и игры с детьми;
    • - товарищеские встречи и общение с другими людьми;
  • б) пассивный досуг:
    • - пассивный отдых (расслабление, релаксация и т.п.);
  • в) затраты времени, совпадающие с явлениями антикультуры:
    • - злоупотребление алкоголем и пр. .

В рамках досуга самым простым видом, предназначенным для восстановления сил, является отдых, который разделяют на пассивный и активный.

Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает работоспособность.

Основная функция пассивного отдыха - релаксация - уменьшение напряжения, расслабление, эмоциональная разрядка, восстановление. Для релаксации специально выделяют и оформляют места отдыха (комнаты отдыха, зоны отдыха и т.п.). Такой отдых является упрощенной формой досуга, которая не предполагает каких-либо развивающих занятий.

Активный отдых в отличие от пассивного предполагает не исключение нагрузок на организм, а их перераспределение между различными системами органов, основанное на смене видов деятельности. Такой отдых воспроизводит силы человека. К нему относят физкультуру, спорт, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, чтение, общение. Основные функции активного отдыха - восстановительная, развивающая и функция гармонизации .

Наряду с понятием «досуг» в психолого-педагогической литературе используются понятия «культура досуга» и «культурно-досуговая деятельность».

Культура досуга, как считает А. И. Вишняк, - это прежде всего внутренняя культура человека, предполагающая у него наличие определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время. Склад ума, характер, организованность, потребности и интересы, умения, вкусы, жизненные цели, желания - все это составляет личностный, индивидуально-субъектный аспект досуга .

Культурно-досуговая деятельность, по мнению Б. Г. Моса- лева, является одной из сторон культуры, которая направленная на создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей общества. Ее возможности связаны как с условиями досуговой сферы, так и с внутренним богатством личности, разнообразием ее культурных запросов и интересов. Социальная значимость культурно-досуговой деятельности проявляется в степени соответствия ее содержания уровню образования, общей культуре, духовным потребностям и материальным возможностям различных групп населения .

Особенности культурно-досуговой деятельности проявляются в следующем:

  • - действенным мотивом культурно-досуговой деятельности является потребность личности в самом процессе этой деятельности;
  • - цели и содержание культурно-досуговой деятельности избираются человеком самостоятельно в зависимости от уровня его нравственного развития и уровня культуры;
  • - культурно-досуговая деятельность носит социально полезный или нейтральный характер.

В процессе культурно-досуговой деятельности:

  • - происходит восстановление различных сил ребенка (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы, развлечения и др.);
  • - повышается эрудиция, развиваются духовные потребности (чтение, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и пр.);
  • - развиваются духовные силы, способности, творческая активность (трудовая, техническая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно- исследовательская, прикладная деятельность);
  • - реализуются потребности в общении (клубная и кружковая работа, творческие объединения, дискотеки, праздники и т.д.);
  • - развивается целенаправленная творческая учебная деятельность детей (выездные лагеря, смотры-конкурсы, каникулярные объединения, туристические походы, школы актива и т.п.).

По формам организации молодежный досуг очень разнообразен. Естественно, что не каждый ребенок или подросток будет участвовать во всех формах досуговых занятий. Каждый вправе выбирать себе занятие в соответствии со своими способностями и интересами, у каждого может быть индивидуальный стиль проведения свободного времени, индивидуальный вид занятий. Однако, досуговая деятельность - не хаотический набор способов и норм проведения свободного времени, она имеет определенную структуру.

  • - общение;
  • - спортивно-оздоровительную деятельность, игры и отдых на природе; пассивно-репродуктивную или развлекательную деятельность (прогулки, просмотр телепередач, слушание музыки, посещение дискотек и т.п.);
  • - интеллектуально-познавательную деятельность активного характера (чтение, занятие в кружках, посещение факультативов и т.п.);
  • - художественное, техническое, естественнонаучное и т.п. творчество; любительскую деятельность прикладного характера (шитье, вязание, фотодело и т.п.);
  • - общественно активную деятельность (деятельность в рамках общественных движений, объединений, организаций, благотворительную деятельность, взаимопомощь) и т.д. .

По мнению Ю. В. Васильковой, отличительными особенностями организации досуговой деятельности детей и подростков выступают:

  • - активное использование различных видов соревнования; обязательная оценка результатов деятельности в целях поощрения и стимулирования активности;
  • - использование механизмов лидерства, с помощью которых можно добиться единства группы, способствовать установлению коллективистских отношений;
  • - стимулирование внутригрупповой сплоченности;
  • - сочетание групповой и индивидуальной работы .

Досуг является тем личным пространством ребенка, в котором наиболее полно и ярко раскрываются естественные потребности в свободе и независимости, удовлетворяются многие социально-психологические потребности личности в реализации интересов, самоутверждении, признании. В досуговой деятельности дети сами предъявляют к себе воспитательные требования, устанавливают себе «пределы самостоятельности и трудности», что делает досуг сферой самовоспитания.

В качестве основных форм организации досуговой деятельности можно выделить клубную деятельность, кружковую и студийную работу, работу с неформальными молодежными объединениями по интересам, игровую деятельность, детские праздники, спортивную деятельность, чтение книг, посещение театров, кинотеатров, музеев, семейный досуг.

Наиболее распространенной формой организации досуга выступает клубная деятельность. Она активно используется социальными педагогами как в целях профилактики, так и социальной реабилитации и коррекции.

Клубная деятельность является одним из видов социальной деятельности, сферой реализации интересов и индивидуальнотворческой активности личности. По мнению В. В. Полукарова, рекреационная деятельность преимущественно имеет восстановительный характер, досуговая - восстановительный и творческий характер, а клубная, будучи непременно творческой, носит созидательную направленность (Полукаров В. В. Клубная деятельность как модель организации школьной и внешкольной среды // Моделирование воспитательных систем: теория - практике. - М., 1995. - С. 118) .

Клубная деятельность организуется на базе учреждений системы образования. Традиционно базовыми учреждениями для организации клубной работы по месту жительства выступают школы и учреждения дополнительного образования детей, включая подростковые клубы по месту жительства, центры, дома и дворцы детского и юношеского творчества, центры и станции юных туристов, техников, детско-юношеские спортивные школы и др. Нормативной базой, регламентирующей деятельность подростковых клубов, является «Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей». Их аттестация проводится государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации (приказ Минобразования России от 23.03.99 № 812). Примерный устав и направления деятельности подобных учреждений определены в письме Минобразования России, Госкоммолодежи России и Госкомспорта России от 12.03.96 № КШ 21/294-04/53 «О работе подростковых и молодежных клубов по месту жительства граждан».

Цели организации клубной воспитательной деятельности с детьми и подростками могут быть различными. В зависимости от различных условий, таких как наличие материальной базы, сети образовательных учреждений и т.п. целями воспитательной деятельности в клубе могут быть:

  • - социально-педагогическая защита подростков (предотвращение межличностных конфликтов, формирование позитивных отношений между людьми; развитие способностей и интересов личности, защита ее прав; формирование и развитие личностных качеств подростка, необходимых для позитивной жизнедеятельности);
  • - увеличение степени самостоятельности детей и подростков, развитие их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
  • - создание условий, в которых дети и подростки могут максимально проявить свои потенциальные возможности;
  • - адаптация или реадаптация детей и подростков в обществе;
  • - компенсация дефицита общения в школе, семье, в среде сверстников;
  • - дополнительное образование, получаемое в соответствии с жизненными планами и интересами воспитанников .

Определяя сущность детского клуба, один из первых организаторов досуговых клубных объединений С. Т. Шацкий, проводил параллели между клубом и уличной компанией, которая так привлекает ребят. В частности, он отмечал, что клуб должен притягивать детей не меньше, чем уличная компания. А для того, чтобы клуб мог соперничать с улицей, атмосфера клуба должна быть максимально раскованной для ребенка, он должен создавать среду, в которой детям было бы интересно .

Опыт работы клубов доказывает, что для того, чтобы досуг стал действительно привлекательным для молодежи, необходимо стоить их деятельность на основе интересов каждого. Поэтому необходимо не только хорошо знать сегодняшние культурные запросы молодых людей, уметь предвидеть тенденции их изменения, но и уметь быстро реагировать на них изменением видов и форм организации досуга . Понятно, что чтобы этого достичь, работники клуба должны обладать фантазией и владеть различными технологиями и формами организации клубной работы.

Привлекательность клубной жизни для детей и подростков позволяют обеспечить:

  • - игровые формы усвоения будущих социальных ролей;
  • - разнообразная по характеру деятельность, которая позволяет решить проблему профессионального самоопределения, самопознания;
  • - возможность удовлетворить потребность в общении (в отличие от бессодержательного времяпрепровождения на улице ребята общаются в клубе на основе общих полезных дел, увлечений, интересов);
  • - гуманистически выстроенные по сравнению с уличными межличностные отношения (недопустимы насмешки, унижения и т.п.);
  • - самоуправление, относительная автономия от взрослых.

Использование подобного арсенала форм и технологий

организации клубной работы социальными педагогами способствуют включению ребенка во многие социально ценные и личностно значимые виды деятельности, в гуманистически ориентированные межличностные отношения со сверстниками и взрослыми; формирует опыт социального поведения, необходимый для успешного вхождения в систему общественных отношений; развивает умения и способности ребенка .

По мнению М. В. Шакуровой, в организации клубной деятельности следует руководствоваться принципами:

  • - добровольности объединения людей с общими интересами;
  • - самодеятельности и самоуправления;
  • - учета возрастных и социокультурных особенностей .

В содержательном плане клубная деятельность может строиться по принципу Т-группы (свободное общение, совместное проведение досуга) либо реализовывать целевые или комплексные программы (социально-педагогические, коррекционные, образовательные и т.п.) . Такие программы могут включать в качестве направлений работы:

  • - организацию совместной деятельности и отдыха;
  • - профилактические программы (профилактика зависимостей, правонарушений и т.п.);
  • - образовательные и воспитательные программы (валео- логическая программа, программа дополнительного образования, программа развития социальных навыков, программа патриотического, нравственного воспитания и т.п.);
  • - коррекционные и реабилитационные программы (программа работы с детьми-инвалидами, программа работы с детьми с ослабленным здоровьем (лечебная педагогика), программа реабилитации предметно-пространственной среды детей и подростков и пр.).

Анализ опыта последних лет показывает, что приоритетными направлениями клубной деятельности по месту жительства являются следующие:

  • - помощь семье в решении проблем, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком;
  • - помощь подростку в устранении причин, негативно влияющих на его поведение, успеваемость и посещение общеобразовательного учреждения;
  • - привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций по месту жительства;
  • - изучение, диагностирование, разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;
  • - индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье и т.п.;
  • - выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих организаций;
  • - пропаганда и разъяснение прав детей, семьи;
  • - решение практических вопросов обеспечения учебно- воспитательной деятельности вне учебного процесса;
  • - организация реабилитационных лагерей для дезадаптированных детей;
  • - проведение летних профильных смен (трудовых, творческих, досуговых, спортивных) по месту жительства подростков на базе клубов, школ и иных учреждений дополнительного образования детей .

Характер деятельности современного клуба разнообразен и включает в себя такие виды деятельности как учебная, познавательная, поисковая, исследовательская, моделирующая, конструирующая, дискуссионная, творческая. К основным видам деятельности в клубе можно отнести танцевальную, музыкальную, театральную, спортивную, декоративно-прикладное и изобразительное искусство и т.п.

В качестве педагогических условий эффективности клубной деятельности выделяется три группы :

  • а) организационно-педагогические условия :
    • - изучение и выявление возможностей для организации клубной деятельности в учреждении или микросреде;
    • - наличие взрослых, умеющих организовывать определенные виды клубной деятельности;
    • - наличие и/или создание в учреждении материальной базы, необходимой для организации клубной деятельности в соответствии с избранной направленностью;
    • - целенаправленная работа педагогов по формированию клубного коллектива учащихся, обеспечению его достаточно продолжительного и стабильного функционирования;
    • - создание системы взаимосвязей клубных объединений с другими коллективами и социальной средой;
  • б) психолого-педагогические условия :
    • - изучение и выявление интересов воспитанников в сфере досуга, их потребностей, способностей и умений, которые могут быть сформированы, реализованы и развиты в определенных видах клубной деятельности;
    • - создание возможностей для творческого развития воспитанников в процессе реализации ими своих потребностей, способностей, интересов и умений в клубной деятельности;
    • - учет половозрастных особенностей и личностных ресурсов воспитанников при выборе направлений и видов клубной деятельности, при определении соотношения репродуктивных, продуктивных и творческих компонентов ее содержания;
    • - обеспечение личностной значимости и социально ценной направленности содержания клубной деятельности;
    • - стимулирование активности и формирование субъектной позиции воспитанников;
    • - реализация педагогами и воспитанниками своих личностных ресурсов в процессе жизнедеятельности клубного коллектива;
  • в) педагогические условия :
    • - адекватность содержания клубной деятельности интересам воспитанников, социальным условиям и возможностям ее организации;
    • - комплексный характер совместной деятельности воспитанников в клубном коллективе, соответствующий его воспитательным функциям и профилю;
    • - сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм в процессе организации жизнедеятельности клубного коллектива;
    • - оптимальное соотношение педагогического руководства и самоуправления клубной деятельностью с самоорганизацией ее участников;
    • - стимулирование самодеятельности воспитанников, направленное на их самоорганизацию и саморазвитие;
    • - создание субъект-субъектных отношений в клубном коллективе как между воспитанниками, так и между ними и педагогами;
    • - создание, сохранение и обновление традиций деятельности и отношений в клубном коллективе .

Таким образом, по выражению Г. И. Фроловой, клуб одновременно решает двуединую задачу: помогает формировать культуру свободного времени тех школьников, которые его посещают, и совместно с другими воспитательными учреждениями и семьей создает в микрорайоне социокультурную среду использования свободного времени. Для решения этой задачу работа клуба должна строиться на основе максимального разнообразия содержания и характера своей деятельности, создавая условия для свободного общения школьников и формируя возможности для выбора ими занятий по интересам .

Наряду с клубной в досуговой деятельности социального педагога часто используются такие организационные формы как кружковая (мастерские, секции и т.п.) и студийная (детские творческие коллективы, любительские объединения и т.п.) работа.

Кружок - объединение любителей той или иной деятельности, во главе которого стоит профессиональный педагог или специалист по профилю кружка. В отличие от клуба, кружок всегда представляет собой структурное подразделение какого- либо учреждения (образовательного, учреждения дополнительного образования, центра досуга и т.п.). Студия, объединяя одаренную молодежь, несет в себе элементы профессиональной подготовки и профессиональной деятельности .

Социальный педагог по роду своей работы в сфере досуга организует свою деятельность с неформальными молодежными объединениями по интересам. В этой сфере досуговой деятельности четко проявляется способность детей и подростков к самоорганизации и самореализации и для социального педагога наиболее важно уметь направлять эту деятельность в желательное для общества и личности русло.

Характерной чертой досуговой деятельности молодежных неформальных объединений по интересам является тенденция демократизации молодежного досуга, когда юноши и девушка становятся полными хозяевами своего свободного времени и условий его проведения. В таких случаях для социального педагога важно уметь найти контакт с лидерами групп и через них влиять на все движение в целом.

Одной из часто используемых форм досуговой деятельности является игровая деятельность.

Игра - вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра - это способ свободного импровизированного самовыражения ребенка в условных ситуациях. Игра - это занятие, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов и служащее для заполнения досуга и для развлечения.

По выражению С. Л. Рубинштейна, «в игре совершаются лишь те действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности, в этом ее основное очарование и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть». То есть цель игры заключается в ней самой, а ее «продуктом» является удовольствие, наслаждение. В этом основное значение игры в жизнедеятельности современного человека .

Однако и в истории человечества, и в его современной жизни игре присуща и другая «роль», когда она, сохраняя свою внешнюю игровую форму, по сути «обслуживает» другие сферы жизнедеятельности человека. То есть когда цель находится вне игровой ситуации, а продукт определяется содержанием обслуживаемой ею сферы. Так, игру используют как один из способов организации познания и деятельности.

Игра выполняет следующие функции:

  • - развлекательную;
  • - коммуникативную (освоение общения);
  • - самореализации (игра - способ приобретения опыта и практики);
  • - терапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);
  • - диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание);
  • - коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);
  • - межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей).

Игровой деятельности присущи четыре основные черты: свобода (играют только по желанию, ради удовольствия от самого процесса игры), творческий характер, эмоциональная приподнятость (соперничество, азарт, эмоциональное напряжение), наличие прямых или косвенных правил .

Игра будет успешной, если педагоги учитывают специфический механизм игрового действия, суть которого в том, что в игре достигаются три цели:

общая цель - наслаждение, удовольствие от игры. Субъективно - это установка, определяющая готовность человека к данной игре («Хочу играть»);

функциональная цель - это игровая задача, т.е. выполнение некоторых правил, разыгрывание сюжета, выполнение определенной роли в игре. В большинстве игр игровая задача одна и та же, она заранее задана самой конкретной игрой. Другими словами, соглашаясь играть, человек принимает игровую задачу и соглашается выполнять определенные правила игры;

творческая цель - ее смысл в том, что функциональная цель всегда достигается человеком и группой творчески. Включившись в игру, человек должен мобилизовать свои духовные и физические силы, чтобы оригинально выполнить ту или иную функциональную задачу конкретной игры. Именно в наличии творческой цели - внутренняя пружина, душа игры. Люди играют тогда и до тех пор, пока они могут выбирать, комбинировать, изобретать способы решения игровой задачи .

Потенциал игры для развития человека может быть реализован в процессе социального воспитания в том случае, если спонтанные и организованные игры в зависимости от возраста и других параметров состава воспитуемых более или менее широко представлены в жизнедеятельности воспитательных организаций, позволяя человеку удовлетворять как минимум потребности в эмоциональном контакте и фантазировании. Игра может и должна быть средством организации тех или иных сфер жизнедеятельности, ее компонентом, а также фоном жизнедеятельности практически во всех воспитательных организациях, а также во многих организациях, для которых воспитание не является основной функцией.

Для этого необходимо, чтобы воспитатели понимали, что игре «все возрасты покорны» и в любом учреждении уделяли специальное внимание созданию условий для проявления игровой активности воспитуемых, стимулировали ее реализацию, как в спонтанных играх, так и в различных сферах жизнедеятельности, используя игру как форму организации досуговой деятельности .

Одной из форм организации досуговой деятельности, пользующейся популярностью у молодежи, является КВН - «Клуб веселых и находчивых». КВН - это игровое шоу, достаточно простое и доступное в организации и проведении, что дает возможность его организовывать и проводить в любых условиях и не требует специального оборудования и солидной финансовой поддержки.

К особенностям КВН можно отнести импровизацию, находчивость, нестандартность, юмористичность ситуации, что делает его одной из оригинальных и любимых форм массовой и одновременно групповой досуговой деятельности молодежи .

КВН глубоко педагогичен по своей сути. Его педагогическое значение в организации досуговой деятельности проявляется в том, что:

  • - участвуя в его создании и проведении, ребенок имеет возможность максимально проявить творчество и социальную отдачу;
  • - привлечение и объединение одаренных и творческих людей, участвующих в создании и проведении КВН, формируют образец содержательного проведения свободного времени, побуждая к этому других;
  • - организация и проведение КВН во многом способствует развитию детского коллектива. В процесс подготовки КВН втягиваются даже те, кто не претендует на участие в команде. Это проявляется и в школе, и о временном детском коллективе, например, в клубе или детском лагере, где многие ребята с готовностью предлагают свои услуги и включаются в изготовление декораций, аксессуаров, создают группы поддержки «своей» команде. Зачастую с момента объявления о предстоящем конкурсе детский коллектив начинает жить в режиме приподнятого ожидания «завтрашней радости», которую А. С. Макаренко рассматривал как значимую перспективу развития детского коллектива.

КВН родился как телевизионная передача, прообразом которой был «Вечер веселых вопросов» - «ВВВ» . В КВН в равной мере принимают участие и болельщики, и члены команд. Они дополняют друг друга, создавая общность, которая вместе делит радость победы и горечь поражения.

КВН - это одновременно и игра, и театрализованное представление, и зрелище, которые невозможно заранее отрепетировать, но которое не может проходить на одной импровизации и экспромтах, его нужно готовить.

Центральной фигурой в КВН является ведущий. Однако не каждый активист может быть ведущим. К качествам, необходимым ведущему КВН, можно отнести следующие:

  • - обладать хорошей литературной речью, дикцией и громким голосом;
  • - не быть болтливым, не вмешиваться в ход игры, не комментировать игру;
  • - обладать чувством времени, темпа, ритма действия;
  • - уметь тактично остановить затянувшееся выступление, активизировать действие;
  • - уметь задать соревнованию доброжелательный тон, создать атмосферу дружелюбия, поддерживать у всех осознание того, что КВН - это просто игра.

В этом ведущему содействует жюри, которое в своих оценочных выступлениях может обратить внимание на излишнее подтрунивание над соперником, на проявленное зубоскальство, шутки сомнительного характера. В какой бы смешной форме ни было бы решено задание, но если в нем есть пошлость, оценка обязательно снижается. Жюри не должно добавлять баллы за то, что разумеется само собой - за дружелюбие, соответствие теме, за вежливое обращение к сопернику и т.п. Основной критерий оценки - остроумие и находчивость .

Сложившаяся структура КВН включает в себя такие элементы, как:

  • - приветствие команд;
  • - конкурс-разминку;
  • - конкурсы-задания, выполняемые в ходе игры;
  • - конкурс капитанов;
  • - домашнее задание.

КВН может состоять из самых разнообразных конкурсов, которые сочтут возможным включить в него организаторы. И какими бы эти конкурсы ни были бы, они должны создавать ситуации поиска нестандартных и обязательно веселых решений. Из всех компонентов КВН всего лишь два готовятся заранее - приветствие команд и домашнее задание, все остальное требует импровизаций. Тема КВН объявляется командам заранее.

Приветствие - это визитная карточка команды. В нем участники рассказывают о себе, о том, кого они представляют, приветствуют команду соперников, болельщиков, жюри, излагают свою позицию к происходящему, демонстрируют свое чувство юмора, задают тон игре.

Приветствие может быть костюмированным, театрализованным, в определенной маске, в определенном образе. В зависимости от той внешней формы, в которой предстает команда, строится и манера выступления.

Разминка - начало соревнований, задающее тон дальнейшему действию. Ее темп определяет темп всего вечера. Она должна быть быстротечной и парадоксальной как по характеру вопросов, так и ответов.

Согласно сложившейся традиции, разминка состоит из пяти вопросов, заданных командами друг другу и ответов на них. На подготовку ответа дается всего 30 секунд. Желательно, пока команды обдумывают ответы, чтобы звучали часы или стук метронома, чем будет подчеркнуто напряжение. Кроме того, их звучанием будет заполнена возникшая пауза.

По существу, разминка - викторинный конкурс, вопросы которого готовятся заранее. Вопросы могут быть произвольными или заранее обусловлены какой-нибудь темой. Важно, чтобы они гарантировали возможность импровизации, а не носили характер вопросов на эрудицию. Вопросы, требующие определенных знаний, имеют право на существование при проведении конкурса эрудитов, который может входить в КВН. Если вопрос не содержит в себе элементов розыгрыша, парадоксальности, возможности осмыслить его с неожиданной стороны, то и ответ на него оказывается не смешным, беззубым. Принцип построения вопроса: назвать, продолжить, узнать, угадать. Он может быть задан и устной форме, представлен рисунком или предметом. Удачным заданием для разминки может предложение завершить частушку.

Конкурс капитанов по своему содержанию близок к разминке. Различие лишь в том, что это дуэль в остроумии и находчивости, в то время как в разминке участвует вся команда. Здесь все зависит от личности капитана и требует от него универсальных способностей, быстрой реакции, умения сосредоточиться, и, обязательно, чувства юмора. Этот конкурс может быть построен как ответы на вопросы, как беседа на заданную тему, как создание рассказа, где каждый из участников продолжает развитие сюжета, предложенного соперником и т.д. Самое интересное в этом конкурсе это то, что здесь, на месте, на наших глазах человек проявляет свою находчивость, свои способности. Это побуждает сопереживать ему и вызывает восторженную реакцию, когда найден нестандартный ответ, веселое решение.

Домашнее задание - центральный элемент встречи. В нем в наибольшей степени проявляется творческий потенциал команды, ее артистичность, вкус, мастерство авторов и режиссуры. Поскольку домашнее задание не предполагает импровизации, то все выше названные качества команды должны быть проявлены в наибольшей степени. Тема домашнего задания, как и всего КВН, объявляется командам задолго до соревнования.

Приступая к его подготовке, нужно начинать, с поисков хода. Под одним и тем же названием может содержаться бесконечное множество сюжетов и проблем. Чем неожиданней избранный ход, поворот темы, тем больше возможностей он представляет для создания остроумного и веселого представления. Именно представления, потому что домашнее задание - это маленькое, длительностью в 10-15 минут эстрадное обозрение, которое строится на сочетании реприз, куплетов, сценок, песен и т.п.

Выполнение домашнего задания должно отвечать двум непреложным требованиям: во-первых, отвечать теме, во-вторых, проходить в едином непрерывающемся темпе. Вялость действия, паузы, затянутость абсолютно недопустимы. Здесь неуместны сложные психологические анализы, все предельно обобщается, с помощью гротеска доводится до максимальной выразительности.

Если для демонстрации домашнего задания необходимо оформление, декорации, то они должны быть максимально упрощены, быстро устанавливаемы и столь же быстро убираемы. Если в профессиональном театре принято условное оформление действия, то в КВН оно желательно в максимальной степени .

Среди конкурсов, которые могут быть введены в структуру КВН, следует назвать такой, как БРИЗ - Бюро рационализации и изобретений.

Бриз - импровизационный конкурс. Его отличием является то, что для его подготовки выделяется значительное время. Но это время используется не до начала соревнования, а непосредственно во время него. Задание для БРИЗА участники получают в начале встречи, после разминки, и готовят его за кулисами или в фойе. Обычно на подготовку дается час, его отыгрыш длится 5-7 минут.

Примером другого по характеру задания для БРИЗА может быть такое, как создание рекламы для обычных и привычных учреждений торговли и бытового обслуживания. Капитанам команд предлагается из нескольких конвертов, в которых содержатся по два-три названия таких учреждений, вытащить один и согласно содержащимся в нем объектам отправить группу для выполнения.

Во многих случаях тема или содержание таких конкурсов сообщается командам заранее. Например, они знают о том, что нужно будет создавать рекламу, но какую конкретно, узнают только в ходе соревнования. Это вызвало к жизни такую форму работы в КВН, как создание заготовок. Предполагая возможное задание, каждая команда заранее готовит варианты решений. Раз речь будет идти об учреждениях торговли и бытового обслуживания, то это могут быть гастрономы, булочные, прачечные, парикмахерские и т.д. И для каждого из них готовится реклама.

Несмотря на то, что в составе команды, выходящей на сцену, всего десять-одиннадцать человек, в действительности участников значительно больше. Совершенно необязательно, чтобы те, кто выходит для приветствия, участвовали и во всех конкурсах. Универсальных людей мало. Поэтому для каждого конкурса привлекаются те из участников, кто может наилучшим образом проявить себя в нем.

Успешность организации и проведения КВН в школе в значительной степени зависит от педагога. Подростки и старшие школьники с удовольствием и энтузиазмом включаются в подготовку и проведение игры, но редко сами проявляют инициативу. К причинам слабого проявления инициативы можно отнести подростковый инфантилизм, подавленную личную инициативу, отсутствие социальной активности .

Еще одна форма организации досуговой деятельности - детские праздники.

Праздники можно проводить как в семье, так и в школе, клубе, различных досуговых учреждениях. Зачастую, когда праздники устраивают дома, их готовят, организуют и проводят сами взрослые. Дети довольно быстро привыкают к тому, что их развлекают, и впоследствии они не знают, чем заняться им без взрослых, поэтому им становится скучно.

Чтобы детям быть интересно на празднике, они должны быть его хозяевами. Взрослые, конечно, могут и должны помочь детям в его организации - продумать как его лучше организовать, чем занять гостей, какие предложить игры и развлечения, как сделать так, чтобы детям было интересно и весело, - но все это делать нужно вместе с детьми. Методика организации детского праздника подробно представлена в главе 3 данного пособия.

К формам досуговой деятельности относится и спортивная деятельность.

Спортивная деятельность обладает большим потенциалом для развития ребенка. Спортивные занятия способствуют закаливанию организма, укреплению и усовершенствованию его важных систем и функций; укреплению и сохранению здоровья; развитию физических задатков, способностей, двигательных навыков и умений, силы, выносливости.

Чтобы потенциал спорта был реализован в социальном воспитании, в учреждениях, занимающихся организацией спортивного досуга, должны быть созданы условия для удовлетворения потребностей детей в функционально- органической активности, в соревновательности в процессе их участия в спортивной деятельности. Для этого нужно, чтобы воспитатели, организуя спортивную деятельность, уделяли особое внимание созданию условий для реализации физической активности детей и ее стимулированию. В каждом конкретном случае спортивная деятельность должна включать в себя комплексы физических упражнений и спортивных игр, которые позволяют каждому ребенку в определенной мере реализовать себя в соответствии со своими задатками, способностями, интересами и уровнем физического развития .

Одним из вариантов спортивного досуга является туристический поход. Туристический поход - это очень интересное, наполненное новыми впечатлениями занятие. Но к его организации нужно подходить очень серьезно.

Поход может быть однодневным или многодневным, с ночевкой. Маршрут выбирается таким образом, чтобы он не был утомительным. Каждый поход приносит не только удовольствие и радость, но и многому учит. Дети приобретают полезные умения и навыки. Во время походов развивается любознательность и наблюдательность детей, упорство и находчивость. В походе воспитывается характер, выдержка, умение преодолевать трудности, закаливается организм.

В качестве форм организации досуговой деятельности могут выступать чтение книг и посещение театров, кинотеатров, музеев и т.п. Такие формы деятельности способствуют расширению кругозора детей и, помимо досуга, дают возможность получения новой дополнительной информации из различных отраслей знания.

Чтение книг - увлекательное занятие для тех, кто любит читать. Однако это свойственно не всем. Любовь к чтению прививается с детства и в этом большую роль играют родители. Чтобы привить ребенку любовь к чтению, нужно следить, чтобы в руки детей попадали книги, предназначенные для их возраста, стремиться к тому, чтобы книги были интересные и разнообразной тематики. И конечно же подбирая книги для детей, нужно учитывать их индивидуальные интересы.

Посещение театров, кинотеатров и музеев имеет большое воспитательное значение, поэтому родителям и социальным педагогам следует уделять этому достаточно внимания. Такие посещения должны быть радостным событием для детей, поэтому не следует возможностью подобных посещений злоупотреблять.

Как одну из форм досуговой деятельности можно рассматривать семейный досуг.

Семья играет большую роль в организации детского досуга. Как известно, «праздность - мать всех пороков». В частности, как отмечает Н. И. Бочарова, организация свободного времени ребенка требует такого же внимания со стороны взрослых, как и организация помощи в учебных занятиях. Бесцельное и бессмысленное проведение свободного времени развивает в детях бездеятельность, пассивность и лень. Постепенно они привыкают попусту тратить время. Бесцельное времяпровождение приводит к тому, что дети придумывают не всегда здоровые развлечения, что способствует тому, что они легко попадают под дурное влияние случайных знакомых» .

Поэтому родители с раннего детства должны приучать детей самостоятельно находить себе дело, однако в некоторых случаях им следует помогать ребенку находить интересные и полезные для него занятия. Большое значение также имеем и совместное проведение досуга. При этом родителям не всегда следует брать инициативу в свои руки. Нужно дать возможность ребенку сделать что-то важное для всей семьи самому.

Таким образом, занятий, которыми можно заполнить досуг множество. Но важно, чтобы свободное от учебы и работы время дети подростки использовали полноценно, т.е. не только развлекались и получали удовольствие, но и одновременно развивались и нравственно, и духовно, и физически.

Поэтому при организации молодежного досуга социальному педагогу, а также организаторам и воспитателям необходимо помнить, что досуг выступает средством воспитания и самовоспитания человека, развития и саморазвития личности. При выборе и организации тех или иных форм досуговой деятельности следует учитывать их воспитательное значение, четко представлять, какие качества они помогут сформировать и развить в ребенке .

В качестве требований, предъявляемых к организации досуга, можно выделить следующие (А. И. Вишняк).

1. Развитие потребности в самосовершенствовании.

Данная потребность имеет большое значение, поскольку для развития человека, прежде всего, важно понимание необходимости этого развития им самим. Если человек не умеет ставить перед собой цель и быть активным, самосовершенствоваться, то, сколько бы и каких бы условий для него не создавалось, он вряд ли будет заниматься каким-либо видом деятельности - читать, рисовать, заниматься спортом и т.п. Другими словами, активный содержательный досуг требует определенных потребностей и способностей людей. Поэтому в организации досуга должен делаться упор на творческие виды досуговых занятий, на обеспечение прямого участия в них каждого ребенка, что будет способствовать формированию у детей личностных качеств, способствующих содержательному и активному проведению досугового времени.

2. Разнообразие форм досуговой деятельности, ее развлекательный и ненавязчивый характер, учет интересов детей, носить.

В данном случае важны как форма, так и содержание предлагаемых досуговых занятий, которые должны соответствовать требованиям и интересам молодежи. Чтобы обеспечить такой досуг необходимо предоставить каждому возможность активно проявить себя, свою инициативу в различных видах отдыха и развлечений.

3. Полная деалколизация досуга.

Ни один вид досуга не должен заключать в себе занятий и развлечений, которые прямо или косвенно пропагандировали бы потребление спиртных напитков.

4. Дифференциация досуга по интересам должна дополняться его дифференциацией с учетом возраста, специфики социума, рода занятий и т.п.

Молодежь, как особая социальная группа, неоднородна сама по себе. Это могут быть учащиеся, городские и сельские жители; в более взрослом возрасте - занятые в различных сферах профессиональной деятельности и т.д. Естественно, что все эти подгруппы будут отличаться друг от друга потребностями, уровнем культурной и профессиональной подготовленности, бюджетами свободного времени и отношением к нему и пр. именно это и должны учитывать организаторы досуга, предлагая наиболее эффективные в каждом конкретном случае занятия, развлечения, игры» .

Учет или не учет данных требований, возможности педагога в организации досуга молодежи, ресурсы, которыми он располагает и условия, которые он учитывает для эффективной организации досуга позволяет говорить о том или ином качестве досуга, о котором можно судить по определенным показателям.

Показатели качества досуга были выделены в социологии. В этих показателях наиболее рельефно отражаются содержание и объем досуговой деятельности. Этим термином обозначаются свойства, признаки, статистические данные, результаты, получаемые в ходе социологических исследований.

В частности, Б. Г. Мосалев, под показателями качества досуга понимает качественно-количественную характеристику досуговых процессов, социально культурной деятельности, которые эмпирически замеряемы и наиболее значимы проявления этой деятельности в сфере досуга. «Показатели выступают в качестве концептуального средства социологического анализа того или иного досугового процесса. Так, богатство и многообразие окружающей культурной среды является необходимым условием развития индивидуального духовного богатства индивида, которое, в свою очередь, может выступать в качестве реального показателя развитости инфраструктуры сети культурно-досуговых учреждений» .

В качестве показателей эффективности организации досуговой деятельности могут выступать:

  • - рейтинг популярности различных видов досуговой деятельности;
  • - степень социальной активности индивида;
  • - качество услуг, предоставляемых культурно-досуговыми учреждениями;
  • - степень социально-культурной развитости индивида (отношение к природе, к другим людям, к самому себе).

Необходимым показателем значимости досуга является целеполагание, когда цели сформулированы не абстрактно, а конкретно. Как показывает опыт, в культурно-досуговых процессах зачастую реализуются только те цели, которые могут быть выражены в показателях, поддающихся измерению.

Научное обоснование социальной значимости показателей досуга становится возможным на основе познания факторов, побуждающих и способствующих приобщению населения к культуре, выработке навыков этой деятельности, выбору типа времяпровождения. В качестве таких факторов могут выступать традиции, ценностные ориентации, культурные потребности, интересы, видовое разнообразие досуговых занятий, наличие в них элементов игры, отдыха, зрелищности, познавательных и воспитательных компонентов.

Основанием для выявления социальной значимости культурно-досуговой деятельности служат ее влияние на развитие творческих задатков и способностей человека и уровень его удовлетворения культурно-досуговыми учреждениями. Показателями активности личности в сфере досуга могут выступать многообразие возможностей свободного выбора тех или иных видов досуговой деятельности, рост творческой активности, самообразования, культуры отдыха, любительских занятий, степень включенности в духовно богатое общение.

Разнообразие показателей значимости досуга позволяет более глубоко и объективно познать социокультурные досуговые процессы, выработать нормативно-целевые показатели, характеризующие реальную ситуацию, качественные изменения в духовном мире человека, микросоциума в процессе досуговой деятельности и общения, проверить правильность гипотез и выводов. Именно в показателях более рельефно отражаются качество и специфика, содержание и объем досуговой деятельности» .

В целом можно заключить, что эффективная организация досуговой деятельности предоставляет ребенку возможность самовыражения и самоутверждения, активного проявления его творческих способностей, способствует развитию его личности.

Вопросы и задания для повторения и обсуждения

  • 1. Дайте характеристику видов досуговой деятельности.
  • 2. Каковы основные компоненты структуры досуга?
  • 3. Каковы отличительные особенности организации досуговой деятельности?
  • 4. Выделите и охарактеризуйте основные формы организации досуговой деятельности.
  • 5. В чем состоит специфика организации клубной досуговой деятельности?
  • 6. Какова роль школы и семьи в организации досуговой деятельности детей и подростков?
  • 7. Что необходимо учитывать при выборе формы досуговой деятельности?

Культурно-досуговая деятельность – это социально-культурологический процесс, способствующий свободному духовному и физическому совершенствованию личности на основе самодеятельного творчества, освоения ценностей культуры, общественно значимого общения, разумного и полноценного отдыха. Культура досуга личности – интегральное качество, отражающее потребность и умение индивида творчески, социально значимо реализовывать в условиях свободного времени собственные сущностные силы.

Признаки КДД:

1. Всякая досуговая деятельность протекает в свободное от обязательного труда время.

2. Продукты досуговой деятельности не могут иметь коммерческого характера, т. е. не могут быть включены в товарно-денежные отношения. Возможны случаи, когда продукты КДД продаются, хотя единичные акты купли-продажи не изменяют сути КДД. Но если подобные акты примут систематический характер, то КДД потеряет свою досуговую сущность и превратится в индивидуальную или групповую трудовую деятельность, которая, в отличие от деятельности досуговой, должна по закону облагаться налогом.

3. КДД, как правило, носит не профессиональный, а любительский характер, но иногда человек и на досуге продолжает заниматься своей профессиональной деятельностью, хотя и бесплатно, ради удовольствия. Профессия поглощает досуг. Иногда происходит обратное – досуговая деятельность (хобби) превращается в профессию.

4. КДД носит самоуправляемый характер, свободна от какого бы то ни было внешнего вмешательства в виде социального, педагогического или иного руководства и контроля. Здесь человек (или группа) сам должен быть полноценным и единственным субъектом своей деятельности и ее организации.

Уровни КДД:

l. Отдых, физическая активность.

2. Развлечения, игры.

3. Просвещение (самообразование).

    Творчество.

    Созерцание.

6. Праздники.

Функции КДД: информационно-просветительная, рекреационная, культурно-творческая, коммуникативная, развивающая, общения.

Таким образом, культурно-досуговая деятельность – это вид культурной деятельности, которая реализуется, как правило, в форме любительства в свободное время, является полностью самоуправляемой, а ее продукты имеют некоммерческий характер.

4. Сущность культурно-досуговой деятельности

Современная цивилизация достигла той степени развития, когда дальнейшее ее движение вперед стало полностью зависеть от проблемы совершенствования человека.

Деятельность учреждений культуры сегодня обретает особую актуальность и выдвигает их на ответственные рубежи организации досуга населения. Учреждение культуры может обеспечить широкий диапазон и универсальность содержания этой деятельности, создает условия развития личности. Гуманистическая направленность культурно-досуговой деятельности, воспитание потребности индивида во всестороннем развитии вступает в противоречие с рыночными отношениями, особенно в выборе форм проведения досуга и его содержании.

Культурно-досуговая деятельность всегда складывается в процессе активного освоения личностью общественных и производственных отношений и зависит от интересов и потребностей человека.

Понятие "досуг"" связано с достижением , способностью, возможностью человека проявить себя в свободное от работы время.

Досуг рассматривается как цель и способ удо­влетворения разнообразных потребностей, в том числе эстетических и художественных.

Если рассматривать досуг с позиций жизни общества, то он важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребности личности в радости, удовольствии и т.д.

Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации социаль­но-культурной среды, окружающей его. В культурно-досуговой деятель­ности, как правило, слитно присутствуют моменты преобразования, познания и оценки, так определяет это понятие В. Я. Суртаев.

Профессор Н.Ф. Максютин отмечает, что культурно-досуговая деятельность есть процесс создания, распро­странения и умножения духовных ценностей. Культурно-досуговая деятельность специализированная подсистема духовно-культурной жизни об­щества, функционально объединяющая социальные институты, "при­знанные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности.

Культурно-досуговая деятельность дополняет, гармонизирует жизнь человека с точки зрения физической, так и духовной.

Культурно-досуговая деятельность влияет на содержание общественного сознания как целостного отражения общественной жизни, ее материальных и духовных аспектов.

Только с учетом психологии личности и психологии групп, коллективов и массы людей можно говорить о содержательности культурно­-досуговой Объектом деятельности.

Культурно-досуговая деятельность имеет свое содержание, формы, средства, методы и инструменты интеллектуально­го и эмоционального воздействия на личность, группу или массу людей, стабильную и нестабильную аудиторию, разные социальные общности . Процесс функционирования культурно-досуговой деятельности в этом плане можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении индивидом своей социальной сущности, то вторая - в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которому он получает возможность развиваться согласно собственным природным задаткам и потребностям..

Современная теория рассматривает культурно-досуговую деятель­ность как

процесс, имеющий собственные функции, цели, средства, результат.

Культурно-досуговая деятельность как процесс, выражая суть и логику педагогического воздействия, выступает как связь объекта и субъ­екта.

Самым эффективным институтом в культурно-досуговой деятельности является учреждение культуры. В учреждениях культуры культурно-досуговая деятельность становится систематической и приобретает творческий характер.

Многообразные виды досуговой деятельности, раскрыты в исследованиях Э. В. Соколова, которые классифицируются по группам: отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество. Отдых может быть пассивным или включать различные уровни и степень активности. Развлечение как досуговая деятельность имеет компенсационный характер, исполняет роль психологической разрядки, эмоциональной разгрузки, обеспечивает человеку смену впечатлений. Отдых и развлечения сочетаются в праздниках. Праздник всегда связывает прошлое и настоящее путем торжественного по преимуществу, преображения действительности, служащей для обновления ценностных ориентиров в переломные моменты истории и индивидуальной жизни, где человек, хотя бы на небольшой срок, освобождается от повседневных забот, тревог, погружается в эмоционально насыщенную атмосферу, испытывая подъем, получает возможность открытого выражения чувств. Самообразование как досуговая деятельность согласно мнению Э. В. Соколова направлена на приобщение людей к ценностям культуры. Повышая общую культуру личности, образовательная деятельность развивает ум, способности, познавательные интересы, эстетические и нравственные чувства. Наиболее высокий уровень досуговой деятельности достигается в творчестве. Творчество, которое, отвечая глубинным и универсальным потребностям человека в самовыражении, преобразовании действительности, поиске, экспериментировании, познании и изменении окружающего мира, помогает совершенствовать бытие, отношение к самому себе, создавать новое. Творческая досуговая деятельность поднимает личность на новую ступень – от потребителя духовных ценностей до их создателя. Все перечисленные виды досуговой деятельности тесно взаимосвязаны между собой. Одни из них выполняют подготовительные функции для участия человека в других. Некоторые исполняют завершающие функции, позволяя в полной мере реализовать социально-педагогический потенциал досуга. С. А. Шмаков выделяет досуговые занятия, которые он классифицирует по характеру осуществляемой ребенком в свободное время деятельности. В связи с этим им определены такие виды досуга: пассивный (зрительский, слушательский) и активный (деятельностный); организованный (педагогически целесообразно используемое свободное время) и стихийный (спонтанно протекающий процесс использования свободного времени); контролируемый и неконтролируемый; коллективный и индивидуальный; подражательный и творческий; опережающий (изыскательная перспективная деятельность) и нормативный (традиционно сложившиеся модели). Все виды досуга по отдельности и особенно применяемые в системе имеют огромное значение во всестороннем развитии личности подростка, поскольку он включается в выполнение различных ролей и проявляет себя в разных позициях. Вместе с тем С. А. Шмаков отмечает, что досуговая деятельность по своему содержанию подразделяется на ряд принципиальных групп. Первая группа связана с функцией восстановления различных сил ребенка (прогулки на воздухе, спортивные мероприятия, игры, забавы, вечера отдыха, развлечения и др.). Вторая группа – с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение литературы, просмотр телепередач, посещение выставок, музеев путешествия и др.). Третья – с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, спортивно- игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская и др.). Четвертая группа реализует потребность подростка в общении (кружковая работа, клубные объединения, праздники, дискотеки и др.). Пятая группа связана с целенаправленной творческой учебной деятельностью детей (конкурсы, смотры, каникулярные объединения, турпоходы). Следовательно, в процессе досуговой деятельности осуществляется удовлетворение потребностей детей и подростков, которые не могли быть удовлетворены в их учебной и трудовой деятельности.

Классификация форм досуга Все формы организации досуга отличаются друг от друга временем их подготовки и проведения, количеством участников. По времени проведения все формы можно разделить на: – кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов); – продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель); – традиционные (регулярно повторяющиеся). По времени подготовки бывают экспромтные формы, то есть проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку, а также формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся. По видам деятельности – формы учебной, трудовой, спортивной, художественной деятельности; по способу влияния педагога – непосредственные и опосредованные. По субъекту организации классификация форм может быть следующая: – организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; – деятельность организуется на основе сотрудничества; – инициатива и ее реализация принадлежит детям. По результату все формы можно разделить на следующие группы:– результатом является информационный обмен; – результатом является выработка общего решения (мнения); – результатом является общественно значимый продукт. По количеству участников формы могут быть: – индивидуальные (воспитатель – воспитанник); – групповые (воспитатель – группа детей); – массовые (воспитатель – несколько групп, классов)

Социальная природа досуга.

Свободное время - это время досуга, которым человек располагает сам, по собственному усмотрению, не связывает с непреложными обязанностями и обязательствами, может использовать для удовлетворения своих потребностей и стремлений. Наиболее распространенное определение досуга звучит так: досуг - это свободное от работы и учебы время, остающееся за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат. В рамках досуга, как правило, выделяют пассивный и активный отдых. Основная функция пассивного отдыха - релаксация (уменьшение напряжения, расслабление). Для релаксации специально выделяют и оформляют места отдыха (комнаты отдыха, зоны отдыха и т.п.).

В содержательном плане структура досуга включает общение; спортивно-оздоровительную деятельность, игры и отдых на природе; пассивно-репродуктивную или развлекательную деятельность (прогулки, просмотр телепередач, слушание музыки, посещение дискотек и т.п.); интеллектуально-познавательную деятельность активного характера (чтение, занятие в кружках, посещение факультативов и т.п.); художественное, техническое, естественнонаучное и т.п. творчество; любительскую деятельность прикладного характера (шитье, вязание, фотодело и т.п.); общественно активную деятельность (деятельность в рамках общественных движений, объединений, организаций, благотворительную деятельность, взаимопомощь) и т.д.

Часть жизненной среды человека, предназначенную для отдыха, преодоления усталости и утомления, восстановления физического и психического здоровья, обозначают как сферу досуга, инфраструктуру отдыха и рекреационную (восстанавливающую) среду. Характеристики сферы досуга дают исчерпывающую информацию о культуре использования свободного времени: выступают признаком социального взросления, становления личности в детстве, отражают уровень и состояние воспитательно-образовательной деятельности и взаимодействия с ребенком в семье, школе, ближайшем микросоциуме.

Наиболее распространенной формой организации досуга выступает клубная деятельность. Она активно используется социальными педагогами как в целях профилактики, так и социальной реабилитации и коррекции.

Клубная работа - один из видов социальной деятельности, сфера реализации интересов и индивидуально-творческой активности личности. Как считает В. В. Полукаров, рекреационная деятельность преимущественно имеет восстановительный характер, досуговая - восстановительный и творческий характер, а клубная, будучи непременно творческой, носит созидательную направленность.

Клубная деятельность организуется на принципах добровольности объединения людей с общими интересами, а также самодеятельности и самоуправления, учета их возрастных и социокультурных особенностей. Следует прислушаться к рекомендациям одного из первых организаторов досуговых клубных объединений С. Т. Шацкого: чтобы соперничать с улицей, клуб должен создавать среду, в которой детям было бы интересно; работники клуба должны обладать фантазией, уметь разнообразить формы работы.



Посещения клуба способствуют включению ребенка в многообразные социально ценные и личностно значимые виды деятельности, в гуманистически ориентированные межличностные отношения со сверстниками и взрослыми; формируют опыт социального поведения, необходимый для успешного вхождения в систему общественных отношений; выявляют и развивают интеллектуальные, коммуникативные, экспрессивные, инструментальные способности.

Привлекательность клубной жизни для детей и подростков определяется:

Игровой формой усвоения будущих социальных ролей;

Разнообразной по характеру деятельностью, которая позволяет решить проблему профессионального самоопределения, самопознания;

Возможностью удовлетворить потребность в общении. В отличие от бессодержательного времяпрепровождения на улице ребята общаются в клубе на основе общих полезных дел, увлечений, интересов;

Гуманистически выстроенными по сравнению с уличными межличностными отношениями (недопустимы насмешки, унижения, физическая расправа над слабыми и т.п.);

Развитым самоуправлением, относительной автономией от взрослых.

В настоящее время происходит процесс восстановления клубной работы по месту жительства. Одни клубы существуют как образовательные учреждения дополнительного образования детей, другие - как чисто досуговые учреждения либо как общественные организации.

Целями организации клубной воспитательной деятельности с детьми и подростками в микрорайоне в зависимости от условий (наличия материальной базы, сети образовательных учреждений) могут быть:

Социально-педагогическая защита подростков (предотвращение межличностных конфликтов, формирование позитивных отношений между людьми; развитие способностей и интересов личности, защита ее прав; формирование и развитие личностных качеств подростка, необходимых для позитивной жизнедеятельности);

Увеличение степени самостоятельности детей и подростков, развитие их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

Создание условий, в которых дети и подростки могут максимально проявить свои потенциальные возможности;

Адаптация или реадаптация детей и подростков в обществе;

Компенсация дефицита общения в школе, семье, в среде сверстников;

Дополнительное образование, получаемое в соответствии с жизненными планами и интересами воспитанников.

Базовыми учреждениями системы образования для организации работы по месту жительства традиционно являются школы и учреждения дополнительного образования детей, включая подростковые клубы по месту жительства, центры, дома и дворцы детского и юношеского творчества, центры и станции юных туристов, техников, детско-юношеские спортивные школы и др.

Нормативной базой деятельности подростковых клубов, зарегистрированных как образовательные учреждения дополнительного образования детей, служит Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Их аттестация проводится государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации (приказ Минобразования России от 23.03.99 № 812).

Примерный устав и направления деятельности подобных учреждений определены в письме Минобразования России, Госкоммолодежи России и Госкомспорта России от 12.03.96 № КШ 21/294-04/53 ≪О работе подростковых и молодежных клубов по месту жительства граждан≫.

Положительной чертой последних лет стала интеграция усилий подростковых клубов и иных учреждений по месту жительства разной ведомственной подчиненности, создание ассоциаций, союзов, городских и районных центров, объединяющих педагогов, работающих в учреждениях социально-педагогической направленности. Такая тенденция проявляется, например, в деятельности клубов по месту жительства, существующих в рамках

Анализ опыта последних лет позволяет определить приоритетные направления клубной деятельности по месту жительства:

Помощь семье в решении проблем, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком;

Помощь подростку в устранении причин, негативно влияющих на его поведение, успеваемость и посещение общеобразовательного учреждения;

Привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций по месту жительства;

Изучение, диагностирование, разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;

Индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье и т.п.;

Выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих организаций;

Пропаганда и разъяснение прав детей, семьи;

Решение практических вопросов обеспечения учебно-воспитательной деятельности вне учебного процесса;

Организация реабилитационных лагерей для дезадаптированных детей;

Проведение летних профильных смен (трудовых, творческих, досуговых, спортивных) по месту жительства подростков на базе клубов, школ и иных учреждений дополнительного образования детей.

Еще одной организационной формой, используемой в социально-педагогической деятельности, является кружковая (мастерские, секции и т.п.) и студийная (детские творческие коллективы, любительские объединения и т.п.) работа. Кружок - объединение любителей той или иной деятельности, во главе которого стоит профессиональный педагог или специалист по профилю кружка. В отличие от клуба, кружок всегда представляет собой структурное подразделение какого-либо учреждения (образовательного, учреждения дополнительного образования, центра досуга и т.п.). Студия, объединяя одаренную молодежь, несет в себе элементы профессиональной подготовки и профессиональной деятельности.

Социальный педагог при организации досуговой деятельности использует традиционные методы и приемы воспитательной работы. Наибольшее распространение получили игровые методы и технологии. Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека. По определению игра - вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В человеческой практике игра выполняет следующие функции: развлекательную; коммуникативную (освоение общения); самореализации (игра - способ приобретения опыта и практики); терапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности); диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание); коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей); межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей).

На сегодняшний день в законодательной базе РФ нет базовых документов, раскрывающих миссию учреждений культурно-досугового типа. Из статьи вы узнаете, как регулируется деятельность КДУ и какие функции выполняют эти учреждения

Дома культуры, Дворцы молодежи, культурно-оздоровительные центры и другие КДУ ведут активную деятельность, направленную на обеспечение досуга, сохранение культурных ценностей, популяризацию народного творчества.

Основным направлением культурно-досуговой деятельности является освоение человеком мира культуры. Современный пользователь имеет множество потребностей, среди которых особое место занимают потребности в творчестве, общении, познании, спорте и так далее.

Именно они выступают в качестве побудительного момента такой деятельности.

Главное в статье:

Культурно-досуговая деятельность способствует духовному и физическому совершенствованию личности. Основой для этого выступает самодеятельное творчество, освоение культурных ценностей, разумный и полноценный отдых.

Как регулируется культурно-досуговая деятельность

Культурно – досуговая деятельность традиционно является одной из наиболее важных сфер жизнедеятельности современного человека. Это время духовного общения, где люди получают возможность свободного выбора общественно и личностно значимых социальных ролей.

Эта сфера позволяет полноценно раскрыть естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Именно здесь обеспечиваются условия для развития каждой отдельной личности.

В процессе такой деятельности отражается потребность и умение человека использовать свободное время для социально-значимой реализации собственных сущностных сил.

В настоящее время не существует концепции, содержащей конкретный перечень терминов, позволяющих описать специфику деятельности КДУ. В нормативно-правовой базе нет и закона, который бы стал базовым при осуществлении клубной деятельности.

Начиная с 2002 года, законодательная база была пополнена всего несколькими нормативными правовыми актами. К их числу относятся:

  • решение коллегии Минкультуры России от 29.05.2002 № 10 «О некоторых мерах по стимулированию деятельности муниципальных учреждений культуры»;
  • Нормативы минимального ресурсного обеспечения услуг сельских учреждений культуры (общедоступных библиотек и культурно-досуговых учреждений), утвержденные приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 20.02.2008 № 32;
  • приказы Минкультуры России:

    От 01.09.2011 № 906 «О нормативах штатной численности работников государственных и муниципальных учреждений культурно-досугового типа и библиотек»;

    От 05.10.2015 № 2515 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества оказания услуг организациями культуры»;

    От 30.12.2015 № 3448 «Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа».

Стоит заметить, что ни в одном из вышеуказанных документов нет четкой формулировки стратегической миссии культурно-досуговых учреждений.

Виды и основные функции

К основным функциям КДУ относятся:

  1. Развивающая.
  2. Культуротворческая.
  3. Информационно-просветительная.
  4. Рекреативно-оздоровительная.
  5. Гедонистическая и другие.

Если речь идет об информационно-просветительской, то стоит отметить, что в ее основе лежит инициатива и добровольность. Кроме этого, она отличается нерегламентированностью, ориентированностью на удовлетворение разных интересов потребителей, наличием широкого выбора форм и методов. Ее главные характеристики - это всеобщность и постоянство.

Что касается культуротворческой, то она направлена на то, чтобы развивать, сохранять и работать над дальнейшим возрождением народных культурных традиций, ремесел, фольклора и прочее.

Рекреативно-оздоровительная предусматривает организацию досуга в любых его проявлениях. Прежде всего она направлена на то, чтобы обеспечить психологическую разрядку и отдых.

Не меньшее значение имеет и гедонистическая функция культурно-досуговой деятельности КДУ. Культурные организации должны использовать те формы работы, которые будут не только полезными для посетителей, но и интересными, привлекающими внимание.

Рассмотрим, какие функции выполняют КДУ разных видов. Например, основная деятельность Дома культуры направлена на то, чтобы обеспечить условия для досуга, развития народного творчества, художественной самодеятельности и так далее.

Такие учреждения ведут выставочную деятельность, а также способствуют реализации социокультурных инициатив населения. Одним из основных направлений их работы является гражданское воспитание современного человека.

Если говорить об обеспечении условий для досуга молодежной аудитории или массового отдыха, то эти функции выполняют Дворцы молодежи. Кроме этого, они выполняют и другие функции, большинство из которых аналогичны тем, которые выполняют Дома культуры.

На сегодняшний день вопрос о сохранении и развитии национальных культурных традиций стоит довольно остро. И достойное место в его решении отведено этнокультурным центрам.

Они не только обеспечивают досуг населения, но и создают все условия для развития декоративно-прикладного искусства, художественного творчества, социально-культурных инициатив.

Перечень основных услуг

К какому бы типу не относилось учреждение культурно-досугового типа, его услуги всегда носят интегрированный характер. Сегодня существует большое разнообразие форм предоставления этих услуг.

Их осуществление может происходить на разных площадках: стадионе, зрительном или выставочном зале, в учебном заведении и других.

В состав услуг, которые осуществляются в сфере культурно-досуговой деятельности, входят спектакли, выставки, концертные и шоу-программы, различные конкурсы и смотры. Также КДУ проводят фестивали и вечера отдыха, театрализованные представления и дискотеки, шествия и народные гуляния.

Виды услуг, как правило, зависят от специфики самого учреждения культуры. Однако существует ряд услуг, которые предоставляются многими КДУ.

Это информационно-консультационные и методические услуги, создание условий для занятия в кружках и клубных формированиях, культурное обслуживание на дому для людей с ограниченными физическими возможностями и другие. Более полный перечень услуг представлен ниже:

  • тематический концерт;
  • театрализованное представление;
  • концертная программа;
  • выставка;
  • конкурс, смотр;
  • дискотека;
  • праздник (национальный, государственный, традиционный, профессиональный, культурно-спортивный и др.);
  • выставка-ярмарка;
  • шоу-программа;
  • литературно-музыкальный вечер;
  • торжественное собрание;
  • презентация;
  • игровая программа;
  • костюмированный бал-карнавал, шествие;
  • конференция, семинар;
  • показ кинофильма, организация кинолектория;
  • создание условий для занятия в кружках, клубных формированиях и любительских объединениях;
  • издание материалов художественно-эстетического направления, альбомов;
  • издание методических материалов;
  • создание банка данных, фонотек, видеотек, фотоматериалов;
  • художественно-оформительские работы;
  • проведение PR-акции, оказание PR-услуг;
  • информационно-консультационные и методические виды услуг;
  • Интернет-кафе;
  • летняя площадка и организация отдыха детей в летнее время;
  • культурное обслуживание на дому для лиц с ограниченными возможностями;
  • исследовательская, краеведческая работа;
  • экскурсионное обслуживание;
  • другие виды работ.

Стоит отметить, что данный перечень может быть дополнен и другими видами услуг. Каждое учреждение культуры вправе самостоятельно установить, какие услуги будет оказывать населению. Главное, чтобы они соответствовали его основной миссии и поставленным задачам.

В качестве заказчиков культурных услуг могут выступать граждане, юридические лица, а также органы госвласти и местного самоуправления.

Услуги, которые осуществляются КДУ в рамках культурно-досуговой деятельности, могут быть как бесплатными, так и платными. Если они финансируются за счет бюджета, то население получает их на бесплатной основе. Основным источником финансирования платных услуг являются сами потребители.

Учреждения клубного типа бесплатно проводят культурно-массовые мероприятия, имеющие социальную значимость. Это могут быть государственные или локальные праздники, отраслевые мероприятия и другие.

Также на бесплатной основе культурные услуги предоставляются тем посетителям, которые относятся к категории наименее социально защищенных, то есть:

  • пенсионерам;
  • многодетным семьям;
  • детям-сиротам;
  • инвалидам и другим.

Бесплатную поддержку со стороны КДУ могут получить любительские художественные коллективы. К категории бесплатных относятся услуги, направленные на содействие патриотическому воспитанию подрастающего поколения и другие.

Если услуги культурно-досугового характера являются платными, то при их организации учреждение вправе устанавливать льготы для отдельных категорий пользователей. К таким категориям, как правило, относят людей с ограниченными физическими возможностями, военнослужащих, ветеранов, учащихся и так далее.

Как видим, основные виды культурно-досуговой деятельности, осуществляемые КДУ, направлены на работу практически со всеми слоями населения страны.

Оценка эффективности учреждений культурно-досугового типа

Оценить эффективность основных видов культурно-досуговой деятельности КДУ можно при помощи системы, состоящей из двух групппоказателей:

  1. Эффективности деятельности культурно-досуговых учреждений в части социальной эффективности.
  2. Эффективности деятельности КДУ в части экономической эффективности.

Если речь идет о показателях первой группы, то они являются переменными. В этом случае осуществляется оценка посещаемости платных мероприятий, которые проводят госучреждения культуры.

Не менее важное значение имеет количество культурно-досуговых мероприятий, проведенных КДУ, и доля социально-значимых мероприятий из общего числа. Все эти показатели берутся за отчетный год.

Что касается показателей экономической эффективности, то к их группе относится средняя цена одного посещения платного мероприятия.

Также к ним относят и долю средней цены одного посещения КДУ от средней зарплаты по субъекту РФ, долю покрытия расходов доходами от основных видов деятельности и так далее. Все данные берутся за отчетный год.

Материал проверен экспертами Актион Культура