Мои педагогические достижения. Конкурсы профессионального мастерства как средство творческой самореализации педагогических работников Порядок проведения конкурса

Саберзянова Рамила Рахимовна, учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназия № 363 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Тихомирова Вероника Викторовна, учитель начальных классов ГБОУ Гимназия № 295 Фрунзенского района Санкт-Петербурга


Пономаренко Ирина Вячеславовна , учитель музыки ГБОУ СОШ № 303 с углублённым изучением немецкого языка и предметов художественно-эстетического цикла имени Фридриха Шиллера Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Фадеева Елена Александровна , учитель биологии ГБОУ Гимназия № 441 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Итоги конкурса на присуждение премии Правительства Санкт-Петербурга «Лучший педагог дополнительного образования государственного образовательного учреждения Санкт-Петербурга» в 2019 году

Данилова Ирина Владимировна
Дмитриева Эльви Яковлевна , педагог дополнительного образования ГБУ ДО Центр творчества и образования Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Моисеева Ирина Михайловна , педагог дополнительного образования ГБУ ДО Дворец детского (юношеского) творчества Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Смирнова Елена Владимировна , педагог дополнительного образования ГБОУ школа № 603 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Топурия Александр Сергеевич , педагог дополнительного образования ГБУ ДО Центр творчества и образования Фрунзенского района Санкт-Петербурга

1. Семенова Инна Эдуардовна, учитель физики и информатики ГБОУ № 368, победитель

2. Коваленко Екатерина Михайловна, учитель биологии ГБОУ № 298,

3. Кононова Татьяна Владимировна , учитель физической культуры ГБОУ № 296, победитель в номинации"Мастерство учителя физической культуры и спорта"(подноминация " Творчество учителя физической культуры в учебное время")

4. Лисицына Елена Алексеевна , учитель физической культуры ГБОУ № 296, победитель в номинации"Мастерство учителя физической культуры и спорта"(подноминация " Творчество учителя физической культуры во внеклассной работе")

5. Петропавловская Дарья Дмитриевна , учитель изобразительного искусства ГБОУ № 368, победитель в номинации "Воспитание школьника" (подноминация "Дебют")

6 . Журавлева Елена Володаровна , учитель начальных классов ГБОУ № 318, победитель в номинации "Воспитание школьника" (подноминация "Мастер")

7. Макарова Надежда Сергеевна , воспитатель группы продленного дня ГБОУ № 310, победитель в номинации "Воспитание школьника" (подноминация "Воспитатель группы продленного дня")

8. Тихомирова Вероника Викторовна, учитель начальных классов ГБОУ № 295, победитель в номинации "Программа внеурочной деятельности (подноминация "Начальная школа")

9. Зайнулина Ольга Сергеевна , учитель изобразительного искусства ГБОУ № 311, Николаева Светлана Михайловна , учитель математики ГБОУ № 311, п обедители в номинации "Программа внеурочной деятельности " (подноминация "Основная школа").

10. Копылова Ирэна Георгиевна , воспитатель ГБДОУ № 106, победитель

11. Воронина Софья Андреевна, педагог-психолог ГБОУ № 37, победитель в номинации "Эффективные технологии службы сопровождения"

12. Клейнгоф Денис Сергеевич, педагог дополнительного образования ГБОУ № 364, победитель в номинации "Программно-методическое сопровождение дополнительного образования детей" (подноминация "Дополнительная общеобразовательная программа")

13. Голубева Ирина Юрьевна , педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДДЮТ, победитель в номинации "

1. Агафонцев Александр Александрович, учитель информатики ГБОУ № 311, победитель в номинации "Педагогический дебют"

2. Иванова Надежда Олеговна, учитель физики ГБОУ № 311, победитель в номинации "Мастерство учителя"

3. Нилова Анна Николаевна , учитель физической культуры ГБОУ № 322, победитель в номинации"Мастерство учителя физической культуры и спорта"(подноминация " Творчество учителя физической культуры в учебное время")

4. Котова Лидия Андреевна , учитель истории и обществознания ГБОУ № 310, победитель в номинации "Воспитание школьника" (подноминация "Дебют")

5. Минеева Ольга Николаевна, учитель истории и обществознания ГБОУ № 310, победитель в номинации "Воспитание школьника" (подноминация "Мастер")

6. Зитева Ирина Владимировна , воспитатель группы продленного дня ГБОУ № 365, победитель в номинации "Воспитание школьника" (подноминация "Воспитатель группы продленного дня")

7. Пряжникова Анна Юрьевна, учитель, педагог дополнительного образования ГБОУ № 303, победитель в номинации "Программа внеурочной деятельности (подноминация "Начальная школа")

8. Александрова Ева Александровна , заместитель директора ГБОУ № 316, Королькова Александра Владимировна , учитель математики ГБОУ № 316, победители в номинации "Программа внеурочной деятельности " (подноминация "Основная школа").

9.Кузнецова Татьяна Геннадьевна , музыкальный руководитель ГБОУ № 299, победитель в номинации "Воспитание и развитие дошкольника"

10. Кирюшатова Татьяна Николаевна , воспитатель ГБДОУ № 100, победитель в номинации "Воспитание и развитие дошкольника"

11. Блэк Светлана Евгеньевна, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДДЮТ, победитель в номинации "Творчество педагога-внешкольника" (подноминация "Дебют")

12. Федорова Марина Юрьевна, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ЦТиО, победитель в номинации "Творчество педагога-внешкольника" (подноминация "Мастер")

13. Леошко Ирина Александровна, учитель-дефектолог ГБДОУ № 97, победитель в номинации "Эффективные технологии службы сопровождения"

14. Холинова Елена Владимировна , педагог дополнительного образования ГБУ ДО ЦТиО, победитель в номинации "Программно-методическое сопровождение дополнительного образования детей" (подноминация "Дополнительная общеобразовательная программа")

1. Карпич Мария Валерьевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ № 226, победитель в номинации "Педагогический дебют"

2. Шендрик Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы ГБОУ № 365, победитель в номинации "Мастерство учителя"

3. Зазыбина Анна Леонидовна, учитель начальных классов ГБОУ № 301, победитель в номинации "Воспитание школьника" (подноминация "Дебют")

4. Петрова Инна Геннадьевна, учитель начальных классов ГБОУ № 205, победитель в номинации "Воспитание школьника" (подноминация "Мастер")

5. Яковлева Наталья Геннадьевна, учитель начальных классов ГБОУ №303, победитель в номинации "Программа внеурочной деятельности"

6. Сыровецкая Оксана Вадимовна, учитель начальных классов ГБОУ № 305, победитель в номинации "ИКТ в образовании" (подноминация "ИКТ в образовательной деятельности")

7. Брухис Марина Анатольевна, учитель английского языка ГБОУ № 368, победитель в номинации "ИКТ в образовании" (подноминация "Дистант ОУ")

8. Сорокина Ольга Леонидовна, старший воспитатель ГБДОУ № 41, Бабенкова Наталья Владимировна , воспитатель ГБДОУ № 41, Былим Людмила Ивановна , воспитатель ГБДОУ № 41 - победители в номинации "ИКТ в образовании" (подноминация "Дистант ДОУ")

9. Ульянова Светлана Викторовна, педагог-психолог ГБДОУ № 94, победитель в номинации "Эффективные технологии службы сопровождения"

10. Рольбина Лия Рафиковна, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДДЮТ, победитель в номинации "Творчество педагога-дошкольника" (подноминация "Дебют")

11. Попова Ольга Ивановна , педагог дополнительного образования ГБУ ДО ЦТиО, победитель в номинации "Творчество педагога-дошкольника" (подноминация "Мастер")

12. Глеб Диля Шакирьяновна, воспитатель ГБДОУ № 41, победитель в номинации "Воспитание и развитие дошкольника"

13. Егорова Алла Ивановна, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ЦТиО, победитель в н оминации " Программно-методическое сопровождение дополнительного образования детей" (подноминация "Методические материалы")

1. Ласточкин Александр Сергеевич, учитель истории ГБОУ № 226, победитель в номинации "Педагогический дебют"

2. Романов Дмитрий Александрович , учитель информатики ГБОУ № 325, победитель в номинации "Мастерство учителя"

3. Михайлова Елена Викторовна, музыкальный руководитель ГБДОУ № 60, победитель в номинации "Воспитание и развитие дошкольника"

4. Некрасова Надежда Павловна, учитель логопед ГБДОУ № 93, победитель в номинации "Эффективные технологии службы сопровождения"

5. Талзи Светлана Станиславовна, учитель начальных классов ГБОУ № 325, победитель в номинации "Программа внеурочной деятельности"

6. Афанасьева Анастасия Олеговна, педагог-организатор ГБОУ № 230, победитель в номинации "Воспитание школьника"

7. Мишенев Родион Олегович, педагог дополнительного образования, победитель в номинации "Творчество педагога-внешкольника" (подноминация "Дебют")

8. Мараховская Наталья Анатольевна, педагог дополнительного образования ГБОУ ДОД ЦВР, победитель в номинации "Творчество педагога-внешкольника" (подноминация "Мастер")

9. Рябова Елена Ефимовна, педагог дополнительного образования ГБОУ №443, победитель в н оминации " Программно-методическое сопровождение дополнительного образования детей" (подноминация "Методические материалы")

Конкурсы профессионального мастерства

как средство творческой самореализации

педагогических работников.

Конкурс - это соревнование, имеющее целью выделить наилучших из числа участников. Конкурсы педагогического мастерства можно рассматривать как этап повышения профессионализма педагогов, как открытое массовое педагогическое соревнование учителей. Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы. Профессиональные конкурсы - это не только серьёзные творческие испытания для лучших педагогов. Их проведение способствует эффективному развитию отечественной системы школьного образования, широкому внедрению в практику новых интересных методик и подходов к преподаванию.

Конкурсы педагогического мастерства проводятся в целях повышения престижа и статуса учителя в обществе, выявления и изучения новых направлений теории и практики управления в области образования, поддержки инновационных разработок и технологий, способствующих развитию системы образования и оказывающих эффективное влияние на процесс обучения и воспитания.

Содержание профессиональных конкурсов выбирается не произвольно, оно должно быть подчинено решению главных задач, стоящих перед системой образования. Каждый конкурс несет свою смысловую нагрузку, определяемую его номинациями.

Конкуры бывают очными и заочными. Но, как правило, все дистанционные конкурсы, проводимые в Интернете, носят коммерческий характер и особой значимости не имеют. Одним из главных и весомых педагогических конкурсов является «Учитель года» или «Воспитатель года, которые могут дополнить и даже заменить руководителям школы и муниципальной системы образования многие другие административные методы оценки членов коллектива: контроль, собеседование, ежегодные аттестации. Конкурс имеет перед ними преимущества как значительно более демократичный механизм оценки и вознаграждения труда учителя и руководителя. И чем выше статус конкурса по этапу (школьный, муниципальный, региональный, всероссийский), тем престижнее в нём участие.

Анализ опыта работы в школе позволяет выделить следующие виды конкурсов, наиболее часто используемых в работе с педагогами ОУ:

смотры-конкурсы предметно-развивающей среды,

конкурсы методических, учебно-методических материалов,

конкурсы профессионального мастерства,

конкурсы с участием детей, где подготовка обеспечивается силами педагогов ОУ.

Вид конкурса

Актуальные задачи, реализуемые в ходе конкурса

Смотры-

конкурсы

предметно-

развивающей среды

Создание условий для познавательной активности детей и т.п.

Побуждение педагогов к творческой деятельности, раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии.

Выявление положительного опыта работы педагогов.

Конкурсы

методических,

учебно-методических

материалов

Стимулирование роста профессионального мастерства педагогов, содействие развитию исследовательской сферы в педагогической деятельности.

Содействие реализации приоритетного национального проекта «Образование».

Выявление творческих педагогов, занимающихся инновационной педагогической деятельностью.

Выявление и поддержка инновационных проектов, методик.

Формирование потребности в изучении и внедрении в работе с детьми программ нового поколения.

Обобщение опыта работы.

Ориентирование педагогов на инновацию, эксперимент, прогнозирование.

Определение наиболее эффективных путей реализации Концепции модернизации системы образования.

Конкурсы

профессионального мастерства

Повышение престижа профессий «педагог», «воспитатель».

Выявление талантливых педагогов.

Пропаганда и распространение передового педагогического опыта, создание банка данных.

Стимулирование труда педагога.

Расширение диапазона общения творчески работающих педагогов.

Демонстрация возможностей новых педагогических технологий и новых форм работы с детьми.

Повышение творческой активности педагогов, создание условий для личностной и профессиональной самореализации.

Активизация инновационной работы, выявление и поддержка педагогов-новаторов в процессе освоения современных программ, методик и технологий развития, воспитания и обучения детей.

Конкурсы с участием детей

Выявление положительного опыта работы по обучению и воспитанию детей.

Выявление одарённых детей.

Создание условий для развития способностей детей и творческого потенциала педагогов.

Активизация деятельности педагогов по внедрению в работу с детьми разных техник творчества.

Развитие у детей умений выразительного чтения стихов, обновление и разнообразие песенного репертуара.

Развитие у педагогов режиссёрских умений и навыков.

Стимулирование творческого поиска педагогов по отбору методик, технологий для обучения детей составлению творческих рассказов.

Есть несколько подходов к выбору участников конкурсов: самовыдвижение, выдвижение профессиональным сообществом - всем педагогическим коллективом или группами учителей, а также сочетание всех трех вариантов. Как известно, участниками соревнований не обязательно становятся самые достойные. Учитель, обладающий всеми качествами потенциального победителя, может никогда не участвовать ни в одном из конкурсов. И напротив, педагог, который не показывает даже средних результатов в своей работе, может выдвигаться и побеждать. Почему учителя участвуют или, наоборот, отказываются от участия в конкурсах?

Обычно статус учителя определяется текущей оценкой его деятельности администрацией ОУ. Иногда оценка складывается стихийно или под влиянием отношения педагога к работе, лояльности его к администрации и далеко не всегда является объективной. Конкурсы педагогического мастерства помогают устранить это противоречие. Желание участвовать в профессиональном состязании изъявляют, прежде всего, педагоги, которых ситуация достижений не пугает, а, наоборот, стимулирует. Они, как правило, имеют высокий уровень притязаний, а также мотивацию и способность к достижениям. Это, безусловно, люди, стремящиеся к успеху. Однако успехом они могут считать как реальные профессиональные достижения, подтвержденные победой в конкурсе, так и вознаграждения, которые рассчитывают получить, став победителем: признание, известность, статус в коллективе, премию, категорию, возможность получения ведомственных наград и др. Основная мотивация участия в конкурсе является как внутренней, так и внешней.

В то же время, намерение избежать неудачи в текущей работе тоже служит мотивацией для участия в конкурсе. Это своеобразная протестная реакция на несправедливую оценку администрации, желание реабилитироваться. Не находя признания, учитель стремится доказать свою состоятельность, участвуя в школьном, районном или городском конкурсах. Таким образом, в поведении участника конкурса могут преобладать как мотивы достижения успеха, так и избегания неудачи. Вместе с тем общеизвестно, что среди хороших специалистов очень мало тех, кто стремится участвовать в конкурсах. В чем тут дело, почему многие учителя так не любят конкурсы?

Конкурс - это публичное выступление учителя перед коллегами, стрессовая, напряженная ситуация, которая может принести как успех и признание, так и неудачу. Наверное, немалую группу составляют педагоги, которые не очень уверены в себе, сдерживают честолюбивые порывы, сожалея о своей пассивности. Их притязания и самооценка высоки, а пассивность - стремление избежать возможной неудачи. Как правило, такие учителя тревожны, и участие в конкурсе требует от них больших нервных затрат. Одно только упоминание о состязании вызывает у них неприятные эмоции. Однако таким учителям следует помнить - если они не решатся на участие в конкурсе профессионального мастерства, их внут-ренний конфликт так и останется неразрешенным, у них сохранится чувство неудовлетворенности собой и окружающими.

Факторы, которые влияют на принятие решения педагогом участвовать в конкурсе:

Профессионально-личностный интерес, потребность в передаче приобретенного опыта желание познакомиться с опытом других учителей.

Желание приобрести определенный профессиональный статус.

Желание повысить педагогическое мастерство, получить признание в педагогическом сообществе, стремление стать лучшим.

У каждого конкурса есть свои плюсы и минусы.

Положительные стороны:

развитие творческого потенциала, приобщение к исследовательской деятельности;

развитие компетенций педагогов, развитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию, самопознанию, самоактуализации;

создание благоприятной мотивационной среды для профессионального развития педагогов;

внедрение новых педагогических технологий в муниципальную сферу образования;

демонстрация своего профессионального кредо, применения приобретенного опыта в своей педагогической деятельности как в процессе обучения и воспитания, так и для дальнейшего повышения профессионального мастерства;

развитие творческих способностей, установление новых связей, развитие профессионального общения в педагогическом сообществе, внедрение новых педагогических технологий в сферу образования.

возможность заявить о социально значимых идеях, реализуемых в собственной практической деятельности, принять и внедрить в образовательный процесс передовой опыт лучших преподавателей.

пропаганда педагогических идей и достижений, расширение пространства активного педагогического общения.
стимулирование педагогического творчества учителей.

Итак, конкурсы педагогического мастерства - это не только соревнование, но и возможность общения с другими учителями, организаторами, членами жюри на профессиональном уровне. Конкурс позволяет включиться в активную инновационную деятельность, наиболее полно осуществить личностно ориентированный подход к своему профессиональному и карьерному росту. Для педагогов участие в конкурсе означает возможность продемонстрировать свои достижения в профессиональной педагогической деятельности, предъявить результаты своей работы с учениками, совместной работы с родителями, местным сообществом. Участие в конкурсе - это своего рода остановка, взгляд на свою деятельность со стороны. У каждого педагогического работника появляется возможность показать, что он является современным учителем, потому что использует современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникационные; обобщает и распространяет собственный педагогический опыт на муниципальном и (или) региональном уровне (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы и др.), повышает квалификацию и проходит профессиональную переподготовку. Конкурс является механизмом профессионального развития педагогов. Ни для кого не секрет, что результативное участие в конкурсах - важный критерий результативности работы учителя при аттестации.

Отрицательные стороны:

проблемы в организации трудового дня, т.к. не хватает времени;

стрессовость, напряженность ситуации, которая может принести не только признание и успех, но и неудачу;

усиление неравенства между сильными, успешными школами и педагогами и перспективными, но не обладающими на момент конкурса требуемыми качествами, что может привести либо к интенсификация усилий, направленных на достижение победы в следующих конкурсах, либо утрате веры в свои силы, снижению мотивации, самооценки и пр.

Таким образом, существует угроза «потери» потенциально способных, но недостаточно компетентных на момент конкурса участников. А это свидетельствует о необходимости предусмотреть для такой группы педагогов иные формы поддержки и развития, в том числе и за счет изменения привычных конкурсов. Сегодня в отечественном образовании немало как защитников, так и противников проведения профессиональных конкурсов. Одни ругают их за сходство с шоу, другие - за формализм процедуры конкурсных мероприятий.

Основную проблему профессиональных учительских конкурсов составляет презентация педагогической деятельности. Как объективно оценить мастерство учителя, если он работает "за закрытыми дверями"? Обычно для этих целей организуются открытые уроки. Однако именно необходимость давать такие уроки зачастую и служит причиной нежелания учителя участвовать в конкурсе. Педагоги считают, что по одному, тем более презентационному уроку, не всегда можно верно оценить качество их работы. Оценку, данную на основании открытых уроков, которые готовятся специально, по их мнению, нельзя считать объективной. Она не отражает эффективности повседневной работы учителя в школе. Как же решить эту проблему?

Если исходить из того, что в профессиональном конкурсе оценивается не только мастерство ведения урока, а система работы учителя, то и презентовать нужно систему. Помимо изучения открытых уроков, достаточно полное представление об уровне профессионализма дают учительские разработки: авторские программы, научные доклады, самостоятельно подготовленные наглядные пособия, дидактические материалы, приборы, а также планирование, конспекты и сценарии учебных занятий, разработки для учащихся. Можно снять фильм о мастерстве учителя, рассказывающий о его индивидуальной лаборатории, о том, что его отличает от других; подготовить выставку методических материалов, взять интервью. Иными словами, система работы конкурсанта должна быть представлена целостно.

Исходя из опыта работы, можно выделить несколько этапов подготовки и проведения конкурсов.

Первый этап «Организационно - подготовительный».

Он включает в себя:

Разработку «Положения о конкурсе». В Положении прописываются

Тема конкурса,

Цель и задачи,

Условия,

Содержание и порядок проведения,

Требования к содержанию и оформлению конкурсных материалов,

Критерии оценки,

Сроки проведения,

Состав жюри,

Процедура подведения итогов конкурса.

К положению о конкурсе могут быть приложения, где указываются форма заявки на участие в конкурсе либо формы каких - других документов (характеристика - представление на образовательное учреждение и т.п.).

Знакомство педагогов с Положением о конкурсе с комментариями и рекомендациями.

Написание сценария или порядка проведения конкурса, выбор ведущего.

Подбор реквизита для проведения конкурса, оформление помещения, приобретение грамот, подарков и т.п.

Оказание консультативной и практической помощи педагогам при подготовке к конкурсу.

Второй этап «Основной» или «Практический».

Он включает в себя:

Проведение самого конкурса по заранее написанному сценарию или плану.

Подведение итогов конкурса и награждение участников и победителей.

Третий этап «Заключительный» или «Аналитический».

Он включает в себя:

Написание аналитической справки по итогам конкурса.

Знакомство с аналитической справкой на педсовете.

Презентацию методических материалов конкурса.

Оформление по итогам конкурса выставки методических материалов, фотоматериалов и т.п.

Школьное образование сегодня нуждается в педагоге, умеющем самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы, находить пути их решения, уметь критически анализировать полученные результаты и творчески применять их в практической деятельности. Участие педагогов в различных конкурсах позволяет им развивать и совершенствовать свое педагогическое мастерство.

Доклад: «Повышение педагогического мастерства через участие педагога в профессиональных конкурсах»

Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы. Конкурсы педагогических достижений помогают реализовать эти задачи, стоящие перед творческим педагогом.
Для учителя участие в конкурсе означает возможность продемонстрировать свои достижения в профессиональной педагогической деятельности, предъявить результаты своей работы с учениками, совместной работы с родителями, местным сообществом.
Участие в конкурсе – это своего рода остановка, взгляд на свою деятельность со стороны. У каждого педагогического работника появляется возможность показать, что он является современным учителем, потому что использует современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникативные; обобщает и распространяет собственный педагогический опыт, прежде всего на районном уровне (мастер-классы, презентации опыта работы, открытые уроки и мероприятия, общественные слушания, круглые столы и др.), а впоследствии на городском и других уровнях, таким образом повышая свою квалификацию и совершенствуя мастерство.

Заявление на участие в конкурсе требует от педагога определенной смелости и профессиональных умений. И большое влияние на это оказывает предыдущий накопленный опыт педагога участия в подобных мероприятиях, наличие методической поддержки как в образовательном учреждении, так и в районных методических центрах.

Современному педагогу необходимо постоянно повышать уровень своих профессиональных компетентностей: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной, правовой.

Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:

  • Работа в методических объединениях, творческих или проблемных группах (школьного и муниципального уровней).
  • Инновационная деятельность педагога.
  • Участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-класса, форумах, фестивалях и т.п.
  • Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

Конкурсы педагогического мастерства – одно из средств повышения профессионализма учителя. Они создают благоприятную мотивационную среду для профессионального развития педагогов, распространения инновационного опыта, способствует профессиональному самоопределению. Каждый конкурс несет свою смысловую нагрузку.

Понять значимость конкурсов в жизни учителя может в полной мере тот, кто сам однажды принял участие в профессиональном конкурсе, кто был в группе поддержки, помогал советом или делом. По большому счету, не так уж важны победы и призы - важна сама атмосфера интеллектуального напряжения, единения, атмосфера сотворчества. Подобные мероприятия требуют огромных затрат - интеллектуальных. Ведь они рождают уверенность в собственных силах и устремляют вперед.

Можно по-разному относиться к конкурсам, принимать их или не принимать, поддерживать или игнорировать, но, думаю, сложно отрицать то, что ситуация конкурса - это мобилизация внутренних ресурсов, необходимость точного расчета времени, огромное психологическое напряжение.

К положительным сторонам конкурсов можно отнести:

  1. развитие компетенций педагогов, развитие творческого потенциала, приобщение к исследовательской деятельности;
  2. развитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию, самопознанию, самоактуализации;
  3. создание благоприятной мотивационной среды для профессионального развития педагогов;
  4. внедрение новых педагогических технологий в муниципальную сферу образования;
  5. повышение рейтинга не только отдельного педагога, но и школы в целом и др.

Есть в конкурсах профессионального мастерства и издержки:

  1. проблемы в организации трудового дня, т.к. не хватает времени;
  2. стрессовость, напряженность ситуации, которая может принести не только признание и успех, но и неудачу

Подготовка и участие в конкурсах становятся настоящей школой повышения уровня педагогической компетентности.

Безусловно, конкурсы педагогического мастерства выявляют оригинальные, нетрадиционные подходы к обучению и воспитанию детей, стимулируют педагогическое творчество, дают возможность представить не только собственный опыт, но и познакомиться с разработками коллег. Ежегодно такой опыт я получаю, выступая на школьных и городских педагогических чтениях, участвуя в заочных конкурсах и конференциях, школьных конкурсах.

Особо хочется сказать о Всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок», где каждый из нас, учителей, может разместить свои работы на сайте издательства «Первое сентября» и осуществить обмен опытом в сети творческих учителей. Все это способствует профессиональному развитию, достижению более высокого уровня значимости в педагогическом сообществе.

Нужно отметить, что конкурсы педагогического мастерства позволяют учителю «выходить» за пределы образовательного учреждения, осмысливать происходящее в современной школе, прогнозировать профессиональное развитие и проектировать свою дальнейшую педагогическую деятельность, направленную на профессиональные достижения.

Развитие профессионализма – это длительный, развёрнутый во времени процесс овладения профессией; но, если учитель неравнодушен к своему делу, способен чутко реагировать на любые изменения образовательного процесса, находится в потоке инноваций и творческого поиска, участвует в конкурсах профессионального мастерства и этим самым подает пример своим воспитанникам, - он обязательно будет успешен! Итак, сегодня профессиональное развитие педагога считается одним из основных факторов успешности его работы.

КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

1. Федеральный конкурс «Поощрение лучших учителей»

в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»

http://минобрнауки.рф/проекты/пнпо/учителя

Учредитель конкурса: Правительство Российской Федерации.

Целью конкурса является стимулирование преподавательской и воспитательной деятельности учителей, развитие их творческого и профессионального потенциала.

В конкурсе также могут участвовать и преподаватели (по записи в трудовой книжке) при условии, что они выполняют учительские обязанности. Это касается и преподавателей, работающих в учреждениях начального и среднего профессионального образования, если они ведут общеобразовательные предметы.

2. Всероссийский профессиональный конкурс «Учитель года»

Учредителями конкурса являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Общероссийский профсоюз работников образования, «Учительская газета».

Организационно-техническое сопровождение финала конкурса обеспечивает Министерство образования и науки Российской Федерации.

Цель конкурса: выявление талантливых педагогов, их поддержка и поощрение; повышение социального статуса педагогов и престижа учительского труда, распространение инновационного педагогического опыта лучших учителей Российской Федерации.

Конкурс направлен на развитие творческой деятельности педагогических работников по обновлению содержания образования с учетом новых федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) и федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», поддержку инновационных технологий в организации образовательного процесса, рост профессионального мастерства педагогических работников, утверждение приоритетов образования в обществе.

5. Всероссийский конкурс работников образовательных учреждений

«Воспитать человека» (только всероссийский уровень)

Конкурс проводится в соответствии с приказом Минобрнауки России от 25 июля 2013 г.

Цель конкурса: выявление и популяризация перспективных воспитательных идей и практик, способных возвратить образовательным учреждениям институциональное лидерство в сфере воспитания.

Обращаем внимание, что указанные выше конкурсы профессионального мастерства проводятся на федеральном, региональном (областном), муниципальном уровнях, а также на уровне образовательной организации.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНКУРСЫ (все платные)

Всероссийские и международные дистанционные конкурсы

(в конкурсе РФ)

Темы конкурсов:

1. Развитие способностей у учеников "Детская одарённость"

2. Дидактические игры, кроссворды, инновационные способы подачи материала.

3. Здоровьесберегающие образовательные технологии XXI века

4. Лучший методический проект "Весна 2016"

5. Профессиональный открытый урок

6. Лучший сценарий мероприятия и праздника 2016

7. Лучший урок с использованием современных компьютерных технологий

8. Нравственное и патриотическое воспитание

9. Педагогические инновации в образовании 2016

10. Портфолио педагога, оценка профессиональной деятельности

11. Лучший творческий или исследовательский проект учащихся

12. Творческие разработки педагога 2016

13. ФОТО-КОНКУРС: Лучшее оформление кабинета

14. Электронное пространство - Лучший профессиональный сайт/страничка/блог

15. Эссе на тему «Почему я учитель/педагог/воспитатель

  • АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИКИ

Конкурсы на сайте «Продленка»

Конкурсы на сайте «Педсовет.ру»

Конкурсы «Дистанционная волна»

Конкурсы «Учительский портал»

Подводя итоги, хочется еще раз подчеркнуть, что профессиональные конкурсы - это не только смотры педагогических талантов, они помогают поддерживать престиж профессии, дают новый импульс для творчества на этом поприще. Участие в них, как правило, выводит конкурсантов на новую профессиональную ступеньку, они как будто бы получают ещё одно образование: повышается уровень их педагогического мастерства, продвигается карьера, растет уважение среди коллег.

Ну, а главный постулат остается неоспоримым: где успешен Учитель, успешен и Ученик. В добрый путь, коллеги!