Функциональные обязанности библиотекаря. Должностные обязанности библиотекаря Должностные обязанности школьного библиотекаря

«УТВЕРЖДАЮ»

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор _________________

________________________
(подпись)
________________________
(Ф.И.О.)
«_____»_____________ 200___г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ БИБЛИОТЕКАРЯ


(название общеобразовательного заведения)

_____________________________________________________________
(Ф. И. О.)

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационных характеристик заведующего библиотекой и библиотекаря, согласованных постановлением Министерства труда Украины, Министерства образования и науки Украины, Министерства образования и науки Автономной Республики Крым.
1.2. Библиотекарь (заведующий библиотекой) назначается и освобождается от должности директором школы.
1.3. Библиотекарь должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или общее среднее образование, курсовую подготовку и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) не менее 3 лет.
1.4. Библиотекарь подчиняется непосредственно заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе.
1.5. В своей деятельности библиотекарь руководствуется законодательством Украины о культуре, образовании и библиотечном деле; постановлениями Правительства Украины, определяющими развитие культуры; руководящими документами вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы;правилами организации библиотечного труда, учета, инвентаризации; правилами по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите, а также Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка школы и настоящей Инструкцией. 1.6.
2. Функции

Основными направлениями деятельности библиотекаря являются:
2.1. информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса в школе;
2.2. пропаганда чтения как формы культурного досуга;
2.3. работа по сохранности учебников и другой литературы;
3. Должностные обязанности

Библиотекарь выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. организует работу библиотеки школы, формирование, обработку и систематизированное хранение библиотечного фонда;
3.2. составляет каталоги, картотеки, указатели, тематические списки и обзоры литературы;
3.3. обслуживает обучающихся и работников школы на абонементе и в читальном зале, организует и проводит связанную с этим информационную работу (выставки, витрины и другие мероприятия по пропаганде книги); осуществляет подбор литературы по заявкам читателей;
3.4. ведет учет работы библиотеки и представляет установленную отчетность;
3.5. принимает книжные фонды на ответственное хранение по акту и разовым документам и ведет соответствующий учет, участвует в инвентаризации книжных фондов, списании устаревшей и ветхой литературы по установленным правилам и нормам;
3.6. принимает в установленном порядке меры к возмещению ущерба, причиненного книжному и иным фондам библиотеки по вине читателей (пользователей) и в связи с недостачей, утратой или порчей книг;
3.7. устанавливает и поддерживает связи с другими библиотеками; организует межбиблиотечный обмен;
3.8. оформляет подписку школы на периодические издания, контролирует их доставку;
3.9. принимает меры к обеспечению библиотеки необходимой литературой, учебниками, оборудованием;
3.10. организует читательские конференции, литературные вечера и другие массовые мероприятия;
3.11. соблюдает правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите; следит за надлежащим санитарным состоянием помещений и фондов библиотеки;
3.12. в каникулярное время привлекается к организационной работе с учащимися по организации их труда и отдыха;
4. Права

Библиотекарь имеет право:
4.1. давать обязательные для исполнения указания обучающимся и работникам школы по вопросам, касающимся соблюдения правил пользования библиотечными фондами;
4.2. контролировать и направлять работу уборщика служебных помещений и рабочего по обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования в помещениях библиотеки;
4.3. участвовать с правом совещательного голоса в заседаниях Педагогического совета школы;
5. Ответственность

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав, библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
5.2. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей библиотекарь несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
Библиотекарь несет полную материальную ответственность в случае недостачи, утраты или порчи книг, принятых на хранение на основании письменного договора о полной материальной ответственности, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Библиотекарь:
6.1. работает по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели (при нагрузке в 0,5 ставки – 18 часов в неделю) и утвержденному директором школы по представлению заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе;
6.2. может привлекаться по распоряжению заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе к экстренной замене временно отсутствующих учителей и воспитателей в пределах нормальной продолжительности своего рабочего времени с дополнительной почасовой оплатой педагогической работы;
6.3. получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
6.4. работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся (лицами, их заменяющими); систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.

Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе __________________

С должностными обязанностями ознакомлен (а): ____________

Деятельность библиотек имеет неоценимое значение в жизни современного общества. Они функционируют много столетий, сохраняя книги и другие документы, являющиеся свидетельством выдающихся открытий, накопленных знаний и истинной веры людей. Библиотеки принято считать основой культуры человечества. Они оказывают содействие в реализации прав каждой отдельной личности на получение сведений и пользование достижениями цивилизации. В данной статье будет освещена должностная инструкция библиотекаря, его права и обязанности.

Статус профессии в настоящее время

В наши дни работать в библиотеке стало намного сложнее, чем в былые времена, но значительно увлекательнее. Иногда библиотеки должны доказывать свою незаменимость в современном мире.

Библиотекарь - одна из самых прекрасных профессий на Земле. Она находится в той сфере жизни человека, в которой постоянно соприкасаются мир книг и людей, разные временные отрезки, где одно плавно перетекает в другое, требуя от библиотекаря огромных усилий для поддержания баланса равновесия.

Пробуждение душевности, интеллигентности и честности в душах людей является основной задачей библиотек в нашей стране. Книга в некоторых случаях бывает способна залечить раны души, одолеть болезнь и помочь человеку воспрять духом.

Роль должностной инструкции

Общеизвестно, что координированность и эффективность работы каждого учреждения напрямую зависят от организации деятельности персонала. Правильно составленная должностная инструкция способна предоставить возможность разумного разграничения и распределения функциональных обязанностей между работниками библиотек, оказать помощь в обобщении накопленной базы методов и способов библиотечной работы.

Значительная роль должностной инструкции также заключается в следующих аспектах:

  • четком разделении ответственности, прав и обязанностей каждого работника библиотеки;
  • обоснованном подборе, расстановке и применении персонала с учетом уровня квалификации работников библиотек;
  • усилении значимости и влияния кадров на протекание процессов библиотечной работы;
  • материальном и моральном поощрении библиотекарей за качественную работу;
  • введении обоснованных трудовых норм.

Должностная инструкция библиотекаря способствует поддержанию трудовой дисциплины. Она регламентирует применение руководством мер дисциплинарного взыскания к сотрудникам библиотек, халатно относящихся к своим трудовым обязанностям.

Разделы должностной инструкции

Типовая должностная инструкция библиотекаря содержит следующие разделы:

  1. Общие положения. В разделе освещены требования к стажу трудовой деятельности библиотекарей, а также необходимый уровень квалификации работников библиотек.
  2. Должностные обязанности. В данном разделе прописаны основные трудовые обязанности специалистов библиотечного дела, занимающих определенные должности в данном учреждении культуры. Они несколько варьируются в зависимости от специфики работы библиотекарей. Допустим, должностная инструкция библиотекаря сельской библиотеки может иметь определенные отличия от инструкции библиотекаря школы.
  3. Права. Третий раздел инструкции определяет права и статус библиотекарей.
  4. Ответственность. Раздел конкретизирует порядок и сроки предоставления отчетной документации и другие этапы работы библиотекарей.

Данная инструкция обычно утверждается директором учреждения.

Права библиотекарей

Работники библиотек имеют право:

  • располагать сведениями о решениях руководства, которые касаются их работы;
  • вносить на рассмотрение начальства рекомендации по усовершенствованию своего труда;
  • получать от своих коллег сведения, необходимые для работы;
  • привлекать специалистов библиотечного дела для решения вопросов, касающихся трудовой деятельности;
  • требовать от руководителя поддержки в исполнении своих трудовых обязанностей и прав, освещенных в должностной инструкции.

Педагог-библиотекарь: должностная инструкция

Педагог-библиотекарь работает в общеобразовательных учреждениях. На этой должности чаще всего трудятся педагоги или библиотекари, имеющие высшее образование.

Педагог-библиотекарь находится в непосредственном подчинении руководителя учреждения. В своей работе он руководствуется уставом учебного учреждения, должностной инструкцией и другой документацией, связанной с его трудовой деятельностью.

Работа педагога-библиотекаря состоит из определенных задач:

  • учебно-методического и процесса обучения;
  • обеспечения сохранности фонда библиотеки;
  • обеспечения охраны здоровья учеников в период учебного процесса.

Обязанности школьного библиотекаря

Должностная инструкция библиотекаря школы определяет основные обязанности данного специалиста. К ним относятся:

  • организация работы школьной библиотеки;
  • формирование, обработка и хранение библиотечного фонда;
  • ведение каталогов и картотек;
  • обслуживание учеников и преподавательского состава образовательного учреждения;
  • списание непригодной для использования литературы, согласно установленным правилам и нормативам;
  • оформление подписки на журналы и газеты;
  • следование правилам по охране труда и пожарной безопасности.

Должностная инструкция библиотекаря сельской библиотеки-филиала ЦБС

В должностной инструкции библиотекаря, работающего в библиотеке, являющейся филиалом централизованной библиотечной системы, четко прописаны обязанности данного специалиста.

Библиотекарь должен:

  • вести учет основных показателей библиотечной работы (книговыдачи, посещаемости и других);
  • обеспечивать пользователей необходимой литературой;
  • участвовать в процессе комплектования библиотеки книгами и периодическими изданиями;
  • изучать опыт передовых библиотек и применять его на практике;
  • взаимодействовать с другими библиотекарями системы.

Должностная инструкция библиотекаря также освещает требования к квалификации специалистов библиотечного дела, согласно установленным разрядам оплаты труда.

Функции отдела комплектования и обработки литературы

Большинство читателей не имеют представления о работе данного отдела библиотеки. Результатом кропотливой работы библиотекарей отдела комплектования и обработки являются скомплектованные с учетом всех запросов и интересов пользователей, обработанные и поставленные на учет библиотечные фонды.

Отдел занимается ответственной работой: производит отбор нужной и интересной литературы, которая будет пользоваться читательским спросом, в рамках финансового обеспечения; сотрудничает с различными издательствами и книготорговыми объединениями.

Должностная инструкция библиотекаря отдела комплектования и обработки литературы гласит, что одной из основных должностных обязанностей сотрудников данного отдела является комплектование фондов библиотек книгами, а также периодическими и электронными изданиями. Каждое издание перед тем, как занять свое место на книжной полке, проходит библиотечную обработку, которую осуществляют специалисты этого отдела.

Все каталоги централизованной библиотечной системы - учетный, алфавитный и систематический - также создаются в данном отделе. Они являются основными звеньями справочно-библиографического аппарата библиотеки, позволяющего отыскать в фонде все имеющиеся издания в книжном формате.

Работники этого важного отдела также ведут работу по обеспечению сохранности фондов библиотек.

Содержание работы данного структурного подразделения центральной библиотеки

Отделом комплектования и обработки руководит заведующий. Он непосредственно несет ответственность за его работу.

  1. Планирование комплектования фондов.
  2. Текущее комплектование единого фонда библиотек системы.
  3. Формирование и ведение каталогов и картотек.
  4. Библиотечная обработка новых поступлений.
  5. Осуществление проверок книжных фондов библиотек системы.

Должностная инструкция библиотекаря, несущего свою трудовую вахту в структурных подразделениях и библиотеках-филиалах централизованной библиотечной системы, а также в школьных и ведомственных библиотеках, является основным нормативным и правовым документом, регламентирующим его трудовую деятельность.

Утверждаю

Директор МОУ «Асановская СОШ»

_________________ Н.И.Чумаков 08.01.2007

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ БИБЛИОТЕКАРЯ

МОУ «Асановская СОШ»

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Должностные обязанности этой категории работников определяются на основании «Тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым должностям служащих», утвержденных постановлениями Министерства труда РФ от 10.10.92 № 30 и от 20.01.94 № 7, и «Тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений образования РФ - приказ № 463/1268 МОРФ и Государственного комитета РФ по высшему образованию от 31.08.95.

1.2. Библиотекарь относится к категории специалистов, назначается и освобождается от должности по приказу директора школы на основании заявления.

1.3. Подчиняется непосредственно директору школы и заместителю директора по учебно-воспитательной работе.

1.4. На должность библиотекаря:

- 2-й категории назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы, или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) не менее 3 лет;

- 11-й разряд (ведущий библиотекарь) - высшее профессиональное образование и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) 1-й категории не менее 3 лет.

1.5. В своей работе руководствуется:

- Конвенцией ООН о правах ребенка;

- нормативно-методическими документами Правительства РФ

- Уставом школы и Правилами внутреннего трудового распорядка;

- трудовым договором;

- приказами и распоряжениями директора школы;

- настоящей должностной инструкцией.

1.6. Библиотекарь должен знать:

- Конвенцию ООН о правах ребенка;

- инструкцию по охране жизни и здоровья детей;

- Правила внутреннего трудового распорядка;

- основы библиотечного дела, библиографии

- основные библиотечные технологические процессы;

- формы и методы индивидуальной и групповой работы с детьми;

- режим образовательного учреждения;

- Правила техники безопасности и противопожарной защиты.

2. ФУНКЦИИ

На библиотекаря возлагаются следующие функции:

2.1. Обеспечение библиотечных процессов библиотеки дошкольного учреждения (комплектование, обработка библиотечного фонда, организация и использование каталогов и других элементов справочно-библиографического аппарата, учет, организация и хранение фонда библиотеки).

2.2. Обслуживание юных читателей библиотеки, педагогических работников и родителей, предоставление необходимой литературы.

2.3. Использование научных методов и передового опыта в области библиотечной деятельности.

3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Для выполнения возложенных на него функций библиотекарь обязан:

3.1. Вести читательские формуляры и обслуживать педагогических и других работников школы, учащихся и их родителей.

3.2. Организовать и проводить:

- встречи-беседы с учащимися по вопросам бережного отношения к книгам;

- экскурсии с детьми в другие библиотеки;

- тематические выставки согласно плану работы библиотеки и школы с учетом задач опытно-экспериментальной деятельности;

- занятия с детьми по ремонту и реставрации старых книг;

- консультативную работу и беседы с учителями и родителями учащихся по вопросам:

- формирования читательских вкусов и предпочтений, на основе русской культуры и классической русской литературы

- навыков бережного отношения к книгам у учащихся

3.3. Планировать и осуществлять работу библиотеки школы в соответствии с программой эксперимента.

3.4. Принимать участие:

в Совете педагогов, районных методобъединениях по данному направлению деятельности;

- в разработке и реализации программы развития библиотеки, планов библиотечного обслуживания участников учебно-воспитательного процесса в школе;

- в общих мероприятиях, проводимых в школе;

3.5. Пополнять фонд библиотеки школы литературой и необходимыми учебно-методическими

пособиями.

3.6. Вести необходимую учетно-отчетную документацию.

4. ПРАВА

Библиотекарь имеет право:

4.1. Требовать от администрации создания условий для выполнения своих должностных обязанностей.

4.2. На социальные гарантии и льготы, установленные законодательством РФ.

4.3. На ежегодный оплачиваемый отпуск.

4.4. Повышать свою квалификацию.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

5.1. Библиотекарь несет ответственность:

- за совершенные в процессе осуществления своей трудовой деятельности правонарушения в пределах, определяемых действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ;

- за причинение материального ущерба в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством РФ.

5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений руководителя школы, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических требований к организации жизнедеятельности учащихся школы, библиотекарь привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством.

6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ

Библиотекарь:

6.1. Работает в режиме нормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы.

6.2. Самостоятельно планирует свою работу; план работы, утверждается директором школы работе.

6.3. Предоставляет заместителю директора по учебно-воспитательной работе письменный отчет о своей деятельности.

6.4. Получает информацию от заместителя директора по учебно-воспитательной работеинформацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.

6.6. Подотчетен заместителю директора по учебно-воспитательной работе и Совету педагогов.

С должностной инструкцией ознакомлен(а):_______________________

Должностные инструкции
Библиотекаря школьной библиотеки

1. Общие положения

1.1. Библиотекарь назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности библиотекаря его обязанности могут быть возложены на заведующего библиотекой, старшего вожатого или лаборанта. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

1.2. Библиотекарь должен иметь высшее или среднее профессиональное образование или стаж работы не менее трех лет на соответствующих должностях.

1.3. Библиотекарь подчиняется непосредственно заведующему библиотекой.

1.4. В своей деятельности библиотекарь руководствуется Конституцией Российской Федерации , законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Семейным кодексом Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и решениями Правительства региона и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда , техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором . Библиотекарь соблюдает Конвенцию о правах ребенка.


2. Функции

Основными функциями, выполняемыми библиотекарем являются:

2.1. формирование библиотечного фонда;

2.2. учет библиотечного фонда и обеспечение установленной отчетности.

3. Должностные обязанности

Библиотекарь выполняет следующие должностные обязанности:

3.1 . Анализирует:

– библиотечный фонд;

– читаемость конкретных образцов художественной и учебной литературы ;

3.2. Прогнозирует:

– тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для внесения предложений в формирование заказа на необходимую учебно-методическую, научную и художественную литературу ;

3.3. Осуществляет:

– контроль за сохранностью библиотечного фонда;

– текущее и перспективное планирование на своем участке работы;

– выдачу и сбор учебников;

– подготовку и проведение литературных выставок;

– совместно с педагогическим коллективом разностороннюю культурно-массовую работу по пропаганде книги, привлекая к участию в этой работе деятелей литературы и искусства, родителей;

просветительскую работу для учеников, родителей (законных представителей), принимает родителей (законных представителей) по вопросам привития интереса к книге;

– изучение с учениками основ библиотечно-библиографической грамотности и культуры чтения;

совместную деятельность школьной и районной библиотек;

3.4. Принимает участие в координации:

– взаимодействия представителей администрации школы со службами и подразделениями окружного управления образования, обеспечивающими формирование библиотечного фонда;

– родителей (законных представителей) по вопросу организации внеклассного чтения учащихся;

3.9. Принимает участие в оценке:

– предложений по организации воспитательной работы и по установлению связей с внешними партнерами;

3.10. Обеспечивает:

– своевременное комплектование библиотечного фонда.

4. Права

Библиотекарь имеет право в пределах своей компетенции:

4.1. Давать:

– обязательные распоряжения пользователям библиотечного фонда;

4.3. Принимать участие:

– в разработке воспитательной политики и стратегии школы, создании соответствующих стратегических документов;


– разработке любых управленческих решений, касающихся работы библиотеки;

– ведении переговоров с партнерами школы по библиотечно-библиографической работе;

– работе педагогического совета;

4.4. Вносить предложения:

– о начале, прекращении или приостановлении конкретных проектов по работе библиотеки;

– по совершенствованию воспитательной работы;

– у руководства, получать и использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей;

4.6. Приглашать:

– от имени школы родителей (законных представителей) для информирования их об успехах и проблемах их детей, о нарушениях их детьми Правил поведения для учащихся, Устава школы, Правил пользования библиотечным фондом;

4.7. Требовать:

– от учащихся соблюдения Правил поведения для учащихся, выполнения Устава школы, Правил пользования библиотечным фондом;

– от любых посторонних лиц покинуть закрепленное за ним помещение, если на это посещение не было дано разрешение администрации;

4.8. Повышать:

– свою квалификацию.

5. Ответственность

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов , должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за неиспользование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

4.3. Основные библиотечные технологические процессы.

4.4. Формы, методы индивидуальной и массовой работы с читателями.

4.5. Принятую систему квалификации книг, правила составления каталогов, комплектование, хранение и учёта литературного фонда.

4.6. Правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.

V. Права

Библиотекарь имеет право:

5.1. Давать указания обучающимся и работникам, касающиеся правил пользования библиотечным фондом.

5.2. Вносить предложения по улучшению работы библиотеки.

VI. Ответственность

6.1. Библиотекарь несет полную материальную ответственность в случаи недостачи, утраты или порчи книг, принятых на хранение на основе письменного договора о полной материальной ответственности, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине.

6.2. Несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

VII. Взаимоотношения. Связи по должности

Библиотекарь:

7.1. Работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором лицея.

7.2. Может привлекаться по распоряжению директора к экстренной замене временно отсутствующего учителя в пределах нормальной продолжительности своего рабочего времени с дополнительной почасовой оплатой педагогической работы.

Согласовано:

Зав. библиотекой ______________________

С должностной инструкцией ознакомлена:

___________________/_________________/

«____»__________________________ г.

«Утверждаю»

директор ГОУ Центра образования № 000

_____________________

Должностная инструкция заведующей библиотекой

(библиотекаря) образовательного учреждения

Общие положения:

Заведующий библиотекой является руководителем структурного подразделения образовательного учреждения, назначается, освобождается от должности и подчиняется непосредственно директору ОУ.

Контроль над деятельностью библиотеки осуществляет директор образовательного учреждения, который утверждает нормативные, технологические, планово-отчетные документы библиотеки.

За организацию деятельности библиотеки отвечает заведующий библиотекой (библиотекарь), который является членом педагогического коллектива , входит в состав педагогического совета.

Работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором образовательного учреждения.

Должностные обязанности:

1. Организует работу библиотеки образовательного учреждения, несет ответственность за деятельность библиотеки ОУ в пределах своей компетенции:

Ø разрабатывает и корректирует Положение о библиотеке ОУ, Правила пользования библиотекой, должностные инструкции сотрудников библиотеки, планы и отчеты в соответствии с планом учебно-воспитательной работы ОУ, график работы и расписание работы библиотеки; предоставляет их на утверждение директору ОУ;

Ø ведет библиотечную учетно–финансовую документацию: книги суммарного учета; инвентарные книги; дневник работы школьной библиотеки ; тетрадь учета книг, принятых взамен утерянных; акты и накладные на поступление и списание документов; акты о проведении инвентаризации и проверок фонда; папка актов движения фонда; журнал учета справок; книга группового учета многоэкземплярной литературы; регистрационная картотека периодических изданий и несет ответственность за ее достоверность;

Ø использует в работе технические и информационные средства, новые информационные технологии ;

Ø обеспечивает библиотеку библиотечной техникой в соответствии с бланком - заказа на школьную документацию;

Ø обеспечивает режим библиотеки в соответствии с потребностями и спецификой ОУ;

Ø отвечает за эстетику оформления библиотечного помещения.

2. Формирует и организует библиотечный фонд:

Ø осуществляет комплектование документов и их учет (прием, выдачу, выбытие);

Ø организует техническую и аналитико-синтетическую (классификацию, каталогизацию) обработку полученных документов;

Ø обеспечивает систематико-алфавитную расстановку документов в соответствии с Библиотечно-библиографической классификацией;

Ø оформляет библиотечный фонд с помощью полочных и буквенных разделителей, полочных и стендовых выставок;

Ø организует фонд особо ценных изданий;

Ø изучает и анализирует состав фонда и его использование;

Ø предусматривает меры по сохранности библиотечного фонда при открытом доступе, принимает меры для своевременного возврата документов;

Ø следит за правильностью расстановки фонда;

Ø осуществляет выявление утративших научно-познавательную ценность (устаревших) и ветхих документов, их своевременное списание по установленным нормам и правилам;

Ø обеспечивает контроль за выданными читателям документами;

Ø проводит периодические проверки фонда;

Ø осуществляет оформление подписки на периодические издания (в том числе электронной), контроль за доставкой и регистрацию.

3. Организует, ведет, редактирует справочно-библиографический аппарат библиотеки ОУ (каталоги, картотеки, рекомендательные списки литературы, информационные материалы) на традиционных и машиночитаемых носителях и несет ответственность за его состояние.


Ø участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов;

Ø имеет право совмещать должности, получат доплату за расширение зоны обслуживания, надбавки за высокое качество работы, звания и награды;

Ø периодически повышать квалификацию путем прохождения курсов или иным способом.

Также заведующий библиотекой имеет право:

Ø на защиту профессиональной чести и достоинства.

Ø на представление к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры.

Ответственность

Заведующий библиотекой несет ответственность:

Ø за совершенные в процессе осуществления своей трудовой деятельности правонарушения в пределах, определяемых действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ;

Ø за неисполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы или иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, заведующий библиотекой несет дисциплинарную ответственность в соответствии с трудовым законодательством;

Ø за виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей заведующий библиотекой несет частичную материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

Взаимоотношения. Связи по должности

Заведующий библиотекой (библиотекарь):

1. получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится с соответствующими документами;

2. работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся (лицами, их заменяющими), систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы;

3. может привлекаться к экстренной замене временно отсутствующих учителей и воспитателей в пределах своего рабочего времени с дополнительной почасовой оплатой педагогической работы;

4. согласовывает работу библиотеки образовательного учреждения с методическим центром;

5. взаимодействует с Централизованной бухгалтерией по вопросам финансового учета, осуществляет сверку данных балансового учета библиотечного фонда с данными бухгалтерского учета ;

6. устанавливает взаимодействие с Экспедиционно-складским комплексом «МуиК» по вопросам поставок литературы в образовательное учреждение;

7. устанавливает и поддерживает связи с Централизованными библиотечными системами, проводит совместную работу с детскими библиотеками;

8. вВзаимодействует с организациями по вопросам приема-сдачи макулатуры, подготавливает к сдаче списанную литературу.

Зав библиотекой

Функциональные обязанности библиотекаря по работе с учебным фондом

1. Отвечает за обеспечение учебного процесса образовательного учреждения учебной литературой (в соответствии с бланком - заказа Федерального и Регионального компонентов)

2. Ведет библиотечную учетно–финансовой документацию учебного фонда: книг суммарного учета; тетради учета книг, принятых взамен утерянных; актов и накладных на поступление и списание документов; актов о проведении инвентаризации и проверок фонда; папки актов движения фонда и несет ответственность за ее достоверность;

3. Организует работу с учебным фондом:

Ø комплектует учебный фонд в соответствии с образовательной программой ОУ на основании бланка - заказа Федерального и Регионального компонентов от Московского Департамента образования;

Ø осуществляет учет (прием, выдачу, выбытие документов;

Ø проводит техническую обработку полученных документов;

Ø организует размещение и хранение учебников в отдельном помещении в соответствии с инструкцией;

Ø осуществляет изучение состава фонда и анализ его использования;

Ø проводит периодические проверки фонда, следит за правильностью его расстановки;

Ø осуществляет выявление устаревших и ветхих документов;

Ø проводит своевременное списание устаревших и ветхих документов по установленным нормам и правилам;

Ø Обеспечивает контроль за выданными читателям документами, принимает меры для своевременного возврата учебников и учебных пособий .

4. Осуществляет ведение картотеки учебников, методических пособий, материалов на нетрадиционных носителях

5. Координирует взаимодействие работы с администрацией ОУ по формированию заказа на учебную литературу, проводит согласование данных бланка-заказа с завучем, председателем методического объединения и учителями, осуществляет своевременную сдачу в ОМЦ СЗОУО.

6. Проводит корректировку количественных показателей заказа на учебную литературу в соответствии с перспективным плановым контингентом учащихся ОУ.

7. Осуществляет работу по дополнительному комплектованию учебного фонда (из спонсорских или попечительских средств).

8. Составляет дополнительный заказ на учебную литературу в связи с изменениями в образовательной программе школы и своевременно сдает их в ОМЦ СЗОУО.

9. Составляет информационные справки о недостающих и невостребованных учебниках и своевременно сдает их в ОМЦ СЗОУО.

10. Осуществляет передачу невостребованных наименований учебной литературы в образовательные учреждения округа (по мере необходимости).

11. Оформляет диагностическую карту уровня обеспеченности учебной литературой по областям знаний, анализирует использование вариативных программ.

12. Информирует преподавателей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий.

11. Использует информационные технологии (в том числе возможности АИБС) для дифференцированного обслуживания учеников и педагогического коллектива школы.

12. Оказывает поддержку (консультативную, практическую, индивидуальную, групповую, массовую) пользователям в решении информационных задач, возникающих в процессе их учебной и профессиональной деятельности .

13. Организует компьютерную справочно-библиографическую службу.

14. Разрабатывает новые информационно - консультативные услуги для пользователей библиотеки ОУ.

15. Ведет журнал ежедневного учета использования Интернет-ресурсов.

16. Использует наглядность в предоставлении библиотечных услуг: оформление буклетов , указателей, визиток, приглашений и т. д.