Энциклопедия оружия. Оружие. Мировое оружие. Энциклопедия оружия Тротилом и порохом набиты под завязку

Dassault Mirage 2000 – это французский многоцелевой истребитель четвёртого поколения, который разработан компанией Dassault в 70-х годах. В конце 20-начале 21 веков – главный самолет французских Военно-Воздушных Сил.

Производство истребителей завершилось в 2007 году. Последняя партия была поставлена Греции. Во Франции Dassault Mirage 2000 заменит Dassault Rafale, который был принят на вооружение в 2006 году.

1. Фотографии

2. Видео

3. История создания

Самолеты третьего поколения «Миражей», в целях устранения недостатков были оснащены электродистанционной системой управления и приобрели неустойчивость по каналу тангажа. Объединяет Mirage 2000 с предыдущими поколениями планер с бортовым оборудованием и топливными баками внутри, и крыло. Дата начала разработки истребителя относится к 1972 году. Тактико-техническое задание к нему было получено в 1976 году. Принимать на вооружение одноместные перехватчики Mirage 2000С начали в 1983-м, в первичную боеготовность они пришли в следующем году. В 1979 году компания –производитель подписала договор об изготовлении прототипов ударного истребителя в количестве двух единиц под обозначением Mirage 2000N. Его особенность заключалась в усиленном планере, предназначенным для высокоскоростных полетов на малых высотах и в радиолокационной станции Dasault Electronique/Thompson-CSF Antilope 5, у которой есть режимы следования рельефу, картографирования, наведения на цель управляемых ракет «воздух-поверхность» и «воздух-воздух» и навигации. Радиолокационная станция делает возможным автоматический полет с огибанием рельефа на скорости до 1112 км/ч, на высоте примерно 90 метров. Также изменилась авионика.

4. Конструкция

Проект истребителя сделан по схеме «бесхвостка» с треугольным однокилевым низкорасположенным крылом. Шасси является трехстоечным и имеет носовую опору. «Мираж» имеет такие особенности в конструкции, как развитую и сильную механизацию крыла, а также значительную долю композитных материалов. Каждая консоль крыла имеет по два воздушных тормоза. Воздухозаборники ТРДДФ SNECMA M53 оборудованы генераторами вихрей. Их конструкция снабжена подвижным полуконусом.

Конструкция крыла является цельнометаллической многолонжеронной с низкой удельной нагрузкой, заполнитель сделан из алюминиевого сплава AG5. Его конструкция является сотовой. Элевоны обшиты углепластиковым волокном. Панели отсека радиоэлектронного оборудования произведены по такому же методу. Обшивка руля и киля произведена из эпоксидных угле-и боропластиков. Заполнитель руля направления выполнен из алюминиевого сплава по сотовой конструкции.

4.1 Бортовые системы

Система управления является электродистанционной, с 4-кратным дублированием. Также она оснащена аварийным каналом, который питается от специального аккумулятора. Такая система управления гарантирует управляемость и устойчивость на всех скоростях и высотах, и в опасных условиях при больших углах атаки и небольших скоростях.

Две гидравлические независимые системы, чье рабочее давление составляет 280 атмосфер, отвечают за выпуск и уборку воздушных тормозов и шасси, а также за функционирование приводов поверхностей управления. Электрическую энергию производит аккумулятор в 40 амперчасов и два генератора переменного тока по 20 кВА.

5. Варианты

  • Mirage 2000 — базовая модификация.
  • Mirage 2000С — истребитель-перехватчик с одним креслом.
  • Mirage 2000В — учебно-боевой вариант 2000С с двумя креслами
  • Mirage 2000D — ударный истребитель-бомбардировщик, с обычным вооружением. Он является первым во Франции, в способности которого входит преодоление системы противовоздушной обороны на малых высотах и атака целей, располагающихся на земле при любых погодных условиях и времени суток, посредством высокоточного авиационного управляемого оружия с лазерными системами наведения, а также ядерным.
  • Mirage 2000Е — многоцелевой истребитель, для продажи иностранным клиентам.
  • Mirage 2000ED — учебно-боевой вариант 2000 Е с двумя креслами.
  • Mirage 2000N — ударный истребитель-бомбардировщик, способен перевозить ядерное оружие.
  • Mirage 2000R – разведчик с одним креслом.
  • Mirage 2000S — 2000D для продажи иностранным клиентам.
  • Mirage 2000-5 – модернизация для продажи иностранным клиентам.

6. Боевое применение

  • В 1995 году истребитель, принадлежащий Франции, был сбит из переносного зенитного ракетного комплекса «Игла» противовоздушной обороны Сербии.
  • В 1996 году истребитель, принадлежащий Греции сбил над Эгейским морем истребитель F-16 Fighting Falcon, принадлежащий Турции.
  • В 1999 году истребители, принадлежащие Индии успешно участвовали в Каргильском конфликте.
  • В 2011 году истребители, принадлежащие Франции воевали с армией Ливии.

7. Тактико-технические характеристики

7.1 Технические характеристики

  • Экипаж, чел: 1
  • Длина, см: 1436
  • Размах крыла. см: 913
  • Высота, см: 514
  • Площадь крыла, м²: 41
  • Удлинение крыла: 2
  • Стреловидность по передней кромке. градус: 58
  • Колея шасси. см: 350
  • База шасси. см: 500
  • Нормальная взлётная масса, т: 14
  • Максимальная взлётная масса, т: 17
  • Максимальная посадочная масса, т: 16,7
  • Масса пустого. т: 7,5
  • Масса топлива во внутренних баках, т: 3,16, плюс 4,14 в подвесных топливных баках
  • Объём топливных баков. л: 4000
  • Силовая установка: один ТРДДФ SNECMA M53-P2, форсажная тяга: 1 × 95,1 кН, бесфорсажная тяга: 1 × 64,3 кН.

7.2 Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: на высоте: M=2,2, у земли: M=1,2
  • Посадочная скорость, км/ч: 144
  • Крейсерская скорость, км/ч: 885
  • Скорость сваливания, км/ч: 185
  • Перегоночная дальность с подвесными топливными баками, км: 3333
  • Практическая дальность, км: 1852
  • Практический потолок, км: 16,46
  • Скороподъёмность, м/с: 284
  • Тяговооружённость при максимальной взлётной массе: 0,57
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9,0/-3,2 g.

7.3 Вооружение

  • Стрелково-пушечное: две пушки DEFA 554, калибра 30 мм. Боекомплект каждой — 125 патронов
  • Точки подвески: четыре под крылом, пять под фюзеляжем
  • Управляемые ракеты: ракеты «воздух-воздух» — две Super 530 и/или две-четыре R550 Magic либо MICA (у Мираж 2000-5), ракеты «воздух-земля» — APACHE или SCALP (у Мираж 2000D), одна ASMP (у Мираж 2000N), две Armat либо AS.30L либо АМ.39
  • Неуправляемые ракеты: четыре блока MBDA LR F4 с восемнадцатью ракетами 68 мм
  • Бомбы разнообразные, в том числе: свободнопадающие — Mk20 и/или Mk82, шестнадцать MBDA Durandal по 219 кг, пять-шесть TDA BM 400 либо кассетных MBDA Belouga по 305 кг, корректируемые: GBU-12, либо GBU-24, одна-две MBDA BGL по 990 кг
  • Подвесные топливные баки, л: один на 1300 под фюзеляжем и два на 1700 либо 2000 под крылом
  • Подвесные артустановки: Dassault CC 630 с двумя пушками калибра 30 мм с боезапасом 600 патронов.
Энциклопедия современной военной авиации 1945-2002: Часть 1. Самолеты Морозов В. П.

Dassault-Breguet Mirage 2000 Дассо-Бреге «Мираж» 2000

Dassault-Breguet Mirage 2000

Дассо-Бреге «Мираж» 2000

ИСТРЕБИТЕЛЬ-БОМБАРДИРОВЩИК

Предназначен для перехвата воздушных целей и завоевания превосходства в воздухе; используется также для осуществления ударных операций и ведения разведки.

Истребитель-перехватчик «Мираж» компания «Дассо» создавала, насколько возможно, легким и маленьким, чтобы обеспечить в боевом снаряженном состоянии при использовании одного турбовентиляторного двигателя SNECMA М53-5 тяговооруженность, равную 1. На самолете «Мираж» 2000 вернулись к треугольному крылу семейства самолетов «Мираж» III, а для увеличения маневренности снабдили аппарат электродистанционной системой управления полетом (fly-by-wire), которая позволяет растянуть линию центра масс к хвостовой части более, чем на самолетах традиционной схемы Это приводит к уменьшению собственной устойчивости (без использования автостабилизации).

Самолет «Мираж» 2000 имеет крыло большей площади для уменьшения удельной нагрузки на крыло и обеспечения лучших летных характеристик на малых скоростях, а также для увеличения скорости разворота на больших высотах Кроме того, совместное использование автоматических предкрылков и элевонов придало крылу изменяющуюся кривизну, что еще больше повысило летные характеристики и управляемость на малых скоростях. В остальном общая конфигурация самолета «Мираж» 2000 сходна с конфигурацией предшественника «Мираж» III.

Было построено 5 опытных экземпляров Первый опытный самолет совершил полет по полной программе 10 марта 1978 г, а пятый - вариант 2-местного тренировочного (боевого) самолета «Мираж» 2000В - 11 октября 1980 г. Первый серийный «Мираж» 200 °C поднялся в воздух 20 ноября 1982 г. Первые поставки самолета ВВС Франции начались в 1983 г., а в 1984 г. было объявлено, что самолет приступил к несению службы К 1990 г. поступили заказы от семи потребителей более чем на 440 самолетов «Мираж».

Самолет выполнен по схеме «бесхвостка» с низкорасположенным треугольным крылом и одним двигателем с форсированной тягой. Крыло многолонжеронное с зализами, обеспечивающими плавное сопряжение с фюзеляжем, профиль несимметричный с переменной по размаху относительной толщиной. Фюзеляж типа полумонокок, выполненный по правилу площадей, изготовлен в основном из металлических сплавов.

Система управления полетом активная электродистанционная, с четырехканальной схемой резервирования в контурах продольного и поперечного управления и трехканальной схемой резервирования в контуре путевого управления Автопилот SFENA 605 обеспечивает искусственную устойчивость самолета на некоторых режимах Продольное и поперечное управление осуществляется с помощью элеронов, путевое управление - руля направления.

Созданы или разрабатываются следующие основные варианты.

«Мираж» 2000В - двухместный учебно-тренировочный (боевой) вариант, сохранивший практически все функциональные возможности. Вместо фиксированной пушки устанавливались внешние пушечные гондолы. Первый серийный самолет поднялся в воздух 7 октября 1983 г.

«Мираж» 2000D - это обозначение предназначалось для двухместного варианта самолета «Мираж» 2000Е, а сейчас используется для прежнего 2000N приспособленного для обычных атакующих действий и не оснащенного ракетой класса «воздух-поверхность» ASMP. Повышенная боевая эффективность обусловливается лазерной системой наведения. Поставки тридцати девяти самолетов 2000D для ВВС Франции планируется завершить в 2000 г.

«Мираж» 2000Е - экспортная версия самолета «Мираж» 200 °C Поставки начались в сентябре 1984 г, к 1990 г. экспортировано 126 самолетов.

«Мираж» 2000N (N означает «ядерное вооружение»), впервые поднявшийся в воздух 3 февраля 1983 г, является двухместной всепогодной версией с большим радиусом действия для доставки на малых высотах и больших скоростях обычного или ядерного тактического оружия и нанесения упреждающего удара. Хотя самолет в целом схож с моделью «Мираж» 2000В, конструкция его планера усилена. Новая система вооружения включает в себя радар ESD ANTILOPE V для навигации и отслеживания поверхности земли; спаренную инерционную систему навигации SAGEM; радарный альтиметр TRT; автопилот; вертикальную камеру OMERA; аппаратуру засекречивания связи CSF фирмы «Томсон» и электронную шифровальную машину ЕСМ фирмы «Дассо». Оснащенный двигателем SNECMA М53-Р2, первый самолет «Мираж» 2000N был поставлен ВВС Франции в январе 1987 г Три эскадрильи этих самолетов оснащены ракетами Air-Sol Моуеппе Portee (ASMP) класса «воздух-поверхность» с ядерной боеголовкой.

«Мираж» 2000S (S означает «ударный») - является двухместным экспортным вариантом самолета 2000D, оснащенным системой дозаправки в воздухе.

«Мираж» 2000-5 - спроектированный в 1986 г. по технологии «стелс» на базе варианта самолета-невидимки «Мираж» 2000-3 с кабиной самолета «Рафаль» (прототип совершил полет в мае 1988 г.); оснащен доплеровской РЛС, аппаратурой засекречивания связи CSF фирмы «Томсон», многоцелевой РЛС RDY класса «смотрю вниз - стреляю вниз», управляющей современными ракетами класса «воздух-воздух» «Мика», и двигателем М53-Р2.

На самолетах «Мираж» 200 °C, 2000Е и 2000-5 в нижней части фюзеляжа под воздухозаборниками установлены 2 пушки DEFA 554 (30 мм, 1800 выстр./мин, по 125 снарядов), а на 2000В, D, N и S пушек нет. Имеются девять узлов подвески вооружения, включающего бомбы, ракеты, подвесные гондолы с разведывательным оборудованием, ракетные или пушечные подвесные контейнеры, топливные баки суммарной массой до 6300 кг.

Типовая нагрузка истребителя 200 °C при перехвате включает две УР Матра «Супер» 530D или 530F (при РЛС RDM) на внутренних подкрыльных узлах и две УР Матра 550 «Мажик» или «Мажик» 2 на внешних подкрыльевых узлах. В ударной конфигурации самолет может нести до 18 бомб массой 250 кг или бетонобойных бомб «Томсон-Брандт» ВАР 100; до 16 бетонобойных бомб «Дюрандаль», 1–2 бомбы с ЛСН Матра BGL массой 1000 кг, 5–6 кассетных бомб Матра «Белуга», 2 УР Аэроспасьяль AS30L с лазерным наведением, противорадиолокационные УР Матра АРМАТ или противокорабельные УР Аэроспасьяль АМ39 «Экзосет»; 4 контейнера Матра LR F4 НАР (18x68 мм); контейнер Дассо-Бреге СС630 с двумя пушками калибра 30 мм. «Мираж» 2000N вооружен ракетой ASMP с ядерной БЧ мощностью 150 кг.

Самолеты «Мираж» 2000 при достаточно высокой стоимости уступают по характеристикам лучшим американским или российским боевым самолетам.

В 1991 г. во время войны в зоне Персидского залива были развернуты 10 самолетов «Мираж» 2000 ВВС Франции Они выполняли задачи ПВО и осуществляли патрулирование над территорией Саудовской Аравии.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Экипаж, чел. 1

Скорость, км/ч:

максимальная на высоте около 10 км 2330

максимальная на высоте до 3 км 1110

Практический потолок, м 17 060

Дальность, км:

перегоночная 3335

действия 1480

Масса, кг:

максимальная взлетная 17 000

пустого самолета 7500

Габариты самолета, м:

размах крыла 9,13

длина 14,36

высота 5,2

Двигатель: ТРДДФ SNECMA М53-Р2, кгс 6560/9700.

Из книги Вселенная трансформеров (без иллюстраций) автора Будянски Боб

МИРАЖ MIRAGE ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ: АВТОБОТ.ФУНКЦИЯ: КОНТРРАЗВЕДКА.ПЕРВОЕ ПОЯВЛЕНИЕ: «ТРАНСФОРМЕРЫ», выпуск

Из книги Историческое описание одежды и вооружения российских войск. Том 15 автора Висковатов Александр Васильевич

Из книги ХХ век Энциклопедия изобретений автора Рылёв Юрий Иосифович

2000 АВТОМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ «СУХОГО МАЗКА» КРОВИ, прибор АСПЕК, разработан в Радиотехническом институте им. акад. A.Л. Минца, Россия. Не более 10 мин требуется для проведения общего анализа крови при помощи этого прибора. За рубежом используются проточные анализаторы, т. е.

Из книги Содержание журнала "Радиоаматор" с 1993 по 2009 гг автора Терещенко Дмитрий

2000 № 1 Стереофоническое радиовещаниеА. В. Выходец, Н. П. Дудкос. 3Рация из радиомикрофона и маяка для грибникаВ. Белецкийс. 3Усовершенствование цветных телевизоров 3-го - 5-го поколенийЛ.П. Пашкевич, В.А. Рубаник, Д.А. Кравченкос. 6Несложный УКВ конвертерС. А. Елкинс. 8Индикатор

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

КП Z 2000 КП Z 2000 – танк, разработанный и применяемый в ФРГ.Масса данного танка составляла 58 т. На нем был установлен двигатель MB883, мощность которого составляла 2000 л. с., что позволяло развить скорость до 75 км/ч. В нем располагалось три члена экипажа. Калибр основной пушки

Из книги Энциклопедия современной военной авиации 1945-2002: Часть 1. Самолеты автора Морозов В. П.

Dassault-Breguet/Dornier Alpha Jet Дассо-Бреге/Дорнье «Альфа Джет» УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ Предназначен для основной подготовки и переподготовки летчиков, а также для ведения воздушного боя и выполнения противокорабельных операций.О международной программе по созданию самолета «Альфа

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Eurofighter 2000 (EFA) «Еврофайтер» 2000 (EFA) ИСТРЕБИТЕЛЬ ПВО Предназначен для обеспечения превосходства в воздухе на большой дальности и на сверхзвуковой крейсерской скорости полета. Находится в завершающей стадии разработки. Самолет EFA создается фирмами ВАе, МВВ, «Аэриталия» и CASA

Из книги Самозарядные пистолеты автора Каштанов Владислав Владимирович

Dassault-Breguet ATL 2 Atlantic Дассо-Бреге ATL 2 «Атлантик» МОРСКОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ САМОЛЕТ Предназначен для поиска и уничтожения кораблей и подводных лодок на значительных удалениях от береговой черты. Кроме того, может привлекаться для решения задач в поисково-спасательных

Из книги автора

Dassault-Breguet Etendard Дассо-Бреге «Этандар» ПАЛУБНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ-БОМБАРДИРОВЩИК Предназначен для защиты флота от кораблей противника, нанесения ударов по наземным целям и ведения фоторазведки. Кроме того, он может использоваться для борьбы с воздушными целями и в качестве

Из книги автора

Dassault-Breguet Mirage F.1 Дассо-Бреге «Мираж» F.1 МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ Предназначен для перехвата воздушных целей, ударных операций и ведения разведки.Самолет «Мираж» F.1 является последователем самолетов серии «Мираж» III/5. В 1964 г. компания «Дассо-Бреге» добилась

Из книги автора

Dassault-Breguet Mirage III/5/50 Дассо-Бреге «Мираж» III/5/50 МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ Предназначен для перехвата воздушных целей выполнения ударных операции и ведения разведки.В конце 1955 г. компания «Дассо» решила построить прототип истребителя новой конструкции с треугольным крылом и

Из книги автора

Dassault-Breguet Mirage IV Дассо-Бреге «Мираж» IV СТРАТЕГИЧЕСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК Предназначен для нанесения ударов по наземным целям противника.В 1954 г. перед Францией встала задача создания собственного ядерного оружия и средств его доставки. Работы по проектированию таких

Из книги автора

Dassault-Breguet Rafale Дассо-Бреге «Рафаль» МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ Предназначен для всепогодных атак наземных целей с преодолением ПВО противника на малой высоте, выполнения задач ПВО и завоевания превосходства в воздухе. Способен действовать как на малых, так и на больших

История создания

18 декабря 1975 года правительство Франции приняло решение о создании для ВВС истребителя нового поколения, предназначенного для завоевания господства в воздухе и решения задач ПВО. Первый опытный самолет Mirage-2000 поднялся в воздух 10 марта 1978 года. Параллельно с одноместным боевым самолетом был разработан двухместный учебно-боевой Mirage-2000В, его первый полет состоялся в 1980 году. Mirage-2000В послужил основой для создания целого семейства двухместных ударных самолетов, пришедших на смену истребителям-бомбардировщикам Dassault Mirage-III и Mirage-V (эти машины описаны в книге В. Е. Ильина и М. А. Левина "Современные истребители") и "евростратегических" бомбардировщиков Dassault Mirage-IV. В 1983 году был создан двухместный истребитель-бомбардировщик Mirage-2000N, предназначенный для доставки французских ядерных боеприпасов. фактически на этот самолет были возложены задачи, аналогичные задачам американских истребителей-бомбардировщиков F-100 и F-101 конца 1950-х - начала 1960-х годов. Создание французской бомбы началось еще в 1945 году, когда по указанию президента Шарля де Голля был образован Комиссариат по атомной энергии СЕА (Commissariant a l"Energie Atomique), на который возлагались задачи по организации национальной ядерной программы. В.1951 году началась непосредственная разработка ядерного оружия, координировавшаяся созданным для этого Управлением по специальному вооружению (Commandement des Armes Speciales). В декабре 1954 года на основании секретного указа премьер-министра эти работы были ускорены, а в мае 1955 года началось проектирование конкретных "спецбоеприпасов". В ноябре 1956 года СЕА приступил к подготовке первого французского взрыва опытного ядерного устройства, который произвели 11 февраля 1958 года. В апреле того же года была принята программа оснащения ВВС Франции ядерным оружием, в соответствии с которой в 1960-64 гг. предполагалось изготовить 40 ядерных бомб для вооружения бомбардировщиков Dassault Mirage-IV. 13 февраля 1960 года на полигоне в Алжире была взорвана первая французская плутониевая (Pu 239) ядерная бомба AN-11 мощностью 60-79 Кт. В дальнейшем этот боеприпас подвергся ряду усовершенствований, направленных на снижение его массы. В окончательном виде (взрыв 1 мая 1962 г.) бомба имела мощность 50 - 60 Кт. Ее первый сброс с реального самолета-носителя - бомбардировщика Mirage-IVА - состоялся 19 июля 1966 г., однако развертывание ядерного оружия началось несколько раньше - осенью 1964 года. Бомба массой 1500 кг имела корпус оживальной формы длиной 6,6 м с развитым оперением и размещалась в полуутопленном положении под фюзеляжем самолета Mirage-IV (каждый бомбардировщик мог нести лишь один боеприпас). Имелся взрыватель с временным механизмом, обеспечивающий подрыв боеприпаса на большой высоте, а также радиовзрыватель (для низковысотного взрыва). 40 бомб AN-11 поступили на вооружение 36 бомбардировщиков Mirage-IV. Mirage-IVА с бомбой AN-11 и двумя ПТБ имел боевой радиус действия 1500 км (по профилю большая-малая-большая высота) и мог рассматриваться лишь как оперативно-тактическая система оружия. По американским данным, в 1964 году ВВС Франции располагали четырьмя ядерными бомбами, в 1965 году их число увеличилось уже до 32, а в 1966 году до 36. Совершенствование советской системы ПВО заставило ударную авиацию перейти к действиям на малых высотах. Однако конструкция бомбы AN-11 позволяла применять ее лишь с больших высот. Потребовалось создание маловысотной модификации, снабженной тормозным парашютом. Модернизированный боеприпас, получивший обозначение AN-22, имел несколько увеличенную мощность (до 100 Кт) и усовершенствованную предохранительную систему. Масса бомбы составила 1400-1500 кг. В 1968 году началось переоборудование бомб AN-11 в AN-22. Всего ВВС Франции получили 36 бомб AN-11, которыми вооружались 36 бомбардировщиков Mirage-IVА (одновременно эти самолеты были оснащены системой дозаправки в воздухе и приобрели способность наносить стратегические удары по территории СССР). В 1972 году число AN-22 было сокращено до 32, в 1983-85 гг. - до 28, в 1986-87 гг. -до 24 и в 1988 году - до восьми. В начале 1990-х годов эти боеприпасы были сняты с вооружения. 2 июля 1966 году был испытан первый французский "тактический" ядерный боеприпас - плутониевая бомба AN-52. Мощность взрыва оценивалась в 30 Кт. В 1972 году бомба поступила на вооружение тактической авиации, а 28 августа 1973 г. на атолле Мороруа самолетом Dassault Mirage-IIIЕ было выполнено первое реальное бомбометание этим боеприпасом (мощность взрыва составила 6,6 Кт). Кроме того, AN-52 была использована в качестве боевой части тактической ракеты "Плутон", поступившей на вооружение французской армии. Существовало два варианта боеприпаса AN-52, имевшие мощность 6-8 и 25 Кт (из 80-100 изготовленных боеприпасов AN-52 2/3 имели уменьшенную мощность). Масса ядерной бомбы AN-52, внешне напоминающей подвесной топливный бак, составляла 455 кг, длина - 4,2 м, диаметр - 0,6 м, размах оперения - 0,8 м. Бомба имела тормозной парашют, стандартная высота подрыва составляла 150 м. Для подвески тактических ядерных бомб было оборудовано 30 истребителей-бомбардировщиков Mirage-IIIЕ (использовались в этом качестве в

1973-88 гг.) и 45 SEPECAT Jaguar А (1974-91 гг.). Кроме того, в составе ВМС имелось 24 истребителя-бомбардировщика Super Etendard, также способных нести ядерное оружие. На самолетах Mirage-IIIЕ и Jaguar A боеприпас AN-52 подвешивался на центральном подфюзеляжном узле, а на истребителе-бомбардировщике Super Etendard - под правой консолью крыла на узле подвески №6. В 1991 году бомбу AN-52 также сняли с вооружения.

68 самолетов французских ВВС North American F-100D Super Sabre, базировавшихся в Западной Германии в 1961-66 гг., оснащались американскими термоядерными бомбами В28. Это были модификации В28ЕХ (массой 925 кг) и B28RE (984 кг), мощность которых составляла 70 Кт. Контроль за боеприпасами осуществлялся персоналом США. Официально французское правительство до сих пор не подтвердило факта обладания в 1960-х годах ядерными бомбами американского производства. В 1970-х годах начались работы по созданию авиационного ядерного оружия нового поколения - сверхзвуковой крылатой ракеты Aerospatiale ASMP (Air-Sol Moyenne Portee). 17 июля 1974 году была испытана ядерная боевая часть TN-80 мощностью 300 Кт, предназначенная для комплектования ракеты. Испытания этой БЧ завершились в 1980 году, и первые ракеты ASMP с TN-80 поступили на вооружение ВВС Франции в сентябре 1985 года. В 1984 году начались испытания облегченной БЧ TN-81 (масса 175-200 кг), завершившиеся в 1985 году. Ракета ASMP оснащена прямоточным воздушно-реактивным двигателем (в качестве топлива используется керосин) и стартовым твердотопливным ускорителем. Максимальная скорость на большой высоте соответствует М=3, у земли - М=2. Диапазон дальностей пуска 100-300 км (очевидно, для ракеты с БЧ TN-80) или 90 - 350 км. Стартовая масса КР - 840 кг. Всего изготовлено 90 ракет ASMP и 80 ядерных БЧ для них. Первоначально носителями ракет являлись 18 самолетов Mirage-IVP (с мая 1986 года переоборудовавшихся из бомбардировщиков Mirage-IVА), однако в 1997 году Mirage-IVР был снят с вооружения и единственными "атомными" самолетами во французских ВВС остались 42 истребителя-бомбардировщика Mirage-2000N (из 45 построенных), начавшие поступать в строевые части с июля 1988 года. ВВС Франции получили 25 самолетов этого типа 1-й серии, имевших обозначение Mirage-2000N-К1 и несущих только ракету ANSP. Самолеты оснащены БРЛС "Антилопа", обеспечивающей полет в режиме следования рельефу местности, а также дублированной ИНС и сдвоенным радиовысотомером. С 1988 по 1993 год строились ударные самолеты Mirage-2000N-К2, способные применять как ядерные ракеты ASMP, так и обычные боеприпасы. Всего предполагается построить 75 истребителей-бомбардировщиков Mirage-2000М. На базе Mirage-2000N в 1991 году был создан многоцелевой ударный самолет Mirage-2000D, первоначально именовавшийся Mirage-2000М, предназначенный для доставки различных типов неядерного оружия класса "воздух-поверхность" (в составе его вооружения отсутствует ракета ASMP). Самолет оснащен системой следования рельефу местности с БРЛС Антилопа-50 и усовершенствованными средствами РЭП. В 1994 году самолеты этого типа начали поступать на вооружение ВВС Франции (до 1999 года должно быть поставлено 90 самолетов этого типа). Первые шесть бомбардировщиков Mirage-2000D (R1N1L) оснащались исключительно ударным оружием с лазерным наведением (контейнер "Атлис", две УР Aerospatiale AS.30L или три КАБ), а также двумя ракетами Matra Magic. Самолеты Mirage-2000D серии R1 могут нести весь комплекс ударного вооружения ВВС Франции (свободнопадающие бомбы, НАР). Истребители-бомбардировщики Mirage-2000D серии R2, поставка которых началась в 1997 году, должны нести тактическую крылатую ракету "Апаш" (Apache). Вместе с истребителями Mirage-2000С истребители-бомбардировщики Mirage-20000 в составе межнациональных сил НАТО приняли участие в "миротворческих" действиях в Боснии. ВВС Франции сообщили о потере истребителя Dassault Mirage-2000D, 30 августа 1995 года сбитого в районе города Пале сербской ПВО. Оба летчика катапультировались. Mirage-2000D участвовал в налете на позиции сербских ЗРК, а также склады боеприпасов и амуниции, сосредоточенные в этом районе. Ударные варианты Mirage-2000 применялись в боевых действиях против Югославии в 1999г.

Особенности конструкции

Планер и общесамолетные системы ударных вариантов самолета Mirage-2000 подобны планеру УБС. Фонарь кабины истребителя-бомбардировщика Mirage-20000 имеет золочение, снижающее радиолокационную заметность. Самолеты могут оснащаться неубираемыми приемниками системы дозаправки в воздухе.

Силовая установка

На самолете установлен один ТРДДФ SNECMA M53-Р5(1х9900 кгс).

Бортовое оборудование

Многоцелевая допплеровская БРЛС Dassault Electronics/Thompson-CSF "Антилопа", обеспечивающая автоматическое следование рельефу местности на высоте 60 м при скорости до 1112 км/ч. БРЛС Антилопа-5 на самолете Mirage-2000М обеспечивает коррекцию навигационной системы по высоте. Станция Антилопа-5-3C (Mirage-2000D) имеет режим картографирования местности, обеспечивающий экстремальную корреляционную навигацию. Самолет имеет встроенный комплекс РЭП ICMS, в состав которого входит приемник радиолокационного излучения Thompson-CSF Serval, автоматическая система выброса ИК ложных целей Матра "Спираль" (размещена в зализах в местах сопряжения крыла и фюзеляжа). Имеется система активных помех Dassault "Камелеон". Mirage-2000М оснащен двумя инерциальными платформами SAGEM, двумя усовершенствованными радиовысотомерами TRT AHV-12 и встроенным вертикальным АФА "Омера" (для контроля результатов бомбометания). В передней и задней кабине самолета "Mirage." 2000N имеется по одному цветному индикатору на ЭЛТ фирмы Thompson-CSF, а также ИЛС VMC-180 (в передней кабине). Самолет Mirage-2000D оснащен также многофункциональными экранными индикаторами (один - у летчика и два - у оператора). На подфюзеляжном узле подвески может размещаться РЛС БО Thompson-CSF "Рафаэль", малогабаритный контейнер для ведения фоторазведки Dassault COR2 (масса - 400 кг), длиннофокусная фотоаппаратура для съемки на большой дальности Dassault АА-3-38 "Гарольд" (680кг). Самолет Mirage-2000D может нести контейнер с тепловизионной аппаратурой (FUR) Dassault/TRT/Intertechinc Rubis (110 кг), телевизионно-тепловизионную всепогодную систему слежения Thompson-CSF PDLCT (340 кг; на экспортных самолетах Mиpaж-2000S - CLDP/ "Атлис"2). Для ведения радиоэлектронной разведки самолет может оснащаться контейнером Thompson-CSF TMV 004 (CT51J) "Кайман" массой 550 кг или контейнером Thompson-CSF "Астак" (400 кг). Подвесные средства РЭП включают два контейнера активных Thompson-CSF DB3141/3163 "Ремора" (2х182 кг). На бомбардировщиках, участвующих в боевых действиях над Боснией, в 1994 г. установлена ИК-система оповещения о приближении ракет SAT SAMIR (размещена на АПУ ракет Magic).

Вооружение

Встроенное пушечное вооружение отсутствует. Ракеты класса "воздух-поверхность" Aerospatiale AS.30L; КР Aerospatiale ASMP с ядерной БЧ (Mirage-2000М); тактическая крылатая ракета с неядерной БЧ Matra Apache (Mirage-2000D, дальность пуска до 150 км, поступление на вооружение ожидается в 1997 г.) или SCALF (программа ATPGD, 400 км, 2001 г.), свободнопадающие бомбы и НАР общей массой до 6300 кг. Для самообороны самолет может оснащаться двумя УР Matra R.550 Magic или Magic-2 с ТГС.

Источники и ссылки

  • Ильин В.Е. Многоцелевые истребители зарубежных стран
Основные характеристики многоцелевого истребителя Mirage-2000
Mirage-2000
Фирма-изготовитель Dassault
Начало работ по программе 18.12.1975
Первый полет 10.03.1978
Размеры
Mirage-2000
Размах крыла, м 9,13
Длина самолета, м 14,55
Высота самолета, м 5,20
Площадь крыла, м 2 41,0
Массы, кг
Mirage-2000
Максимальная взлетная 17 000
Нормальная взлетная 12 200
Пустого самолета 7600
Взлетная без внешних подвесок 10 960
Топлива во внутренних баках 3100
Топлива в ПТБ 3720
Силовая установка
Mirage-2000
Фирма-изготовитель SNECMA
Тип ТРДДФ
Марка M53-P5
Тяга, кгс 9900
Количество 1
Летные характеристики
Mirage-2000
Максимальная скорость, число М 1,4
Максимальная скорость на малой высоте соответствует, М 1,2
Практический потолок, м 16 460
Перегоночная дальность, км 3330
Длина разбега, м 600
Максимальная эксплуатационная перегрузка 8,0
Вооружение
Mirage-2000
Встроенное пушечное Отсутствует
Ракеты класса "воздух-поверхность" AS.30L, КР ASMP с ядерной БЧ (Mirage-2000N), ТКР Apache (Mirage-2000D, КР SCALF
Ракеты класса "воздух-воздух" До двух ракет Magic или Magic-2
КАБ До трех
НАР и бомбы до 6300 кг
Фотографии и схемы

Самолет Mirage 2000 – продолжение успешной серии истребителей-перехватчиков 60-х годов XX века Мираж III-001, которые за некоторые удачные решения признавались главной ударной силой Франции в небе.

Свою службу самолет «Дассо» Mirage 2000 продолжал с момента первых испытаний в 1978 году до 2007 года, когда состоялась последняя поставка. За столь долгий срок было создано множество модификаций, но главное качество, которым обзавелся истребитель – это бесценный боевой опыт, которым после крупных сражений Второй Мировой войны обладали далеко не все модели самолетов. Это помогло Франции создать на основе двухтысячной модели еще более успешные варианты самолетов следующих поколений, которые сегодня пришли на смену легендарному «Миражу».

История возникновения

Началом работ по созданию Dassault Mirage 2000 считается 1972 год, когда были получены первые указания для проектирования принципиально нового истребителя для Французской республики.

Главные качества, которые ставились перед разработчиками – это возможность преодолевать скоростной рубеж в 1400 км/ч, подниматься до потолка в 15 километров и иметь возможность нести разные типы вооружения («воздух-воздух» и «воздух-земля»). Требовалась возможность вести прицельный огонь по самолетам противника в пределах визуального контакта.

Прототипом для Dassault Mirage 2000 послужила модель «Дассо-1000».

Поначалу проект считался малоперспективным, но в ходе многочисленных доработок получился качественный и, главное, практичный самолет, который позже стал основной боевой единицей ВВС Франции и многих ее союзников. Как это часто бывает, военное руководство отдало предпочтение серии 2000 по той причине, что ее было несложно производить, она дешевле стоила в случае массовых закупок и считалась очень универсальной базой для разных боевых задач.

Изначально компания создала два проекта:

  • Dassault Mirage 2000 – легкая модель с ориентированностью на бюджетное исполнение специально для поставок в страны Третьего мира, не позволявших себе больших трат;
  • Dassault Mirage 4000 – более дорогая модель с улучшенным вооружением.

Первый полет на модели 2000 был совершен уже в 1978 году (всего через три года после подготовки проекта и чертежей). Столь быстрая работа конструкторов обусловлена тем, что технически самолет вобрал в себя множество опробованных решений предшественника – МиражаIII. Он получил такую же форму крыла, похожий фюзеляж. Изменения коснулись управления истребителем, было усилено крыло и установлен новый двигатель.

В 1983 году начались серийные поставки машины на вооружение Франции, и почти сразу они начали регулярную службу в частях. Начало 90-х годов ознаменовалось крупными закупками Миражей из-за рубежа. Первые контракты подразумевали сборку и поставку 440 истребителей в разные концы света.

Конструкция

Истребитель имеет классическую обтекаемую форму, когда крыло плавно сопрягается с фюзеляжем. Но большая площадь треугольного крыла – это достаточно редкий выбор в военной сфере. С другой стороны, такая форма консолей вместе с развитой механикой крыла позволяет машине оставаться одной из самых маневренных на планете.

В начале испытаний Mirage 2000 был способен сохранять управляемость на низких скоростях (200 км/ч) и высоком угле атаке (26 градусов).

При ручном управлении в таком режиме риск потерпеть катастрофу высок. Поэтому разработчики в новой машине отдали предпочтение электронно-дистанционной системе управления, которая имеет 4-кратное резервирование. А использование дополнительного аккумулятора позволяло управлять самолетом даже при отказе всей основной электроники на борту.

Важнейшая часть самолета – его крыло. Оно в Mirage 2000 имеет стреловидность в 580. На истребителе нет хвостового оперения. Этот подход принят конструкторами по той причине, чтобы истребитель мог эффективно маневрировать. Действительно, модель 2000 получила отличную возможность менять направление движение даже на высоких скоростях.

Кроме этого, большая площадь крыла повышала максимальный потолок истребителя, а также его подъемную нагрузку. Также Мираж остался экономичным самолетом с низкими показателями сваливания на сверхмалых скоростях.

Воздухозаборники на самолете расположили традиционно – по бокам фюзеляжа. Киль увеличили в сравнении с предшественником, и этот выбор тоже позволил сделать маневренность еще лучше.

Высокая прочность самолета достигнута за счет использования металлических сплавов (крыло почти полностью исполнено из алюминия AG5).

Композитные материалы применялись незначительно (элевоны и некоторые другие элементы механизации крыла сделаны из углепластика). На истребители ставили трёхопорное шасси: одна стойка в носовой части, две – в задней части крыла.

Сначала проект не предусматривал установку собственной РЛС на борту, чтобы снизить расходы. Но позже французские военные предпочли сделать истребитель автономным и независимым от указаний с земли, поставив БРЛС.


В отличие от многих конкурентов, Dassault Mirage 2000 обладает качественными системами живучести. Все электронное управление неоднократно дублируется и резервируется, а установленный автопилот способен провести полет на стандартных режимах без участия человека.

Разработчики выбрали двигатель SNECMA M53-P2, который выдавал тягу на 10000 кгс. Его расположили в задней части фюзеляжа.

Благодаря бортовой РЛС Мираж получил возможность «вести» до 8 целей одновременно и открывать огонь по двум из них на удалении до 85 километров.

Огневая мощь истребителя представлена управляемыми ракетами класса «воздух-воздух» «MICA», «R550 Magic» или управляемыми «воздух-земля» «SCALP», «APACHE». Возможно вооружение бомбами с наведением лазером BRL-1000 «Arcole» или свободнопадающими MBDADurandal или MBDABeluga.


Имеется стрелковое оружие с калибром 30 мм. Допустимая оружейная нагрузка – 6,2 тонны. Вооружение размещается на подвесах крыла (4) или под фюзеляжем (5). Там же возможно размещение дополнительных баков (на 1700 л. или 2000 л. каждый справа и слева от фюзеляжа, под крылом, и на 1300 л под фюзеляжем).

Летно-технические характеристики

Во время своей боевой службы, Миражи 2000 нередко сталкивались со своими основными конкурентами в небе. Так, в арабо-израильском конфликте за господство в воздухе Mirage 2000 боролись с Миг-29, воевавших на стороне Египта. Греко-турецкий конфликт за остров Крит обернулся открытым противостоянием с F-16 Figting Falcon.

F-16 Fighting Falcon Миг-29
Размеры (длина/размах крыла/высота), м 14,36 / 9,13 / 5,14 15,03/ 9,45/ 5,09 17,32/11,36/4,73
Площадь поверхности крыла, кв. м. 41 27,87 38
Вес, т 7,5 (пустой), максимальный взлетный вес – 17, максимальный посадочный вес – 16,7 8,9(пустой), максимальный вес на взлете – 21,7 10,9(пустой), максимальный вес на взлете – 18,5
Топливные баки 4000 л. или 3,16 т. 3986 л. 4300 л.
Потолок, км 16,46 15,24 18
Практическая дальность, км 1852 1,315 1430
Максимальная скорость, км/ч У земли – 1380 на высоте – 2534, крейсерская скорость – 885, посадочная скорость 144, сваливание на 185 У земли – около 1100, на высоте – 2120. У земли – 1500, на высоте – 2450, крейсерская скорость – 850.

Настоящий военный истребитель проверяется в бою, а не на испытаниях. А востребованность французских, русских и американским основных истребителей в мире позволила им неоднократно встречаться в небе. Так, соотношение потерь с Мигами было примерно равным.


С F-16 конфликтов было меньше. Известно, что над Средиземным морем Mirage сбил турецкий F-16. Но в том противостоянии не было серьезных боев в небе.

Модификации

Главная особенность модельного ряда в том, что совершенствовалось вооружение или технические характеристики, а компоновка оставалась прежней. Модификации получили большое по площади крыло и отсутствие оперения на хвосте:

  • Mirage 2000 – базовая модель, рассчитанная на одного пилота;
  • Mirage 2000B – учебно-тренировочная серия на два пилота с функционалом боевого варианта;
  • Mirage 2000C – истребитель-перехватчик с 1 креслом для пилота;
  • Mirage 2000D – способен нести ядерное вооружение и оставаться незаметным для вражеской ПВО на сверхмалой высоте;
  • Mirage 2000E – истребитель многоцелевого назначения, для отправки на экспорт;
  • Mirage 2000N – истребитель-бомбардировщик;
  • Mirage 2000R – самолет для ведения разведки;
  • Mirage 2000-5 – последняя модификация серии.

Участие в боевых операциях

За время службы, самолет Dassault Mirage 2000 и его модификации участвовали в военных конфликтах. Некоторые бои говорили о том, что истребитель получился надежным (ценилась маневренность), некоторые обнажали очевидные проблемы в конструкции истребителя.


Предшественник серии 2000 – Mirage III – участвовал в «Шестидневной» войне. Израильские ВВС (имевшие на вооружении Миражи) хозяйничали в небе, легко расправляясь с устаревшими египетскими самолетами Миг-17 и Миг-21 (потери 1 Мираж на 4 Мига). Только помощь СССР в виде новых машин Миг-23МЛ помогла уравнять шансы.

В конце 90-х годов Миражи участвовали в греко-турецком конфликте, где доказали, что по многим параметрам превосходят F-16C.

Масштабная военная компания для этих машин прошла в Индии. В ходе Каргильского конфликта зафиксировали больше полутысячи самолетовылетов. Преимущественно Миражи использовались для бомбардировки, а за их прикрытие в небе отвечали Миг-29.

Последнее применение истребителя – Ливийский конфликт на стороне коалиции против Каддафи.

Французские власти сделали удачный выбор, когда поставили серию 2000 в массовое производство. Благодаря оптимальной цене и надежности, самолет применялся в конфликтах по всему миру и заслужил звание неприхотливого истребителя, перехватчика, бомбардировщика. Во многом, это объясняет продолжительный выпуск Миражей и их востребованность на рынке.

Видео

Они - стопроцентные союзники, повязанные кровью. Ближний Восток, Персидский залив, Северная Африка и Югославия - бомбы и ракеты этих самолетов утюжили противника на всех континентах и во всех конфликтах НАТО и США, начиная с середины 1980-х. Удивляет и успех воздушных дуэлей: минимальные потери даже с русскими МиГами и «Сушками». Где бы ни появились F-16 и Mirage 2000 - в небе над Белградом, афганским кишлаком или над шатрами бедуинов в Сахаре, - противник почти всегда предпочитает убраться подальше. Исключение - российские машины.

Однако реальность способна внезапно менять все расклады. Сегодня ты союзник «дяди Сэма», а завтра - непримиримый враг. Так было с Югославией, Ливией, Ираком… Мир власти и безумного чистогана рождает самые невероятные войны и союзы. Чем тогда «Мираж» ответит хваленому американскому «Соколу», если вдруг они окажутся по разные стороны небесных баррикад?

Рождены, чтоб жалить и кусать

F-16 Fighting Falcon - самолет четвертого поколения. В момент разработки в 1974 году имел неплохую аналогово-цифровую авионику и электродистанционную систему управления. Ближе к нулевым «янки» еще поднаберет плюсы к «четверке» за счет модернизаций.

Имя Fighting Falcon, или «Атакующий сокол», получил в честь символа военно-воздушной академии США. А солдаты сразу окрестили F-16 «Гадюкой»: и вид, как у ядовитой рептилии, и жалит быстро, точно и очень больно.

Способности быстро и смертельно жалить мгновенно нашлось применение. Весной 1981-го США закрутили очередную военную карусель на Ближнем Востоке, и «Сокола» бросили в небо Ливана. Дебют успешен - сирийскому МиГ-21 он подрезает крылья.

Если задаться вопросом, кого из «американцев» часто можно встретить в небе, знай - это F-16 Fighting Falcon. Универсальность и относительная дешевизна сделала его самым распространенным самолетом поколения «номер 4» на планете. На июнь 2016-го по миру расползлось 4.570 «Гадюк».

Собрат по Североатлантическому альянсу французский Mirage 2000 фирмы Dassault тоже родом из 1970-х. Он пришел на смену сразу четырем самолетам галлов. Новый «Мираж» еще на стапеле выдавил стареющий ястребок «Мираж» III.

Следующими в отставку покатились перехватчики «Мираж» F-1 и ударный «Ягуар». Ему даже удалось задвинуть стратегический бомбардировщик Mirage IV - ядерная ракета ASMP внезапно перекочевала под фюзеляж нового «Миража». Так «француз» «две-тысячи» стал на рубеже веков основной ударной авиацией Франции. Впрочем, пилоты Индии, Бразилии, Перу, Катара, Арабских Эмиратов и Египта тоже охотно прыгают за штурвалы «Миражей».

Скорость против маневра

F-16 Fighting Falcon - классика самолетостроения: моноплан со среднерасположенным крылом, одним двигателем и одним килем. Крыло правильной геометрии, плавно переходит в фюзеляж. Точно такую же схему можно увидеть на советско-российских «ястребах» Су-27 и МиГ-29. Такая компоновка дает сразу два плюса: рост подъемной силы при больших углах атаки и увеличение внутреннего объема самолета.

Фюзеляж «Сокола» - металлический полумонокок, воздухозаборник вынесен вперед. Это рождает сходство с немецким штурмовиком-«лаптежником» Ju-87 - похожим образом они крепили в носу сирены, чей ужасающий вой стал одним из символов Второй мировой.

Французский Mirage 2000 зовут «бесхвосткой» - сзади возвышается лишь один киль. Крыло - огромный треугольник в 58 градусов. На взгляд, монолит, а внутри - настоящий слоеный пирог: за углепластиком внешней обшивки спрятан наполнитель в виде сот из алюминиевого сплава.

Механизация крыла мощнее союзника-конкурента F-16. По всей передней кромке идут автоматические предкрылки, двухсекционные элероны и рули высоты сзади по всему размаху. На каждом крыле сверху и низу - воздушные тормоза. Весь этот комплекс дает отличные летные характеристики на малых скоростях. При «штурмовке» это вообще «сказка» - самолет не сваливается, быстро идет на разворот с набором скорости.

Истребитель-перехватчик Mirage 2000 на сверхскорость «тащит» турбовентиляторный реактивный SNECMA М53-5. На высоте в 12 километров он может ускориться до 2.500 километров в час.

Американский «Сокол» соперничество в быстроте внезапно проигрывает. Причина - вес самолета: 21 тонна у «американца» против 17-тонного «Миража». Хотя сам двигатель американского истребителя ТРДДФ Pratt & Whitney F100 может «вжарить» на форсаже больше 2 махов - около 2.400 км в час. В СССР когда-то горько шутили: «Если бы мы имели такой же движок, то МиГ-29 спроектировали бы однодвигательным». Но за «Миражом» ему все равно не угнаться.

А вот в маневре F-16 Fighting Falcon «француза» превосходит. «Сокол» просто создан для завоевания воздушного превосходства и может «крутить» противника на перегрузках чуть выше 9g. «Мираж» на таких пределах просто развалится.

«Американец» имеет тяговооруженность больше единицы, то есть тяга двигателя превышает вес самолета. Что это дает? Самолет можно смело «ставить на хвост». Такое частенько проделывают наши МиГи-«Стрижи» или тяжелые «Сушки». С «Миражом» такая история не пройдет - он тяговооружен вдвое хуже. Плюс практический потолок у «американца» выше. На высоте в 16 километров «гадюка» подстрелит французскую «треуголку», как сонную муху.

Mirage 2000 может перехватить врага быстрее, зато F-16 может вусмерть «закрутить» его на горизонтальном маневре.

Электронная дуэль - кто хитрее?

Первое, что бросается в глаза, когда открываешь фонарь американского «Сокола», - обилие электроники. Перед тобой куча мониторов, в реальном времени идет анализ - полета, состояний самолета и огнем. Здесь летчик уже не совсем пилот, скорее, - оператор.

F-16 несет импульсный радиолокатор, который позволяет видеть воздушные цели на расстоянии до 46 километров. В помощь бойцу - тактическая и навигационная система TACAN. Этот комплекс подскажет лучший маршрут или какой вираж заложить, чтобы уйти от ракеты врага.

«Француз» немного уступает в электронно-вычислительном противостоянии. У него бортовой компьютер скромнее американского коллеги. Зато сверхнадежный. Система управления самолетом электродистанционная, с четырехкратным дублированием.

Впрочем, Mirage 2000 тоже не без «фишки». На поздних модификациях стоит уникальная РЛС Dasault Electronique/Thompson-CSF Antilope 5. Она позволяет машине идти в режиме картографирования, то есть самолет при необходимости прижимается к земле и сам огибает рельеф со скоростью до 1.112 км/ч.

Вывод:

F-16 Fighting Falcon «умнее» союзника-соперника, зато «Мираж 2000» - надежнее и хитрее: может внезапно и незаметно уйти лесами и горами от злобной «Гадюки».

Тротилом и порохом набиты под завязку

«Вишенка на торте» нашей пары - вооружение. Оба - универсалы: они и ракету метнуть могут, и из пушек пострелять не прочь. Другое задание? Тогда ловите россыпь бомб - в ущерб маневренности оба легко превращаются в бомберы-штурмовики.

F-16 несет одну шестиствольную пушку М61А1 калибра 20 миллиметров. Скорострельно умопомрачительная. Она не пробивает, а буквально режет противника на куски - за минуту в цель летит 6.000 зарядов из крупнокалиберного свинца.

Для борьбы с оппонентами у F-16 целый микро-зверинец: «питоны» и «воробьи» разных модификаций. Есть боеголовки чуть мощнее - Magic 2, Sky Flash, «Sidewinder». Этого хватит, чтобы противники в страхе шарахались за облака.

Для работы по «наземке» отлично подойдут высокоточные ракеты AGM: от тяжелых 154 JSOW и 88 HARM до «легковесов» 65 Maverick. Для надводных кораблей есть «Гарпун и «Пингвин». Авианосец не потопит, но корвето-фрегаты пощиплет основательно.

Нужно сыграть в бомбермена-штурмовика? Тогда грузи на борт обычные, корректируемые или кассетные бомбы. В ущерб маневренности и скорости можно впихнуть до девяти тонн разного рвущегося на земле «добра».

Mirage 2000, как и американский истребитель, легко «тянет лямку» бомбардировщика. Ковровой бомбежки он не обещает, но три с половиной тонны «за шиворот» забросает легко.

Для штурмовки у «француза» есть блоки с ракетами MBDA LR F4. Их может быть до 68 штук. Этого хватит, чтоб «под ноль» «разутюжить» местность в десяток футбольных полей. Главное, целиться получше - ракеты неуправлямые.

Там, где нужна и точность, и мощь, в работу идут боеприпасы с лазерным наведением: ASMP, APACHE, SCALP, либо пара AS.30L, АМ.39 или Armat. Для особо прочных целей предусмотрен Stormshadow - бетонобойная боеголовка, способная превратить в труху бункер или капонир с толщиной стен в несколько метров.

Если стоит задача «перехватить и поразить» летающего супостата, то в распоряжении «Миража» есть эффективные и надежные ракеты Super 530, R550 Magic или MICA.

А вот в ближнем бою «француз» на голову превосходит американский «Сокол». «Мираж» несет две 30-миллиметровки Dassault CC 630 с лентой в 600 патронов. Они достались ему по наследству от предыдущего самолета. В войне 1967 года на Ближнем Востоке предшественник «Миража 2000» именно этими пушками «резал» арабские истребители десятками. Так что F-16 сваливаться в ближний бой к «французу» не стоит - «в дог-файте» американский «Сокол» рискует не устоять.

Еще одна любопытная деталька: у F-16 створки фонаря позолочены. «Понты» тут ни при чем: это уловка для снижения заметности - радары могут самолет и вовсе не заметить. А вот «Миражу» от РЛС врага защититься нечем. Вся надежда на скорость и опыт пилота.

Опыт решает все

За 40 лет компания-производитель выпустила 13 модификаций F-16. Есть даже попытка приблизить «Гадюку» к рубежу пятого поколения - это F-16IN Super Viper («Супер Гадюка»). «Француз» имеет вариаций поменьше. Они тоже приписывают плюсы к поколению. И все-таки обе машины уже постепенно становятся историей - американский F-22 «Раптор» и F-35 «Молния 2» неизбежно сменят «Атакующего сокола», а Mirage 2000 постепенно «рассеется», уступив небо суперновому «Rafale».

Скорость, маневренность, электроника и вооружение и у F-16, и у Mirage 2000 паритетны. Да и самолеты - более тонкий и человекозависимый механизм, чем грузовик, танк или ракета. Ясно одно - все будет решать место, время, число и умение. И как знать, может, скромняга «Мираж» внезапно сможет отыграть противостояние у хваленого «американца». Как случилось в 1996-м в небе над Эгейским морем, когда турецкий F-16 Fighting Falcon сложил крылья под напором ракет греческого «Миража-2000».

В нашем гипотетическом противостоянии нет однозначного победителя.