Авианосцы типа мидуэй. Авианосец "Мидуэй": основные характеристики, вооружение. Авианосцы США. Тактико-технические характеристики «Мидуэй» и «Корал Си»

Всё то, что раньше можно было увидеть по телевизору или на фотографиях, теперь можно потрогать руками...

Американский авианосец USS "Midway" CV-41 . Это самый первый тяжелый американский авианосец. Он был спущен на воду 20 марта 1945 года. Более 40-а лет он входил в состав морского флота США. Активно участвовал в бомбардировках Северного Вьетнама, а также принимал участие в операции "Буря в пустыне" в 1991 году. 11 апреля 1992 года корабль был выведен из состава американского флота. А 10 января 2004 года его пришвартовали у пирса в Сан Диего (Калифорния), превратив в крупнейший музей-авианосец.

Я впервые попал в Сан Диего в феврале 2008 года. Еще на этапе планирования командировки в этот солнечный город, я знал про этот необычный музей. И в моем списке интересных мест он стоял в первом ряду. Его было просто найти на спутниковых снимках в Google. Да и в любом путеводителе был указан адрес пирса.
2.

Сразу нужно оговориться, что это была не только моя первая командировка, но и вообще первый выезд за границу. До этого я никогда не покидал пределы нашей страны. Ни Египта, ни Турции не было в списке посещенных мною стран. И это только усиливало желание увидеть иностранный авианосец с иностранными самолетами на борту.

После прилета в город, заселения в отель и обследования местных магазинов на предмет продуктов, мы с другом, который так же как я впервые прилетел в командировку, решили поехать в этот музей. Точка в GPS навигаторе стояла уже давно. Двумя нажатиями был проложен маршрут, и мы отправились в путь. Уже подъезжая к точке назначения, я крутил головой в ожидании появления корабля. И вот, повернув на набережную, мы увидели огромный авианосец, стоявший у причала кормой к нам. Найдя место для парковки, мы обошли его, сделав фотографии каждого метра этого удивительного сооружения.
3.


4.


5.

На палубе стояло много самолетов. Каждый из них я прекрасно знал, но вживую видел их впервые. Восторгу не было границ.
6.

День подходил к концу. И было решено перенести экскурсию на другой день. Впереди была рабочая неделя.

За неделю мы посмотрели несколько фильмом, связанных с авианосцами: "Последний отсчет" , "Топ Ган" и конечно "Горячие головы" . Я видел их уже много раз, но перед походом в музей хотелось освежить память.

Наконец настали выходные. Я ждал их с нетерпением. После завтрака мы поехали на набережную. Хоть Сан Диего и славится своей солнечной погодой, именно в этот день она была пасмурной. Дул ветер и было довольно прохладно. Конечно не так, как в Москве в это же время года (февраль месяц), но мы уже успели привыкнуть к теплу. И почему-то именно в этот день я забыл свою куртку в отеле. Но я совсем не замечал холода, поскольку с нетерпением ждал экскурсию.

Приехав на пирс и припарковав машину, мы отправились за билетами. Цена составляла 15$ + 8% налог (1,2$). То есть 16,2$. В переводе на рубли по курсу 2008 года (24,5 руб.) сумма вышла почти 400 рублей. Плюс примерно столько же мы отдали за парковку машины. Рядом с кораблем есть специальная платная стоянка для посетителей. Вместе с билетами нам дали схему авианосца с указанными маршрутами, номерами дверей и отсеков.
7.

Мы поднялись на борт. Вход происходит по лестнице прямо на ангарную палубу. При входе нас сфотографировали с самолетом TBF "Avenger". Оказалось что эту фотографию потом можно будет купить при выходе. Затем нам дали аудио гид. Два языка на выбор: Английский и Японский.

Попав на борт пропадает ощущение что ты на корабле. Ангарная палуба похожа на обычный ангар с множеством труб на потолке. А многочисленные коридоры напоминают подземный лабиринт. Город на плаву с множеством разных служб, систем, отсеков и населением около 4100 человек.

К сожалению не везде на авианосце можно ходить. Есть определенные отсеки и каюты, открытые для посещения. Остальные двери заперты. Но пусть эта информация не путает вас. Даже проведя на борту 6 часов, мы не успели все осмотреть. Поэтому приезжали сюда еще чтобы закончить осмотр. И даже попав на борт через год, я нашел еще несколько мест, которые не видел до этого.

На ангарной палубе стояло несколько самолетов. Плюс здесь располагались аттракционы для развлечения, магазин сувениров и ресторан.

Ангарная палуба. При входе на борт стоит самолет торпедоносец TBF "Avenger" . Справа желтые стойки с аудио гидами.
8.

Ангарная палуба.
9.

Палубный пикирующий бомбардировщик-разведчик SBD "Dauntless" .
10.

Палубный многоцелевой штурмовик A-1H "Skyraider" .
11.

В ангаре также представлены кабины различных самолетов, катапультные кресла и авиационные двигатели.

Нос палубного самолета ДРЛО E-2C "Hawkeye" .
12.

Кабина палубного самолета ДРЛО E-2C "Hawkeye" .
13.

Кабина многоцелевого истребителя F-4 "Phantom II" .
14.

Кабина палубного многоцелевого штурмовика A-7 "Corsair II" .
15.

Авиационный поршневой двигатель R-2800 "Double Wasp" фирмы Pratt & Whitney. Двухрядный 18-и цилиндровый двигатель с воздушным охлаждением и объемом 46 литров. Устанавливался на таких самолетах как F4U "Corsair" и F6F "Hellcat" .
16.

Авиационный реактивный двигатель J79 фирмы General Electric. Устанавливался на таких самолетах как F-4 "Phantom II" и RA-5 "Vigilante" .
17.

Спасательные жилеты на ангарной палубе.
18.

Люк, через который на ангарную палубу доставляли запасные части самолетов, включая авиационные двигатели. Через стекло видно как готовят к подъему авиационный двигатель. Экспозиция с восковыми фигурами. Хранилище расположено на 4 палубы ниже. Поэтому стоять на стекле немного страшно.
19.

Осмотрев самолеты и посидев в кабинах, мы отправились осматривать внутренние отсеки авианосца. Все маршруты обозначались табличками. В отсеках были написаны номера, которые соответствуют номерам файлов в аудио гиде. Набрал номер и слушаешь что это за место и чем тут занимались. Нужно сказать, что экспозиции были оформлены очень наглядно. Использовалось много восковых фигур, показывающих работу экипажа. Это все заставляло забыть о том, что корабль списан.

Один из внутренних отсеков.
20.

Комната приема пищи.
21.

Надпись на стене: "Начальник всегда прав. Он может быть дезинформирован, неточен, своеволен, переменчив, невежествен, даже аномально глуп, но никогда не ошибается ".
22.

Операционная палата на авианосце.
23.

Госпиталь.
24.

Рентгеновский аппарат.
25.

Лифт, ведущий в отсек с вооружением.
26.

Мастерская. Здесь могли производить любые детали.
27.

Токарный станок.
28.

Листопрокатный станок.
29.

Один из многочисленных коридоров авианосца.
30.

Лабиринт внутренних отсеков.
31.

Карцер.
32.

Почтовый ящик. Здесь можно было отправить письмо на сушу.
33.

Церковь.
34.

Комната приема пищи для высшего офицерского состава.
35.

Камбуз.
36.

Прачечная.
37.

Гладильная комната.
38.

Пройдя по различным отсекам с множеством различных служб, мы спустились ниже ватер линии, где находится пункт управления двигателем авианосца, паровые турбины и многое другое.

Пост управления двигателем. Авианосец имеет 12 паровых котлов и 4 турбины.
39.

Пункт управления паровыми турбинами. Напоминает витрину магазина часов.
40.

Общий принцип работы парового двигателя. Эту картинку показывают посетителям.
41.

Схема движения валов силовой установки. Две турбины (высокого и низкого давления) через редуктор вращают вал гребного винта.
42.

Схема работы паровой системы авианосца.
43.

Паровая турбина высокого давления. Через окошко можно увидеть лопатки турбины.
44.

Лопатки турбины высокого давления.
45.

Главный редуктор. Он соединяется с валом гребного винта.
46.

Часто в отсеках мы встречали людей, когда-то служивших на этом корабле, а сейчас работающих в этом музее экскурсоводами. У них можно было узнать много интересного.

Поднявшись обратно наверх, мы отправились в самый нос корабля, где находились жилые помещения экипажа.

При входе в жилые помещения находится магазин. Здесь можно было приобрести туалетные принадлежности, канцтовары, сигареты, закуски и даже взять в прокат видеокассету с фильмом.
47.

Жилое помещение для младших офицеров. Здесь кровати расположены по две друг над другом. Есть отдельная тумбочка.
48.

Из жилых помещений есть выход в якорный отсек. Здесь расположен привод для опускания и поднятия якорей. А также швортовочные канаты.
49.

Якорный отсек. При опускании или поднятии якорей, находиться в этом помещении можно было только в наушниках. Приподнять эту цепочку нам так и не удалось)))
50.

Здесь цепь выходит наружу и соединяется с якорем.
51.

Самый передний отсек. Эти иллюминаторы смотрят вперед по курсу корабля.
52.

Закончив осмотр внутренних отсеков, мы наконец-то отправились посмотреть то, чем авианосец отличается от обычных кораблей - полетную палубу.

Продолжение читайте в

Ударные авианосцы «Мидуэй» – история создания

В череде тяжелых авианосцев ВМС США типа «Мидуэй», USS Midway (CV-41) был первым.

После атаки Японии в Перл Харборе, с учетом необходимости оборудования плавучих авиационных баз, правительство Америки решило создать авианосец невиданным на то время водоизмещением: свыше 40 тысяч тонн. До этого, корабли подобного размера не производились. Главный автор идеи адмирал Ч.Нимиц добился одобрения, и в конце 1942 года президент США Ф.Рузвельт дал согласие на реализацию разработки.

Строительство и спуск на воду

Постройку осуществляла верфь Newport News Shipbuilding из штата Виргиния (США). Строительство продолжалось около двух лет. 15.03.1945 года корабль начал свою службу. По истечению двух месяцев подготовки, в конце сентября этого же года, стал полноправной боевой единицей . Это было началом его боевого пути. После чего, он почти 50 лет находился в строю.

Преимущества серии Midway

Будучи первым в своем классе, значительно превосходил своих предшественников по многим характеристикам. В первую очередь габаритами, позволяющими одновременно принимать не слыханное на то время число самолетов. Водоизмещение в стандартном положении составляло 47387, а в загруженном состоянии – 59900 тонн. Обладал длиной 295,4 шириной 41,45 метра. Скорость достигала 33 узлов, или 60 км/ч, а экипаж судна насчитывал 4104 человека. Запаса топлива хватало на 15 000 миль до очередной заправки.

Качественная броня надежно защищала , отдельные ключевые помещения, отсеки. Для успешного противостояния крейсерам Японии, по периметру установили бронированный пояс толщиной 193 мм, уникальным на то время.

Вооружение

Впервые на корабле установили самые мощные пушки того времени:

  • 18 одноствольных пушек по 127 мм. марки МК16;
  • 21 четырех ствольное орудие с калибром 40;
  • 28 одноствольных пушек, калибра 20 миллиметров.

Транспортируемые самолеты

Авианосец служил размещению истребителей типа F-4U, SB2C, Grumman F8 и F9, которые по мере развития отрасли авиастроения заменялись на более современные модели: F3H Demon, Vought F8, A7 Corsair II, AD4 Skyraider и E2 Hawkeye. Учитывая огромные габариты авианосца, приводящую к невозможности зайти в большинство портов, доставку провизии осуществляли при помощи вертолетов.

Участие в военных комфликтах

Свою службу корабль начал с участия в занятиях флота Атлантики. После успеха в тренировочных маневрах, было принято решение о применении авианосца в суровых северных широтах. Для этого, в рамках подготовки, на его базе активно тестировалось новое оборудование. После чего, корабль справился с поставленными задачами во время проведения операции «Frostbite» на крайнем севере.

После проведенной в 1952 году совместной операции Mainbrace с силами НАТО, корабль переименовали в «CVA-41». Далее последовали ежегодные развертывания, многочисленные учения и модернизации.

С мая 1971 до конца 1972 года участвовал в военных операция во Вьетнаме. После была операция Прерывистый ветер, а в 1989 году – Буря в пустыни.

Модернизации авианосца продолжались вплоть до осени 1991 года. После чего, ввиду нерентабельности их дальнейшего проведения, корабль был законсервирован. Его даже хотели утилизировать в 1998 году. Однако, в 2004 году корабль получил новую жизнь, став музеем.

USS Franklin D. Roosevelt (CV-42) – «Франклин Д. Рузвельт»

Вторым авианосцем серии Мидуйэ стал USS Franklin D. Roosevelt (CV-42). Построен в 1945 году в Нью-йорке. После успешного тестирования, в октябре этого же года заступил на боевую службу.

Будучи значительнее модернизированным, в сравнении с предшественниками, мог принимать на борт реактивные самолеты McDonnell XFD – 1.

Начиная с 1946 года, боевое дежурство нес службу в Средиземном море у берегов Греции. После замены зенитных орудий типа «Бофорс» на 40 единиц орудий МК22 калибром 76 мм в 1950 году заступил на службу с ядерным оружием на борту.

В 1958 году обеспечивал проведение эвакуации американских граждан во время Кубинской революции. С 1966 по 1967 год принимал участие во Вьетнамской войне, за что удостоен звезды.

Ввиду невозможности проведения дальнейших модернизаций, 30.09.1977 года корабль вывели из состава флотилии, а в мае 1978 года разрезали на металл.

USS Coral Sea (CV-43) – «Корал Си»

Последним авианосцем серии Мидуэй стал USS Coral Sea (CV-43), который был сконструирован в штате Виргиния в 1943 году. Боевой путь начал 02.04.1946 года.

Стал флагманом проведения морских испытаний и транспортировке бомбардировщиков с ядерными боеголовками. Принимал участие во многих операциях, проводимых в Средиземном море, боевых действиях Вьетнамской войны. Был в составе оперативного соединения Аравийского и Средиземного морей. Возглавлял боевые операции против Ливии, нес службу в Карибском море.

Модернизация корабля проходила в течение всей службы, однако в 1982 году было принято решение об их прекращении по причине невыгодности. 30.03.1993 года был списан и утилизирован.

27 декабря 2016

Авианосцы - величественные корабли, которые олицетворяют боевую мощь государства. Midway - авианосец, который находился в рядах военно-морского флота США на протяжении 47 лет. Судно безотказно служило Америке и принимало участие во вьетнамском конфликте. В 1992 году оно покинуло авианосный флот ВМС США, а через пять лет было преобразовано в корабль-музей. Сегодня мы поближе познакомимся с этим величественным кораблем, его историей, устройством, вооружением и многими другими занимательными фактами.

История создания

О строительстве нового класса кораблей авианосный флот ВМС США задумался в конце 1941 года, после нападения Японии на Перл Харбор. Какое-то время американское правительство и руководство флота не могли прийти к единому мнению касательно нового типа кораблей. Франклин Рузвельт с адмиралом Эрнестом Кингом считали, что нужно строить небольшие авианосцы. Тем временем адмирал Честер Нимиц настаивал на строительстве авианесущих кораблей водоизмещением не менее 45 000 тонн. В конечном итоге Нимиц смог убедить руководство, и в декабре 1942 года Рузвельт утвердил проект о строительстве двух авианосцев водоизмещением немногим более 40 000 тонн.

В октябре 1943 года в окрестностях штата Вирджиния состоялась закладка авианесущего корабля CV-41. Его строительство длилось 17 месяцев. В марте 1945 года прошел торжественный спуск на воду нового авианосца, подающего большие надежды для военно-морского флота США.

Предшественники

Прежде чем появился авианосец «Мидуэй», самыми многочисленными и мощными американскими авианосцами были корабли класса «Эссекс». «Мидуэй» получил от них некоторые черты: схему бронирования, а также схемы расположения самолетоподъемников и «острова». Что касается внешних отличий, то главными из них стали огромная дымовая труба и рубка, которой не было у «старших братьев».

Проектирование

Первые эскизы тяжелого авианосца, который однажды должен был прийти на смену «Эссексам», были разработаны еще в 1940 годах. Разработка шла полным ходом, несмотря на то, что до 1942 года перспективы строительства гигантского корабля были весьма туманными. На развитие этого проекта сильно повлияли события Второй мировой войны. Наиболее сильными аргументами в пользу увеличения бронирования судна стали гибель корабля «Глориес» и бой у атолла Мидуэй (отсюда и пошло название авианосца).

Так как по мощности новый корабль значительно превосходил предшественников, для него придумали особую классификацию. Авианосцу присвоили класс CV-B, который просуществовал до 1952 года, пока не появились более современные авианосцы США, повлекшие за собой необходимость в создании новой классификации.

Строительство

Построить авианосец «Мидуэй», размеры которого более чем солидны, в те времена было нелегко даже для такого развитого государства, как Америка. Лучше всего для строительства подходили сухие доки, которых тогда было крайне мало. Но к счастью, на момент подписания чертежей по проекту тяжелого авианосца освободились помещения, на которых не состоялась постройка линейных кораблей «Монтана».

Авианосец с индексом CVB-41 был заказан крупной судостроительной компании Newport News Shipbuilding. Кстати говоря, название «Мидуэй» кораблю присвоили лишь осенью 1944 года. Вместе с ним одноименный класс представляли еще два судна: «Франклин Д. Рузвельт» и авианосец «Корал Си». Герой нашего разговора был полностью готов через 23 месяца после закладки. Авианосец «Мидуэй», длина которого составляет целых 295 метров, стал американским достижением. На тот момент его считали не просто мощнейшей боевой единицей, готовой работать в любых условиях, а настоящим произведением искусства. Пришло время узнать, благодаря чему авианосец «Мидуэй» заслужил столько уважения.

Защита

Бронирование авианосца включало в себя броневой пояс и три броневых палубы. Кроме того, было локальное бронирование некоторых помещений. Полетная палуба была защищена 87-миллиметровым слоем брони. Кроме горизонтальной, корабль нес весьма солидную вертикальную защиту. Авианосец оснащался броневым поясом толщиной в 193 мм, что больше никогда не повторялось на кораблях такого класса. Но здесь есть некоторые нюансы. Во время строительства был обнаружен внушительный перевес судна на правую сторону, поэтому 193-миллиметровую броню сохранили только на правом борту. На левом борту ее уменьшили до 178 мм и плавно срезали к нижней части до 76 мм.

Что касается брони выше главного пояса, то здесь достоверных данных нет. По одной версии, была броня толщиной 50 мм, а по другой - только 30-фунтовая обшивка. Пояс замыкался в цитадель посредством траверзных 160-миллиметровых переборок. Рулевая машина защищалась коробчатой броней: по бортам - 193 мм; спереди и сзади - 160мм, сверху - 127 мм, а снизу - 63 мм. Боевая рубка была прикрыта 165-миллиметровой броней по бортам и 87-миллиметровой - сверху. Кабели основных систем управления были заключены в трубы толщиной в 102 мм.

Ходовые характеристики

Силовая установка корабля состояла из четырех турбозубчатых моторов «Вестингауз», которые соединялись с дюжиной котлов «Бэбкок энд Уилкокс». Моторы приводили в действие четыре 5,5-метровых грибных винта со скоростью вращения до 200 оборотов в минуту. 10 тысяч тонн топлива судну хватало приблизительно на 15 тысяч миль. При проектировке планировалось получить меньший расход топлива, однако перегрузка броней внесла свои коррективы. Котлы находились в носовой и кормовой частях авианосца, в водонепроницаемых отсеках. Энергетическая установка занимала в общей сложности 26 отсеков. С одной стороны, это увеличивало ее живучесть, а с другой - усложняло обслуживание. В дальнейшем подобная схема не применялась ввиду затруднительного обслуживания.

Скорость авианосца составляла 33 узла, что на тот момент было просто превосходным показателем даже по сравнению с менее габаритными суднами. Примечательно, что корабль, как и представители класса «Эссекс» хорошо держал набранный темп. Подтверждением тому является 4452-мильное путешествие, которое он совершил со средней скоростью в 32,5 узла.

Вспомогательное оборудование

Главным авиационно-техническим оборудованием судна стали две катапульты, три подъемника и несколько финишеров. Таким же образом оснащались последние (на тот момент, разумеется) версии «Эссексов». Кроме того, авианосец «Мидуэй» оборудовался системами для заправки обслуживания и вооружения самолетов. Катапульты Н-Мк-IV-1 благодаря удлиненной дорожке придавали истребителю скорость в 145 км/ч. На перезарядку катапульты затрачивалось всего 60 с. Что касается авиафинишеров, то они останавливали 13,5-тонный самолет, летящий на скорости порядка 90 миль/час. Два самолетоподъемника размерами 16,5/14 м и грузоподъемностью 12 т располагались на палубе. Бортовой подъемник был уже на четыре метра и поднимал 8 т.

Электростанция корабля включала в себя 8 турбогенераторов переменного тока мощностью по 1250 кВт каждый. Напряжение силовой сети составляло 440 В. Генераторы устанавливались в водонепроницаемых отсеках, примыкающих к задней части котельного отделения. Кроме того, в паре изолированных отсеков располагались аварийные дизельные генераторы суммарной мощностью 2850 кВт. В результате общая мощность авианосца достигла рекордного показателя - 12 850 кВт. Пара опреснительных установок в полной мере обеспечивала корабль водой для котельных и бытовых нужд.

Обитаемость

Экипаж авианосца включал не только корабельный, но и авиационный штат. По планам 1943 года, численность экипажа должна была составить 3443 человека. Из них 2112 человек (2006 матросов и 106 офицеров) относились к корабельному и 1331 человек - к авиационному штату. Кроме того, предполагались 140 резервных мест на случай, если судно станет флагманом. По проекту корабль был рассчитан даже на большее количество мест, чтобы избежать переполненности. Однако к 1947 году экипаж составлял уже 4100 человек, условия жизни которых оставляли желать лучшего. Впрочем, переполненностью на тот момент страдали все авианосцы США.

Вооружение

Корабль оснастили самыми мощными пушками, когда-либо использующимися на авианесущих суднах. Среди них были 18 орудий 127-го калибра, 21 - 40-го и 28 - 20-го. Авианосцы типа «Мидуэй» значительно отличались от предшественников в плане зенитного вооружения. Вместо 127-миллиметровых орудий с длиной ствола в 38 калибров, новые судна получили 127-мм орудия МК-16. Они разрабатывались для линкора «Монтана», строительство которого так и не состоялось. Орудие устанавливалось в одиночной башенной установке и имело внушительные характеристики. Авианосец «Мидуэй» стал единственным кораблем, который получил пушки МК-16. Позже они были установлены на японских эсминцах «Мурасаме», но это были орудия, снятые с «Мидуэев» в ходе модернизации в 50-х годах.

Для ближней противовоздушной обороны судно оборудовалось четырехствольными «Бофорсами» 40-го и одноствольными «Эрликонами» 20-го калибра. На момент вступления в военно-морские силы США артиллерийское вооружение авианосца составляло 18 одноствольных и 21 четырехствольную установку.

Авиационная группа

Начиная с 1945 года авианосец нес на себе истребители Chance Vought F4U Corsair. Через два года на борт попали истребители Grumman F8F Bearcat и Grumman F8F Bearcat. В начале 60-х на корабле появились реактивные самолеты Grumman F9F Panther. В 1956 г свою службу на борту авианосца начали такие самолеты: F3H Demon, Vought F-8 Crusader, Douglas A-3 и Douglas A-4 Skyhawk. Последний в 1970 году был заменен на A-7 Corsair II.

В 1965 г. все истребители заменили новыми - McDonnell Douglas F-4 Phantom II. В 1986 году им на смену пришли самолеты F/A-18 Hornet. В начале 70-х на борт поступил бомбардировщик и дозаправщик Grumman A-6 Intruder. На борту авианосца также служил вертолет SH-2 Seasprite, который применяли в основном для обслуживания судна и доставки грузов. Он работал в местах, где не было возможности пришвартоваться к причалу. На сегодняшний день вся авиагруппа является частью экспозиции самолета.

Радары

Радиолокационное оборудование авианосца Midway практически не отличалось от оборудования «Эссекса». Оно включало в себя две радиолокационных станции для обнаружения воздушных целей, две РЛС для обнаружения надводных целей, один радиовысотомер и большое количество станций, управляющих огнем.

Модернизации

Судно неоднократно дорабатывалось. Первая модернизация состоялась уже в 1955 году. Ее целью стало увеличение срока службы авианосца и расширение его возможностей. Конструкция судна получила ряд изменений. Главные из них:

  1. Посадочную полосу развернули на 8 градусов относительно продольной оси авианосца. Благодаря этой небольшой доработке появилась возможность одновременно осуществлять посадку и взлет с борта корабля.
  2. Вместо двух устаревших паровых катапульт судно оснастили тремя более мощными.
  3. Было произведено усиление тормозной системы. При этом количество тормозных кабелей уменьшили.
  4. Лифты палубы переместили, повысив их грузоподъемность.
  5. «Остров» значительно модернизировали и оснастили рядом нового оборудования.
  6. Судно получило новый «штурмовой нос».
  7. Количество артиллерийских орудий уменьшили до 8.
  8. Авиационный кран заменили новым - более мощным.
  9. Объем авиационных топливных баков был увеличен.
  10. В районе ватерлинии демонтировали броневой пояс.

Все это привело к тому, что водоизмещение судна увеличилось до 62 тысяч тонн.

В конце 1966 года состоялась вторая доработка авианосца «Мидуэй», которая стала крупнейшей в истории комплексной модернизацией корабля. Результатами обновления стали:

  1. Перенесенные лифты с повышенной грузоподъемностью.
  2. Уменьшенное количество парных катапульт - до двух.
  3. Усиленная тормозная система.
  4. Увеличенная в два раза площадь полетной палубы.
  5. Модернизация «острова».

Благодаря этим доработкам корабль оставался в строю до 90-х. Бюджет модернизации составил 202 млн долларов.

Служба

В феврале 1946 г. судно стало флагманом первой авианесущей дивизии. В марте этого же года на авианосце тестировали технику и оборудование, предназначенное для суровых холодов. В начале осени с корабля произвели запуск ракеты «Фау-2».

Самым тяжелым испытанием для авианосца «Мидуэй» была операция Frostbite, которая предполагала подготовку техники к службе в условиях Крайнего Севера.

Летом 1951 года корабль работал на испытаниях переноса самолета F9F-5 в Атлантическом океане. В следующем году «Мидуэй» принял участие в маневрах с силами НАТО. В 1954 году судно совершило практически кругосветное плавание, конечной точкой которого был остров Тайвань. Здесь оно, в составе седьмого флота США, послужило базой для самолетов, прикрывавших эвакуацию с острова во время первого тайваньского кризиса.

В марте 1965 года самолеты авианосца нанесли удары по военным объектам Северного и Южного Вьетнама. В общей сложности во время войны во Вьетнаме авиаторы «Мидуэй» сбили восемь самолетов. В 1971 году, после модернизации, судно вновь вернулось во Вьетнам, где его самолеты минировали подходы к местным портам. В конечном итоге за вьетнамские заслуги авианосец получил награду от президента Америки.

В 1975 году корабль принял участие в операции «Прерывистый ветер». 29 апреля Byong-Ly - майор ВВС Южного Вьетнама - эвакуировал семью на самолете Cessna O-1. Направившись в сторону моря, самолет встретил авианосец «Мидуэй». После нескольких попыток судно наладило связь с самолетом. Последний просил о посадке. Чтобы она могла состояться, экипажу пришлось освободить взлетную палубу от самолетов и вертолетов. Некоторые из них даже сбросили в воду. Самолет успешно приземлился на палубу, и капитан лично похвалил пилота за профессионализм и храбрость. Сброшенная в воду техника обошлась ВМС США в 10 млн долларов. Экипаж авианосца был настолько впечатлен поступком вьетнамского майора, что даже помог ему найти работу на просторах Америки.

В 80-х «Мидуэй» с группой других судов не единожды привлекался к операциям по демонстрации военной озабоченности США по отношению к Северной Корее. В марте 1981 года два вертолета, входящие в состав летной группы авианосца, спасли 17 человек, пострадавших из-за падения гражданского вертолета. Сам вертолет также был поднят на палубу.

В июне 1990 года произошло трагическое событие на борту авианосца. На судне случилось два взрыва, которые привели к пожару, бушевавшему около 10 часов. В результате погибло два члена экипажа, а еще 9 получили ранения. Событие освещали более сотни международных журналистов. СМИ сделали из инцидента большую проблему, считалось, что судно после этого уйдет на пенсию.

В 1989-1991 гг. судно принимало участие в боевых действиях против Ирака, в частности, в проведении операции «Буря в пустыне». В июне 1991 год оно помогало населению Филиппин, пострадавшему от извержения вулкана Пинатубо.

Превращение в музей

В 1992 году судно было выведено в резерв. До 1998 года оно находилось в законсервированном состоянии в городе Бремертоне штата Вашингтон. В сентябре 2003 года авианосец отправился в свое последнее плавание. Конечным пунктом маршрута стал Бродвей-пирс в центре Сан-Диего, где из корабля сделали музей. Открытие состоялось 7 июня 2004 года. За первый год работы музея его посетило более 870 тысяч человек, что вдвое превысило ожидания руководителей проекта.

За столь продолжительную службу корабль получил множество наград. Главной из них стал блок благодарности президента. Также были награды за участие во вьетнамских военных действиях, освобождение Кувейта и другие операции. Некоторые награды судну присваивали не единожды.

Заключение

Авианосец «Мидуэй», характеристики которого мы сегодня рассмотрели, стал одним из наиболее выдающихся кораблей военного флота США. Он, с одной стороны, поражает своим величием и символизирует мощь современной военной техники, а с другой - напоминает нам про абсурдность войны. Война - общечеловеческий позор. И было бы гораздо лучше, если бы миллиарды долларов вкладывались не в военное дело, а во что-то более полезное.

Самые большие американские авианосцы, заложенные в годы Второй мировой войны. Спроектированы в 1940-1943 гг. как увеличенный вариант «Эссекса» с бронированной полетной палубой, более многочисленной авиагруппой, усиленным зенитным вооружением и улучшенной ПТЗ. Удовлетворение всех этих требований привело к резкому росту размеров корабля, что исключало возможность прохода Панамским каналом и тем самым снижало его тактическую мобильность.

Размеры полетной палубы «Мидуэя» - 281,6x34,4 м; конструктивно она по-прежнему выполнялась в виде надстройки и не участвовала в обеспечении продольной прочности корабля. Огромный одноярусный ангар размером 210,9x28,9 м и высотой 5,33 м мог вместить до 153 одномоторных истребителей. Два палубных лифта имели размеры 16,5x14 м и грузоподъемность 12 т, бортовой - соответственно 17,08x10,4 м и 8,2 т. На верхней палубе устанавливались две гидропневматические катапульты H-IV-1, отличавшиеся от использовавшихся на «эс-сексах» H-IV лишь увеличенной длиной стартовой дорожки.

Комплект аэрофинишеров Мк-5 был рассчитан на остановку 13,5-тонного самолета с посадочной скоростью 90 миль в час. Запас авиабензина - 1 254 960 л.

Надводная защита корабля включала в себя три броневых палубы и броневой пояс, а также локальное бронирование отдельных помещений. Полетная палуба защищалась нецементированной броней толщиной 87 мм; ангарная и нижняя палубы были покрыты 5 0-мм сталью марки STS. Парадоксально, но наряду с очень мощным горизонтальным бронированием «Мидуэй» нес столь же солидное (и абсолютно бесполезное!) бронирование вертикальное. Помня о гибели английского АВ «Глориес», создатели «Мидуэя» старались обеспечить надежную защиту от 203-мм снарядов, поскольку встреча с японскими тяжелыми крейсерами считалась вполне вероятной. Так на корабле появился 193-мм броневой пояс - самый толстый из когда-либо применявшихся на авианосцах. Правда, он был установлен лишь по левому борту, справа же в целях компенсации веса «острова» толщину плит уменьшили до 178 мм и к тому же плавно срезали их к нижней кромке до 76 мм. Броневой пояс крепился снаружи к 19-мм обшивке; его длина составляла 156 м.

Броневой пояс замыкался в цитадель траверзными переборками толщиной 160 мм; выше шли 25-мм траверзы. Рулевая машина имела коробчатую защиту: 193-мм броню с бортов, 160-мм - спереди и сзади, 127-мм - сверху и 63-мм - снизу. В отличие от «Эссекса», на «Мидуэе» восстановили боевую рубку. С боков ее прикрывала 165-мм броня, сверху - 8 7-мм. Кабели системы управления кораблем заключались в трубы со 102-мм стенками.

ПТЗ состояла из 4-х продольных переборок, деливших пространство у каждого борта на 4 отсека; 2 из них (наружных) заполнялись мазутом, 2 других (внутренних) оставались пустыми и служили камерой расширения при подводном взрыве. Но если на «Эссексе» толщина переборок не превышала 16 мм, то на «Мидуэе» одна из них - третья - была 32-мм. Ширина ПТЗ - 5,19 м с каждого борта. По расчетам, такая защита выдерживала подводный взрыв 363 кг тротила.

Повышала устойчивость корабля по отношению к подводным взрывам и нетрадиционная компоновка машинно-котельных отделений, напоминавшая примененную на АВ CV-2 «Лексингтон»: машинные отделения располагались по оси корабля, а котельные - слева и справа от них. Фактически каждое из 12 КО служило дополнительной защитой от подводного взрыва - в том случае, если система ПТЗ будет разрушена.

На ходовых испытаниях АВ «Ко-рал Си» развил мощность 215 520 л.с. и ход 33,03 уз. Полный запас топлива в 10 000 т обеспечивал расчетную дальность плавания 20 000 миль 15-узловым ходом; фактически из-за перегрузки она не превышала 15 000 миль. Суммарная мощность электростанции - 12 850 кВт.

Основу зенитного вооружения составляли новые 127-мм орудия Мк-16/0 в одиночных башенных установках Mk-39/O. На момент вступления в строй «Мидуэй» и «Франклин Д.Рузвельт» имели по 18 таких установок и по 21 четырехствольному 40-мм «бо-форсу», «Корал Си» - соответственно 14 и 19. А вот вместо предусмотренных проектом 82 стволов 20-мм «эрликонов» на «Мидуэе» установили лишь 28, да и те вскоре сняли. На «Корал Си» их не было вообще.

Управление огнем 127-мм орудий осуществляли 4 КДП Мк-37; стрельбой 40-мм автоматов - директоры Мк-51. В ходе службы кораблей системы управления огнем неоднократно менялись и модернизировались. Из радиолокационного оборудования «Мидуэй» на момент вступления в строй имел радары SK-2 и SR-2, трех-координатный SX и два SG. «Франклин Д. Рузвельт» и «Корал Си» отличались от головного АВ наличием нового радара SR-3, установленного вместо SK-2.

В 1950-е гг. АВ «Мидуэй» и «Ф. Д. Рузвельт» капитально модернизировали по проекту SCB-110. Их оснастили угловой палубой, бортовым лифтом в кормовой части и тремя паровыми катапультами С-11. Размеры и грузоподъемность всех трех лифтов стали одинаковыми - 17,08xL3,4 м и 33,6 т. Запас авиационного топлива довели до 2,271 млн. л керосина и 1,27 млн. л бензина. Последнее было сделано частично за счет запаса корабельного топлива, что привело к уменьшению дальности плавания 20-узловым ходом до 11 200 миль. Правда, в случае необходимости в котлах можно было сжигать авиационный керосин - тогда дальность плавания увеличивалась на 1300 миль.

Броневой пояс демонтировался - вместо него применялась легкая 37-мм броня поверх булей, как на «Орис-кани». Сами були имели ширину 1,25 м с каждого борта и выполняли сразу две задачи: повышали остойчивость и усиливали ПТЗ. В качестве компенсации за потерю бортовой брони вокруг погребов боезапаса и бензиновых танков применялось коробчатое противоосколочное бронирование.

Модернизация «Корал Си» начались позже по усовершенствованному проекту SCB-110А. Его главное отличие от предшественников заключалось в том, что носовой самолетоподъемник тоже стал бортовым. Кроме того, с корабля сняли все 76-мм пушки, а число 127-мм орудий уменьшили до шести.

Следующая кардинальная модернизация «Мидуэя» (проект SCB-101.66) включала в себя замену 3-х катапульт С-11 на 2 более мощные С-13, дополнительное усиление и расширение полетной палубы, полную замену аэрофинишеров и самолетоподъемников. Последние становились исключительно бортовыми (как на «Корал Си»); грузоподъемность каждого из них увеличивалась до 50 т, а размеры - до 19,2x15,85 м. Запас авиационного топлива (керосина) достигал огромной величины - почти 4,5 млн. л. Практически полностью заменялась электроника, устанавливалась новейшая система отображения тактической обстановки и управления NTDS. Любопытно, что на корабле не осталось никакого артиллерийского вооружения: теперь ПВО обеспечивали исключительно авиация и корабли охранения. Состав РЛС - SPS-10, SPS-30, SPS-43, SPS-58, SPN-6hSPN-10.

Огромная стоимость переоборудования «Мидуэя» (202 млн. долл.) заставила отказаться от аналогичной модернизации двух других АВ и ограничиться более скромным перечнем усовершенствований. Так, на «Франклине Д. Рузвельте» носовой самолетоподъемник заменили на более мощный бортовой, установили новую радиоэлектронику, демонтировали катапульту на угловой части палубы, но носовые катапульты сохранили прежними. Не столь существенно увеличился и запас авиационного топлива. Все это позволило уложиться в сумму 46 млн. долларов. Еще меньше стоили работы на «Корал Си», поскольку его носовой лифт стал бортовым еще в ходе первой модернизации в 1950-е гг.

В 1986 г. «Мидуэй» подвергся еще одной крупной перестройке. Для улучшения остойчивости к корпусу приварили новые були длиной 183 м; ширина АВ по ВЛ увеличилась до 44,2 м.

Появилось современное зенитное вооружение: два ЗРК «Си Спэрроу» и две шестиствольные 20-мм артустановки «Вулкан-Фаланкс». Попутно увеличили площадь скуловых килей и заменили почти 5000 т стальных конструкций, обновили радиолокационное оборудование (новые РЛС: SPS-48, SPS-49, SPS-65, SPN-42; из старых сохранились SPS-10 и SPS-43).

Стандартное водоизмещение корабля достигло 56 900 т, полное - 70 500 т, а осадка - 11,9 м. Численность экипажа вместе с авиационным персоналом составила 5290 чел.

«Корал Си» прошел два крупных переоборудования в 1979 г. и 1983- 1984 гг. В ходе последнего (стоимостью в 189,5 млн. долл.) на нем почти полностью заменили полетную палубу. Зенитного ракетного оружия авианосец не получил, зато три 20-мм артустановки «Вулкан-Фаланкс» появились на нем еще в 1980 г.

ТТХ АВ «Мидуэй» на момент вступления в строй

47219/59901 т, 295,05 (274,3 вл) х 41,45 (34,44 вл) х 10,5 м. ПТ-4 Westinghouse,
12 ПК Babcock & Wilcox, 212 000 л.с.=33 уз. 10000 т нефти. Броня: пояс 193/178 мм (левый борт/правый борт), траверзы 160 мм, полетная палуба 87 мм, ангарная палуба 51 мм, нижняя палуба 51 мм, рубка 165 мм, ПТП 32 мм. Экипаж 2112 чел. (+1331 чел.
авиаперсонал). 18 - 127 мм/54 зен., 84 (21 х4) - 40 мм авт., 28 (28x1) - 20-мм авт.

ТТХ АВ «Мидуэй» по состоянию на 1957

50075/62614 т, 297,85 (274,3 вл) х 64 (36,9 вл) х 10,52 м. ПТ-4 Westinghouse,
12 ПК Babcock & Wilcox, 212 000 л.с.=29,5 уз. Броня: пояс 37 мм, траверзы 160 мм, полетная палуба 87 мм, ангарная палуба 51 мм, нижняя палуба 51 мм, ПТП 32 мм.
Экипаж 4060 чел. (в т.ч. авиаперсонал). 10 - 127 мм/54 зен., 22 (11 х2) - 76 мм/50 авт.

ТТХ АВ «Корал Си» по состоянию на 1985 г.

52500/65241 т, 298,4 (274,3 вл) х 70,4 (36,9 вл) х 10,8 м. ПТ-4 Westinghouse,
12 ПК Babcock & Wilcox, 212 000 л.с.=29,5 уз. Броня: как на «Мидуэе» (в 1957 г.).
Экипаж 2710 чел. (+2264 чел. авиаперсонал). 3x6 - 20 мм «Вулкан-Фаланкс».

Состав авиагруппы

1945 г. (проект): 64 истр. F4U-4, 4 истр. F6F-5N, 4 истр. F6F-5P, 64 бомб. SB2C-5.
1952 г. («Мидуэй»): 42 истр. F9F, 42 штурм. AD-3.
1973 г. («Мидуэй») : 24 истр. F-4B, 24 штурм. А-7В, 10 штурм. А-6А, 4 сам.-запр. KA-6D, 4 разв. RF-8G, 4 сам. ДРЛО Е-2В, 4 сам. РЭБ ЕКА-ЗВ, 4 верт. SH-3G, 4 верт. НН-ЗА.
1986 г. («Корал Си»): 48 истр./штурм. F/A-18,12 штурм, и сам.-запр. А-6Е и KA-6D, 4 сам. РЭБ ЕА-6В, 4 сам. РЭБ ЕА-ЗВ, 4 сам. ДРЛО Е-2С, 4 верт. SH-3H.
1991 г. («Мидуэй»): 36 истр./штурм. F/A-18,12 штурм, и сам.-запр. А-6Е и KA-6D, 8 сам. РЭБ ЕА-6В, 4 сам. ДРЛО Е-2С, 3 трансп. сам. С-2А, 4 верт. SH-3H.

«Мидуэй»



Вошел в состав Атлантического флота. Проходил испытания в Арктике (у Лабрадора), где проверялись возможности применения в плохую погоду сам. F8F, FR-1 и верт. HNS-1 (3.1946). 6.9.1947 с палубы «Мидуэя» запущена трофейная немецкая ракета V-2: это был первый пуск баллистической ракеты с корабля. Переклассифицирован в CVA-41 (1.10.1952) и в CV-41 (30.6.1975). Совершил несколько плаваний на Средизем. море (1952- 1955). Переведен на Тихий океан (вокруг м. Горн), 6.2.1955 вошел в состав оперативного соединения TF-77. Модернизирован по пр. SCB-110 (1955- 1957), вновь введен в строй в 11.1957. В 12.1959 пострадал от пожара, возникшего во время стоянки в базе Субик-Бэй на Филиппинах. Принимал участие в боевых действиях во Вьетнаме, совершил 4 похода на ТВД (6.3.65-23.11.65, 16.4.71-6.11.71, 10.4.72-3.3.73, 11.9.73-31.1.75). Прошел капитальную модернизацию по пр. SCB-101.66 (1966-1970); вступил в строй 31.1.1970. С 1973 г. по договору с Японией постоянно базировался на порт Йокосука. В 10.1972 пострадал от аварии самолета и вспыхнувшего затем пожара (5 чел. погибли, 23 ранены). В 4.1975 участвовал в эвакуации из Юж. Вьетнама американских граждан. 21.8.1976 возглавил соединение у берегов Кореи после обострения отношений между Севером и Югом.

Неоднократно совершал походы из Тихого океана в Индийский (16.4.79- 30.5.79, 18.11.79-5.2.80, 17.8.80- 6.11.80). В 1.1980 участвовал в неудавшейся операции по освобождению американских заложников в Тегеране, на обратном пути получил повреждения из-за столкновения у Филиппин с панамским торг. судном «Кактус». 16.3.1981 штурмовик А-6 с «Мидуэя» по ошибке сбил в Южно-Китайском море гражданский вертолет. В 8.1989 вновь совершил поход в Аравийское море. Участвовал в боевых действиях против Ирака (2.10.90-17.4.91), в том числе в операции «Буря в пустыне» (16.1.91- 27.2.91). Затем ушел в Йокосуку. 12- 27.6.1991 оказывал помощь населению Филиппин и персоналу военно-морской базы Субик-Бэй после извержения вулкана Пинатубо. В 1992 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на прикол в г. Бремертон (штат Вашингтон).

«Франклин Д. Рузвельт»


Вошел в состав Атлантического флота. Стал первым АВ, на который была осуществлена посадка реактивного самолета (21.7.1946). Совершил поход на Средизем. море (1946 г.). Переклассифицирован в CVA-42 (1.10.1952) и в CV-42 (30.6.1975). В 1953 - 1956 гг. модернизирован по пр. SCB-110, вновь вошел в строй 6.4.1956. Переведен на Тихий океан, принимал участие в боевых действиях во Вьетнаме (21.6.66- 21.2.67). 4.11.1966 в Южно-Китайском море пострадал от пожара, возникшего в момент приема топлива с танкера-заправщика (8 чел. погибли, 4 ранены). 26.5.1969 на корабле установлена новая противопожарная система, способная тушить огонь забортной водой, пеной и химическим составом (вскоре принята на других АВ). В 10.1973, во время арабо-израильской войны находился на Средиземном море и служил промежуточным пунктом в обеспечении перелета из США 50 переданных Израилю штурмовиков А-4 «Скайхок» (самолеты достигли конечной цели с двумя посадками - на Азорских о-вах и палубе находившегося у берегов Сицилии «Рузвельта»). 4.10.1976 на авианосце была сформирована первая эскадрилья СВВП AV-8A «Харриер». Списан 1.10.1977 и сдан на слом.

«Корал Си»


Вошел в состав Атлантического флота. Участвовал в испытаниях новых самолетов различных типов. 21.4.1950 с палубы осуществлен первый старт бомбардировщика - носителя ядерного оружия AJ-1 «Сэвидж». Переклассифицирован в CVA-43 (1.10.1952) и в CV-43 (30.6.1975). В 1949-1957 гг. совершил 8 походов на Средизем. море, в т.ч. осуществлял «демонстрацию силы» у берегов Египта во время «Суэцкого кризиса» (10-11.1956). Модернизирован по пр. SCB-110A (1958- 1960), вошел в строй в 1.1960. Переведен на Тихий океан, в 1960-1963 гг. сделал 3 дальних похода. Активно участвовал в боевых действиях во Вьетнаме, совершил 8 походов на ТВД (7.12.64-1.11.65, 29.7.66-23.2.67, 26.7.67-6.4.68, 7.9.68-18.4.69, 23.9.69- 1.7.70, 12.11.71-17.7.72, 9.3.73-8.11.73, 5.12.74-2.7.75). В 4.1975 обеспечивал эвакуацию из Индокитая амер. граждан. 12-14.5.1975 осуществлял поиск и спасение экипажа американского теплохода «Майягуэс», захваченного в нейтральных водах «красными кхмерами». Модернизирован в 1979 г. и 1983-1984 гг. Возглавлял оперативное соединение в Аравийском море (5.2.1980 - 30.4.1980). Совместно с АВ «Карл Винсон» совершил кругосветное плавание (21.3-12.9.1983), в ходе которого выполнял патрулирование у берегов Гондураса во время обострения отношений между этой страной и Никарагуа (8.1983). В 1985-1989 гг. - 3 похода на Средизем. море. Участвовал в боевых действиях против Ливии (24.3.86-15.4.86); в ходе операции «Эльдорадо Каньон» наносил удары по Триполи и Бенгази (14-15.4.1986). В 4.1988 находился в Карибском море и 19.4.1988 оказывал помощь линкору «Айова», пострадавшему от взрыва башни в ходе учебных стрельб. 1.8.1989 прибыл к берегам Ливана с целью демонстрации силы в связи с внутренним кризисом в этой стране, принимал участие в эвакуации амер. граждан. По возвращении в США исключен из боевого состава флота (30.4.1990) и продан на слом (30.3.1993). Разборка корабля завершена 9.8.2000.

Балакин С.А. Авианосцы мира 1945-2001//Морской исторический альманах С.8-11