Роль и назначение нефтегазового сервиса

К главным проблемам в сфере добычи и переработки нефтегазового сырья на сегодняшний день можно отнести дефицит казахстанских специализированных кадров, небольшое количество перерабатывающих предприятий для углеводородного сырья и сравнительно малый коэффициент извлекаемости углеводородов.

Правительство предпринимает меры для решения проблем в нефтегазовой сфере Республики Казахстан. К таковым можно отнести изменение в законодательстве Республики, в части, относящейся к нефтегазовой промышленности, это инвестирование, направленное в центры нефтепереработки и в проекты, связанные с геолого-техническими мероприятиями.

Проблема недостатка казахстанских специалистов в нефтегазовой отрасли

Одним из центральных вопросов, нерешенных на сегодняшний день, является дефицит квалифицированных специалистов в нефтегазовом секторе. Указанная проблема непосредственно взаимосвязана с проблемами системы образования Республики Казахстан. Устранение погрешностей в системе образования необходимо не только для улучшения функционирования казахстанской нефтегазовой отрасли, это необходимо для достижения поставленных государственных стратегических целей, одной из которых является вхождение Казахстана в тридцатку самых конкурентоспособных в мире государств.

Кадровый дефицит нефтяников, выходцев из Казахстана, ощущался практически во все времена. Сейчас, как и раньше, эту проблему решают, приглашая на руководящие должности специалистов из заграницы. Местных работников, имеющих специализированное образование и знания на должном уровне, не так много. Эксперты по кадровым делам объясняют это тем, что новоиспеченные казахстанские специалисты, окончившие соответствующие университеты, не компетентны во многих вопросах. К таковым можно отнести знание английского языка, необходимое специалистам данного уровня, в связи с множеством казахстанских нефтегазовых организаций, сотрудничающих с американскими, либо Европейскими компаниями. Если же потенциальный сотрудник, уроженец Республики Казахстан, обладает всеми необходимыми знаниями, то его ожидания по заработной плате оказываются выше реальных возможностей.

По словам некоторых казахстанских работников, занятых в нефтегазовом и нефтеперерабатывающем производстве, их заработная плата значительно меньше, нежели заработок иностранца, занимающего аналогичную должность. Руководство объясняет такое положение дел тем, что приглашенные специалисты имеют более высокую профессиональную подготовку, обладают знаниями и опытом, полученными на объектах, применяющих инновационные методы производства, более развитых технически и оснащенных новейшим технологическим оборудованием.

Помимо кадровых проблем, имеющих отношение непосредственно к казахстанской нефтегазовой сфере, данная производственная отрасль не лишена проблем, связанных с нехваткой квалифицированных социалистов, общих для мировой нефтегазовой промышленности. Так, статистические обзоры, проведенные по всему миру, выявили основные причины, приводящие к кадровому дефициту. Это старение квалифицированного персонала – половина сотрудников, относящихся к руководящему составу в нефтегазовой промышленности, находятся в возрасте, превышающем 40 лет. Таким образом, через 10-15 лет, 50% работников будут в пенсионном возрасте, либо на пенсии. Помимо этого, с каждым годом усложняются условия нефтедобычи, а с этим и технологические приспособления, проектные решения и управление ими. Заработная плата нефтяников увеличивается, следовательно, растут и расходы на обеспечение нефтегазового производства специалистами. Решением этой задачи может стать привлечение внештатных сотрудников для работы средней сложности и высвобождение, тем самым, квалифицированных кадров для более специфической работы, требующей специальных знаний и навыков.

Еще одним из решений проблемы с дефицитом кадров, может стать автоматизация нефтедобывающего и нефтеперерабатывающего производства. Сейчас существуют технологии, позволяющие свести к минимуму необходимость в присутствии человека на производстве. К этим установкам относятся так называемые «умные скважины», оснащенные приборами, самостоятельно управляющими и контролирующими процесс добычи. Подобное оборудование установлено на некоторых из искусственных островов месторождения Кашаган.

Недостаток нефтеперерабатывающих заводов на территории Казахстана

На самом деле, данная проблема относительна. По сравнению с другими нефтедобывающими странами, три нефтеперерабатывающих завода, которые функционируют в Казахстане – это слишком мало для таких объемов добычи нефти и газа, которые добываются в стране. Но, при этом, в текущем году казахстанские НПЗ столкнулись с трудностями реализации готовой продукции. Из-за низких цен на топливо, ввозимое на территорию Казахстана из России, продукция казахстанских нефтеперерабатывающих предприятий оказалась вне спроса на рынке ГСМ, что повлекло частичную остановку производства на заводах по переработке.

Правительство нашло решение для данной проблемы и, запретив законодательно импорт ГСМ на территорию Казахстана, урегулировало кризисную ситуацию. Однако, глобальное решение данной проблемы, по мнению специалистов, заключается в уменьшении себестоимости производства бензина, а также повышении качества производимого топлива, которое на данный момент не соответствует мировым стандартам.

Существующие ныне на территории Казахстана нефтеперерабатывающие предприятия были построены еще в годы существования СССР. Их расположение было продумано в соответствии с общей схемой НПЗ всего СССР. После становление Республики Казахстан независимым государством, данная система дала сбой, нарушились связи с Российскими поставщиками сырой нефти, а сырая нефть, добытая в Казахстане, в основном уходит на экспорт. Тем самым создается недостаточная загруженность нефтеперерабатывающих заводов сырьем. Сейчас государство вынуждено переориентировать существующие объекты нефтепереработки под собственные нужды. Вопрос с обеспечением местных заводов сырьем практически решен, теперь возникает необходимость в дополнительных нефтепроводах, так как имеющиеся не удовлетворяют нынешние потребности Республики. В связи с этим, на данный момент экспорт нефти по выгодным для Казахстана направлениям затруднен.

Проблема низкой извлекаемости нефтегазового сырья

Если не учитывать Тенгиз и проблемный Кашаган, больше половины казахстанских нефтяных месторождений уже прошли пик добычи углеводородов и являются «зрелыми» месторождениями. Этот факт можно считать существенной проблемой для страны, ведь в нашем государстве треть ВВП составляют доходы от нефтегазовой промышленности, при этом, коэффициент излечения нефти достаточно мал и колеблется в пределах 35 процентов. Для сравнения, в Европе тот же коэффициент составляет минимум 50 процентов. Суть данного значения в количестве нефтепродуктов, которые возможно извлечь на поверхность, по отношению к общему количеству геологических запасов на данном месторождении.

Если бы Казахстан имел возможность поднять коэффициент извлекаемости до европейского уровня, то добычу углеводородов можно было бы увеличить до девяти миллиардов баррелей в год.

Что же нужно сделать для достижения таких объемов нефтедобычи?

Для начала необходимо изменить подход к теоретическим расчетам по нефтедобыче на «зрелых» скважинах. Такие скважины требуют дополнительных расходов, например, увеличение объема добычи попутной воды, влечет за собой проблемы увеличения объема примесей и солеотложения, что вызывает вынужденные технические остановки для устранения неисправностей оборудования.

Для понижения реальной себестоимости добычи со «зрелых» месторождений необходим особый подход к каждой из скважин и корректировка технологических программ, оптимизация механизированной нефтедобычи. При этом увеличивать коэффициент извлекаемости нужно наиболее выгодным с финансовой точки зрения способом. Для этого просто необходимо проводить тщательные предварительные расчёты. Обычно наиболее рентабельными бывают варианты с применением новейших технологий нефтедобычи. Для анализа существующих месторождений необходимо создать экспертную группу, во главе которой должен стоять опытный инженер, желательно приглашенный из успешной европейской или американской компании, знакомый с перспективными методами нефтедобычи. Это поможет оценить по новому существующее положение дел в казахстанской нефтегазовой отрасли, а также обеспечить передачу бесценного опыта местным специалистам, работающим совместно с руководителем экспертной группы.

Хорошая возможность увеличить объемы добычи на «зрелых» месторождениях – передача отдельных скважин в руки небольших компаний, заинтересованных в хорошей отдаче объекта. Данный метод применяется в западных нефтедобывающих странах и достаточно эффективен. При этом не обязательно полностью передавать объект в руки частной организации, возможен вариант сотрудничества на условиях раздела дохода от добычи продукции по приросту. Тем самым стимулируя компанию к получению положительных результатов.

Немаловажным фактором для обеспечения рентабельности «зрелых» месторождений является изменение налогообложения в пользу дифференцированного метода исчисления налогов для конкретных объектов нефтедобычи. Так, руководствуясь опытом зарубежных стран, можно определить, что налогообложение для доходов, полученных с месторождений, где применяется первичный метод технологии добычи, должен значительно отличаться от налогообложения доходов, полученных с месторождений, где первичная и вторичная стадия добычи уже позади. Иначе «зрелые» скважины будут обречены на убыточную добычу, а, впоследствии, и остановку производства.

Решение основных проблем, возникающих в нефтегазовом секторе очень важно для экономики всей Республики Казахстан, учитывая её сырьевую направленность. В связи с этим, необходимы четкие стратегии, касательно вопросов кадрового дефицита, добычи углеводородов и регулирования процессов нефтепереработки. Данные стратегии должны поддерживаться и контролироваться государством, это позволит вывести экономику Казахстана на новый мировой уровень развития.

Роль и назначение нефтегазового сервиса

Понятие "нефтегазовый комплекс" (НГК), наряду с нефтепереработкой и другими компонентами, включает два важнейших: добычу нефти, газа и нефтегазовый сервис.

Понятие "нефтегазовый комплекс" (НГК), наряду с нефтепереработкой и другими компонентами, включает два важнейших: добычу нефти, газа и нефтегазовый сервис.

Оба компонента - неотъемлемые элементы единого технологического цикла нефтегазовой индустрии. Проблема состоит в том, что в подавляющем большинстве нефтегазодобывающих стран мира отсутствует необходимый интеллектуальный, технологический и промышленный потенциал для надлежащего обеспечения национальной добычи собственным высокотехнологичным сервисом. Таким потенциалом обладают только три страны в мире: США, Россия и Китай. Поэтому остальной мир вынужден обращаться к услугам компаний этих стран и зависеть от них. Из этого следует, что Россия может и должна играть значимую роль в обеспечении глобальной энергетической безопасности, опираясь не только на ресурсную составляющую, но и на свой высокий интеллектуально-технологический потенциал, воплощенный в сервисе и нефтегазовом оборудовании.

Нефтегазовый сервис - это средство обеспечения энергетической и экологической безопасности страны. В США и Китае к этому виду работ допущены, в основном, национальные компании. Это обусловлено стратегической значимостью для безопасности страны информации, получаемой с его помощью, о состоянии и перспективах минерально-сырьевых ресурсов государства (результаты геолого-разведочных работ, сейсморазведки, бурения, геофизических исследований скважин на суше и море). Сервис обеспечивает необходимый уровень добычи и транспорта нефти и газа (проектирование разработки и обустройство месторождений, ремонт скважин, автоматизация промыслов, повышение нефтеотдачи, трубопроводы, строительство морских платформ и др.), является информационной основой экологической безопасности на суше, море и в недрах при добыче нефти и газа.

Нефтегазовый сервис - один из важнейших локомотивов для перевода экономики страны с сырьевой направленности в сферу высоких технологий. Мировой рынок нефтегазового оборудования и сервиса представлен высокотехнологичной, наукоемкой и капиталоемкой продукцией, в основе которой широко используются достижения оборонно-промышленного комплекса. Тесное взаимодействие нефтегазового и оборонного комплексов взаимовыгодно как отраслям, так и экономике страны в целом. Она быстрее уходит от сырьевой зависимости. Если годовой экспорт продукции оборонно-промышленного комплекса вышел на уровень 5 млрд дол., то нефтегазовый сервис может давать выручку на мировом рынке 15-20 млрд дол/год (рис. 1), а экспорт нефтегазового оборудования может постепенно завоевать позицию в 5-10 млрд дол/год.

Нефтегазовый сервис - это эффективный инструмент реализации геополитических и геоэкономических целей государства. Национализация нефтяной и газовой промышленности в арабских странах, Латинской Америке, Африке и Азии поставила многие из этих государств в зависимость от иностранного нефтегазового сервиса. Здесь доминируют компании США, что по различным причинам не всегда приемлемо для этих стран. Место б.СССР на этом рынке теперь активно и планомерно осваивает Китай. Возвращение России позволит не только расширить экспорт высокотехнологичной продукции, но и значительно укрепить экономические и геополитические позиции нашей страны.

В настоящее время мировыми лидерами в развитии техники и технологии нефтегазового сервиса являются три страны: США, Россия и Китай (рис. 2). Эти страны разрабатывают и производят наиболее полный спектр нефтегазового оборудования, аппаратуры, технологий и располагают крупнейшим сервисным и интеллектуальным потенциалом для выполнения работ от поиска и разведки месторождений до наиболее полного извлечения содержавшихся в них запасов нефти и газа. Среди факторов, обусловливающих лидерство названных стран в этой сфере, главными являются:

наличие крупного топливно-энергетического комплекса формирует потребность в новой технике и технологии и служит полигоном для их отработки;
наличие развитого оборонно-промышленного комплекса создает предпосылки технологического лидерства в сервисе благодаря использованию новейших достижений оборонной техники;
высокий уровень академической и отраслевой науки обеспечивает конкурентоспособность предлагаемых мировому рынку техники и услуг;
развитая система и высокий уровень образования населения воспроизводит интеллектуальный потенциал лидерства.

Наиболее мощным нефтегазовым сервисом и практически полным контролем мирового сервисного рынка обладают компании США (см. рис. 2), далее идет Россия, нефтегазовый сервис которой в советское время самостоятельно справлялся с обеспечением рекордных годовых уровней добычи нефти в 600 млн т и газа в 600 млрд м3. Помимо своей страны он успешно работал в странах СЭВ, Китае, Вьетнаме, Индии, Ираке, Египте, Ливии, Алжире, Кубе, Югославии и других. Китайский нефтегазовый сервис - самый молодой и интенсивно развивающийся. Он не только самостоятельно обеспечивает потребности нефтегазовой отрасли своей страны, но и активно укрепляет позиции на мировой арене.

СОСТОЯНИЕ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕРВИСА В РОССИИ

В б.СССР государственная политика и управление нефтегазовым сервисом осуществлялись отраслевыми ведомствами - Миннефтепромом, Мингео и Мингазпромом в соответствии с установками ЦК КПСС и СМ СССР по развитию топливно-энергетического комплекса страны. Внешнеэкономическая деятельность в этой сфере регулировалась теми же органами. Мощь нефтегазового сервиса обеспечивалась крупными вложениями в подготовку кадров, отечественную науку, машиностроение и приборостроение, техническое оснащение. К решению сложных проблем привлекался потенциал оборонно-промышленного комплекса. В условиях "холодной войны" и полной изоляции от западного сервиса нефтегазовый комплекс страны не только не имел проблем в области сервиса, но и мог эффективно действовать, опираясь на собственный сервис, во многих странах мира.

В эпоху экономических и политических преобразований контроль и управление развитием нефтегазового сервиса со стороны государства были утрачены, произошло его дробление и ослабление. В 90-е гг. в Минтопэнерго РФ некоторое время за эти проблемы отвечал заместитель министра с соответствующим аппаратом. С преобразованием в Минпромэнерго РФ вопросы нефтегазового сервиса выпали из поля зрения министерства. В стране довлел и до сих пор до конца не изжит ошибочный для переходного периода принцип либералов - рынок сам все отрегулирует.

Этим не преминули воспользоваться лидеры американского нефтегазового сервиса, которым представилась уникальная возможность не только поглотить перспективный российский рынок, но и убрать с мирового рынка потенциально опасного конкурента. Технология поглощения отечественного сервиса включает в себя идеологическую и финансовую составляющие. В качестве идеологической основы передела сервисного рынка добывающим компаниям активно навязываются два тезиса:

Нефтегазовые компании должны освободиться от "непрофильных сервисных активов";
- западные сервисные компании являются носителями высоких технологий.

Годовая емкость российского рынка нефтегазового сервиса оценивается примерно в 10 млрд дол., а темп ежегодного роста составляет около 20 %. Эти цифры кратно вырастут, если добавить строительство трубопроводов и производство нефтегазового оборудования.

Результаты проведенной работы впечатляющие. Не освободились от "непрофильных активов" только "Газпром" с "Газпром нефтью", "Татнефть" и "Сургутнефтегаз". Сервисная служба этих компаний находится на современном уровне, оснащена лучшей отечественной и мировой техникой и технологией и полностью удовлетворяет потребности своих компаний в необходимых видах сервиса. Другие нефтяные компании такие, как "Роснефть", "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", "ТНК-ВР", избавились от своих сервисных активов (рис. 4). К этому следует добавить значительное число предприятий, которые после ликвидации министерств, приватизации и акционирования были отпущены в "свободное плавание". Часть из них приспособилась к работе в условиях конкуренции и постепенно стала интегрироваться в более крупные компании (например, АНЕГА). Для этого типа компаний проблемой является фактор времени. За 3-5 лет с момента их возникновения они смогли поднять выручку до 5-8 млрд р., но им трудно противостоять на нашем рынке западным компаниям с годовой выручкой 15-17 млрд дол. и 50-70-летней историей эволюционного развития. Другая часть, лишившись поддержки компаний-заказчиков и государства, не имея средств на техническое перевооружение и совершенствование технологии, либо обанкротилась, либо влачит жалкое существование. В этот момент вступала в действие финансовая составляющая. Поглощая лучшие из подобных предприятий, иностранный сервисный бизнес таким образом наращивал свою долю на рынке российского сервиса. Так, в состав "Schlumberger" вошли "Петроальянс", "Тюменьпромгеофизика", "Сибирская сервисная компания", "Красноярский УГР", "Геофит" и др. Компания "Baker Hughes" приобрела акции ОАО "Оренбургнефтегеофизики". Созданная на средства западных инвестиционных фондов, компания "Интегра-менеджмент" скупила активы целого ряда буровых, геофизических и по ремонту скважин компаний, завод по производству буровых станков на "Уралмаше", ВНИИБТ - головной институт по буровой технике.

Нефтегазовые компании после освобождения от "непрофильных активов" сняли с себя ответственность за обеспечение конкуренто- и дееспособности отечественного сервиса, утратили интерес к его развитию. Отношения между российскими нефтяными и сервисными компаниями настолько коммерциализировались, что взаимная поддержка, партнерство, учет национальных интересов, так характерные для россиян, отошли на задний план.

На примере геофизического сектора видно насколько высок темп поглощения российского рынка компаниями с иностранным капиталом (рис. 5, см. рис. 4). Подобная тенденция характерна и для других сегментов сервисного рынка. В секторах бурение, ГИС и сейсморазведка доля компаний с иностранным капиталом к началу 2006 г. достигла соответственно 48, 31, 13 %. В целом по сервисному рынку России иностранное присутствие превысило 30 %.

Второй аргумент справедлив лишь отчасти, так как многие из появившихся на нашем рынке западных высоких технологий имеют российское происхождение и предлагаются отечественными компаниями.

Негативную роль в снижении конкурентоспособности отечественного сервиса сыграло полное прекращение финансирования НИОКР как со стороны государства, так и нефтегазовых компаний. Это в значительной степени привело к разрушению существовавшей в б.СССР сети отраслевых НИИ и КБ, значительному оттоку высококлассных ученых и специалистов за рубеж, главным образом в США. Сервисные компании в силу своей раздробленности и обескровленности не могут выделять необходимые средства на эти цели. Исключением служит компания АНЕГА, которая ведет научные исследования, частично финансируемые компанией, и имеет собственное приборостроение, обеспечивающее потребности в новой технике и технологии не только своей, но и других отечественных и зарубежных компаний. Иную стратегию в интеллектуальной сфере демонстрируют американские сервисные компании в России. Они создали свои научные центры при МГУ ("Schlumberger") и Сибирском отделении РАН ("Schlumberger", "Baker Hughes"), отбирают и финансируют подготовку талантливой молодежи в ведущих университетах страны.

Особую тревогу вызывает ситуация, складывающаяся вокруг перспектив освоения российского шельфа. Отечественный геофизический сервис к решению этих проблем не допущен. На Каспии, Сахалине, северных морях доминируют "Schlumberger", "Halliburton" и "Baker Hughes".

Итогом подобного развития событий стали ускоренное поглощение российского рынка американскими компаниями, рост цен на сервис и обострение экологических проблем. Между тем опыт "Газпрома", "Сургутнефтегаза", "Татнефти" и АНЕГИ показывает, что российский сервис в условиях рынка научился самостоятельно обеспечивать потребности своих нефтегазовых компаний.

В России отсутствует государственная политика в области нефтегазового сервиса.
Существует реальная угроза поглощения отечественного сервисного рынка компаниями с иностранным капиталом.
Российский сервис теряет как рынок стран СНГ, так и мировой рынок.

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕРВИСА В США И КИТАЕ

В США вопросы нефтегазового сервиса относятся к компетенции Министерства энергетики. В функции этого ведомства входит мониторинг складывающейся ситуации в области ТЭК в стране и мире. Власти США реализуют политику, обеспечивающую полный контроль американскими компаниями внутреннего рынка нефтегазового сервиса. Что касается мировой арены, то защита интересов американского нефтегазового сервиса обеспечивается всеми имеющимися у США экономическими, политическими и дипломатическими средствами. Большое внимание министерство уделяет развитию конкурентной среды в сервисе, поддержке малых сервисных и приборостроительных компаний, финансированию инновационных проектов, обеспечивающих мировое лидерство американских компаний в этом бизнесе.

Нефтегазовый сервис в США осуществляется, в основном, американскими компаниями, среди которых лидируют "Schlumberger", "Halliburton", "Baker Hughes" и "Weatherford". За более чем 60-летний период своего существования они выросли до крупнейших в мире транснациональных компаний с годовым оборотом 15-20 млрд дол. Структура бизнеса американских компаний диверсифицирована и охватывает многие виды сервиса. Освоение мирового рынка происходило в тесном альянсе с американскими нефтегазовыми корпорациями. Но в отличие от них процесс национализации нефтегазовых отраслей, наблюдающийся во многих нефтегазодобывающих странах мира, не привел к ослаблению позиций американского сервиса в этих странах, так как для создания собственного сервиса последние не обладают соответствующим научно-техническим потенциалом. В настоящее время подразделения американских компаний работают практически во всех странах мира, осуществляющих работы на нефть и газ (см. рис. 2). Мировое лидерство обеспечивается за счет значительных вложений в НИОКР (только "Schlumberger" на эти цели затрачивает более 350 млн дол/год), использования высокотехнологичных машиностроительных и приборостроительных мощностей, привлечения талантливых специалистов со всего мира, эффективного менеджмента и агрессивного маркетинга. Компании нефтегазового машиностроения и сервиса играют существенную роль в решении проблем американского оборонно-промышленного комплекса. В концентрированном виде это лидерство находит свое воплощение в создании сервисной техники и технологии, прежде всего, для освоения ресурсов нефти и газа на шельфе. Не случайно, что подъем со дна моря затонувшего атомного подводного крейсера "Курск" оказался под силу только американской компании "Halliburton" - ведущей в области нефтегазового сервиса. Лоббирование интересов американского сервиса осуществляется на самом высоком уровне. Достаточно назвать вице-президента США Д. Чейни, который многие годы находился в руководстве компании "Halliburton".

Государственная политика Китая по реформированию, защите интересов китайского нефтегазового сервиса и повышению его конкурентоспособности разрабатывается и реализуется корпорацией "China National Petroleum Corporation". При вступлении Китая в ВТО руководству страны необходимо было решить две задачи:

Защитить отечественный сервисный рынок от его поглощения иностранными компаниями;
- обеспечить достойное место китайским компаниям на мировом рынке нефтегазового сервиса.

С этой целью при вступлении в ВТО был согласован 7-летний срок действия ограничительных квот в доступе иностранным сервисным компаниям на китайский рынок. За этот период нефтегазовый комплекс был коренным образом реформирован (рис. 6). Мелкие разрозненные предприятия нефтегазового сервиса были укрупнены и включены в состав нефтегазовых корпораций и компаний: Petro China, SINOPEC, "China National Offshore Oil Corporation". Наиболее мощно китайский сервис представлен в "China National Petroleum Corporation". Здесь сосредоточены две группы сервисных компаний, одна из которых обеспечивает потребности внутреннего рынка, другая ориентирована только на обслуживание мирового рынка. Китай не поддался на соблазн "освобождения нефтяных компаний от непрофильных активов". Для обеспечения конкурентоспособности сервиса государство и нефтегазовые компании вложили значительные средства и продолжают финансировать подготовку кадров, НИОКР, приобретение лучших образцов западной и российской техники и технологий с последующим освоением производства аналогов высокотехнологичными предприятиями, в том числе оборонного комплекса. Китайские нефтегазовые компании в тендерах на услуги всегда отдают предпочтение национальному сервису. Исключение составляют разовые работы иностранных компаний с новейшими технологиями, которыми Китай пока не владеет.

Так в Китае было обеспечено решение первой задачи, что позволило ограничить долю присутствия иностранного сервиса на китайском рынке на уровне 2-3 %. Особо следует отметить успехи Китая в развитии техники и технологии освоения шельфа. Морские сейсмические, каротажные, буровые компании, входящие в состав "China National Offshore Oil Corporation" (CNOOC), оснащены самой современной техникой и технологией и не только полностью обеспечивают свои национальные потребности, но и вышли на мировой рынок. Стартовые позиции в освоении Китаем морской техники и технологии нефтегазового сервиса были реализованы американскими компаниями, а дальнейшее развитие обеспечивается собственным научно-производственным комплексом CNOOC. К решению наиболее сложных проблем привлекается Академия китайского военно-морского флота.

Что касается второй задачи, то в настоящее время китайский нефтегазовый сервис успешно конкурирует с американскими сервисными компаниями на суше и море в более 25 странах мира, в том числе Казахстане, Туркмении, Узбекистане, арабских странах, Африке, Центральной и Южной Америке, странах Азиатско-Тихоокеанского экономического пространства. Интересен опыт Китая по созданию непосредственно в США китайских компаний по разработке, производству и последующей поставке на родину наиболее высокотехнологичных образцов аппаратуры и оборудования для нефтегазового сервиса. В России китайский сервис представлен сейсмической компанией "Bureau of Geophysical Prospecting", начавшей проведение сейсморазведки в Западной Сибири.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Рынки нефтегазового сервиса США и Китая контролируются в основном их отечественными компаниями.
Государственная власть США и Китая обеспечивает защиту и поддержку интересов своих сервисных компаний на внутреннем и мировом рынках.
Мировой рынок нефтегазового сервиса, в основном, контролируется американскими компаниями.

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕРВИСА РОССИИ

Повышение роли России в обеспечении глобальной энергетической безопасности связано с решением сложнейших проблем разведки, освоения и разработки месторождений нефти и газа европейской части России, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока, шельфа северных, восточных и южных морей. В рамках СНГ возможно усиление сотрудничества с прилегающими государствами по освоению ресурсов Каспия, континентальных месторождений Казахстана, Туркмении, Узбекистана и Азербайджана. С учетом складывающейся благоприятной геополитической обстановки возможно расширение взаимодействия России в нефтегазовой сфере с арабскими государствами, странами Латинской Америки, Африки и Юго-Восточной Азии. В реализации всех этих возможностей большую роль может и должен сыграть российский нефтегазовый сервис.

Государственная политика в области нефтегазового сервиса должна быть ориентирована на создание и поддержку нескольких крупных отечественных корпораций нефтегазового сервиса, оснащенных современной техникой и технологией, конкурирующих между собой на внутреннем рынке и реализующих собственную маркетинговую стратегию на мировом рынке. Часть из них должна остаться в составе нефтегазовых компаний, но с правом обслуживания сторонних заказчиков на внутреннем и международном рынках. Другая часть может быть создана на основе консолидации государственных и частных сервисных активов.

В связи с большими перспективами освоения УВ-ресурсов российского шельфа в Правительстве РФ рассматривается вопрос о создании национальных корпораций по геолого-разведочным работам и добыче нефти и газа на акватории прилегающих морей. При создании нефтегазодобывающей корпорации необходимо предусмотреть организацию сервисной компании, обеспечивающей весь цикл морских услуг от геофизического исследования скважин, бурения скважин, обустройства месторождений до экологического мониторинга окружающей среды. Эта компания может иметь статус дочерней при морской корпорации (как сделано в Китае) и, помимо работы в России, должна искать приложение своим возможностям на мировом рынке.

Доля иностранного сервиса в России на суше и море должна быть снижена до 3-5 %. Реализовать это не сложно, если на тендерах российские нефтегазовые компании при прочих равных условиях будут отдавать предпочтение российским компаниям нефтегазового сервиса. По мере сокращения объемов иностранного сервиса в отечественные сервисные компании возрастет приток российских специалистов, получивших хороший опыт работы в первоклассных компаниях Запада. На мировом сервисном рынке Россия должна поднять свою выручку до 15-20 млрд дол/год.

Для достижения поставленных целей потребуется значительно расширить финансирование государством и нефтегазовыми компаниями НИОКР по созданию новейшей техники и технологии нефтегазового сервиса на суше и шельфе. Необходимо будет возродить на новой основе НИИ и КБ, обслуживавшие этот бизнес, и подключить соответствующий потенциал оборонно-промышленного комплекса. Государство должно помочь предприятиям машиностроения в переоснащении производства и освоении выпуска новейших образцов аппаратуры, наземного и морского нефтегазового оборудования как для внутренних нужд нефтегазового комплекса России, так и расширения экспорта высокотехнологичной продукции до уровня 5-7 млрд дол/ год. Это позволит сделать экономику страны менее зависимой от сырьевых отраслей.

Для реализации предлагаемой политики необходимо.

1. Определить государственный орган, ответственный за контроль и развитие отечественного нефтегазового сервиса, на который необходимо возложить разработку и реализацию программы по укреплению позиций российского нефтегазового сервиса на внутреннем и мировом сервисных рынках. Необходимо, чтобы эта государственная структура обладала соответствующими правами и финансовыми средствами для решения поставленных задач.

2. Параллельно с созданием морской нефтяной корпорации для освоения шельфа России предусмотреть создание отечественной корпорации нефтегазового сервиса (условно "Шельфнефтегазсервис"), которая в перспективе должна активно выходить на мировой сервисный рынок.

3. Создать государственную специализированную корпорацию по нефтегазовому сервису за рубежом и экспорту российского нефтегазового оборудования ("Роснефтегазсервис") и постепенно довести ее выручку до 20-25 млрд дол/год.

4. Нефтегазовым компаниям "Газпром", "Газпромнефть", "Роснефть", "Сургутнефтегаз", "Татнефть" рекомендовать дальнейшее укрепление и оснащение их сервисных служб передовой техникой и технологией. Этот сервис наряду с АНЕГОЙ и другими отечественными сервисными компаниями должен обеспечить потребности внутреннего и частично внешнего рынка.

5. Разработать и реализовать государственную программу по техническому перевооружению нефтегазового сервиса, усилению НИОКР и оснащению машиностроительных и приборостроительных мощностей современным технологическим оборудованием с привлечением финансовых средств как государственного бюджета, так и российских нефтегазовых компаний.

6. Активизировать работу по гармонизации российских и международных стандартов в области нефтегазового сервиса, что облегчит вхождение российского сервиса на мировой рынок.

Основные проблемы нефтяной промышленности РФ выявил кризис 2009 г. По итогам начала года значительные сокращения произошли среди работ, нацеленных на перспективное развитие. В первую очередь это касается сейсмики и разведочного бурения. Ряд нефтяных компаний не только сократил программу сейсмических исследований, но и отказался от заключенных контрактов. Падение физических объемов рынка сейсмики в 2009 г. оценивается в 20 - 25%. Подобные проблемы возникли не только у небольших компаний, но и у крупных, например - у «Татнефти». Объемы разведочного бурения сократились почти наполовину, поддержали его в основном две компании - «Роснефть» и «Сургутнефтегаз». Но, при поддержке государства следует ожидать некоторой стабилизации ситуации, улучшения должны произойти за счет государственного заказа.

Основным регионом нефтедобычи по-прежнему остается Западная Сибирь, где основные работы нацелены на поддержание объемов добычи. Сходная ситуация и в Урало-Поволжье, где снижение добычи началось еще до кризиса. Не исключено, что проекты по разработке тяжелых высоковязких нефтей из-за высокой себестоимости, скорее всего, будут заморожены.

Процессы в Восточной Сибири идут особенно болезненно, поскольку там только начинается становление добывающего района, идет период капитальных вложений. Бурение там дороже, чем в Западной Сибири, инфраструктура слабо развита. Главная надежда на «Газпром», который владеет тендером по разведке в Якутии.

Ситуация в Тимано-Печорском регионе определяется тем, что регион обладает значительным потенциалом для развития, имеет удобные выходы к экспортным путям. Однако основные запасы углеводородов находятся в труднодоступных районах, в том числе в прибрежной зоне или на шельфе. Многие месторождения требуют деятельной доразведки и подготовки к работе.

Кризис помешал планам бурного развития, компании нефтяной промышленности столкнувшись с проблемой нехватки средств. Им пришлось в разы сократить мощности и отказатся от программ модернизации и расширения. Основным фактором выживания в кризисный период стало сохранение базовых мощностей и компетенций, диверсификация линейки услуг, а также возможность в небольших пределах снижать цены при сохранении качества работ и услуг.

К основным проблемам современного развития относятся:

1. Нерациональное недропользование (низкий уровень извлечения запасов нефти) и неудовлетворительная деятельность большинства нефтяных компаний по воспроизводству минерально-сырьевой базы. Воспроизводство минерально-сырьевой базы не соответствует задачам развития добычи нефти.

2. Замедление темпов роста и падение добычи нефти. В 2006-2008 гг. впервые за последние годы проявились тенденции к снижению уровней добычи нефти.

3. Неудовлетворительное решение проблем утилизации и квалифицированного использования нефтяного попутного газа (НПГ). Ежегодный объем сжигания НПГ в России составляет около 20 млрд. м3. В период с 2000 по 2008 г. ежегодный объем выбросов вредных веществ в атмосферу при сжигании НПГ увеличился в 2,2 раза, составив в 2008 г. 12 % от общего годового объема выбросов загрязняющих веществ в стране.

4. Высокая степень износа основных фондов нефтеперерабатывающей промышленности и низкое качество нефтепродуктов. У большинства российских НПЗ высокая степень износа основных фондов (до 80 %). Как уже было сказано выше за последние 20 лет в России не было построено ни одного нового крупного современного НПЗ (за исключением реконструкции ОАО «ТАИФ-НК»). На НПЗ используются устаревшие, энергоемкие и экологически несовершенные технологий, в технологической схеме переработки нефти низкая доля углубляющих процессов (каталитический крекинг, гидрокрекинг, коксование) и низкий уровнь конверсии нефтяного сырья в более ценные продукты переработки.

5. Низкие темпы применения новых технологий и инноваций. Значимость их использования определяется увеличением доли трудноизвлекаемых запасов (сверхвязкие нефти, природные битумы) в структуре минерально-сырьевой базы нефтяного комплекса, необходимостью освоения шельфовых месторождений и глубокозалегающих горизонтов в зрелых нефтегазовых провинциях.

На современном этапе, даже не смотря на выше отмеченные проблемы, может обеспечить выпуск удовлетворительно качественных нефтепродуктов, пока заметно уступающие лучшим мировым образцам.

Одной из острейших на НПЗ России является проблема быстрейшего обновления и модернизации устаревшего оборудования, машин и отдельных процессов с доведением их до современного мирового уровня. Необходимы новые технологии и новая техника, замена физически и морально устаревших технологических процессов на более совершенные в технических и более чистые в экологическом отношениях безотходные процессы глубокой и комплексной переработки нефтяного сырья.

С учетом ключевых проблем отечественной нефтепереработки необходимо решение следующих основных задач:

— существенное углубление переработки нефти на основе внедрения малоотходных технологических процессов производства высококачественных экологически чистых моторных топлив из тяжелых нефтяных остатков как наиболее эффективного средства сокращения ее расхода;

— дальнейшее повышение и оптимизация качества нефтепродуктов;

— дальнейшее повышение эффективности технологических процессов и НПЗ за счет технического перевооружения производств, совершенствования технологических схем, разработки и внедрения высокоинтенсивных ресурсо- и энергосберегающих технологий, активных и селективных катализаторов;

— опережающее развитие производства сырьевой базы и продукции нефтехимии;

— освоение технологии и увеличение объема переработки газовых конденсатов, природных газов и других альтернативных источников углеводородного сырья и моторных топлив.

Будет реализовываться на основе укрупнения единичных мощностей, энерготехнологичного комбинирования процессов и комплексной автоматизации с применением ЭВМ с обеспечением требуемой экологической безопасности производств. Эти направления являются генеральной линией технологической политики нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности в стране.

Немаловажными факторами при разработке стратегии развития нефтяной отрасли является транспортная инфраструктура нефтяного комплекса России. К ним отнсятся:

— появление новых центров добычи нефти в Каспийском регионе и на востоке России (Восточная Сибирь, Республика Саха (Якутия), шельф ос¬трова Сахалин) при снижении добы¬чи в традиционных районах добычи европейской части страны (Татария, Башкирия, Кавказ);

— целесообразность формирования новых экспортных маршрутов рос¬сийской нефти и нефтепродуктов;

— необходимость увеличения мощнос¬ти нефтеналивных терминалов для морских поставок нефти на экспорт;

— необходимость иметь резерв нефтетранспортных мощностей для обеспечения транзита нефти по рос¬сийской системе трубопроводов.

Нефтяная промышленность в настоящее время, производит 12-14% промышленной продукции, обеспечивает 17-18% доходов федерального бюджета и более 35% валютных поступлений. Но за последний период отмечается резкое ухудшение ресурсной базы РФ. В стране возросла доля трудноизвлекаемых запасов, что привело к снижению объемов добычи. Главными причинами ухудшения состояния сырьевой базы является естественное истощение недр и резкое сокращение объема инвестиций, направляемых в эту сферу деятельности. Ухудшение и снижение добычи нефти прогнозируется и в дальнейшем. Это связано с тем, что большинство скважин находится в завершающей стадии, а новые скважины имеют небольшие объемы месторождений. В связи с этим, энергетическая стратегия, разработанная правительством РФ направлена на увеличение объемов инвестиций в нефтяную отрасль. Основным видом транспорта нефти и нефтепродуктов являются магистральные трубопроводы, но их современная возрастная структура неперспективна, поскольку более 50% общей протяженности магистральных нефтепроводов имеют возраст более 20 лет. Отсутствует централизованного финансирования и дефицит собственных средств организаций по транспорту нефти и нефтепродуктов обуславливают резкое сокращение темпов развития системы и объемов работ по технической реконструкции основных фондов. Но важно, что предполагаемая программа по строительству новых трубопроводов направлена не только на формирование потоков экспорта нефти и нефтепродуктов для решения стратегических целей России, но и формирование и развитие внутреннего рынка нефти и нефтепродуктов.