Проблемы как малообеспеченная семья имеет. Проблемы существования малообеспеченных семей. Сущность социальной защиты

Малообеспеченные граждане испытывают состояние бедности, при котором у человека или социальной группы (семьи) основные потребности, необходимые для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности, не могут быть полностью удовлетворены по причине отсутствия или недостаточности средств.

В качестве основного критерия определения уровня бедности населения в Российской Федерации выступает прожиточный минимум. Под ним понимается стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. В потребительскую корзину входит минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для жизнеобеспечения человека.

К малообеспеченным клиентам, которые не могут приобрести все продукты, товары и услуги, входящие в потребительскую корзину можно отнести малоимущие семьи и одиноко проживающих граждан.

Согласно Федеральному закону № 134-ФЗ от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» семья, среднедушевой доход которой ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей и имеет право на получение социальной поддержки. В состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы.

Малоимущими также считаются одиноко проживающие граждане, доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Социальная работа с малообеспеченными и одиноко проживающими гражданами осуществляется с помощью индивидуальных и групповых форм социальной работы. К индивидуальным можно отнести первичный прием, консультирование и т.д. К групповым: социальный патронаж, праздничные мероприятия, посвященные «Дню пожилого человека», «Дню инвалида», общественные работы, организация горячего питания, раздача продуктовых наборов, промышленных товаров первой необходимости (мыло, стиральный порошок, зубная паста и др.).

В ходе первичного приема специалист по социальной работе проводит сбор информации о причинах, которые привели к низкому имущественному статусу или бедности клиента. Он рассказывает гражданину о видах государственной социальной помощи, перечисляет и объясняет требования к оформлению документов, необходимых для получения социальных услуг. Специалист, по социальной работе уточняет у человека следующую информацию: его возраст, фактическое и реальное место проживания, семейное положение. Со слов клиента (при отсутствии документов: справки с места работы, свидетельств о рождении детей) вносится сведения о месте работы, наличии детей в возрасте до 18 лет. Все эти данные специалист по социальной работе заносит в журнал регистрации. На повторную консультацию гражданин должен предоставить все документы, необходимые для оказания ему государственной помощи. Специалист по социальной работе разъясняет клиенту, как оформить заявление на предоставление социальных услуг и договаривается с ним о дате проведения социального патронажа.


Особой формой социального обслуживания на дому, является социальный патронаж, который предполагает посещение клиентов с диагностическими, социально-реабилитационными целями. Данная форма социальной работы раскрывает ресурсы малоимущего гражданина, способствующие выходу из трудной жизненной ситуации. При оказании социальной помощи малообеспеченным гражданам используется первичный и плановый социальный патронаж.

Первичный социальный патронаж осуществляется для выявления, постановки на учет и оказания экстренной помощи клиенту. Плановый социальный патронаж позволяет выявить возможные изменения, которые произошли у малообеспеченного гражданина со времени последнего посещения.

Социальный патронаж малоимущих клиентов включает следующие этапы: подготовительный, основной, заключительный.

1. Подготовительный этап предполагает планирование посещения семьи клиента на дому (договоренность с ним о времени и дате визита), определение цели проведения патронажа, выбор методов социальной диагностики. Специалист по социальной работе заранее разрабатывает сценарий проведения интервью с человеком, попавшим в трудную жизненную ситуацию, включает вопросы, характеризующие социально-экономическое положение, психологический климат семьи.

2. Основной этап социального патронажа – посещение клиента на дому, проведение социальной диагностики (фиксировать необходимую информацию специалист может в тетради социального патронажа, где указываются фамилия, имя, отчество клиента, адрес, жилищно-бытовые условия семьи, наличие условий для отдыха, питания, организации его досуга) оказание консультативной помощи, социальных услуг.

3. Заключительный этап – подведение итогов социального патронажа, который включает анализ результатов социальной диагностики, разработку рекомендаций специалистом по выходу малообеспеченного гражданина из трудной жизненной ситуации, оказание ему экстренной помощи.

Специалист по социальной работе оформляет результаты социального патронажа в виде акта обследования жилищно-бытовых условий, в случае первичного социального патронажа заполняется социальная карта клиента. Затем малоимущий гражданин приглашается на повторную консультацию.

Консультирование проводится с целью выбора вида социальной помощи и определения среднедушевого дохода одиноко проживающего клиента или семьи.

Среднедушевой доход одиноко проживающего клиента или семьи рассчитывается специалистом по социальной работе в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 07 марта 2003 г. «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

На основании вышеуказанного Федерального закона среднедушевой доход семьи при решении вопроса о признании ее малоимущей и об оказании ей государственной социальной помощи рассчитывается путем деления одной трети суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.

При решении вопроса о признании одиноко проживающего гражданина малоимущим и об оказании ему государственной социальной помощи его доход определяется как одна треть суммы доходов клиента за расчетный период.

При расчете среднедушевого дохода в состав семьи не включаются:

· военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в качестве сержантов, старшин, солдат или матросов, а также военнослужащие, обучающиеся в военных образовательных учреждениях профессионального образования и не заключившие контракта о прохождении военной службы;

· лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, а также лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда;

· лица, находящиеся на полном государственном обеспечении.

Специалист по социальной работе во время определения среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитывает сумму доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи. Специалист по социальной работе во время консультирования принимает у клиента все документы (справки: о составе семьи, о размере заработной платы, о размере пенсии, стипендии и др.) проводит их первичную экспертизу. Затем проверяется наличие печати и подписи ответственных лиц, заверявших документы, отсле­живается, правильно ли оформлено клиентом заявление об оказании ему государственной социальной помощи, отражены ли в нём все источники дохода. Специалист по социальной работе вправе проверить следующие сведения, указанные гражданином в заявлении об оказании ему государственной социальной помощи: месте жительства или пребывания семьи или одиноко проживающего клиента; доходах; степени родства членов семьи, их совместном проживании и ведении совместного хозяйства; имуществе, принадлежащем гражданину на праве собственности.

Используются различные способы проведения проверки сведений, предоставленных заяви­телем. Одним из наиболее эффективных способов является составление запроса в различные службы, которые располагают информацией, характеризующей трудную жизненную ситуацию клиента. В рамках соглашения между учреждением социального обслуживания населения и организации, необходимая инфор­мация, указанная гражданином в заявлении запрашивается специалистом по социальной работе. Это экономит время клиентов на сбор доку­ментов, которые специалист по социальной работе может проверить самостоятельно.

Далее специалист, по социальной работе определив среднедушевой доход семьи или одиноко проживающего гражданина, назначает вид государственной социальной помощи, а именно социальное пособие, социальные доплаты к пенсии, субсидии, услуги и жизненно необходимые товары или иные меры социальной поддержки.

В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 17 июля 1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» социальное пособие рассматривается как безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств бюджетной системы Российской Федерации. Кроме денежных выплат малоимущим клиентам в учреждениях социального обслуживания населения предоставляются социальные услуги.

Набор социальных услуг представляет собой перечень, куда входит дополнительная бесплатная медицинская помощь (обеспечение по рецептам врача или фельдшера необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов); предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение; лекарственные средства. В перечень так же включен бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Социальная доплата к пенсии определяется как денежная сумма, выплачиваемая малоимущему гражданину пожилого возраста к пенсии и отдельные меры социальной поддержки, предоставляемые в натуральной форме. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, не достигает величины прожиточного минимума. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается гражданину пожилого возраста уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера. Социальная доплата к пенсии клиента устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации. Данный вид государственной социальной помощи не выплачивается в период выполнения клиентом работы или иной деятельности, в период которой он подлежат обязательному пенсионному страхованию.

К субсидиям относятся целевые назначения полной или частичной оплаты гражданам социальных услуг. Они предоставляются клиентам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для малоимущих семей максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму. Право на получение субсидии согласно Постановлению Правительства Российской Федерации «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 имеют следующие малообеспеченные граждане:

· пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде;

· наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде;

· члены жилищного или жилищно-строительного кооператива;

· собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).

Субсидии предоставляются клиентам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении с ними соглашений по ее погашению. Размер данного вида государственной социальной помощи исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, нормативной площади жилого помещения и допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Величина предоставляемой субсидии не должна превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

После оформления государственной социальной помощи специалист по социальной работе вносит информацию о клиенте в автоматизированный банк данных малообеспеченных граждан, который содержит следующие сведения: состав семьи, место проживания, паспортные данные, состав имущества, находящегося на праве собственности, доходы, категория семьи (полная, неполная, одинокая мать, пенсионеры, семья с ребёнком инвалидом), одиноко проживающий гражданин.

В некоторых регионах страны введен такой вид адресной социальной помощи малообеспеченным одиноко проживающим гражданам как благотворительное горячее питание. Пожилые люди, инвалиды, лица с заболеваниями психоневрологического профиля и попавшие в экстремальные ситуации могут посещать социальные столовые. Для клиентов, имеющих ограничения в передвижении, горячие обеды и полуфабрикаты доставляются на дом.

Следующей интересной формой работы с малоимущими категориями населения является организация малого подворья. Комплексные центры социального обслуживания населения приобретают для малообеспеченных пенсионеров и инвалидов, а также семей с детьми, проживающих в сельской местности скот, птицу, комбикорма и др.

Кроме того, в некоторых учреждениях социального обслуживания населения организуются кассы взаимопомощи, где денежные средства используются на оказание экстренной материальной помощи малоимущим гражданам путем выдачи беспроцентной ссуды со сроком погашения до одного года.

Неработающим пенсионерам и инвалидам, получающим социальную пенсию, а также беременным женщинам может быть предоставлена возможность бесплатного проезда один раз в квартал на всех видах общественного транспорта. Малоимущие граждане могут посетить учреждения здравоохранения, близких родственников, по мере необходимости. Оплата поездок по социальной необходимости осуществляется центрами социального обслуживания населения по факту предъявления клиентом проездных билетов и личного заявления.

Специалисты по социальной работе проводят ярмарки изделий, изготовленных на предприятиях общественных организаций инвалидов, мастерских центров социального обслуживания населения, социально-реабилитационных учреждений. Данная форма социальной работы с малообеспеченными гражданами позволяет им получить прибыль от продажи изделий, сохранить и увеличить для них рабочие места, дает людям возможность чувствовать себя способными трудиться и создавать изделия, пользующиеся спросом.

Государство развивает социальную работу с малоимущими гражданами с помощью такой новой организационно-правовой формы как «договоры социальной дотации». В этом социальном контракте, заключаемом между гражданином и учреждением социального обслуживания населения по месту жительства, гарантируется предоставление денежных выплат тем малообеспеченным семьям, которые предпринимают активные действия по поиску работы, ведут здоровый образ жизни, заботятся о детях, не совершают асоциальные поступки и противоправных действий.

Таким образом, социальная работа с малообеспеченным категориями населения проводится с помощью индивидуальных и групповых форм. Первичный прием клиентов, как индивидуальное взаимодействие специалиста и клиента позволяет определить степень нуждаемости человека или его семьи и определить стратегию оказания ему помощи. Социальный патронаж относится к групповым формам социальной работы с малоимущим гражданином, в результате его проведения специалист получает информацию об организации быта клиента, периодичности его питания, занятости и т.д. В целях профилактики иждивенческой позиции среди бедных граждан используются и многие другие формы социальной работы, способствующие увеличению их доходов.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте малообеспеченность как социально-экономическую проблему.

2. Охарактеризуйте основные формы социальной работы с малообеспеченными гражданами.

Ахинов Г.А., Калашников С.В. Социальная политика: учеб. пособие. – М., 2009.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года от 17.11.2008 г. №1662-р.

Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения. Учебное пособие. – М., 2010.

Постановление Правительства Российской Федерации «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761.

Социальная работа и педагогика: словарь-справочник /Под ред. Н.Ф. Басова. – Кострома, 2009.

Социальная работа: Учеб. пособие /Под ред. Н.Ф. Басова. – 2-е изд. – М., 2010.

Тимошина М.В. Предоставление малоимущим гражданам адресной социальной помощи // Работник социальной службы. – 2007. – №2.

Федеральный закон № 134-ФЗ от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»

Федеральный Закон Российской Федерации от 17 июля 1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Федеральный закон Российской Федерации от 07 марта 2003 г. «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».
Глава 6 Социальная работа с безработными гражданами

Рассматриваемые вопросы:

  1. Малообеспеченность как социально-экономическая проблема
  2. Формы социальной работы с малообеспеченными гражданами

1. Малообеспеченность как социально-экономическая проблема

Малообеспеченность — особое состояние материальной необеспеченности людей, когда доходы человека или семьи не позволяют поддерживать общественно-необходимое для жизнедеятельности потребление, что выступает фактором социального риска.

Социальный риск с позиции наступления малообеспечености – это мера ожидаемого последствия экономической несостоятельности, наступление которой содержит вероятность потери или ограничения финансовой самостоятельности и социального благополучия человека.

В качестве личной проблемы малообеспеченность представляет собой недостаточность материального ресурса как средства удовлетворения экономических и социальных потребностей человека. Жизненная ситуация малообеспеченных граждан трудоспособного возраста характеризуется низким социальным статусом, формированием комплекса неполноценности, ростом социальной апатии. Для детей, воспитывающихся в малообеспеченных семьях, возникает опасность занижения социальных стандартов, развития агрессивности как по отношению к государству, обществу, так и к отдельным слоям, группам населения, индивидам. Для граждан пожилого возраста, испытывающих трудности материального свойства, данное положение вызывает разочарование по отношению к государству, которому они служили, платили налоги, защищали в военное время.

Понятие малообеспеченность — исторически обусловленное, многофакторное. В СССР официальное признание проблемы социально-экономического неравенства произошло в 70-х гг., когда были введены пособия на малообеспеченных детей. Но и до того тема низкооплачиваемых и малообеспеченных присутствовала при периодических повышениях минимальных размеров заработной платы и пенсий, установлении тех или иных социальных льгот и выплат для населения.

Однако в советские времена к малообеспеченным относился довольно узкий круг людей, в основном по демографическим признакам: возрасту, состоянию здоровья, утрате кормильца, повышенной иждивенческой нагрузке на работающего человека. По социальным основаниям — определенную роль играла низкая квалификация, профессиональный статус. Вместе с тем данные характеристики не обязательно сопровождались низкими доходами. Некоторое значение имели территориальные различия в уровне жизни - из-за неравенства в экономическом развитии регионов, а также в городе и на селе и т.п. Тем не менее, социально-экономические факторы, идентифицирующие зону малообеспеченности, в тех условиях явно уступают сложившейся ситуации в современных условиях.

Политические и социально-экономические процессы в постсоветский период сопровождались не только ростом масштабов негативных социальных явлений, корнями уходящих в предшествующие годы, но и появлением новых - бедность населения, малообеспеченность большинства граждан, безработица, беспризорность и др., как следствие — рост численности населения, нуждающегося в социальной поддержке. Все это потребовало в середине 90 –х годов ХХ — начале XI века активных действий со стороны государства по разработке новых документов направленных на повышение эффективности системы социальной защиты населения.

В России были приняты законы и другие нормативные акты, как на федеральном, так и региональном уровнях, предусматривающие увеличение числа категорий населения, признаваемых социально уязвимыми; расширился перечень предоставляемых им социальных выплат, льгот, компенсаций, услуг (социальной помощи). Возникла и стала расширяться система органов, учреждений и предприятий, выполняющих данные функции. Возросли расходы на эти цели из бюджетов всех уровней, внебюджетных социальных фондов (пенсионного, социального и обязательного медицинского страхования). Это и многое другое свидетельствовало о кардинальной перестройке и совершенствовании всей системы социальной защиты - одного из важнейших социальных институтов, как социальной политики, так и современного общества в целом направленной на решение проблемы малообеспеченности.

В сложившихся социально-экономических условиях социальная защита направлена на адресную поддержку отдельных слоев и групп населения, наиболее в ней нуждающихся. Под категорию малообеспеченных чаще всего попадают: семьи с низким денежным доходом на члена семьи (чаще всего это многодетные семьи); граждане, потерявшие кормильца; матери, вос¬питывающие детей в одиночку; инвалиды; престарелые; пенсионеры, получающие недостаточную пенсию; студенты, живущие на стипендию; безработные; лица, пострадавшие от стихийных бедствий, политических и социальных конфликтов и иные категории граждан. Все эти люди нуждаются в социальной защищенности со стороны общества, государства.

Социальная поддержка малообеспеченных граждан может проявляться в самых разнообразных формах: в виде денежной помощи; предоставления материальных благ, бесплатного питания, приюта, крова; оказания медицинской, юридической, психологической помощи; покровительства, опекунства, усыновления. При этом учитывается материальное и социальное положение индивида.
Не существует людей, свободных от потребностей и желаний. Любой человек нуждается в чем-то, в тех или иных благах и услугах. И естественно, далеко не все свои потребности человек может удовлетворить, учитывая как материальные, так и социальные, психологические факторы. В этой связи можно говорить об уровне нуждаемости и как следствие малообеспеченности.

Нуждаемость в широком смысле слова может принимать как материальные, так и нематериальные формы. Человек может испытывать потребности на уровне нереализованности своих экономических и творческих возможностей, карьерного роста, устройства личной жизни, семьи и ощущать себя в этих сферах нуждающимся. В этом смысле любой член общества, каждый гражданин может быть отнесен к какой-либо группе нуждающихся.

Однако в контексте социальной работы как направления реализации социальной политики, прежде всего, должны решаться задачи преодоления различных вариантов материальной нуждаемости (малообеспеченности), недостаточности удовлетворения таких потребностей человека (в пище, одежде, ночлеге, лечении), которые непосредственно связаны с перспективами его существования. Именно это входит в первоочередные, непосредственные задачи социальной защиты.

Особенность социальной работы с малообеспеченными в том, что ее эффективность зависит от степени помощи именно тем, кто попал под ситуацию социально-экономического риска. Для определения уровня материальной необеспеченности важным является оценить возможности наступления риска, то есть определить вероятности причинения вреда, тяжести последствий. Он производится путем выявления факторов риска наступления малообеспеченности, их интенсивностью, величиной ущерба.

Под фактором риска понимается источник опасности, потери или ограничения экономической самостоятельности и социального благополучия человека. Схема оценки факторов риска включает их ранжирование на основе качественных и количественных сопоставлений, для чего необходимы натуральные показатели, характеризующие опасность.

Интенсивность риска наступления малообеспеченности - это вероятность (частота) реализации опасности в определенный промежуток времени, т.е. число рассматриваемых случаев (например – нехватка средств на покупку вещей первой необходимости) в конкретную единицу времени. Величина ущерба от наступления материальной нуждаемости характеризуется перечнем результирующих показателей, которые можно сгруппировать как социальные и экономические.

Социальные показатели (последствия) - это увеличение уровня смертности, инвалидности, полная или частичная потеря возможности осуществлять самообслуживание, обучение, трудовую деятельность, передвижение, общение, контроль за своим поведением по состоянию здоровья и (или) социально-экономическим обстоятельствам.

Экономические показатели - это вынужденные затраты человека, семьи, общества на компенсацию последствий реализации опасности, обусловленной социальным риском (малообеспеченностью). Социальные показатели помогают оценить уровень социальной защищенности людей в государстве, а экономические - позволяют сопоставить уровни и значимость материальной необеспеченности, возможности минимизации ущерба от него.

В комплексе система социальной защиты направлена на оценку экономических и социальных последствий наступления материальной необеспеченности, на выстраивание механизмов по профилактике данного социального явления. В современных условиях очень важно, чтобы малообеспеченность не перерастали в застойную форму ее проявления. В сложившихся социально-экономических условиях она характерна для отдельных категорий безработных граждан, беженцев и вынужденных переселенцев, лиц без определенного места жительства, людей вышедших из мест лишения свободы. Сущность эффективности социальной работы по решению проблемы повышения материального положения данных категорий населения выражается в способности государства и общества, системы социальной защиты населения или ее отдельных элементов позитивно реагировать и отвечать на запросы, потребности жителей, прежде всего, социально уязвимой его части.

После десяти лет непрерывного экономического роста и повышения благосостояния людей Россия в конце 2008 года столкнулась с серьезнейшими экономическими вызовами. Глобальный финансовый кризис привел во всех странах мира к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения. В сложившихся условиях объективно возрастает роль государственных институтов на всех уровнях в социально-экономической жизни страны.

Задача состоит в том, чтобы публичные обязательства Российского правительства принятые в период улучшения экономической ситуации в стране реализовались в полном объеме и в условиях кризиса. Это предполагает усиление социальной защиты населения, повышение объемов и качества оказания социальных услуг. Важно не допущения перехода к хроническим формам малообеспеченности среди отдельных категорий граждан, сохранить социальное благополучие и стабильность в государстве.

В правовых актах российской Федерации часто используется понятие малоимущий человек для определения имущественного статуса клиента. На основании Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.1997 г. №134-ФЗ. Малоимущим признается семья или одиноко проживающий гражданин, среднедушевой доход которого ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Данная категория граждан имеет право на получение социальной поддержки, в том числе на обеспечение жильем по договору социального найма.

Государство стремиться создать условия для сдерживания и преодоления проблемы экономической несостоятельности граждан. Прежде всего, это касается работающих и социально не защищенных категорий населения страны.

Решение поставленной задачи предполагает:

  1. Социальные выплаты и пособия, финансируемые из федерального бюджета, индексируются с учетом нового прогноза инфляции. Это относится, прежде всего, к пенсиям, пакету государственных пособий на детей, материнскому (семейному) капиталу, а также к выплатам, производимым в рамках законодательства о социальной поддержке отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
  2. Реализовано ранее принятое решение о повышении среднего размера социальных пенсий. Это означает увеличение социальных пенсий, а также базовой, гарантированной государством части трудовых пенсий сверх роста цен.
  3. Повышение уровня обеспечения населения Российской Федерации необходимыми лекарственными средствами, проведение комплекса мер по расширению доступности качественных, эффективных и безопасных лекарственных средств.
  4. Приняты специальные меры по снижению социальной напряженности, в отношении ухудшающейся ситуации на рынке труда. Прежде всего, увеличение максимального размера пособия по безработице.
  5. Проводится работа по реструктуризации задолженности по ипотечным кредитам для лиц, временно потерявших работу. Ведется работа по усилению адресности системы субсидий населению на компенсацию расходов по оплате услуг ЖКХ.
  6. В связи с кризисными процессами в экономике в сложной ситуации оказались студенты, в первую очередь обучающиеся на платной основе, а также учащиеся, воспользовавшиеся или планировавшие воспользоваться образовательными кредитами. Поэтому и предпринимаются меры по социальной поддержке студенчества. В числе таких мер развитие эксперимента по образовательному кредитованию с установлением низкого процента по кредиту (не более 11,5% в год) и усилением роли государственной поддержки учащихся в профессиональных учебных заведениях.
  7. Оказывается поддержка субъектам Российской Федерации, которые не в состоянии самостоятельно обеспечить реализацию первоочередных социальных обязательств перед гражданами, проживающими в регионе.

Проводимые правительством мероприятия по улучшению материального положения населения показывают что, государственная политика в современных условиях направлена на решение вопросов социальной защиты граждан и профилактики малообеспеченности как социально-экономического явления. Целью социальной поддержки является оказание материальной и финансовой и иной помощи нуждающимся, установление опеки, патронажа над ними. При этом главным выступает стимулирование личной, социально значимой инициативы, творчества, создания условий, при которых гражданин сам смог бы найти выход из сложного социально-экономического положения.

Для решения этой задачи, потребуется модернизация и развитие сектора социальных услуг, адресных программ для бедных и малообеспеченных категорий населения. Формирование системы социальной поддержки и адаптации, отвечающей потребностям современного общества, реализующей помимо социальной защиты функции социального развития и создающей доступные механизмы «социального лифта» для всех, в том числе для социально уязвимых, категорий населения.

Таким образом, малообеспеченность как социально-экономическая проблема это, прежде всего недостаточность материальных ресурсов для удовлетворения экономических и социальных потребностей человека. Со стороны государства решение данной проблемы требует достижение социального согласия, содействие развитию механизмов социальной адаптации и социальной поддержки населения, снижение социального неравенства. Меры, обеспечивающие решение данных задач, должны быть направлены на гармонизацию действий рынков, государства, семьи в области повышения уровня и качества жизни населения, создания в России общества равных возможностей для всех категорий граждан.

2. Формы социальной работы с малообеспеченными гражданами

Малообеспеченные граждане испытывают состояние бедности, при котором у человека или социальной группы (семьи) основные потребности, необходимые для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности, не могут быть полностью удовлетворены по причине отсутствия или недостаточности средств.

В качестве основного критерия определения уровня бедности населения в Российской Федерации выступает прожиточный минимум. Под ним понимается стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. В потребительскую корзину входит минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для жизнеобеспечения человека.

К малообеспеченным клиентам, которые не могут приобрести все продукты, товары и услуги, входящие в потребительскую корзину можно отнести малоимущие семьи и одиноко проживающих граждан.

Согласно Федеральному закону № 134-ФЗ от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» семья, среднедушевой доход которой ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей и имеет право на получение социальной поддержки. В состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы.

Малоимущими также считаются одиноко проживающие граждане, доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Социальная работа с малообеспеченными и одиноко проживающими гражданами осуществляется с помощью индивидуальных и групповых форм социальной работы. К индивидуальным можно отнести первичный прием, консультирование и т.д. К групповым: социальный патронаж, праздничные мероприятия, посвященные «Дню пожилого человека», «Дню инвалида», общественные работы, организация горячего питания, раздача продуктовых наборов, промышленных товаров первой необходимости (мыло, стиральный порошок, зубная паста и др.).

В ходе первичного приема специалист по социальной работе проводит сбор информации о причинах, которые привели к низкому имущественному статусу или бедности клиента. Он рассказывает гражданину о видах государственной социальной помощи, перечисляет и объясняет требования к оформлению документов, необходимых для получения социальных услуг. Специалист, по социальной работе уточняет у человека следующую информацию: его возраст, фактическое и реальное место проживания, семейное положение. Со слов клиента (при отсутствии документов: справки с места работы, свидетельств о рождении детей) вносится сведения о месте работы, наличии детей в возрасте до 18 лет. Все эти данные специалист по социальной работе заносит в журнал регистрации. На повторную консультацию гражданин должен предоставить все документы, необходимые для оказания ему государственной помощи. Специалист по социальной работе разъясняет клиенту, как оформить заявление на предоставление социальных услуг и договаривается с ним о дате проведения социального патронажа.

Особой формой социального обслуживания на дому, является социальный патронаж, который предполагает посещение клиентов с диагностическими, социально-реабилитационными целями. Данная форма социальной работы раскрывает ресурсы малоимущего гражданина, способствующие выходу из трудной жизненной ситуации. При оказании социальной помощи малообеспеченным гражданам используется первичный и плановый социальный патронаж.

Первичный социальный патронаж осуществляется для выявления, постановки на учет и оказания экстренной помощи клиенту. Плановый социальный патронаж позволяет выявить возможные изменения, которые произошли у малообеспеченного гражданина со времени последнего посещения.

Социальный патронаж малоимущих клиентов включает следующие этапы: подготовительный, основной, заключительный.

  1. Подготовительный этап предполагает планирование посещения семьи клиента на дому (договоренность с ним о времени и дате визита), определение цели проведения патронажа, выбор методов социальной диагностики. Специалист по социальной работе заранее разрабатывает сценарий проведения интервью с человеком, попавшим в трудную жизненную ситуацию, включает вопросы, характеризующие социально-экономическое положение, психологический климат семьи.
  2. Основной этап социального патронажа – посещение клиента на дому, проведение социальной диагностики (фиксировать необходимую информацию специалист может в тетради социального патронажа, где указываются фамилия, имя, отчество клиента, адрес, жилищно-бытовые условия семьи, наличие условий для отдыха, питания, организации его досуга) оказание консультативной помощи, социальных услуг.
  3. Заключительный этап – подведение итогов социального патронажа, который включает анализ результатов социальной диагностики, разработку рекомендаций специалистом по выходу малообеспеченного гражданина из трудной жизненной ситуации, оказание ему экстренной помощи.

Специалист по социальной работе оформляет результаты социального патронажа в виде акта обследования жилищно-бытовых условий, в случае первичного социального патронажа заполняется социальная карта клиента. Затем малоимущий гражданин приглашается на повторную консультацию.

Консультирование проводится с целью выбора вида социальной помощи и определения среднедушевого дохода одиноко проживающего клиента или семьи.

Среднедушевой доход одиноко проживающего клиента или семьи рассчитывается специалистом по социальной работе в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 07 марта 2003 г. «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

На основании вышеуказанного Федерального закона среднедушевой доход семьи при решении вопроса о признании ее малоимущей и об оказании ей государственной социальной помощи рассчитывается путем деления одной трети суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.

При решении вопроса о признании одиноко проживающего гражданина малоимущим и об оказании ему государственной социальной помощи его доход определяется как одна треть суммы доходов клиента за расчетный период.

При расчете среднедушевого дохода в состав семьи не включаются:

  • военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в качестве сержантов, старшин, солдат или матросов, а также военнослужащие, обучающиеся в военных образовательных учреждениях профессионального образования и не заключившие контракта о прохождении военной службы;
  • лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, а также лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда;
  • лица, находящиеся на полном государственном обеспечении.

Специалист по социальной работе во время определения среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитывает сумму доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи. Специалист по социальной работе во время консультирования принимает у клиента все документы (справки: о составе семьи, о размере заработной платы, о размере пенсии, стипендии и др.) проводит их первичную экспертизу. Затем проверяется наличие печати и подписи ответственных лиц, заверявших документы, отслеживается, правильно ли оформлено клиентом заявление об оказании ему государственной социальной помощи, отражены ли в нём все источники дохода. Специалист по социальной работе вправе проверить следующие сведения, указанные гражданином в заявлении об оказании ему государственной социальной помощи: месте жительства или пребывания семьи или одиноко проживающего клиента; доходах; степени родства членов семьи, их совместном проживании и ведении совместного хозяйства; имуществе, принадлежащем гражданину на праве собственности.

Используются различные способы проведения проверки сведений, предоставленных заявителем. Одним из наиболее эффективных способов является составление запроса в различные службы, которые располагают информацией, характеризующей трудную жизненную ситуацию клиента. В рамках соглашения между учреждением социального обслуживания населения и организации, необходимая информация, указанная гражданином в заявлении запрашивается специалистом по социальной работе. Это экономит время клиентов на сбор документов, которые специалист по социальной работе может проверить самостоятельно.

Далее специалист, по социальной работе определив среднедушевой доход семьи или одиноко проживающего гражданина, назначает вид государственной социальной помощи, а именно социальное пособие, социальные доплаты к пенсии, субсидии, услуги и жизненно необходимые товары или иные меры социальной поддержки.

В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 17 июля 1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» социальное пособие рассматривается как безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств бюджетной системы Российской Федерации. Кроме денежных выплат малоимущим клиентам в учреждениях социального обслуживания населения предоставляются социальные услуги.

Набор социальных услуг представляет собой перечень, куда входит дополнительная бесплатная медицинская помощь (обеспечение по рецептам врача или фельдшера необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов); предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение; лекарственные средства. В перечень так же включен бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Социальная доплата к пенсии определяется как денежная сумма, выплачиваемая малоимущему гражданину пожилого возраста к пенсии и отдельные меры социальной поддержки, предоставляемые в натуральной форме. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, не достигает величины прожиточного минимума. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается гражданину пожилого возраста уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера. Социальная доплата к пенсии клиента устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации. Данный вид государственной социальной помощи не выплачивается в период выполнения клиентом работы или иной деятельности, в период которой он подлежат обязательному пенсионному страхованию.

К субсидиям относятся целевые назначения полной или частичной оплаты гражданам социальных услуг. Они предоставляются клиентам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для малоимущих семей максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму. Право на получение субсидии согласно Постановлению Правительства Российской Федерации «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 имеют следующие малообеспеченные граждане:

  • пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде;
  • наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде;
  • члены жилищного или жилищно-строительного кооператива;
  • собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).

Субсидии предоставляются клиентам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении с ними соглашений по ее погашению. Размер данного вида государственной социальной помощи исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, нормативной площади жилого помещения и допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Величина предоставляемой субсидии не должна превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

После оформления государственной социальной помощи специалист по социальной работе вносит информацию о клиенте в автоматизированный банк данных малообеспеченных граждан, который содержит следующие сведения: состав семьи, место проживания, паспортные данные, состав имущества, находящегося на праве собственности, доходы, категория семьи (полная, неполная, одинокая мать, пенсионеры, семья с ребёнком инвалидом), одиноко проживающий гражданин.

В некоторых регионах страны введен такой вид адресной социальной помощи малообеспеченным одиноко проживающим гражданам как благотворительное горячее питание. Пожилые люди, инвалиды, лица с заболеваниями психоневрологического профиля и попавшие в экстремальные ситуации могут посещать социальные столовые. Для клиентов, имеющих ограничения в передвижении, горячие обеды и полуфабрикаты доставляются на дом.

Следующей интересной формой работы с малоимущими категориями населения является организация малого подворья. Комплексные центры социального обслуживания населения приобретают для малообеспеченных пенсионеров и инвалидов, а также семей с детьми, проживающих в сельской местности скот, птицу, комбикорма и др.

Кроме того, в некоторых учреждениях социального обслуживания населения организуются кассы взаимопомощи, где денежные средства используются на оказание экстренной материальной помощи малоимущим гражданам путем выдачи беспроцентной ссуды со сроком погашения до одного года.

Неработающим пенсионерам и инвалидам, получающим социальную пенсию, а также беременным женщинам может быть предоставлена возможность бесплатного проезда один раз в квартал на всех видах общественного транспорта. Малоимущие граждане могут посетить учреждения здравоохранения, близких родственников, по мере необходимости. Оплата поездок по социальной необходимости осуществляется центрами социального обслуживания населения по факту предъявления клиентом проездных билетов и личного заявления.

Специалисты по социальной работе проводят ярмарки изделий, изготовленных на предприятиях общественных организаций инвалидов, мастерских центров социального обслуживания населения, социально-реабилитационных учреждений. Данная форма социальной работы с малообеспеченными гражданами позволяет им получить прибыль от продажи изделий, сохранить и увеличить для них рабочие места, дает людям возможность чувствовать себя способными трудиться и создавать изделия, пользующиеся спросом.

Государство развивает социальную работу с малоимущими гражданами с помощью такой новой организационно-правовой формы как «договоры социальной дотации». В этом социальном контракте, заключаемом между гражданином и учреждением социального обслуживания населения по месту жительства, гарантируется предоставление денежных выплат тем малообеспеченным семьям, которые предпринимают активные действия по поиску работы, ведут здоровый образ жизни, заботятся о детях, не совершают асоциальные поступки и противоправных действий.

Таким образом, социальная работа с малообеспеченным категориями населения проводится с помощью индивидуальных и групповых форм. Первичный прием клиентов, как индивидуальное взаимодействие специалиста и клиента позволяет определить степень нуждаемости человека или его семьи и определить стратегию оказания ему помощи. Социальный патронаж относится к групповым формам социальной работы с малоимущим гражданином, в результате его проведения специалист получает информацию об организации быта клиента, периодичности его питания, занятости и т.д. В целях профилактики иждивенческой позиции среди бедных граждан используются и многие другие формы социальной работы, способствующие увеличению их доходов.

Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (ого) ниже величины прожиточного минимума, считается малоимущей (им) и имеет право на получение государственной социальной помощи. Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им социальной помощи» 1 установлено, что соответствующий расчет осуществляется органом социальной защиты населения по месту их жительства либо пребывания. Учет и расчет доходов производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи.

В состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы.

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам. Под государственной социальной помощью понимается предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров.

Целями режима государственной социальной помощи являются: поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, а также адресное и рациональное использование бюджетных средств.

На уровне Российской Федерации производится разработка и реализация федеральных целевых программ оказания гражданам государственной социальной помощи на территории Российской Федерации, установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории Российской Федерации.

Оказание государственной социальной помощи предусмотрено законом в виде денежных выплат (социальных пособий, субсидий, компенсаций и других выплат), а также в виде натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи). Размер государственной социальной помощи определяется законодательством субъектов Российской Федерации в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

При определении права на государственную социальную помощь учитывается не только среднедушевой доход, но и уважительность причин получения дохода ниже прожиточного минимума. Перечень таких причин устанавливается субъектами Российской Федерации. Так, согласно постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 6 июня 2012 г. № 595 «О реализации главы 33-2 “Государственная социальная помощь” Закона Санкт-Петербурга “Социальный кодекс Санкт-Петербурга”», которым утвержден Порядок предоставления государственной социальной помощи в Санкт-Петербурге, причины, по которым заявитель (члены его семьи) имеет (имеют) среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге, являются уважительными для получения государственной социальной помощи в следующих случаях:

  • - осуществление ухода за проживающим(и) с ним ребенком (детьми) до трех лет и (или) тремя и более детьми в возрасте до восьми лет;
  • - отсутствие работы при условии, что перерыв в работе либо перерыв между ее прекращением и регистрацией в государственной службе занятости населения не превысил одного месяца;
  • - осуществление ухода за пожилым, нуждающимся но заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе или достигшим возраста 80 лет, инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, а также ухода за членом семьи, временно нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постороннем уходе;
  • - нахождение на амбулаторном или стационарном лечении на все время болезни;

допуск ко вступительным экзаменам в высшие, средние и начальные профессиональные образовательные учреждения и др.

Для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям в городе Москве введен дополнительный критерий - уровень имущественной обеспеченности . С 1 января 2017 г. вводится дополнительный критерий нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям - уровень имущественной малообеспеченности. Критериями оценки уровня имущественной обеспеченности являются: наличие недвижимого имущества; наличие транспортных средств, самоходных транспортных средств и других видов техники; наличие денежных средств во вкладах и на счетах в банках.

Оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на основании сведений, предоставленных при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям. Департамент труда и соцзащиты населения осуществляет проверку достоверности сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи. Постановление Правительства Москвы от 28 декабря 2016 г. № 954-ПП «О введенииуровня имущественной обеспеченности в качестве критерия нуждаемости (малообеспеченности) семьи и порядке оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставлениямер социальной поддержки малообеспеченным семьям».

Точкой отсчета бедности является прожиточный минимум. Согласно ФЗ «О прожиточном минимуме РФ» (1997 г.), он рассчитывается исходя из стоимости потребительской корзины с учетом суммы, затрачиваемой на обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина – минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение государственной социальной помощи. Малоимущими являются:

· частично или полностью нетрудоспособные граждане, в частности не имеющие трудоспособных близких родственников;

· пенсионеры;

· инвалиды;

· одинокие пожилые люди;

· многодетные семьи;

· неблагополучные семьи;

· семьи безработных.

Сейчас группу малообеспеченных пополняют семьи с малолетними детьми (особенно до 6 лет), молодые семьи (особенно студенческие), семьи беженцев и вынужденных переселенцев, семьи бюджетников.

В числе мер, осуществляемых государством по социальной защите малообеспеченных граждан, важнейшими являются:

· льготное налогообложение;

· предоставление бесплатных или льготных услуг (в здравоохранении, на транспорте, в коммунальном обслуживании и т.п.);

· пособия по безработице, на детей;

· пенсии и т.д.

При оказании материальной или финансовой помощи учитывается имущественное положение семьи (наличие жилья, автомобиля, гаража и т.п.), а также ее тип.

В маргинальной семье из-за болезни, алкоголизма родителей резко снижены возможности осуществлять нормальное воспитание детей. Часть таких семей имеет люмпенизированный характер (крайне низкие доходы или их отсутствие, высокий уровень потребления алкоголя или наркотиков, плохие жилищные условия или отсутствие жилья и т.п.). Для таких семей раздача продуктов, денег, жилья не решает проблемы, формируя установку «деклассированного иждивенца», поэтому необходима ликвидация или выравнивание причинных факторов.

Уровень жизни кризисной семьи ниже черты бедности, она испытывает серьезные проблемы с выживанием, в том числе физическим, сохранением супружеских отношений, воспитанием детей.


В данном случае, безусловно, необходимо оказать помощь в трудоустройстве (создание новых рабочих мест, переквалификация и переобучение), не злоупотребляя уравнительными пособиями и разовой гуманитарной помощью, в поиске бесплатных путей получения информации и консультации.

В благополучной семье уровень достатка на 15 – 20 % выше среднего, но возможности получать дорогостоящие социальные услуги (информационные, консультационные, психотерапевтические и т.п.) она не имеет. Данный тип семьи временные затруднения может решать самостоятельно, без внешней помощи (которая в отдельных случаях может восприниматься как унижающая достоинство).

Процветающих семей сегодня около 10 %.

К основным направлениям социальной работы с малоимущими семьями можно отнести:

1) выявление такого рода семей, наблюдение за ними, изучение их состояния, потребностей, специфики воспитания детей и внутрисемейных отношений, что позволит определить тип семьи, направления помощи, которую можно предложить, в том числе привлекая других специалистов и другие организации;

2) оказание юридической помощи: отстаивание интересов малоимущих и членов их семей, помощь в предоставлении различных консультационных услуг, защита прав малоимущих и т. п.;

4) организацию досуга и отдыха детей из семей данной категории совместно с профсоюзными организациями и администрацией предприятий и организаций, находящихся на данной территории;

5) оказание помощи в трудоустройстве;

6) содействие в создании клубов, кружков, центров и т. п. для профессионального обучения или переобучения;

7) трудоустройство несовершеннолетних;

8) помощь в создании ассоциаций, объединений, групп самопомощи; оказание содействия в организации общения с уже существующими группами, отдельными лицами и т. п.;

9) помощь в организации различных курсов, кружков и школ, в том числе частных;

10) создание специальных фондов.

ВВЕДЕНИЕ

Социальная работа с малообеспеченными и многодетными семьями – сложное, многоаспектное понятие. Социальная работа является деятельностью, цель которой оптимизировать осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе. Эта деятельность является профессиональной и направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно так называемых слабых слоев и групп (многодетных семей, малообеспеченных семей и т.д.). Ясно, что такая деятельность имела место с самого начала возникновения человеческого общества, принимая разные формы на различных этапах его развития. Исторически социальная работа выросла из филантропической (благотворительной) деятельности, которой занимались различные религиозные, общественные, а позднее и предпринимательские организации. Филантропия изначально была направлена на помощь бедным, больным, бездомным, сиротам и другим социально обездоленным категориям населения.

Важно отметить, что сегодня социальная работа с малообеспеченными и многодетными семьями как разновидность деятельности направлена на реализацию мер социальной поддержки данных социальных групп. В этом широком смысле социальная работа касается каждого человека, всего населения.

Актуальность темы исследования. Повышение благосостояния малообеспеченных и многодетных семей и является одной из целей любого общества, стремящегося к прогрессу. Государство, заботящееся о своих гражданах, должно создавать благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе.

В настоящее время негативное влияние на благосостояние семей

оказывают высокий уровень безработицы, высокие тарифы на жилищно-коммунальные услуги, низкий, не соответствующий стоимости жизни уровень оплаты за труд. Малообеспеченные и многодетные семьи практически не имеют возможности оплачивать дорогостоящие услуги образования и здравоохранения, бытовые услуги и многие другие материальные, социальные и духовные блага. В этих условиях становится невозможной качественная социализация детей, реализация их потенциальных возможностей, их духовное и интеллектуальное развитие. Проблема бедности в семье приобретает устойчивый характер. Таким образом, бедность – одна из наиболее актуальных и острых проблем современной России.

Цель и основные задачи исследования. Целью работы является анализ социальной работы с малообеспеченными и многодетными семьями определение путей совершенствования. Для достижения поставленной цели предполагает необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть малообеспеченные и многодетные семьи как очаги социальной напряженности.

2. Проанализировать проблемы малообеспеченных и многодетных семей и технологии социальной профилактики.

3. Рассмотреть формы и методы социальной защиты малообеспеченных и многодетных семей.

Объект исследования – проблема социальной работы с малообеспеченными и многодетными семьями.

Предметом изучения является социальная работа с малообеспеченными и многодетными семьями.

При подготовке работы были рассмотрены законодательные и нормативные документы, определяющие институциональные основы социальных гарантий государства.

Структура работы. В соответствии с целью и задачами исследования работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

1 ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ И НАСТОЯЩЕЕ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МАЛООБЕСПЕЧЕННЫМИ И МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ

1.1 Сущность социальной работы с малообеспеченными и многодетными семьями

Современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этим важным является охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Социальная работа с малообеспеченными и многодетными семьями– универсальный социальный институт: ее носители оказывают помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств.

Единственный критерий в этом вопросе – потребность в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненным затруднением.

Социальная работа - профессиональная деятельность, имеющая целью содействие людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.

Являясь деятельностью по оказанию помощи малообеспеченным и многодетным семьям, в решении их проблем, социальная работа принадлежит к числу гуманных профессий. Подобно медицине, имеющий своей целью избавлению людей от болезней, или педагогике, направленной на формирование человеческой личности, она является практическим выражением принципа гуманизма, согласно которому высшей ценностью в обществе является человек. Гуманность представляет собой такое моральное качество, которое характеризует отношение социальных работников к их клиентам.

Подобно всем социальным институтам, институт социальной защиты и социальной работы, в конечном счете, выполняет важнейшую для государства и общества задачу – задачу стабилизации и сохранения социума, поддержания и гармонизации существующих общественных отношений и обеспечения условий для его всестороннего развития – т.е. по сути дела является одним из существенных факторов обеспечения стабильности и безопасности государства.

Общественно-политические и социально-экономические кризисные явления в России стали причиной серьезных социальных потерь, затронувших большинство семей. В наиболее сложном положении оказались малообеспеченные и многодетные семьи. Многодетность на большинстве территорий Российской Федерации фиксируется при наличии трех и более детей (в ряде субъектов Федерации – пяти и более). Многодетные семьи, когда-то составляющие большинство на территории России (в 20 веке в Европейской части страны на каждую семью приходилось в среднем 8-9 рождений), в настоящее время устойчиво занимают незначительную долю (5,3%) от общего количества семей. Доля бедных среди многодетных семей особенно велика. Если среди всех семей с детьми она составляет около 50%, то среди семей с тремя детьми она значительно выше – около 85%, а среди семей с четырьмя детьми и более – превышает 90%. Более того, значительная часть многодетных семей не имеет и половины прожиточного минимума на члена семьи. А между тем в многодетных семьях воспитывается около 20% детей в стране.

Внимание к малообеспеченным и многодетным семьям, особенно в сельской местности, в современной науке объясняется тем, что в условиях углубляющегося социально-экономического кризиса и духовно-психологического шока среди других травмированных категорий они занимают одно из первых мест.

1.2 История развития социальной работы с малоимущими и многодетными семьями

Социальная работа как общественное явление свойственна человеческому обществу с момента его существования: в различные периоды своего развития общество помогает своим членам в различной форме помогать выживать. Данная модель помощи определяется уровнем развития общества, его культурой в конкретно-исторический период. Самые первые формы социальной помощи малообеспеченным и многодетным семьям – милостыня. С появлением государства процесс оказания помощи обогащается системными свойствами (законодательное основание помощи, регламентация процесса и т. п.).

Во второй половине XIX в. активное участие в процессах оказания помощи начинает играть не только государство, церковь, но и различные общественные организации, прежде всего – благотворительные, просветительские общества, феминистские организации.

Государственная система помощи и поддержки сосредоточила свое внимание, в основном, на лечении социальных недугов, таких, как бедность, беспризорность, нетрудоспособность. В ряде стран появляются государственные организации, целенаправленно осуществляющие на местах государственную политику в деле социального обеспечения и поддержки.

Развитие социальной работы в России имеет свою логику и особенности, которые выражаются и в понятийном аппарате истории российской социальной помощи (благотворительность и призрение – основные, специфические понятия отечественного опыта) и в содержании, и в формах. Эта специфика формировалась в условиях цивилизационного своеобразия России (особенности образа жизни, менталитета, традиций культуры, народной педагогики и т. п.).

Выделение основных этапов дореволюционной деятельности по призрению и благотворительности связано с характером участия в ней различных сил: церкви, государства, общественности.

Так, первый этап: X – середина XVIII вв. – отмечен активной благотворительной деятельностью церкви и постепенным формированием государственной системы призрения. Ко второй половине XVIII столетия в России формируется устойчивая государственная политика, направленная на помощь обездоленным и нуждающимся. Появляются действенные формы и методы помощи нуждающихся: сиротам, незаконнорожденным, вдовам, престарелым, нетрудоспособным, инвалидам, увечным, душевнобольным, заключенным погорельцам и т. д. Различаются два типа призрения: “закрытое” – в специально созданных для этого учреждениях (госпитали, приюты, богадельни и т. п.), “открытое” – вне заведений, осуществляемое в виде пенсий, пособий, обеспечения землей, профессией. Церковное и частное призрение существует наряду с государственным призрением и имеет порой ведущее значение.