Презентация Древние люди презентация занятия для интерактивной доски по окружающему миру (старшая группа) на тему. Древнейшие люди Применение огня измени-ло жизнь людей

Древнейшие люди Они общались друг с другом, подобно животным, Люди еще не сумели помощью разнообразных разговаривать. Они звуков. Объем мозга у общались друг был с другом, древнейшего человека больше, чем у обезьяны, но с подобно животным, намного меньше, чем у людей помощью разнообразных нашего времени. звуков. Объем мозга у древнейшего человека был больше, чем у обезьяны, но намного меньше, чем у людей нашего времени. Жили люди не в одиночку, а группами, которые ученые называют человеческими стадами. Все в стаде от мала до велика занимались охотой, собирательством 2. Древнейшие орудия труда. Если бы мы могли понаблюдать за человеческим стадом, то, возможно, увидали бы такую картину. Люди подошли к речушке, привела их сюда не жажда. Они разыскивают на мелководье камни. Берут не каждый. Один отбросят — не годится. Другой поднимут: этот подходящий? Теперь необходимо заострить его. Древнейший человек брал в руки гальку — гладкий округлый камень. Ударами другого камня он раскалывал гальку и заострял ее — получалось грубое орудие труда. Но только люди умели заострять камни, чтобы с их помощью обтесывать дубины или обтачивать палки-копалки. Умение изготавливать орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных. 3. Как охотились древнейшие люди? Точно ответить на этот вопрос трудно. Уж очень давно жили на Земле первые люди! В наши дни ведется изучение жизни диких зверей. Наблюдая за тем, как стая мелких хищников пытается отобрать у крупного его добычу, ученые предполагают, что так же могли поступать и древнейшие люди. Вообразим себе африканские степи два миллиона лет назад. Львица напала на антилопу, задрала ее и хочет утащить. Заметив это, десятки охотников со всех сторон подкрадываются к страшному зверю. Они начинают оглушительно кричать, размахивать дубинами, кидать в львицу камни. А хищница в ответ рычит, выпускает когти, скалит клыки, зловещим огнем горят ее глаза. Но если она утомлена преследованием антилопы и успела насытиться, то боя с людьми не примет. Бросив тушу, львица скроется в степи. Вот еще один способ древнейшей охоты. Представим себе: большое стадо зебр мирно щиплет траву. Люди нападают на животных, которые спасаются бегством. Как ветер мчатся зебры: конечно, их не догнать. Но в стаде есть больные, есть очень старые и совсем еще молодые животные. Эти не поспевают за остальными и отстают. Если охотникам удается отрезать от стада зебру, они оглушают ее дубинами, наносят тяжкие раны заостренными камнями и убивают. 4. Овладение огнем. Разные опасности подстерегали человеческие стада. Одной из самых страшных был огонь. Представим себе, молнией зажгло кустарники и траву, кругом заполыхало. Огня боится все живое: подальше от пожара улетают птицы, спасаются бегством и звери, и люди. Как человек овладел огнем? Этого никто не знает. Быть может, однажды, превозмогая страх, смельчаки приблизились к огню. Это могло быть зажженное в грозу дерево или горящая лава из вулкана. Тогда и было сделано великое открытие: сунешь ветку в пламя — поймаешь огонь! Теперь он твой! На стоянках людей запылали костры. Мясо, испеченное на угольях, оказалось вкуснее и питательнее, сырого. Яркий огонь обогревал холодной ночью, разгонял мрак, отпугивал диких зверей. Так жили наши предки. Им предстоял еще долгий путь развития, прежде чем стать такими, как современные люди. Задание на дом: § 1, с. 8-11. Ответить на вопросы на с. 11.

Слайд 1

Шильниковская В.В.
Древнейшие люди

Слайд 2

Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом? Дайте определение понятию «Всемирная или всеобщая история»? Как называется 1-я часть Всеобщей истории? Что изучает история Древнего Мира?
Проверка Домашнего задания

Слайд 3

Облик древних предков. Первое орудие труда. Охота и овладение огнем. Новые слова: орудия труда, человеческое стадо, палка-копалка, рубило.
План

Слайд 4

Облик первобытного человека
Согласно научным данным первобытные люди появились на Земле более 2 млн лет назад. Люди произошли от обезьян, но не от тех, которые в наше время проживают в южных лесах, а от давно вымерших обезьян, кости которых находят в земле.

Слайд 5

Первое орудие труда
Чем древние люди отличаются от людей нашего времени? Чем древнейшие люди отличаются от обезьян? Что называется орудием труда? Что могли делать этим орудием труда первобытные люди? Записать в тетрадь: ОРУДИЕ ТРУДА – это то чем человек работает.

Слайд 6

Охота и овладение огнем.
Записать в тетрадь: Человеческое стадо – древнейший коллектив людей, в котором они трудились и свои умения передавали по наследству. - Подумайте, как люди могли овладеть огнем?

Слайд 7

Приключение доисторического мальчика
… Крек рассказал все что с ним случилось, почему они не могли вовремя вернуться в пещеру. Он пробовал разжалобить стариков. Мы надеялись раздобыть много пищи на всех, - задыхаясь закончил мальчик свой рассказ, - и только потом я покинул пещеру. Уходя, я позаботился, о том, чтобы огонь не погас, а прожил бы до нашего возвращения. Огонь умер… - проворчал один начальник. – И пусть будет отомщен.
Крек и Ожо растеряно озирались кругом. Дикие крики взывавшие о мести, становились все громче и громче. Напрасно братья искали проблеска жалости на лицах старейшин и охотников. Все лица были искажены отчаянием и яростью, во всех взглядах светилась свирепая решимость. Старейший начальник встал, подошел к детям, схватил их за руки и…

Cлайд 1

Древнейшие люди Домашняя работа: Параграф 1 2 вопрос письменно, остальные устно Понятия выучить

Cлайд 2

План урока Облик далеких предков Древнейшие орудия труда Охота древних людей Овладение огнем

Cлайд 3

Облик далеких предков Первые люди появились около 2 млн. лет назад Древнейшие люди жили в теплых странах – Восточной Африке Как вы думаете, почему древнейшие люди жили именно в жарких странах? У людей не было защиты от холода Легче было найти пищу и выжить Много различных видов растений и животных

Cлайд 4

Облик далеких предков В своем развитии люди прошли 3 основных стадии: Австралопитеки (южная обезьяна), его останки были найдены в Южной Америке Они были прямоходящие, большой палец был противопоставлен, как у человека, остальным пальцам

Cлайд 5

Облик далеких предков Второй этап: Питекантроп (обезъяна-человек), облик их больше походил на человека. Мозг увеличился, орудия труда очень разнообразны. Они научились делать ручное рубило, скребки, рубящие рубила с одним острым, рабочим краем. Пользовались огнем

Cлайд 6

Облик далеких предков Третий этап: Неандертальцы (от названия долины Неандерталь в Германии) – по своему строению напоминают современного человека. Набор каменных орудий очень разнообразен, появились остроконечники, острия.

Cлайд 7

Облик далеких предков С появлением людей современного типа – кроманьонцев, заканчивается процесс становления человека и начинается история человечества

Cлайд 8

Облик далеких предков Откройте карту на странице 7, ответьте на вопросы: Где жили древнейшие люди? Где следы их жизни не обнаружены? Чем древние люди отличаются от людей нашего времени? Чем древнейшие люди отличаются от обезьян?

Cлайд 9

Древнейшие орудия труда Орудия труда - это то, чем человек работает. Палка-копалка - орудие древнейшего человека, с помощью которого он добывал пищу и оборонял свое жилище. Рубило - каменное орудие труда с режущими кромками

Cлайд 10

Охота древних людей Собирательство Отбирали пищу у хищников Коллективная охота – загоняли стадо в ущелье, либо в специально выкопанную яму Человеческое стадо - древнейший коллектив людей, в котором они трудились и свои умения передавали по наследству.


План урока.

1. Происхождение человека.

2. Древнейшие орудия труда.

3. Охота древних людей.

4. Овладение огнем.


Задание на урок

Запишите в тетради- чем древние люди отличались от животных?


1. Происхождение человека.

Археологические раскоп-ки свидетельствуют о том, что первые люди появились в восточной Африке. ПОЧЕМУ?

Здесь в районе Олдувайс-кого ущелья англича-нин Эванс обнаружил останки австралопите-ка (южный человек), который жил около 5 млн.лет назад


1. Происхождение человека.

Древних людей, которые использовали орудия труда ученые называют Homo habilis- “ человек умелый».

Их внешний вид сильно изменился-увеличился объем черепа,исчезли надбровные дуги,умень-шилась передняя челюсть стал исчезать воло-сяной покров на теле.

Австалопитеки были маленького роста, их тело было покрыто шерстью,но они уже ходили на 2-ногах.

Освобождение рук привело к быстрому развитию первых людей. ПОЧЕМУ?

Изготовление орудий труда стало главным отли-чием человека от животных.


1. Происхождение человека.

С течением времени древние люди изменили мес-то своего жилья.Если австралопитеки жили на деревьях( Почему? ), то habilis- ы начали стро-ить жилища самостоятельно.

Иногда они выгоняли из пещер диких животных и обживали их.Люди жили стадами. Почему?


2. Древнейшие орудия труда.

Основным занятием древних людей было собирательство.

Но даже довольствуясь дарами природы дре-вние люди изготов-ляли орудия труда.

На их производство шел камень.Первым орудием труда было рубило -галька заост-ренная с одного края.


2. Древнейшие орудия труда.

Для производства ру-била люди отбирали на берегу реки округ-лую гальку, и обра-батывали её скалы-вая другим камнем с узкого края малень-кие кусочки.

Рубила были непрочны ми-быстро ломались, поэтому их нужно было очень много.


2. Древнейшие орудия труда.

Другими орудиями дре внего человека были отщепы - образовав-шиеся после обработ-ки гальки.

Отщепы использова-лись как ножи и скре бки при обработке шкур животных.


2. Древнейшие орудия труда.

Кроме камня,для изго-товления орудий лю-ди использовали кос-ти животных и рыб.

Из них как правило де-лали иглы и шило, применяемые для из-готовления одежды


3. Охота древних людей.

Кроме собирательства другим важнейшим заня-тием наших далеких предков была охота.

Они загоняли крупных животных на берег реки, к обрыву или в ловушку и забивали их камня-ми.

Удачная охота позволяла обеспечить себя едой на длительное время.


4. Овладение огнем.

Очень часто для охоты люди использовали огонь -они обжигали длинные колья,заост ряя их и делали ко-пья.

Кроме того для загона животных применя- лись факелы -живот-ные опасаясь огня бежали туда где его нет- к ловушке.


4. Овладение огнем.

Первоначально люди бра-ли огонь от загоревших-ся после попадания мол-нии деревьев.

За ним строго следили, и если огонь потухал, то виновников изгоняли.

Такой способ получения огня был очень ненаде-жен и люди стали ис-кать как получить пла-мя не завися от природы


4. Овладение огнем.

Многие племена испо-льзовали до сер. 20 ве ка способ известный сотни тысяч лет на-зад-трение 2-х пало-чек.

В одной делалось углу-бление, в нее встав-лялась другая палоч-ка, и как только пос-ле вращения они наг-ревались люди подк-ладывали мох.


4. Овладение огнем.

Применение огня измени-ло жизнь людей.

Почему?

Самым важным следстви-ем стало употребление вареной или жареной пищи.Это привело к рез кому скачку в умствен-ном развитии человека.

За короткий срок,после ов ладения огнем,древний человек приобрел сов-ременный облик.


Выберите правильный ответ-

питекантропы

Древних людей живших в Южной Африке назвали

Homo habilis

австралопитеки

на деревьях

Сначала древние люди жили...

в пещерах

в шалашах

собирательство

Основным занятием

древних людей было...

охота

изготовление орудий

ударяя камни

Первый огонь древние

люди получили...

трением палочек

от лесных пожаров

Презентация к теме «Древнейшие люди» (§ 1 учебника История Древнего мира для 5 классов) состоит из 11 слайдов, содержащих 3 видеоролика (”Смена климата”, 01 мин 47 сек, ”Орудия труда”, 00 мин 22 сек и ”Способы охоты”, 01 мин 16 сек) , 10 иллюстраций и схемы .

Слайды 3, 5, 7-10 имеют внутренние переходы.

Просмотр слайдов презентации (без анимации) :

Для упрощения передачи ресурса в сети Интернет файлы упакованы в zip-архив.

Самозапускающийся файл данной презентации называется 01_drevn_ludi.pps .

Презентация ”Древнейшие люди” подготовлена в качестве иллюстративного материала, призванного помочь учителю использовать на уроке метод погружения в прошлое.

Каждый учитель создаст свою архитектуру урока, но все мы на первых порах больше внимания уделяем закладке фундамента в виде базовых знаний и умений.

Слайд 4 с видеороликом ”Смена климата” должен показать взаимосвязь Природы и Человека.

По ходу демонстрации ролика учитель может рассказать об изменениях на Земле, способствующих эволюции предка человека.

Учитель : Древнейший человек очень был похож на животного не только внешним видом, но и способностью приспосабливаться к окружающей среде. 8 млн. лет тому назад Африка представляла собой непроходимый лес, который давали нашим предкам и пищу, и кров, и защиту. Но на тысячакилометровой глубине океана стали происходить процессы, которые повлияли и на облик Африки, и на облик предка человека. Вулканические извержения двигали плиты, меняя поверхность земли. Там, где будущий Индостан столкнулся с Азией, плиты стали наползать друг на друга, образуя 5-километровые горные хребты Гималаев. Здесь в горах формировались сильнейшие штормы и муссоны, проливавшиеся дождями, и Африка перестала получать с воздухом живительную влагу. Африканские тропики стали вымирать, и через миллионы лет на месте густых лесов остались лишь редкие деревья. И предки человека, чтобы выжить, вышуждены были с четверенек встать на ноги, чтобы дальше видеть во время перебежек от дерева к дереву и освободить руки для орудий труда, необходимых для добывания пищи. Чтобы выжить предок человека вынужден был эволюционировать.

Слайд 5 ”Внешний вид древнего человека”

Задание этого слайда направлены на развитие у учащихся различных форм познания. Предлагаемое изображение первобытного человека сопровождается заданием учителя - описать человека, найти отличия от современного человека, сделать вывод, почему первобытный человек имел именно такие внешние черты.

В ходе работы активизируются эмпирические методы исследования: наблюдение и описание, и в результате анализа, основанного на знаниях и представлениях учащихся, делаются выводы, несущие с собой новое знание.

Результаты самостоятельной аналитической работы учащихся проверяются (и подтверждаются) тезисами слайда.

Аналогичная работа может быть проведена и на Слайде 10 , где рассматривается влияние на развитие человека и овладения огнём.

Учащимся может быть предложено рассмотреть, как огнь повлиял на жизнь первобытных людей и какую пользу люди могли из него извлечь. Переход изображения на слайде также проверяет (и подтверждает) умозаключения учащихся. Причём, подчас выводы учащихся шире, чем тезисы слайда.