Павел Федорович Дерунов: путь к "Сатурну". Связанные одной судьбой: к столетию Павла Дерунова Моторы для фронта

Крайние даты документов: 1937 - 2007 гг.

Документы об образовании, почетные грамоты, димломы, доклады, проекты выступлений, документы служебной деятельности, статьи Дерунова П.Ф., имущественно-хозяйственные материалы, переписка, книги, газеты, документы о родственниках, фотографии.

Историческая справка

Павел Федорович Дерунов - Герой Социалистического труда, награжден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, Знак Почета, почетный гражданин г. Рыбинска, бывший генеральный директор объединения моторостроения (в настоящее время ОАО НПО "Сатурн"). Родился П.Ф. Дерунов 27 марта 1916 года в селе Алтайском Алтайского района Западно - Сибирского края в семье служащего (отец был фельдшером). В 1923 году семья Деруновых переехала в п. Песочное Рыбинского района Ярославской области, где поступил учиться в фабрично-заводскую семилетку. После окнчания школы с 1933г. по 1934г. продолжал учебу в Калязинском механическом техникуме (Калининская область). С 1934 г. по 1939г. учился в Рыбинском авиациоонном технологическом институте, после окончания которого был направлен на работу на завод им. Сталина в г. Пермь инженером-технологом, затем старшим технологом участка, начальником участка, ведущим технологом. В 1939 году Павел Федорович женился. Его жена-Зоя Афанасьевна, закончила фармацевтическое учебное заведение в г. Иванове и работала в Рыбинске фармацевтом. Их старший сын Герман Павлович родился 19 мая 1943 года в Перми. Через несколько лет родился младший сын Виктор. В последний год Великой отечественной войны Павел Федорович Дерунов был переведен в г. Рыбинск для восстановления производства на моторостроительном заводе и назначен на должность главного инженера предприятия. Инициативного руководителя и высококвалифицированного специалиста, каким в те годы был павел Федорович, в 1958 году назначили директором Ярославского моторного завода, а затем заместителем председателя Ярославского совнархоза (1959). В марте 1960 Павел Федорович назначен директором Рыбинского моторостроительного завода. Он много сделао для внедрения на предприятии научной организации труда, производства и управления, разработал систему количественной оценки НОТПУ, за что был удостоен Государственной премия СССР в области науки и техники в 1969 году. В феврале 1973 года Дерунов П.Ф. был назначен на должность заместителя министра авиационной промышленности СССР. В декабре 1974 года назначен генеральным директором Рыбинского производственного объединения моторостроения. Обладая большим организаторским талантом и разносторонним производственным опытом, глубокими экономическими и техническими знаниями, Пвел Федорович внес крупный вклад в развитие объединения и повышение эффективности его работы. Выпускаемые объединением авиационные моторы для флагмана Аэрофлота-пассажирского самолета ИЛ-62М по надежности и экономичности относятся к числу лучших в мире. За период работы Павел Федорович прилагает большие усилия для улучшения социального развития города Рыбинска. В широких масштабах ведется объединением строительство жилых домов, объектов социально-культурной сферы хозяйственным способом, благодаря этому в городе появляется крупный жилой микрорайон "Скоморохова гора", дворец спорта "Полет", плавательный бассейн "Сатурн" и др. Павел Федорович принимает активное участие в партийной и государственной деятельности, являясь депутатом Верховного Совета РСФСР 8-го Созыва 1971 года, 9-го Созыва 1975 года, 11-го Созыва 1985 года, членом Ярославского областного комитета КПСС и Андроповского горкома КПСС, депутатом Андроповского городского Совета народных депутатов и членом бюро парткома объединения. 22 февраля 1973 года Дерунову П.Ф. было присвоено звание Почетного гражданина г. Рыбинска Павел Федорович Дерунов умер 30 июня 2001 года. Решением Рыбинского Совета депутатов 3-го Созыва №130 от 22.09.2005 года площадь Юбилейная города Рыбинска была переименована в площадь П.Ф. Дерунова.Личные документы Дерунова Павла Федоровича передала в архивный отдел жена - Зоя Афанасьевна.

Константин КУЗНЕЦОВ. Кандидат исторических наук, профессор. г. Рыбинск.

27 марта 2016 года исполнилось 100 лет со дня рождения Павла Фёдоровича Дерунова, с именем которого связаны наиболее яркие страницы из жизни крупнейшего в стране авиадвигателестроительного комплекса — Рыбинского производственного объединения моторостроения (ныне НПО «Сатурн»). Именно под его руководством объединение стало лидером среди предприятий авиационной отрасли. Львиная доля всех авиационных перевозок в СССР осуществлялась самолётами с рыбинскими двигателями. На них летало, можно сказать, 60 процентов населения Советского Союза. Моторы из Рыбинска эксплуатировались в 26 зарубежных странах. За выдающиеся заслуги в развитии отечественного авиационного моторостроения П.Ф. Дерунову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он награждён тремя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта» и многими медалями.

ДО СИХ ПОР ни одно другое имя в Рыбинске не окружено таким ореолом славы, как имя Дерунова, который прежде всего и больше всего был организатором, умеющим направлять вверенный ему многотысячный коллектив на достижение высоких результатов в экономической и социальной сферах. При нём на знамени завода засияли ордена Ленина и Октябрьской Революции, сотни работников предприятия получили высокие государственные награды. Дерунов умел слиться с коллективом и оставаться в то же время самим собой — умным, волевым, твёрдым и решительным директором. В труде и только в труде Павел Фёдорович преодолевал многие препятствия, встречавшиеся на жизненном пути, сердцем чувствуя значение того, что делал. И это приносило успех, и это его украшало.

Если мы бросим взгляд на жизненный путь П.Ф. Дерунова, то увидим сразу, что его замечательный организаторский талант выработался в ходе долгой и напряжённой работы. Окончив в 1939 году Рыбинский авиационный институт, он получил распределение в Пермь, где осваивал секреты профессии на моторостроительном заводе имени И.В. Сталина в должностях технолога, начальника техбюро, заместителя главного технолога по механическим цехам... Здесь его семью и застала Великая Отечественная война.

Моторы для фронта

Моторостроители Рыбинска помнят Дерунова с 1944 года. Он приехал в город в трудное время восстановления завода, который в начале войны был эвакуирован в Уфу. Оставленные заводские корпуса подвергались интенсивным бомбардировкам немецко-фашистской авиации. Но как только фронт отодвинулся от Москвы, Государственный Комитет Обороны принял решение о возобновлении производства и ремонта авиационных моторов в Рыбинске. Дерунова как специалиста с уже немалым опытом назначили заместителем главного технолога. А завод приступил к освоению на то время самого мощного в мире поршневого авиадвигателя АШ-62 ИР.

Далось это непросто. «В цехах завода стоял холод, — вспоминал Дерунов в своей книге «Моторостроители». — Люди работали в ватниках, платках и ушанках, валенках с калошами из резины автомобильных камер… Отогревались у печей-времянок и жаровен, которые топились по-чёрному, и поэтому воздух кругом был пропитан едким дымом».

Постепенно на предприятие возвращались из Уфы инженеры и рабочие, завозилось оборудование. Заводская молодёжь создавала «фронтовые бригады», пополняя ряды ударников и стахановцев. Уважение к этим людям Дерунов пронёс через всю жизнь.

За выполнение заданий правительства по развёртыванию производства авиационных двигателей в годы Великой Отечественной войны он был награждён боевым орденом Красной Звезды, который не часто вручали работникам промышленности. Павел Фёдорович гордился этой наградой не меньше, чем всеми последующими знаками отличия и почётными званиями.

Дерунов стал заместителем главного инженера завода через два года после переезда в Рыбинск. Вскоре без отрыва от основной работы окончил с отличием Академию министерства авиационной промышленности СССР. Это событие сыграло большую роль в его судьбе. «Учёба дала тогда очень много, — вспоминал Дерунов, — она позволила мне расширить технические знания. Осмыслить практический опыт руководства с позиций современных теорий управления… на многие явления в производстве смотреть по-новому».

От поршневых к реактивным

В декабре 1952 года П.Ф. Дерунов уже главный инженер завода. Тогда заканчивалась эра поршневых авиадвигателей и начиналась эпоха реактивных. Опыт их освоения только накапливался. Проблемы возникали на каждом шагу. Тем не менее завод уверенно повышал надёжность и ресурс реактивной техники.

И вот — новый поворот в жизни и карьере Павла Фёдоровича: работа в областном центре, сначала директором моторного завода, а потом заместителем председателя совнархоза Ярославского экономического района. Но пребывание в Ярославле было недолгим. В марте 1960 года Дерунов назначается директором Рыбинского моторостроительного завода. Он с радостью вернулся на родное предприятие, тем более что Правительство СССР поставило перед ним новую задачу: развернуть производство реактивного двигателя АЛ-7Ф-1 конструкции академика А.М. Люльки для целого семейства сверхзвуковых истребителей марки Су.

«Процесс освоения нового двигателя проходил достаточно сложно, — не скрывал Дерунов. — В цехах авиационного производства, не подготовленных к одновременному выпуску деталей и узлов нескольких типов двигателей, творилось, что называется, «вавилонское столпотворение». Значительная часть номенклатуры не выходила из дефицита. Начальники цехов не знали, за что браться, какие детали делать в первую очередь. Цеха выполняли план ценой огромного напряжения, применяя в большом объёме сверхурочные работы».

Но все эти трудности Дерунов считал временными и преодолимыми, прекрасно понимая, что без технического перевооружения и расширения производства, без новой системы организации труда выпускать продукцию с высокими требованиями к качеству невозможно. Эту позицию Павел Фёдорович настойчиво отстаивал на совещаниях в Минавиапроме и в ЦК КПСС, получив там полную поддержку.

П.Ф. Дерунов стал первым в стране инициатором разработки и внедрения на заводе объективной оценки уровня научной организации труда и культуры производства. Это начинание было официально поддержано в 1967 году высшими партийными и государственными органами власти Советского Союза и рекомендовано для распространения на предприятиях. На моторостроительном побывали сотни делегаций из разных городов СССР. Более 800 предприятий страны стали тогда использовать рыбинский опыт внедрения системы научной организации труда, производства и управления.

За успехи в разработке системы научной организации труда П.Ф. Дерунов награждается золотой медалью ВДНХ СССР. Вскоре Павел Фёдорович защитил в Московском авиационном институте диссертацию на соискание учёной степени кандидата экономических наук, а затем получил звание профессора. Он стал мыслить более масштабно и более системно. Когда тот или иной вопрос теоретически решён, считал П.Ф. Дерунов, то практическое его осуществление — дело только времени.

После присуждения ему Госпремии СССР за разработку и осуществление комплекса мероприятий по НОТ многие заводчане почувствовали, что служебное положение Дерунова может измениться, что путь «наверх» ему открыт. Так и случилось. С 1973 по 1974 год Павел Фёдорович работал заместителем министра авиационной промышленности СССР. Но Рыбинск вновь «притянул» его к себе. Тем более что теперь он возглавил предприятие, в которое, помимо моторостроительного завода, вошло и конструкторское бюро. Это решение было для своего времени революционным. Появилось объединение с мощной конструкторско-производственной базой, что позволяло ускорить темпы разработки и серийного освоения новой авиационной техники, начать выпуск двигателей Д-30КУ и Д-30КП конструктора П.А. Соловьёва, которые устанавливались на самолётах Ил-62М.

Быстрее звука

Но Дерунов не стал почивать на лаврах, даже когда ему сообщали о признании нового заводского двигателя лучшим в своём классе на Международном авиасалоне в Ле-Бурже. Он осознавал, что у любого мотора есть определённый ресурсный потолок, что остановиться в создании более совершенной техники — значит отстать. И вот в 1975 году начинается серийный выпуск уникальных двигателей для сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144, который успешно совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва — Хабаровск протяжённостью 6300 км за 3 часа 20 минут. И не вина заводчан, что он не пошёл в серию. Вполне возможно, что такая машина опережала время.

Творческое сотрудничество с ОКБ А.Н. Туполева привело к освоению двигателей для дальнего бомбардировщика Ту-22К и пассажирского самолёта средней дальности Ту-154М.

В жизни Дерунова нередко случались ситуации, которые можно назвать парадоксальными. В 1977 году он чуть ли не на всю страну прослыл… «дебоширом», когда в объединении моторостроения решили провести модернизацию двигателя Д-30КП. Она получила неофициальное название «Дебош» по начальным буквам фамилий трёх её авторов: Дерунова, давшего «добро» на эту работу, Бондарева, руководившего группой КБ, и Шляхтенко, возглавлявшего тогда ЦИАМ. Эта инициатива встретила сопротивление в академических кругах. Однако Дерунов настоял на изготовлении модернизированного двигателя и на его испытании, которое дало хорошие результаты как по увеличению тяги мотора, так и по значительному снижению расхода топлива. Но работу над «Дебошем» закрыли «в целях экономии средств». И что любопытно, спустя много лет к идеям авторов «Дебоша» вернулись в НПО «Сатурн» при создании нового турбореактивного двигателя для военно-транспортного самолёта Ил-76.

Осваивая новейшую реактивную технику, коллектив моторостроителей решал одновременно и ещё одну задачу большого народнохозяйственного значения — изготовление дизельных двигателей для тракторных заводов на Украине и в Белоруссии. В рамках объединения появилось самостоятельное структурное подразделение — «Дизельный завод», который за время своего существования выпустил свыше двух миллионов таких двигателей. Ну а чтобы «разрядить» существовавший в стране дефицит ряда товаров народного потребления, моторостроители освоили производство снегоходов «Буран» и сепараторов молока.

При Дерунове объединение имело в среднем восьмипроцентный рост объёмов производства и производительности труда в год без увеличения численности персонала. В основных цехах более половины рабочих стали обслуживать автоматизированное оборудование.

Мысли Павла Фёдоровича о доминировании научно-технического прогресса в промышленной политике государства и сегодня звучат очень современно. Особенно на фоне разгрома российской индустрии, учинённого дорвавшимися до власти «рыночниками».

Этот всесторонне подготовленный, порядочный человек любил свой завод и город, и люди платили ему тем же. Идя по улице, едва успевал отвечать на приветствия встречных рыбинцев. Работавшие вместе с Деруновым только диву давались, как у него хватало на всё времени: и постоянно бывать в цехах и на участках предприятия, почти ежедневно посещать строившиеся объекты, встречаться и беседовать с десятками людей, проводить заседания и совещания. И ещё выполнять обязанности депутата Верховного Совета РСФСР. Но удивляться этому вряд ли стоило. Ведь рабочий день директора длился, как правило, 12—14 часов. Павел Фёдорович мог долго выдерживать такую нагрузку благодаря семье, в первую очередь жене — Зое Афанасьевне, находя дома уют и отдых от непрерывных забот и труда. Как и многим талантливым людям, ему были подвластны скрипка и фортепьяно, а при необходимости мог стать на место станочника и конструктора, сесть за руль грузовика.

Он никогда не трудился только для себя и часто повторял народную мудрость: «От трудов праведных не наживёшь палат каменных». Дерунов их и не нажил. Но он оставил горожанам возведённые благодаря его усилиям уникальные объекты городской инфраструктуры: Дворец спорта «Полёт» с единственной в городе площадкой искусственного льда, стадион «Сатурн», станцию юных техников, санаторий-профилакторий, пионерский лагерь имени Зои Космодемьянской, Дом книги, медицинский стационар и детскую поликлинику, базу отдыха «Кстово»… Эти объекты стали прижизненными памятниками П.Ф. Дерунову. Кроме того, каждый год заводской домостроительный комбинат обеспечивал бесплатными квартирами до тысячи семей моторостроителей. Звание почётного гражданина Рыбинска было присвоено ему по праву.

Нельзя сказать, что это ему давалось легко. Не обходилось без министерских и местных выговоров. Дерунов не был сговорчив и покладист, но не был и капризен: уважал чужую инициативу и умел признавать собственные ошибки. Никому из нас, близко знавших и наблюдавших неутомимую работу Дерунова, не хотелось думать, что к любому человеку рано или поздно приходят болезни, от которых не спрятаться, не скрыться. После случившегося в 1986 году инфаркта Павел Фёдорович обратился к министру авиационной промышленности с просьбой немедленно освободить его от должности, искренне считая, что руководитель должен быть здоров, чтобы эффективно выполнять свои обязанности.

А оправившись от болезни, сначала перешёл на рядовую инженерную работу, но вскоре ушёл с предприятия окончательно. Так остался невостребованным уникальный опыт, который мог бы пригодиться заводу ещё на долгое время.

Перестройка-«катастройка»

Эти нерадостные события в жизни Павла Фёдоровича совпали с начавшейся в стране так называемой перестройкой. Дерунов раньше многих услышал её фальшивые трели, когда под лозунгом «Больше демократии — больше социализма» началось разрушение экономики и советского общественного строя. Он открыто выступал против горбачёвского курса в письмах в ЦК КПСС и публикациях в СМИ. Как хозяйственника его волновало, что научно-технический прогресс перестал иметь решающее значение в развитии отечественного производства, что с вытеснением плановой системы власть пытается «выплеснуть с водой ребёнка». В открытом обращении к Горбачёву Дерунов писал: «Так неужели Вы после длительной, тяжёлой борьбы народа за социалистический образ жизни поменяете наш строй на капиталистическое общество, где всё построено на личном, материальном интересе, эгоизме, когда человек превращается в стяжателя, спекулянта, взяточника, карьериста… поменяете на общество, где мораль, совесть, честность, порядочность, культура продаются и покупаются?»

История ответила на этот вопрос к Горбачёву: «поменял и предал», став вместе с Ельциным инициатором разрушения Советского Союза. Основной удар наносился по промышленности. Уже в начале 90-х годов многие из заводов Рыбинска начали банкротить и закрывать.

Дерунов с болью наблюдал за этим процессом. Коммунисты города никогда не забудут, как повёл себя Павел Фёдорович во время запрета Компартии, когда на всё советское обрушилась машина буржуазной пропаганды. Он был одним из тех, у кого душа и совесть оказались в ладу с коммунистическими взглядами. Он принадлежал к тому типу людей, которые не «подстраиваются» под политическую конъюнктуру и не меняют как перчатки свои убеждения. Оставаясь до конца своих дней коммунистом, он не чурался никакой черновой и будничной работы в КПРФ, начиная со сбора подписей избирателей во время предвыборных компаний, выступлений на митингах.

Скончался Павел Фёдорович Дерунов 30 июня 2001 года. Рыбинск осиротел. Ушёл неординарный человек, который был его гордостью.

С инициативой увековечения памяти легендарного директора выступили работники НПО «Сатурн» и городское отделение КПРФ. Был издан альбом «Дерунов», в котором представлено около 200 профессиональных и любительских фотоснимков. На доме, где жил Дерунов, была установлена мемориальная доска. Вскоре одна из площадей в центре города стала носить его имя. На этой площади 31 августа 2013 года был торжественно открыт памятник П.Ф. Дерунову. Тысячи рыбинцев участвовали в сборе средств на его создание.

Трудными для рыбинских моторостроителей были годы перестройки и время «лихих 90-х». И всё-таки завод выжил благодаря кадровому и технико-технологическому заделу, созданному при Дерунове. А угрозы со стороны Запада заставили и руководство России обратить внимание на объединение, имеющее прочный фундамент для развития. Отсюда — неоднократные посещения НПО «Сатурн» президентом РФ В.В. Путиным и министрами, отвечающими за состояние военно-промышленного комплекса. Осуществив на своём предприятии в конце ХХ — начале XXI века очередную модернизацию производства, моторостроители не только выстояли сами, но и «породили» несколько предприятий, усиливших промышленный потенциал страны: заводы «ОДК — Газовые турбины» и «Русская механика». С НПО «Сатурн» связано и преобразование Рыбинского авиационного вуза в университет.

Столетие П.Ф. Дерунова — очередной повод осознать, как может один человек своим талантом и верой в дело, которому служил, ярко вписать своё имя в историю города и страны.

Интересна статья?

О человеке, вписавшем свое имя в историю советской страны

27 марта 2016 года исполнилось 100 лет со дня рождения Павла Федоровича Дерунова, с именем которого связаны наиболее яркие страницы из жизни крупнейшего в стране авиадвигателестроительного комплекса - Рыбинского производственного объединения моторостроения (ныне НПО "Сатурн"). Именно под его руководством объединение стало лидером среди предприятий авиационной отрасли. Львиная доля всех авиационных перевозок в СССР осуществлялась самолетами с рыбинскими двигателями. На них летало, можно сказать, 60 процентов населения Советского Союза. Моторы из Рыбинска эксплуатировались в 26 зарубежных странах. За выдающиеся заслуги в развитии отечественного авиационного моторостроения П.Ф. Дерунову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он награжден тремя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, "Знак Почета" и многими медалями.

ДО СИХ ПОР ни одно другое имя в Рыбинске не окружено таким ореолом славы, как имя Дерунова, который прежде всего и больше всего был организатором, умеющим направлять вверенный ему многотысячный коллектив на достижение высоких результатов в экономической и социальной сферах. При нем на знамени завода засияли ордена Ленина и Октябрьской Революции, сотни работников предприятия получили высокие государственные награды. Дерунов умел слиться с коллективом и оставаться в то же время самим собой - умным, волевым, твердым и решительным директором. В труде и только в труде Павел Федорович преодолевал многие препятствия, встречавшиеся на жизненном пути, сердцем чувствуя значение того, что делал. И это приносило успех, и это его украшало.

Если мы бросим взгляд на жизненный путь П.Ф. Дерунова, то увидим сразу, что его замечательный организаторский талант выработался в ходе долгой и напряженной работы. Окончив в 1939 году Рыбинский авиационный институт, он получил распределение в Пермь, где осваивал секреты профессии на моторостроительном заводе имени И.В. Сталина в должностях технолога, начальника техбюро, заместителя главного технолога по механическим цехам... Здесь его семью и застала Великая Отечественная война.

Моторы для фронта

Моторостроители Рыбинска помнят Дерунова с 1944 года. Он приехал в город в трудное время восстановления завода, который в начале войны был эвакуирован в Уфу. Оставленные заводские корпуса подвергались интенсивным бомбардировкам немецко-фашистской авиации. Но как только фронт отодвинулся от Москвы, Государственный Комитет Обороны принял решение о возобновлении производства и ремонта авиационных моторов в Рыбинске. Дерунова как специалиста с уже немалым опытом назначили заместителем главного технолога. А завод приступил к освоению на то время самого мощного в мире поршневого авиадвигателя АШ-62 ИР.

Далось это непросто. "В цехах завода стоял холод, - вспоминал Дерунов в своей книге "Моторостроители". - Люди работали в ватниках, платках и ушанках, валенках с калошами из резины автомобильных камер... Отогревались у печей-времянок и жаровен, которые топились почерному, и поэтому воздух кругом был пропитан едким дымом".

Постепенно на предприятие возвращались из Уфы инженеры и рабочие, завозилось оборудование. Заводская молодежь создавала "фронтовые бригады", пополняя ряды ударников и стахановцев. Уважение к этим людям Дерунов пронес через всю жизнь.

За выполнение заданий правительства по развертыванию производства авиационных двигателей в годы Великой Отечественной войны он был награжден боевым орденом Красной Звезды, который не часто вручали работникам промышленности. Павел Федорович гордился этой наградой не меньше, чем всеми последующими знаками отличия и почетными званиями.

Дерунов стал заместителем главного инженера завода через два года после переезда в Рыбинск. Вскоре без отрыва от основной работы окончил с отличием Академию министерства авиационной промышленности СССР. Это событие сыграло большую роль в его судьбе. "Учеба дала тогда очень много, - вспоминал Дерунов, - она позволила мне расширить технические знания. Осмыслить практический опыт руководства с позиций современных теорий управления... на многие явления в производстве смотреть по-новому".

От поршневых к реактивным

В декабре 1952 года П.Ф. Дерунов уже главный инженер завода. Тогда заканчивалась эра поршневых авиадвигателей и начиналась эпоха реактивных. Опыт их освоения только накапливался. Проблемы возникали на каждом шагу. Тем не менее завод уверенно повышал надежность и ресурс реактивной техники.

И вот - новый поворот в жизни и карьере Павла Федоровича: работа в областном центре, сначала директором моторного завода, а потом заместителем председателя совнархоза Ярославского экономического района. Но пребывание в Ярославле было недолгим. В марте 1960 года Дерунов назначается директором Рыбинского моторостроительного завода. Он с радостью вернулся на родное предприятие, тем более что Правительство СССР поставило перед ним новую задачу: развернуть производство реактивного двигателя АЛ-Ф-1 конструкции академика А.М. Люльки для целого семейства сверхзвуковых истребителей марки Су. "Процесс освоения нового двигателя проходил достаточно сложно, - не скрывал Дерунов. - В цехах авиационного производства, не подготовленных к одновременному выпуску деталей и узлов нескольких типов двигателей, творилось, что называется, "вавилонское столпотворение". Значительная часть номенклатуры не выходила из дефицита. Начальники цехов не знали, за что браться, какие детали делать в первую очередь. Цеха выполняли план ценой огромного напряжения, применяя в большом объеме сверхурочные работы". Но все эти трудности Дерунов считал временными и преодолимыми, прекрасно понимая, что без технического перевооружения и расширения производства, без новой системы организации труда выпускать продукцию с высокими требованиями к качеству невозможно. Эту позицию Павел Федорович настойчиво отстаивал на совещаниях в Минавиапроме и в ЦК КПСС, получив там полную поддержку.

П.Ф. Дерунов стал первым в стране инициатором разработки и внедрения на заводе объективной оценки уровня научной организации труда и культуры производства. Это начинание было официально поддержано в 196- году высшими партийными и государственными органами власти Советского Союза и рекомендовано для распространения на предприятиях. На моторостроительном побывали сотни делегаций из разных городов СССР. Более 800 предприятий страны стали тогда использовать рыбинский опыт внедрения системы научной организации труда, производства и управления.

За успехи в разработке системы научной организации труда П.Ф. Дерунов награждается золотой медалью ВДНХ СССР. Вскоре Павел Федорович защитил в Московском авиационном институте диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук, а затем получил звание профессора. Он стал мыслить более масштабно и более системно. Когда тот или иной вопрос теоретически решен, считал П.Ф. Дерунов, то практическое его осуществление - дело только времени.

После присуждения ему Госпремии СССР за разработку и осуществление комплекса мероприятий по НОТ многие заводчане почувствовали, что служебное положение Дерунова может измениться, что путь "наверх" ему открыт. Так и случилось. С 1973 по 1974 год Павел Федорович работал заместителем министра авиационной промышленности СССР. Но Рыбинск вновь "притянул" его к себе. Тем более что теперь он возглавил предприятие, в которое, помимо моторостроительного завода, вошло и конструкторское бюро. Это решение было для своего времени революционным. Появилось объединение с мощной конструкторско-производственной базой, что позволяло ускорить темпы разработки и серийного освоения новой авиационной техники, начать выпуск двигателей Д-30КУ и Д-30КП конструктора П.А. Соловьева, которые устанавливались на самолетах Ил-62М.

Быстрее звука

Но Дерунов не стал почивать на лаврах, даже когда ему сообщали о признании нового заводского двигателя лучшим в своем классе на Международном авиасалоне в Ле-Бурже. Он осознавал, что у любого мотора есть определенный ресурсный потолок, что остановиться в создании более совершенной техники - значит отстать. И вот в 19-5 году начинается серийный выпуск уникальных двигателей для сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144, который успешно совершил беспосадочный перелет по маршруту Москва - Хабаровск протяженностью 6300 км за 3 часа 20 минут. И не вина заводчан, что он не пошел в серию. Вполне возможно, что такая машина опережала время. Творческое сотрудничество с ОКБ А.Н. Туполева привело к освоению двигателей для дальнего бомбардировщика Ту-22К и пассажирского самолета средней дальности Ту-154М.

В жизни Дерунова нередко случались ситуации, которые можно назвать парадоксальными. В 19- году он чуть ли не на всю страну прослыл... "дебоширом", когда в объединении моторостроения решили провести модернизацию двигателя Д-30КП. Она получила неофициальное название "Дебош" по начальным буквам фамилий трех ее авторов: Дерунова, давшего "добро" на эту работу, Бондарева, руководившего группой КБ, и Шляхтенко, возглавлявшего тогда ЦИАМ. Эта инициатива встретила сопротивление в академических кругах. Однако Дерунов настоял на изготовлении модернизированного двигателя и на его испытании, которое дало хорошие результаты как по увеличению тяги мотора, так и по значительному снижению расхода топлива. Но работу над "Дебошем" закрыли "в целях экономии средств". И что любопытно, спустя много лет к идеям авторов "Дебоша" вернулись в НПО "Сатурн" при создании нового турбореактивного двигателя для военно-транспортного самолета Ил-6.

Осваивая новейшую реактивную технику, коллектив моторостроителей решал одновременно и еще одну задачу большого народнохозяйственного значения - изготовление дизельных двигателей для тракторных заводов на Украине и в Белоруссии. В рамках объединения появилось самостоятельное структурное подразделение - "Дизельный завод", который за время своего существования выпустил свыше двух миллионов таких двигателей. Ну а чтобы "разрядить" существовавший в стране дефицит ряда товаров народного потребления, моторостроители освоили производство снегоходов "Буран" и сепараторов молока.

При Дерунове объединение имело в среднем восьмипроцентный рост объемов производства и производительности труда в год без увеличения численности персонала. В основных цехах более половины рабочих стали обслуживать автоматизированное оборудование.

Мысли Павла Федоровича о доминировании научно-технического прогресса в промышленной политике государства и сегодня звучат очень современно. Особенно на фоне разгрома российской индустрии, учиненного дорвавшимися до власти "рыночниками".

Этот всесторонне подготовленный, порядочный человек любил свой завод и город, и люди платили ему тем же. Идя по улице, едва успевал отвечать на приветствия встречных рыбинцев. Работавшие вместе с Деруновым только диву давались, как у него хватало на все времени: и постоянно бывать в цехах и на участках предприятия, почти ежедневно посещать строившиеся объекты, встречаться и беседовать с десятками людей, проводить заседания и совещания. И еще выполнять обязанности депутата Верховного Совета РСФСР. Но удивляться этому вряд ли стоило. Ведь рабочий день директора длился, как правило, 12 - 14 часов. Павел Федорович мог долго выдерживать такую нагрузку благодаря семье, в первую очередь жене - Зое Афанасьевне, находя дома уют и отдых от непрерывных забот и труда. Как и многим талантливым людям, ему были подвластны скрипка и фортепьяно, а при необходимости мог стать на место станочника и конструктора, сесть за руль грузовика.

Он никогда не трудился только для себя и часто повторял народную мудрость: "От трудов праведных не наживешь палат каменных". Дерунов их и не нажил. Но он оставил горожанам возведенные благодаря его усилиям уникальные объекты городской инфраструктуры: Дворец спорта "Полет" с единственной в городе площадкой искусственного льда, стадион "Сатурн", станцию юных техников, санаторий-профилакторий, пионерский лагерь имени Зои Космодемьянской, Дом книги, медицинский стационар и детскую поликлинику, базу отдыха "Кстово"... Эти объекты стали прижизненными памятниками П.Ф.

Дерунову. Кроме того, каждый год заводской домостроительный комбинат обеспечивал бесплатными квартирами до тысячи семей моторостроителей. Звание почетного гражданина Рыбинска было присвоено ему по праву.

Нельзя сказать, что это ему давалось легко. Не обходилось без министерских и местных выговоров. Дерунов не был сговорчив и покладист, но не был и капризен: уважал чужую инициативу и умел признавать собственные ошибки. Никому из нас, близко знавших и наблюдавших неутомимую работу Дерунова, не хотелось думать, что к любому человеку рано или поздно приходят болезни, от которых не спрятаться, не скрыться. После случившегося в 1986 году инфаркта Павел Федорович обратился к министру авиационной промышленности с просьбой немедленно освободить его от должности, искренне считая, что руководитель должен быть здоров, чтобы эффективно выполнять свои обязанности.

А оправившись от болезни, сначала перешел на рядовую инженерную работу, но вскоре ушел с предприятия окончательно. Так остался невостребованным уникальный опыт, который мог бы пригодиться заводу еще на долгое время.

Перестройка("катастройка"

Эти нерадостные события в жизни Павла Федоровича совпали с начавшейся в стране так называемой перестройкой. Дерунов раньше многих услышал ее фальшивые трели, когда под лозунгом "Больше демократии - больше социализма" началось разрушение экономики и советского общественного строя. Он открыто выступал против горбачевского курса в письмах в ЦК КПСС и публикациях в СМИ. Как хозяйственника его волновало, что научно-технический прогресс перестал иметь решающее значение в развитии отечественного производства, что с вытеснением плановой системы власть пытается "выплеснуть с водой ребенка". В открытом обращении к Горбачеву Дерунов писал: "Так неужели Вы после длительной, тяжелой борьбы народа за социалистический образ жизни поменяете наш строй на капиталистическое общество, где все построено на личном, материальном интересе, эгоизме, когда человек превращается в стяжателя, спекулянта, взяточника, карьериста... поменяете на общество, где мораль, совесть, честность, порядочность, культура продаются и покупаются?" История ответила на этот вопрос к Горбачеву: "поменял и предал", став вместе с Ельциным инициатором разрушения Советского Союза.

Основной удар наносился по промышленности. Уже в начале 90-х годов многие из заводов Рыбинска начали банкротить и закрывать.

Дерунов с болью наблюдал за этим процессом. Коммунисты города никогда не забудут, как повел себя Павел Федорович во время запрета Компартии, когда на все советское обрушилась машина буржуазной пропаганды. Он был одним из тех, у кого душа и совесть оказались в ладу с коммунистическими взглядами. Он принадлежал к тому типу людей, которые не "подстраиваются" под политическую конъюнктуру и не меняют как перчатки свои убеждения. Оставаясь до конца своих дней коммунистом, он не чурался никакой черновой и будничной работы в КПРФ, начиная со сбора подписей избирателей во время предвыборных компаний, выступлений на митингах.

Скончался Павел Федорович Дерунов 30 июня 2001 года. Рыбинск осиротел. Ушел неординарный человек, который был его гордостью.

С инициативой увековечения памяти легендарного директора выступили работники НПО "Сатурн" и городское отделение КПРФ. Был издан альбом "Дерунов", в котором представлено около 200 профессиональных и любительских фотоснимков. На доме, где жил Дерунов, была установлена мемориальная доска. Вскоре одна из площадей в центре города стала носить его имя. На этой площади 31 августа 2013 года был торжественно открыт памятник П.Ф. Дерунову. Тысячи рыбинцев участвовали в сборе средств на его создание.

Трудными для рыбинских моторостроителей былигоды перестройки и время "лихих 90-х". И все-таки завод выжил благодаря кадровому и технико-технологическому заделу, созданному при Дерунове. А угрозы со стороны Запада заставили и руководство России обратить внимание на объединение, имеющее прочный фундамент для развития. Отсюда - неоднократные посещения НПО "Сатурн" президентом РФ В.В. Путиным и министрами, отвечающими за состояние военно-промышленного комплекса. Осуществив на своем предприятии в конце ХХ - начале XXI века очередную модернизацию производства, моторостроители не только выстояли сами, но и "породили" несколько предприятий, усиливших промышленный потенциал страны: заводы "ОДК - Газовые турбины" и "Русская механика". С НПО "Сатурн" связано и преобразование Рыбинского авиационного вуза в университет.

Столетие П.Ф. Дерунова - очередной повод осознать, как может один человек своим талантом и верой в дело, которому служил, ярко вписать свое имя в историю города и страны.

Константин КУЗНЕЦОВ. Кандидат исторических наук, профессор. г. Рыбинск.

Кузнецов Константин

Па́вел Фёдорович Деруно́в (27 марта 1916, село Алтайское - 30 июня 2001) - директор Рыбинского НПО моторостроения, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР в области науки и техники (1969 г.), депутат Верховного Совета РСФСР VIII (1971 г.), IX (1975 г.) и XI (1985 г.) созывов, член Ярославского обкома КПСС и Рыбинского (Андроповского) горкома КПСС, депутат Рыбинского (Андроповского) городского Совета народных депутатов, почётный гражданин г. Рыбинска (22 февраля 1973 г.), награждён двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, Знак Почёта. Родился на Алтае в семье фельдшера. В 1923 г. семья переехала в посёлок Песочное. В 1933-34 гг. учился в техникуме в городе Калязин и в 1934-1939 в Рыбинском авиационном институте, после чего работал на Пермском моторном заводе им. Сталина. В 1944 году переведён в Рыбинск на должность главного инженера, перевод был связан с необходимостью восстановления производства на Рыбинском моторостроительном заводе, эвакуированном в 1941 г. в Уфу. В 1958 году назначается на должность директора Ярославского моторного завода, а в 1959 становится заместителем председателя Ярославского совнархоза. Директором Рыбинского моторостроительного завода стал в 1960 году. Всесоюзную известность П. Ф. Дерунову принесла активно продвигаемая им в 60-х годах идея применения НОТ в производстве. Высказанные им идеи получили одобрение и поддержку руководства страны, после этого отделы НОТ стали обязательным атрибутом советских предприятий. Именно за эту идею он в 1971 г. получил Государственную премию. В 1972-1973 работал заместителем Министра авиационной промышленности, но в скором времени вернулся в Рыбинск, и до ухода на пенсию в 1986 г. возглавлял НПО, возникшее в результате слияния завода с конструкторским бюро. Под его руководством рыбинский завод стал одним из ведущих производителей авиационных моторов, развивались и другие направления - производство дизельных моторов, новинкой для СССР стало производство снегоходов «Буран». Производственные успехи поддерживались соответствующими инвестициями, в городе велось активное жилищно-коммунальное строительство, возводились спортивно-зрелищные сооружения. Павел Федорович Дерунов умер 30 июня 2001 года. В память о нём одна из центральных площадей города, создаваемая при его участии к юбилею Октябрьской революции в 1977 г. и носившая название Юбилейной переименована в площадь П. Ф. Дерунова, решением Рыбинского Совета депутатов 3-го Созыва № 130 от 22.09.2005 года. В 2012 году проведён конкурс проектов на создание памятника. Торжественное открытие памятника состоялось 31 августа 2013 года и стало одним из знаковых событий празднования Дня города Рыбинска.