Классификация видов социальных групп психология. Классификация больших социальных групп. Функции массовой коммуникации

Группа – ограниченная размером общность людей, выделяющаяся или выделяемая из социального целого по определенным признакам: характеру Д., социальной или классовой принадлежности, структуре, композиции, уровню развития и пр.

В общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия «группа». С одной стороны , имеются в виду условные группы: произвольные объединения (группировка) людей по какому-либо общему признаку, необходимому в данной системе анализа. С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства (также в реальном процессе их жизнедеятельности), определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию (хотя мера и степень осознания могут быть весьма различными).

Весьма значимой характеристикой является эмоциональная структура группы - структура межличностных отношений, а также ее связь с функциональной структурой групповой деятельности. В социальной психологии соотношение этих двух структур часто рассматривается как соотношение «неформальных» и «формальных» отношений.

Другая часть понятийной схемы, которая используется в исследованиях групп, касается положения индивида в группе в качестве ее члена. Первым из понятий, употребляемых здесь, является понятие «статус » или «позиция », обозначающее место индивида в системе групповой жизни.

Вторая характеристика индивида в группе - это «роль ». Обычно роль определяют как динамический аспект статуса, что раскрывается через перечень тех реальных функций, которые заданы личности группой, содержанием групповой деятельности.

Важным компонентом характеристики положения индивида в группе является система «групповых ожиданий ». Этот термин обозначает тот простой факт, что всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими.

Все групповые нормы являются социальными нормами, т.е. представляют собой «установления, модели, эталоны должного, с точки зрения общества в целом и социальных групп и их членов, поведения».

В более узком смысле групповые нормы - это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы выполняют, таким образом, регулятивную функцию по отношению к этой деятельности. Нормы группы связаны с ценностями, так как любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых явлений. Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.

При этом необходим анализ санкций - механизмов, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения норм. Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретительные , позитивные и негативные. Система санкций предназначена не для того, чтобы компенсировать несоблюдение норм, но для того, чтобы обеспечить соблюдение норм. Исследование санкций имеет смысл лишь при условии анализа конкретных групп, так как содержание санкций соотнесено с содержанием норм, а последние обусловлены свойствами группы.

Классификация групп . Прежде всего для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные . Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах.

Но среди этих реальных существуют такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях - реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы.

В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые «большие » и «малые » группы. Малые группы - обжитое поле социальной психологии.

Большие: неорганизованные, стихийно возникшие группы, сам термин «группа» по отношению к которым весьма условен), другие же - организованные, длительно существующие группы, - подобно классам, нациям, значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования.

Точно так же малые группы могут быть подразделены на две разновидности: становящиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся .

Как и любые социальные субъекты, большие социальные группы классифицируют по различным признакам. По характеру связи различают два вида больших сообществ людей:

1) социальные классы, этносы и т.п.. Основой объективные социальные связи. Принадлежность людей к этим группам не вызывается их воли, сознанием, а является следствием действия объективных факторов;

2) партии, общественные, профессиональные объединения и др.. Человек вступает в них вследствие сознательного стремления к объединению на основе определенных целей и ценностей.

По продолжительности существования выделяют более длительные (классы, нации) и менее продолжительные (митинги, толпа и т.п.) большие социальные группы.

По характеру организованности большие социальные группы делятся на те, что возникли стихийно (толпа, публика и т.д.), и те, которые были организованы сознательно (ассоциации, партии и т.п.).

Социальная психология выделяет также условные (половозрастные, профессиональные) и реальные большие группы . Важным признаком классификации является контактность и взаимодействие.

Так, к реальным больших групп с тесными контактами относят прежде митинги и собрания. Большие группы могут быть закрытыми и открытыми . Наиболее распространенным является разделение больших групп на социальные группы, которые сформировались в процессе исторического развития общества, играют определенную роль в системе общественных отношений и отмечаются продолжительностью, устойчивостью (этнические, профессиональные, половозрастные группы и др.).,

И стихийно образованные сообщества, которые являются неустойчивыми, кратковременными (толпа, публика, аудитория). Общие признаки больших социальных групп

Большие социальные группы находятся в сфере влияния специфических регуляторов социального поведения - обычаев, традиций, морали. Сформированы эти регуляторы общественной практикой, с которой связана группа. Важной характеристикой больших социальных групп является язык. Этнические группы без нее не могут существовать. Признаком других групп (профессиональных, возрастных и т.д.) является жаргон как разновидность языка. Особенности жизненной позиции больших социальных групп вместе с регуляторами поведения формируют их образ жизни.

Образ жизни большой социальной группы - совокупность устойчивых типичных форм жизнедеятельности общности. Типовые формы жизнедеятельности народов, классов, других социальных групп, отдельных индивидов проявляются в материальном и духовном производстве, в общественно-политической и семейно-бытовой сферах. На основе образа жизни можно определить, как люди живут, интересами руководствуются, каков их мышления. Предметом анализа при этом могут быть и особые формы общения, тип контактов и отношений, интересы, ценности и потребности. Образ жизни общности свидетельствует о ее отношении к обществу, к труду, других сообществ и индивидов. Поскольку каждый тип больших социальных групп наделен только ему присущими свойствами, существенно отличается от других (этническая группа отличается от профессиональной), то их общие характеристики должны иметь специфическое содержание. К изучению больших социальных групп привлекают этнографию и этнопсихологии, сравнительные исследования, социологию, статистический анализ, психолингвистике и др..



Структура психологии больших социальных групп Структуру психологии больших групп образуют различные психические свойства, психические процессы и психические состояния. Точнее выделения важнейших элементов психологии больших групп охватывает психический склад как устойчивое образование (национальный характер, традиции, обычаи, вкусы) и эмоциональную сферу как динамическое образование (потребности, интересы). Психический склад группы и психический склад личности, которые к ней относятся, не одно и то же, поскольку на формирование психологии группы влияет коллективный опыт, степень усвоения которого обусловлено индивидуальными психологическими особенностями. Итак, психологические характеристики группы не является простой суммой присущих каждой личности черт, а выражают типичное, свойственное всем индивидам.

Второй вариант ответа на этот вопрос

Большие группы - это сообщества людей, которые существуют в масштабах об-щества и развиваются по социально-психологическими закономерностями проявлений массовой психики и, в отличие от малых групп, не требуют обязательных личных контактов. В больших группах, как правило, формируются общепринятые нормы поведения, культурные ценности и традиции, общее мнение и массовые движения. К большим группам относятся классы, социальные слои, этносы (нации и народности), конфессии, иногда крупные партии и общественные организации, возрастные и профессиональные группы и т.д.. Традиционно как ведущую признак больших социальных групп рассматривают их потребности и интересы. В этом случае потребности и интересы предстают не как индивидуальные, а как групповые психологические и социально-психологические явления. Степень удовлетворения потребностей больших социальных групп проявляется в коэффициенте их жизнестойкости. Этот коэффициент определяют, учитывая следующие показатели: средняя продолжительность жизни, детская смертность, распространение генетических уродств, качество продуктов, концентрация предприятий тяжелой промышленности на единицу территории, процент бюджетных расходов на социальные и экономические программы и др.. Коэффициент жизнестойкости больших социальных групп определяют по шестибалльной шкале. Для представления интересов классов, групп общества создают партии. Они возникают в четко структурированном обществе, искусственно их создать нельзя. Причины объединения людей в партии связаны с психологией влечения к власти. Не случайно во партией понимают любую политическую группу, которая участвует в выборах и способна через выборы привести своих кандидатов к власти. К большим социальным группам относятся также массовые движения. Стоит отметить, что массовые движения - это объединение людей, как правило, непрочные и неустойчивые, членов которых объединяет только присутствие в одном месте в одно время. Взаимодействие между ними имеет характер взаимного усиления эмоций.

Социально-психологические признаки массовых движений следующие:

а) отсутствие организованности;

б) слабое взаимодействие между членами;

в) анонимность.

Люди объединяются для защиты окружающей среды в движения за гражданские, потребительские и другие права. Существуют политические, религиозные и расовые движения. Движения разделяют на "реформаторские" и "революционные". Среди них различают: национально-культурные движения. их цель - изучение и попу поляризации традиций прошлого, возрождение, сохранение и развитие соответствующих культур, ремесел, социально-этнической самобытности; профессиональные движения, например, ассоциация "Анти-СПИД". Создают их, как правило, чтобы объединить усилия специалистов определенной отрасли, в частности для распространения и развития конкретного направления деятельности. К движениям такого типа близкие ассоциации людей, по какой-либо причине оказались в тяжелом положении и объединились для взаимопомощи; культурно-воспитательные движения, в частности - "Мир через семью"; так называемые фонды. Иногда они созданы по профессиональному признаку, иногда по признаку благотворительной организации; комитеты поддержки, принадлежащих к общинам кратковременной, оперативной действия. Психология больших социальных групп формируется и проявляется в процессе социальных отношений и массового общения. Именно в процессе взаимодействия возникают и реализуются интересы, групповое мнение, слухи, традиции и другие массовые социально-психологические явления. Интересы социальных групп - это такое социально-психологическое явление, играет решающую роль в институционализации общества. Каждый социальный институт отвечает интересам конкретной социальной группы и служит удовлетворению его потребностей. Именно этим определяются отношения между социальными группами. Интересы одних социальных групп отнюдь не всегда согласуются с интересами других.

Групповое мнение (как форма гражданской мысли) выполняет следующие функции:

Экспрессивную

Контрольную

Директивную.

Как показывает опыт многих стран, важной формой учета общественного мнения, демократическим средством выявления позиций большинства населения по актуальным проблемам жизни общества является референдум. Другие каналы отображения общественного мнения следующие: опрос населения, средства массовой информации, сборы, манифестации, всенародное обсуждение.

Групповое мнение - это публично высказанное и распространенное суждение, содержащее оценку и отношение к определенному событию, которая представляет интерес для сообщества.

Групповое мнение проявляется в ряде функций:

Регулирует и указывает нормы поведения;

Выражает оценке событий и фактов;

Побуждает к определенным поступкам и действиям.

Формы проявления группового мнения:

а) оценка, жалобы;

б) советы, увиние, одобрение;

в) недовольство, осуждение, неодобрение, несогласие, протест.

При этом различают обоснованные и необоснованные оценки, жалобы, несогласия и т.п..

Религиозные общины . Есть четыре основных типа религиозных организаций: церковь, секта, деноминация вероучение и культ. Церковь - религиозная организация, которая имеет тесные контакты с широкими слоями общества и действующей внутри него. Секта - организация, отвергает ценности другого общества, то есть небольшая группа представителей церкви отделяется и создает новую религию. Деноминация - промежуточное звено между церковью и сектой. Культ - крайняя форма секты. Несмотря на свою специфику, религиозные группы имеют общие черты. К таким общим характеристикам можно отнести групповые интересы, потребности, нормы, ценности, мнения, цели В религиозных группах верующим прививают определенную систему ценностных ориентаций, которые вытекают из веры. В религиозной вере большую роль играет воображение, которое проявляется в ярких религиозных образах, представлениях, которые возникают на основе религиозных мифов, культовых художественных изображений. На базе этого религиозно-художественного материала формируются религиозные представления. Рассмотрим некоторые особенности толпы. Неорганизованную толпу и организована демонстрация могут состоять из тех же людей, но поведение их будет разной, поскольку сущность этих сообществ неодинакова. С социально-психологической точки зрения толпа - это контактное, неорганизованная общность, для которой характерна высокая степень конформизма индивидов, действующих эмоционально и сравнительно единогласно. Толпа оказывает сильное психологическое давление на индивидов. В толпе, в условиях анонимности, растворяется индивидуальная ответственность ее членов.

Выделяют такие социально-психологические особенности ТОЛПЫ:

Повышение групповой внушаемости и снижение эффективности действия механизмов контрнавиювання;

Повышение эмоциональности восприятия действительности;

Подавление чувства ответственности за свои поступки;

Появление чувства силы и осознание анонимности.

Массовое общение, имея свойство психологического воздействия, оказывает влияние на поведение и деятельность участников толпы. Основным средством психологического воздействия, которое оказывают участники толпы, есть слово, причем в основном экспрессивная, эмоциональная лексика: крик, свист, призывы и т.д.. Внушение является одним из основных способов психологического воздействия личности или группы на других участников с помощью передачи различных по содержанию сообщений (договоренностей, угроз, слухов, шантажа). Внушение всегда вербальное. Оно - сознательная деятельность со стороны субъектов влияния.

Тема 10. Психология социальных групп

Большие социальные группы

Массовая коммуникация

Социальная психика

Малые социальные группы

Классификация малых групп

Групповая динамика

Развитие малой группы

Взаимодействие индивида и малой группы

Конформизм и уступчивость

Эффекты поляризации и огруппления мышления

Деиндивидуализация

Лидерство и руководство

Обзор теорий лидерства

Лидерство и руководство в малых группах

Лидерство, руководство, власть

Стили руководства

Характеристика качеств лидера

Как стать лидером

Классификация социальных групп

При наличии двух и более людей, взаимодействующих друг с другом или осознающих присутствие друг друга, уже можно говорить о группе. Как правило, члены группы имеют общую цель.

Группа – два или более лица, которые взаимодействуют друг с другом, знают о существовании друг друга, и имеют общую цель.

В «Психологическом справочнике учителя» (Л.И. Фридман, И.Ю. Кулагина) приводится следующее определение группы:

«Группа – это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности».

В социальной психологии существует множество классификаций групп, построенных по разным основаниям:

Способ образования,

Организация и тип руководства,

Тип структуры,

Задачи и функции,

Преобладающий тип контактов в группе,

Уровень развития,

Принципы доступности членства в группе,

Размер (число членов),

Прежде всего, для социальной психологии, значимо разделение групп на условные и реальные.

С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются ввиду условные группы: произвольные объединения (группировки) людей, по какому либо общему признаку, необходимому в данной системе анализа.

С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

Социальная психология сосредоточивает свое исследование на реальных группах.

Реальные лабораторные группы – преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях.

Реальные естественные группы образуются в естественных условиях. К ним относятся большие (нации, профессиональные союзы, общественные классы, половозрастные группы и т.д.) и малые социальные группы (студенческая группа, спортивная команда, семья, рабочая бригада и т.д.).

В целом классификация может быть наглядно представлена в следующей схеме (Рис.10.1).

Очевидно, что каждый человек вступает во взаимодействие с разнообразными группами. Люди постоянно нуждаются друг в друге и полагаются друг на друга. Одни группы опираются на формальные, жестко определенные правила, таковы, например, политические партии, профсоюзы, секты, в основе деятельности которых лежат весьма специфические цели. Однако есть и другие, более неформальные группы, такие как семья, ваши друзья, приятели, с которыми вы взаимодействуете постоянно.

В одних группах есть лидер, другие могут обходиться без него. И действительно, зрители в кинотеатре, покупатели в магазине, или ожидающие поезда пассажиры не нуждаются в лидере, в то время как оркестр, группа учащихся, как правило, испытывают потребность в руководителе.

Независимо от того, есть в группе лидер или нет, любая группа характеризуется динамикой, т.е. постоянно меняется и люди, взаимодействуя друг с другом, изменяют свои установки и поведение под влиянием группы.

Большие социальные группы

Под большой социальной группой понимается некая социальная реальность, которая выходит за пределы сознания индивида и воздействует на его психику. Это объективный фактор воздействия на психику индивида.

Если малая группа является микросистемой, то большая группа – макросистемой.

Примерами больших социальных групп являются:

Государство,

Национальности,

Кроме того, существуют половозрастные группы (молодежь, пенсионеры, женщины, мужчины), обладающие специфическими психологическими чертами. Также можно выделить людей, проживающих в разных географических широтах, например, известно, что северные народы более суровы, сдержанны, медлительны, а южные – эмоциональны, раскованны, контактны.

Это группы, возникшие в ходе исторического развития общества, долговременные, устойчивые в своем существовании.

Стихийно возникшие группы – это достаточно кратковременно существующие общности :

Публика,

Аудитория

В больших социальных группах подлежат изучению образ жизни, нравы, обычаи, национальные особенности, язык, фольклор, традиции и т.д. – то, что называют психологией народов, массовидные явления.

Нравы, обычаи, традиции – специфические регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах.

Психология народов – это наука о душе народа, которая не менее реальна, чем индивидуальная психика.

Характеристиками больших социальных групп служат групповые потребности, интересы, ценности, стереотипы, социальные установки, менталитет , под которым понимается интегральная характеристика некоторой культуры, в которой отражено своеобразие видения и понимания мира ее представителями, их типичных ответов на картину мира. Представители определенной культуры, усваивают сходные способы восприятия мира, формируют сходный образ мыслей, что и выражается в специфических образцах поведения (Г.Н. Андреева). А также некоторые специфические характеристики отдельных групп, например, набор социальных ролей (социальные классы и слои, гендерные группы), национальный характер (этническая группа).

Психология большой организованной группы есть то общее, что присуще в той или иной мере всем представителям данной группы, т.е. типичное для них, порожденное общими условиями существования. Это типичное не есть одинаковое для всех, но именно общее . В психологической структуре данной группы почти все исследователи (Г.Г. Дилигенский, А.И. Горячева, Ю.В. Бромлей и др.) выделяют две составные части:

- психический склад как более устойчивое образование (социальный и национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы);

- эмоциональная сфера, как более подвижное образование (потребности, интересы, настроения).

Толпа как разновидность стихийных групп по определению Г. Лебона (1841–1931) – это «человеческая совокупность, обладающая психической общностью». Человек массы или человек толпы обладает следующими качествами:

Утрата способности к наблюдению,

Обезличивание, что приводит к господству импульсивных, инстинктивных реакций,

Преобладание чувств над интеллектом, что приводит к подверженности различным влияниям,

Вообще утрата интеллекта, что приводит к отказу от логики,

Утрата личной ответственности, что приводит к отсутствию контроля над страстями.

Масса – более стабильное образование, чем толпа, с нечеткими границами, более организованное. Признаком массы является объединение людей, которых волнует одна и та же тема и которые достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции: демонстрации, митинга.

Публика – стихийная общность людей, объединенных лишь психической связью, поскольку она разобщена и потому медленнее включается в любое действие (например, читающая публика, театральная публика, а также собрание людей для совместного времяпровождения – на стадионе, в зрительном зале).

В более замкнутых пространствах, например, лекционных залах, публику часто именуют аудиторией.

Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, поэтому она – более управляема, в большей степени соблюдает нормы, принятые в избранном типе организации зрелищ.

Дляхарактера воздействия в стихийных группах специфично:

Заражение (бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям),

Внушение (целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу),

Подражание (воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения)

10.2.1. Массовая коммуникация – общение больших социальных групп

Развитие общественных отношений сопровождается углублением отношений общения и разветвления связей человека с человеком, народа с народом, т.е. развитием процессов социальной коммуникации в ее массовых формах.

Массовая коммуникация выступает как «процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) на численно большие, рассредоточенные аудитории».

Массовая коммуникация есть разновидность общения, а именно социально ориентированный вид общения ;

Структура информации в поле массовой коммуникации охватывает «спектр типов психологического воздействия от осведомления (информирования) и обучения до убеждения и внушения»;

Массовая коммуникация обеспечивает опосредованный характер общения , предлагаемый современной техникой передачи и приема информации;

Массовая коммуникация составляет органичную связь социальной системы, в которой она выполняет роль инструмента политики и ретранслятора идей .

Системы массовой коммуникации (по Ю.П. Буданцеву):

· Первобытная община – массовые действия карнавального типа, народные шествия, обряды, народный театр;

· Эпоха разложения первобытной общины – театрализованные представления, религиозные службы, различные собрания формальных и неформальных групп;

· Эпоха становления классового общества – библиотеки, выставки, музеи, наглядная агитация;

· Современная эпоха – трансформация «естественных» контактов в «технические».

Функции массовой коммуникации:

· Распространение знаний о действительности, информирование;

· Социальный контроль и управление;

· Интеграция общества и его саморегуляция;

· Формирование общественного мнения;

· Социальное воспитание;

· Распространение культуры;

· Социальная активация личности;

· Социальная релаксация.

Уровни взаимодействия в системе «массовые коммуникации – личность».

Характер и направление влияния массовой коммуникации зависят от выбора одной из принципиальных программ воздействия – манипулятивной или формирующей .

Исходя из разработанной в отечественной психологии модели деятельности, состоящей из двух подсистем: экстравертированной деятельности личности (1 блок) и интравертированной деятельности личности (2 блок), на рис. 10.2 и 10.3 представлены уровни данного взаимодействия.


По отношению к социальной психике массовая коммуникация выполняет несколько значимых ролей:

· Во-первых, регулятора динамических процессов социальной психики;

· Во-вторых, интегратора массовых настроений;

· В-третьих, канала циркуляции психоформирующей информации.

Все это делает органы массовой коммуникации могучим средством воздействия на конкретного человека, а значит, и на социальные группы.

Социальная психика

Социальная психика – функциональная динамическая система общества, которая формируется в процессе общения личностей, больших и малых социальных групп и решает задачи организации и управления совместной деятельности формальных и неформальных объединений. Ее целостность обусловлена:

Свойством индивидуальных психик, которые образуют данную систему,

Механизмами и характером взаимодействия людей, посредством которых они связываются: механизмы подражания, суггестивная (внушение) и авторитарная (власть) связь, конформизм.

Социальная психика – это некий абстрактный конструкт.

Структурными образованиями социальной психики являются:

· Закономерности и механизмы непосредственного общения;

· Групповые психические явления, состояния и процессы (коллективные чувства, групповые мнения, чувство толпы, обычаи, традиции, нормы), возникающие в результате общения;

· Устойчивые психические особенности различных социальных групп (половозрастные, демографические, национальные характеристики), выражающиеся в социальных ценностях, установках;

· Психические состояния индивида в группе, регуляция поведения индивида в группе (ролевые предписания, мотивы и т.д.).

Функции социальной психики:

· Интеграция (объединение);

· Трансляция социального опыта (общество обеспечивает индивиду социальный опыт и через это сама система воспроизводится);

· Социальная адаптация (социальная психика обеспечивает вхождение человека в общество);

· Социальная корреляция (социальная психика коррелирует психику человека, т.е. приводит поведение человека в соответствие с уже существующими нормами, ценностями);

· Социальная активация (социальная психика способна усиливать и активизировать человеческую деятельность с помощью групповых норм, целей, ценностей, создавать массовые эмоции, как побудителя массовой деятельности);

· Социальный контроль (социальная психика выступает как система формальных и неформальных регуляторов через институты, которые информируют, корректируют, транслируют и карают);

· Психологической разгрузки (через спортивные праздники, зрелища и т.п.)

Малые социальные группы

В структуре проблем социальной психологии проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной.

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Классификация малых групп

Наиболее распространенными являются три классификации :

1. Деление малых групп на «первичные» и «вторичные»;

2. Деление их на «формальные» и «неформальные»;

3. Деление на «группы членства» и «референтные группы».

Деление малых групп на первичные и вторичные впервые было предложено Ч. Кули, который просто дал описательное определение первичной группы, назвав такие, как семья, группа друзей, группа ближайших соседей. Позднее Кули выделил существенный признак первичной группы – непосредственность контактов, но при выделении такого признака первичные группы стали отождествлять с малыми группами, и тогда классификация утратила свой смысл. По традиции сохраняется деление групп на первичные и вторичные (вторичные в этом случае те, где нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные посредники в виде, например, средств связи), но по существу исследуются именно первичные группы, т.к. только они удовлетворяют критерию малой группы.

Деление малых групп на формальные и неформальные впервые было предложено Э. Мэйо при проведении им знаменитых Хоторнских экспериментов. Согласно Мэйо, формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. Соответственно в формальной группе также строго распределены и роли всех членов группы, в системе подчинения так называемой структуре власти: представление об отношениях по вертикали как отношениях, определенных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д. Внутри формальных групп Мэйо обнаружил еще и неформальные группы, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотношений по вертикали нет. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом. Неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее: группа туристов, люди, случайно объединившиеся для игры в пляжный волейбол, компания друзей, принадлежащих к совершенно различным формальным группам и т.д.

Неформальные малые группы – это объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих самим индивидам потребностей, прежде всего – в общении, принадлежности, понимании, симпатии, любви.

В связи с тем, что в реальной действительности трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, в социальной психологии введены понятия формальная и неформальная структуры группы (или структура формальных и неформальных отношений), и различаться стали не группы, а тип, характер отношений внутри них.

Необходимо отметить, что в определении формальной группы, в слове «формальный» не содержится каких-либо негативных оттенков (в частности, не имеется в виду формализм отношений). Точнее сказать, это оформленная группа.

Деление малых групп на группы членства и референтные группы было введено американским психологом Г. Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена «референтной группы». Такие группы, в которые человек не включен реально, но нормы которых он принимает, Хаймен назвал референтными группами.

В работах М. Шерифа понятие референтной группы было связано с «системой отсчета», которую индивид употребляет для сравнения своего статуса со статусом других лиц. Г. Келли, разрабатывая понятия референтных групп, выделил две их функции: сравнительную и нормативную: референтная группа нужна индивиду или как эталон для сравнения своего поведения с ней, или для нормативной оценки его.

В настоящее время, как отмечает социальный психолог Г.М. Андреева, существует двоякое употребление термина «референтная группа»: иногда как группа, противостоящая группе членства, иногда как группа, возникающая внутри группы членства. Во втором случае референтная группа определяется как «значимый круг общения» , т.е. как круг лиц, выбранных из состава реальной группы как особо значимых для индивида.

Встречается и более расширенное толкование референтной группы, при котором она может включать в себя людей, реально не входящих в одну группу. Например, для подростка референтную группу могут составить отец, друг, кумир, литературный герой и т.п.

Если группа членства потеряла свою привлекательность для индивида, то он начинает сопоставлять свое поведение с другой группой – референтной (значимой) для него.

Групповая динамика

Впервые термин «групповая динамика» был использован К. Левиным (1939). По его определению «групповая динамика» – это дисциплина, исследующая положительные и отрицательные силы, которые действуют в данной группе. При описании и объяснении принципов групповой динамики К. Левин опирался на законы гештальтпсихологии.

Если рассматривать группу как нечто целое, то некоторые закономерности групповой динамики можно объяснить действием двух основных законов гештальтпсихологии:

1. Целое доминирует над его частями.

Группа – это не просто сумма индивидов: она модифицирует поведение своих членов;

Извне легче повлиять на поведение всей группы, чем на поведение отдельного ее члена;

Каждый член признает, что он зависит от всех других членов.

2. Отдельные элементы объединяются в целое.

Не сходство, а взаимосвязь членов является основой для формирования группы;

Человек склонен становится членом той группы, с которой он себя отождествляет, а вовсе не той, от которой он больше всего зависит;

Человек остается среди тех, к кому он чувствует себя принадлежащим, даже если их поведение кажется несправедливым, а давление недружелюбным.

В современном понимании групповая динамика – это развитие или движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой, а также внешним воздействием на группу.

Понятие групповой динамики включает в себя пять основных и несколько дополнительных элементов.

Основные элементы:

Цели группы,

Нормы группы,

Структура группы,

Сплоченность группы,

Фазы развития группы.

Дополнительные элементы:

Создание подгруппы (как развитие структуры группы),

Отношения личности с группой (также рассматривается как развитие структуры группы).

Рассмотрим основные элементы групповой динамики.

✓Цели группы определяются тем, в какую более общую систему практической работы с людьми включена группа, и в значительной мере – личностными качествами ее лидера. Цели группы могут не совпадать с целями отдельных ее участников. Это порождает групповую динамику, результаты которой не всегда предсказуемы.

✓ Нормы группы возникают в результате преследования общей цели, стремления к сохранению стабильности группы, общих представлений, сложившихся в группе, подражания другим группам, страха перед санкциями.

Все групповые нормы являются социальными нормами, т.е. представляют собой «установления, модели, эталоны должного, с точки зрения общества в целом и социальных групп и их членов, поведения». В более узком смысле групповые нормы – это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею, и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их пребывание в группе было возможно. Нормы выполняют регулятивную функцию по отношению к каждому ее члену. Нормы группы связаны с ценностями , так как любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых явлений.

Понять взаимоотношения индивида с группой можно только при условии выявления того, какие нормы группы он принимает и какие отвергает, какие ценности разделяет и почему он так поступает. Все это приобретает особое значение, когда возникает рассогласование норм и ценностей группы и общества, когда группа начинает ориентироваться на ценности, не совпадающие с нормами общества. Важная проблема – это мера принятия норм каждым членом группы: как соотносятся для него социальные, групповые и личностные нормы.

Механизмы, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения норм – санкции . Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретительные .

Вскрыта зависимость между статусом индивида в группе и соблюдением норм: как правило, люди с высоким статусом более конформны, в большей степени стремятся соответствовать нормам; им иногда в большей степени «позволено» нарушать нормы.

✓ Структура группы, прежде всего, включает в себя два элемента жизнедеятельности:

Композиция (состав) группы – возрастные, профессиональные или социальные характеристики группы;

Разновидности ее структур – структура межличностных отношений между членами группы, структура власти, структура коммуникаций и др.

Структура межличностных отношений предполагает, прежде всего, выяснение положения индивида в группе в качестве ее члена. Здесь употребляются понятия:

- «статус», или «позиция» – место индивида в системе групповой жизни;

- «роль» – динамический аспект статуса, который раскрывается через перечень тех реальных функций, выполняющих личностью в группе в соответствии с содержанием групповой деятельности;

Система «групповых ожиданий» – этим термином обозначается тот факт, что всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается и оценивается другими: от каждой позиции, от каждой роли ожидается не просто выполнение некоторых функций, но и качество их выполнения.

В ряде случаев может возникать рассогласование между ожиданиями, которые имеет группа относительно какого-либо ее члена, и его реальным поведением, реальным способом выполнения им своей роли. Для того чтобы эта система ожиданий была как-то определена, в группе существуют групповые нормы и групповые санкции (см. выше).

Структура власти означает не формы политической власти, а чисто психологическое распределение отношений руководства/лидерства и подчинения. В исследованиях выявлены различные формы власти: награждающая (существующая, например, для поддержания согласия); принуждающая (необходимая, например, для поддержания дисциплины); экспертная (опирающаяся на особые знания, которые могут быть востребованы в каких-то специальных ситуациях); информационная (опирающаяся на убеждение).

Структура коммуникаций показывает насколько четко и хорошо распространяется в группе необходимая информация, каким образом обеспечивается обмен ею между членами группы.

Выделяют несколько моделей коммуникативных сетей (Рис. 10.4):

А – «кольцо». В кольцевой сети каждый из участников коммуникации взаимодействует только с двумя другими участниками. Информация движется по кругу, процесс ее распространения никем не координируется. Все участники при этом обладают равными полномочиями.

Б – «игрек». Графическое изображение этой разновидности сети напоминает латинскую букву Y. Каждый участвующий в процессе коммуникации взаимодействует с одним, двумя или тремя другими участниками, в зависимости от своего положения в структуре сети. Те из них, кто оказывается в крайних точках сети – в основании буквы Y и на двух верхних оконечностях, - могут вступать в процесс коммуникации лишь с одним партнером. Человек, занимающий срединное положение, может взаимодействовать с тремя партнерами – этот человек самая значимая фигура в сети, остальные участники могут взаимодействовать только с двумя другими.

В – «звезда». Человек, занимающий центральное место в структуре этой сети, взаимодействует со всеми участниками процесса коммуникации, тогда как они не связаны между собой. Вся информация передается в центр и оттуда же исходит. Эта разновидность коммуникативной сети используется во многих компаниях, когда глава фирмы координирует деятельность руководителей подразделений.

Г – «колесо». Эта разновидность сети похожа на «кольцо», так как все ее участники обладают равными правами, а отличается тем, что каждый участник взаимодействует не с двумя, а с тремя другими участниками сети.

Ливитт установил, что наибольшая точность в передаче информации достигается в сети «игрек». В кольцевой сети чаще случаются сбои в передаче информации, видимо оттого, что в данном случае никто не координирует процесс коммуникации. Однако члены кольцевой сети, как и участники сети типа «колесо», чаще бывают удовлетворены взаимодействием друг с другом. Если проранжировать степень удовлетворенности участников разных типов сетевой коммуникации, то можно сказать, что наибольшее удовлетворение получает человек, находящийся в центре «звезды». За ним следует человек, занимающий центральное положение в сети «игрек». Наименее удовлетворены участники, располагающиеся на лучах «звезды». На основании этих наблюдений Ливитт пришел к заключению, что ключевым фактором удовлетворенности является степень участия человека в общем деле . Людям нравится, когда от них что-то зависит.

✓ Сплоченность группы или групповая сплоченность – это процесс/показатель формирования/сформированности особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам.

Социометрия предложила специальный «индекс групповой сплоченности», который вычислялся как отношение числа взаимных положительных выборов к общему числу возможных выборов. «Индекс групповой сплоченности» есть строго эмоциональная характеристика малой группы.

С. Кратохвил выделяет следующие факторы сплоченности:

Удовлетворение личных потребностей индивидуумов в группе или при помощи группы;

Цели группы, которые находятся в согласии с индивидуальными потребностями; взаимная зависимость при работе над конкретными задачами;

Выгоды, вытекающие из членства в группе, и ожидания несомненной пользы от него;

Разного рода симпатии между членами группы, их взаимное тяготение;

Мотивировка каждым участником своего членства в группе, включая усилия, которые он приложил, чтобы попасть в нее;

Дружеская, располагающая атмосфера;

Престижность группы, а значит, и членства в ней;

Влияние групповой деятельности:

Притягательность общих действий (интересные, веселые, увлекательные занятия, вызывающие общее переживание положительных эмоций),

Групповые приемы усиления сплоченности группы

Соперничество с другой группой или группами;

Враждебное, неприязненное отношение общества к группе.

В результате объединения в группу людей, различающихся позициями, взглядами, моделями поведения, планами и потребностями, возникает напряженность в отношениях.

Ясно, что необходимо обеспечивать динамическое равновесие между сплоченностью и напряженностью (сплоченные люди чувствуют поддержку друг друга, а напряженность в отношениях порождает неудовлетворенность собой и другими членами группы).

Механизмы групповой динамики. Исследователи проблем групповой динамики выделяют три ее механизма:

разрешение внутригрупповых противоречий;

«идиосинкразический кредит»;

психологический обмен.

Выражением внутригрупповых противоречий оказывается конфликт. В теории групповой динамики он выступает в качестве интегратора новых структур. М.-А. Роббер и Ф. Тельман, классифицируя источники конфликтов, выделяют:

- личный конфликт (когда напряжение, возникшее у одного из членов группы, вызывает напряженность группы и завершается ее перестройкой);

- межличностный конфликт (между двумя или несколькими членами группы);

- конфликт принадлежности (как результат двойной принадлежности к разным группировкам, а также как результат снижения престижности группы);

- межгрупповой конфликт (возникающий в силу несовпадения интересов двух и более групп);

- социальный конфликт (как результат напряженности в обществе).

В результате разрешения конфликта в группе могут произойти организационные изменения (цели, плана действий, структуры группы), смена лидера, удаление инакомыслящих, образование подгрупп и т.д.

Термин «идиосинкразический кредит», введенный Е. Холландером, обозначает поведение отклоняющихся от групповых норм. Это значит, что «идиосинкразический кредит»представляет собой механизм групповой динамики, когда группа дает разрешение на девиантное поведение своему лидеру или отдельным ее членам во имя достижения поставленных целей. Девиантность поведения носит характер инновации и запускает новый механизм групповой динамики.

Психологический обмен многие авторы определяют через ценностный обмен. Так Р.Л. Кричевский и Е.М. Дубовская ценностным обменом называют обоюдное удовлетворение участниками взаимодействия определенных своих социальных потребностей путем взаимного предоставления соответствующих ценностей.

Развитие малой группы

Фазы развития группы. Согласно стратегической концепции А.В. Перовского, фазы развития группы определяются следующими критериями:

Во-первых, степенью опосредованности межличностных отношений в группе содержанием совместной деятельности;

Во-вторых, общественной значимостью совместной деятельности.

На основе этих критериев А.В. Петровский выделяет следующие фазы развития малой группы:

диффузная группа – общность, межличностные отношения в которой не опосредуются содержанием совместной деятельности, ее целями, значимостью и ценностями;

группа-ассоциация – принадлежность к общности начинает осознаваться как условие эффективности дальнейших действий;

группа-кооперация – межличностные отношения опосредуются значимым для каждого содержанием совместной деятельности;

группа-коллектив – межличностные отношения опосредуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности;

корпорация – группа, в которой межличностные отношения опосредуются личностно значимым для ее членов, но и социальным, а иногда и антисоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности.

Параметрический подход к динамике группового развития, предложенный Л.И. Уманским, определяет следующую схему:

В центре континуума располагается группа-конгломерат , т.е. группа, состоящая из незнакомых между собой людей, а на полюсах – «коллектив» и «антиколлектив».

Развитие группы к полюсу «коллектива» сопряжено с прохождением группой двух качественных стадий – кооперации и автономизации. При этом между группой-кооперацией и группой-конгломератом возможны и такие стадии развития, как «номинальная группа» и «группа-ассоциация».

Известна также двухфакторная модель Б. Такмена. Он описывает динамику развития группы, исходя из условий, в которых она формируется, выделяя две сферы групповой активности: деловую (решение групповой задачи) и межличностную (развитие групповой структуры). Предполагается, что в каждой из этих сфер группа проходит по четыре стадии своего развития (Рис.10.5).


2.1 Методологические проблемы

2.2 Структура психологии больших организованных групп (социальные классы и слои, этнические группы, гендерные и возрастные группы)

3. Стихийные группы и массовые движения

3.1 Общая характеристика и типы стихийных групп

3.2 Социальные движения

Ответ:

    Классификация групп

Проблема групп, в которые объединяются люди в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос социальной психологии. Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами.

В социальной психологии под группой понимается реально существующая общность, в которой люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства их жизнедеятельности, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию (хотя мера и степень осознания могут быть весьма различными).

Условные Реальные

Лабораторные Естественные

Большие Малые

Стихийные Устойчивые

Становящиеся Развитые

Условные – или иначе формально соединенные в группу. Их выделяют, например, в исследовательских целях, людей объединяют по определенному признаку (возраст, пол, профессия и др.).

Реальные – объект внимания социальной психологии. это группы людей, реально существующие как общности в определенном пространстве и времени и связанные между собой определенными объективными взаимоотношениями.

Лабораторные – собраны вместе на момент эксперимента.

Естественные – существующие независимо от эксперимента.

Малые группы – основной объект изучения социальных психологов. Проблемным вопросом является вопрос о численных границах.

Стихийные большие группы – толпа, масса, публика - неорганизованные, термин группа к ним весьма условен.

Устойчивые – организованные, длительно существующие, подобно классам, нациям.

Вопрос об исследовании больших групп требует особого рассмотрения. Стоит отметить, что в традиции СП их исследования представлены не равноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования (преимущественно большие неорганизованные стихийно возникшие группы), другие же – организованные, длительно существующие группы – подобно классам, нациям, значительно слабее представлены в СП.

    Принципы исследования психологии больших социальных групп

    1. Методологические проблемы

Социально-психологическое исследование характеристик БСГ наталкивается на ряд трудностей (отсутствие методик). У традиции исследования БСГ – сложная судьба: с одной стороны, СП начиналась с исследования БСГ (работы М. Лацаруса, Тарда, Лебона, Сигеле). В американской психологии проблематике БСГ уделялось недостаточное внимание, сам термин БСГ там употребляется крайне редко. Объяснение такого невнимания к проблеме БСГ связывают с существованием двух СП: психологической и социологической.

Радикальные преобразования в мире в конце 20 века сделали очевидной необходимость изучения больших социальных групп . Прежде всего, европейская социальная психология (призыв Московиси сделать больший акцент на исследовании БСГ). В отечественной психологии исследования БСГ занимают особое место: этот раздел включает в себя анализ психологических характеристик различных типов БСГ, как организованных, так и стихийных. Поэтому точнее было бы говорить о необходимости социально-психологического анализа БСГ, а также массовых процессов и социальных движений.

4 основных вопроса, связанных с методологией изучения БСГ:

    Какие группа следует рассматривать в качестве больших?

Большие в количественном отношении образования людей разделяют на два типа: случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относится толпа, публика, аудитория, и в точном значении социальные группы, т.е. группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное положение в системе общественных отношений и потому долговременные, устойчивые (социальные ко\лассы и слои, различные этнические группы, профессиональные группы, половозрастные группы).

Общая схема изучения признаков БСГ не может быть предложена, поскольку в каждой из них специфичная модель коммуникации, различно их значение в историческом процессе. Сквозные характеристики БСГ должны быть наполнены специфическим содержанием.

    Какова структура психологии БСГ, ее основные элементы, характер их соподчинения, взаимосвязи?

Общие признаки (нравы, обычаи, традиции, наличие специфического языка, образ жизни). В больших группах более очевидно значение ценностей и стереотипов. Для их исследования нужно учитывать 2 характеристики времени: синхронию (анализ процессов, протекающих в одно и то же время) и диахронию (анализ процессов в их временной протяженности).

Структура: психический склад, как более устойчивое образование (нравы, обычаи, традиции и т.д.); эмоциональная сфера, как более подвижное образование (потребности, интересы, настроения)

    Проблема соотношения психологических характеристик большой группы и сознания каждой отдельной личности, в нее входящей. Психологические характеристики группы представляют собой нечто типичное для всех индивидов. Но это не является суммой черт, свойственных каждой личности. Психология группы есть то общее, что присуще в той или иной мере всем представителям данной группы, т.е. типичное. Общее, но не одинаковое.

    Методы изучения БСГ

    Этнография - анализ продуктов культуры

    Сравнительные межкультурные исследования

    Традиционные методы социологии, вкл. стат анализ

    Концепция «социальных представлений»

      Структура психологии больших организованных групп (социальные классы и слои, этнические группы, гендерные и возрастные группы)

Социальные классы и слои

В традиционном для отечественной психологии подходе можно выделить 3 основные линии исследования классов: выявление психологических особенностей конкретных классов, которые существовали в истории и существуют в наше время; характеристика классовой психологии разных классов определенной эпохи; анализ соотношения классовой психологии и психологии отдельны членов класса, как частный случай соотношения психологии групп и психологии индивида, включенного в группу.

Наиболее полно исследована эмоциональная динамическая сторона классовой психологии (классовые потребности, классовые интересы, социальные роли). Интерес формируется как интерес всей группы, но каждый член класса включен во множество социальных групп, следовательно возникает переплетение интересов. Наиважнейшим устойчивым компонентом классовой психологии является психический склад – некоторый психический облик, проявляющийся в определенном способе поведения, деятельности, на основании которого можно реконструировать нормы данной СГ. Этот облик проявляется в социальном характере, привычках и обычаях, традициях. Все эти образования играют роль регуляторов поведения и деятельности членов группы, они дают характеристику такого комплексного признака класса как образ жизни. Анализ привычек и обычаев – социально-психологическая проблема.

Радикальные изменения конца 20 века привели к существенным изменениям в социальной структуре общества, многие классы перестали существовать, модифицировались, появились новые. В социальной психологии эти аспекты еще только намечаются.

Этнические группы специально исследуются этнопсихологией. Нации – наиболее распространенная форма этнической общности. Кроме того существует такие этнич группы, как народности, национальные группы и т.д. Традиция исследования этнич гр восходит к работам В. Вундта по «психологии народов» (метод исследования этнич гр – изучение языка, мифов, обычаев, поскольку эти образования составляют структуру этнич гр).

Национальная принадлежность индивида фиксирует определенные характеристики той микросреды, в условиях которой формируется личность. Этническая специфика в определенной степени концентрируется в историческом опыте каждого народа, усвоение этого опыта – содержание процесса социализации индивида.

В психологии этнических общностей различают две стороны:

1. наиболее устойчивая часть – психический склад (национальный или этнический характер, темперамент, традиции, обычаи)

2. эмоциональная сфера (национальные или этнические чувства). Эмоциональная сфера включает этническую идентичность и этническое самосознание. Эти характеристики относятся к осознанию человеком своей принадлежности к определенной этнической группе и эмоциональное переживание этого факта, т.е. восприятие и переживание культурных отличий своей группы от других. Этому процессу сопутствует возникновение этнических стереотипов, которые влияют на этнические симпатии и антипатии. Может возникать явление этноцентризма - предпочтение своей этнической группы, стремление воспринимать все жизненные явления с ее позиции, сочувственная фиксация черт своей группы.

Важной характеристикой психологии этнических групп является относительность различий между группами, которые должны рассматриваться как производные от определенных исторических условий, закрепленных на протяжении ряда поколений («культурная трансмиссия»). Эти черты способны исторически изменяться.

Гендерные и возрастные группы выделяются по демографическим характеристикам (принцип пола, принцив возраста).

Понятие гендер тспользуется для описания социальных характеристик пола в отличие от биологических. Гендер, иногда обозначаемый как «социальный пол» не всегда совпадает с биологическим полом человека и предполагает, что социальная особенность пола задается историческими и культурными условиями и не предполагает «естественной» заданности ролей. В определение гендер включают набор социальных ролей, предписанных обществом представителям того и другого пола. Гендер изучается на трех уровнях: индивидуальном (исследуется гендерная идентичность, т.е. субъективное отнесение человеком себя к группе мужчины-женщины); структурном (исследуется положение мужчин и женщин в структуре общественных институтов); символическом (исследуются образы «настоящего мужчины», «настоящей женщины»).

Гендерная психология охватывает широкий круг проблем: пол (гендер), гендерные различия в когнитивной сфере, гендер и эмоции. С исследованиями БСГ связаны социально-психологические аспекты гендера, сконцентрированные вокруг трех проблем: гендерная идентификация (выявление специфических характеристик феминности и маскулинности. Именно в рамках данного направления проявляется влияние феминизма, как отдельного направления в современных гуманитарных науках, как определенного общественного движения, отстаивающего равноправие женщин), гендерные стереотипы (в качестве причин формирования и закрепления называют различные гендерные роли), гендерные роли (семейные роли, особенности социализации мальчиков и девочек, их специфика в различных культурах).

Анализ психологических характеристик возрастных групп делается при изучении социализации. Направления исследований: традиционные возрастные проблемы, проблема поколений, способы адаптации к социальным изменениям, разработка различных жизненных стратегий, возникновение субкультур.

    Стихийные группы и массовые движения.

История: Теории:

Непосредственными создателями теории психологии народов выступили философ М. Лацарус (1824-1903) и языковед Г. Штейнталь (1823-1893). В 1859 г. был основан журнал "Психология народов и языкознание", где была опубликована их статья "Вводные рассуждения о психологии народов". В ней сформулирована мысль о том, что главная сила истории - народ, или "дух целого" , который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях и т.д. Индивидуальное же сознание есть лишь его продукт, звено некоторой психической связи. Задача социальной психологии - "познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа".

В дальнейшем идеи психологии народов получили развитие во взглядах В. Вундта (1832-1920). Вундт изложил мысль о том, что психология должна состоять из двух частей: физиологической психологии и психологии народов. Соответственно каждой части Вундтом были написаны фундаментальные работы, и вот именно вторая часть была изложена в "Психологии народов" (в 1900 1й том вышел). С точки зрения Вундта, физиологическая психология является экспериментальной дисциплиной, но эксперимент не пригоден для исследования высших психических процессов - речи и мышления. Поэтому именно с этого "пункта" и начинается психология народов. В ней должны применяться иные методы, а именно анализ продуктов культуры: языка, мифов, обычаев, искусства.

Вундт отказался от неопределенного понятия "духа целого" и придал психологии народов несколько более реалистический вид, что позволило ему даже предложить программу эмпирических исследований для изучения языка, мифов и обычаев. Психология народов в его варианте закреплялась как описательная дисциплина, которая не претендует на открытие законов. В России идеи психологии народов развивались в учении известного лингвиста А.А. Потебни (считал, что народ народом делает язык). +Михайловский изучал механизм действия толпы. Петражицкий. Троицкий – общение, взаимодействие, безирующееся на культурной символике. Кавелин – духовную сторону жизни человека можно понять, только изучая этнос. Овсяннико-Куликовский – соц псих анализ художественных произведений.

Несмотря на различия в подходах Лацаруса, Штейнталя, Вундта и Потебни, основная идея концепции является общей: психология сталкивается с феноменами, коренящимися не в индивидуальном сознании, а в сознании народа, и поэтому должен быть как минимум специальный раздел этой науки, который и будет заниматься названными проблемами, применяя особые, отличные от обычной психологии, методы. Несмотря на известные упрощения, эта концепция поставила принципиальный вопрос о том, что существует нечто кроме индивидуального сознания, характеризующее психологию группы, и индивидуальное сознание в определенной степени задается ею.

Психология масс представляет собой другую форму первых социально-психологических теорий, ибо она, по предложенному выше критерию, дает решение вопроса о взаимоотношении личности и общества с "индивидуалистических" позиций. Эта теория родилась во Франции во второй половине XIX в. Истоки ее были заложены в концепции подражания Г. Тарда. С точки зрения Тарда, социальное поведение не имеет другого объяснения, кроме как при помощи идеи подражания. Официальная же, интеллектуалистически ориентированная академическая психология пытается объяснить его, пренебрегая аффективными элементами, и потому терпит неуспех. Идея же подражания учитывает иррациональные моменты в социальном поведении, поэтому и оказывается более продуктивной. Именно эти две идеи Тарда - роль иррациональных моментов в социальном поведении и роль подражания - были усвоены непосредственными создателями психологии масс. Это были итальянский юрист С. Сигеле (1868-1913) и французский социолог Г. Лебон (1841-1931). Сигеле в основном опирался на изучение уголовных дел, в которых его привлекала роль аффективных моментов. Лебон, будучи социологом, преимущественное внимание уделял проблеме противопоставления масс и элит общества. В 1895 г. появилась его основная работа "Психология народов и масс", в которой и изложена суть концепции.

С точки зрения Лебона, всякое скопление людей представляет собой "массу", главной чертой которой является утрата способности к наблюдению. Типичными чертами поведения человека в массе являются: обезличивание (что приводит к господству импульсивных, инстинктивных реакций), резкое преобладание роли чувств над интеллектом (что приводит к подверженности различным влияниям), вообще утрата интеллекта (что приводит к отказу от логики), утрата личной ответственности (что приводит к отсутствию контроля над страстями) (Лебон, 1896). Вывод, который следует из описания этой картины поведения человека в массе, состоит в том, что масса всегда по своей природе неупорядочена, хаотична, поэтому ей нужен "вождь", роль которого может выполнять "элита". Выводы эти были сделаны на основании рассмотрения единичных случаев проявления массы, а именно проявления ее в ситуации паники. Никаких других эмпирических подтверждений не приводилось, вследствие чего паника оказалась единственной формой действий массы, хотя в дальнейшем наблюдения над этой единственной формой были экстраполированы на любые другие массовые действия.

Сигеле излагал идеи о преступности толпы, синергетический эффект – большая численность, ощущение небывалого всемогущества за счёт этого. Толпа стремится уничтожить оригинальность. Главные механизмы – подражание, неосознаваемое, неконтролируемое.

В психологии масс ярко проявляется определенная социальная окраска. Конец XIX в., ознаменованный многочисленными массовыми выступлениями, заставлял официальную идеологию искать средства обоснования различных акций, направленных против этих массовых выступлений. Большое распространение получает утверждение о том, что конец XIX - начало XX в. - это "эра толпы", когда человек теряет свою индивидуальность, подчиняется импульсам, примитивным инстинктам, поэтому легко поддается различным иррациональным действиям. Психология масс оказалась в русле этих идей, что позволило Лебону выступить против революционного движения, интерпретируя и его как иррациональное движение масс.

Термин группа широк и многозначен. Его применяют при характеристике любой человеческой общности. Группа – общность людей, объединенных на основании некоторых общих признаков, относящихся к осуществляемой ими совместной деятельности, в том числе и общении. К элементарным параметрам любой группы относятся:

1. групповые интересы,

2. групповые потребности,

3. групповые нормы,

4. групповые ценности,

5. групповое мнение,

6. групповые цели.

Классификации групп. Значимо разделение групп на условные и реальные. Условные – люди без межличностных связей с некоторыми типичными психологическими особенностями (возрастные, профессиональные и т.д. например, старшеклассники.). Реальные – индивиды находятся в более или менее тесном взаимодействии и контакте (например, школьный класс). Среди реальных выделяют лабораторные и естественные (применительно к психологическим исследованиям).

Выделяют большие и малые группы. Большие делят на неорганизованные (стихийно возникшие) и организованные (длительно существующие).

Малые группы делят на становящиеся, но еще не сплоченные совместной деятельностью, и уже сложившиеся.


Малые группы.

Малая группа – малочисленная по своему составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном, устойчивом личном контакте друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений в группе (симпатии, антипатии, безразличие), так и особых групповых ценностей и норм поведения (Г.С. Антипина). Границы малой группы: минимум «диада», максимум не установлен, за него принимают реально существующий, данный размер группы, продиктованный потребностью совместной групповой деятельностью (Андреева).

Кузьмин Е.С. так же обсуждает вопрос о количественных границах малой группы . Наиболее основательную градацию неоформленных, первичных групп, связанных интимно и устойчиво между собой дает Дж. Джеймс. Обследовав вместе с сотрудниками 9129 неофициальных групп, он установил, что группы из 2, 3, 4, 5 и 6-7 человек встречаются соответственно в 71, 21, 6, 1, 5 и меньше 1% случаев. Неофициальные группы в большинстве случаев входят в официальные группы, которые выполняют ограниченные цели (работа, учеба, служба и т.д.). В этом случае рамки малой группы расширяются, но примерно до 20 человек. Малая группа, таким образом, в зарубежной социальной психологии имеет размеры от 2 до 20 человек и включает в себя неформальную, а часто и формальную структуру связи.



Правда, вопрос о границах неформальной группы более твердо решен. Неформальная интимная группа не превышает 8 - 10 человек, а наиболее близкие отношения устанавливаются между 2-5 участниками. Причем срок установления неформальных групп, в которые люди вступают легче или труднее, колеблется от 4 недель до 4 месяцев и становится более или менее устойчивыми и стабильными.

Что же касается общей количественной границы групп, то здесь нет единой и твердой точки зрения. Здесь границы определяются возможностью тесного взаимодействия в официальном и неофициальном смысле, возможностью воспринять и вспомнить друг друга, возможностью непосредственного контакта лицом к лицу, общим ощущением т.п. в итоге количественная граница малой группы условна, переходящая и возможна свыше 20 человек в случае непосредственного контакта, взаимодействия и взаимовлияния.

Допустимы различные основания для классификации малых групп (Андреева): группы делятся на:

1. первичные и вторичные (впервые – Ч. Кули),

2. формальные и неформальные (впервые Э. Мэйо),

3. группы членства и референтные группы (Г. Хаймен).

Для Ч. Кули первичная группа - это тесный взаимный контакт "лицом к лицу", интимные связи и взаимодействия, это основа формирования свойств личности. По Е. Шилзу, существует три рода первичных групп:

1.первоначальные группы - прочные, долголетние (сельская, ремесленная семья);

2.личные группы (приятели, друзья по симпатиям);

3.идеологические группы (имеют общие ценности).

Р. Фэрис все группы подразделил на 2 типа:

1.первичные - общие и доброжелательные чувства, спонтанные;

2.институциональные, официальные, которые отражают характер самого учреждения.

В этой же системе взглядов находятся идеи Д Морено и его многочисленных последователей. Микрогруппа - внутренняя интимная связь, основанная на чувствах симпатии и антипатии. Это первичная и основная группа.

Макрогруппа - это расположение членов группы в том или ином учреждении, предприятии, воинской части, которое определяется их задачами.

Существенное значение в классификации групп имеют идеи о первичной и вторичной группах. Следует отметить, что природа и особенности первичной, неофициальной и неформальных групп одни и те же. Это либо связь людей по критерию родства, либо связь обусловлена длительностью совместного проживания (село), или близостью друзей и приятелей. Короче, это интимные тесные связи и взаимоотношения. Вторичные, официальные, формальные группы - это институциональные, как они определяются в учреждении, на предприятии, в политической партии и профсоюзе.

По мнению Г.М. Андреевой, первая классификация не имеет практического значения в настоящее время.

Формальные и неформальные группы. Формальная группа – четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. Внутри формальных групп могут обнаруживаться и неформальные, где ни статус и ни роли формально не предписаны. Но неформальная группа может возникать и сама по себе. Поэтому введены понятия формальная и неформальная структура группы, и различаются стали не группы, а тип, характер отношений внутри них.

Референтные группы – группы, чьи нормы, установки и ориентации не только

принимаются индивидом во внимание, но и становятся мотивом поведения личности. Это такая группа, реальная или воображаемая, на признание которой претендует личность, и чьи стандарты она принимает в качестве эталонов своего поведения. Иногда принадлежность индивида к нескольким группам, каждая из которых имеет для него статус референтной, может привести к внутреннему конфликту личности (когда направленность референтных групп разная). Если же индивид вынужден считаться с нормами и ценностями группы, то такая группа называется группой членства.

Классификации Петровского и Шпалинского. Они делят на:

1. а) оформленные (положение человека в группе строго регламентировано правилами, есть иерархия) и

б) неоформленная (нет четко фиксированных целей; основа – личные предпочтения) = формальные и неформальные.

2. в зависимости от содержания совместной деятельности делят на:

а) диффузная,

б) ассоциация,

в) кооперация,

г) коллектив,

д) корпорация.

Диффузная группа – общность, межличностные отношения в которой не опосредствуются содержанием совместной деятельности, ее целями, значимостью, ценностями. Например, в автобусе. Уже на диффузном уровне начинаются процессы групповой дифференциации (стихийное выделение лидера, образование диад и триад, начальный этап формирования индивидуальных предпочтений. Определяются точки соприкосновения индивидов в эмоциональном, интеллектуальном плане, доминирует мотивация внутригрупповых предпочтений, основанная на внешних признаках. Например, принадлежность к одной социальной общности может осознаваться как критерий надежности дальнейшего взаимодействия. Это осознание может наблюдаться на том уровне группового развития, который, назван группой – ассоциацией. Здесь создаются условия для интегративных процессов. Совместная деятельность приобретает значимый характер; более четкая мотивация внутригрупповых предпочтений, основанная на опыте общения и результатах совместной деятельности. Далее интенсивно идет процесс формирования иерархической структуры (критерий: степень участия и вклад в совместную деятельность и эмоционально-психологические отношения). Группы такого уровня развития определяют как кооперацию. Ассоциация или кооперация – группа, где межличностные отношения опосредствуются личностно значимым для каждого содержанием совместной деятельности. Отличия между ассоциацией и кооперацией стадиальны, т.е. кооперация – более позднее образование. Коллектив – группа, где межличностные отношения опосредствуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности. Групповая деятельность выступает как проекция целей и задач общества. Особое место занимает корпорация, в которой межличностные отношения опосредствуются личностно значимым, но асоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности, например, преступная шайка. Данная классификация соответствует стадиям развития малой группы.