Древняя Русь: ремесла, их виды, развитие. Воспитание в старину: Как крестьяне на Руси детей воспитывали Вопросы и задания

Разрушение общинно-родовых отношений и появление специалистов узких отраслей - именно этими изменениями характеризуется в восьмом-девятом веках Древняя Русь. Ремесла приводят к возникновению городов, отделив часть населения от работы на земле. Связано это с появлением первых специалистов - мастеров в отдельных видах ремесла, которые концентрировались в племенных центрах - городах.

Города - центры ремесла

Строить город старались так, чтобы его географическое положение позволяло как можно лучше осуществлять торговлю и в то же время удачно защищаться от врагов. Например, в месте, где сливались две реки, или вокруг холма. В городах селились и представители власти. Поэтому они хорошо охранялись. Постепенно, с развитием ремесла, города стали представлять собой не просто военные укрепления, а превращались в торговые центры.

В центре города располагался кремль, в котором селился князь. Эта часть обносилась крепостной стеной и окружалась земляным валом. Кроме того, вокруг выкапывался глубокий ров, который заполнялся водой. Все эти предосторожности нужны были для защиты от врагов. Снаружи вокруг кремля располагались поселения ремесленников, так называемые слободы. Звалась эта часть города посадом. Во многих населенных пунктах и эта часть окружалась оборонительной стеной.

Жизнь в городах кипела, ремесленники создавали свои товары, ремесло и торговля Древней Руси активно развивались. К двенадцатому веку насчитывалось свыше шестидесяти ремесленных специальностей. Мастера специализировались на изготовлении предметов одежды, посуды, инструментов, в которых нуждалась древняя Русь. Ремесла Древней Руси развивались бурно и стремительно. В поселениях проживали и работали талантливые профессионалы различных областей: мастера кузнечного, ювелирного, гончарного дела, сапожники, портные, ткачи, камнерезы, представители других ремёсел. Руками этих умельцев создавалось экономическое богатство и сила древнерусского государства, его высокая материальная и духовная культура.

Без железа - никуда

Первооткрывателями-профессионалами были кузнецы. Их дело стало одним из важнейших направлений, на которые подразделялись ремесла Древней Руси 9-12 века. Труд этот упоминается в народном эпосе и фольклоре: былинах, преданиях и сказках, где кузнец всегда является образцом силы, мужества и добра. В те времена железо получали путём выплавки из болотной руды. Добывали её в межсезонье, сушили и после этого доставляли в мастерские, где с помощью специальных печей плавили. Так получался металл. Современные археологи при раскопках часто находили шлаки, которые представляют собой отбросы процесса плавки металлов, и энергично прокованные куски железных масс. Найденные остатки кузнечных мастерских сохранили части горнов и печей, возле которых в своё время трудились ремесленники.

Найдётся дело кузнецу: товары для воинов и землепашцев

С освоением производства металлов начинается новый виток развития торговли, которого ранее не знала жившая натуральным хозяйством страна. в частности кузнечное дело, имели выраженную практическую направленность. Изделия, производимые кузнецами, требовались всем. В них нуждались воины, заказывавшие оружие - наконечники стрел, сабли, копья, мечи - и защитное одеяние - кольчуги и шлемы. Производство оружия достигло в Древней Руси особого уровня мастерства, который можно назвать настоящим искусством. Уникальные доспехи были обнаружены в погребениях и некрополях Киева, Чернигова и других городов.

Кованые орудия труда нужны были земледельцам: без железных кос, серпов, сошников, лемехов невозможно было представить обработку угодий. В любом хозяйстве требовались иглы, ножи, пилы, замки, ключи и другие бытовые предметы, изготавливаемые в кузнице талантливыми умельцами. Находки в виде погребений мастеров кузнечного дела показали, что даже в могилы вместе с кузнецами отправлялись их рабочие инструменты - молоты и наковальни, зубила и клещи.

Историки считают, что более 150 видов изделий из металла знала в одиннадцатом веке Древняя Русь. Ремесла Древней Руси играли важную роль в развитии торговли между поселениями.

Мастерство создания украшений

Кузнечных дел мастера иногда занимались и мелкой работой, создавая маленькие шедевры - украшения. Постепенно златокузнечное дело выделилось в отдельную отрасль. Так появилось ювелирное ремесло в Древней Руси. Русские мастера настолько хорошо владели техникой изготовления ювелирных украшений, что оставалось только удивляться, как это им удавалось. Дошедшие до наших времён искусные вещи - амулеты из бронзы, подвески, пряжки, серьги и ожерелья - поражают тонкостью изготовления. Ювелирные украшения создавались в технике зерни, при этом поверх них напаивался узор, основу которого составляло множество металлических шариков. Другим способом изготовления ювелирных изделий была скань. Эта техника характеризуется тем, что рисунок создавался тонкой проволокой, которая напаивалась на поверхность из металла, получившиеся промежутки заполняли эмалью разных цветов. Освоили ювелиры и фигурное литьё, а также требующую особенного искусства технику черни, когда на чёрном фоне располагался узор из серебряных пластинок. До наших дней дошли прекрасные изделия с инкрустациями золотом и серебром по железу и меди. Такие сложные техники свидетельствуют о том, какого высокого уровня достигло развитие ремесел в Древней Руси. Так, руками древнерусских ремесленников создавались высокоценные ювелирные изделия, выполненные в технике Это было своеобразным брендом русского златокузнечного ремесла. Мастерство русских ювелиров было очень сложной техникой, а их работы распространялись по всему миру и при этом повсюду высоко ценились и пользовались большим спросом.

И кирпичи, и посуду лепили повсюду

Гончарное ремесло Древней Руси выделилось в самостоятельную отрасль немного позже кузнечного. Гончарный круг появился у наших предков в одиннадцатом веке. Это позволило древним умельцам создавать прекрасные изделия. Устройство станка было несложным, он вращался с помощью ножного привода, но посуда, которую удавалось сотворить гончарам того времени, поражает мастерством создания и разнообразием форм. Первоначально изготовление глиняной посуды было женским делом. Однако в литературных рукописных памятниках Киевской Руси есть упоминания только о гончарах-мужчинах.

Они использовали для своих изделий глину, которую специально обрабатывали, смачивая водой и активно разминая. Наибольшим спросом из всех гончарных изделий пользовались горшки и другие сосуды, которые изготавливались разными по величине и использовались в разных целях, в них можно было наливать воду или хранить продукты, ягоды. Горшки ставили в печь и варили пищу. Такая посуда сохранилась до наших дней.

Чем славились древнерусские мастера?

Описывая ремесла Древней Руси 9-12 века, кратко отметим, что русские славяне дохристианского периода умели делать чеканку, производили керамику, владели искусством тонкой вышивки, славились мастерством изготовления эмалей. До наших дней дошли работы киевских художников. Это уникальные образцы резьбы по кости, чернения, гравировки по металлу. Славились по всему миру древнерусские мастера стеклоделия и их изразцы.

Различные осваивала Древняя Русь ремесла, но самым искусным из них была обработка дерева. Из этого материала строились хозяйственные постройки, жилища, ворота и мосты, крепости и стены. Деревянными были лодки, вся хозяйственная утварь щедро украшалась резьбой по дереву. Ни для кого не секрет, что главным сувениром, олицетворяющим художественное ремесло в Древней Руси, является матрешка - красочно расписанная деревянная кукла с пустотой внутри. Из неё достаются одна за другой такие же красотки, и каждая чуть меньше размером, чем предыдущая.

Художественная роспись

Декоративно-прикладные ремесла Древней Руси славились далеко за её пределами. Издавна наши предки восхищали весь мир своим росписи. Разнообразие узорных мотивов в русском орнаменте привело к появлению разных школ и направлений этого народного промысла. Для каждого из них были характерны свои цвета и линии.

Гжель

Яркая сине-голубая роспись кобальтом по белому фону фарфора получила название гжель, которое произошло от имени подмосковного местечка, где данное направление зародилось. Впервые упоминается оно в грамоте Ивана Калиты. Сначала мастера делали посуду и игрушки, позже, с развитием производства, ассортимент значительно расширился. Особой популярностью пользовалась каминная плитка. Гжельская керамика стала популярной по всему свету. Другие росписи наших предков также получали названия от мест своего создания и распространения.

Яркие краски на тёмном фоне

Художественное ремесло в Древней Руси, пришедшее в восемнадцатом веке из подмосковной деревни с одноимённым названием. Представляет собой живопись маслом на подносах из металла. Узнать её легко по ярким красочным цветам, фруктам, птицам, располагающимся на тёмном фоне. Нанесённые узоры затем покрываются специальным лаком, поэтому имеют такой блестящий вид. Техника этой росписи довольно сложна, изображение создаётся в несколько этапов.

Очень жизнерадостные оттенки радуют глаз, поэтому подносы пользовались большой популярностью на Руси и до сих пор являются декоративным элементом во многих домах и учреждениях.

Палех

Из районного центра в Ивановской области пришла Этот вид ремесла представляет собой картины на лаковых изделиях. Нанесённые поверх черного фона красочные фольклорные, бытовые, религиозные сюжеты украшают шкатулки, ларцы и другие вещи. Считается, что палехская лаковая миниатюра появилась в пятнадцатом веке, когда расцветом городов и торговли отличалась Древняя Русь. Ремесла зарождались разными способами. Например, такое направление старинного ремесла, как палехская миниатюра, создали древнерусские иконописцы. В Палехе жили искусные художники, которые получали приглашения со всех русских областей для нанесения росписи в храмах и церквях. Именно они и начали расписывать шкатулки всякими сказочными и историческими сюжетами. Все изображения наносились яркими поверх чёрного фона.

Технология данного вида ремесла достаточно сложная, сам процесс создания миниатюр трудоёмкий и многоэтапный. Изучать и осваивать его нужно долго, но в результате обычная тёмная коробочка превращается в уникальную по красоте вещь.

Хохлома

Ещё один вид ручной росписи по дереву - это хохлома, которая появилась более трёхсот лет назад. Посуда и предметы домашнего обихода, расписанные огненно-алыми цветами, привлекают внимание своей необычностью. Узоры, складывающиеся в красивейшие орнаменты, радуют глаз и в наши дни. В создании хохломских изделий есть секрет, который заключается в том, что их несколько раз покрывают лаком, после чего закаляют в печи. В результате обжига покрытие желтеет, и изделия, созданные из дерева, кажутся позолоченной драгоценной утварью. Кроме того, посуда в результате такой обработки становится прочной. Её покрытие позволяет использовать хохломские чашки, миски, ложки по назначению - для хранения продуктов, для приёма пищи.

Лубочные картинки

Лубок - ещё один вид народного творчества, представляющий ремесла Древней Руси. Занятие это представляло собой создание оттиска на бумаге с помощью деревянного клише. Такие народные картинки были распространены в ярмарочной торговле ещё в семнадцатом веке и вплоть до начала двадцатого века были самым массовым и распространённым видом русского изобразительного искусства. Сюжеты, отображаемые лубком, весьма разнообразны: религиозные и нравоучительные темы, народный эпос и сказки, исторические и медицинские сведения, которые всегда сопровождались небольшим текстом, который мог быть поучительным или юмористическим и рассказывал о нравах и быте своего времени с присущей народу мудростью.

Ремесла Древней Руси, 18 век: русский самовар

Мастерством наших русских умельцев мы вправе гордиться. Сегодня их работы можно увидеть не только в музеях, но и в наших собственных домах. Некоторые виды ремесел в Древней Руси были особенно популярны. Например, по всей нашей стране и по сей день встречается тульский самовар. В восемнадцатом веке существовало более двухсот различных видов этих изделий. В наше время в городе Туле существует даже музей самоваров.

Кто были первые мастера, которыми так славилась Древняя Русь? Ремесла, к сожалению, не сохранили имён своих создателей. Но с нами говорят вещи, дошедшие до нас из глубины веков. Среди них есть уникальные редкие предметы и бытовая утварь, но в каждом изделии чувствуется умение и опыт древнерусского умельца.

Летописи упоминают о присутствии на Руси художников греческих и немецких (а в Юго-Западной Руси и польских). Но нет сомнения, что даровитый русский народ имел своих собственных мастеров почти по всем отраслям художества. Например, на существование русских литейщиков, приготовлявших вещи из свинца и меди, а также умевших делать из них сплавы вроде бронзы, указывают летописные известия, в особенности по поводу построения храмов; для сих последних отливались колокола, устроивались медные или бронзовые врата, медные или свинцовые кровли и помосты, иногда слитые из олова и меди. Для исполнения таких работ требовалось значительное количество людей сведущих.

Источники передают нам немногие имена туземных мастеров той эпохи; тем с большим тщанием история должна сохранять эти имена для потомства.

Из русских зодчих известны: "мастер" Петр, который, по словам летописи, "трудился" над сооружением каменного храма Св. Георгия в новгородском Юрьеве монастыре, по поручению князя Всеволода-Гавриила в 1119 году; "художник" Милонег, в крещении также Петр, возведший в 1200 г. стену под Выдубецким монастырем, по поручению великого князя Рюрика; Коров Яковлевич, "мастер" с Лубянской улицы в Новгороде, построивший каменную монастырскую церковь Св. Кирилла в 1201 г., на иждивение двух богатых бояр; Алекса, "муж хитр", которого в 1276 г. волынский князь Владимир Василькович послал строить город Каменец (Литовский) и который уже при отце его Васильке многие города "рубил" (то есть строил их дубовые стены). Рубруквис, посол французского короля Людовика IX к великому хану Мангу в половине XIII века, говорит об одном молодом Русском в Орде (не называя его по имени), который хорошо знал строительное искусство.

Из других художников упоминаются: Авдий, "хитрец", или ваятель, который украсил резаными на камне узорами двери храма Св. Иоанна, воздвигнутого в Холме Даниилом Романовичем; золотых и серебряных дел мастер Лазарь Богша, соорудивший крест по заказу Евфросинии Полоцкой в 1161 г., и другой золотых дел мастер Кузьма, взятый в плен монголами, которого встретил в главной Орде Плано Карпини; последний видел его работы трон и печать, изготовленные для хана Гаюка.

Далее известны: Нежила, "серебряник", и Гаврило, "щитник", оба новгородцы, павшие в бою с Литвой в 1234 г.; Антон, "котельник", тоже новгородец, который пал в известной Липицкой битве с суздальцами в 1216 году. А в 1200 г. в одной битве с Литвой в числе павших новгородцев находился Страшко "сребреник весец", то есть надзиравший за достоинством или пробою серебряных изделий, поступавших в торговлю; но, вероятно, он и сам был мастер.

По поводу татарского нашествия волынский летописец говорит о великом числе всякого рода мастеров, бежавших от варварского плена; в том числе были "седельники" и "лучники", "тульники" и "кузнецы железу, меди и сребру" .


П. С. Р. Лет. Коплена Ober Alterthum und Kunst in Russland. Wien. 1822. Его же "Список русским памятникам". М. 1822. Забелина "Черты самобытности в древнерусском зодчестве" (Древняя и Новая Россия. 1878. 3 и 4). Его же "О металлическом производстве в России до конца XVII века" (Зап. Археол. Общ. V. 1853). Хмырова "Металлы, металлические изделия и минералы в древней России". СПб. 1875.

Русский народ никогда не сидел без дела, разве что в праздники позволял себе немного расслабиться.

Были на Руси профессии уважаемые и редкие, сложные и загадочные. Одни не дошли до наших времен, другие получили новое рождение, третьи и вовсе сгинули. Что же представлял собой рынок труда на Руси?

Плевальщики

Плевальщики зарабатывали себе на жизнь вовсе не тем, чем, возможно, вы подумали. Они сеяли репу. Почему плевальщики? Да потому что семена у репы очень мелкие, в одном килограмме – больше миллиона. Сеять обычным способом их просто невозможно. Вот и придумали выплевывать семена. Профессия эта была одной из самых почетных на Руси, а хорошие плевальщики ценились на вес золота.

Дегтекуры

На Руси эта профессия была довольно массовой. Дегтекуры гнали деготь из бересты. Деготь являлся универсальным средством, применяемым как для смазки осей колес, замков или сапог, так и для пропитки шпал и промазки нижних венцов деревянных срубов для защиты от влажности и воды. Но главное, для чего был нужен деготь, – это для производства черной (иначе русской) юфти, кожи особенной выделки с приятным смолистым запахом, которая шла на изготовление обуви и сбруи. Рядом с дегтекурами трудились смолокуры – они добывали смолу из хвойных деревьев при помощи перегонки.

Ямщики и извозчики

Профессия была настолько популярной, что оставила огромный культурный пласт в русском искусстве и литературе. Следует различать: ямщики – это вроде современных водителей междугородних маршрутов, а извозчики – водители городских такси. Ямщики перевозили не только людей, но и почтовые посылки и корреспонденцию, а также различные грузы, например товары для магазинов. В среде же извозчиков была своя классификация. Так, ваньки представляли услуги эконом-класса. В основном это были приезжие из деревень, не имеющие порой своего транспорта. Им приходилось брать и лошадь, и коляску в аренду. За поездку ваньки брали 30–70 копеек. Грузовое такси – ломовики – работали на лошадях-тяжеловозах. Люди состоятельные брали лихачей, у которых были сытые и красивые лошади плюс весьма удобные коляски. Лихачи оценивали свой труд уже в 3 рубля. Кроме частников работали и городские извозчики – «голубчики», или «резвые». Их легко было узнать по форменной одежде и номерному знаку. Заказать городского извозчика можно было на специальной бирже. Такая поездка редко обходилась дороже рубля.

Покос травы издавна воспринимался на Руси как общее дело. Однако основной «ударной силой» являлись все же косари – обычно очень сильные и выносливые мужчины. Если таковых было недостаточно, на покос выходили и женщины, и старики. К слову сказать, некоторые пожилые люди могли дать фору молодым парням. Косить начинали по первой росе, которая увлажняла траву и облегчала ход косы. Определенное положение рук, взмах косы, ее направление – в этой работе много тонкостей. От того, насколько хорошо трудится косец, напрямую зависело, какой продукт получат скотина в хлеву и человек на столе. Обычно во время кошения пели – дружно, весело, тем самым создавая нужный ритм работы, ведь если один из косцов замешкается – и до беды недалеко. Сенокос – один из самых популярных сюжетов в русском искусстве. Косить легко, скажете вы. Конечно, но только если речь идет не о кошении травы.

Коробейники

Коробейниками, ходебщиками или офенями называли торговавших по всей Руси крестьян. Свой товар (обычно различные полезные мелочи) они носили в больших лубочных коробах, отсюда и название – коробейники. Свое общество, свой кодекс, свое понятие о чести и даже свой сленг, который знали только люди этой профессии, отличали коробейников от многих других русских тружеников. Словообразование в языке офеней происходило различными способами: русские слова коверкались до неузнаваемости, заменялись в предложении заимствованиями из других языков, а зачастую и просто выдумывались. Отношение народа к офеням было различное. С одной стороны, офени зачастую были единственными источниками новостей, рассказчиками баек и сплетен, с другой – русский народ как-то всегда с недоверием относился к людям, предлагающим что-то купить.

Скоморохи

Царя при дворе развлекал шут, ну а людей на улицах и площадях забавляли скоморохи. Особенно любили скоморохи работать во время ярмарок и различных народных гуляний. Еще бы! Народ шел добрый, за хорошую шутку и шапкой новой мог одарить. Скоморохи были мастерами на все руки: и острословы, и музыканты, и певцы, и исполнители различных сценок. Народу нужны острые ощущения? Вот вам медведь! Хочется резкости да прыти? Скоморох готов неустанно выполнять всевозможные акробатические па. У каждого скомороха было свое амплуа: комедиант, потешник, ломака, шут. Как известно, власти не очень жаловали людей этой профессии, однако поймать скоморохов было достаточно сложно. На одном месте они не задерживались, кочуя из одного города в другой.

Плакальщицы

Без плакальщиц, или воплениц, на Руси не обходилось ни одно обрядовое действо, будь то свадьба или похороны. Профессионально плакать обучались с малолетства, ведь плач должен был иметь особенный мелодичный склад. Чем пронзительнее плакальщица стенала, тем большое вознаграждение в итоге получала. Если слезы по усопшему в большинстве случаев были родственниками проливаемы искренне, то не всем невестам, прощаясь с родителями, удавалось по-настоящему горевать по своей девичьей жизни. Вот и приглашались женщины, способные проливать слезы часы напролет, сопровождая плач различного рода причитаниями. Присутствовали плакальщицы и во время проводов рекрутов. Плакальщицы были обязательным атрибутом, их отсутствие, например, во время похорон считалось позорным.

5 Город мастеров

Названия древних русских городов происходят от имен их основателей: город Владимир назван в честь Владимира Мономаха, русского князя, Ярославль – в честь другого знаменитого князя, Ярослава Мудрого. Но все же названия большей части городов произошли от названий рек, на которых они были построены. Например, Москва на реке Москве.

Названия городам давали и профессии их жителей. Даже маленький городок в старину славился каким–нибудь промыслом или ремеслом. Например, в городке Бронницы в Подмосковье жили оружейники, которые делали броню, а в Мытищах – другом подмосковном городке – проходил сбор мыта (пошлины). Названия улиц в древних русских городах в большинстве своем также происходили от занятий их обитателей – Оружейная, Кузнецкая, Мясницкая, Гончарная, Кожевническая. Эти названия сохранились и в современных городах.

Старинная одежда: 1 – волосник; 2, 3 – перчатки; 4 – кафтан

Портной за работой. С рисунка XVI в.

Сапожная лавка в Москве. С гравюры XVII в. Старинная обувь: 1, 2 – сапоги; 3 – туфель; 4 – поршень

Ремесленники кормили и одевали горожан. Это были блинники, булочники, мясники, сытники, ремесленники «по костюму», которые шили одежду. Кожевники обрабатывали кожу и делали из нее различные предметы, в том числе и обувь. Плотники строили дома и изготовляли изделия из дерева. Кузнецы и литейщики владели секретами ковки и отлива металлических изделий. Ремесленники очень гордились своими умениями, недаром говорили: «Ремесленников много, а мастеров мало».

Крестьянин и ремесленник XII в. Реконструкция

Представим себе бородатого кузнеца, подстриженного в кружок, одетого в кафтан чуть выше колен, фартук и сапоги. Главное его орудие – молот и клещи. Он точно знает, что нельзя передержать расплавленный металл при высокой температуре, что надо вовремя извлечь из печи готовое изделие. Каждый кузнец понимал, что если металл остынет, то он станет твердым и его уже нельзя будет ковать. Отсюда и произошла современная поговорка «Куй железо, пока оно горячо», что означает «спеши вовремя делать дела». А чтобы посторонние не мешали при таком сложном деле, как литье металла, кузнецы распускали разные ложные слухи. Зеваки расходились, и можно было спокойно заниматься делом. Отсюда берет свое происхождение слово «заливать», т. е. «обманывать».

Сложное было ремесло у гончаров. Горшки они лепили из глиняных ободков, которые накладывали один на другой, выравнивали и слепляли вместе. Сначала их делали руками, а позже изобрели гончарный круг – специальное вращающееся устройство, при помощи которого стенки посуды можно было вылепить ровными. Когда посуда была готова, ее сушили на солнце и обжигали в печах. Мастера очень гордились своими изделиями, давали ласковые названия отдельным частям сосудов – носик, горлышко, ручка, тулово, ножка.

Если жизнь городского ремесленника проходила в мастерской, то купец все свое время проводил на торгу. Особым спросом пользовались восточные товары – перец, изюм, орехи, стеклянная посуда, сукно, которое покупали большими мотками – штуками. Русские люди на торг везли мед, воск, кожи, меха, льняное полотно. Помимо товаров купцы привозили и свежие новости, рассказы о заморских странах и обычаях.

Кроме ремесленников и купцов в древних городах жили ямщики – люди, которые держали лошадей для перевозки людей, почты и грузов. Их дома стояли возле важнейших дорог, ведущих из города. В городских крепостях находились и служилые военные люди – стрельцы, пушкари. Они несли службу по охране города, а в мирное время занимались еще ремеслом и торговлей.

В городах также проживали служители церкви – священники и монахи. Последние жили в монастырях около города или в подворьях в самом городе. В городах было очень много церквей, почти на каждой улице. Около церквей, у стен монастырей можно было увидеть огромное число нищих.

Жители старинных городов были мало похожи на современных горожан. Они одевались совершенно по–иному. Помните сказку А. С. Пушкина о рыбаке и рыбке? Старик не узнал свою старуху, когда она стала богачкой:

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

Бояре, богатые купцы носили широкие свободные одежды ярких цветов, шитые золотом и жемчугом. Рукава и подолы кафтанов обязательно отделывали другими по цвету материалами. Большие воротники, украшенные драгоценными камнями, пристегивались отдельно.

Стрелец XVII в.

Московский щеголь XVII в.

1. Кафтан 2. Нарядный кафтан 3. Ферязь 4. Охабень

Широкие и длинные (до пят) одежды в старину называли опашнями. Их шили из шелка или тонкого сукна на подкладке, с разрезом спереди и очень длинными рукавами. Под рукавами делали отверстия для рук, а сами рукава завязывали узлом на спине. Опашни украшали красивыми пуговицами и ожерельем – шитым золотом и жемчугом воротником. Видимо, этот богатый летний наряд надевали, выходя из дома, в хорошую погоду. Носили его «на опашь», т. е. в накидку (отсюда и название «опашень», а также слово «запахнуться»).

В XVI в. появилась ферязь – широкое и длинное праздничное платье без воротника. Ферязь шили из шелка, бархата, парчи, подбивали мехом. Спереди ферязь украшали образцами – шитыми шелком и золотом петлицами. Первоначально ферязь была на завязках, которые потом заменили пуговицами. У ферязи, как и у опашня, были длинные рукава. В один из них, собранный в складки, продевали руку, а другой оставляли висеть до полу. Иногда рукава завязывали сзади.

горлатные шапки и колпак. Гравюра. XVII в.

Богатые горожане очень любили шубы. Их надевали даже не в очень большой мороз, чтобы показать свое богатство. А если было жарко, то к одежде прикрепляли красивый соболий воротник. Шубы шили обязательно мехом внутрь и сверху покрывали сукном или шелком. По бокам разреза спереди делали нашивки из другой материи. На них пришивали петли и пуговицы. Шубы обычно были в старину широкими распашными длинными, с отложными воротниками.

Предметом щегольства были не только меха, но и пуговицы, которые в те времена стоили намного дороже самого платья. Но самой модной деталью одежды был стоячий воротник – козырь. Слово «козырять» означало в старину «важничать».

Козырь. Парсуна «Михаил Васильевич Скопин–Шуйский». XVII в.

Непременной деталью одежды на Руси был пояс. Без пояса могли выйти на улицу только дети. Богатые люди специально подпоясывались высоко под грудью, чтобы выпирал живот. В Древней Руси лишить человека пояса значило обесчестить его (отсюда известное выражение «распоясаться», что означало «опозориться»).

Наиболее распространенным поясом на Руси был кушак. Он был широким и длинным; его несколько раз оборачивали вокруг талии. Концы его иногда оставляли свободными, а иногда подтыкали с боков. За кушаком по азиатскому обычаю висел кинжал.

Высокая шапка называлась горлатной, потому что шили ее из шкурок с горла животных. Она была непременным атрибутом наряда богатого горожанина.

Не отставали от мужчин и горожанки. Они носили еще более широкие и яркие одежды. Длинные рукава откидывались назад, руки в них не просовывали. Девушки носили венцы и вплетали в косы ленты. А женщины тщательно убирали волосы под платок или головной убор – кику. Кика имела высокую налобную часть, расширявшуюся кверху, – чело. Его, как правило, делали из серебряного листа, обтянутого нарядной тканью и украшенного золотом, жемчугом и драгоценными камнями. Задняя часть кики – подзатыльник – была из плотной материи, собольего или бобрового меха. По краю кики пристегивалась бахрома, чаще всего из жемчуга, которая называлась поднизью.

На ногах богатые горожане и горожанки носили мягкие сапожки, а бедные – обувь из лыка. Выражение «не лыком шит» означало, что человек не из простых.

Старинные женские головные уборы

Н. Кончаловская в книге «Наша древняя столица» так описывает одежду, в которой москвичи ходили прежде:

Ой, вы, гости–молодцы,

Длиннополые купцы!

И бояре и дворяне,

Горожане и крестьяне,

Кто в сорочках и штанах,

Кто в коротких зипунах.

И такие франты были:

Длинный охабень носили,

Рукавами до земли

Пыль по улице мели.

А зимой, в мороз, в Москве

Надевали шубу, две.

А боярыня, бывало,

По три шубы надевала.

Любят в праздники рядиться

Наши русские девицы:

Ожерелья, серьги, бусы,

Ленты в косах до земли.

А молодки под убрусы

Прячут волосы свои:

В старину была коса

Только девичья краса!

Одежда ремесленников была простой: рубахи, порты и кафтаны. Порты шили из тонкого сукна – брюкиш и заправляли в сапоги (слово «брюки» произошло именно от этого названия). Шапки делали из валяного сукна. Волосы стригли в кружок и носили бороды.

1. Летник 2. Кика и душегрея 3. Летняя одежда зажиточных женщин

Телогрея

Жены и дочери ремесленников, как и крестьянки, очень любили носить сарафаны. Поверх них надевали телогреи и душегреи – широкие и короткие кофты, а на голову – кичку или кокошник. Он покрывался яркой тканью и расшивался. Носили и платки – ширинки. Горожанки любили стеклянные и медные браслеты, костяные подвески для головных уборов, обручи и перстни из дерева и кости.

И ремесленник, и купец, и боярин – все горожане обязательно имели огород, участок поля и хлев с коровами, свиньями, птицами. И не где–то за городом, а в самом городе. Кроме огорода у горожанина обязательно был сад, который он очень любил и за которым заботливо ухаживал. До сих пор известны овощи и фрукты, разведением которых славились старин–ные города: «владимирка» – вишня из Владимира, нежинские огурцы, павловские дыни и арбузы.

Существовали в старину в городах и специальные сенные торги. Дело в том, что города имели свои сенокосы и выпасы для скота. Для городского пейзажа были характерны растянутые сети и сидящие на берегах реки или озера рыболовы. На многих старинных гербах городов не случайно изображали рыбу. (Вообще гербы многое могут нам рассказать о занятиях жителей древнего города.)

Каждый горожанин, таким образом, помимо своей основной профессии занимался еще и крестьянским трудом, обеспечивая свою семью всем необходимым. Вот почему старые города так напоминали деревни.

Боярыня конца XVII в.

Вопросы и задания

1. Перечислите всех тех, кто жил в старину в русском городе. Чем они занимались? Как одевались горожане раньше?

2. Попробуйте нарисовать герб одного из русских городов. Можно ли по нарисованному гербу определить занятия горожан?

3. Каким ремеслом вам бы хотелось заниматься, окажись вы на месте горожанина–ремесленника? Вылепите из глины или пластилина изделие, которое делали ремесленники этой профессии.

4. Перепишите, вставьте пропущенные буквы и объясните значение слов:

р–месленники

к–жевенники

л–тейщики

п–дворье

м–стера–пашень

к–зырять

г–рлатная шапка

с–р–фан

к–кошник

5. Как вы полагаете, почему загадка «Семьдесят одежек, и все без застежек» возникла именно в русском городе? Как она связана с привычками горожан?

6. Вспомните песни, прибаутки и загадки о русской одежде. Как относились к одежде в старину?

Мне наскучило, девице,

Одинешенькой в светлице

Шить узоры серебром!

И без матушки родимой

Сарафанчик мой любимый

Я надела вечерком.

В разноцветном хороводе

Я играла на свободе

И смеялась как дитя!..

А. И. Полежаев. Сарафанчик

Ты, Назар, ты, Назар,

Поди–ка на базар,

Купи мне сарафан:

Ни долог, ни короток -

Ни в лес ходить,

Ни зайцев ловить.

7. Отгадайте русские народные загадки об одежде. Ответы можете нарисовать. Какие из этих предметов одежды носили в старину?

1. По дороге я шел,

Две дороги нашел,

По обеим пошел.

2. Сижу верхом,

Не знаю, на ком,

Знакомца встречу,

Соскочу – привечу.

3. Днем обручем,

Ночью змеей.

Отгадки: пояс, шапка, штаны.

Любопытный факт. Знаете ли вы историю происхождения крылатых слов и выражений? Например, сегодня можно услышать слова: «Не доводи меня до белого каления!» Оказывается, их возникновением мы обязаны ремесленникам–кузнецам. Они постепенно нагревали металл до такой степени, что он, раскаляясь, из красного становился белым. Потом ему придавали молотом нужную форму. Выражение «зарубить себе на носу» означало (да и сейчас означает) «запомнить». А в старину «носом» называли дощечку, которую носили с собой неграмотные люди, чтобы делать на ней различные заметки, зарубки. «Зарубить на носу» означало «сделать зарубки на дощечке, чтобы не забыть».

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Кельтские сумерки автора Йейтс Уильям Батлер

СТАРЫЙ ГОРОД Однажды ночью несколько лет тому назад мне самому довелось испытать на себе нечто вроде чар фэйри.Я отправился тогда за компанию с одним молодым человеком и его сестрой - мы были все трое друзья и некоторым образом даже родственники - к тамошнему сказителю

Из книги Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского автора Фрейлих Семён Израилевич

Из книги Традиция "внутренних школ" ушу автора Малявин Владимир Вячеславович

VIII. Избранные изречения мастеров ушу Заниматься ушу и не заниматься внутренним достижением (гунфу) - значит прожить жизь впустую.Найти хорошего учителя нелегко, найти хорошего ученика - еще труднее.Прежде чем учиться искусствам, познай ритуал. Прежде чем заняться ушу,

Из книги Основы живописи [Учебник для уч. 5-8 кл.] автора

Секреты и тайны мастеров Интересно узнать о том, как же великие мастера живописи создают свои произведения, какими секретами и тайнами изображения они владеют. О некоторых из них можно узнать, прочитав текст на этих страницах.Замечательные западноевропейские и русские

Из книги Основы рисунка для учащихся 5-8 классов автора Сокольникова Наталья Михайловна

Из книги Повседневная жизнь Голландии во времена Рембрандта автора Зюмтор Поль

Глава I Город Вид городаАнглийский посланник в Гааге Уильям Темпл, издавший в 1673 году довольно объемный труд о Нидерландах, восхищался особой атмосферой и «зачастую величием»{1} городов этой страны. «Золотой век» ознаменовался огромными капиталовложениями в

Из книги Легенды петербургских садов и парков автора Синдаловский Наум Александрович

Из книги Повседневная жизнь Стамбула в эпоху Сулеймана Великолепного автора Мантран Робер

ГОРОД Общий вид «Константинополь построен на почти треугольном мысе, один из углов которого вдается в море, омывающее ту часть европейской суши, что расположена напротив места древней Халкедонии, называемой ныне Кадикёй, то есть город кади; другим своим углом он, словно

Из книги Страна древних ариев и Великих Моголов автора Згурская Мария Павловна

Из книги Повседневная жизнь Москвы на рубеже XIX-XX веков автора Андреевский Георгий Васильевич

Из книги От Эдо до Токио и обратно. Культура, быт и нравы Японии эпохи Токугава автора Прасол Александр Федорович

Из книги 100 великих археологических открытий автора Низовский Андрей Юрьевич

Из книги Древняя Америка: полет во времени и пространстве. Северная Америка. Южная Америка автора Ершова Галина Гавриловна

Из книги Лакцы. История, культура, традиции автора Магомедова-Чалабова Мариян Ибрагимовна

Из книги Изображение и слово в риторике русской культуры ХХ века автора Злыднева Наталия Витальевна

Город Фольклорно-речевое клише видимо-невидимо метонимически отсылает к теме города (или функционально тождественного ему в рамках мифологической картины мира базару как месту опасного пересечения-сгущения пространственных границ) и обозначивается количественно по

Из книги Загадки Петербурга II. Город трех революций автора Игнатова Елена Алексеевна

Город-мир Хозяин города. Высылки из Ленинграда. О сахаре и галошах. Борьба с мещанством. Смычки. Воитель Иван Петрович Павлов. Достижения науки и техники. Грандиозные планы. Теневые стороны жизни: беспризорные, инвалиды войны, налетчики. Питерская шпана. Суд над

C развитием технологического прогресса во многих профессиях отпала необходимость, ведь теперь их заменяют автоматизированные устройства и разнообразные гаджеты. Но в прошлом столетии эти профессии были очень полезны и востребованы. К примеру, на Руси, чтобы заработать себе на хлеб наши предки лупили палкой по болотной жиже, вопили во всё горло на похоронах и свадьбах, а также копались в мусоре в поисках наживы.

Плеватели репы

Умение виртуозно плеваться вполне могло обеспечить безбедную жизнь. Но главное тут было не увлечься - посылать «залпы» определенной силы на строго установленное расстояние. Разговаривать во время работы возбранялось, и рот профессионала был полон семенами популярнейшего на Руси корнеплода - репы.

До XIX века, когда, по указам свыше, картофель все-таки начал постепенно ее вытеснять, репа была основным продуктом на столе: из нее варили супы и каши, запекали, ели сырую, начиняли ею пирожки (и гусей), квасили ее и солили на зиму. Неурожай репы приравнивался к стихийному бедствию, но для начала надо было осуществить грамотный посев. А семена корнеплода столь мелки, что в 1 кг их умещается до миллиона - разбрасывая вручную, ровно не посеять. Неизвестно, кто первый это придумал, но репу стали на пашню «расплевывать» - определенную порцию семян на определенную площадь. Хорошие плевальщики ценились высоко и обучали своему искусству других.

Ловцы пиявок

Они проводили рабочее время, лупя палкой по болотной жиже - имитировали вхождение в воду скота. Глупые пиявки принимали это за звук обеденного гонга и торопились к трапезе. Также их приманивали на живца, в роли которого выступал сам ловец: заходил повыше колен в воду и ноги его немедленно облепляли кровососущие. Тут-то их и собирали. Правда, не всегда и не всяких. Так, запрещалось ловить пиявок во время размножения - в мае, июне и июле. Также «при ловле должны быть избираемы одни лишь годные ко врачебному употреблению, то есть не менее 1 1/2 вершков длины; пиявки мелкие, как равно слишком толстые, должны быть при ловле бросаемы обратно в воду». Хранить добычу следовало в холодке, в емкости, наполненной землей.

Гирудотерапия с древних времен была в почете: при любом недомогании лекари первым делом «пускали дурную кровь», и каждый любящий гульнуть купец знал, что лучшим средством от похмелья являются пиявки, поставленные за уши. Мало того, Россия с успехом занималась экспортом кровососущих. До революции в Европу ежегодно вывозилось до 120 млн пиявок - доход в казну составлял 6 млн руб. серебром, что было сопоставимо с доходом от экспорта хлеба.

Изготовители хвостов

Это была не просто профессия, а целый бизнес, появившийся в «нужном» месте в «нужное» время. О нем поведал Александр Дюма, автор «Трех мушкетеров», посетивший Россию в 1859 году.

Это была лютая зима, когда волки вышли из лесов и, подойдя вплотную к деревням, нападали не только на скотину, но и на людей. Власти приняли решительные меры и за каждый предъявленный волчий хвост (стало быть, уничтоженного волка) стали выплачивать по 5 руб. Народ вошел в азарт, предъявил 100 000 хвостов, за что были выплачены 500 000 руб. Но что-то пошло не так: стали наводить справки, провели расследование и обнаружили в Москве фабрику по производству волчьих хвостов.

«Из одной волчьей шкуры стоимостью в десять франков, - подсчитал писатель, - выделывали от пятнадцати до двадцати хвостов, которые приносили триста пятьдесят - четыреста тысяч: как видим, сколько бы ни стоила сама выделка, доход составлял три с половиной тысячи на сотню».

Подобная история, по некоторым источникам, будто бы случилась также в Вологодской губернии - правда, раньше. Там 1 апреля 1840 года началось слушание дела о волчьих хвостах. Этому также предшествовало нашествие волков и обещанная за каждый хвост награда - 1 коп. медью (пуд ржаной муки стоил тогда 50 коп.). Когда поголовье волков практически сошло на нет, крестьяне, привыкшие к дополнительному доходу, загрустили и нашли выход из положения - стали делать волчьи хвосты из пеньки. Возникло целое производство: одни изготавливали стержни, другие прикрепляли пеньку, третьи расчесывали, четвертые красили. Достигли в итоге почти полного натурализма. Сам губернатор был в доле, а потому изготовители хвостов работали спокойно, покуда благодетель не вышел в отставку.

Вопленицы

Профессиональные плакальщицы существовали еще в древности - в Египте, Греции, Риме. Причем в империи их чрезмерную скорбь пытались даже ограничивать: законодательно запрещали царапать себе лицо и причитать во время погребения. В русских деревнях были свои плакальщицы - вопленицы. Их приглашали не только на похороны, где они могли часами тянуть трагическую ноту, но и на свадьбы. Ведь невесте полагалось покидать родительский дом, заливаясь слезами, но никак не сияя начищенным медяком. Тут очень кстати приходился соответствующий речитатив плачеи: «Ой, да ж прости-прощай, родимая донюшка…».

Настоящая вопленица должна была сочетать в себе как авторский талант, так и актерский. Некоторые достигали в этом деле подлинных высот. Так, жительнице деревни Сафроново Олонецкой губернии Ирине Федосовой посвящен очерк Максима Горького «Вопленица». «Орина, - усердно надавливает автор на «о», - с 14 лет начала вопить. Она хрома потому, что, будучи восьми лет, упала с лошади и сломала себе ногу. Ей девяносто восемь лет от роду. На родине ее известность широка и почетна - все ее знают, и каждый зажиточный человек приглашает ее к себе «повопить» на похоронах, на свадьбах… С ее слов записано более 30 000 стихов, а у Гомера в «Илиаде» только 27 815!..»

Тряпичники, крючочники

Могли ли предполагать труженики тряпья и помоек, что в XXI веке дело их - по раздельному сбору мусора - станет модным и актуальным? Заунывный крик «Старье-е-е бере-е-ем!» разносился по дворам еще в середине прошлого века. За тряпки, банки, старые газеты можно было получить всякие сокровища: сахарных петушков, хлопушки, дудочки и даже громко стрелявшие холостыми зарядами пистолеты-пугачи. Постепенно дело сошло на нет. А ведь раньше существовала целая империя.

Например, в петербургских трущобах возле Сенного рынка находился целый «Тряпичный флигель», занимавший один из корпусов Вяземской лавры. Найти его было несложно: во дворе возвышались горы тряпок, бумаги, костей и прочего мусора, место которому на помойке. Но живших здесь работников тряпичного фронта это вовсе не смущало: главное - был заработок. Низшим в иерархии сборщиков считался крючочник. Главным его орудием был насаженный на палку крюк, с помощью которого он рылся, извлекая нужное, в свалках и мусорных кучах и таким образом зарабатывал около 50 коп. в день, а в месяц - целых 15 руб. Находки сдавались маклакам (или «тряпичным тузам» - хозяевам артели), которых в 1895 году в Петербурге насчитывалось более 50. Они же выделяли тряпичникам средства для скупки (или обмена) у населения тряпья, чтобы потом сдать его более крупным перекупщикам или прямо на переработку. Товар пользовался спросом. Так, владельцы Невской писчебумажной фабрики, купцы Варгунины тратили на закупки тряпья до 150 000 руб. в год. А писчебумажная фабрика Крылова ежегодно закупала в Вологодской губернии 50 000 пудов лаптей - по 60 коп. за пуд.