Продукты питания 44 фз. Закупка питания для образовательных учреждений. Договор хранения продуктов питания

Поставка продуктов питания в целях обеспечения федеральных и муниципальных нужд является весьма распространенным направлением в торгах по 44-ФЗ. Но в данной отрасли существуют свои нюансы и требования к поставщикам и заказчикам, установленные законом. Рассмотрим эту сферу госзакупок более подробно.

Ограничение на закупку иностранных пищевых продуктов

В августе 2016 года было введено ограничение на закупку некоторых иностранных продовольственных товаров. Постановление Правительства РФ от 22.08.2016 г №832 "Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждает перечень продуктов, на которые накладываются ограничения в закупке для обеспечения нужд государственных учреждений.

Перечень продуктов питания, у которых страной производства указано иностранное государство, включает в себя молочную и мясную продукцию, в частности свинину, говядину, мясо птицы, переработанную рыбную продукцию, соль, сахар и рис.

Согласно п. 2 ПП №832, если в конкурентном виде закупке на приобретение товара из вышеописанного перечня подано как минимум 2 заявки, соответствующих требованиям документации и условиям*, то другие заявки, в которых происхождение объекта закупки является иностранным (за исключением стран из Евразийского экономического союза), должны быть отклонены заказчиком.

*Условия, которым должны соответствовать заявки участников , следующие:

    происхождение указанной выше пищевой продукции должно соответствовать одной из стран Евразийского экономического союза (Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия);

    отсутствие в заявке предложения одного и того же вида продукта от одного производителя.

Данное ограничение было введено для поддержки и развития внутреннего российского рынка.

Ограничения закупок продовольственных товаров в форме конкурса с ограниченным участием

В августе 2017 года было принято еще одно нововведение, Постановление Правительства от 4.08.17 №937 внесло изменения в проведение торгов в сфере услуг общепита и продуктов питания по 44-ФЗ в форме конкурса с ограниченным участием.

  1. Теперь использовать данный вид тендера для закупки продовольственных товаров или услуг общественного питания можно только в том случае, если НМЦК контракта (или лота) превышает 500 000 руб. Это ограничение касается детских, образовательных, социальных и медицинских учреждений.
  2. Следующее изменение коснулось того, что поставщики должны подтвердить наличие опыта, путем предоставления копии ранее исполненного контракта в этой отрасли.. Срок исполнения “подтверждающего” контракта должен быть не старше 3-х лет, от даты подачи заявки на конкурс с ограниченным участием.
  3. Помимо срока, устанавливается требование к сумме исполненного контракта. Она должна быть не менее 20% от НМЦК контракта, который требуется подтвердить. Также сведения о нем должны быть в реестре контрактов.

Формы закупки продовольственных товаров

Вообще, проводить закупку продовольственных товаров для обеспечения федеральных или муниципальных нужд, заказчик может в любой форме, которую разрешается использовать в рамках 44-ФЗ: аукционы - закрытый и электронный, запрос котировок или предложений, закупка у единственного поставщика.

При использовании одного из указанных методов ограничения, накладываемые на заказчика в случае проведения конкурса с ограниченным участием, не применяются (п. 2.1 ст. 56 44-ФЗ)

Для участия в торгах на поставку продуктов питания по 44-ФЗ в форме конкурса или аукциона будет необходимо предоставить обеспечения заявки. При отсутствии собственных свободных средств, его можно внести используя тендерный займ .

Многие государственные заказчики зачастую осуществляют закупки до 100 тыс руб (500 тыс. руб.) в рамках 44-ФЗ у единственного поставщика (при соблюдении условий таких закупок). Это распространенная практика и для приобретения продовольственных товаров.

Но стоит помнить о том, что не следует слишком активно использовать данный метод, так слишком частое использование малых закупок может привести к вниманию ФАС. И контролирующие органы могут усмотреть нарушение, а именно искусственного дробления НМЦК для проведения закупки у единственного поставщика с целью избежать конкурентного вида тендера.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ


Достаточно простой опечатки, чтобы, например, вместо 5 м провода поставщик привез 5 мм провода.

  • При указании ссылки на ГОСТ, которому должен соответствовать товар, следите за тем, чтобы перечисленные характеристики ему не противоречили.
  • Запрещено указывать товарные знаки без ссылки на то, что к поставке допускаются и аналоги.
  • Не копируйте информацию с разных сайтов в интернете. Информация на них не всегда бывает достоверной. Может оказаться так, что это описание соответствует только одной модели.
  • В любой закупочной документации должна содержаться инструкция по оформлению заявки. Составлять ее нужно после того, как вы сформировали ООЗ. Так вы сможете конкретизировать требования технического задания, и участникам будет проще разобраться в том, какой именно товар нужно поставить. Кроме того следует правильно подобрать наименование объекта закупки.

Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция

Постановления). При этом всего должно быть минимум две заявки, отвечающих требованиям документации, а также двум условиям. Во-первых, предлагаемые товары должны быть произведены в одной из стран-членов ЕАЭС (Россия, Беларусь, Армения, Казахстан, Кыргызская Республика). Во-вторых, в заявке не должно быть предложения поставки одинаковых по виду продуктов от одного производителя.


Вышеописанные ограничения не действуют для заказчиков, которые работают и проводят торги на территории иностранного государства, а также в случае, когда извещение о закупках продукции из Перечня было размещено до 22.08.2016. Выбираем способ определения поставщика Продовольствие можно закупать как путем проведения конкурентных процедур, так и у единственного поставщика (ч. 2.1 ст. 56).

Закупка продуктов питания по 44-фз

Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии; (в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ) (см.

В чем особенности закупок продуктов питания

Таким образом, товар может быть представлен так: «творог, сыр». А описание организации питания, помимо спецификации, может содержать график оказания услуг, меню, описание процессов: «график, меню, процессы». Продукты имеют срок годности, поэтому в документацию необходимо включить требование к нему (п.

4 ст. 33). Например, такой остаточный период может быть равен не менее 80 %. Тогда молоко, которое хранится 10 дней, должно быть доставлено и принято покупателем не позднее чем на 2-й день после изготовления продукта. Устанавливаем ограничения Постановление Правительства № 832 от 22.08.2016 утверждает Перечень продуктов, происходящих из иностранных государств, на которые накладывается ряд ограничений.
Так, при проведении конкурентных торгов на приобретение товаров из Перечня заказчик обязан отказать в допуске заявкам, в которых объект закупки имеет иностранное происхождение (п.

Статья 33. правила описания объекта закупки

В случае, если при составлении описания объекта закупки невозможно использование стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документация о закупке должна содержать обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии. 6. При осуществлении закупок, в том числе продуктов питания, конкурентными способами необходимо соблюдать положения статей 28, 29 Закона № 44-ФЗ, закрепляющие обязанность заказчика предоставлять преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, а также организациям инвалидов по утвержденным перечням товаров, работ, услуг.

Пример описания объекта закупки по 44-фз

Закона № 44-ФЗ следует обращать внимание на установленные ограничения: закупка товаров не должна превышать ста тысяч рублей (при этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить таким способом, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не может составлять более чем пятьдесят миллионов рублей (пункт 4)); закупка товаров, осуществляемая, в частности, государственной или муниципальной образовательной организацией, не должна превышать четырехсот тысяч рублей (при этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить таким способом, не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей (пункт 5)). 3.
При описании объекта закупки необходимо соблюдать правила, установленные как статьей 33 Закона № 44-ФЗ, так и Законом № 135-ФЗ, запрещающие любые действия, приводящие к ограничению конкуренции при проведении процедур закупок. Примеры описаний объектов закупки (продуктов питания) приведены в приложении № 2 к настоящему документу. При установлении требования о соответствии характеристик товара, входящего в объект закупки, требованиям технических регламентов или государственных стандартов (далее – ГОСТ) целесообразно осуществлять проверку актуальности таких нормативных документов, а также конкретизировать требования к соответствию ГОСТ (т.е.


указывать, какой именно параметр и в какой степени должен соответствовать тому или иному стандарту), исходя из потребностей заказчика. Например, согласно ГОСТ 31452-2012 «Сметана.

Кто должен описывать предметы закупки продуктов питания

Инфо

Статья 16 Закона о госзакупках дает право заказчикам требовать от участников предоставления ими документально подтвержденной информации об их соответствии квалификационным критериям. Заказчик может установить один или несколько из таких квалификационных критериев, установленных ч. 2 ст. 16 Закона о госзакупках. В данном случае подтверждением соответствия требований к поставке продуктов для детского питания станут:

  • наличие оборудования и материально-технической базы;
  • наличие работников соответствующей квалификации, которые имеют необходимые знания и опыт.

ВАЖНО! Заказчик может требовать подтверждения и других квалификационных критериев, определенных ч.


2 ст. 16 Закона о госзакупках.
Согласно п. 2 ПП №832, если в конкурентном виде закупке на приобретение товара из вышеописанного перечня подано как минимум 2 заявки, соответствующих требованиям документации и условиям*, то другие заявки, в которых происхождение объекта закупки является иностранным (за исключением стран из Евразийского экономического союза), должны быть отклонены заказчиком. *Условия, которым должны соответствовать заявки участников, следующие:
  • происхождение указанной выше пищевой продукции должно соответствовать одной из стран Евразийского экономического союза (Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия);
  • отсутствие в заявке предложения одного и того же вида продукта от одного производителя.

Данное ограничение было введено для поддержки и развития внутреннего российского рынка.
Технические условия» для продукта установлены следующие показатели массовой доли жира: не менее 10,0%, 12,0%, 14,0%, 15,0%, 17,0% и так далее (до «не менее 42,0%»). Установление требования к данному показателю в формате «массовая доля жира в соответствии с ГОСТ 31452-2012» может ввести в заблуждение участников, поэтому установить данный показатель необходимо в соответствии с потребностями заказчика (например, «Массовая доля жира: не менее 15%»). Рекомендации по установлению в описании объекта закупки требований о соответствии закупаемых продуктов питания техническим регламентам,ГОСТ отражены в приложении № 3 к рекомендациям.

Рекомендации по корректному формированию наименования объекта закупки (продуктов питания) содержатся в приложении № 1 к настоящим рекомендациям. Кроме того, формируя состав каждой закупки по номенклатуре и по количеству необходимо учитывать особенности функционирующего рынка, предусматривать возможность участия региональных товаропроизводителей, не нарушая при этом предусмотренный Законом № 44-ФЗ принцип обеспечения конкуренции, а также положения Федерального закона от 26 июля 2006 года№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ). Например, в отдельную закупку следует выделять: молочную продукцию; мясную продукцию; рыбную продукцию; хлеб и хлебобулочные изделия; овощи (с дополнительным делением в зависимости от места производства); фрукты (с дополнительным делением в зависимости от места производства); соки, воды и т.д.


5.
В качестве подтверждающих документов можно использовать:

  1. Гарантийное письмо от производителя с ценой и количеством товара.
  2. Бумаги, которые подтверждают наличие у победителя предлагаемой продукции.
  3. Иные документы (расчеты), доказывающие возможность поставки по предложенной цене в нужном объеме.

Пример контракта на госзакупку продовольствия Скачать Принимаем товары Приемка продуктов питания по 44-ФЗ осуществляется согласно правилам и срокам, указанным в контракте (п. 13 ст. 34 44-ФЗ). Такие действия осуществляет представитель заказчика либо приемочная комиссия (от 5 человек). На этом этапе заказчик также проводит экспертизу (самостоятельно или с привлечением экспертов).

Расскажем об ограничениях, установленных для импортных товаров и об особенностях закупки продуктов питания для образовательных учреждений по 44-ФЗ.

Ограничение на закупку импортных продуктов

Ограничения регламентируются постановлением Правительства от 22.08.2016 № 832. Согласно ему, ограничения распространяются на закупки продуктов питания по 44-ФЗ в 2019 году.

Лимитирование не распространяется на торговые сети. Они коснулись 23 наименований продовольственной продукции, таких как:

  • Рыбная продукция;
  • Сахар;
  • Мясная продукция;
  • Соль (в т.ч. йодированная);
  • Молочная продукция.

Действие ограничений осуществляется согласно правилу «третьего лишнего». Заявки, предлагающие импортные товары отклоняются, если поданы 2 заявки с отечественными товарами. К отечественным товарам относятся продукты, произведенные в ЕАЭС, в который наряду с РФ входят Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Эти 2 (и более) заявки должны удовлетворять требованиям, установленным в закупочной документации, а также:

  • включать в себя предложения по поставке товаров, включенных в перечень постановления № 832;
  • не включать предложения о поставке одного и того же вида продукции одного и того же производителя;
  • иметь подтверждение страны-производителя пищевой продукции в виде указания участником конкурса наименования страны в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира.

При выполнении госконтракта, при оформлении которого были отклонены заявки, содержащие импортный товар, не допускается менять на товар на другой, если он произведен не на территории ЕАЭС.

Тендер на поставку продуктов питания в детские сады

Тендеры продуктов питания в:

  • образовательные учреждения;
  • медорганизации;
  • организации социального обслуживания;
  • детские лагеря

при стоимости свыше 500 тысяч могут проводиться в форме конкурса с ограниченным участием. Если поставка проводится в этой форме, то участникам устанавливаются дополнительные требования в виде наличия опыта таких поставок. В подтверждение этого опыта необходимо представить:

  • копию ранее выполненного контракта в последние 3 года стоимостью не менее 20% от начальной цены госконтракта;
  • копию документа о приемке поставленной продукции.

Закупка продуктов питания по 44-ФЗ 2019 в силу ч. 2.1 ст. 56 может быть осуществлена также в форме другой конкурентной процедуры. Выбрать аукцион или конкурс при такой закупке, заказчик решает самостоятельно. Если стоимость приобретаемых товаров невелика, то можно осуществить путем:

  • запросом котировок (цена продукции до 500 тысяч рублей);
  • закупки у единственного поставщика (стоимость до 100 тысяч рублей).

Основанием закупки продуктов питания по 44-ФЗ у единственного поставщика является п. 4 ч. 1 ст. 93. Следует помнить, что объем таких мелких закупок ограничен. Данные правила применяются и для закупки питания для медицинских учреждений.

Продукты питания входят сразу в несколько правительственных перечней, поэтому в документации заказчики должны установить ограничения, условия допуска и преимущества для участников. При этом важно не ошибиться со способом закупки, иначе заплатите штраф. Например, закупать продукты конкурсом с ограниченным участием вправе только медорганизации и образовательные учреждения. Смотрите, как действовать поэтапно – от планирования до приемки.

Техническое задание на закупку продуктов питания

ТЗ составляется в соответствии с требованиями ст. 33 44-ФЗ. Описание продуктов должно подробным образом отражать потребности госзаказчика и в то же время не должно ограничивать конкуренцию. Поэтому закупка по группам продуктов питания вызовет меньше вопросов. Иногда закупку лучше провести вообще согласно непосредственному наименованию продукта (отдельно огурцы, помидоры, картофель). Это даст возможность принять участие в тендере на продукты питания большему числу участников, специализирующихся на поставке одного вида продукции.

Техническое задание на закупку продуктов питания для нужд ДОУ должно также содержать названия ГОСТов, СНИПов, Техрегламентов, которым поставляемые продукты должны соответствовать.

В техзадание также включается информация о:

  • предоставляемых документах;
  • периодичности поставки (разово, раз в неделю, раз в месяц и т.п.);
  • таре и упаковке;
  • маркировке и т.д.

Вложенные файлы

  • Техническое задание на поставку продуктов питания.docx
  • Техническое задание на поставку детского питания.docx
  • Техническое задание на оказание услуг по организации питания.docx

О.Л. Лобанова,
консультант по управлению закупками Академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова, г. Ярославль

При закупке продуктов питания необходимо обратить внимание как на выбор способа закупки, так и на особенности описания и установления требований к продуктам питания. Кроме того, определение исполнителя по контракту - важный и ответственный этап, а в случае, когда речь идет о закупке продуктов питания для обеспечения деятельности образовательных организаций, допущенная ошибка может стоить потери здоровья обучающихся и воспитанников.

Выбор способа определения поставщика

Выбор способа закупки в рамках действия Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе (далее - Закон № 44-ФЗ) будет зависеть от двух критериев:
первый - это "цена вопроса", то есть размер начальной (максимальной) цены контракта закупки (далее - НМЦК);
второй - наличие (или отсутствие) специальных ограничительных условий, например в виде перечней товаров (работ, услуг), допустимых к закупке.
Напомним, что если НМЦК не превышает 500 тыс. руб., то заказчик вправе:
- осуществить закупку напрямую у единственного поставщика (на основании пунктов и ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)
- либо заключить контракт по итогам запроса котировок, запроса предложений<*>, конкурса или аукциона.
<*> Только в исключительных случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ.

Но закупка продуктов питания путем проведения аукциона имеет существенный недостаток - заказчик заключает контракт с тем субъектом, который предложил наименьшую цену контракта. Зачастую заказчик вынужден заключать контракт с низкоквалифицированным поставщиком, да еще и

Организацией питания в школьной столовой муниципального бюджетного учреждения занимается сторонняя организация. Деньги на оплату питания поступают учреждению от родителей и в виде субсидии.
Может ли такое учреждение выступать в качестве организатора торгов, при этом заказчиком по заключенному договору на организацию горячего питания будут являться родители? Правомерно ли в таком случае поступление денег от родителей прямо на счет исполнителя, минуя лицевой счет школы? Необходимо ли в таком случае осуществлять закупку от имени учреждения и на деньги субсидии, и на родительские деньги?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемом случае заказчиком услуг по организации горячего питания в столовой может быть только бюджетное учреждение. Договор должен быть заключен в соответствии с нормами от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в рамках которого родители обучающихся заказчиками быть не могут. Обязанность оплатить услуги по такому договору возникает именно у заказчика. Однако эта обязанность может быть исполнена за заказчика третьими лицами, в том числе родителями детей, обучающихся в образовательной организации.

Обоснование позиции:
В соответствии с Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) этот федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части, касающейся в том числе заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями (за отдельными исключениями) либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. , и Закона N 44-ФЗ.
Заказчиком в целях применения норм N 44-ФЗ является государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с ч.ч. 1 и 2.1 ст. 15 того же федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки ( Закона N 44-ФЗ).
Под закупкой товара, работы, услуги (далее также - закупка) в N 44-ФЗ понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном данным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд (п. 3 ст. 3 этого закона). Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя, далее также - контрагент) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В свою очередь, определение контрагента - это совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном N 44-ФЗ, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки либо в установленных этим законом случаях с направления приглашения принять участие в определении контрагента и завершаются заключением контракта ( Закона N 44-ФЗ).
Согласно Закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств в соответствии с требованиями этого федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 2 и 3 той же статьи. В этих исключительных случаях бюджетные учреждения вправе при соблюдении определенных условий закупать товары, работы и услуги с применением положений от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" ( Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, бюджетное учреждение признается заказчиком, который при осуществлении закупок товаров, работ или услуг, оплата которых хотя бы частично производится за счет субсидий, предоставленных такому учреждению из соответствующего бюджета, обязан руководствоваться требованиями N 44-ФЗ. Физические лица не могут выступать в качестве заказчиков в рамках закупок согласно правилам N 44-ФЗ. Поэтому родители учащихся не могут быть заказчиками услуг по организации питания в школе, закупаемых с применением процедур, которые предусмотрены N 44-ФЗ. Правила ст. 25 названного федерального закона о проведении совместных конкурсов и аукционов с возложением на уполномоченный орган, уполномоченное учреждение либо одного из заказчиков функций организатора таких торгов в этой ситуации неприменимы.
Отметим, что, поскольку контракт, заключаемый в соответствии с N 44-ФЗ, является гражданско-правовым договором (п. 3 ч. 1 ст. 1 этого федерального закона), к нему применяются правила ГК РФ с учетом особенностей, установленных N 44-ФЗ.
Сторонами в обязательстве, в том числе возникшем из договора, являются должник и кредитор ( , ГК РФ). Применительно к договору возмездного оказания услуг сторонами обязательства являются исполнитель и заказчик ( ГК РФ).
Обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон ( ГК РФ). Таким образом, обязанность оплатить оказанные услуги не может возникнуть у третьего лица, поскольку оно не является заказчиком. По контракту, заключенному заказчиком, обязанность оплатить услуги возникает именно у заказчика.
В N 44-ФЗ отсутствуют нормы, которые прямо бы устанавливали запрет на заключение таких контрактов, денежные обязательства по которым возникали бы не у заказчиков, а у третьих лиц. Вместе с тем из ряда положений этого закона следует, что по контракту, заключаемому в соответствии с N 44-ФЗ, оплата за предоставленное контрагентом исполнение осуществляется именно заказчиком, являющимся стороной контракта (смотрите, например, Закона N 44-ФЗ). В ряде же случаев (например, в случае заключения контракта на электронной площадке) подписание трехстороннего контракта и вовсе технически невозможно (смотрите, например, Закона N 44-ФЗ).
Следует отметить, что представители Минэкономразвития России дают отрицательный ответ на вопрос о возможности заключения трехсторонних контрактов в рамках N 44-ФЗ, ссылаясь на то, что названным федеральным законом это не предусмотрено (письма от 14.06.2016 N Д28и-1614, от 29.09.2014 N ОГ-Д28-7693). Кроме того, возможность применения к такого рода договорам положений этого закона весьма сомнительна, поскольку все соответствующие нормы N 44-ФЗ основаны на презумпции того, что заказчик является стороной контракта. Только в этом случае, например, к заказчику как к лицу, у которого возникают обязательства оплатить услуги, могут применяться меры ответственности за просрочку либо неисполнение обязанности по оплате исполнения контракта, предусмотренные Закона N 44-ФЗ. Только к контракту, стороной которого является заказчик, могут применяться и иные положения N 44-ФЗ (в частности о запрете изменения условий контракта, об отказе от исполнения контракта и т.п.).
Между тем, как мы уже отметили, договор об организации питания детей в столовой бюджетного учреждения, оплата по которому производится этим учреждением в том числе и за счет субсидий, может быть заключен только с соблюдением положений N 44-ФЗ.
Таким образом, поскольку контракт на оказание услуг будет заключен в соответствии с N 44-ФЗ, его сторонами могут являться только заказчик и исполнитель. Иные лица (родители обучающихся в образовательной организации, которая является заказчиком), на наш взгляд, не могут быть сторонами контракта, на отношения по которому распространяются положения указанного закона. Поэтому заключение контракта об оказании услуг с условием об оплате услуг третьими лицами не соответствует N 44-ФЗ.
Разумеется, вышеизложенное не означает, что обязательства заказчика по оплате работ, возникшие из заключенного им в соответствии с N 44-ФЗ контракта, не могут быть исполнены другим лицом. Согласно ГК РФ кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом, если исполнение обязательства возложено должником на указанное третье лицо. В некоторых случаях, в частности, при просрочке исполнения должником денежного обязательства кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника таким третьим лицом, даже если должник такое исполнение на третье лицо не возлагал ( ГК РФ). В остальных случаях кредитор, хотя и не обязан, но вправе принять от третьего лица исполнение, предложенное им за должника.
Следовательно, третьи лица (родители детей, обучающихся в образовательной организации) могут по своей инициативе исполнить имеющееся у заказчика обязательство перед контрагентом по оплате услуг по организации горячего питания в школьной столовой путем внесения (перечисления) контрагенту соответствующей денежной суммы. Если такое исполнение будет принято, обязанность заказчика по оплате услуг будет считаться прекратившейся. Судебная практика подтверждает возможность оплаты по контрактам за заказчика третьими лицами (смотрите, например, АС Северо-Кавказского округа от 27.05.2015 N Ф08-3198/15, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2014 N ). Не противоречит закону и возложение заказчиком исполнения обязательства по оплате товаров, работ или услуг по контракту на третьих лиц. Однако подчеркнем, что такие обязательства до их исполнения сохраняются именно за заказчиком. Кроме того, учитывая, что к третьему лицу, исполнившему обязательство должника, переходят права кредитора по обязательству ( ГК РФ), во избежание возникновения у заказчика задолженности перед третьими лицами из документов, которыми будут оформлены отношения между заказчиком и плательщиками, должно прямо следовать, что третьи лица исполняют обязательство учреждения безвозмездно, то есть освобождают учреждение от обязанности возместить соответствующие расходы.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.