Сдача в аренду или кассовые аппараты. Почему стоит арендовать онлайн-кассу? Кто обязан использовать ККМ

Внимание! Этот материал о том, как снять кассу с учёта в налоговой . Если вас интересует как снять у кассы Z отчёт (регулярное снятие кассы), нажмите !

Предпринимательская деятельность далеко не всегда проста и безоблачна. Иногда случается и так, что приходится сворачивать бизнес, а все рабочее оборудование складировать в дальний угол. Но если прилавки, мебель, компьютеры и прочее можно просто спрятать подальше или попытаться перепродать, то с контрольно-кассовой техникой поступать нужно иначе.

Прежде чем окончательно убрать ее на полку или выставить на продажу, необходимо провести ее снятие с учета в налоговой инспекции.

Причем поступать так нужно не только в случае закрытия бизнеса, но и в некоторых других ситуациях. Разберем эту тему подробнее.

Снимаем контрольно-кассовую технику с учета: причины

Необходимость полного снятия контрольно-кассовых машин с учета в налоговых органах или их перерегистрация может возникнуть при самых разных обстоятельствах. Это может быть:

  • ликвидация юридического лица (предприятия или организации) а также закрытие ИП;
  • добровольная замена кассовой машины на более функциональную и новую модель;
  • вынужденная замена устаревшей кассовой техники вследствие того, что она была вычеркнута из перечня государственного реестра. Эксплуатировать контрольно-кассовый аппарат можно не более 7 лет с момента его выпуска ;
  • кража контрольно-кассовой техники. В данном случае, к специалисту налоговой надо будет обязательно предъявить справку из полиции;
  • предоставление в аренду, передача в дар, а также продажа другой компании или индивидуальному предпринимателю;
  • форс-мажорные обстоятельства (пожары, наводнения, разрушения зданий и т.д.);
  • изменения в соответствующей части законодательства;
  • в случаях, если кассовая машина по каким-либо причинам не применяется в работе. Особенно это важно, если дальнейшее ее использование также не запланировано, но, при этом, доступ к ней имеют как сотрудники компании, так и посторонние лица. Чтобы избежать несанкционированного и бесконтрольного использования кассы, ее надо дезактивировать.

Для чего снимать контрольно-кассовые машины с учета в налоговой

Снимать кассы с учета в налоговых органах необходимо независимо от того, что послужило причиной прекращения их применения. Нужно помнить о том, что данные о каждом используемом фискальном регистраторе или кассовом аппарате есть в базе налоговой службы. А раз так, то значит они в обязательно порядке должны подвергаться регулярному техническому обслуживанию и своевременной .

Если касса не снята с учета, представители налоговой инспекции могут в любой момент заглянуть с проверкой на предмет правильной выдачи кассовых чеков покупателям или потребителям услуг.

Особенно это касается индивидуальных предпринимателей, поскольку именно их в случае чего проще всего найти (по месту жительства, указываемом при постановке ИП на учет в ИФНС). Самое неприятное будет, если представитель организации или индивидуальный предприниматель не сможет ответить на вопрос о том, где находится контрольно-кассовая техника, зарегистрированная на его компанию.

Ну и конечно, стоит помнит о том, что не сняв кассу с учета в налоговой службе, ее не удастся продать или подарить.

Порядок снятия контрольно-кассовой техники с регистрации

Если говорить коротко, то процесс снятия ККМ с налогового учета происходит в несколько этапов:

  1. подготовка комплекта документов;
  2. консультирование и привлечение к процедуре сотрудника сервисного центра;
  3. визит в налоговую.

Если все сделано по порядку и правильно, то сам процесс снятия кассы с учета займет не более получаса.

Что важно при снятии кассы с учета

Основной смысл операции по снятию кассы с регистрации в налоговых органах заключается в том, чтобы они могли проверить, насколько соответствует информация в кассовом журнале по отношению к сведениям фискальной памяти, а также последующей дезактивации аппарата, и передачи данных ЭКЛЗ на хранение. Здесь необходимо отметить, что строгой регламентации этой процедуры нет, поэтому каждый регион РФ по-своему регулирует данный процесс.

Прежде чем отправляться в территориальный отдел налоговой службы, нужно уточнить, какие именно требования предъявляет к процедуре снятия кассы с учета именно тот отдел ИФНС, в котором она была зарегистрирована.

Внимание! Иногда налоговики требуют, чтобы снятие фискальных отчетов с контрольно-кассовой техники проводилось только в присутствии их представителя. В этом случае нужно заранее договариваться с инженером из центра технического обслуживания о том, чтобы он мог в определенное время подъехать в налоговую. ИП или сотруднику компании, подающей заявление на снятие ККМ с регистрации, надо иметь с собой все необходимые документы и саму кассу.

Следует отметить, что не все территориальные инспекции так строго относятся к данному процессу. Некоторые не требуют привозить к ним кассовые машины и приглашать технического специалиста, они ограничиваются проверкой документов, главное в которых – корректное оформление и резолюция сертифицированного технического центра.

В еще более упрощенных схемах работники обслуживающих центров самостоятельно снимают блок ЭКЗЛ и собирают все документы для снятия кассы с учета в налоговой. При этом собственнику кассовой машины нужно всего лишь лично подъехать в налоговую с заявлением или отправить туда представителя с доверенностью. Сделать это надо либо в тот же день, либо, если это установлено в правилах местной территориальной налоговой инспекции – в трехдневный срок.

Перед тем, как снимать кассовый аппарат с налогового учета, необходимо убедиться в том, что вся налоговая отчетность на текущее время сдана своевременно, никаких долгов перед налоговиками нет, все счета со стороны обслуживающей технику организации оплачены.

Кроме того, не лишним будет еще раз проверить правильность занесения информации в журнал кассира-операциониста, и проверить журнал технического обслуживания.

Документы по снятию ККМ для налоговой

После того, как все необходимые предварительные проверки и операции проведены, пора приступать к формированию пакета документов для налоговой. В него входит несколько важных документов, без которых снятие кассы с регистрации невозможно. Вот перечень этих документов:

  • карточка, выданная при регистрации кассовой машины в налоговой;
  • личный паспорт заявителя или представителя по доверенности;
  • технический паспорт контрольно-кассовой техники и отдельно паспорт блока ЭКЛЗ;
  • журнал кассира-операциониста;
  • журнал регистрации вызовов технических специалистов;
  • копия заверенного налоговой инспекцией баланса за последний отчётный период;
  • от ООО;
  • книга доходов и расходов от ИП.

Последние два документа не обязательны, но в некоторых случаях инспектор налоговой службы может попросить их для полноценного анализа сведений по ККМ.

От сотрудника обслуживающего центра, налоговики потребуют:

  • чек с фискальным отчётом за всё время использования кассы;
  • акт о снятии показаний кассовых счётчиков;
  • по одному чеку-отчёту за каждые последние три года эксплуатации кассы;
  • помесячные фискальные отчеты также за трехгодовой период;
  • чек о закрытии архива памяти аппарата;
  • отчёт по блоку памяти ЭКЛЗ;
  • акт о передаче ЭКЛЗ на хранение. Кстати говоря, храниться он должен не менее пяти лет с момента снятия кассы с учета на случай возможной налоговой проверки.

После того, как все вышеперечисленные документы будут отданы специалисту налоговой инспекции, и процедура снятия кассы с учета будет завершена, с кассовым аппаратом можно делать все, что заблагорассудиться: продать, сдать в аренду, отдать в комиссионный отдел технического центра, подарить, просто поставить в угол. Однако стоит помнить, что если модель кассы вычеркнута из госреестра, дальнейшее её использование будет невозможно. В этом случае кассу можно только выбросить.

Предложение арендовать готовые ИП с расчётным счётом заманчиво, ведь позволяет избежать процедуры регистрации, общения с налоговой. После подписания документов аренды можно приступать к реализации бизнес-задач. Как минимизировать риски мошенничества при аренде готового ИП и сколько придётся заплатить арендодателю.

Общие характеристики аренды готового ИП

Физическим лицам доступны следующие варианты готового бизнеса предпринимателя.

  1. Аренда ИП без кассы или с кассой.
  2. ИП в аренду вместе с расчётным счётом, возможностью оплаты картой.

Основным документом подобной сделки является доверенность, нотариально заверенная, предоставляющая арендополучателю право пользования расчётным счётом.

Прилагаются также:

  • соглашение о предоставлении услуг;
  • кассовый аппарат;
  • трудовые договоры с сотрудниками (при наличии);
  • учредительные документы: ИНН, ОГРНИП, выписка из ЕГРИП (заверенные нотариально);
  • реквизиты счёта;
  • договор аренды помещения или торгового места.

Стоит отметить, что аренда без кассы – самый простой, недорогой и быстрый способ сотрудничества, не требующий объёмного количества документов.

Однако, заключив соглашение на ИП без ККМ, возможно заниматься ограниченными видами деятельности, например:

  • розничная торговля газетами и журналами;
  • торговля ценными бумагами;
  • реализация лотерейных билетов;
  • сбыт проездных билетов;
  • рыночная торговля, на ярмарках, выставках;
  • разносная торговля;
  • торговля мороженым и напитками на розлив в киосках;
  • приём стеклянной тары и пр.

Возможность приёма оплаты банковскими картами позволит увеличить поток клиентов, ввиду широкой распространённости данного платёжного инструмента, но увеличит стоимость на оплату услуг эквайринга.

Поступления от предпринимательской деятельности на лицевой счёт физического лица запрещены, поэтому аренда ИП с расчётным счётом будет актуальным решением.

Стоимостные условия аренды

Предложения на рынке отличаются по стоимости.

Оформление аренды происходит на следующих условиях:

Арендатор обязан уведомить о расторжении договора, как правило, за 30 дней до даты прекращения отношений.

Ответственность за корректность расчётов с покупателями возлагается на арендатора, в случае наложения штрафов, оплата производится также за его счёт.

Как снизить риски мошеннических действий

Аренда ИП с расчётным счётом и картой либо кассовым аппаратом имеет юридические противоречия: предприниматель – это физическое лицо с особым статусом, соответственно, его нельзя арендовать. Даже при наличии договорных отношений с компанией-арендодателем, доказать в суде, что подобная сделка была осуществлена – невозможно.

В связи с этим, к выбору партнёров необходимо подходить обдуманно. Чтобы выбрать компанию, предлагающую услугу и избежать обмана, важно, чтобы доверенность была нотариально заверена, это поможет принимать решения от имени ИП.

При аренде ИП с кассовым аппаратом определить обман легко – достаточно проверить, зарегистрирован ли аппарат в установленном законом порядке, проходил ли тех. обслуживание. Для этого потребуется изучить документы ККМ:

  • паспорт;
  • кассовые журналы;
  • журнал учёта вызова специалистов;
  • регистрационная карта ККМ.

Все документы должны содержать пометки налоговой инспекции. Арендовать готовые ИП рекомендуется только после проверки на действительность на сайте https://egrul.nalog.ru/ , наличия арестов и долгов на портале судебных приставов.

Если решение об аренде готового ИП с расчётным счётом и картой принято, необходимо:

  1. Проверить компанию-арендодателя на наличие отзывов и негативной информации.
  2. Тщательно изучить документы ИП.

Поддержание регулярной связи с компанией-представителем или самим предпринимателем поможет определить профессионализм и порядочность намерений партнёров.

Простая письменная форма доверенности, не заверенная нотариусом, не принимается учреждениями госорганов или банками, не позволяет принимать решений от имени предпринимателя.

При условии, что пункты договора проверены арендополучателем и проанализированы на предмет рисков, соглашение станет безопасным.

Как взять онлайн кассу в аренду?

После вступления в силу закона №54-ФЗ предприниматели и юридические лица должны перейти на новые онлайн-кассы. Однако у многих возник вопрос, можно ли как-то сэкономить на покупке оборудования. Ведь в среднем касса обходится в 35 000 рублей за год, в том числе за обслуживание и сопутствующие расходы. Из этой статьи вы узнаете, как взять ККТ в аренду и действительно ли это будет стоить дешевле приобретения устройств.

Почему стоит арендовать онлайн-кассу?

При введении обязательного перехода на новые ККТ возникли определенные сложности. Одна из главных проблем – высокая стоимость оборудования. Кассу необходимо не только купить, но и зарегистрировать, заключить договор с ОФД, оформить электронную подпись. Кроме того, есть еще один недостаток – нехватка оборудования. Так, за первый квартал 2017 года было изготовлено 500 000 единиц техники, а необходимо было более 1 миллиона. Аренда касс позволяет снизить расходы на начальном этапе перехода и сгладить процесс. Она упрощает деятельность ИП и юридических лиц – вся работа по поддержанию работоспособности и обслуживание ложатся на компании-арендаторов.

Преимущества аренды кассы

  • Такие ККТ не требуют обслуживания. За бесперебойным функционированием устройств следят организации, у которых вы берете кассы в аренду. При неисправности вам не придется тратиться на ремонт или покупку новой ККТ – арендодатели выделят вам другую взамен сломанной. Кроме того, вам не придется беспокоиться о качестве связи – в дата-центре за этим строго следят и используют дополнительные источники питания.
  • Небольшие начальные расходы. В то время как единовременная покупка ККТ обходится в 18 000-25 000 рублей, то аренда за первый месяц составит всего 2 000-3 000.
  • Арендуемые кассы легко интегрировать с другими сервисами. Их можно подключить к Яндекс.Кассе, 1С-Битрикс, WordPress, Opencart.

Недостатки аренды

  • Удаленные ККТ не пробивают бумажные чеки. Для пунктов выдачи такие устройства не подходят. Если вы хотите принимать электронные платежи и печатать чеки, стоит приобрести собственное оборудование.
  • Высокая годовая стоимость. За 12 месяцев аренды вы отдадите практически равную покупке устройства сумму – от 30 000 до 40 000 рублей.

Как арендовать кассу?

Каждая компания подключает оборудование по-своему.

Примерный план аренды выглядит следующим образом:

  • Вы регистрируетесь на сайте и подтверждаете номер телефона через СМС.
  • Заходите в личный кабинет и указываете информацию своей организации: название, юридический адрес, Ф. И. О. руководителя, ИНН, ОГРН, систему налогообложения.
  • Подписываете договор с арендатором.
  • Выбираете число необходимых устройств.
  • Оплачиваете аренду.

Следующие шаги полностью совпадают с обычной регистрацией ККТ:

  • Заключаете договор с оператором фискальных данных. Наиболее выгодно работать с ОФД, с которыми сотрудничает арендатор.
  • Вносите онлайн-кассу в базу ФНС и активируете фискальный накопитель.
  • Регистрируете устройство на сайте ОФД.
  • Интегрируете ККТ с необходимыми системами.

Как работает арендуемая онлайн-касса?

  • На сайте компании клиент оплачивает покупку с помощью карты, сервиса Яндекс.Деньги, Webmoney или Qiwi.
  • С веб-ресурса на кассу передается информация о платеже.
  • ККТ формирует электронный чек, аналогичный стандартному бумажному.
  • С онлайн-кассы фискальные данные передаются ОФД.
  • Оператор пересылает чек покупателю на почту или через SMS.

У каких компаний можно арендовать онлайн-кассу?

  • Атол.Онлайн. Предоставляет бесплатное подключение. Ежемесячный платеж составляет 3 000 рублей, при аренде двух и более касс – 2 000 за единицу. Стоимость ФН – 5 200.
  • Orange Data. Цена за подключение – 2 000 рублей за единицу, двух и более ККТ – бесплатно. Платеж за месяц составляет 2 000 рублей. Стоимость ФН – 5 200.
  • Старрус Чек-онлайн. Подключить кассу можно за 1 500 рублей. Оплата за месяц – 1 900. Цена на ФН – 4 900 рублей.

Если вы планируете в дальнейшем приобрести онлайн-кассы, но в данный момент на это не хватает средств, аренда устройств на непродолжительное время станет наиболее выгодным вариантом. В случае, когда вы можете сразу оплатить всю сумму за контрольно-кассовую технику нового образца, рекомендуем приобрести ее, не тратя лишние деньги на аренду.

Индивидуальный предприниматель вправе применять ККТ, зарегистрированную в налоговом органе до 1 февраля 2017 года, которая не поддерживает функцию передачи данных в налоговые органы через оператора фискальных данных, до 1 июля 2017 года

07.06.2017

Индивидуальный предприниматель сдает в аренду нежилые помещения (применяет УСН). В настоящее время он применяет контрольно-кассовую технику, зарегистрированную в налоговом органе до 01.02.2017, которая не поддерживает функции передачи сведений в налоговые органы.

Возможно ли, в дальнейшем индивидуальному предпринимателю не применять контрольно-кассовую технику, а выдавать физическим лицам бланки строгой отчетности, которые могут быть изготовлены типографским способом или сформированы с использованием автоматизированных систем?

Должен ли индивидуальный предприниматель использовать онлайн-кассы при расчетах с покупателями - физическими лицами? Если да, то, с какого времени?

Ответ подготовил: эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Арыков Степан. Контроль качества ответа: рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ Барсегян Артем.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Индивидуальный предприниматель вправе применять контрольно-кассовую технику, зарегистрированную в налоговом органе до 01.02.2017, которая не поддерживает функцию передачи данных в налоговые органы через оператора фискальных данных, до 01.07.2017.

Кроме того, до 01.07.2018 индивидуальный предприниматель при сдаче в аренду нежилых помещений может производить расчеты с физическими лицами без применения онлайн-кассы при условии выдачи бланков строгой отчетности, реквизиты которых не должны передаваться в налоговый орган через оператора фискальных данных. Для изготовления бланков строгой отчетности индивидуальному предпринимателю следует обратиться в типографию или применять устройство, отвечающее требованиям, предъявляемым к автоматизированным системам Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359.

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее также - ККТ) применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом N 54-ФЗ.

Под расчетами для целей Закона N 54-ФЗ понимаются прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей (ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты).

Пользователи обязаны обеспечить передачу в момент расчета всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением ККТ, в налоговые органы через оператора фискальных данных с учетом положений абзаца третьего п. 6 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ, за исключением случая, указанного в п. 7 ст. 2 Закона N 54-ФЗ (п. 6 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ).

В приведенной выше редакции нормы Закона N 54-ФЗ действуют с 15.07.2016 в связи со вступлением в силу Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 290-ФЗ).

Ряд переходных положений предусмотрен ст. 7 Закона N 290-ФЗ. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона N 290-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели могли до 01.02.2017 осуществлять регистрацию ККТ в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. При этом ККТ, зарегистрированная в налоговых органах до 01.02.2017, применяется, перерегистрируется и снимается с регистрационного учета организациями и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, до 01.07.2017.

Согласно ч. 6 ст. 7 Закона N 290-ФЗ регистрация и перерегистрация ККТ, которая не обеспечивает передачу оператору фискальных данных каждого кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме, содержащих фискальный признак, с 01.02.2017 не допускаются, за исключением случая, указанного в п. 7 ст. 2 Закона N 54-ФЗ (в редакции Закона N 290-ФЗ).

Соответственно, в общем случае обязанность по применению ККТ, поддерживающей функцию передачи данных в налоговые органы через оператора фискальных данных, возникает с 01.02.2017. При этом в рассматриваемой ситуации индивидуальный предприниматель вправе применять ККТ, зарегистрированную в налоговом органе до 01.02.2017, которая не поддерживает функцию передачи данных в налоговые органы через оператора фискальных данных, до 01.07.2017.

В то же время необходимо учитывать, что на основании ч. 8 ст. 7 Закона N 290-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению, вправе не применять ККТ при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ), до 01.07.2018.

Действовавшая до дня вступлению в силу Закона N 290-ФЗ редакция Закона N 54-ФЗ предусматривала, что организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством РФ (п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ)). Соответствующий порядок установлен Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение N 359), утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359.

Отметим, что в правоприменительной практике неоднозначным являлся вопрос о том, относится ли сдача имущества в аренду к услугам для целей Закона N 54-ФЗ (смотрите, например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.01.2010 по делу N А03-14324/2009). Минфин России и налоговые органы придерживались мнения, что предоставление в аренду имущества является услугой и на нее распространяются требования Закона N 54-ФЗ (смотрите, например, письма Минфина России от 04.08.2005 N 03-01-20/4-163, УФНС России по г. Москве от 05.06.2012 N 20-14/041276@, от 26.11.2009 N 20-14/2/124206@, от 12.03.2009 N 17-15/022192).

С учетом того, что новая редакция Закона N 54-ФЗ предусматривает, что индивидуальные предприниматели могут производить расчеты без применения ККТ при сдаче в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности (п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ ((в редакции Закона N 290-ФЗ)), мы полагаем, что вопрос об отнесении сдачи имущества в аренду к услугам для целей Закона N 54-ФЗ должен считаться урегулированным.

Следует иметь в виду, что новая редакция Закона N 54-ФЗ определяет бланки строгой отчетности как документы, реквизиты которых должны передаваться в налоговые органы через оператора фискальных данных. Для их печати на бумажных носителях используется автоматизированная система для бланков строгой отчетности, являющаяся контрольно-кассовой техникой, которая может применяться только для осуществления расчетов при оказании услуг (п. 1 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ, смотрите также письмо ФНС России от 09.11.2016 N АС-4-20/21227@).

Мы полагаем, что при применении бланков строгой отчетности в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ), на основании ч. 8 ст. 7 Закона N 290-ФЗ, предусматривающей право не применять ККТ, на используемые в таком случае бланки строгой отчетности не должны распространяться требования новой редакции Закона N 54-ФЗ.

Соответственно, при применении бланков строгой отчетности в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ), необходимо руководствоваться Положением N 359, что подтверждается разъяснениями, представленными в письме Минфина России от 27.12.2016 N 03-01-15/78348.

Бланк строгой отчетности должен содержать реквизиты, предусмотренные п. 3 Положения N 359. В соответствии с п. 4 Положения N 359 бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем. Изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе бланка документа (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов.

Положение N 359 не содержит требований о том, что данные, содержащиеся в бланках строгой отчетности, должны передаваться в налоговые органы через оператора фискальных данных.

Необходимо учитывать, что предусмотренное п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ) правило действует только в случае оказания услуг населению, т.е. гражданам, в том числе имеющим статус индивидуального предпринимателя (п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации до 01.07.2018 индивидуальный предприниматель при сдаче в аренду нежилых помещений может производить расчеты с физическими лицами без применения онлайн-кассы при условии выдачи бланков строгой отчетности, реквизиты которых не должны передаваться в налоговый орган через оператора фискальных данных.

Отметим, что формирование бланка строгой отчетности хоть и возможно с использованием автоматизированных систем, но для одновременного заполнения бланка документа и выпуска документа должно обеспечиваться выполнение следующих требований (п. 11 Положения N 359):

а) автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее 5 лет;

б) при заполнении бланка документа и выпуске документа автоматизированной системой сохраняются уникальный номер и серия его бланка.

Организации и индивидуальные предприниматели по требованию налоговых органов обязаны представлять информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах (п. 12 Положения N 359).

Простой компьютер для формирования бланков строгой отчетности использован быть не может (письма Минфина России от 03.02.2009 N 03-01-15/1-43, от 07.11.2008 N 03-01-15/11-353, п. 3 письма ФНС России от 10.09.2012 N АС-4-2/14961@). Изготовление документа строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, на компьютере и принтере, не обращаясь в типографию, неправомерно (письмо Минфина России от 25.11.2010 N 03-01-15/8-250).

Соответствие автоматизированной системы, формирующей бланки строгой отчетности, требованиям Положения N 359 должно подтверждаться технической документацией по формированию, заполнению и печати бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам (письмо ФНС России от 24.08.2012 N АС-4-2/14038).

Соответственно, в рассматриваемой ситуации для изготовления бланков строгой отчетности индивидуальному предпринимателю следует обратиться в типографию или применять устройство, отвечающее требованиям, предъявляемым к автоматизированным системам Положением N 359. Удовлетворять требованиям Закона N 54-ФЗ (в редакции Закона N 290-ФЗ) такая система не должна.

Дискуссии на эту тему длятся уже давно. Об аргументах "за" и "против" читайте в этой статье.
Уже год как принят Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".

Действие этого Закона распространяется на все наличные расчеты и расчеты платежными картами с участием как юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так и граждан в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п. 1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ).

Среди видов деятельности, перечисленных в Законе N 54-ФЗ, по которым применение ККТ обязательно, аренда отсутствует. В связи с этим на практике возникает вопрос о применимости к ней положений Закона N 54-ФЗ.
Аренда не является ни продажей товаров, ни выполнением работ. Вопрос о том, относится ли аренда к оказанию услуг и соответственно нужно ли применять ККТ при внесении арендной платы наличными, является спорным. В настоящей статье мы рассмотрим существующие точки зрения по данной проблеме.

МНЕНИЕ НАЛОГОВИКОВ: ПРИМЕНЯТЬ ККТ НУЖНО

Из частных ответов на вопросы и арбитражной практики следует, что налоговые органы считают аренду услугой. По их мнению, поскольку цель принятия Закона N 54-ФЗ - контроль за поступлением выручки наличных денежных средств, а среди случаев, когда ККТ можно не применять, перечисленных в пунктах 2, 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, аренда не названа и бланк строгой отчетности, заменяющий чек, для этого вида деятельности не утвержден, применять ККТ обязательно.
В подтверждение своей позиции налоговики ссылаются на определение оказания услуг, содержащееся в ст. 38 НК РФ. Согласно ему услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Кроме того, положения главы 21 НК РФ также относят аренду к услугам.
Однако такой подход является спорным. Ведь законодательство о ККТ не относится к налоговому, следовательно, термины налогового законодательства на отношения, регулируемые Законом N 54-ФЗ, распространять нельзя.

АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ: ККТ ПРИМЕНЯТЬ НЕ НАДО

Рассматриваемая нами проблема возникла давно, еще в период действия Закона РФ от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при расчетах с населением". Существующая арбитражная практика основана на старом законе. Новой арбитражной практики в нашем распоряжении пока нет.
Но положения Закона N 5215-1 в этой части практически не отличаются от Закона N 54-ФЗ. Поэтому выводы судов применимы и к Закону N 54-ФЗ.
Принимая решения по делам об оспаривании наложения налоговыми органами административных штрафов за неприменение ККТ арендодателями судьи руководствовались следующими аргументами.
В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель предоставляет арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
По договору возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ) исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Договор аренды является договором на передачу имущества и не относится к договорам оказания услуг, поэтому положения об услугах к нему не применяются.
По своей правовой природе договор аренды (имущественного найма) не относится к сделкам, которые осуществляет исполнитель при оказании услуг.
Отношения между арендодателем и арендатором носят гражданско-правовой, а не публично-правовой (т.е. с участием неограниченного круга лиц) характер, регулируемый законодательством о ККТ.
Данные выводы содержатся в Постановлениях ФАС Центрального округа от 17.04.2001 N А62-4317/2000 и от 27.06.2002 N А64-833/02-6, Западно-Сибирского округа от 20.01.2003 N ФО4/242-991/А70-2002, Уральского округа от 18.12.2001 N Ф09-3146, Западно-Сибирского округа от 29.05.2002 N Ф04/1922-327/А70-2002, Волго-Вятского округа от 26.09.2001 N А31-1524/7 и др.
Таким образом, арбитражные суды исходят из гражданско-правового определения аренды, содержащегося в Гражданском кодексе РФ. В соответствии с этим определением договор аренды и договор оказания услуг имеют различную правовую природу, а значит, аренда не является услугой и Закон N 54-ФЗ на нее не распространяется.

До тех пор, пока в Закон N 54-ФЗ не будут внесены соответствующие изменения, споры по данному вопросу будут продолжаться. У арендодателей есть три варианта.
Первый - применять ККТ и тем самым споров избежать.
Второй - не применять и быть готовыми к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ и судебному спору с налоговиками. При этом следует помнить, что к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ можно привлечь в течение двух месяцев со дня совершения правонарушения (ст. 4.5 КоАП РФ).
Третий вариант - вести с арендаторами расчеты только в безналичной форме.
В российской правовой системе прецедент не является источником права, т.е. суд не обязан применять во всех аналогичных случаях вынесенные другим (в том числе и вышестоящим) судом решения по конкретным делам. Тем не менее полагаем, что организация может отстаивать свою позицию, используя аргументы из приведенных выше судебных решений по аналогичным делам.

С. РОГОЦКАЯ, АКДИ "Экономика и жизнь"